МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Мусульманское право в современном мире 6 страница





Большое значение наряду с судебной практикой, придается в анг­лийской правовой системе статутному праву (законы и разного рода подзаконные акты, принятые во исполнение закона), причем его рол-ь в последнее время существенно возрастает. Это обусловлено в первую очередь потребностями развития международного экономического и иного сотрудничества. Имеет значение и вступление Великобритании в Европейский Союз.

В Англии нет писаной конституции. То, что обычно англичане на­зывают конституцией, — это комплекс норм законодательного и су­дебного происхождения, призванных ограничивать произвол власти и обеспечивать права и свободы личности.

Закон по классической английской доктрине играет в правовой системе второстепенную роль, он подразумевается лишь внесением

Глава 22. Англосаксонская правовая семья

корректив или дополнений в судебную практику. Однако в наше вре­мя закон и основанные на нем подзаконные акты не могут считаться второстепенными: они фактически играют ту же роль, что и аналогич­ные источники на европейском континенте'.

Ежегодно английский парламент издает до 80 законов. За его мно­говековую деятельность количество действующих актов занимает око­ло 50 увесистых томов (более 3000 актов). При этом формирование закона под воздействием судебной практики оказывает прямое влия­ние на его структуру, казуистический характер изложения норм.

Большим числом действующих законов обусловлена проблема их систематизации. В конце XIX в. в Англии были начаты и в насто­ящее время продолжаются работы по очистке законодательства от архаичных, фактически не действующих актов, а также по объедине­нию нормативных положений, касающихся одного вопроса, из несколь­ких законов в единый акт. Принят специальный акт о консолидации законов.

В отличие от континентальных правовых систем исполнительные органы Англии были изначально лишены полномочий принимать акты «во исполнение закона». Чтобы издать такой акт, исполнительный орган должен быть наделен соответствующим полномочием, делегированным ему парламентом. Поэтому правотворчество исполнительных органов именуется делегированием. •

Проблема соотношения закона и судебного прецедента в Англии весьма своеобразна. Внешне она решается просто: закон может отме­нить прецедент, а при коллизии закона и прецедента приоритет отдает­ся первому. Но при этом необходимо иметь в виду огромную роль судебного толкования закона, правило, согласно которому правоприме-нительный орган связан не только самим текстом закона, но и тем толкованием, которое дано ему в предшествующих судебных решени­ях, именуемых «прецедентами толкования». В Англии предпочитают цитировать вместо текста закона судебные решения, в которых он при­менен.

Таким образом, английский суд обладает широкими возможностя­ми усмотрения в отношении законов. Что касается делегированного законодательства и простых исполнительных актов, то суд официально имеет право их отмены.

' Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988. С. 309.

22.2. Правовая система США

22.2. Правовая система США

На территории Северной Америки английское право было распро­странено обосновавшимися там переселенцами из Англии. Обычаи и традиции местных индейцев игнорировались как нечто чуждое и неци­вилизованное. Однако английское право претерпело в колониях до­вольно значительные изменения. Это было связано с новыми услови­ями и в первую очередь с тем, что в Новом Свете отсутствовал фео­дальный уклад. Потребность в регулировании новых отношений, складывавшихся в колониях, способствовала утверждению идеи о не­обходимости создания кодифицированного права.



Провозглашение независимости выдвинуло на первый план идею создания самостоятельного американского права, порывающего со сво­им «английским прошлым». Принятие федеральной Конституции 1787 г. и конституций штатов, вошедших в состав США, стало первым и важ­ным шагом на этом пути. В ряде штатов были приняты уголовные, уголовно-процессуальные и гражданско-процессуальные кодексы, за­прещены ссылки на английские судебные решения, вынесенные до провозглашения независимости. Однако восприятия принципов кон­тинентальной правовой системы в праве США не произошло. Лишь некоторые штаты, бывшие ранее французскими и испанскими колони­ями (Луизиана, Калифорния), приняли кодексы романского типа. Зако­ны большинства штатов прямо оговорили, что общее право является действующим. В целом в США сложилась дуалистическая система, сходная с английской: прецедентное право во взаимодействии со ста­тутным при приоритете прецедента.

