МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Собор парижской богоматери 3 страница





 

СЭЛЕНДЖЕР
над пропастью во ржи

"Над пропастью во ржи" — центральное произведение прозы Сэлинджера, над которым автор работал еще во время войны. Перед нами Америка начала 50-х годов, то есть послевоенного времени, настроениям которого соответствует психологическая атмосфера романа.

Сэлинджер выбирает форму романа-исповеди, самую экспрессивную из возможных романных форм. Семнадцатилетний Холден Колфилд, главный герой повествования, находясь на излечении в санатории для нервных больных, рассказывает о том, что с ним произошло около года тому назад, когда ему было шестнадцать лет. Автор знакомит Читателя с героем в момент острого нравственного кризиса, когда столкновение с окружающими оказалось для Холдена невыносимым. Внешне этот конфликт обусловлен несколькими обстоятельствами. Во-первых, после многих напоминаний и предупреждений Холдена исключают за неуспеваемость из Пэнси, привилегированной школы, — ему предстоит нерадостный путь домой, в Нью-Йорк. Во-вторых, Холден оскандалился и как капитан школьной фехтовальной команды: по рассеянности он оставил в метро спортивное снаряжение своих товарищей, и целой команде ни с чем пришлось возвращаться в школу, поскольку ее сняли с соревнований. В-третьих, Холден сам дает всякие основания для сложных взаимоотношений с товарищами. Он очень стеснителен, обидчив, нелюбезен, зачастую бывает просто груб, старается придерживаться насмешливого, покровительственного тона в разговоре с товарищами. Однако Холдена больше всего угнетают не эти личные обстоятельства, а царящий в американском обществе дух всеобщего обмана и недоверия между людьми. Его возмущает "показуха" и отсутствие самой элементарной человечности. Кругом обман и лицемерие, "липа", как сказал бы Холден. Врут в привилегированной школе в Пэнси, заявляя, что в ней "с 1888 года выковывают смелых и благородных юношей", на самом деле воспитывая самовлюбленных эгоистов и циников, убежденных в своем превосходстве над окружающими. Врет учитель Спенсер, уверяя Холдена, что жизнь — равная для всех "игра". "Хороша игра!.. А если попасть на другую сторону, где одни мазилы, — какая уж тут игра?" — размышляет Холден. Для него спортивные игры, которыми так увлекаются в школах, становятся символом разделения общества на сильных и слабых "игроков". Средоточием самой страшной "липы" юноша считает кино, представляющее собой утешительные иллюзии для "мазил".

Холден тяжело страдает от безысходности, обреченности всех его попыток построить свою жизнь на справедливости и искренности человеческих отношений, от невозможности сделать ее осмысленной и содержательной.

Больше всего на свете Холден боится стать таким, как все взрослые, приспособиться к окружающей лжи, поэтому он и восстает против "показухи".

Случайные встречи с попутчицей в поезде, с монахинями, беседы с Фиби убеждают Холдена в шаткости позиции "тотального нигилизма". Он становится терпимее и рассудительнее, в людях он начинает обнаруживать и ценить приветливость, радушие и воспитанность. Холден учится понимать жизнь, и его бунт приобретает логическое завершение: вместо бегства на Запад Холден и Фиби остаются в Нью-Йорке, ибо теперь Холден уверен, что бежать всегда легче, чем остаться и отстаивать свои гуманистические идеалы. Он еще не знает, какая личность выйдет из него, но уже твердо убежден, что "человек один не может" жить.



 

Семна­дца­ти­летний Холден Колфилд, нахо­дя­щийся в сана­тории, вспо­ми­нает «ту сума­сшедшую историю, которая случи­лась прошлым Рожде­ством», после чего он «чуть не отдал концы», долго болел, а теперь вот проходит курс лечения и вскоре наде­ется вернуться домой.

