МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Мусульманское право в современном мире 4 страница





Гармоничное сочетание норм публичного и частного права, их вза­имное проникновение повышают творческие возможности права со­временных цивилизованных стран, его эффективное воздействие на экономические преобразования, способствуют процессу формирования гражданского общества и правового государства.

За последние годы в юридической науке наметилась тенденция выделить наряду с публичным и частным правом и третью его от­расль — социальное право, которое регулирует отношения в сфере

20.3. Общая характеристика отраслей российского права

социальной жизни современного общества. Существование такой от­расли обусловливается в первую очередь усилением заботы государ­ства об удовлетворении материальных и духовных потребностей лю­дей, охраны и обеспечения их прав и законных интересов. В социаль­ное право включаются нормы и принципы юридической регламентации социального обеспечения и других сфер социальной защиты населе­ния, а также законодательство в области образования, здравоохране­ния, жилищной политики, бытового обслуживания. Данная отрасль ныне активно развивается во Франции, Германии, Швеции и других государ­ствах.

20.3. Общая характеристика отраслей российского права

Система современного российского права складывается из следу­ющих отраслей (см. рис. 20.1): конституционное (государственное), административное, финансовое, гражданское, семейное, трудовое, право социального обеспечения, природоресурсовое, уголовное, уголовно-про-цессуальное, гражданское процессуальное, арбитражно-процессуальное, уголовно-исполнительное, международное публичное право и между­народное частное право.

1. Конституционное (государственное) право занимает веду­щее положение в системе национального права. Его нормы закрепля­ют основы общественного и государственного строя страны, право­вое положение граждан, их права, свободы и обязанности, националь­но-государственное устройство, взаимоотношения Федерации и ее субъектов, структуру, порядок формирования и деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, избирательную систему.

Основным актом этой отрасли является Конституция, принятая на референдуме 12 декабря 1993 г. Она является отправной базой для всего текущего правотворчества, имеет высшую юридическую силу, все остальные правовые акты должны соответствовать ее установлениям. В число актов конституционного права включаются также конститу­ции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы кра­ев, областей, автономной области, автономных округов, городов феде­рального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также некоторые другие акты. К числу подотраслей конституционного права можно от­нести избирательное право, муниципальное право, прокурорский над­зор и др.

Глава 20. Система права и система законодательства

Рис. 20.1.Система современного российского права

2. Административное право регулирует сферу управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности государства. В него входят нормы, определяющие общие принципы деятельности исполни-

20.3. Общая характеристика отраслей российского права

тельных органов, порядок прохождения государственной службы, пол­номочия и порядок деятельности Правительства РФ и правительств субъектов РФ, министерств и ведомств, местных администраций, руко­водства предприятий и учреждений. В эту отрасль включается также установленный Кодексом об административных правонарушениях РФ порядок применения санкций за административные правонарушения.



3. Финансовое право есть совокупность норм, регулирующих все вопросы финансовой деятельности государства, процесса накопления, сбора и распределения денежных средств. Предметом этой отрасли являются составление, принятие и исполнение бюджета государства, контроль за бюджетным финансированием, налоговые отношения, кре­диты, займы, вклады населения и другие виды банковской деятельнос­ти, все виды страхования. Она также подразумевает определение ос­нов денежного обращения и порядок осуществления валютных опера­ций в Российской Федерации и за рубежом.

4. Гражданское право — наиболее обширная отрасль, регламенти­рующая все виды имущественных отношений, где стороны выступают как равноправные контрагенты, а также связанные с ними некоторые личные неимущественные отношения (право на имя, честь, достоин­ство, авторское право). В эту отрасль входят вопросы владения, пользо­вания и распоряжения собственностью, заключения и исполнения сде­лок (купля-продажа, имущественный наем, аренда, заем, перевозка и др.), наследование по закону и завещанию, авторство и иные виды ин­теллектуальной собственности.

В гражданское право включается довольно много подотраслей. Это право собственности, наследственное, авторское, патентное, жилищное право и др. Основным источником гражданского права служит Граж­данский кодекс РФ. Имеется также большое количество законов и иных нормативных актов, устанавливающих принципы и нормы дан­ной отрасли права, значение которой в современных условиях разви­тия рыночных отношений в нашей стране неизмеримо возрастает.

