МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Понятие механизма правового регулирования





Регулирование общественных отношений — главная функция ва, его основная характеристика в действии, в процессе реализации его возможностей. Поэтому изучение механизма правового регулирова-Ц ния важно для того, чтобы установить, как, с помощью каких правовых средств достигаются цели упорядочения общественных отношений. 1 Следовательно, механизм правового регулирования позволяет понять, как происходит трансформация требований норм права, правовых ус- -1 тановлений в правомерное поведение субъектов, из каких стадий со­стоит этот процесс, на каких именно этапах происходят сбои, возника- 1 ют препятствия для реализации права и как можно устранить эти ' препятствия.

Категория «механизм правового регулирования» емка и многогран­на, поэтому существуют разные подходы к ее трактовке, можно рас- 3 сматривать различные структурные элементы в ее составе. Например, I С.С. Алексеев определяет правовое регулирование как главное выра­жение правовой действительности, результативное нормативно-орга- • • низованное воздействие на общественные отношения при помощи! правовых средств.

А.В. Малько считает механизмом правового регулирования систе-:| му правовых средств, организованных наиболее последовательным об-1 разом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетво^ рения интересов субъектов права. Автор рассматривает механизм пра*т| вового регулирования как борьбу с препятствиями, а главную целИ механизма видит в беспрепятственном удовлетворении интересов

28.1. Понятие механизма правового регулирования

субъектов. По его мнению, в процессе упорядочения общественных отношений встречаются многочисленные препятствия для ^геадизации позитивных интересов субъектов, которые без их своевремнного уст­ранения снижают эффект правового регулирования. К ним относят правонарушения, пробелы в законодательстве, коллизионность право­вых норм и актов и т.д. Механизм правового регулирования призван бороться с такими препятствиями.

В.В. Лазарев усматривает главное назначение механизма правово­го регулирования в том, что он позволяет раскрыть процесс перевода предписаний права в реальное правомерное поведение человека. По­добное понимание механизма правового регулирования представляет­ся более предпочтительным.

В итоге механизм правового регулирования — это система юри­дических средств, организованных наиболее последовательным обра­зом в целях упорядочения общественных отношений, содействия удов­летворению интересов субъектов права. Такие средства различны по своей природе и функциям. Названный механизм есть комплекс пра­вовых элементов, с одной стороны, различных по своей природе и функ­циям, а с другой — все же взаимосвязанных общей целью в единую систему. Механизм правового регулирования показывает, как работа­ет то или иное звено при достижении его целей, позволяет выделить ключевые юридические инструменты, занимающие определенное иерар­хическое положение среди всех иных. Механизм правового регули­рования — организационное воздействие правовых средств, позволя­ющее в той или иной степени достигать поставленных целей, т.е. ре­зультативности, эффективности.

К особенностям механизма правового регулирования обычно отно­сят то, что этот механизм: -



• по своему характеру является государственным, поскольку осу­ществляется при помощи общеобязательных норм, исходящих от го­сударства;

• опирается на возможность применения принудительной силы го­сударства;

• имеет пределы воздействия на общественные отношения;

•направлен на упорядочение и закрепление сложившихся обще­ственных отношений; содействие развитию и утверждению новых об­щественных отношений, в которых заинтересованы общество и госу­дарство;

• осуществляется при помощи системы правовых средств и мето­дов правового регулирования, в том числе таких, как дозволения, запре-

Глава 28. Механизм правового регулирования

ты, обвязывания, императивные и диспозитивные методы регулирова­ния и т.д.

28.2. Структура и стадии механизма правового регулирования

Некоторые ученые, рассматривая структурумеханизма правового регулирования, выделяют два ее элемента:

^нормативную основу, или нормы права, выражающие главные спо­собы воздействия права, — дозволения, запреты, связывания;

•S способы реализации, которые проявляются в фактическом пове­дении людей, совершении действий или в воздержании от действий (бездействии), т.е. результативную сторону механизма.

Между этими двумя элементами существуют промежуточные зве­нья — юридические факты, правоотношения.