Его воспо­ми­нания начи­на­ются с того самого дня, когда он ушел из Пэнси, закрытой средней школы в Эгер­стауне, штат Пенсиль­вания. Собственно ушел он не по своей воле — его отчис­лили за акаде­ми­че­скую неуспе­ва­е­мость — из девяти пред­метов в ту четверть он завалил пять. Поло­жение ослож­ня­ется тем, что Пэнси — не первая школа, которую остав­ляет юный герой. До этого он уже бросил Элктон-хилл, поскольку, по его убеж­дению, «там была одна сплошная липа». Впрочем, ощущение того, что вокруг него «липа» — фальшь, притвор­ство и пока­зуха, — не отпус­кает Колфилда на протя­жении всего романа. И взрослые, и сверст­ники, с кото­рыми он встре­ча­ется, вызы­вают в нем раздра­жение, но и одному ему оста­ваться невмо­готу.

Последний день в школе изоби­лует конфлик­тами. Он возвра­ща­ется в Пэнси из Нью-Йорка, куда ездил в каче­стве капи­тана фехто­вальной команды на матч, который не состо­ялся по его вине — он забыл в вагоне метро спор­тивное снаря­жение. Сосед по комнате Стрэд­лейтер просит его напи­сать за него сочи­нение — описать дом или комнату, но Колфилд, любящий делать все по-своему, повест­вует о бейс­больной перчатке своего покой­ного брата Алли, который исписал её стихами и читал их во время матчей. Стрэд­лейтер, прочитав текст, обижа­ется на откло­нив­ше­гося от темы автора, заявляя, что тот подложил ему свинью, но и Колфилд, огор­ченный тем, что Стрэд­лейтер ходил на свидание с девушкой, которая нрави­лась и ему самому, не оста­ется в долгу. Дело конча­ется пота­совкой и разбитым носом Колфилда.

Оказав­шись в Нью-Йорке, он пони­мает, что не может явиться домой и сооб­щить роди­телям о том, что его исклю­чили. Он садится в такси и едет в отель. По дороге он задает свой излюб­ленный вопрос, который не дает ему покоя: «Куда дева­ются утки в Центральном парке, когда пруд замер­зает?» Таксист, разу­ме­ется, удивлен вопросом и инте­ре­су­ется, не смеется ли над ним пассажир. Но тот и не думает изде­ваться, впрочем, вопрос насчет уток, скорее, прояв­ление расте­рян­ности Холдена Колфилда перед слож­но­стью окру­жа­ю­щего мира, нежели интерес к зоологии.

Этот мир и гнетет его, и притя­ги­вает. С людьми ему тяжело, без них — невы­но­симо. Он пыта­ется развлечься в ночном клубе при гости­нице, но ничего хоро­шего из этого не выходит, да и официант отка­зы­ва­ется подать ему спиртное как несо­вер­шен­но­лет­нему. Он отправ­ля­ется в ночной бар в Гринич-Виллидж, где любил бывать его старший брат Д. Б., талант­ливый писа­тель, соблаз­нив­шийся боль­шими гоно­ра­рами сцена­риста в Голли­вуде. По дороге он задает вопрос про уток очеред­ному таксисту, снова не получая вразу­ми­тель­ного ответа. В баре он встре­чает знакомую Д. Б. с каким-то моряком. Девица эта вызы­вает в нем такую непри­язнь, что он поскорее поки­дает бар и отправ­ля­ется пешком в отель.

Лифтер отеля инте­ре­су­ется, не желает ли он девочку — пять долларов на время, пятна­дцать на ночь. Холден дого­ва­ри­ва­ется «на время», но когда девица появ­ля­ется в его номере, не находит в себе сил расстаться со своей невин­но­стью. Ему хочется побол­тать с ней, но она пришла рабо­тать, а коль скоро клиент не готов соот­вет­ство­вать, требует с него десять долларов. Тот напо­ми­нает, что договор был насчет пятерки. Та удаля­ется и вскоре возвра­ща­ется с лифтером. Очередная стычка закан­чи­ва­ется очередным пора­же­нием героя.

