История арабо-мусульманской философии 1. Понятие "исламская философия". Особенности становления. Роль коранических идей. Влияние античной философии, христи- анства, иудейства, зороастризма. 2. Основные течения средневековой мысли. Кадариты и джабариты - первые "задумавшиеся" и "препирающиеся" мусульмане. Спекулятивная теология - "калам". Рационалистическое направление калама - мутазилизм. Исмаилизм - религиозно-философское течение в среде шиитов. Основные элементы учения: космогоническая теория и теория цикличности. Суфизм - мистическое направление в исламе. Основные предпосылки возникновения тасаввуф: идейные и социальные. Влияние неоплатонизма, гностицизма и христианского мистицизма. Фальсафа - ориентация на античные модели философствования. Неоплатонизированный аристотелизм как основа "восточного перипатетизма." 3. Проблема единства бытия. Сосредоточение теологического и философского дискурса вокруг центрального догмата исламского вероучения - "таухид" (единобожие). Использование рационалистической теологией античной логики и метафизики для обоснования таухида. Доказательство от- сутствия множественности как божественной характеристики, отрицание наличия у Бога атрибутов. Понимание Бога как законо- мерности, пронизывающей все сущее, придавшей "не-сущему" существование в едином акте. Теология исмаилитов. Отрицание возможностей философской коментуализации понятия бог. Бытие начинается с Мирового Разума. Перворазум - причина множественности. "Вахтат аль-вуджуд" - концепция "единства бытия" философски ориентированного суфизма. Учение великого шейха Ибн Араби. Бытие мира как следствие вечного и в то же время ежемгновенно возобновляющегося процесса "пульсации". Трасцендентность и имманентность Бога по отношению к миру. Мистический пантеизм. Представление мусульманских философов о Боге как Необходимосущем, Первом Сущем, эманирующем иерархию космических интеллектов. Развитие в небесной сфере - по нисходящей, в поднебесье же - от менее совершенного к более совершенному, от праматерии к человеку. 4. Концепция знания. Акцент мутазилитов не на волевой (как у теологов-догматиков), а интеллектуализирующей функции Аллаха. Требование разумной ответственности человека за свои поступки и осмысленно разумного общественного порядка в целом. Отрицание исмаилитими извечности Корана и отождествление святого писания со Словом Аллаха. Уподобление Корана пассивной материи, восприемлющей воздействие знающих имамов. Необходимость "та'вил" (толкования). Исмаилитская экзегетика. Суфийское различение "внешнего" знания - захир и "внутреннего" - батын. Три метода познания: рациональный, интуитивно- созерцательный и мистический. Рационализм фальсафа. Утверждение "родственности" философии и религии, признание преимущества первой: идеальная религия подражает истинной философии. Теория двойственности истины. Различение трех типов людей в зависимости от способности к разумению: риторики, диалектики и аподейктики. Знание, постигнутое аподейктиками - философия не подлежит разглашению перед диалектиками и публикой. 5. Концепция человека. Мутазилисткое отрицание абсолютного фатализма. Использование противоречивости коранического текста для обоснования ответственности человека за свои поступки и действия. Вынесение антитезы добра и зла из сугубо теистической плоскости противо- поставления бога и мира, духовного и материального, в плоскость конфликта личности и общества, борения чувств и рассудка. Стадии эманации исмаилитского учения: от бога к "совершенному человеку". Циклы пророчества: от Адама - к "скрытому" имаму Мухаммеду бен Исмаилу, миссией которого станет отмена "внешнего" аспекта ислама и полное открытие божественной истины. Суфийское представление о человеке как "хранилище божественного". Человек интегрирует в себе все божественные атрибуты, все сущностные реальности мира. Возвращение к истинному "я" через мистическое единение с богом. Аль-инсан аль- камиль-совершенный человек. Философская интерпретация онтологических, гносеологических и этических аспектов проблемы человека. Ориентация пре- имущественно на интеллектуальное совершенствование. Представление о жителях "добродетельного города". Заключение. Конец "торжества знания". Победа теологии над философией. Влияние классической арабской философии на средневековую европейскую философию. Литература 1. Аль-Газали Абу Хамид. Воскрешение наук о вере. М.,1980. 2. Аш-Шахрастани. Книга о религиях и сектах. М.,1984. 3. Аль-Фарабаи. Философские трактаты. Алма- Ата,1970. 4. Ибн Сина. Избранные философские произведения. М.,1980. 5. Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX-XIV вв. М.,1961. 6. Рационалистическая традиция и современность. Т.2. Ближний и средний Восток. М.,1990. 7. Роузенталь Ф. Торжество знания. Концепция знания в средневековом исламе. М.,1978. 8. Сагадеев А.В. Ибн-Рудш. М.,1973. Сагадеев А.В. Ибн-Сина. М.,1980. 9. Смирнов А.В. Великий шейх суфизма. М.,1993. 10. Соколов В.В. Средневековая философия. М.,1979. 11. Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. М.,1987. Фролова Е.А. Проблема веры и знания в арабской философии. М.,1983. |