Как для английского, так и для американского юриста право — это прежде всего судебная практика, а нормы закона входят в систему права лишь после того, как неоднократно будут применены и истолко­ваны судьями. В американских судах обычно ссылаются не на законы, а на судебные решения, где они применены.

Одно из весьма существенных различий между английским и аме­риканским правом связано с федеральной структурой США. Компе­тенция штатов значительна, и в ее пределах они создают свое законо­дательство и массив прецедентов. По сути, в США существует 51 сис­тема права: 50 — в штатах и одна федеральная. При этом, как ни значимо федеральное право, граждане и юристы пользуются в первую очередь правом штатов.

Суды каждого штата осуществляют свою юрисдикцию независимо друг от друга, и поэтому совершенно необязательно, чтобы решения, принятые судами одного штата, соответствовали решениям судов дру-

Глава 22. Англосаксонская правовая семья

гих штатов. Нередки случаи, когда суды разных штатов принимают по аналогичным делам несовпадающие, а иногда и прямо противополож­ные решения.

В США ежегодно публикуется свыше 300 томов судебных преце­дентов, и, несмотря на широкое использование компьютерной техники, поиск прецедентов ввиду их многочисленности достаточно затруднен.

Весьма различно и законодательство штатов. Так, в одних установлен режим общности имущества супругов, в других — раздельности, различ­ны основания разводов, меры уголовного наказания за одно и то же дея­ние и т.д. Все это делает правовую систему США сложной и запутанной.

Еще одно отличие права США от английского — это контроль су­дов за конституционностью законов. Верховный суд США, верховные суды штатов могут признать соответственно тот или иной федераль­ный закон либо закон штата неконституционным. Судебные органы федерации и штатов осуществляют также контроль за конституцион­ностью актов применения общего права. Любое судебное решение может быть аннулировано в случае признания его противоречащим конституционной норме. Данный правовой институт весьма важен как средство заставить судебные инстанции уважать основные принципы права и обеспечить тем самым единство правовой системы США1.

Законодательство в правовой системе США имеет больший удель­ный вес и более значимо, чем статутное право Англии. Это связано прежде всего с наличием целой системы конституций: федеральной, существующей уже более двухсот лет, во многом устаревшей, но все же играющей значительную роль, и разных по возрасту конституций штатов. Кроме того, штаты обладают широкой законодательной компе­тенцией и активно используют ее. В каждом штате имеется значи­тельный по объему массив своего законодательства.

Усиление тенденций к централизации в развитии федерации США, государственного вмешательства в экономику привело к значительно­му росту объема федерального законодательства, расширению право-творчества высших звеньев исполнительных структур: президента, федеральных служб и т.д.

В законодательстве США встречается и немало кодексов, которых не знает английское право. В нескольких штатах действуют граждан­ские и уголовно-процессуальные кодексы, в 25 — гражданско-процес-суальные, во всех штатах — уголовные. За исключением Луизианы, где приняты кодексы романского типа, во всех остальных штатах кодексы отнюдь не напоминают европейские. Законодатель стремится в пер-

1 Давид Р. Основные правовые системы современности. С. 371.

22.2. Правовая система США

вую очередь воспроизвести в них прежние нормы, созданные судебной практикой, консолидировать прецеденты, а не создать какие-либо но­вые нормы.

Особой формой кодификации в США явилось создание так называ­емых единообразных, типовых для штатов законов и кодексов для ус­тановления максимального единства в тех отраслях права, где это не­обходимо. Подготовку проектов таких законов и кодексов осуществ­ляет Общенациональная комиссия представителей всех штатов совместно с Американским институтом права и Американской ассоци­ацией адвокатов. Для того чтобы проект стал законом для штата, он должен быть официально им утвержден.

