МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

История арабо-мусульманской философии





 

1. Понятие "исламская философия". Особенности становления. Роль коранических идей. Влияние античной философии, христи- анства, иудейства, зороастризма.

 

2. Основные течения средневековой мысли.

Кадариты и джабариты - первые "задумавшиеся" и "препирающиеся" мусульмане. Спекулятивная теология - "калам". Рационалистическое направление калама - мутазилизм.

Исмаилизм - религиозно-философское течение в среде шиитов.

Основные элементы учения: космогоническая теория и теория цикличности.

Суфизм - мистическое направление в исламе. Основные предпосылки возникновения тасаввуф: идейные и социальные. Влияние неоплатонизма, гностицизма и христианского мистицизма.

 

 

Фальсафа - ориентация на античные модели философствования. Неоплатонизированный аристотелизм как основа "восточного перипатетизма."

 

3. Проблема единства бытия.

Сосредоточение теологического и философского дискурса вокруг центрального догмата исламского вероучения - "таухид" (единобожие).

Использование рационалистической теологией античной логики и метафизики для обоснования таухида. Доказательство от- сутствия множественности как божественной характеристики, отрицание наличия у Бога атрибутов. Понимание Бога как законо- мерности, пронизывающей все сущее, придавшей "не-сущему" существование в едином акте.

Теология исмаилитов. Отрицание возможностей философской коментуализации понятия бог.

Бытие начинается с Мирового Разума. Перворазум - причина множественности.

"Вахтат аль-вуджуд" - концепция "единства бытия" философски ориентированного суфизма. Учение великого шейха Ибн Араби. Бытие мира как следствие вечного и в то же время ежемгновенно возобновляющегося процесса "пульсации".

Трасцендентность и имманентность Бога по отношению к миру. Мистический пантеизм.

Представление мусульманских философов о Боге как Необходимосущем, Первом Сущем, эманирующем иерархию космических интеллектов. Развитие в небесной сфере - по нисходящей, в поднебесье же - от менее совершенного к более совершенному, от праматерии к человеку.

 

4. Концепция знания.

Акцент мутазилитов не на волевой (как у теологов-догматиков), а интеллектуализирующей функции Аллаха.

 

 

Требование разумной ответственности человека за свои поступки и осмысленно разумного общественного порядка в целом.

Отрицание исмаилитими извечности Корана и отождествление святого писания со Словом Аллаха. Уподобление Корана пассивной материи, восприемлющей воздействие знающих имамов. Необходимость "та'вил" (толкования). Исмаилитская экзегетика.

Суфийское различение "внешнего" знания - захир и "внутреннего" - батын. Три метода познания: рациональный, интуитивно- созерцательный и мистический.

Рационализм фальсафа. Утверждение "родственности" философии и религии, признание преимущества первой: идеальная религия подражает истинной философии. Теория двойственности истины. Различение трех типов людей в зависимости от способности к разумению: риторики, диалектики и аподейктики. Знание, постигнутое аподейктиками - философия не подлежит разглашению перед диалектиками и публикой.

 

5. Концепция человека.



Мутазилисткое отрицание абсолютного фатализма. Использование противоречивости коранического текста для обоснования ответственности человека за свои поступки и действия. Вынесение антитезы добра и зла из сугубо теистической плоскости противо- поставления бога и мира, духовного и материального, в плоскость конфликта личности и общества, борения чувств и рассудка.

Стадии эманации исмаилитского учения: от бога к "совершенному человеку". Циклы пророчества: от Адама - к "скрытому" имаму Мухаммеду бен Исмаилу, миссией которого станет отмена "внешнего" аспекта ислама и полное открытие божественной истины.

 

 

Суфийское представление о человеке как "хранилище божественного". Человек интегрирует в себе все божественные атрибуты, все сущностные реальности мира. Возвращение к истинному "я" через мистическое единение с богом. Аль-инсан аль- камиль-совершенный человек.

Философская интерпретация онтологических, гносеологических и этических аспектов проблемы человека. Ориентация пре- имущественно на интеллектуальное совершенствование. Представление о жителях "добродетельного города".

Заключение.

Конец "торжества знания". Победа теологии над философией. Влияние классической арабской философии на средневековую европейскую философию.

 

Литература

1. Аль-Газали Абу Хамид. Воскрешение наук о вере. М.,1980.

2. Аш-Шахрастани. Книга о религиях и сектах. М.,1984.

3. Аль-Фарабаи. Философские трактаты. Алма- Ата,1970.

4. Ибн Сина. Избранные философские произведения. М.,1980.

5. Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX-XIV вв. М.,1961.

6. Рационалистическая традиция и современность. Т.2. Ближний и средний Восток. М.,1990.

7. Роузенталь Ф. Торжество знания. Концепция знания в средневековом исламе. М.,1978.

8. Сагадеев А.В. Ибн-Рудш. М.,1973. Сагадеев А.В. Ибн-Сина. М.,1980.

9. Смирнов А.В. Великий шейх суфизма. М.,1993.

10. Соколов В.В. Средневековая философия. М.,1979.

 

 

11. Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. М.,1987. Фролова Е.А. Проблема веры и знания в арабской философии. М.,1983.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.