Наутро он дого­ва­ри­ва­ется о встрече с Салли Хейс, поки­дает него­сте­при­имный отель, сдает чемо­даны в камеру хранения и начи­нает жизнь бездом­ного. В красной охот­ни­чьей шапке задом наперед, купленной в Нью-Йорке в тот злосчастный день, когда он забыл в метро фехто­вальное снаря­жение, Холден Колфилд слоня­ется по холодным улицам боль­шого города. Посе­щение театра с Салли не приносит ему радости. Пьеса кажется дурацкой, публика, восхи­ща­ю­щаяся знаме­ни­тыми акте­рами Лантами, кошмарной. Спут­ница тоже раздра­жает его все больше и больше.

Вскоре, как и следо­вало ожидать, случа­ется ссора. После спек­такля Холден и Салли отправ­ля­ются пока­таться на коньках, и потом, в баре, герой дает волю пере­пол­нявшим его истер­занную душу чувствам. Объяс­няясь в нелюбви ко всему, что его окру­жает: «Я нена­вижу... Господи, до чего я все это нена­вижу! И не только школу, все нена­вижу. Такси нена­вижу, авто­бусы, где кондуктор орет на тебя, чтобы ты выходил через заднюю площадку, нена­вижу знако­миться с лома­ками, которые назы­вают Лантов „анге­лами“, нена­вижу ездить в лифтах, когда просто хочется выйти на улицу, нена­вижу мерить костюмы у Брукса...»

Его порядком раздра­жает, что Салли не разде­ляет его нега­тив­ного отно­шения к тому, что ему столь немило, а главное, к школе. Когда же он пред­ла­гает ей взять машину и уехать недельки на две пока­таться по новым местам, а она отве­чает отказом, рассу­ди­тельно напо­миная, что «мы, в сущности, еще дети», проис­ходит непо­пра­вимое: Холден произ­носит оскор­би­тельные слова, и Салли удаля­ется в слезах.

Новая встреча — новые разо­ча­ро­вания. Карл Льюс, студент из Прин­стона, слишком сосре­до­точен на своей особе, чтобы проявить сочув­ствие к Холдену, и тот, остав­шись один, напи­ва­ется, звонит Салли, просит у нее прощения, а потом бредет по холод­ному Нью-Йорку и в Центральном парке, возле того самого пруда с утками, роняет пластинку, купленную в подарок младшей сест­ренке Фиби.

Вернув­шись-таки домой — и к своему облег­чению, обна­ружив, что роди­тели ушли в гости, — он вручает Фиби лишь осколки. Но она не сердится. Она вообще, несмотря на свои малые годы, отлично пони­мает состо­яние брата и дога­ды­ва­ется, почему он вернулся домой раньше срока. Именно в разго­воре с Фиби Холден выра­жает свою мечту: «Я себе пред­ставляю, как маленькие ребя­тишки играют вечером в огромном поле во ржи. Тысячи малышей, а кругом ни души, ни одного взрос­лого, кроме меня... И мое дело — ловить ребя­тишек, чтобы они не сорва­лись в пропасть».

Впрочем, Холден не готов к встрече с роди­те­лями, и, одолжив у сест­ренки деньги, отло­женные ею на рожде­ствен­ские подарки, он отправ­ля­ется к своему преж­нему препо­да­ва­телю мистеру Анто­лини. Несмотря на поздний час, тот прини­мает его, устра­и­вает на ночь. Как истинный наставник, он пыта­ется дать ему ряд полезных советов, как строить отно­шения с окру­жа­ющим миром, но Холден слишком устал, чтобы воспри­ни­мать разумные изре­чения. Затем вдруг он просы­па­ется среди ночи и обна­ру­жи­вает у своей кровати учителя, который гладит ему лоб. Запо­до­зрив мистера Анто­лини в дурных наме­ре­ниях, Холден поки­дает его дом и ночует на Центральном вокзале.

