МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Собор парижской богоматери 11 страница





Иоганн Вольфганг Гете является основоположником немецкой литературы новой эпохи. Этот многогранный, одаренный человек оставил после себя заметный след и в литературе, и в науке. Творчество Гете является точным отображением наиважнейших тенденций и противоречий современности той эпохи. Трагедия "Фауст" стала произведением Гете, в котором автор делится своими мыслями об общечеловеческих ценностях, о смысле жизни, в основе которых лежит неутомимая деятельность ради человека, даже если эта деятельность несет в себе трагические ошибки.

Начинается трагедия "Фауст" "Прологом на небе", где состоялась беседа Бога и Мефистофеля, больше напоминающая философскую дискуссию. В разговоре впервые звучит имя Фауст, которого Бог приводит в пример как своего верного раба. Мефистофелю удается убедить Бога провести эксперимент, обещая заставить Фауста пресмыкаться и "жрать… прах из башмака". Бог в данном споре является носителем оптимистического взгляда на человека, а Мефистофель ведет себя как закоренелый скептик, который не верит в человеческую порядочность и здравомыслие. Мефистофель отправляется на землю. И начинается грандиозная по масштабу борьба добра и зла, великого и ничтожного.

Доктор Фауст - ученый-энциклопедист, почитаемый среди народа, но он разочаровался в науке и в возможности открыть истину. Душевная опустошенность толкает Фауста обратиться к магии, но дух, которого он вызвал, ужасно испугал его. Вскоре в комнате Фауста появляется и Мефистофель. Гость едко посмеивается над слабостями человека, никчемностью существования, будто проникает в глубину терзаний Фауста. Мефистофель обещает открыть Фаусту все радости жизни, но с одним условием: если Фауст попросит прекрасному мгновенью остановиться, то его душа перейдет в собственность Мефистофеля. И они отправляются странствовать.

Мефистофель - воплощение злой мудрости. Он досконально знает человеческую натуру, и как никто, умеет воспользоваться ее слабостями. Фауста же волнует поиск смысла человеческой жизни, собственный опыт и переживания, но ему не удается устоять против чар любви. Но и любовь не смогла дать Фаусту чувства безоблачного счастья, и странствия продолжаются.В конце своей жизни Фауст приближается к пониманию смысла бытия. Ему кажется, что заключается он в бескорыстном служении людям. Слепой Фауст умирает, а его бессмертную душу забирают на небеса. Мефистофель понимает, что в очередной раз проиграл в вечном споре между божественным и земным.

Трагедию "Фауст" следует рассматривать не как бытовую драму, а как философское и морально-этическое произведение, ее можно также отнести к нашему времени и к будущему человечества с его надеждами и горестями. Конфликт между Фаустом и Мефистофелем существует вечно, потому что это борьба между добром и злом, которые живут в каждом. И по сей день остается актуальным призыв доктора Фауста не останавливаться, не впадать в сон, необходимо действовать, изменяться и обогащаться самому вместе с окружающим миром:

Лишь тот достоин жизни и свободы,

Кто каждый день за них идет на бой!

Путем вечного поиска и вечной работы над собой виделось Гете дальнейшее развитие человечества, победа духа не только над физической, но и над духовной смертью.



 

...Не такой, как все; он служит по-иному;
Ни пить, ни есть не хочет по-земному;
Как сумасшедший, он рассудком слаб,
Что чувствует и сам среди сомнений;
Всегда в свои мечтанья погружен,
То с неба лучших звезд желает он,
То на земле — всех высших наслаждений,
И в нем ничто — ни близкое, ни даль —
Не может утолить грызущую печаль.
Гете «Фауст»