5. Семейное право регулирует порядок заключения и расторжения брака, отношения между супругами, родителями и детьми, между други­ми близкими родственниками, вопросы усыновления, опеки и попечи­тельства, лишения родительских прав, алиментные обязательства и др. Основной источник этой отрасли — Семейный кодекс РФ.

6. Трудовое право содержит нормы, регулирующие отношения ра­бочих и служащих с администрацией предприятий, учреждений, орга­низаций в процессе трудовой деятельности. В данную отрасль включа­ются формы рациональной организации труда, определение норм выра-

Глава 20. Система права и система законодательства

ботки, окладов, тарифных ставок, рабочее время и время отдыха, прием на работу и увольнение, охрана труда и техника безопасности, коллек­тивные договоры, полномочия профсоюзов, порядок разрешения трудо­вых споров и некоторые другие вопросы. Сторонами (субъектами) тру­довых правоотношений выступают отдельные работники, трудовые кол­лективы, работодатели или предприятия любых форм собственности в лице их администрации. Основной источник трудового права — Тру­довой кодекс РФ.

7. В праве социального обеспечения регламентируется порядок пенсионного обеспечения различных категорий граждан (рабочие и служащие, военнослужащие, работники МВД, судебных и прокурорских органов, инвалиды, нетрудоспособные граждане, потерявшие кормильца, и т.п.). Основными источниками являются законы о пенсионном обес­печении рабочих и служащих, военнослужащих, ряда других категорий граждан и другие нормативные акты.

8. Природоресурсовое право состоит из норм, регулирующих рацио­нальное использование природных богатств, их охрану и защиту. Значе­ние данной отрасли в современную технотронную эру, которая характе­ризуется все более интенсивным воздействием на окружающую среду, активным, порой хищническим, отношением к природным ресурсам, все время возрастает. Основная ее цель сводится к сохранению естествен­ной среды обитания человека, ее оздоровлению и улучшению, предотвра­щению экологически вредной хозяйственной и иной деятельности лю­дей. Природоресурсовое право — это также охрана окружающей среды от вредных и опасных химических, физических и биологических воздей­ствий, рациональное расходование атомной энергии, обеспечение радиа­ционной безопасности, захоронение ядерных отходов, режим зон эколо­гических бедствий, экологическое страхование и экспертиза и т.д. Все перечисленные вопросы регламентированы в Федеральном законе «Об охране окружающей среды»1 и ряде других законодательных актов.

Эта отрасль права складывается из целого ряда подотраслей, многие из которых, по мнению некоторых ученых-юристов, представляют собой самостоятельные отрасли права. В число таких подотраслей входят:

земельное право, которое регулирует право собственности на землю, порядок распределения государственного земельного фонда в соответ­ствии с хозяйственным назначением, правовой режим земель специ­ального назначения (земли сельскохозяйственного назначения, транс-

1 Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗРФ. 2002. № 2. Ст. 133.

20.3. Общая характеристика отраслей российского права

порта, лесного фонда, городские земли и т.д.), вопросы землепользова­ния и землеустройства, борьбы с эрозией земель, порядок разрешения земельных споров. Основной источник этой подотрасли — Земельный кодекс РФ;

водное право обеспечивает использование и охрану водных объек­тов, права граждан на чистую воду и благоприятную водную среду, ведение государственного водного кадастра, защиту водных объектов от загрязнения, засорения и истощения. Основной источник— Вод­ный кодекс РФ;

лесное право определяет порядок использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, правовой режим разных видов лесов, заказни­ков, заповедников, устанавливает государственную собственность (фе­деральная, субъектов Федерации) на лесной фонд. Главный закон — Лесной кодекс РФ;

горное право регулирует отношения по использованию и охране земных недр (государственная собственность на недра, их охрана, ли­цензирование недропользования, порядок добычи нефти, газа и других полезных ископаемых, геологическое изучение недр и др.). Основной источник — Закон РФ «О недрах»1;

воздушное право — совокупность норм, регламентирующих по­рядок использования воздушного пространства над территорией госу­дарства, включая территориальные воды, безопасность полетов, поря­док перевозки пассажиров, багажа, грузов, контроль за чистотой атмос­ферного воздуха. Воздушный кодекс РФ содержит основную массу норм этой отрасли;

право охраны дикого животного и растительного мира направ­лено на охрану диких животных и естественной растительности от унич­тожения и порчи, рациональное их использование и воспроизводство.

