МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Мусульманское право в современном мире 7 страница





В соответствии с традиционными нормами расторжение брака в принципе запрещалось, допускалась полигамия (хотя она и не была широко распространена среди индусов). Брак обычно заключался по указанию родителей будущих супругов, не требовалось ни согласия врачующихся, ни достижения ими определенного возраста. Вместе с тем индусское право создавало удивительно много препятствий к бра­ку: запрещались браки между членами разных каст, между даже очень

24.2. Обычное право Африки

дальними родственниками. Закон о браке ослабил ограничения для вступления в брак и отменил запрет на браки между членами разных каст. Кроме того, .он разрешил разводы и запретил полигамию, устано­вил право на получение алиментов, определил минимальный брачный возраст.

В 1956 г. вступили в действие еще три закона: о несовершеннолет­них и опекунстве, о наследовании, об усыновлении и выплате средств на содержание членов семьи.

В целом к настоящему времени проделана большая работа по коди­фикации индусского права. Судьи руководствуются в первую очередь новыми законами и прецедентами. В ст. 141 Конституции Индии ус­танавливается, что суды должны следовать прецедентам, созданным Верховным судом.

Ныне сфера действия старых правовых обычаев резко сократилась. Однако и сейчас индусское право активно используется при регулиро­вании таких вопросов, как правовое положение детей, опекунство, усы­новление, брак, раздел и наследование имущества. Сохранилось оно также в регулировании отношений государственного землевладения.

Обычное право Африки

Новое право молодых развивающихся государств в результате осо­бенностей их исторического развития сочетается с мусульманским, индусским правом, а также с обычным правом, которое все еще дей­ствует в достаточно широкой сфере отношений. До настоящего време­ни многим нормам обычного права следует большинство населения африканского континента.

Термин «обычное право» чаще всего используют для обозначения традиционного права, существовавшего у африканских народов до ко­лонизации. За исключением весьма немногочисленных примеров пись­менных источников отдельных племен традиционное право представ­ляет собой совокупность неписаных правил, передаваемых из поколе­ния в поколение и не сформулированных в каких-либо юридических и литературных текстах.

Следует отметить большое разнообразие традиций и обычного пра­ва народов Африки и даже племен, населяющих соседние географиче­ские районы.

Одна из характерных черт обычного права заключается в том, что правовые и моральные нормы неразрывно связаны, а при решении конф-

Глава 24. Иные правовые системы современности

ликтов стороны руководствуются прежде всего идеей примирения. Задача суда заключается не столько в том, чтобы отыскать факты и применить нормы с их учетом, сколько в том, чтобы устранить причи­ненное зло, восстановить согласие в общине и обеспечить ее спло­ченность.

Другая черта африканского обычного права сводится к тому, что оно регулирует отношения в первую очередь групп или сообществ, а не отдельных индивидов. Так, брачный договор представлял собой, ско­рее, соглашение двух семей, нежели союз двух индивидов; развод был возможен лишь с согласия семей. Имущество по наследству тоже, как правило, переходило не к индивидам, а к семьям или группам. При возмещении ущерба выплату производила обычно одна семья или клан другой семье или клану. Правами на землю по обычаю был наделен не индивид, а группа. Хотя отдельное лицо могло пользоваться землей, но принадлежала она общине или группе. Тяжбы в африканском обще­стве также возникали главным образом между сообществами -и груп­пами. И наконец, принцип коллективизма касался и ответственности, за проступки: семья или группа родственников несла ответственность за деяния отдельных ее членов.



В Африке существовали два основных типа судов, причем иногда они действовали одновременно и параллельно. Так, при отсутствии в регионе сколько-нибудь централизованной власти дела о браке, опеке над детьми, наследовании, землевладении решали арбитражи, состо­ящие из старейшины и других влиятельных членов семей или группы родственников. Если же разногласия возникали между соседями внут­ри одной общины, то арбитрами выступали старейшие члены семей, главы основных линий наследования и др.