Бурная эпоха Просвещения рождала своих героев-бунтовщиков, бросавших вызов невежеству, пассивности, средневековому варварству и предрассудкам. Такими героями стали передовые писатели и созданные ими образы. Они боролись за свободу и независимость человеческой личности, обрушивали свой справедливый гнев на старый порядок. Среди этих писателей был и немецкий поэт И. В. Гете. Он искренне и твердо верил в торжество разума на земле и эту веру вложил в образ героя своего величайшего произведения — трагедии «Фауст».
Легенда о Фаусте еще в ранние годы привлекла внимание Гете. Она отражала веру в человека, в силу и величие его мысли. Поэту был близок образ человека, преодолевающего любые трудности и соблазны и уверенно идущего вперед к достижению своей высокой цели. Фауст представлял собой тип мыслителя, стремящегося во что бы то ни стало постичь тайны природы и жизни. Все эти черты и взял писатель за основу при создании образа своего героя.
Характер Фауста очень сложен и противоречив, его душу все время терзают сомнения, воодушевление сменяется в его сердце печалью и неудовлетворенностью. Даже всматриваясь в обстановку его кабинета, который он сам сравнивает с «глухой каменной норой», мы видим отражение того тесного, душного круга, из которого герой стремится вырваться «на волю, в широкий мир». Он мечтает познать истину, изучить законы природы, но вместо этого вынужден находиться в окружении «тлена и хлама». Науки того времени были мертвы, они не давали ответов на вопросы, волновавшие пытливый ум Фауста. Не находит он решения своих проблем и в магии.
Фауст сознает, что путь к познанию истины будет нелегок, но все же отправляется в этот путь, движимый жаждой познания.
Мы видим, какой полнотой жизни, радостью, живым восприятием природы наполнена сцена появления героя на весеннем празднике. Он чувствует воскрешение самого народа, который стремится вырваться «из душного города в поле, на свет». Подобные настроения и атмосфера очень близки душевному состоянию самого Фауста. Ведь он желает не только узнать мир, но и донести луч знания до других людей. Именно этим обусловлено его стремление перевести на родной язык Евангелие — одну из самых популярных и важных книг. Но здесь им овладевают сомнения. «В начале было Слово, и слово было Бог», — говорит великая книга. Но герой возражает: «Я слово не могу так высоко ценить». Он с уверенностью заменяет текст: «Деяние — начало бытия». И в этой фразе заложен основной смысл его образа. Гете утверждает идею непрерывного движения вперед, постоянного действия, созидательного труда. Так как только в этом случае человек может познать себя и окружающий мир. Фаусту, по словам Н. Г. Чернышевского, «...нужна истина более глубокая, жизнь более полная, потому-то он и должен войти в союз с Мефистофелем, то есть отрицанием». Именно в столкновении с Мефистофелем, в споре с ним, в попытках доказать его неправоту, развивается характер героя. Он понимает, что не может стоять на месте, не найдет покоя и не захочет остановить мгновение. Фауст, охваченный жаждой поиска и познания, будет вечно стремиться вперед.

Что дашь ты, жалкий бес, какие наслажденья?
Дух человеческий и гордые стремленья
Таким, как ты, возможно ли понять?

— отвечает герой своему искусителю, который хочет потопить его стремления в омуте низменных удовольствий. Фауст дает клятву никогда не поддаваться соблазну покоя и довольства:

Когда на ложе сна, в довольстве и покое,
Я упаду, тогда настал мой срок!
Когда ты льстить мне лживо станешь
И буду я собой доволен сам,
Восторгом чувственным когда меня обманешь,
Тогда — конец!

Да, путь Фауста труден, им постоянно овладевают новые иллюзии, которые затем рушатся; его преследуют неудачи и разочарования. Но, пройдя через все испытания, устояв перед всеми соблазнами, герой не теряет веры в светлое будущее, в могущество человеческого разума, в силу человеческого духа. Он понимает, что для достижения прогресса недостаточно только высоких стремлений и мечтаний. За золотой век нужно бороться, ведь

...только тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день за них идет на бой.

Люди должны верить в себя и надеяться лишь на свои силы, на свой «свободный труд» — таков вывод Фауста.
Образ, созданный Гете, вошел в мировую культуру как один из «вечных образов». Своим произведением автор надеялся пробудить в людях стремление к совершенству, помочь формированию поколения, исполненного мужества, достоинства, силы духа и жажды деятельности. Он до конца своих дней не утратил веры в человека, в его высокое предназначение.

