ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Понятие о здоровом образе жизни Анализируя выше изложенные факты, становится ясно, что не менее важное значение в современных условиях имеет и образ жизни - показатель, указывающий, как человек реализует окружающие его условия жизнедеятельности для своего здоровья. Образ жизни - биосоциальная категория, интегрирующая представления об определенном типе жизнедеятельности человека и характеризующаяся его трудовой деятельностью, бытом, формой удовлетворения материальных и духовных потребностей, правилами индивидуального и общественного поведения. Иначе говоря, образ жизни - это "лицо" индивида, отражающее в то же время уровень общественного прогресса. Говоря об образе жизни, следует помнить, что хотя он в значительной степени обусловлен социально-экономическими условиями, в то же время во многом зависит от мотивов деятельности конкретного человека, от особенностей его психики, состояния здоровья и функциональных возможностей организма. Этим, в частности, объясняется реальное многообразие вариантов образа жизни различных людей. Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни. Уровень жизни - это в первую очередь экономическая категория, представляющая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных потребностей человека. Под качеством жизни понимают степень комфорта в удовлетворении человеческих потребностей (преимущественно социальная категория). Стиль жизни характеризует поведенческие особенности жизни человека, т.е. определенный стандарт, под который подстраивается психология и психофизиология личности (социально-психологическая категория). Если попытаться оценить роль каждой из категорий образа жизни в формировании индивидуального здоровья, то можно заметить, что первые две эквипотенциальны, т.к. носят общественный характер. Отсюда понятно, что здоровье человека будет в первую очередь зависеть от стиля жизни, который в большой степени носит персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями (менталитет) и личностными наклонностями (образ). Поведение человека направлено на удовлетворение потребностей. При более или менее одинаковом уровне потребностей, характерном для данного общества, каждая личность характеризуется своим, индивидуальным способом их удовлетворения, поэтому поведение людей разное и зависит в первую очередь от воспитания. Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии здоровый образ жизни (ЗОЖ). Здоровый образ жизни - это такая деятельность людей, которая направлена на профилактику заболеваний, укрепление и сохранение здоровья. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья. Практика показала, что формирование здорового образа жизни с раннего детства является фундаментом хорошего здоровья в зрелом возрасте. К сожалению, в иерархии потребностей, удовлетворение которых лежит в основе человеческого поведения, здоровье находится далеко не на переднем плане, а по сути своей именно оно должно стоять на первом месте, т.е. должно стать первейшей потребностью. Особенно это касается молодых людей, которые, пока еще здоровы, о здоровье не думают (нет потребности в его сохранении и укреплении) и лишь потом, растратив его, начинают ощущать выраженную потребность в нем. Отсюда понятно, насколько важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье - самая величайшая ценность, дарованная человеку Природой. В основе здорового образа жизни лежат как биологические, так и социальные принципы. К биологическим относятся: * образ жизни должен быть возрастным; * образ жизни должен быть обеспечен энергетически; * образ жизни должен быть укрепляющим; * образ жизни должен быть ритмичным; * образ жизни должен быть аскетичным. К социальным принципам можно отнести; ¨ образ жизни должен быть эстетичным; ¨ образ жизни должен быть нравственным; ¨ образ жизни должен быть волевым; ¨ образ жизни должен быть самоограничительным. Реализация этих принципов весьма сложна, часто носит противоречивый характер и не всегда приводит к желаемому результату, что обусловлено прежде всего тем, что в нашем государстве пока еще не выражена в достаточной степени положительная мотивация здоровья, что здоровье в обществе, в первую очередь в силу низкой культуры, не встало на первое место в иерархии человеческих потребностей. И очевидно, что самым главным в реализации здоровья должен быть примат человеческой ценности (человек должен быть мерой вещей). По современным представлениям основными компонентами ЗОЖ являются: 1) достаточная двигательная активность, обеспечивающая суточную потребность организма в движениях; 2) закаливание, способствующее повышению сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды и заболеваниям; 3) рациональное питание, сбалансированное по набору жизненно необходимых веществ; 4) соблюдение режима дня с учётом динамики индивидуальных биоритмов, гигиена умственного труда; 5) личная гигиена; 6) психогигиена, направленная на формирование умения управлять своими эмоциями и профилактику невротических состояний; 7) сексуальное воспитание, профилактика заболеваний, передающихся половым путём; 8) отказ от вредных привычек - курения, употребления алкоголя и наркотиков; 9) грамотное экологическое поведение; 10) безопасное поведение дома, на улице, на работе, учёбе и т.д., обеспечивающее предупреждение травм и отравлений. В то же время сложившаяся система школьного образования не формирует должной мотивации к здоровому образу жизни. Действительно, большинство людей знают, что курить, пить и употреблять наркотики вредно, но очень многие взрослые привержены этим вредным привычкам. Никто не спорит с тем, что надо двигаться, закаляться, но большинство взрослых людей ведут малоподвижный образ жизни и боятся холодной воды. Неправильное, нерациональное питание приводит к увеличению числа людей с избыточным весом и всеми вытекающими последствиями. Трудности современной жизни оставляют весьма мало места для положительных эмоций. Изложенное позволяет сделать вывод о том, что "знания" взрослых людей о здоровом образе жизни не стали их убеждениями, что нет мотивации к заботе о собственном здоровье. Проведенное Г.К. Зайцевым (1995) исследование показывает, что и среди старшеклассников понимание здорового образа жизни в основном сводится к хорошо известным положениям: Больше двигаться! Беречь нервы! Закаляться! Не пить и не курить! и т.д. Далее автор отмечает, что хотя важность таких рекомендаций не вызывает сомнений и что они запечатлены в памяти детей, они, тем не менее, не стали для многих из них руководством в поведении. По мнению автора, это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят. Автор отмечает также, что для старшеклассников в подходе к собственному здоровью характерна стратегия предупредительного характера (сохранить здоровье), и почти совсем не прослеживаются вопросы, связанные с формированием здоровья, решение которых, как известно, требует от человека значительных волевых усилий. И именно школа должна способствовать воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья. Большой интерес представляет региональная программа пропаганды ЗОЖ Фонда Сороса, составной частью которой является программа обучения здоровому образу жизни, предназначенная для средних школ стран Центральной и Восточной Европы (руководитель и разработчик программы С. Шапиро). Главной идеей данной программы служит представление здоровья как "единого целого", состоящего из взаимозависимых частей. Схематически эта идея представлена в виде стилизованного цветка, стебель и стержень которого отражает духовный аспект здоровья, а пять лепестков - соответственно физический, эмоциональный, интеллектуальный, социальный и личностный аспекты. Под физическим аспектом понимаются в первую очередь физиологические процессы, протекающие в организме, под интеллектуальным - то, как усваивается информация, касающаяся здоровья. Эмоциональный аспект означает понимание своих чувств и умение выражать их. Социальный аспект подразумевает осознание себя как полезной части социума, личностный - осознание себя в качестве самореализующейся личности. Рассмотрим некоторые компоненты ЗОЖ. |