ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Мусульманское право в современном мире 7 страница В соответствии с традиционными нормами расторжение брака в принципе запрещалось, допускалась полигамия (хотя она и не была широко распространена среди индусов). Брак обычно заключался по указанию родителей будущих супругов, не требовалось ни согласия врачующихся, ни достижения ими определенного возраста. Вместе с тем индусское право создавало удивительно много препятствий к браку: запрещались браки между членами разных каст, между даже очень 24.2. Обычное право Африки дальними родственниками. Закон о браке ослабил ограничения для вступления в брак и отменил запрет на браки между членами разных каст. Кроме того, .он разрешил разводы и запретил полигамию, установил право на получение алиментов, определил минимальный брачный возраст. В 1956 г. вступили в действие еще три закона: о несовершеннолетних и опекунстве, о наследовании, об усыновлении и выплате средств на содержание членов семьи. В целом к настоящему времени проделана большая работа по кодификации индусского права. Судьи руководствуются в первую очередь новыми законами и прецедентами. В ст. 141 Конституции Индии устанавливается, что суды должны следовать прецедентам, созданным Верховным судом. Ныне сфера действия старых правовых обычаев резко сократилась. Однако и сейчас индусское право активно используется при регулировании таких вопросов, как правовое положение детей, опекунство, усыновление, брак, раздел и наследование имущества. Сохранилось оно также в регулировании отношений государственного землевладения. Обычное право Африки Новое право молодых развивающихся государств в результате особенностей их исторического развития сочетается с мусульманским, индусским правом, а также с обычным правом, которое все еще действует в достаточно широкой сфере отношений. До настоящего времени многим нормам обычного права следует большинство населения африканского континента. Термин «обычное право» чаще всего используют для обозначения традиционного права, существовавшего у африканских народов до колонизации. За исключением весьма немногочисленных примеров письменных источников отдельных племен традиционное право представляет собой совокупность неписаных правил, передаваемых из поколения в поколение и не сформулированных в каких-либо юридических и литературных текстах. Следует отметить большое разнообразие традиций и обычного права народов Африки и даже племен, населяющих соседние географические районы. Одна из характерных черт обычного права заключается в том, что правовые и моральные нормы неразрывно связаны, а при решении конф- Глава 24. Иные правовые системы современности ликтов стороны руководствуются прежде всего идеей примирения. Задача суда заключается не столько в том, чтобы отыскать факты и применить нормы с их учетом, сколько в том, чтобы устранить причиненное зло, восстановить согласие в общине и обеспечить ее сплоченность. Другая черта африканского обычного права сводится к тому, что оно регулирует отношения в первую очередь групп или сообществ, а не отдельных индивидов. Так, брачный договор представлял собой, скорее, соглашение двух семей, нежели союз двух индивидов; развод был возможен лишь с согласия семей. Имущество по наследству тоже, как правило, переходило не к индивидам, а к семьям или группам. При возмещении ущерба выплату производила обычно одна семья или клан другой семье или клану. Правами на землю по обычаю был наделен не индивид, а группа. Хотя отдельное лицо могло пользоваться землей, но принадлежала она общине или группе. Тяжбы в африканском обществе также возникали главным образом между сообществами -и группами. И наконец, принцип коллективизма касался и ответственности, за проступки: семья или группа родственников несла ответственность за деяния отдельных ее членов. В Африке существовали два основных типа судов, причем иногда они действовали одновременно и параллельно. Так, при отсутствии в регионе сколько-нибудь централизованной власти дела о браке, опеке над детьми, наследовании, землевладении решали арбитражи, состоящие из старейшины и других влиятельных членов семей или группы родственников. Если же разногласия возникали между соседями внутри одной общины, то арбитрами выступали старейшие члены семей, главы основных линий наследования и др. Суды другого типа функционировали как государственные структуры с соблюдением юридических формальностей. Они существовали в регионах с более или менее централизованной властью. Обычно такие суды образовывали иерархическую систему, начиная от низ- ' ших (например, суды мелких вождей) и кончая высшими (суды крупных вождей). Обычное право повсеместно признавало полигамию, а также устанавливало выкуп за невесту, призванный подтвердить, что основанный на обычае брак — это покупка жены. Расторжение брака было очень редким явлением, и получить разрешение на развод стоило больших трудов. Семьи были заинтересованы в продолжении установленного между ними союза, к тому же расторжение брака означало возвраще- 24.2. Обычное право