Трагедия «Фауст» создавалась в течение длительного времени, ее автор переживал в эти годы много потрясений, он находил и отрекался, любил и страдал. И неизвестно, существовала ли бы сама трагедия, если бы ее автор не пережил первую любовь к Кетхен Шенкопф и отречению его ради спасения личной свободы, если бы не было в его жизни новой вспышки жизнелюбия, которое проснулось в любви к дочери сельского пастора Фредерику Брион, — и побега от нее; если бы не было в его жизни бракосочетания с юной Христианой Вульпиус, которая стала матерью его сына.

Следовательно, история с Маргаритой в трагедии «Фауст» — это исповедь юности. Всю свою жизнь Гете считал, что «Венцом природы является любовь. Только через любовь приближаются к ней». На этой почве разворачиваются искания Фаустом наивысшего мгновения, на этой почве вызревает его совесть относительно выхода из вечного замкнутого круга:

Я рвусь от жажды к наслаждению

и в наслаждении я жажды жажду.

Маргарита стала для Фауста олицетворением того счастливого мгновения, о котором он мечтал. Она — символ молодости и красоты, простоты и невинности, чувствительности и нежности. Однако она не наделена интуицией самосохранения, и потому обреченная на гибель. И хотя образ Маргариты обобщающий, ему свойственная психологическая утонченность и жертвенность.

Любил ли Фауст Маргариту? По-видимому, нет. И хотя ее гибель для него является духовным опустошением, хотя он готов ее спасать, Маргарита была в его жизни лишь мгновенностью, пониклою бледной тенью. И спасать ее от самого себя Фауст не может.

Гете создал Маргариту выразительной и трагической, чувства ее заострены, ведь она причастна и к отравлению матери, и к убийству брата, и к казни своего ребенка. Поэтому она безумеет. Но образ ее целен в своей самоотверженности и невинности. Даже небо смиловалось над ней.

Маргарита почувствовала, что Мефистофель является врагом:

Сквозь маску эту увидела она

Моего ума скрытое могущество.

Но это же можно сказать про Фауста, в холодном взгляде которого Маргарита увидела обреченность любви.

Это любовь земная.

Но Фауст удосужился на любовь мистическую: погружаясь за пределы пространства и времени, выхватывает среди античных героев образы Париса и прекрасной Гелены. Гелена оказалась для Фауста недосягаемой, как сама красота.

Его страдания за Геленой другие — он хочет недосягаемого. И хотя про Гелену он говорит: «Кто узнал ее — без нее жить не может!» — однако вряд ли эти чувства можно назвать любовью. И даже появление Евфориона — сына Фауста и Гелени — становится фееричным видением, похожим на сон.

А настоящая любовь, которую олицетворяла Маргарита, способна на прощение. И в уже другом мире она несется навстречу Фаусту так, как когда-то — счастливая.

 

Маргарита появилась Фаусту как символ молодости и красоты. Она воплощает наивную душевную гармонию, которой так не хватает герою. Но Маргарита со своим ангельским характером, душевным целомудрием, воспитанная по законам патриархальной морали, искренне верующая - обреченная к гибели задумчивой и изобразило проведенной Рафаэлем игрой на чувствах. И голос с неба “Спасенная” звучит вопреки всем замыслам Рафаэля. Там, на небе, Господь, как высший судья, определяет судьбу человека.

Фауст выходит из этой трагедии опустошенным, он во всем предъявляет обвинение своему спутнику. Но, если принять во внимание тот факт, который с появлением Рафаэля внешний сюжет приобретает определенный динамизм, монологи изменяются диалогами, спорами между героями, можно предположить мысль, которая именно Рафаэль олицетворяет другу, не самую лучшую, частицу самого Фауста. Может поэтому он целиком сознательно и выполнял все приказы Рафаэля в этой игре? Или он был лишь игрушкой в руках дьявола? А может, Фауст был не в возможности опираться власти естественного чувства? Множество вопросов ставит перед читателями история любви Фауста и Маргариты.