Впрочем, он довольно скоро пони­мает, что неверно истол­ковал пове­дение педа­гога, свалял дурака, и это еще больше усили­вает его тоску.

Размышляя, как жить дальше, Холден прини­мает решение податься куда-нибудь на Запад и там в соот­вет­ствии с давней амери­кан­ской тради­цией поста­раться начать все сначала. Он посы­лает Фиби записку, где сооб­щает о своем наме­рении уехать, и просит её прийти в услов­ленное место, так как хочет вернуть одол­женные у нее деньги. Но сест­ренка появ­ля­ется с чемо­даном и заяв­ляет, что едет на Запад с братом. Вольно или невольно маленькая Фиби разыг­ры­вает перед Холденом его самого — она заяв­ляет, что и в школу больше не пойдет, и вообще эта жизнь ей надоела. Холдену, напротив, прихо­дится поне­воле стать на точку зрения здра­вого смысла, забыв на время о своем всео­т­ри­цании. Он прояв­ляет благо­ра­зумие и ответ­ствен­ность и убеж­дает сест­ренку отка­заться от своего наме­рения, уверяя её, что сам никуда не поедет. Он ведет Фиби в зоосад, и там она ката­ется на кару­сели, а он любу­ется ею.

Если кто-то звал кого-то
Сквозь густую рожь,
И кого-то обнял кто-то,
Что с него возьмешь?
И какая нам забота,
Если у межи
Целовался с кем-то кто-то
Вечером во ржи!..
Р. Берне
Фрагменты стихотворения, взятого в качестве эпиграфа к сочинению, принадлежат известному шотландскому поэту Роберту Бернсу. Строчка из стихотворения, давшая название сэлинджеровскому произведению, прозвучала в разговоре Холдена, главного героя романа, и Фиби. "Если ты ловил кого-то вечером во ржи...", — говорит Холден, немного изменяя оригинал. "Понимаешь, я себе представил, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле, во ржи. Тысячи малышей и кругом — ни души, ни одного взрослого, кроме меня. А я стою на самом краю скалы над пропастью, понимаешь? И мое дело — ловить ребятишек, чтобы они не сорва-лись в пропасть".
Джером Дейвид Сэлинджер — американский прозаик, один из наиболее талантливых представителей "новой волны" писателей, пришедших в литературу после второй мировой войны. В 1951 году был опубликован его единственный роман "Над пропастью во ржи", принесший автору мировую славу.
В центре романа — неизменно актуальная для каждого поколения людей проблема — вступление в жизнь молодого человека, сталкивающегося с суровыми реалиями жизни.
Герой Сэлинджера Холден Колфилд — своеобразный символ чистоты и искренности для целого поколения выпуск-" ников школ и колледжей. Его наивность, жажда правды противостоят господствующим в обществе лицемерию и фальши.
Герой романа — семнадцатилетний юноша — мечтал о том, чтобы когда-нибудь появился наконец писатель, с которым хотелось бы связаться по телефону, посоветоваться и вообще поговорить по душам.
Мне сейчас тоже семнадцать лет, поэтому и выбрала я для своего сочинения именно это произведение. Чем-то мне нравятся этот роман и его герой.
Холден Колфилд одним из первых дерзнул обвинить современную ему Америку в самодовольстве, лицемерии, душевной черствости. Главное обвинение, которое сэлинджеровский герой бросает окружающему миру, — это обвинение в фальши, в сознательном, а потому особенно отвратительном притворстве.
В начале романа круг житейских наблюдений героя достаточно узок, но приведенные примеры слишком ярки, чтобы ими пренебречь. Вот Холден.вспоминает о директоре одной из частных школ, где он учился. Директор приторно улыбался всем и каждому, но на самом деле очень хорошо знал разницу между богатыми и бедными родителями своих подопечных.
После многих напоминаний и предупреждений Холдена исключают из Пэнси за неуспеваемость, и ему предстоит безрадостный путь домой, в Нью-Йорк. К тому же он как капитан школьной сборной команды фехтовальщиков только что самым непростительным образом оскандалился. В вагоне метро он по рассеянности оставил спортивное снаряжение своих товарищей, и всю команду сняли с соревнований. Есть от чего прийти в уныние и воспринимать все вокруг себя исключительно в мрачном свете.
Но, быть может, Холден Колфилд — в некотором роде юный мизантроп, брюзжащий на весь мир по причинам сугубо эгоистического свойства?
Временами Холден позволяет себе совсем уж непростительные выходки: он может пустить дым сигареты в лицо симпатичной ему собеседницы, громким смехом оскорбить любимую девушку, глубоко зевнуть в ответ на дружеские увещевания расположенного к нему преподавателя. "Нет, я все-таки ненормальный, честное слово", — эти слова не случайно рефреном звучат в романе Сэлинджера.
Однако, с другой стороны, понятен и возрастной максимализм Холдена Колфилда, понятна его ненасытная жажда справедливости и открытости в человеческих отношениях.
Холдена никак не назовешь благонравным юным джентльменом; он бывает и ленив, и без особой на то надобности лжив, непоследователен и эгоистичен. Но неподдельная искренность героя, готовность рассказать обо всем без утайки компенсируют многие недостатки его еще не устоявшегося характера.
Вглядываясь в будущее, он не видит ничего, кроме той серой обыденности, что уже стала уделом подавляющего большинства его соотечественников, так называемых благополучных средних американцев.
Итак, внутренний кризис Холдена нарастает, его психика не выдерживает, наступает нервный срыв, но рассудок Холдена работает четко, и его посещают несвойственные ему прежде мысли. В последних главах романа он выглядит уже гораздо терпимее и рассудительнее. Холден начинает замечать и ценить такие положительные качества как приветливость, радушие и воспитанность, столь распространенные среди его сограждан в повседневном общении.
Бунт Холдена доводит до логического завершения не он сам, а его младшая сестра Фиби, готовая ринуться навстречу новой жизни.
Брат и сестра Колфилды остаются в Нью-Йорке, потому
что бежать всегда проще, нежели, собравшись с духом, продолжать отстаивать гуманистический идеал — бесхитростный, очевидный и труднодостижимый, как и все романтические грезы юности.