9. Уголовное право устанавливает, какие общественно опасные деяния являются преступлениями и какие меры наказания за них предусматриваются, определяет понятие преступления и цели нака­зания, основания и условия привлечения к уголовной ответственнос­ти и освобождения от нее. С помощью уголовно-правовых норм госу­дарство охраняет от посягательств наиболее важные общественные отношения.

Система норм уголовного права образуется из двух частей — общей и особенной. Единственным источником уголовного права служит УК.

1 Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» // ВСНД и ВС РФ. 1992. № 16. Ст. 834.

Глава 20. Система права и система законодательства

10. Уголовно-процессуальное право определяет цели и задачи уго­ловного судопроизводства, регулирует деятельность суда, прокуратуры, органов следствия и дознания по расследованию уголовных дел, сбору и оценке доказательств, права и обязанности участвующих в судопро­изводстве субъектов (подозреваемых, подследственных, подсудимых, сви­детелей, потерпевших, экспертов, представителей обвинения и защиты), порядок судебного рассмотрения уголовных дел, обжалования и опро­тестования судебных приговоров. Главным актом в этой отрасли явля­ется Уголовно-процессуальный кодекс РФ.

11. Цели и задачи гражданского судопроизводства, порядок рас­смотрения и разрешения судом гражданских, брачно-семейных, трудо­вых, административно-правовых и иных дел, права и обязанности участ­ников процесса, вопросы подведомственности и подсудности рассмат­риваемых споров, порядок сбора и оценки доказательств по гражданским делам, вынесения и обжалования судебных решений регламентируют­ся нормами гражданского процессуального права. Эта отрасль охва­тывает также правила деятельности органов нотариата. Основной нор­мативный акт — Гражданский процессуальный кодекс РФ.

12. Арбитражно-процессуальное право регулирует рассмотрение хозяйственных споров между предприятиями, фирмами, организациями, производство по пересмотру решений суда в апелляционной, кассаци­онной инстанциях, в порядке надзора, по вновь открывшимся обстоя­тельствам. Арбитражно-процессуальный кодекс РФ является основ­ным нормативным актом этой отрасли.

13. Уголовно-исполнительное право устанавливает общие поло­жения и принципы исполнения уголовных наказаний, применения иных мер уголовно-правового воздействия, порядок и условия исполнения и отбывания наказания, права и обязанности администрации учрежде­ний и органов, исполняющих наказание, а также осужденных, порядок участия государственных органов и общественных организаций в ис­правлении осужденных, освобождения от наказания и оказания помо­щи освобождаемым лицам. Законодательство в этой отрасли состоит из Уголовно-исполнительного кодекса РФ и ряда других федеральных законов (например, Федеральные законы «Об исполнительном произ­водстве»1 и «О судебных приставах»2).

1 Федеральный закон от 21.07.1997 № 119-ФЗ «Об исполнительном производ­стве» // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3591.

2 Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах»// СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3591.

20.3. Общая характеристика отраслей российского права

14. Международное публичное право занимает особое место в системе права, поскольку оно регулирует не внутригосударственные, а межгосударственные отношения. Они определяют порядок отношений между государствами и другими участниками международного обще­ния, статус международных организаций. Большое значение ъ между­народном праве имеют общепризнанные принципы и нормы междуна­родного права — общие и наиболее важные правила поведения субъек­тов международного общения, руководящие начала межгосударственной законности. Они закреплены в Уставе ООН, а также в принятой Гене­ральной Ассамблеей ООН Декларации принципов международного права (1970).

В современных условиях международное право наряду с традици­онным регулированием политических и экономических отношений между государствами охватывает также и другие сферы — охрана и обеспечение прав и свобод личности, защита окружающей среды, обес­печение мирового правопорядка, использование атомной энергии, кос­мические исследования и др. Нормы международного права содержат­ся в международных договорах, обычаях, уставах и иных актах между­народных организаций.

15. Международное частное право регулирует имущественные отношения, а также отношения в сфере семейного, трудового, процессу­ального права, если в них участвуют иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды), иностранные и смешанные юридические лица, отдельные государства. Предметом этой отрасли являются, в частно­сти, вопросы права собственности на имущество, находящееся за гра­ницей, наследования, авторства, судебные поручения, исполнение инос­транных судебных и арбитражных решений, внешнеторговый и мор­ской арбитраж и др. Нормы международного частного права содержатся как во внутреннем законодательстве государств, так и в двусторонних и многосторонних международных договорах.