Гете нарочно подвергает испытанию своего героя извечной историей трагической любви, чтобы проявить способность Фауста возродиться душой, не сойти со своего пути, не отказаться от соблазна раскрыть тайну жизни.

Центральным элементом схемы является графическое объединение понятий “идеал”, “реальность” с именами героев “Фауст”, “Рафаэль”. За Фаустом направляется тень Рафаэля, как его второе Я, второй голос одной и той же противоречивой натуры. Яркое подтверждение этому - история любви Фауста и Маргарита. По замыслу Гете, мир держится на противостоянии творческого духа (это Фауст) и духа возражения и разрушения, сомнения и уныния (это Рафаэль). В борьбе разногласий создается гармония мира, в столкновенье идей - истина.Поэтому вообразить Фауста без такого спутника невозможно, и, графическое объединение Фауста и Рафаэля - это идея диалектического единства Добра и Зла. Нам становятся более понятными слова Рафаэля:

Я ж часть от части лишь, что первым всем была,
Частичка той тьмы, которая свет привела…

В философии Гете идея диалектического единства противоположностей есть одной из главных. Идея вечного стремления к бесконечности как смысл философских поисков Фауста воплощает форма схемы - круг - олицетворение бесконечности человеческого поиска. Отсюда, ключевой лозунг схемы - путь человека к идеалу через реальность, тем не менее идеалы определяют, “освещают светом высокого смысла ее повседневное существование и поднимают его над животным прозябанием в мире” конечного”, эмпирического”.

Выходит такой себе кругооборот жизни - между идеалом и реальностью. Или заслуживает герой Гете называться “вечным об вместе”, подобно Дон Кихоту? Вечные образа - выдающиеся художественные образа, которые, возникнув за определенных исторических обстоятельств, имеют большое общечеловеческое значение, продолжают сохранять познавательную, воспитательную и эстетичную силу. В образе Фауста Гете воспевает вечные дерзания человека, который стремится отыскать истину, постоянно находится в движении, а итак оказывает содействие преобразованию мира.

Знаменитый монолог Фауста является прославлением бесконечного в человеке. Стремление человека к истине и есть тем бесконечным, что наполняет человеческая жизнь смыслом. Вера у бессмертия творческого гения была наибольшей верой в жизни Гете, который воплощал дух европейской культуры.

 

 

Гете работал над «Фаустом» более шестидесяти лет. Образ великого искателя истины взволновал его еще в юности и сопутствовал ему до конца жизни.

Произведение Гете написано в форме трагедии. Правда, оно далеко выходит за пределы тех возможностей, какие имеет сцена. Это скорее диалогизированная эпическая поэма, глубочайшая по своему философскому содержанию, многообъемлющая по широте отображения жизни.

В философии Гете идея диалектического единства противоположностей является, пожалуй, одной из главных идей. В борьбе противоречий создается гармония мира, в столкновении идей — истина. Поэт постоянно напоминает нам об этом. (Во времена Гете, как известно, создавалась диалектика Гегеля). Два героя произведения немецкого поэта — Фауст и Мефистофель — наглядно демонстрируют это диалектическое родство положительного и отрицательного начал.

Рожденный суеверной народной фантазией, образ Мефистофеля в произведении Гете воплощает в себе дух отрицания и разрушения,

Мефистофель много разрушает и уничтожает, но он не может уничтожить основное — жизнь.

Бороться иногда мне не хватает сил, —

Ведь скольких я уже сгубил,

А жизнь течет себе широкою рекою…

В сущности, он тоже созидает, но через отрицание:

…Частица силы я,

Желавшей вечно зла, творившей лишь благое.

Н. Г. Чернышевский оставил глубокомысленные суждения об этом персонаже: «Отрицание, скептицизм необходимы Человеку, как возбуждение деятельности, которая без того заснула бы, И именно скептицизмом утверждаются истинные убеждения». Поэтому в споре Фауста и Мефистофеля, а они постоянно спорят, нужно всегда видеть некое взаимное пополнение единой идеи. Гете не всегда за Фауста и против Мефистофеля, Чаще всего он мудро признает правоту и того и другого.