Суды другого типа функционировали как государственные струк­туры с соблюдением юридических формальностей. Они существова­ли в регионах с более или менее централизованной властью. Обычно такие суды образовывали иерархическую систему, начиная от низ- ' ших (например, суды мелких вождей) и кончая высшими (суды круп­ных вождей).

Обычное право повсеместно признавало полигамию, а также уста­навливало выкуп за невесту, призванный подтвердить, что основанный на обычае брак — это покупка жены. Расторжение брака было очень редким явлением, и получить разрешение на развод стоило больших трудов. Семьи были заинтересованы в продолжении установленного между ними союза, к тому же расторжение брака означало возвраще-

24.2. Обычное право Африки

ние приданого. Развод обговаривался между семьями с привлечением старейшин клана.

После колонизации африканского континента в XIX в. английские, французские, португальские и бельгийские власти в основном стреми­лись внедрить в африканских странах право, действовавшее в метропо­лии, и свою судебную систему. Французское право внедрялось во фран­цузской Африке и на Мадагаскаре, бельгийское — в Конго, португаль­ское — в Анголе и Мозамбике, английское — в колониях Англии. Метрополиями был принят также целый ряд актов специально для колоний. В то же время колонизаторы проводили политику сохране­ния той части обычного права и африканского судопроизводства, кото­рая, по их мнению, не противоречила их интересам. Таким образом, в результате колониального правления возникла тройственная система колониального права, включающая право метрополий, специальные ко­лониальные законы и обычное право. Первые два компонента охваты­вали по преимуществу административное, торговое, уголовное право. Традиционные области отношений — землевладение, семейное и на­следственное право — остались в сфере действия обычного права. Во многих колониях были запрещены некоторые обычаи, признанные вар­варскими, например.рабство.

В колониях действовали колониальные суды с европейскими судь­ями, которые руководствовались правом метрополии и колониальным законодательством, а также местные суды, где правосудие обычно осу­ществляли местные вожди, старейшины, а решения принимались в со­ответствии с обычным правом.

Основные тенденции развития права африканских стран в условиях национальной независимости характеризуются, с одной стороны, преодо­лением колониальных наслоений (хотя на первых этапах колониальные законы продолжали действовать), а с другой — ограничением регулиру­ющего значения правового обычая по мере того, как расширялся круг отношений, охватываемых национальным законодательством. В бывших французских колониях после получения независимости принято более ста кодексов. Равным образом приняты крупные законы в англоязыч­ных странах. В большинстве независимых государств Африки действу­ют новые конституции. Законодательная деятельность охватывает прежде всего, такие отрасли современного права, как конституционное, обяза­тельственное, уголовное, судоустройство.

Во многих государствах принят ряд прогрессивных норм, заимство­ванных из законодательства западных стран, в частности, введен вось­мичасовой рабочий день, установлены минимум зарплаты, в том числе

Глава 24. Иные правовые системы современности

и для работников частных предприятий, оплачиваемые отпуска, пенси­онное обеспечение, бесплатное медицинское обслуживание. Осущест­влены серьезные законодательные меры по эмансипации женщин.

В то же время деколонизация сопровождалась декларациями о боль­шом значении обычного права, необходимости его сохранения. В Ма­дагаскаре, например, представительная ассамблея приняла в 1957 г. решение о кодификации обычаев, а в Нигерии региональные ассамб­леи взяли на себя инициативу подготовки компиляций, придававших обычаям санкционированный властью характер1.

Таким образом, традиционное африканское право постепенно утра­чивает, а в некоторых случаях уже утратило регулирующее значение. Его нормы по своему социальному содержанию плохо согласуются с тенденциями развития молодых развивающихся государств, стремящихся идти по пути цивилизации и прогресса. Но все же еще многие милли­оны африканцев, особенно в сельской местности, продолжают жить по старым обычаям, избегают обращаться в государственные суды, пред­почитая арбитраж и стремясь прийти к примирению в соответствии с традициями.

® Контрольные вопросы

1. Каковы основные положения индуизма?

2. Каковы особенности индусского права?