Африки ние приданого. Развод обговаривался между семьями с привлечением старейшин клана. После колонизации африканского континента в XIX в. английские, французские, португальские и бельгийские власти в основном стремились внедрить в африканских странах право, действовавшее в метрополии, и свою судебную систему. Французское право внедрялось во французской Африке и на Мадагаскаре, бельгийское — в Конго, португальское — в Анголе и Мозамбике, английское — в колониях Англии. Метрополиями был принят также целый ряд актов специально для колоний. В то же время колонизаторы проводили политику сохранения той части обычного права и африканского судопроизводства, которая, по их мнению, не противоречила их интересам. Таким образом, в результате колониального правления возникла тройственная система колониального права, включающая право метрополий, специальные колониальные законы и обычное право. Первые два компонента охватывали по преимуществу административное, торговое, уголовное право. Традиционные области отношений — землевладение, семейное и наследственное право — остались в сфере действия обычного права. Во многих колониях были запрещены некоторые обычаи, признанные варварскими, например.рабство. В колониях действовали колониальные суды с европейскими судьями, которые руководствовались правом метрополии и колониальным законодательством, а также местные суды, где правосудие обычно осуществляли местные вожди, старейшины, а решения принимались в соответствии с обычным правом. Основные тенденции развития права африканских стран в условиях национальной независимости характеризуются, с одной стороны, преодолением колониальных наслоений (хотя на первых этапах колониальные законы продолжали действовать), а с другой — ограничением регулирующего значения правового обычая по мере того, как расширялся круг отношений, охватываемых национальным законодательством. В бывших французских колониях после получения независимости принято более ста кодексов. Равным образом приняты крупные законы в англоязычных странах. В большинстве независимых государств Африки действуют новые конституции. Законодательная деятельность охватывает прежде всего, такие отрасли современного права, как конституционное, обязательственное, уголовное, судоустройство. Во многих государствах принят ряд прогрессивных норм, заимствованных из законодательства западных стран, в частности, введен восьмичасовой рабочий день, установлены минимум зарплаты, в том числе Глава 24. Иные правовые системы современности и для работников частных предприятий, оплачиваемые отпуска, пенсионное обеспечение, бесплатное медицинское обслуживание. Осуществлены серьезные законодательные меры по эмансипации женщин. В то же время деколонизация сопровождалась декларациями о большом значении обычного права, необходимости его сохранения. В Мадагаскаре, например, представительная ассамблея приняла в 1957 г. решение о кодификации обычаев, а в Нигерии региональные ассамблеи взяли на себя инициативу подготовки компиляций, придававших обычаям санкционированный властью характер1. Таким образом, традиционное африканское право постепенно утрачивает, а в некоторых случаях уже утратило регулирующее значение. Его нормы по своему социальному содержанию плохо согласуются с тенденциями развития молодых развивающихся государств, стремящихся идти по пути цивилизации и прогресса. Но все же еще многие миллионы африканцев, особенно в сельской местности, продолжают жить по старым обычаям, избегают обращаться в государственные суды, предпочитая арбитраж и стремясь прийти к примирению в соответствии с традициями. ® Контрольные вопросы 1. Каковы основные положения индуизма? 2. Каковы особенности индусского права? 3. Как развивается индусское право на современном этапе? 4. Каковы основные черты права народов Африки? 5. Как можно охарактеризовать правовые системы современной Африки? 6. Каковы попытки кодификации правовых обычаев в современный период? Ш Литература 1. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1997. 2. Общая теория права: Учебник для юрид. вузов / Под ред. А.С. Пигол-кина. М., 1997. 3. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира: Справочник. М., 1993. 4. Синюков В.Н., Григорьев Ф.А. Правовая система: Вопросы правореали-зации. Саратов, 1995. 5. Супотаев МЛ. Обычное право в странах Восточной Африки. М., 1984. 1 Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1997. С. 478. Глава 25 ИСТОЧНИКИ ПРАВА 25.1. Понятие источника права и его виды Источники права— это действующие в государстве официальные документы, устанавливающие или санкционирующие нормы права, внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения. Рис. 25.1. Виды источников права В истории развития права различают несколько видов источников права, причем их значение в каждом типе права неодинаково (см. рис. 25.1). В период становления права преобладающее значение имел правовой обычай. Это правило поведения, которое сложилось исторически в силу постоянной повторяемости в течение длительного времени и санкционировано государством в качестве общеобязательного правила. Обычное право было основным источником права на ранних  Глава 25. Источники права 25.2. Нормативный правовой акт как источник права этапах развития рабовладельческого и феодального права. В современных государствах правовой обычай используется довольно редко. Так, ст. 5 ГК признает в качестве источника гражданского права обычай делового оборота, т.е. сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано оно в каком-либо документе или нет. Судебный прецедент — решение суда (обычно это высшая судебная инстанция в стране) по конкретному делу,' которое затем становится образцом, обязательным правилом для решения аналогичных дел в будущем. Ныне такой источник широко используется в англосаксонских странах (например, «общее право» Англии). Прецедентное право чрезвычайно громоздко, запутано и противоречиво, позволяет суду осуществлять правотворческие функции как в случае отсутствия соответствующего закона, так и при его наличии. Нормативный договор — соглашение между различными субъектами права, в котором содержатся нормы права. Он является основным источником международного права. В ряде случаев нормативный договор используется во внутригосударственном праве (Федеративный договор о создании Российской Федерации, договоры между Российской Федерацией и отдельными ее субъектами, коллективные договоры между администрацией предприятия и трудовым коллективом и др.). Религиозные тексты — священные книги и сборники, которые непосредственно применяются в судебной и иной юридической практике. В мусульманском праве это Коран (собрание поучений и заповедей Аллаха) и Сунна (жизнеописание пророка Мухаммеда). Доктринальные тексты — мнения, идеи и доктрины выдающихся ученых-юристов. В римском праве работы некоторых известных юристов (например, Ульпиана) положены в основу решения юридических дел. Судьи в англоязычных странах нередко аргументируют свои решения, обращаясь к трудам английских ученых. В мусульманских государствах созданные в XII—XIV вв. сочинения арабских юристов, знатоков ислама (иджма) имеют официальное юридическое значение. Общие принципы права — руководящие, принципиальные положения, исходные начала всего права в целом либо определенной его отрасли. В соответствии с законодательством ряда западных государств при отсутствии конкретной нормы, прецедента или правового обычая возможно при решении юридических дел ссылаться на принципы справедливости, доброй совести, социальной ориентации права. Часть 2 ст. 6 ГК предусматривает использование общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости, если невозможно применить аналогию закона при наличии пробела в праве. 25.2. Нормативный правовой акт как источник права Нормативный правовой акт — официальный письменный документ, изданный компетентным органом или принятый всеми гражданами государства в форме референдума, который устанавливает, изменяет либо отменяет нормы права. Это наиболее совершенный источник права, создающий основу для четкости и стабильности правового регулирования, укрепления законности, доступности и обозримости правовых предписаний. Он облегчает надзор за исполнением юридических предписаний, их толкование, систематизацию, учет. Нормативному правовому акту присуща письменная, строго документированная форма и особый, четко регламентированный процессуальный порядок принятия и опубликования. Право издания нормативных актов закреплено законом за строго определенными органами. Такие акты, регулируя определенный вид, категорию общественных отношений, распространяют свое действие на неперсонифицированный круг лиц и органов, применяются неоднократно и действуют постоянно независимо от исполнения. Этим они отличаются от правовых актов индивидуального значения (приговор суда, выдача ордера на получение квартиры, договор аренды и т.д.). Все нормативные акты находятся между собой в строгой иерархической соподчиненности, от которой зависит юридическая сила того или иного акта. Акты нижестоящих правотворческих органов должны соответствовать и не противоречить актам вышестоящих органов. Нормативные акты классифицируются по их юридической силе, определяемой компетенцией и положением издавших их органов в механизме государства, а также характером самих актов. Различаются конституция и иные законы (конституционные и обыкновенные), а также подзаконные акты (указы, постановления, инструкции, декреты, ордонансы и др.). Глава 25. Источники права 25.3. Понятие и виды законов Закон — нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом законодательной власти либо непосредственным волеизъявлением населения путем референдума и регулирующий наиболее важные и устойчивые общественные отношения. Законы составляют основу правовой системы государства, ее центральную часть. Как самостоятельный источник права закон сложился давно и пришел на смену правовому обычаю (законы Хаммурапи в древнем Вавилоне, законы XII таблиц в Древнем Риме, Саксонское зерцало в средневековой Европе, Русская Правда на Руси и др.). В эпоху рабовладения и феодализма законы в основном служили формой