Среди подобных кодексов первым и наиболее известным считается Торговый кодекс, содержащий 400 статей. Первоначально он был вы­работан в 1952 г., а затем пересмотрен в 1958 и 1962 гг. Ныне кодекс принят практически во всех штатах. Были созданы также типовые кодексы по уголовному праву, уголовному процессу и по доказатель­ственному праву. Но при этом не следует забывать, что в США приме­нение закона зависит от судебных прецедентов его толкования и нет гарантий, что типовые законы или кодексы будут повсеместно одина­ково толковаться судебной практикой.

Постоянно возрастающее число законов в США все более остро ставит вопрос об их систематизации, приведении в порядок для удоб­ства пользования и применения. Существует ряд сборников, офици­альных и частных, охватывающих федеральное законодательство или законодательство штатов. Имеется, например, так называемый Кодекс законов США, представляющий собой систематизированное собрание действующих законов федерации.

©Контрольные вопросы

1. Каковы общие черты англосаксонской правовой семьи?

2. Что такое судебный прецедент?

3. Как можно охарактеризовать правовую систему Англии?

4. Что вам известно о правовой системе США?

Ш Литература

1. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современ­ности. М., 1997.

2. Общая теория права: Учебник для юрид. вузов / Под ред. А.С. Пигол-кина. М., 1997.

3. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира: Справочник. М., 1993.

4. Синюков В.Н., Григорьев Ф.А. Правовая система: Вопросы правореали-зации. Саратов, 1995.

Глава 23

МУСУЛЬМАНСКАЯ ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ

23.1. Исторические корни мусульманского права

Как система норм, выражающих в религиозной форме волю фео­дально-религиозной знати, санкционируемых и поддерживаемых тео­кратическим мусульманским государством, мусульманское право в своей основе сложилось в эпоху становления феодального общества в Араб­ском халифате в VII—X вв. и базируется на исламе.

В соответствии с догмами ислама действующее право пришло от Аллаха, который открыл его человеку через своего пророка Мухамме­да. Мусульманская правовая система берет начало в Коране и счита­ется плодом божественных установлений, а не продуктом человече­ского разума и социальных условий. Право Аллаха дано человечеству раз и навсегда, поэтому общество должно руководствоваться этим пра­вом, а не создавать свое под влиянием тех или иных условий и обсто­ятельств. Правда, мусульманская правовая доктрина признает, что бо­жественное откровение нуждается в разъяснении и толковании, на что ушли века кропотливой работы мусульманских юристов. Но эти усилия были направлены не на создание права, а лишь на то, чтобы приспособить ниспосланное Аллахом право к практическому исполь­зованию.

Закон в современном западном понимании как акт, изданный ком­петентной властью, не существует в мусульманском праве. Теорети­чески только Аллах имеет законодательную власть, а земные правите­ли не обладают полномочиями создавать право, законодательствовать. В действительности единственным реальным источником мусульман­ского права служат труды древних ученых-юристов.

7.1. Исторические корни мусульманского права

Мусульманское право — единая исламская система социально-нор­мативного регулирования, которая включает как собственно юриди­ческие нормы, так и религиозные и нравственные постулаты, а также обычаи1. Так, мусульманское право определяет молитвы, которые пра­воверный должен читать, посты, которые он должен соблюдать, милос­тыни, которые он должен подавать, и паломничества, которые он дол­жен совершать. Мусульманское право — это наиболее яркое и полное выражение исламской идеологии, ее основа.

В настоящее время мусульманское право в том или ином объеме действует во многих.странах от западной оконечности Африки до ти­хоокеанских островов. По разным подсчетам, в мире проживает от 750 до 900 млн человек, исповедующих ислам. Они составляют значитель­ную часть населения более чем 50 государств.