3. Как развивается индусское право на современном этапе?

4. Каковы основные черты права народов Африки?

5. Как можно охарактеризовать правовые системы современной Африки?

6. Каковы попытки кодификации правовых обычаев в современный период?

Ш Литература

1. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современ­ности. М., 1997.

2. Общая теория права: Учебник для юрид. вузов / Под ред. А.С. Пигол-кина. М., 1997.

3. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира: Справочник. М., 1993.

4. Синюков В.Н., Григорьев Ф.А. Правовая система: Вопросы правореали-зации. Саратов, 1995.

5. Супотаев МЛ. Обычное право в странах Восточной Африки. М., 1984.

1 Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1997. С. 478.

Глава 25

ИСТОЧНИКИ ПРАВА

25.1. Понятие источника права и его виды

Источники права— это действующие в государстве официаль­ные документы, устанавливающие или санкционирующие нормы права, внешние формы выражения правотворческой деятельности государ­ства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.

Рис. 25.1. Виды источников права

В истории развития права различают несколько видов источников права, причем их значение в каждом типе права неодинаково (см. рис. 25.1). В период становления права преобладающее значение имел пра­вовой обычай. Это правило поведения, которое сложилось историче­ски в силу постоянной повторяемости в течение длительного времени и санкционировано государством в качестве общеобязательного пра­вила. Обычное право было основным источником права на ранних

Глава 25. Источники права

25.2. Нормативный правовой акт как источник права

этапах развития рабовладельческого и феодального права. В совре­менных государствах правовой обычай используется довольно редко. Так, ст. 5 ГК признает в качестве источника гражданского права обы­чай делового оборота, т.е. сложившееся и широко применяемое в ка­кой-либо области предпринимательской деятельности правило поведе­ния, не предусмотренное законодательством, независимо от того, за­фиксировано оно в каком-либо документе или нет.

Судебный прецедент — решение суда (обычно это высшая судеб­ная инстанция в стране) по конкретному делу,' которое затем стано­вится образцом, обязательным правилом для решения аналогичных дел в будущем. Ныне такой источник широко используется в англосаксон­ских странах (например, «общее право» Англии). Прецедентное право чрезвычайно громоздко, запутано и противоречиво, позволяет суду осу­ществлять правотворческие функции как в случае отсутствия соот­ветствующего закона, так и при его наличии.

Нормативный договор — соглашение между различными субъек­тами права, в котором содержатся нормы права. Он является основ­ным источником международного права. В ряде случаев норматив­ный договор используется во внутригосударственном праве (Федера­тивный договор о создании Российской Федерации, договоры между Российской Федерацией и отдельными ее субъектами, коллективные договоры между администрацией предприятия и трудовым коллекти­вом и др.).

Религиозные тексты — священные книги и сборники, которые непосредственно применяются в судебной и иной юридической прак­тике. В мусульманском праве это Коран (собрание поучений и запове­дей Аллаха) и Сунна (жизнеописание пророка Мухаммеда).

Доктринальные тексты — мнения, идеи и доктрины выдающих­ся ученых-юристов. В римском праве работы некоторых известных юристов (например, Ульпиана) положены в основу решения юриди­ческих дел. Судьи в англоязычных странах нередко аргументируют свои решения, обращаясь к трудам английских ученых. В мусульман­ских государствах созданные в XII—XIV вв. сочинения арабских юристов, знатоков ислама (иджма) имеют официальное юридическое значение.

Общие принципы права — руководящие, принципиальные положе­ния, исходные начала всего права в целом либо определенной его от­расли. В соответствии с законодательством ряда западных государств при отсутствии конкретной нормы, прецедента или правового обычая

возможно при решении юридических дел ссылаться на принципы спра­ведливости, доброй совести, социальной ориентации права. Часть 2 ст. 6 ГК предусматривает использование общих начал и смысла граж­данского законодательства (аналогия права) и требований добросо­вестности, разумности и справедливости, если невозможно применить аналогию закона при наличии пробела в праве.