обработки и систематизации действующих правовых обычаев или прецедентов. В период буржуазно-демократических революций, когда был провозглашен принцип сосредоточения законодательной власти в руках народного представительства (парламента), за законом, принимаемым парламентом, стали признаваться высшая юридическая сила, верховенство и непререкаемость по отношению к другим правовым актам государства. Закон — высшая форма выражения государственной воли народа, непосредственное воплощение его суверенитета. Он устанавливает отправные начала правового регулирования, придает ему единство. Нормы, содержащиеся в актах других органов, основываются на нормах закона, развивают и конкретизируют его положения, являются производными от них. Высшая юридическая сила закона означает, что никакой другой орган кроме высшего органа законодательной власти не может аннулировать или изменить закон. Принятие нового закона неизбежно влечет необходимость отмены или внесения изменений во все другие акты по тому же вопросу, которые противоречат его содержанию. Высшая юридическая сила закона означает также, что акты всех иных государственных органов носят производный характер, не могут ему противоречить. Закон всегда нормативен, т.е. содержит нормы права, для него характерны особый порядок принятия, специальная законотворческая процедура, распадающаяся на ряд стадий: подготовка законопроекта, законодательная инициатива, обсуждение, законопроекта, принятие закона и его обнародование. Роль закона как акта, который имеет приоритетное значение в правовой системе государства и служит основой для всех других право- 25.3. Понятие и виды законов вых актов, в современных цивилизованных государствах неизмеримо возрастает. Увеличивается удельный вес законов, что позволяет с их помощью полно, а в ряде случаев и исчерпывающе регулировать соответствующие отношения. В законе регулируются не все отношения, требующие правового регламентирования, а лишь те, которые характеризуются значимостью, типичностью и стабильностью. В государстве, признающем себя правовым или стремящимся стать таковым, только посредством закона должен регулироваться примерно следующий круг вопросов: установление и изменение конституционных норм, правовой статус личности, ее права, свободы и обязанности, национально-государственное устройство и взаимоотношения федерации и ее субъектов, основы экономической политики государства, структура государственного аппарата, порядок образования и полномочия основных органов государства, осуществление правосудия и прокурорского надзора, утверждение государственного бюджета и сбор налогов, решение вопросов войны и мира, борьба с преступностью, судопроизводство, правовой статус партий, иных общественных объединений, средств массовой информации и некоторые др. , Рис. 25.2. Виды законов  Глава 25. Источники права Наивысшей юридической силой среди всего массива законов обладают Конституция (см. рис. 25.2), а также законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию. Будучи основным законом государства, она определяет организацию государственной власти, закрепляет основы конституционного строя, основные права и обязанности граждан, федеративное устройство, систему государственных органов, их полномочия и порядок формирования, основы правосудия, избирательную систему. Конституция — государственно-политический документ учредительного характера, основополагающее начало всей правовой системы, юридическая база для текущей законодательной и всей право-творческой деятельности. Установления Конституции развиваются и детализируются в других нормативных актах. При этом все они, от какого бы органа ни исходили, должны соответствовать нормам Конституции. Иначе любой акт или его часть должны быть признаны недействующими. Особый характер Конституции, ее роль в законодательном закреплении основ общественного ,и государственного строя находят выражение в особой усложненной процедуре ее принятия, а также изменения и дополнения. Второй вид — конституционные законы (в некоторых зарубежных странах, например во Франции, их называют органическими). Это такие акты, необходимость принятия которых предусмотрена непосредственно Конституцией. Они являются своеобразным продолжением Конституции, их нормы развивают и конкретизируют отдельные ее положения (законы о Правительстве РФ, о Конституционном Суде РФ, об Уполномоченном по правам человека и др.). Для конституционных законов установлена более сложная процедура их прохождения и принятия. Обыкновенные законы, издающиеся в процессе текущей законодательной деятельности, составляют основную массу законов. Порядок их принятия более простой. В Российской Федерации они считаются принятыми, если за их утверждение подано более '/2 голосов от общего состава депутатов Государственной Думы. Не все из них подлежат обязательному утверждению Советом Федерации. Обыкновенные законы в свою очередь делятся на кодификационные и текущие. Кодификационный закон обладает рядом характерных черт: • в нем обычно формулируются нормы, регулирующие наиболее важные, принципиальные вопросы общественной жизни, определяющие нормативные основы той или иной отрасли (института) законодательства; 25.3. Понятие и виды законов • такой акт регулирует значительную и достаточно обширную сферу отношений (имущественные, трудовые, брачно-семейные отношения, борьба с преступностью и т.