Коран — собрание изречений Мухаммеда, составленное через не­сколько лет после его смерти, — первый источник мусульманского права. Он состоит главным образом из положений нравственного свой­ства, носящих общий характер в отличие от конкретности и опреде­ленности юридических норм. Так, Коран учит мусульманина выказы­вать сострадание слабым и неимущим, честно заниматься предприни­мательством, не предлагать взятки судьям, уклоняться от ростовщичества и азартных игр. Однако в Коране не указывается, каковы правовые санкции за нарушение этих заветов. Содержащиеся в нем правила касаются в основном молитвенных ритуалов, поста и паломничества. Даже в тех случаях, когда Коран затрагивает проблемы права в соб­ственном смысле, относящиеся, например, к семейным отношениям, он не предлагает единой системы общих правил, а лишь дает решение нескольких вопросов, которыми Мухаммед занимался будучи судьей.

Вторым по значимости источником права является Сунна — собра­ние преданий о Мухаммеде, о его бытии и поведении, своего рода итог толкования Корана в первые десятилетия после смерти пророка, отра­зивший политическую и религиозную борьбу вокруг его наследства.

Третьим источником мусульманского права служит Т"ак называ­емая иджма — согласованное заключение древних правоведов, знато­ков ислама об обязанностях правоверного, получившее значение юри­дической истины, извлеченной из Корана или Сунны.

Источником мусульманского права считается также аналогия (кияс) — правила применения к новым сходным случаям предписаний,

1 СюкияйненЛ.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М., 1986. С. 4.

Глава 23. Мусульманская правовая семья

установленных Кораном, Сунной или иджмой, причем последняя имеет куда более важное значение по сравнению с другими источниками.

Два последних источника — результат деятельности многочислен­ных суннитских и шиитских правовых школ, оказавших огромное вли­яние на эволюцию мусульманского права.

Вся система норм мусульманского права, основанная на Коране, обычно называется шариатом.

Появление иджмы и кияса обусловлено двумя основными причина­ми. Во-первых, Коран не был полным сводом юридических норм, а Сун­на, наоборот, представляла собой множество казуистических положе­ний, которые зачастую противоречили друг другу и в которых простые мусульмане и судьи практически не могли самостоятельно разобрать­ся. Во-вторых, в Коране и Сунне не нашли отражения новые отноше­ния, в закреплении которых были заинтересованы господствующие слои общества1. ~

Мусульманское право — яркий пример «права юристов». Оно было создано учеными-богословами. Юридическая наука, а не государство играет роль законодателя, мнение специалиста имеет нормативно-обя­зательное значение. При рассмотрении дела судья никогда не обраща­ется к Корану или Сунне, а ссылается на правоведа, авторитет которо­го общепризнан.

Право как совокупность обязательных предписаний сформирова­лось за первые два века существования ислама, в глубоком Средневе­ковье. После того как все правовые школы приняли классическое уче­ние о «корнях» мусульманского права, созидательная деятельность юристов пошла на убыль, и мусульманская правовая мысль постепен­но стала сугубо догматической и архаичной. Идея эволюции и совер­шенствования права в зависимости от динамики общественного раз­вития чужда системе исламского права, и в этом состоит основная причина его реакционной роли в современных условиях.

Требование неукоснительно соблюдать догматы веры, не нарушать непреложные обычаи побуждает суды прибегать к многочисленным уловкам. Так, Коран не допускает ссуды под проценты, запрещая рос­товщичество. Чтобы обойти этот запрет, изобрели систему «двойной продажи»: заемщик «продавал» тот или иной предмет кредитору, а по­следний «перепродавал» его заемщику по цене, завышенной на огово­ренный ссудный процент и выплачиваемой только по истечении срока

Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. С. 44—45.

23.2. Мусульманское право в современном мире

ссуды. Запрет Кораном аренды земли обходят, заключая вместо дого­вора аренды договор товарищества.

Мусульманское право в современном мире

До начала XIX в. социально-экономические условия существова­ния мусульманского мира менялись очень медленно, поэтому шариат, несмотря на застывшую архаичность его догматов, вполне соответ­ствовал им. Однако с упадком Османской империи на Ближнем Вос­токе усилилось политическое влияние западно-европейских госу­дарств. Лидеры мусульманского мира осознали, что для того, чтобы выдержать политическую и экономическую конкуренцию с западны­ми странами, необходима модернизация государственного управле­ния и права.