 

Роман "Над пропастью во ржи" - центральное произведение прозы Сэлинджера. Автор выбирает форму романа-исповеди, что помогает нам лучше понять душевное состояние главного героя.

Семнадцатилетний Холден Колфилд повествует нам о переломных событиях своей жизни. Во-первых, мальчика исключили уже из третьей по счету школы, и ему предстоит нерадостное свидание с родителями. Во-вторых, Холден оскандалился и как капитан школьной фехтовальной команды: он по рассеянности забыл все спортивное снаряжение в метро и тем самым опозорил всю школу. В-третьих, главный герой никак не может поладить и ужиться со своими товарищами. Его поведение бывает порой ужасным: он груб, обидчив, в отношениях Холдена с людьми чувствуется насмешка над окружающими.

Это замечают и родители, и учителя, и его товарищи. Однако никому из них не приходит в голову выяснить, почему Холден так себя ведет, заглянуть ему в душу. Читая роман, я увидела перед собой одинокого, полностью предоставленного себе подростка, в душе которого происходит борьба. Конечно, у Холдена есть родители, и они любят его, но понять сына не могут. На их взгляд, дети должны быть сыты, хорошо одеты и получить достойное образование, и этому они посвятили свою жизнь. Но, на мой взгляд, этого недостаточно.

Холден один из первых увидел порочность американского общества пятидесятых годов, его угнетает дух обмана и недоверия между людьми, поэтому мальчик возмущается "показухой" и "липой", которые окружают его. Холдену приходится тяжело в его одинокой борьбе против лжи, он страдает, потому что все его надежды жить по законам справедливости обречены на неудачу. Он не хочет учиться, чтобы после быть "пронырой" и "работать в какой-нибудь конторе, зарабатывать уйму денег и ездить на работу в машине или в автобусах на Медисон-авеню, и читать газеты, и играть в бридж все вечера, и ходить в кино..." - такой видит Холден жизнь обеспеченных американцев, бессмысленной и бессодержательной, и поэтому он не принимает ее.

