МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Понятие о здоровом образе жизни





 

Анализируя выше изложенные факты, становится ясно, что не менее важное значение в современных условиях имеет и образ жизни - показатель, указывающий, как человек реализует окружающие его условия жизнедеятельности для своего здоровья.

Образ жизни - биосоциальная категория, интегрирующая представления об определенном типе жизнедеятельности человека и характери­зующаяся его трудовой деятельностью, бытом, формой удовлетворения материальных и духов­ных потребностей, правилами индивидуального и общественного поведения. Иначе говоря, образ жизни - это "лицо" индивида, отражающее в то же время уровень общественного прогресса.

Говоря об образе жизни, следует помнить, что хотя он в значительной степени обусловлен социально-экономическими условиями, в то же время во многом зависит от мотивов деятельно­сти конкретного человека, от особенностей его психики, состояния здоровья и функциональных возможностей организма. Этим, в частности, объясняется реальное многообразие вариантов образа жизни различных людей. Образ жизни че­ловека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни.

Уровень жизни - это в первую очередь эко­номическая категория, представляющая степень удовлетворения материальных, духовных и куль­турных потребностей человека. Под качеством жизни понимают степень комфорта в удовлетво­рении человеческих потребностей (преимущественно социальная категория). Стиль жизни характеризует поведенческие особенности жизни человека, т.е. определенный стандарт, под который подстраивается психология и психофи­зиология личности (социально-психологическая категория).

Если попытаться оценить роль каждой из категорий образа жизни в формировании инди­видуального здоровья, то можно заметить, что первые две эквипотенциальны, т.к. носят обще­ственный характер. Отсюда понятно, что здоро­вье человека будет в первую очередь зависеть от стиля жизни, который в большой степени носит персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями (менталитет) и личностными наклонностями (образ).

Поведение человека направлено на удов­летворение потребностей. При более или менее одинаковом уровне потребностей, характерном для данного общества, каждая личность характе­ризуется своим, индивидуальным способом их удовлетворения, поэтому поведение людей раз­ное и зависит в первую очередь от воспитания.

Наиболее полно взаимосвязь между обра­зом жизни и здоровьем выражается в понятии здоровый образ жизни (ЗОЖ).

Здоровый образ жизни - это такая деятельность людей, которая направлена на профилактику заболеваний, укрепление и сохранение здоровья. Здоровый образ жиз­ни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность дея­тельности личности в направлении формирова­ния, сохранения и укрепления как индивидуаль­ного, так и общественного здоровья. Практика показала, что формирование здорового образа жизни с раннего детства является фундаментом хорошего здоровья в зрелом возрасте.

К сожалению, в иерархии потребностей, удовлетворение которых лежит в основе челове­ческого поведения, здоровье находится далеко не на переднем плане, а по сути своей именно оно должно стоять на первом месте, т.е. должно стать первейшей потребностью. Особенно это касается молодых людей, которые, пока еще здоровы, о здоровье не думают (нет потребности в его со­хранении и укреплении) и лишь потом, растратив его, начинают ощущать выраженную потреб­ность в нем. Отсюда понятно, насколько важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здо­ровью, понимание того, что здоровье - самая ве­личайшая ценность, дарованная человеку При­родой.



В основе здорового образа жизни лежат как биологические, так и социальные принципы. К биологическим относятся:

* образ жизни должен быть возрастным;

* образ жизни должен быть обеспечен энерге­тически;

* образ жизни должен быть укрепляющим;

* образ жизни должен быть ритмичным;

* образ жизни должен быть аскетичным.

К социальным принципам можно отнести;

¨ образ жизни должен быть эстетичным;

¨ образ жизни должен быть нравственным;

¨ образ жизни должен быть волевым;

¨ образ жизни должен быть самоограничитель­ным.