С середины XIX в. начался процесс законодательных реформ. В сферу отношений, ранее традиционно регламентировавшихся мусуль­манским правом, стали вторгаться нормативные источники европей­ского происхождения. Главным образом этот процесс затронул сферы, в которых конфликт с традиционными исламскими нормами был не слишком острым, в частности торговое и морское право. Власти Ос­манской империи пошли еще дальше. Была принята так называемая Маджалла (1869—1876)— закон, состоящий из 1850 статей о соб­ственности и обязательственном праве. Открыто она не порывала с правилами шариата, но они были облечены в форму параграфов в евро­пейском стиле и1 введены в действие с санкции государства. Данный закон был необходим потому, что светские суды, получившие полномо­чия на рассмотрение споров о собственности и обязательствах, уже не могли опираться на средневековые мусульманские нормы.

В Британской Индии мусульманское право с течением времени так много заимствовало из общего права, что даже появилась возможность говорить об «англо-магометанском праве».

В 1876 г. в Египте начал действовать гражданский кодекс, состав­ленный в основном по французскому образцу. Египет перенял также в общих чертах и французский торговый кодекс. Так появилась отрасль торгового права, до того не известная в мусульманском праве. И в иных странах Ближнего Востока, за исключением Иордании, Кувейта и ряда других государств Аравийского полуострова, были приняты граж­данские кодексы западного образца. Однако они не затрагивали се­мейного права.

Глава 23. Мусульманская правовая семья

Семейное и наследственное право подверглись законодательным реформам в XX в. Законы о семейном праве были приняты в Египте и Судане. В Турции реформа семейного и наследственного права осуще­ствлена в 1926 г. Порывая с традиционными мусульманскими канонами, новые законы осудили многобрачие, право одностороннего расторже­ния брака мужем, неравный раздел наследства между сыновьями и до­черьми покойного. Иранский гражданский кодекс, промулыированный в 1927—1935 гг., также явился кодификацией модернизированного мусульманского права в сфере семьи и наследования. Кодексы лично­го статуса были приняты в Сирии, Тунисе, Марокко, Египте, Иордании, Ираке и некоторых других мусульманских странах.

После Второй мировой войны законы, регулирующие наследование и семейные отношения, были приняты почти во всех арабских государ­ствах. Эти законы довольно смело вторгаются в традиционные нормы взаимоотношений мужа и жены в семье. В частности, они дают опре­деленные права женам на развод, ограничивают возможности родите­лей и опекунов устраивать браки несовершеннолетних, ограничивают полигамию, определяют условия развода мужа с женой в односторон­нем порядке. Судебная практика ныне допускает при заключении бра­ка оговорку, что жена сможет впоследствии отказаться от брака (в принципе это право мужа) или она получает такое право, если муж не сохранит единобрачия.

Проникновение европейского права в мусульманские страны весь­ма существенно, и этот процесс, связанный с международной интегра­цией и экономическим сотрудничеством, необратим. Значение, сфера действия и удельный вес мусульманского права уменьшились, а само право, во всяком случае по своей внешней форме, многое восприняло от европейских кодификаций. Однако отмеченную тенденцию не сле­дует преувеличивать, особенно в свете активизации ислама, которая в последние годы характеризует политическую жизнь многих государств. Подобная активизация сопровождается в том числе и требованиями отказа от западных правовых моделей, полного восстановления всех норм мусульманского права (например, в Иране).

Многие мусульманские государства заявляют в своих конституци­ях и законах о верности принципам ислама. Есть такие положения, в частности, в конституциях Марокко, Туниса, Сирии, Мавритании, Ирана, Пакистана.