25.2. Нормативный правовой акт как источник права

Нормативный правовой акт — официальный письменный доку­мент, изданный компетентным органом или принятый всеми граждана­ми государства в форме референдума, который устанавливает, изменя­ет либо отменяет нормы права. Это наиболее совершенный источник права, создающий основу для четкости и стабильности правового регу­лирования, укрепления законности, доступности и обозримости право­вых предписаний. Он облегчает надзор за исполнением юридических предписаний, их толкование, систематизацию, учет. Нормативному пра­вовому акту присуща письменная, строго документированная форма и особый, четко регламентированный процессуальный порядок принятия и опубликования.

Право издания нормативных актов закреплено законом за строго определенными органами. Такие акты, регулируя определенный вид, категорию общественных отношений, распространяют свое действие на неперсонифицированный круг лиц и органов, применяются не­однократно и действуют постоянно независимо от исполнения. Этим они отличаются от правовых актов индивидуального значения (при­говор суда, выдача ордера на получение квартиры, договор аренды и т.д.).

Все нормативные акты находятся между собой в строгой иерархи­ческой соподчиненности, от которой зависит юридическая сила того или иного акта. Акты нижестоящих правотворческих органов должны соответствовать и не противоречить актам вышестоящих органов.

Нормативные акты классифицируются по их юридической силе, определяемой компетенцией и положением издавших их органов в механизме государства, а также характером самих актов. Различаются конституция и иные законы (конституционные и обыкновенные), а также подзаконные акты (указы, постановления, инструкции, декреты, ордонансы и др.).

Глава 25. Источники права

25.3. Понятие и виды законов

Закон — нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом законодательной власти либо непосредствен­ным волеизъявлением населения путем референдума и регулирующий наиболее важные и устойчивые общественные отношения. Законы составляют основу правовой системы государства, ее центральную часть.

Как самостоятельный источник права закон сложился давно и при­шел на смену правовому обычаю (законы Хаммурапи в древнем Вави­лоне, законы XII таблиц в Древнем Риме, Саксонское зерцало в сред­невековой Европе, Русская Правда на Руси и др.). В эпоху рабовладе­ния и феодализма законы в основном служили формой обработки и систематизации действующих правовых обычаев или прецедентов.

В период буржуазно-демократических революций, когда был про­возглашен принцип сосредоточения законодательной власти в руках народного представительства (парламента), за законом, принимаемым парламентом, стали признаваться высшая юридическая сила, верховен­ство и непререкаемость по отношению к другим правовым актам госу­дарства.

Закон — высшая форма выражения государственной воли народа, непосредственное воплощение его суверенитета. Он устанавливает отправные начала правового регулирования, придает ему единство. Нормы, содержащиеся в актах других органов, основываются на нор­мах закона, развивают и конкретизируют его положения, являются производными от них.

Высшая юридическая сила закона означает, что никакой другой орган кроме высшего органа законодательной власти не может аннулиро­вать или изменить закон. Принятие нового закона неизбежно влечет необходимость отмены или внесения изменений во все другие акты по тому же вопросу, которые противоречат его содержанию. Высшая юри­дическая сила закона означает также, что акты всех иных государ­ственных органов носят производный характер, не могут ему противо­речить.

Закон всегда нормативен, т.е. содержит нормы права, для него ха­рактерны особый порядок принятия, специальная законотворческая про­цедура, распадающаяся на ряд стадий: подготовка законопроекта, зако­нодательная инициатива, обсуждение, законопроекта, принятие закона и его обнародование.

Роль закона как акта, который имеет приоритетное значение в пра­вовой системе государства и служит основой для всех других право-

25.3. Понятие и виды законов

вых актов, в современных цивилизованных государствах неизмеримо возрастает. Увеличивается удельный вес законов, что позволяет с их помощью полно, а в ряде случаев и исчерпывающе регулировать соот­ветствующие отношения.

