МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Мусульманское право в современном мире 1 страница





ОСНОВЫ ПРАВА

17.1. Понятие права

Право возникает объективно на определенном этапе развития че­ловеческого общества для упорядочения взаимоотношений людей и их объединений, участвующих в производстве, обмене и потреблении материальных благ, брачно-семейных и трудовых отношениях, в управ­лении обществом. Нормы права сложились в результате преобразова-' ния мононорм — древних обычаев, выражающих коллективную волю первобытной общины (см. более подробно гл. 2.1 ч. 2), в предписания, отражающие интересы и потребности социальных групп и слоев, сто­ящих у власти.

Право есть совокупность (система) норм, т.е. правил поведения людей в обществе. Это определенные эталоны, модели человеческого поведения, обеспеченные принудительным воздействием государства. Характерная черта права — тесная связь и взаимообусловленность всех действующих норм, их неразрывное единство. Одни нормы могут развивать, дополнять и конкретизировать другие, сужать или расши­рять их смысл и сферу действия, устанавливать исключения из общих правил и т.д.

Право можно назвать действенным регулятором общественных от­ношений, средством установления порядка в обществе. Такое регули­рование осуществляется в нескольких формах. Во-первых, оно предо­ставляет, а также обеспечивает и охраняет определенные, возможности поведения участников общественных отношений — субъективные права и свободы (право избирать и быть избранными, заключать договоры, вступать в брак, свобода слова и др.). Во-вторых, устанавливает необ-

Глава 17. Основы права

ходимость тех или иных действий позитивного характера — регуля­тивные обязанности (платить налоги, исполнять служебные обязанно­сти, воинский долг и т.д.). В-третьих, запрещает определенные деяния, которые вредны или опасны для общества, — негативные обязаннос­ти (хулиганство, служебный подлог, нарушение правил дорожного дви­жения и т.д.). Наконец, право предусматривает меры принудительного воздействия при нарушении предписаний правовых норм — юриди­ческие санкции. В любом случае регулятивный характер права прояв­ляется в установлении, обеспечении и охране существующих в нераз­рывном единстве прав и обязанностей отдельных лиц, их объединений, государственных органов, хозяйственных подразделений.

Нормы права принимаются либо санкционируются'государством, не могут возникнуть и существовать без законодательного решения государственной власти. Другие же социальные нормы создаются об­ществом в целом (обычаи, мораль) либо какой-то его частью (корпора­тивные, религиозные нормы) без участия властных государственных структур. Право есть единая система норм, которые обязательны для всех, находящихся на территории государства, в то время как другие нормы обязательны лишь для отдельных социальных групп людей, ибо не являются властными, категорическими императивами для всех. Кроме того, юридические нормы формально определены, т.е. формулируются в официальных письменных документах (законы, указы, судебные пре­цеденты и др.), отличающихся наибольшей степенью четкости, опреде­ленности и конкретности по сравнению, например, с моралью, которая состоит в первую очередь из общих принципов поведения.

Наконец, характерная черта права проявляется в том, что его предпи­сания обеспечиваются принудительной силой государства, применени­ем юридических санкций в случае их нарушения. Для этого существует специальный аппарат надзора и контроля, разрешения споров и наказа­ния правонарушителей, восстановления нарушенного порядка. Другие социальные нормы охраняются от нарушений другими средствами. Так, мораль обеспечивается общественным мнением, реакцией коллектива, а также внутренними стимулами, такими как честь, стыд, совесть.



17.2. Принципы права

Принципы права — это основные идеи, руководящие положения, которые определяют содержание и направления правового регулиро­вания. Они кладутся в основу создания и реализации действующего

I

17.2. Принципы права

права, ориентированы на дальнейшую демократизацию всех сфер об­щественной жизни, формирование правового государства.

Принципы выступают в качестве своеобразной несущей конструк­ции, на основе которой создаются и реализуются не только нормы, институты или отрасли, но и вся система права. Они служат своеоб­разными ориентирами для правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности.

Рис. 17.1. Принципы права

В,зависимости от сферы распространения выделяют общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы (рис. 17.1).

