Немецкая классическая философия Введение: Немецкая классическая философия: ее единство и многообразие ее форм. И.Кант - родоначальник немецкой классической философии. 1. "Докритический этап развития"; кантовское понимание взаимосвязи новой науки и новой метафизики; от доказательства бытия бога к обоснованию бытия вообще. Соотношение существования и бытия. Противоположность реальных и логических оснований и критика ограниченности общей логики; переход Канта от онтологии к логике и смысл новой, неформальной логики. Юм и Кант: проблема опытного знания. Отношение Канта к предше- ствующим эмпиризму и рационализму. Задачи философии и математики; философия - наука о первых принципах человеческого познания. 2. "Критика чистого разума" (1781) - новый этап европейского философствования. Сущность коперниканского переворота в спо- собе мышления. Активность мышления и принцип конструирования предмета опыта. Рождение в ходе рефлексии над экспериментальным научным знанием идеи априорного знания. Априоризм как попытка обоснования всеобщего характера научного знания. Смысл Кантовских вопросов: "как возможна метафизика? Как возможно чистое естествознание? Как возможна чистая математика?" Априоризм пространства и времени; априоризм категорий. Проблема "явленности" и "данности" предмета сознанию, функции чувственности и рассудка, их взаимодействие. Роль конструирования в формировании предмета, как он "дан" человеку. Парадоксальность "данности" сквозь призму "конструируемости". От эмпирии к теории. Роль разума в контексте перехода от "предмета возможного опыта" к "вещи самой по себе". Основные значения понятия "вещь сама по себе". Учение о границах опыта и противоположность "вещей самих по себе и "явлений"; явления и ноумены; идеи разума и их значение для придания безусловности опыту; регулятивное значение идей разума. Критика трансценденентальных идей разума о душе, боге и мире. Трансцендентальная диалектика Канта; критическое разрешение антиномии свободы и необходимости; обоснование перехода от теоретического к практическому применению разума. 3. Морально-практическая философия Канта. Обоснование Кантом автономии нравственных решений. Природа и свобода. Критика утилитаристских и эвдемонистических концепций нравственности. Ответственность и суверенность. Априори чистого практического разума. Понятие мотива, интереса и морально- осознанной потребности. Противоречие между счастьем и добродетелью и концепт "заслуженного счастья". Идея общего блага. Категорический императив как универсальный нормативный критерий. Единство трех формул категорического императива (универсализации, персональности и автономии). Изначальная правовая ориентация этики Канта. Практический разум как разум законодательствующий. Категорический импера- тив и общественный договор. Идеал договорного государственного устройства как неотъемлемая интенция нравственного сознания. Кантовское моральное обоснование права. Равенство в свободе по всеобщему закону как категорический императив права. Критика утилитаристских редукций правового идеала. Моральное признание необходимости правового принуждения и определение границ государственного насилия. Трансцендентальное осмысление правила талиона. Правоотношение и обмен. 4. Философско-историческое воззрение Канта. История как теологически упорядочиваемый практический опыт, как негарантированный, открытый процесс, стоящий под знаком "предельного задания" ("задачи природы для человеческого рода"). Значение конфликтов и антагонизмов для осознания высшего смысла возможного общечеловеческого консенсуса. Кантовский проект вечного мира. 5. "Критика способности суждения" Канта (1790) и формирование субъекта эстетического вкуса Выход Канта к эстетике как сфере рождения творческих потенций индивида; определение эстетического суждения как посредника между теоретическим знанием и нравственным решением. Важность кантовского понимания принципа опосредования как основы свободы. Обоснование Кантом принципа общения (общительности) в качестве предпосылки индивидуальной творческой (истинной) свободы; эстетика как область рождения новых понятий и норм. |