Постоянный динамизм, развитие общественных отношений служат объективной основой для изменения, совершенствования системы пра­ва. Одни отрасли утрачивают свое значение, поскольку регулируемые этими отраслями отношения устаревают и уходят в прошлое. Такова судьба, например, колхозного права, поскольку возникли новые формы организации сельского хозяйства и колхозы утратили свое доминиру­ющее значение. С другой стороны, видоизменяются или создаются новые отрасли права в силу возникновения новых потребностей обществен­ного развития, усиления значения тех или иных регулируемых правом отношений. Так, в современных условиях расширилась сфера и усили-

Глава 20. Система права и система законодательства

лось значение пенсионных отношений, что обусловило формирование новой отрасли — права социального обеспечения. Точно так же рост социальной значимости в условиях рыночной экономики судебного разрешения споров в сфере предпринимательской деятельности пред­определил создание еще одной новой отрасли — арбитражно-процес-суального права.

Право как систему норм можно разделять на составные части и по другим основаниям. Так, в системе действующего права можно выде­лить три составные части: конституционное право как основополага­ющее звено права, материальные и процессуальные отрасли. К группе материальных отраслей относятся административное, финансовое, граж­данское, семейное, трудовое, экологическое, уголовное, уголовно-испол-нительное право, а к группе процессуальных — уголовно-процессуаль-ное, гражданское процессуальное и арбитражно-процессуальное.

20.4. Система законодательства

Наряду с системой права в юридической теории существует и дру­гое понятие — система законодательства.Это единый по своей социальной направленности и назначению в общественной жизни ком­плекс всех действующих нормативных правовых актов государства, разделяемый на составные части (отрасли) в зависимости от характе­ра регулируемых отношений в различных сферах жизни, а также от места органов, принимающих нормативные акты, в общей иерархиче­ской системе органов государства.

Система законодательства представляет собой результат целена­правленной деятельности законодателя, формирования им всего мас­сива нормативных актов. В отличие от системы права, имеющей объек­тивный характер, на ее формирование значительное влияние оказыва­ет субъективный фактор, обусловленный потребностями юридической практики, динамикой развития общественной жизни.

Система права служит объективной основой для системы законо­дательства. Вместе с тем разнообразие и взаимосвязь регулируемых правом отношений в различных областях жизни, необходимость их эффективной, оптимальной регламентации, а также установленные за­коном полномочия того или иного правотворческого органа обуслов­ливают создание в системе законодательства различных по характеру и направленности структурных образований, которые могут совпадать либо не совпадать с системой права. Нормативный акт может регули-

20.4. Система законодательства

ровать различные по своему содержанию виды отношений, включая в себя как нормы одной отрасли права, так и нескольких.

Систему законодательства можно делить на отдельные части по разным основаниям. В зависимости от специфики таких оснований различают отраслевую (горизонтальную), вертикальную (иерархиче­скую) и федеративно-территориальную системы законодательства.

Отраслевая (горизонтальная) система законодательства обус­ловлена предметом правового регулирования, спецификой регулиру­емых отношений и определяется двумя критериями: системой права и системой отраслей государственного управления. В ней имеются от­расли, совпадающие с одноименными отраслями права (конституцион­ное право — конституционное законодательство, уголовное право — уголовное законодательство и т.д.). Кроме этого, выделяются так назы­ваемые комплексные отрасли, регулирующие отношения в определен­ной сфере государственного управления (транспорт, связь, здравоохра­нение, образование, оборона страны и т.д.) и включающие нормы раз­личных отраслей права. Имеются, например, такие комплексные отрасли, как транспортное законодательство, законодательство об обороне и др. Наконец, существуют и такие отрасли законодательства, которые складываются на базе тех или иных компонентов (подотраслей, юриди­ческих институтов) больших по объему отраслей права с добавлением ряда норм близкого содержания, взятых из других отраслей права. Таковы, в частности, банковское и налоговое законодательства как одни из важнейших институтов финансового законодательства и др.

Отрасли законодательства, регулирующие те или иные сферы госу­дарственной, экономической и социальной жизни, формируются в зави­симости от предмета правового регулирования и не обладают самосто­ятельным методом.