Вкладывая в свои образы высокие философские иносказания, Гете отнюдь не забывает о художественной конкретности образа. Фауст и Мефистофель наделены определенными человеческими чертами, поэт обрисовал своеобразие их характеров. Фауст — неудовлетворенный, мятущийся, «бурный гений», страстный, готовый горячо любить и сильно ненавидеть, он способен заблуждаться и совершать трагические ошибки. Натура горячая и энергичная, он очень чувствителен, его сердце легко ранить, иногда он беспечно эгоистичен по неведению и всегда бескорыстен, отзывчив, человечен. Фауст Гете не скучает. Он ищет. Ум его в постоянных сомнениях и тревогах. Фауст — это жажда постижения, вулканическая энергия познания. Фауст и Мефистофель — антиподы, Первый жаждет, второй насыщен, первый алчен, второй сыт по горло, первый рвется «за пределы», второй знает, что там нет ничего, там пустота, и Мефистофель играет с Фаустом, как с неразумным мальчиком, смотря на все его порывы как на капризы, и весело им потакает — ведь у него, Мефистофеля, договор с самим Богом.

Мефистофель уравновешен, страсти и сомнения не волнуют его грудь. Он глядит на мир без ненависти и любви, он презирает его, В его колких репликах много печальной правды. Это отнюдь не тип злодея. Он издевается над гуманным Фаустом, губящим Маргариту, не в его насмешках звучит правда, горькая даже для него — духа тьмы и разрушения. Это тип человека, утомленного долгим созерцанием зла и разуверившегося в хороших началах мира. Он не похож на Сатану Мильтона. Тот страдает. В его груди — пламень. Он сожалеет о потерянном Эдеме и ненавидит Бога. Он жаждет мести и непреклонен, горд и свободолюбив. Свобода для него дороже Эдема. Мефистофель не похож и на лермонтовского Демона, Тот устал от вечности. Ему холодно в просторах Вселенной. Он хочет любви простой, человеческой. Он готов положить к ногам смертной девушки и вечность и все свое могущество. Но оно бессильно перед непритязательным сердцем смертной девушки. Вечность и бесконечность ничтожны в сравнении с кратким, как миг, счастьем смертного. И он, лермонтовский демон, печален.

Мефистофель Гете подчас добрый малый. Он не страдает, ибо не верит ни в добро, ни в зло, ни в счастье. Он видит несовершенство мира и знает, что оно — вечно, что никакими потугами его не переделать. Ему смешон человек, который при всем своем ничтожестве пытается что-то исправить в мире. Ему забавны эти потуги человека, он смеется. Смех этот снисходительный. Так смеемся мы, когда ребенок, сердится на бурю. Мефистофель даже жалеет человека, полагая, что источник всех его страданий — та самая искра Божья, которая влечет его, человека, к идеалу и совершенству, недостижимому, как это ясно ему, Мефистофелю. Мефистофель умен. Сколько иронии, издевательства над ложной ученостью, тщеславием людским в его разговоре со студентом, принявшим его за Фауста!

Теория, мой друг, суха,

Но зеленеет жизни древо.

Он разоблачает лжеучения («спешат явленья обездушить»), иронически поучает юнца: «Держитесь слов», «Бессодержательную речь всегда легко в слова облечь», «Спасительная голословность избавит вас от всех невзгод», «В того невольно верят все, кто больше всех самонадеян» и т. д. Попутно Гете устами Мефистофеля осуждает и консерватизм юридических основ общества, когда законы — «как груз наследственной болезни».

Вот такими предстают главные герои Гете. Поэт выбрал и переработал многовековую легенду о докторе Фаусте и переработал ее по-своему, на свой философский и художественный манер. Все произведение раскрывает эстетические взгляды Гете, которые и подтверждаются с помощью диалектичности образов Фауста и Мефистофеля. Уже «Пролог на небесах» раскрыл философию автора, его взгляды на человека, общество, природу.