Мусульманское уголовное право устанавливает четко определен­ные наказания (причем весьма суровые) за такие преступления, как убийство, прелюбодеяние, ложное обвинение в прелюбодеянии, воров-

23.2. Мусульманское право в современном мире

ство, употребление спиртных напитков, вооруженное ограбление и бунт. Наказание за остальные преступления определяет сам судья по свое­му усмотрению.

Принятая в 1979 г. Конституция исламской республики Иран про­возглашает, что все законодательство, в том числе уголовное, должно соответствовать шариату, а суды в борьбе с преступностью обязаны применять установленные им меры наказания. В 1981 г. вступил в силу так называемый закон о киншасе, 199 статей которого повторяют положения традиционного мусульманского уголовного права (широ­кое применение смертной казни, наказание плетьми, избиение камня­ми, наказание по принципу талиона). Процесс исламизации затронул и другие страны (Пакистан, Судан, Мавритания).

Мусульманское судопроизводство довольно простое. Единоличный судья'рассматривает дела всех категорий. Иерархии судов обычно не существует. Сегодня в некоторых странах (Турция, Египет, Тунис, Па­кистан, Алжир, Марокко, Гвинея) мусульманские суды ликвидированы и заменены судами обычного судопроизводства. Однако во многих арабских государствах мусульманские суды продолжают играть нема­лую роль в механизме регулирования общественной жизни. Как пра­вило, к судьям предъявляются высокие квалификационные требования с точки зрения их религиозно-правовой подготовки.

Мусульманское право, несмотря на существенное влияние со сто­роны европейских правовых систем, все же остается самостоятельной правовой семьей, оказывающей серьезное воздействие на миллионные массы людей во всех уголках земного шара.

(?) Контрольные вопросы

1. Каковы особенности мусульманской правовой семьи?

2. Каковы основные источники мусульманского права?

3. Что представляет собой современное мусульманское право?

4. Каково влияние западных правовых систем на мусульманское право?

Щ Литература

1. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современ­ности. М., 1997.

2. Общая теория права: Учебник для юрид. вузов / Под ред. А.С. Пигол-кина. М., 1997.

3. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира: Справочник. М., 1993.

4. Синюков В.Н., Григорьев Ф.А. Правовая система: Вопросы правореали-зации. Саратов, 1995.

5. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. М., 1986.

Глава 24

ИНЫЕ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

24.1. Индусское право

В настоящее время индусское право распространяется на 300— 350 млн индусов. Подавляющее большинство их проживает в Индии. Большая часть остальных индусов представлена национальными мень­шинствами в Пакистане, Бирме, Сингапуре и Малайзии, а также в стра­нах на восточном побережье Африки (Танзания, Уганда, Кения). Таким образом, нормы индусского права применяются ко всем индусам, кото­рые исповедуют сложную систему религиозных, философских и соци­альных взглядов, именуемую индуизмом, независимо от места их жи­тельства.

Основу индуизма составляет учение о перевоплощении душ и кас- "| товом делении общества. Согласно этому учению все хорошие и пло­хие поступки человека, совершаемые им на земле, создают определя­емую моральными качествами истекшей жизни основу будущего су­ществования другого человека, в которого воплотилась душа умершего.

В отличие от христианства, иудаизма и мусульманства, которые обосновывают идею равенства всех людей перед богом, индуизм исхо­дит из идеи, что люди с момента рождения разделены на социальные иерархические группы (касты), каждая из которых имеет свою систе­му прав и обязанностей, особую мораль. Члены касты подчиняются своду правил, регулирующих их поведение в общении между собой и, что еще важнее, по отношению к членам других каст. Традиционно выделяются четыре большие группы: брахманы (первоначально свя­щеннослужители), кшатрия (воины), вайшья (торговцы) и шудра (слуги и ремесленники). Переход из одной касты в другую невозможен, не-

24.1. Индусское право

взирая на служебные успехи, богатство и политическую власть. Каж­дая каста не должна быть запятнана контактами с некоторыми пред­метами, общением с представителями низших каст. Нарушение этих правил влекло за собой правовые последствия, признаваемые в судеб­ном порядке (например, признание в определенных случаях действи­тельным брака между членами разных каст, определение правового положения детей от таких браков и т.д.).