Формирование новых комплексных отраслей законодательства (о приватизации, таможенном деле, налогообложении и т.д.) — одна из основных тенденций развития российского законодательства в совре­менный период.

В основе вертикальной (иерархической) системы законодатель­ства лежит разделение нормативных актов в зависимости от их юри­дической силы и органов государственной власти, их принявших. По этим критериям весь действующий нормативно-правовой массив госу­дарства делится на законы, принимаемые высшим представительным органом страны или всем населением путем референдума, регулиру­ющие самые важные вопросы общественной жизни и имеющие высшую юридическую силу, и подзаконные нормативные акты, которые должны

Глава 20. Система права и система законодательства

соответствовать законам и-издаваться на их основе. В свою очередь подзаконные акты делятся на особые подразделения в зависимости от места соответствующего правотворческого органа в иерархической системе органов государства (нормативные акты, принимаемые главой государства, правительством, органами местного самоуправления и др.).

В Российской Федерации вертикальная система законодательства складывается из следующих подразделений: Конституция страны, сто­ящая во главе системы законодательства; законы, вносящие измене­ния и дополнения в Конституцию; конституционные законы; обыкно­венные законы; нормативные указы Президента РФ; нормативные по­становления Правительства РФ; нормативные приказы, постановления, инструкции и акты иных наименований министерств и других цент­ральных органов исполнительной власти; нормативные акты предста­вительных и исполнительных органов местного самоуправления; нор­мативные акты, издаваемые администрацией предприятий и учрежде­ний в пределах предоставленных им полномочий (локальные акты).

Наконец, федеративно-территориальная система законодатель­ства определяется федеративной структурой государства и распреде­лением правотворческих полномочий между федеральными органами и органами субъектов РФ, а также органами местного самоуправле­ния. По этим основаниям законодательство Российской Федерации подразделяется:

• на федеральное законодательство: Конституция, федеральные за­коны, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти;

• законодательство субъектов РФ: конституции республик, уставы краев, областей, автономной области, автономных округов, городов фе­дерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, законы, указы пре­зидентов республик, постановления глав администраций и иные нор­мативные акты;

• система нормативных актов представительных и исполнительных органов местного самоуправления: решения, постановления, распоря­жения и т.д.;

• массив локальных нормативных актов: приказы, постановления и т.д.

'Контрольные вопросы

1. Что представляет собой система права?

2. Что такое отрасль, подотрасль права, правовой институт?

3. Каковы основания деления права на отрасли?

4. Каковы различия между публичным и частным правом?

20.4. Система законодательства

5. Из каких отраслей складывается российское право?

6. Что такое система законодательства?

7. Каковы основания деления системы законодательства на определенные части?

Ш Литература

1. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юрид. вузов. М., 1999.

2. Кашанина Т.В., Кашанин/А.В. Основы российского права. М., 2000.

3. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1909.

4. Лившиц Р.З. Теория права. М., 1994.

5. Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. М., 2002.

6. Общая теория права: Учебник для юрид. вузов / Под ред. А.С. Пигол-кина. М., 1997.

7. Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под ред. B.C. Нерсесянца. М., 1999.

8. Сырых. В.М. Теория государства и права. М., 1998.

9. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2000.

10. Тихомиров Ю.А. Публичное право. М., 1995.

Глава 21

РОМАНО-ГЕРМАНСКАЯ (КОНТИНЕНТАЛЬНАЯ) ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ

21.1. История создания романо-германской семьи

К романо-германской (континентальной) семье относятся право­вые системы, возникающие первоначально в континентальной Европе на основе древнеримского права, а также канонических и местных правовых обычаев. Они как бы продолжают римское право, являются результатом его эволюции и приспособления к новым условиям. Гос­подствующая роль в таких системах принадлежит закону и в первую очередь кодексу.

Романо-германская правовая семья, существовавшая первоначаль­но в странах континентальной Европы, затем распространилась на всю Латинскую Америку, значительную часть Африки, страны Востока, Япо­нию. Этот процесс объясняется колонизаторской деятельностью мно­гих европейских государств, а также высоким уровнем кодификации в них в XIX в., которую можно было использовать как образец для со­здания собственного права.