Поэма Гете напоминает гигантскую симфонию, через которую проходит, варьируясь, то затихая, то. набирая силу, по пути подхватывая новые мотивы, сливаясь с ними, затухая и возгораясь снова и снова, единая тема — Человек, Общество, Природа. В «Прологе на небесах» идет речь именно о нравственной стойкости человека, о его способности противостоять низменным инстинктам. Все эти проблемы и решает Гете с помощью диалектического единства противоположностей — Фауста и Мефистофеля.

 

БАЛЬЗАК

Шагреневая кожа

Шагреневая кожа

Краткое содержание романа.

Читается за 10–15 мин.

Оригинал — за 3−4 ч.

Талисман

В конце октября в здание Пале-Рояля вошел молодой человек — Рафаэль де Валантен, во взгляде кото­рого игроки заме­тили какую-то страшную тайну, черты лица его выра­жали бесстраст­ность само­убийцы и тысячу обма­нутых надежд. Проиг­рав­шийся Валантен просадил последний напо­леондор и в оцепе­нении принялся бродить по улицам Парижа. Его разум погло­тила един­ственная мысль — покон­чить жизнь само­убий­ством, бросив­шись в Сену с Королев­ского моста. Мысль о том, что, днем он станет добычей лодоч­ников, которая будет оценена в пять­десят франков, вызвала у него омер­зение. Он решил умереть ночью, «чтобы оста­вить обще­ству, презрев­шему величие его души, неопо­знанный труп». Беспечно разгу­ливая, он стал разгля­ды­вать Лувр, Академию, башни Собора Бого­ма­тери, башни Дворца право­судия, мост Искусств. Чтобы дождаться ночи, он напра­вился к лавке древ­но­стей прице­ниться к произ­ве­де­ниям искус­ства. Там пред ним пред­стал худой старик со зловещей насмешкой на тонких губах. Прони­ца­тельный старец дога­дался о душевных терза­ниях моло­дого чело­века и пред­ложил сделать его могу­ще­ственнее монарха. Он передал ему лоскут шагрени, на которой по-санскритски были выгра­ви­ро­ваны следу­ющие слова: «Обладая мною, ты будешь обла­дать всем, но жизнь твоя будет принад­ле­жать мне <...> Желай — и желания твои будут испол­нены <...> При каждом желании я буду убывать, как твои дни...»

Рафаэль заключил договор со стариком, вся жизнь кото­рого состояла в том, чтобы сбере­гать нерас­тра­ченные в стра­стях силы, и пожелал, в случае если его судьба не изме­нится в самый короткий срок, чтобы старик влюбился в танцов­щицу. На мосту Искусств Валантен случайно встретил своих друзей, которые, считая его чело­веком выда­ю­щимся, пред­ло­жили работу в газете, в целях создания оппо­зиции, «способной удовле­тво­рить неудо­вле­тво­ренных без особого вреда для нацио­наль­ного прави­тель­ства короля-граж­да­нина» (Луи-Филиппа). Друзья повели Рафаэля на званый обед к осно­ванию газеты в дом бога­тей­шего банкира Тайфера. Публика, собрав­шаяся в этот вечер в роскошном особ­няке, была поис­тине чудо­вищна: «Молодые писа­тели без стиля стояли рядом с моло­дыми писа­те­лями без идей, прозаики, жадные до поэти­че­ских красот, — рядом с проза­ич­ными поэтами <...> Здесь были два-три ученых, созданных для того, чтобы разбав­лять атмо­сферу беседы азотом, и несколько воде­ви­ли­стов, готовых в любую минуту сверк­нуть эфемер­ными блест­ками, которые, подобно искрам алмаза, не светят и не греют». После обиль­ного ужина публике были пред­ло­жены краси­вейшие курти­занки, тонкие подделки под «невинных робких дев». Курти­занки Акилина и Евфрасия в беседе с Рафа­элем и Эмилем утвер­ждают, что лучше умереть моло­дыми, чем быть брошен­ными, когда их красота померкнет.