В законе регулируются не все отношения, требующие правового регламентирования, а лишь те, которые характеризуются значимостью, типичностью и стабильностью. В государстве, признающем себя пра­вовым или стремящимся стать таковым, только посредством закона должен регулироваться примерно следующий круг вопросов: установ­ление и изменение конституционных норм, правовой статус личности, ее права, свободы и обязанности, национально-государственное устрой­ство и взаимоотношения федерации и ее субъектов, основы экономи­ческой политики государства, структура государственного аппарата, порядок образования и полномочия основных органов государства, осу­ществление правосудия и прокурорского надзора, утверждение госу­дарственного бюджета и сбор налогов, решение вопросов войны и мира, борьба с преступностью, судопроизводство, правовой статус партий, иных общественных объединений, средств массовой информации и некото­рые др. ,

Рис. 25.2. Виды законов

Глава 25. Источники права

Наивысшей юридической силой среди всего массива законов обла­дают Конституция (см. рис. 25.2), а также законы, вносящие измене­ния и дополнения в Конституцию. Будучи основным законом государ­ства, она определяет организацию государственной власти, закрепляет основы конституционного строя, основные права и обязанности граж­дан, федеративное устройство, систему государственных органов, их пол­номочия и порядок формирования, основы правосудия, избирательную систему. Конституция — государственно-политический документ уч­редительного характера, основополагающее начало всей правовой сис­темы, юридическая база для текущей законодательной и всей право-творческой деятельности.

Установления Конституции развиваются и детализируются в дру­гих нормативных актах. При этом все они, от какого бы органа ни исходили, должны соответствовать нормам Конституции. Иначе любой акт или его часть должны быть признаны недействующими.

Особый характер Конституции, ее роль в законодательном закреп­лении основ общественного ,и государственного строя находят выра­жение в особой усложненной процедуре ее принятия, а также измене­ния и дополнения.

Второй вид — конституционные законы (в некоторых зарубеж­ных странах, например во Франции, их называют органическими). Это такие акты, необходимость принятия которых предусмотрена непо­средственно Конституцией. Они являются своеобразным продолжени­ем Конституции, их нормы развивают и конкретизируют отдельные ее положения (законы о Правительстве РФ, о Конституционном Суде РФ, об Уполномоченном по правам человека и др.). Для конституционных законов установлена более сложная процедура их прохождения и при­нятия.

Обыкновенные законы, издающиеся в процессе текущей законода­тельной деятельности, составляют основную массу законов. Порядок их принятия более простой. В Российской Федерации они считаются принятыми, если за их утверждение подано более '/2 голосов от общего состава депутатов Государственной Думы. Не все из них подлежат обязательному утверждению Советом Федерации.

Обыкновенные законы в свою очередь делятся на кодификацион­ные и текущие.

Кодификационный закон обладает рядом характерных черт:

• в нем обычно формулируются нормы, регулирующие наиболее важ­ные, принципиальные вопросы общественной жизни, определяющие нор­мативные основы той или иной отрасли (института) законодательства;

25.3. Понятие и виды законов

• такой акт регулирует значительную и достаточно обширную сфе­ру отношений (имущественные, трудовые, брачно-семейные отношения, борьба с преступностью и т.д.);

• будучи итогом совершенствования законодательства, кодифика­ционный закон представляет собой сводный акт, упорядоченную сово­купность взаимозависимых предписаний. Он является единым, внут­ренне связанным документом, включающим в себя как проверенные жизнью, общественной практикой действующие нормы, так и новые правила, обусловленные динамикой социальной жизни, назревшими потребностями развития общества;

• кодификация направлена на создание более устойчивых, стабиль­ных норм, рассчитанных на длительный период действия. Эффектив­ность кодификационного закона во многом зависит от того, сможет ли законодатель учесть объективные тенденции развития отношений, слу­жащих предметом регулирования такого акта, их динамику;

• предмет кодификации обычно определяется в зависимости от де­ления системы законодательства на отрасли и институты. Кодифика­ция укрепляет системность нормативных актов, их юридическое един­ство и согласованность. Кодификационный закон обычно возглавляет систему взаимосвязанных нормативных актов, образующих определен­ную отрасль, подотрасль или отдельный институт законодательства;

• акт кодификации всегда значителен по объему, имеет сложную структуру. Это своеобразный укрупненный блок законодательства, обеспечивающий более четкое построение системы нормативных пред­писаний, а также удобство их использования, непосредственно отража­ющий и цементирующий научно обоснованное распределение норма­тивного материала по предмету и методу правового регулирования. Что касается принятия комплексных кодексов, то оно призвано быть дополнительным направлением кодификационных работ.