История формирования континентальной правовой семьи довольно длительна. Она сложилась на основе изучения римского права в ита­льянских, французских и германских университетах, создавших в XII— XVI вв. на базе Свода законов Юстиниана общую для многих европей­ских стран юридическую науку. Главная роль принадлежала Болонс-кому университету в Италии. Кодификация Юстиниана была изложена доходчиво, на языке, которым пользовались церковники и ученые, — на латыни. Римское право зародилось в одной из самых могуществен­ных цивилизаций древности, которая простирала свои границы практи-

21.1. История создания романо-германской семьи

чески на всю Западную Европу, а также Ближний Восток, страны Аф­рики.

Процесс, получивший название «рецепция римского права», снача­ла имел чисто доктриальные формы и сугубо научное значение: рим­ское право непосредственно не применялось, изучались его понятий­ный фонд, весьма развитая структура, внутренняя логика, юридиче­ская техника.

Преподавание римского права в университетах прошло ряд эта­пов. Сначала так называемая школа глоссаторов стремилась устано­вить первоначальный смысл римских законов. В XIV в. постглосса­торами римское право было «очищено» и подвергнуто переработке. Со временем забота об уважении законов Древнего Рима уступила в университетах место стремлению выработать принципы права, отра­жающие рациональные начала не прошлой, а настоящей жизни. Но­вая школа, именуемая доктриной естественного права, побеждает в университетской науке в XVII—XVIII вв. Выдвижение на первый план разума как силы, творящей право, подчеркивало важную роль закона и открывало путь кодификации. Школа естественного права требовала, чтобы наряду с частным правом, основанным на римском праве, Европа выработала недостающие ей нормы публичного права, выражающие естественные права человека и гарантирующие свобо­ду личности1.

Постепенно основные нормы римского права начинают восприни­маться законодателем. В условиях господства в феодальной Европе натурального хозяйства, отсутствия товарного производства и рынка не было нужды в такого рода нормах. Однако по мере роста капитали­стических отношений, развития товарного обмена тщательно разрабо­танное римское право, рассчитанное на общество, где господствует частная собственность, все больше использовалось нарождающейся бур­жуазией. Именно это обусловило возможность его приспособления к развивающимся в недрах феодальной Европы товарно-денежным отно­шениям.

Рецепция римского права привела к тому, что еще в эпоху феода­лизма правовые системы европейских стран — их правовая доктрина, юридическая техника — приобрели определенное сходство. Унифици­рующее влияние оказало и каноническое право.

Буржуазные революции коренным образом изменили природу права, ликвидировали феодальные юридические институты, превратили закон

' Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988. С. 61.

Глава 21. Романс-германская (континентальная) правовая семья

в основной источник романо-германского права. Закон рассматривался как наиболее .подходящий инструмент для создания единой националь­ной правовой системы, для обеспечения законности в противовес фео­дальному деспотизму и кулачному праву. Обстоятельства, определив­шие важную роль закона, обусловили возможность и необходимость кодификации законодательства. Путем кодификации право приводится в систему, оказывается пронизанным едиными принципами.

Кодификация завершает формирование романо-германской право­вой семьи как целостного явления. Во Франции в 1804 г., в Германии в 1896 г., в Швейцарии в 1881 —1907 гг. были приняты гражданские кодексы. В течение XIX в. были приняты и другие кодексы в боль-шинстре стран Европейского континента. Самой значительной была роль французской кодификации, особенно гражданского кодекса (ко­декса Наполеона), оказавшей заметное влияние на процесс утверж­дения принципов права во многих государствах Европы и за ее пре­делами.

21.2. Общая характеристика современного континентального права

Во всех странах романо-германской правовой семьи есть писаные конституции, за нормами которых признается высший юридический авторитет, выражающийся в том числе и в установлении большин­ством государств судебного контроля за конституционностью обыч­ных законов.

Во многих странах приняты и действуют гражданские (либо граж­данские и торговые), уголовные, гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные и некоторые другие кодексы. Весьма разветвлена си­стема текущих законов, регулирующих все важнейшие сферы обще­ственных отношений. Среди источников романо-германского права велика (и все более возрастает) роль подзаконных актов: регламентов, административных циркуляров, декретов министров и др. В них фор­мулируются нормы, принятые во исполнение законов. Кроме того, в случае необходимости административные органы осуществляют само­стоятельную регламентацию отношений, для чего законодатель предо­ставляет им соответствующие полномочия (делегированное законода­тельство).





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.