Когда Холдена спросили, кем бы он хотел стать, он ответил: "Понимаете, я себе представил, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле, во ржи. Тысячи малышей и кругом - ни души, ни одного взрослого, кроме меня. А я стою на самом краю обрыва, над пропастью, понимаешь? И мое дело - ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть".

На мой взгляд, Холден мечтает спасать чистые, невинные души детей от падения в пропасть безнравственности, бездуховности.

Больше всего на свете Холден боится стать таким, как все взрослые, приспособиться к окружающей лжи, поэтому он и восстает против "показухи".

Несколько дней, проведенных мальчиком в Нью-Йорке, после бегства из Пэнси, сыграли огромную роль в формировании характера Холдена. Во-первых, он столкнулся с насилием, проституцией, сутенерством и открыл самую жуткую и гнусную сторону жизни. А во-вторых, Холден узнал немало добрых и чутких людей, это сделало его терпимее и рассудительнее. И если раньше мальчик хотел просто бежать от людей, то теперь он понимает, что от трудностей бегут только слабые, а он должен остаться и продолжать борьбу с пороками американского общества.

К сожалению, Холдена никто не способен понять, и взрослые находят самый простой способ избавиться от него: отправить на лечение в санаторий для нервных больных. Но, на мой взгляд, если кого и надо лечить, то тех людей, которые окружают Холдена, то общество, которое погрязло в обмане и лицемерии.

Сэлинджер в романе "Над пропастью во ржи" делает печальный вывод: молодое поколение США находится на краю обрыва, с одной стороны которого находится жизнь по законам справедливости и добра, а с другой - пропасть лицемерия и зла. Холден, по-моему, один из тех немногих людей, которые не дают целому поколению американцев упасть в эту пропасть безнравственности.

На меня роман Сэлинджера произвел огромное впечатление, и я полностью поддерживаю идеи Холдена: нельзя жить в атмосфере лицемерия, самодовольства, безнравственности, нельзя быть равнодушным.

 

Роман Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи» - одно из самых интересных произведений американской литературы XX века. Это - лирическая исповедь шестнадцатилетнего героя. Он рассказывает о событиях, которые произошли с ним год тому назад: его исключили из привилегированной школы (уже в третий раз!), и он провел три дня в Нью-Йорке, в «свободном полете», не осмеливаясь встретиться с родителями. В исповеди героя раскрывается его внутреннее состояние: нервозность на грани истерики. В таком состоянии подросток не может обходиться литературным языком, тинейджеровский сленг вклинивается в повествование, усиливает ощущение непосредственности, эмоциональности, достоверности.