С.С. Алексеев к элементам механизма правового регулирования относит: юридические нормы; правоотношения; акты реализации субъек­тивных прав и юридических обязанностей; индивидуальные предписа­ния, акты применения права как факультативный элемент1. В юриди­ческой литературе чаще всего называют именно эти четыре элемента механизма правового регулирования. Они же одновременно являются его стадиями:

первая стадия — формирование нормативной основы — вклю­чает процесс создания и общее действие юридических норм. Норма­тивная основа включает не только нормы права, но и индивидуальные предписания, договоры, средства и приемы юридической техники, иные инструменты правового регулирования. Наибольшее значение в нор­мативной основе имеют такие юридические средства, как позитивные связывания, дозволения и запреты, поскольку они проявляют себя именно в действии права;

вторая стадия включает правоотношения, возникающие на ос­нове юридических фактов (или фактического состава). В ее рамках стороны приобретают конкретные права и обязанности как меру ин­дивидуального поведения субъектов. Данной стадии нередко предше­ствует факультативная стадия — применение права, без которой пра- I воотношения невозможны. Правоприменительный акт служит тем юри­дическим фактом, без которого не существует правоотношений. Например, право гражданина на высшее образование неосуществимо •!

' Алексеев С.С. Теория права. М., 1995.

28.2. Структура и стадии механизма правового регулирования

без вынесения соответствующего правоприменительного акта — при­каза ректора о зачислении данного лица в вуз. Это главный юридиче­ский факт, но он в свою очередь не может быть принят, пока абитуриент не представит требуемые документы, не сдаст вступительные экзаме­ны и не пройдет по конкурсу. В рамках правоотношений устанавлива­ется конкретная юридическая связь между субъектами. При этом субъекты вполне определенно разделяются на управомоченных и обя­занных. Именно здесь выявляется, какая из сторон правоотношения имеет интерес и соответствующие субъективные права, а какая обяза­на не препятствовать удовлетворению этого интереса либо осуществ­лять конкретные активные действия в пользу управрмоченного;

третья стадия — реализация субъективных прав и юридиче­ских обязанностей. На этой стадии достигаются цели правового регу­лирования. При этом реализация осуществляется в формах актов: со­блюдения (запретов), исполнения (обязанностей), использования (прав) и применения права. Акты реализации представляют собой основное средство, при помощи которого права и обязанности претворяются в жизнь, т.е. осуществляются в поведении тех или иных субъектов. Если на этой стадии не создается препятствий для реализации прав и обя­занностей, то не возникает необходимости в четвертой (факультатив­ной) стадии — контроля за использованием прав и исполнением обя­занностей или защиты прав субъектов правоотношений;

четвертая стадия характеризуется наступлением определенных юридических последствий при невыполнении субъектом возложенных на него обязанностей или при совершении правонарушения. Данная стадия наступает только при конфликтной ситуации и свидетельству­ет о невозможности обычными средствами разрешить конфликт. По­этому на этой стадии возникает необходимость в правоотношениях другого рода — правоохранительных, а также в правоприменительной деятельности обеспечительного характера. Здесь управомоченный при­обретает право на защиту, с помощью которого он или специальные органы возбуждают Правоприменительный процесс, и с помощью юрис-дикционных органов имеет возможность в отношении обязанного лица применить меры государственного принуждения. Нарушившая свои обязанности сторона в рамках охранительных правоотношений приоб­ретает новый статус, где на первый план выдвигается юридическая ответственность. Поэтому охранительное правоотношение строится по типу властеотношения, в котором юрисдикционный орган использу­ет власть для восстановления справедливости, укрепления законнос­ти. Таким образом, главным элементом на данной стадии являются охранительные правоприменительные акты.

Глава 28. Механизм правового регулирования

28.3. Способы и типы правового регулирования

В процессе правового регулирования используются три способа регулирования:

дозволение — предоставленная субъектам возможность совершать, определенные действия в своих интересах (например, работник пред­приятия имеет право на достойное вознаграждение за труд). Дозволе­ния весьма неоднородны. Они могут выражаться в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес. Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степе­нью гарантированности;

связывание — возложение на лиц обязанности совершить актив­ные указанные в законе либо договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязательства перед кредитором). Связы­вание как способ правового регулирования ориентируется на интере­сы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия;

запрещение связано с необходимостью воздержания от конкрет­ных действий, с пассивным поведением (например, работники правоох­ранительных органов не имеют права применять недозволенные мето­ды расследования). Запрещение есть разновидность связывания, пред­ставляющая собой определенное долженствование.