д.); • будучи итогом совершенствования законодательства, кодификационный закон представляет собой сводный акт, упорядоченную совокупность взаимозависимых предписаний. Он является единым, внутренне связанным документом, включающим в себя как проверенные жизнью, общественной практикой действующие нормы, так и новые правила, обусловленные динамикой социальной жизни, назревшими потребностями развития общества; • кодификация направлена на создание более устойчивых, стабильных норм, рассчитанных на длительный период действия. Эффективность кодификационного закона во многом зависит от того, сможет ли законодатель учесть объективные тенденции развития отношений, служащих предметом регулирования такого акта, их динамику; • предмет кодификации обычно определяется в зависимости от деления системы законодательства на отрасли и институты. Кодификация укрепляет системность нормативных актов, их юридическое единство и согласованность. Кодификационный закон обычно возглавляет систему взаимосвязанных нормативных актов, образующих определенную отрасль, подотрасль или отдельный институт законодательства; • акт кодификации всегда значителен по объему, имеет сложную структуру. Это своеобразный укрупненный блок законодательства, обеспечивающий более четкое построение системы нормативных предписаний, а также удобство их использования, непосредственно отражающий и цементирующий научно обоснованное распределение нормативного материала по предмету и методу правового регулирования. Что касается принятия комплексных кодексов, то оно призвано быть дополнительным направлением кодификационных работ. Кодификационные законы могут выражаться в различных формах. Одна из них — Основы законодательства — акт федерального законодательства, содержащий принципиальные, наиболее общие нормы по предмету совместного ведения федерации и ее субъектов, которые должны развиваться и конкретизироваться в иных актах федерации и ее субъектов. Чаще других как вид кодификационного закона используется кодекс. Это крупный сводный акт, детально и конкретно регулирующий определенную сферу отношений и подлежащий непосредственному применению. Он либо полностью поглощает все нормы соответствующей отрасли (Уголовный кодекс), либо содержит основную по объ- Глава 25. Источники права 25.4. Подзаконные нормативные акты ему, самую важную часть таких норм (Гражданский, Трудовой кодексы РФ). Во главе большинства отраслей российского федерального законодательства стоят кодексы, основная масса которых подверглась существенной переработке, например, Трудовой кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ. Кроме того, в современных условиях право принятия кодексов принадлежит также и субъектам РФ. Так, в Башкортостане действует более десятка кодексов. Среди них различают жилищный, трудовой, экологический кодексы, кодексы о браке и семье, о недрах, о средствах массовой информации и др. По характеру охвата регулируемых кодексами общественных отношений они бывают отраслевыми либо комплексными (межотраслевыми). Первые регулируют конкретную сферу общественных отношений, определяющую деление права на отрасли и институты. Это Уголовный, Уголовно-процессуальный, Гражданский кодексы РФ и др. Комплексный кодекс систематизирует нормы, которые собраны вместе не по отраслям права, а по иным основаниям (сфера государственной деятельности, отрасль хозяйства или социально-культурного строительства) и объединены единой концепцией, общими принципами регулирования значительной области отношений (Воздушный, Таможенный кодексы, Кодекс торгового мореплавания и др.). Интересы создания единой, логически согласованной системы законодательства требуют, чтобы в законодательной деятельности предпочтение отдавалось в первую очередь отраслевым кодексам как актам, непосредственно отражающим систему права. В правовой системе могут существовать и иные виды кодификационных актов: уставы, положения, правила и т.д. За последние годы в Российской Федерации развернулась интенсивная деятельность по подготовке и принятию новых законов. За период с начала 1990-х гг. и до настоящего времени было издано около полутора тысяч законов. Были приняты такие важнейшие законы, непосредственно отражающие проведение экономической реформы и демократизацию всех сфер жизни России, как Гражданский, Семейный, Налоговый кодексы, законы о референдуме, о выборах и др. Роль закона в российском государстве неизмеримо возрастает. Он все более становится главным и решающим документом, определяющим основные направления регулирования общественных отношений, их охрану и защиту, неуклонно увеличивается удельный вес законов в общей системе нормативных актов. В федеративном государстве законы могут издаваться как феде,-ральными органами законодательной власти, так и органами законо- дательной власти субъектов федерации. Ныне субъектами РФ осуществляется интенсивная работа по принятию региональных законов. Отдельным видом закона является модельный закон — типовой акт, содержащий рекомендации для деятельности нижестоящих органов законодательной власти, варианты возможных правотворческих решений. Такие законы используются для унификации, достижения максимального единства правовых систем государственных образований, входящих в состав федерации (штатов, земель, республик, областей и т.