Кодификационные законы могут выражаться в различных формах. Одна из них — Основы законодательства — акт федерального зако­нодательства, содержащий принципиальные, наиболее общие нормы по предмету совместного ведения федерации и ее субъектов, которые долж­ны развиваться и конкретизироваться в иных актах федерации и ее субъектов.

Чаще других как вид кодификационного закона используется ко­декс. Это крупный сводный акт, детально и конкретно регулирующий определенную сферу отношений и подлежащий непосредственному применению. Он либо полностью поглощает все нормы соответству­ющей отрасли (Уголовный кодекс), либо содержит основную по объ-

Глава 25. Источники права

25.4. Подзаконные нормативные акты

ему, самую важную часть таких норм (Гражданский, Трудовой кодексы РФ). Во главе большинства отраслей российского федерального зако­нодательства стоят кодексы, основная масса которых подверглась су­щественной переработке, например, Трудовой кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ. Кроме того, в современных условиях право принятия ко­дексов принадлежит также и субъектам РФ. Так, в Башкортостане действует более десятка кодексов. Среди них различают жилищный, трудовой, экологический кодексы, кодексы о браке и семье, о недрах, о средствах массовой информации и др.

По характеру охвата регулируемых кодексами общественных отно­шений они бывают отраслевыми либо комплексными (межотрасле­выми). Первые регулируют конкретную сферу общественных отно­шений, определяющую деление права на отрасли и институты. Это Уголовный, Уголовно-процессуальный, Гражданский кодексы РФ и др. Комплексный кодекс систематизирует нормы, которые собраны вместе не по отраслям права, а по иным основаниям (сфера государственной деятельности, отрасль хозяйства или социально-культурного строитель­ства) и объединены единой концепцией, общими принципами регули­рования значительной области отношений (Воздушный, Таможенный кодексы, Кодекс торгового мореплавания и др.).

Интересы создания единой, логически согласованной системы зако­нодательства требуют, чтобы в законодательной деятельности пред­почтение отдавалось в первую очередь отраслевым кодексам как ак­там, непосредственно отражающим систему права.

В правовой системе могут существовать и иные виды кодификаци­онных актов: уставы, положения, правила и т.д.

За последние годы в Российской Федерации развернулась интен­сивная деятельность по подготовке и принятию новых законов. За период с начала 1990-х гг. и до настоящего времени было издано око­ло полутора тысяч законов. Были приняты такие важнейшие законы, непосредственно отражающие проведение экономической реформы и демократизацию всех сфер жизни России, как Гражданский, Семейный, Налоговый кодексы, законы о референдуме, о выборах и др. Роль зако­на в российском государстве неизмеримо возрастает. Он все более становится главным и решающим документом, определяющим основ­ные направления регулирования общественных отношений, их охрану и защиту, неуклонно увеличивается удельный вес законов в общей системе нормативных актов.

В федеративном государстве законы могут издаваться как феде,-ральными органами законодательной власти, так и органами законо-

дательной власти субъектов федерации. Ныне субъектами РФ осуще­ствляется интенсивная работа по принятию региональных законов.

Отдельным видом закона является модельный закон — типовой акт, содержащий рекомендации для деятельности нижестоящих орга­нов законодательной власти, варианты возможных правотворческих решений.

Такие законы используются для унификации, достижения макси­мального единства правовых систем государственных образований, входящих в состав федерации (штатов, земель, республик, областей и т.д.) либо в определенное конфедеративное сообщество государств. Активно применяется практика подготовки и издания модельных за­конов Межпарламентской ассамблеей стран СНГ. В США такие акты служат рекомендательной основой для законодательной деятельности отдельных штатов.