Существует тесная взаимосвязь между обязываниями и запреще­ниями, которые допускают взаимную определимость. Ведь обязанность выполнить определенное действие эквивалентна запрещению не вы­полнять его. Например, обязанность уплатить стоимость вещи по дого­вору купли-продажи эквивалентна запрету приобретения данной вещи бесплатно. Точно так же запрещение определенного действия эквива­лентно обязанности несовершению этого действия.

Под типами правового регулированияпонимаются те или иные сочетания способов регулирования при доминировании либо дозволе­ний, либо связываний с запрещениями. Выделяют следующие два типа правового регулирования:

общедозволительный тип основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение. Его можно сфор­мулировать так: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок любому субъекту запрещено (куп­ля-продажа наркотиков). Данный тип правового регулирования спо­собствует (или хотя бы не препятствует) проявлениям инициативнос-

28.4. Эффективность механизма правового регулирования

ти, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Од­нако подобный тип правового регулирования не применим к деятель­ности государственных органов, должностных лиц, ибо это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений;

разрешительный тип основывается на общем запрещении како­го-либо вида действий, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение разрешается. Его формулировка звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершать только действия, которые прямо разрешены законом. В законе указывается точный, стро­го ограниченный объем правомочий: все, что выходит за пределы компе­тенции властвующего субъекта, категорически запрещено.

Общедозволительный тип правового регулирования связан с за­креплением в праве социальной свободы, с правом субъекта на выбор средств и способов достижения поставленных целей. Разрешитель­ный же тип правового регулирования вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности социальных связей, последователь­ной реализации принципов законности. Он является единственным при применении мер юридической ответственности и ряда других мер государственного принуждения.

28.4. Эффективность механизма правового регулирования

Под эффективностью правового регулирования понимается со­отношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью. Если предписания, установленные в нормах права, реализовались в правомерном поведении, то можно считать, что меха­низм правового регулирования достаточно эффективен.

В настоящее время выдвигаются следующие условия повышения эффективности правового регулирования:

• совершенствование правотворчества, что предполагает наиболее полное выражение в нормах права общественных интересов и потреб­ностей, усиление гарантированности юридических норм;

• совершенствование процесса правоприменения, занимающего в механизме правового регулирования одно из центральных мест: оно учитывает конкретную обстановку, своеобразие каждой юридической ситуации. Механизм должен выражать тесную взаимосвязь различ­ных правовых средств: если нормативная регламентация призвана обеспечивать стабильность и единообразие в регулировании обществен-

Глава 28. Механизм правового регулирования

ных отношении, ввести их в строгие рамки законности, то правоприме­нение конкретизирует эти средства применительно к отдельным субъек­там, к определенному месту и времени. Недооценка, неверный выбор юридических средств, заложенных в нормативной основе механизма правового регулирования, способны привести к сбоям в реализации права, снижению его эффекта;

• повышение уровня правовой культуры субъектов права влияет на качество механизма правового регулирования, на укрепление законно­сти и правопорядка. При этом интересы личности — главный ориен­тир для совершенствования механизма правового регулирования. Дан­ное условие служит, в частности, усилению правовой активности граж­дан и их объединений.

Таким образом, недостаточная эффективность механизма правово­го регулирования объясняется:

а) неправильным определением целей правового регулирования;

б) выбором неадекватных средств правового воздействия;

в) недостаточно квалифицированным использованием этих средств, т.е. неэффективной реализацией права. Вместе с тем механизм право­вого регулирования имеет пределы своего действия, так как зависит не только от собственно юридических возможостей данного механизма, но и от уровня развития экономики, -социальных факторов, условий духовно-культурной сферы, информационных технологий, менталитета общества и т.д.

© Контрольные вопросы

1. Что такое механизм правового регулирования?

2. Какие черты и стадии механизма првового регулирования вы знаете?

3. Каковы способы и типы правового регулирования?

4. Каковы пути повышения эффективности механизма правового регули­рования?

Ш Литература

1. Алексеев С.С. Право. Опыт комплексного исследования. М., 1999.

2. Гойман В.И. Действие права (методологический анализ). М., 1992.

3. Малько А.В. Эффективность правового регулирования // Правоведе­ние, 1990. №6.

4. Малько А.В. Механизм правового регулирования (лекция) // Правове­дение. 1996. № 3.

5. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М., 2001.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.