Введение. Социо-культурная ситуация в Европе XIII-XVI вв., рождение новых форм культуры и философии. 1. Возрождение как своеобразный синтез античности и средневековья; прославление античных образцов и обожествление человека. Сакрализация культуры и секуляризация религии. От обновленной античности к обновленному христианству. Возрождение - гуманистический тип культуры; гуманизм - фокус Возрождения. Гуманистические представления о естественном и божественном равенстве людей как основании для превращения их в "героев" благодаря личной "доблести". Замена провиденциализма принципом личной активности История как борьба со "своевольной фортуной", как "арена личной "доблести" и "предприимчивости". Мир как "приключение". Формирование новой мировоззренческой установки: человек - центр мироздания. Возрождение как эпоха поиска индивидуально- сти; формирование социо-культурных оснований генезиса индивидуальности. Соотнесение понятий "индивидуальность" и "личность". "Героический период" философии эпохи Возрождения. Зарождение гуманизма: новый, неформальный тип общения в кружках и "академиях", противостоящих церковным школам, монастырям и университетам. 2. Гуманисты XIV-XVI вв.: рождение интеллигенции как особой группы, занимающейся изучением литературы и других гуманитарных дисциплин, особой социальной группы - носительницы нового мировосприятия и мироощущения, исторического и нравственного самосознания. 3. Диалогичность ренессансного разума; М.Фичина (1432-1499) о "естественной диалектике" как искусстве рассуждения. 4. Принцип согласия всех учений (философии и теологии, античной философиии христианства, различных религий, всех наук) во "всеобщей мудрости" в сочинении Пико де ла Мирандолы (1463-1494) "Речь о достоинстве человека". Принцип "всеобщей религии" как всеобщей мудрости М.Фичино. 5. Гуманистическая программа Ф.Петрарки и Дж.Боккаччо. Обоснование гуманистического индивидуализма в творчестве Петрарки (1304- 1374): "от познания человеческого к познанию мира". Уникальная индивидуальность в "Декамероне" Дж.Боккаччо (1313-1375); обращение к реальным проблемам человеческого бытия. 6. Леонардо да Винчи (1452-1519): понятие "варьета" (varieta) как выражение уникального многообразия и сущности самого Возрождения. 7. "Борющаяся личность" - характеристика "открытости" истории и принцип политической философии Н.Маккиавелли (1469-1527). Соотношение "фортуны" и "доблести" в человеческой жизни и истории: влияние человека на ход событий; непредрешенность истории; представление о "коварстве" истории. 8. Утрата гуманистической целостности и обретение научно-технической парадигмы прогресса в позднем Возрождении. Зарождение идеи о незавершенности процесса совершенствования знаний. Перемещение акцента на натурфилософию и онтологию. 9. Дж.Бруно (1548-1600). Учение о бесконечности Вселенной и бесчисленности миров. Развитие универсума и его единства. Пантеизм Бруно. Литература 1. Боккаччо Дж. Декамерон. М.,1955. 2. Маккиавелли Н. Князь//Он же. Соч. М.;Л.,1934. Т.1. 3. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М.,1978. 4. Горфункель А.Х. От торжества Фомы к "Афинской школе"//История философии и вопросы культуры. М.,1975. Западная философия нового времени Введение. 1. Социально-исторические предпосылки философии нового времени. Изменение роли знания и науки, роли "человека знания" и философия. Информационный взрыв на заре нового времени; новая роль естествознания; естествознание, математика и технический прогресс в их влиянии на философию. Глубокое воздействие философии на этот процесс. Эволюция форм философствования в их от- ношении к естествознанию. 2. В чем суть оригинального вклада мыслителей нового времени в историю философию? Философское обоснование новой картины мира в его эволюции: концепция Декарта (механистическая картина мира), Лейбница (переход) от механицизма к первым начаткам диалектического взгляда на "живые силы" мира, Канта (философское осмысление открытий Ньютона и новая космогоническая гипотеза), Шеллинга и Гегеля (диалектика в природе). Новое естествознание и философия. Отделение философии от теологии. "Философский Бог" и "религия в пределах только разума". Создание нового учения о познании и науке. Проблема системы: "система природы", системный характер человеческой деятельности и философия как особая система. Рационализм в широком смысле как специфическое отличие философии нового времени. Рационализм в узком смысле в его противоборстве с эмпиризмом. Проблема "Я"; активность как центральная тема философии нового времени. Детально разработанная социально- философская, философско-правовая концепция прав и свобод человека, концепция государства, гражданского общества, всемирной истории, "вечного мира". |