Реализация этих принципов весьма слож­на, часто носит противоречивый характер и не всегда приводит к желаемому результату, что обусловлено прежде всего тем, что в нашем госу­дарстве пока еще не выражена в достаточной степени положительная мотивация здоровья, что здоровье в обществе, в первую очередь в силу низкой культуры, не встало на первое место в ие­рархии человеческих потребностей. И очевидно, что самым главным в реализации здоровья дол­жен быть примат человеческой ценности (человек должен быть мерой вещей).

По современным представлениям основными компонентами ЗОЖ являются:

1) достаточная двигательная активность, обеспечивающая суточную потребность организма в движениях;

2) закаливание, способствующее повышению сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды и заболеваниям;

3) рациональное питание, сбалансированное по набору жизненно необходимых веществ;

4) соблюдение режима дня с учётом динамики индивидуальных биоритмов, гигиена умственного труда;

5) личная гигиена;

6) психогигиена, направленная на формирование умения управлять своими эмоциями и профилактику невротических состояний;

7) сексуальное воспитание, профилактика заболеваний, передающихся половым путём;

8) отказ от вредных привычек - курения, употребления алкоголя и наркотиков;

9) грамотное экологическое поведение;

10) безопасное поведение дома, на улице, на работе, учёбе и т.д., обеспечивающее предупреждение травм и отравлений.

В то же время сложившаяся система школьного образования не формирует должной мотивации к здоровому образу жизни. Действи­тельно, большинство людей знают, что курить, пить и употреблять наркотики вредно, но очень многие взрослые привержены этим вредным при­вычкам. Никто не спорит с тем, что надо дви­гаться, закаляться, но большинство взрослых людей ведут малоподвижный образ жизни и бо­ятся холодной воды. Неправильное, нерацио­нальное питание приводит к увеличению числа людей с избыточным весом и всеми вытекающи­ми последствиями. Трудности современной жиз­ни оставляют весьма мало места для положи­тельных эмоций.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что "знания" взрослых людей о здоровом образе жизни не стали их убеждениями, что нет мотивации к заботе о собственном здоровье. Проведенное Г.К. Зайцевым (1995) исследование показывает, что и среди старшеклассников по­нимание здорового образа жизни в основном сводится к хорошо известным положениям: Больше двигаться! Беречь нервы! Закаляться! Не пить и не курить! и т.д. Далее автор отмечает, что хотя важность таких рекомендаций не вызы­вает сомнений и что они запечатлены в памяти детей, они, тем не менее, не стали для многих из них руководством в поведении. По мнению авто­ра, это связано с тем, что, во-первых, рекоменда­ции по здоровому образу жизни насаждаются де­тям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмо­циональных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в по­вседневной жизни, и дети хорошо это видят. Ав­тор отмечает также, что для старшеклассников в подходе к собственному здоровью характерна стратегия предупредительного характера (сохранить здоровье), и почти совсем не просле­живаются вопросы, связанные с формированием здоровья, решение которых, как известно, требу­ет от человека значительных волевых усилий. И именно школа должна способствовать воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навы­ков принятия самостоятельных решений в отно­шении поддержания и укрепления своего здоро­вья.

Большой интерес представляет региональ­ная программа пропаганды ЗОЖ Фонда Сороса, составной частью которой является программа обучения здоровому образу жизни, предназна­ченная для средних школ стран Центральной и Восточной Европы (руководитель и разработчик программы С. Шапиро). Главной идеей данной программы служит представление здоровья как "единого целого", состоящего из взаимозависи­мых частей. Схематически эта идея представлена в виде стилизованного цветка, стебель и стержень которого отражает духовный аспект здоровья, а пять лепестков - соответственно физический, эмоциональный, интеллектуальный, социальный и личностный аспекты.

Под физическим аспектом понимаются в первую очередь физиологические процессы, про­текающие в организме, под интеллектуальным - то, как усваивается информация, касающаяся здоровья. Эмоциональный аспект означает по­нимание своих чувств и умение выражать их. Со­циальный аспект подразумевает осознание себя как полезной части социума, личностный - осознание себя в качестве самореализующейся лично­сти. Рассмотрим некоторые компоненты ЗОЖ.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.