Женщина без сердца

Рафаэль расска­зы­вает Эмилю о причинах своих душевных мук и стра­даний. С детства отец Рафаэля подчинил сына суровой дисци­плине. До двадцати одного года тот нахо­дился под твердой рукой роди­теля, молодой человек был наивен и жаждал любви. Однажды на балу он решил сыграть на отцов­ские деньги и выиграл внуши­тельную для него сумму денег, однако, стыдясь своего поступка, скрыл этот факт. Вскоре отец стал давать ему денег на содер­жание и делиться своими планами. Отец Рафаэля десять лет боролся с прус­скими и бавар­скими дипло­ма­тами, доби­ваясь признания прав на загра­ничные земельные владения. От этого процесса, к кото­рому активно подклю­чился Рафаэль, зави­село его будущее. Когда был обна­ро­дован декрет о потере прав, Рафаэль продал земли, оставив только остров, не имеющий ценности, где нахо­ди­лась могила его матери. Нача­лась долгая расплата с креди­то­рами, которая свела в могилу отца. Молодой человек принял решение растя­нуть остав­шиеся сред­ства на три года, и посе­лился в дешевой гости­нице, зани­маясь научным трудом — «Теорией Воли». Он жил впро­го­лодь, но работа мысли, занятия, каза­лись ему прекрас­нейшим делом жизни. Хозяйка гости­ницы г-жа Годэн, по-мате­рински забо­ти­лась о Рафаэле, а ее дочь Полина оказы­вала ему множе­ство услуг, отверг­нуть которые он не мог. Спустя время он стал давать уроки Полине, девушка оказа­лась чрез­вы­чайно способной и сооб­ра­зи­тельной. Уйдя с головой в науку, Рафаэль продолжал мечтать о прекрасной даме, роскошной, знатной и богатой. В Полине он видел вопло­щение всех своих желаний, но ей недо­ста­вало салон­ного лоска. «...женщина, — будь она привле­ка­тельна, как прекрасная Елена, эта Галатея Гомера, — не может поко­рить мое сердце, если она хоть чуть-чуть зама­рашка».

Однажды зимой Расти­ньяк ввел его в дом, «где бывал весь Париж» и позна­комил с очаро­ва­тельной графиней Феодорой, обла­да­тель­ницей вось­ми­де­сяти тысяч ливров дохода. Графиня была дамой лет двадцати двух, поль­зо­ва­лась безупречной репу­та­цией, имела за плечами брак, но не имела любов­ника, самые пред­при­им­чивые воло­киты Парижа терпели фиаско в борьбе за право обла­дать ей. Рафаэль влюбился без памяти в Феодору, она была вопло­ще­нием тех грез, которые застав­ляли трепе­тать его сердце. Расста­ваясь с ним, она попро­сила его бывать у нее. Вернув­шись домой и ощутив контраст обста­новки Рафаэль проклял свою «честную добро­по­ря­дочную бедность» и решил соблаз­нить Феодору, которая была последним лоте­рейным билетом, от кото­рого зави­села его участь. На какие только жертвы не шел бедный обольсти­тель: ему неве­ро­ятным образом удава­лось доби­раться до ее дома пешком под дождем и сохра­нять презен­та­бельный вид; на последние деньги он довозил ее до дома, когда они возвра­ща­лись из театра. Чтобы обес­пе­чить себе достойный гардероб, ему пришлось заклю­чить договор на напи­сание ложных мему­аров, которые должны были выйти под именем другого чело­века. Однажды она прислала ему записку с посыльным и просила прийти. Явив­шись по ее зову, Рафаэль узнал о том, что она нужда­ется в протекции его влия­тель­ного родствен­ника-герцога де Навар­рена. Влюб­ленный безумец был только сред­ством к реали­зации таин­ствен­ного дела, о котором он так и не узнал. Рафаэля терзала мысль о том, что причиной одино­че­ства графини может быть физи­че­ский недо­статок. Чтобы развеять свои сомнения, он решил спря­таться в ее спальне. Покинув гостей, Феодора вошла в свои апар­та­менты и словно сняла привычную маску учти­вости и привет­ли­вости. Рафаэль не обна­ружил в ней никаких недо­статков, и успо­ко­ился; засыпая, она произ­несла: «Боже мой!». Восхи­щенный Рафаэль строил массу догадок пред­по­лагая, что мог озна­чать подобный возглас: «Ее воскли­цание, то ли ничего не значащее, то ли глубокое, то ли случайное, то ли знаме­на­тельное, могло выра­жать и счастье, и горе, и телесную боль, и озабо­чен­ность». Как оказа­лось позднее, она всего лишь вспом­нила о том, что забыла сказать своему маклеру, чтобы он обменял пяти­про­центную ренту на трех­про­центную. Когда Рафаэль раскрыл перед ней свою бедность и всепо­гло­ща­ющую к ней страсть, она отве­тила, что не будет принад­ле­жать никому и согла­си­лась бы выйти замуж только за герцога. Рафаэль навсегда оставил графиню и пере­брался к Расти­ньяку.