Рассказывая о себе, герой выявляет свой характер. Ясно, что Холден Колфилд по природе своей не принадлежит к толстокожим. Один из сыновей нью-йоркского адвоката, он, по-видимому, вырос в атмосфере интеллектуальной, духовной. Об этом свидетельствует его прекрасное знание литературы (английский язык - единственный предмет, по которому он успевает блестяще, даже одноклассники обращаются к нему за помощью, в его речи проскакивают такие выражения, как «Дэвид Коперфилдовская муть», что свидетельствует о знании Ч. Диккенса), он ориентируется в театральном мире, в киноискусстве, в современной музыкальной жизни, о чем свидетельствует его рассказ о посещении нью-йоркских представлений, и т. д. Он чувствует себя естественно, более того - охвачен своеобразной ностальгией, в музее, с посещениями которого связано все его детство. Из исповеди героя мы узнаем о его окружении, о тех людях, которых он любит больше всего. ейтмотивом проходит через роман воспоминание об умершем младшем брате Али - умном, душевном, талантливом мальчике, о маленькой сестричке Фиби, которая все время выдумывает, представляет себя поэтическим персонажем - Гризелой, живет одновременно и в реальном, и в вымышленном мире. «Она бы вам понравилась», - бращается не рае Колфилд к читателям. А еще есть старший брат, который был прекрасным писателем, но предал свой талант, продавшись в Голливуд. Перед нами герой с чувствительной душой, развитым воображением, культурной основой - мальчик из высших слоев среднего класса. Три дня, о которых он рассказывает, не были для него счастливыми. Это время перелома к испытаний, за которыми, по мысли автора, должны последовать изменения в морали подростка , которому суждено в конце концов повзрослеть.
Исповедь героя как раз выражает эту главную проблему. Холдену плохо в мире лжи, «липы», «показухи» (такой представляется в романе Америка середины XX века), он не может смириться с ним. Но для него двойная мораль - признак емира взрослых». Проблема в том, чтобы сберечь детскую чистоту и искренность, не дать «миру взрослых» поглотить невинное детство. Именно б этом мечтает Холден, именно это подчеркивает название книги и заветное желание героя «стеречь ребят над пропастью во ржи». Не видя во взрослости ничего хорошего, Холден не может и не хочет взрослеть: не случайно в конце романа он отправляется в очередную школу.

В исповеди Холдена отражается тревога автора за судьбы молодого поколения. Он ощущает трудности духовного становления подростка, противоречия внутреннего роста. Творчество Дж. Сэлинджера близко и современной молодежи.

 

Движение битничества широко затронуло молодое поколение Америки 1950 гг. это поколение вступило в жизнь вскоре по окончании «холодной войны». Битничество ярко окрашено бунтарством против конформизма, вульгарной меркантильности общества потребления. Идеалом поколения становится естественность и бескорыстие, раскрепощение творческих сил. Многие идеи «побитого поколения» близки философии и этике дзен-буддизма.

Стилистически литература битничества – это бескомпромиссная исповедальность, протест против рациональной упорядоченности. Среди художественных ориентиров – идеи независимой личности в творчестве Г. Торо, проповедь всечеловеческого братства в лирике У. Уитмена, непринятие условностей и общественных табу в романах Г. Миллера, «простая, честная проза» О. Хемингуэя. Один из выдающихся писателей современной Америки – Дж. Д. Сэлинджер, известность к которому пришла с выходом в свет романа «Над пропастью во ржи» (1951). Роман представляет собой исповедь подростка Холлена Колфилда, отвергающего конформистское единомыслие, потребительский образ жизни. Это один из первых героев, обвинивших Америку в лицемерии, самодовольстве, безнравственности.

Герой исключен из очередной школы за академическую неуспеваемость, поскольку не в силах принять законы школы, в которой учится и мира, в котором живет. Холден, искренний, ненавидящий лицемерие и фальшь человек, сбегает в Нью-Йорк, слоняется по городу, строит невероятные планы на будущее. Очень остро герой ощущает разлад действительного и желаемого в школе, в семейных отношениях, в обществе – во всем том, что именуется «миром взрослых».

Главное обвинение, которое бросает Холден этому миру, – это обвинение в притворстве, сознательном лицемерии, показухе. Сам монолог героя представляет собой смесь отчаяния, ненадуманного трагизма и отчаянного шутовства, подростковой бравады, напускного цинизма. Автор знакомит читателя с героем в момент острого нравственного кризиса, когда столкновение с миром кажется герою невыносимым. Речь героя сбивчива, насыщена сленговым языком подростка, незлобными ругательствами, словами-паразитами, что сообщает тексту достоверность. Герой Сэлинджера не становится борцом с системой, его отрицание звучит убедительнее, чем утверждение, герой всего лишь ищет убежище, где можно скрыться от тотального лицемерия. Холден сам зачастую даст основания для сложных отношений: он обидчив, нелюбезен, зачастую просто груб, придерживается насмешливого, покровительственного тона в общении со сверстниками, наблюдательность его неприятна, как сквозь увеличительное стекло о и подмечает и засаленный халат учителя, и гнилые зубы Эккли, и грязную бритву Стредлсйтера.