На основе Конституции Индии 1950 г. к настоящему времени отме­нены все правила об ответственности за нарушение норм кастовой принадлежности. Но многие индусы, особенно в сельской местности, все еще придерживаются традиционных правил поведения. До сих пор редки среди них браки между членами разных каст, особенно если женщина принадлежит к более высокой касте. Не часто и вдовы вто­рично выходят замуж, хотя в 1956 г. было отменено старое правило индусского права, согласно которому такой брак признавался недей­ствительным, а дети от него — незаконнорожденными.

Главная черта индусского права — тесная связь с религией. Оно является неотъемлемой частью индуизма, в состав которого наряду с правом входят также различные религиозные верования и обряды, моральные и философские ценности, предполагающие определенный образ жизни, общественный порядок, социальную организацию.

Индусская система права — одна из древнейших в мире. Веды — сборники индийских религиозных песен, молитв, гимнов и предисловий, созданные в далекой древности, во II тысячелетии до н.э. и даже рань­ше, — содержат тексты, в которых отдельные строки можно истолко­вать как правила поведения. Правда, хотя индусы и считают веды бо­жественным откровением и источником религии и права, их практи­ческое влияние на духовную жизнь индусского общества было весьма незначительным.

Дальнейшее развитие права связано с дхармаьиастрами — обшир­ными сводами правил поведения, приписываемых знаменитым ученым. Особенно хорошо известны дхармашастры царя Ману (II в. до н.э.). В них содержится относительно упорядоченная система правил, которые с определенной долей условности можно назвать юридическими.

Идея прав человека чужда индусскому праву. Его основа — комп­лекс обязанностей, соблюдение которых предписано для всех, кто не хочет покрыть себя позором и думает о потустороннем мире. И судеб­ные прецеденты, и акты, устанавливаемые светскими правителями, док­трина индуизма не считает источниками права. Но одновременно она требует повиновения приказам власти. При этом даже когда имеется

Глава 24. Иные правовые системы современности

закон, судья не обязан применять его всегда точно. По своему усмот­рению он должен всеми возможными средствами примирить власть и справедливость.

В период английской колониальной экспансии индусское право претерпело существенные изменения. Многие его институты и нормы подверглись модификациям и даже были заменены новыми решения­ми. Сложилось нечто вроде «англо-индусского права». В области пра­ва собственности и обязательственного права на смену традиционным нормам очень скоро пришли нормы общего права. Тем не менее полно­го вытеснения индусского права не произошло, и ряд его традицион­ных норм и институтов продолжал действовать. Все тяжбы, касающие­ся наследования, брака, касты и некоторых обычаев, решались в соот­ветствии с нормами индусского права.

Сформировавшись еще в древности и пройдя двухтысячелетний путь развития, индусское право сохранило, хотя и в известных пределах, свое регулирующее значение вплоть до настоящего времени. Основная при­чина «живучести» этого права таится не в его особых свойствах, а в тесной связи норм с традиционными, чрезвычайно устойчивыми индус­скими социальными институтами и в первую очередь с общинной и кастовой структурами, способными к адаптации в самых различных со­циально-экономических и политических условиях. В сельской местнос­ти большинство индусов не воспринимают новые законы и живут так, как жили их предки, а правосудие осуществляется главным образом на основе традиционных и хорошо знакомых им институтов.

В период борьбы за независимость были выдвинуты идеи полной кодификации индусского права. После провозглашения независимос­ти в 1947 г. правительство Индии представило на рассмотрение пар­ламента проект кодекса, который должен был охватить семейное и наследственное право. Однако из-за противодействия консервативных сил проект не был утвержден, и правительство пошло по пути подго­товки отдельных законопроектов. Первым был принят в 1955 г. закон о браке, унифицировавший брачное право и приспособивший его к современным взглядам на семью.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.