Расти­ньяк, сыграв в игорном доме на их совместные деньги, выиграл двадцать семь тысяч франков. С этого дня друзья пусти­лись в разгул. Когда сред­ства были растра­чены, Валантен, решил что он «соци­альный нуль» и принял решение уйти из жизни.

Повест­во­вание возвра­ща­ется к тому моменту, когда Рафаэль нахо­дится в особ­няке Тайфера. Он достает из кармана кусок шагре­невой кожи и изъяв­ляет желание стать обла­да­телем двухсот тысяч ежегод­ного дохода. Наутро нота­риус Кардо сооб­щает публике, что Рафаэль стал полно­правным наслед­ником майора О’Флаэрти, скон­чав­ше­гося нака­нуне. Ново­ис­пе­ченный богатей взглянул на шагрень и заметил, что она умень­ши­лась в размере. Его обдало призрачным холодком смерти, теперь «он мог все — и не хотел уже ничего».

Агония

В один декабрь­ский день, в шикарный особняк маркиза де Валан­тена пришел старик, под чьим руко­вод­ством когда-то учился Рафаэль-господин Поррике. Старый преданный слуга Ионафан, расска­зы­вает учителю, что его хозяин ведет затвор­ни­че­скую жизнь и подав­ляет в себе все желания. Почтенный старец пришел просить у маркиза, чтобы тот похло­потал у мини­стра о восста­нов­лении его, Поррике, инспек­тором в провин­ци­альном колледже. Рафаэль, утом­ленный долгими изли­я­ниями старика, случайно вымолвил, что от души желает, чтобы ему удалось достиг­нуть восста­нов­ления в долж­ности. Осознав сказанное, маркиз пришел в ярость, когда он посмотрел на шагрень, она заметно умень­ши­лась. В театре он как-то встретил сухонь­кого старика с моло­дыми глазами, тогда как в его взгляде нынче чита­лись лишь отго­лоски отживших стра­стей. Старик вел под руку знакомую Рафаэля — танцов­щицу Евфрасию. На вопро­си­тельный взгляд маркиза старик ответил, что теперь он счастлив как юноша, и что он неверно понимал бытие: «Вся жизнь — в едином часе любви». Разгля­дывая публику, Рафаэль оста­новил взор на Феодоре, которая сидела с очередным поклон­ником, все такая же красивая и холодная. На соседнем кресле с Рафа­элем сидела прекрасная незна­комка, прико­вы­ва­ющая восхи­щенные взгляды всех присут­ству­ющих мужчин. Это была Полина. Ее отец, в свое время коман­до­вавший эскад­роном конных грена­деров импе­ра­тор­ской гвардии, был взят в плен каза­ками; по слухам ему удалось бежать и добраться до Индии. Вернув­шись, он сделал дочь наслед­ницей милли­он­ного состо­яния. Они дого­во­ри­лись встре­титься в гости­нице «Сен-Кантен», их прежнем жилище, хранившем воспо­ми­нания их бедности, Полина хотела пере­дать бумаги, которые, пере­езжая, завещал ей Рафаэль.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.