Можно делить законы также по времени их действия на постоян­ные (их действие не ограничено указанием определенного срока) и вре­менные (действуют в течение определенного срока, указанного в них).

Закон должен утверждаться в качестве основного нормативного акта не только по своей юридической силе, но и по фактическому влиянию на общественную жизнь, укрепление законности, охрану и обеспечение прав личности, создание преград произволу и усмотре­нию чиновников государственного аппарата. По-настоящему должен быть верховным лишь тот закон, который устанавливает в государстве основы справедливости, гуманизма и демократии, основывается на об­щечеловеческих моральных ценностях.

25.4. Подзаконные нормативные акты

Подзаконные нормативные акты — это принятые компетентным органом и устанавливающие нормы права юридические акты, которые основаны на законе и не противоречат ему. Вся система таких актов строится на строгой их соподчиненности между собой. Их юридиче­ская сила зависит от положения соответствующего органа, издающего подзаконный нормативный акт, в общей иерархической системе орга­нов государства.

В зависимости от органа, принявшего подзаконный нормативный акт, их можно разделить на общие, ведомственные, местные и локаль­ные (внутриорганизационные) (рис. 25.3).

Глава 25. Источники права

25.5. Действие нормативного акта во времени, в пространстве и по кругу лиц 417

Рис. 25.3. Виды подзаконных правовых актов

Общие подзаконные акты издаются правотворческими органами общей компетенции. С их помощью осуществляются оперативное го­сударственное руководство и координация экономической, политиче­ской и социально-культурной жизни страны.

Главное место в системе общих подзаконных актов принадлежит указам Президента как главы государства, которые обладают наиболь­шей юридической силой после закона и регламентируют основные направления внутренней и внешней политики государства. Следующая ступень — это акты правительства, принимаемые на основе и во ис­полнение законов и указов Президента и решающие оперативные воп­росы управления экономикой, социально-культурным строительством, обороной страны и т.д.

Ведомственные нормативные акты принимаются в пределах сво­ей компетенции министерствами и иными ведомствами, регулируют отношения, складывающиеся внутри соответствующего ведомства (та­моженные, транспортные, банковские отношения, вопросы организации образования, охраны здоровья и т.д.). Обычно такие акты издаются в форме приказов, инструкций, постановлений, распоряжений, положений, писем, указаний, уставов и др.

В ряде случаев министерствам и ведомствам предоставляется пра­во издавать нормативные акты, действие которых распространяется и на неподчиненные непосредственно им объекты управления, а также на граждан. Такие акты принимаются, в частности, Министерством финансов РФ, Центральным Банком и т.д. Ныне установлен порядок регистрации нормативных актов министерств и ведомств, затрагиваю­щих права и законные интересы граждан или носящих межведомствен­ный характер. Такая регистрация осуществляется Министерством юстиции РФ.

В федеративном государстве общие подзаконные нормативные акты могут приниматься как федеральными органами исполнительной влас­ти, так и соответствующими органами субъектов федерации.

Местные нормативные акты принимаются представительными и исполнительными органами на местах (в районах, городах, поселках и т.д.). В Российской Федерации это органы местного самоуправления. В таких актах решаются местные вопросы, они действуют на соответ­ствующей территории и рбязательны для всех лиц, проживающих или находящихся на данной территории. В число местных нормативных актов включаются решения или постановления представительного органа местного самоуправления (совета, думы и др.), постановления," приказы, распоряжения исполнительных структур (мэра, главы адми­нистрации, префекта и Т:Д.).

Локальные (внутриорганизационные) нормативные акты при­нимаются в пределах своей компетенции администрацией предприя­тий, учреждений, организаций для регулирования внутренней их дея­тельности (организация труда, служебная дисциплина) и распростра­няют действие на работников (членов) соответствующих предприятий, учреждений, организаций. Таковы, например, правила внутреннего тру­дового распорядка на конкретном предприятии.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.