д.) либо в определенное конфедеративное сообщество государств. Активно применяется практика подготовки и издания модельных законов Межпарламентской ассамблеей стран СНГ. В США такие акты служат рекомендательной основой для законодательной деятельности отдельных штатов. Можно делить законы также по времени их действия на постоянные (их действие не ограничено указанием определенного срока) и временные (действуют в течение определенного срока, указанного в них). Закон должен утверждаться в качестве основного нормативного акта не только по своей юридической силе, но и по фактическому влиянию на общественную жизнь, укрепление законности, охрану и обеспечение прав личности, создание преград произволу и усмотрению чиновников государственного аппарата. По-настоящему должен быть верховным лишь тот закон, который устанавливает в государстве основы справедливости, гуманизма и демократии, основывается на общечеловеческих моральных ценностях. 25.4. Подзаконные нормативные акты Подзаконные нормативные акты — это принятые компетентным органом и устанавливающие нормы права юридические акты, которые основаны на законе и не противоречат ему. Вся система таких актов строится на строгой их соподчиненности между собой. Их юридическая сила зависит от положения соответствующего органа, издающего подзаконный нормативный акт, в общей иерархической системе органов государства. В зависимости от органа, принявшего подзаконный нормативный акт, их можно разделить на общие, ведомственные, местные и локальные (внутриорганизационные) (рис. 25.3). Глава 25. Источники права 25.5. Действие нормативного акта во времени, в пространстве и по кругу лиц 417 Рис. 25.3. Виды подзаконных правовых актов Общие подзаконные акты издаются правотворческими органами общей компетенции. С их помощью осуществляются оперативное государственное руководство и координация экономической, политической и социально-культурной жизни страны. Главное место в системе общих подзаконных актов принадлежит указам Президента как главы государства, которые обладают наибольшей юридической силой после закона и регламентируют основные направления внутренней и внешней политики государства. Следующая ступень — это акты правительства, принимаемые на основе и во исполнение законов и указов Президента и решающие оперативные вопросы управления экономикой, социально-культурным строительством, обороной страны и т.д. Ведомственные нормативные акты принимаются в пределах своей компетенции министерствами и иными ведомствами, регулируют отношения, складывающиеся внутри соответствующего ведомства (таможенные, транспортные, банковские отношения, вопросы организации образования, охраны здоровья и т.д.). Обычно такие акты издаются в форме приказов, инструкций, постановлений, распоряжений, положений, писем, указаний, уставов и др. В ряде случаев министерствам и ведомствам предоставляется право издавать нормативные акты, действие которых распространяется и на неподчиненные непосредственно им объекты управления, а также на граждан. Такие акты принимаются, в частности, Министерством финансов РФ, Центральным Банком и т.д. Ныне установлен порядок регистрации нормативных актов министерств и ведомств, затрагивающих права и законные интересы граждан или носящих межведомственный характер. Такая регистрация осуществляется Министерством юстиции РФ. В федеративном государстве общие подзаконные нормативные акты могут приниматься как федеральными органами исполнительной власти, так и соответствующими органами субъектов федерации. Местные нормативные акты принимаются представительными и исполнительными органами на местах (в районах, городах, поселках и т.д.). В Российской Федерации это органы местного самоуправления. В таких актах решаются местные вопросы, они действуют на соответствующей территории и рбязательны для всех лиц, проживающих или находящихся на данной территории. В число местных нормативных актов включаются решения или постановления представительного органа местного самоуправления (совета, думы и др.), постановления," приказы, распоряжения исполнительных структур (мэра, главы администрации, префекта и Т:Д.). Локальные (внутриорганизационные) нормативные акты принимаются в пределах своей компетенции администрацией предприятий, учреждений, организаций для регулирования внутренней их деятельности (организация труда, служебная дисциплина) и распространяют действие на работников (членов) соответствующих предприятий, учреждений, организаций. Таковы, например, правила внутреннего трудового распорядка на конкретном предприятии. |