Но и окружение его наполнено «липой»: врут в привилегированной школе, заявляя, что воспитывают в ней «смелых и благородных», на самом деле – самовлюбленных и циничных. Врет учитель Спенсер, уверяя Холдена, что «жизнь – равная для всех игра». Для героя же спортивные игры, которыми так увлечено общество становятся символом разделения общества на «сильных» и «слабых». Больше всего на свете герой боится стать таким, как все взрослые, приспособиться к окружающей лжи и показухе, сорваться в «пропасть». В соответствии с психологией подросткового периода героя очень волнуют вопросы пола. Ему отвратительны те легкие связи, которыми хвастают его сверстники, он бессознательно тянется к другому, мечтает об одной единственной девушке, сам стесняясь своего целомудрия.

История героя романа «Над пропастью во ржи» – своеобразная исповедь человека, который не может и не хочет изменить мир, а способен лишь с предельной искренностью рассказать о его проблемах, герой стучит во все двери, ищет ответа у шоферов такси, случайных попутчиков, у товарищей по школе, у соседей по столику в ресторане, звонит по телефону. Живя в большом городе, в людской сутолоке, он чувствует себя бесконечно одиноким, только привязанность к маленькой сестре Фиби и мечта оградить от пошлости и разврата, от падения «в пропасть» других детей удерживают его в цивилизованном мире и спасают от отчаяния.

События нескольких дней становятся для героя своеобразной инициацией, он усваивает важные уроки, встречаясь и с миром насилия, преступности, и с хорошими и обаятельными людьми. Суждения Холдена становятся не такими безапелляционными, не такими однолинейными, настроение тотального отрицания заменяется пониманием, что холод отношений можно растопить теплом любви, его бунт приобретает логическое завершение, герой убеждается, что «бежать всегда легче, чем остаться».

 

 

Мальчиком он мечтал быть глухонемым, жить в хижине на лесной опушке и общаться с глухонемой женой при помощи записок. Теперь он стар, глух, живет в лесистой местности, но особой потребности в записках не испытывает, поскольку с женой все равно общается мало. Общество, изобилующее глупцами и пошляками, уже почти полвека не беспокоит его. Почти. Хижина стала его крепостью, и лишь редкому счастливцу удается проникнуть внутрь ее стен.
Мальчика зовут Холден Колфилд, и живет он в повести, до сих пор боготворимой миллионами "непонятых" подростков, – "Над пропастью во ржи". Старик – автор этой книги Джером Дэвид, или на американский манер сокращенно по инициалам, – Джей-Ди, Сэлинджер. Ему 81 год (в 2000 г.), и живет он в городке Корниш, штат Нью-Гэмпшир. С 1965 года не опубликовал ничего нового, практически никому не дает интервью и все-таки остается автором, который пользуется гигантской популярностью и неослабевающим вниманием, причем не только в Соединенных Штатах.
Изредка, но случается, что писатель начинает жить судьбою своего персонажа, подчиняясь его логике, повторяя и продолжая его путь, приходя к закономерному итогу. Не это ли высшая мера правдивости литературного произведения? Вероятно, многим хотелось бы доподлинно узнать, каким стал бунтарь Холден на склоне лет. Но автор, живущий судьбой состарившегося мальчика, никого не подпускает близко, укрывшись в доме, вокруг которого на несколько километров не обитает ни одна живая душа.
Правда, для отшельников наше время – далеко не самое лучшее. Человеческое любопытство проникает и сквозь плотно закрытые ставни. Тем более когда союзником любознательных становятся родные и близкие старого затворника. Очередным криком-откровением о судьбе Джей-Ди Сэлинджера, непростой и противоречивой, стали мемуары его дочери Маргарет Сэлинджер, только что вышедшие здесь под названием "В погоне за мечтой" (издательство "Вашингтон-сквер пресс").





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.