Общеправовые принципы — это, во-первых, широкие социальные, этико-правовые начала правового регулирования (демократизм, уста­новление, обеспечение и охрана прав личности, гуманизм, справедли­вость, законность, равноправие, обеспечение верховенства, ведущей роли закона среди всех источников права и др.). Во-вторых, это сформули-

Теория гос. и права

Глава 17. Основы права

рованные еще римскими юристами принципы, отражающие специфи­ческие черты права как социального регулятора отношений (например, недопустимость ссылок на незнание закона, придания ему обратной силы при установлении либо ужесточении наказания, злоупотребле­ния правом, возможности быть судьей в собственном деле, презумпция невиновности, правила о том, что все сомнения трактуются в пользу обвиняемого, что не может быть преступления и наказания без закона и др.).

Рассмотрим подробнее некоторые из принципов:

• социальная свобода. Основным началом правового регулирова­ния в цивилизованном государстве является предоставление его участ­никам максимальной свободы в выборе форм трудовой деятельности, профессии, места жительства, возможности пользоваться различными социальными услугами государства и частных лиц, свободно распоря­жаться своими трудовыми доходами, участвовать в распределении общих социальных благ, иметь право на свою долю совокупно произ­веденного продукта, быть защищенным от безработицы и других со­циальных конфликтов. Данный принцип гарантирует социальную за­щищенность личности, предоставляет реальные Гарантии для свобод­ной и обеспеченной жизни. Все государственные органы обязаны обеспечивать и охранять права и свободы человека как высшие соци­альные ценности (Декларация прав и свобод человека);

справедливость, которая означает соответствие между ролью лица в обществе и его социально-правовым положением. Это соразмерность между деянием и воздаянием, между заслуженным поведением и по­ощрением, между преступлением и наказанием и т.п. Данный принцип в наибольшей мере выражает общесоциальную сущность права и по­иск компромисса между участниками правоотношений, между гражда­нином и государством, закрепленность в праве норм и принципов об­щечеловеческой морали;

юридическое равенство граждан перед законом и судом, про­возглашающее равный правовой статус всех субъектов и нашедшее свое воплощение в ст. 19 Конституции, которая устанавливает: «1. Все равны перед законом и судом. 2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, наци­ональности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, при­надлежности к общественным объединениям, а также других обстоя­тельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиоз-

17.2. Принципы права

ной принадлежности. 3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации»;

гуманизм, означающий, что Конституция и законы должны за­креплять, обеспечивать и охранять права и свободы человека и граж­данина, запрещать различные деяния, посягающие на человеческое до­стоинство. Об этом, в частности, сказано в ст. 21 Конституции: «1. До­стоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. 2. Никто не должен подвергаться пыт­кам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое до­стоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добро­вольного согласия подвергнут медицинским, научным и иным опытам»;

демократизм, предполагающий, что в правовых нормах должны быть закреплены механизмы и институты представительного и непо­средственного народовластия, с помощью которых граждане могут уча­ствовать в управлении государственными и общественными делами, защищать свои права и свободы;

единство прав и обязанностей, которое выражается в органи­ческой связи и взаимообусловленности прав и обязанностей участни­ков правоотношений — субъектов права — и означает, что нет и не может быть прав без обязанностей или обязанностей без прав; то или иное право может быть реальным только тогда, когда установлена со­ответствующая ему юридическая обязанность. Так, право гражданина на получение нужной ему информации реализуется через обязанность соответствующих структур предоставлять такую информацию. Вместе с тем законом оговорено, что, осуществляя свои права, личность не должна ущемлять прав и свобод иных субъектов;

федерализм, присущий только тем правовым системам, которые характерны для федеративных государств. Он означает, что в данном обществе действуют две системы законодательства: общефедеральная и региональная. Существует четкое распределение полномочий и пред­метов ведения между федерацией и ее субъектами;

ответственность за вину. В соответствии с этим принципом юридическая ответственность может быть возложена на лицо лишь в том случае, если оно виновно в нарушении требований правовой нор­мы. Вина служит ведущим началом, определяющим основания юриди­ческой ответственности. При отсутствии вины в деянии лица к послед­нему не могут быть применены меры юридической ответственности;

законность — система требований общества и государства, со­стоящая в точной реализации норм права всеми и повсеместно. Этот принцип нашел свое отражение в ч. 1 и 2 ст. 15 Конституции: «Кон-

Глава 17. Основы права

ституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Феде­рации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Феде­рации. 2. Органы государственной власти, органы местного самоуправ­ления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблю­дать Конституцию Российской Федерации и законы»;

сочетание убеждения и принуждения — универсальные методы социального управления, которые свойственны различным регулято­рам, особенно праву. К основным формам убеждения относятся: право-воспитательная работа, обсуждение законопроектов, обоснование в преамбулах нормативных актов целей и задач их принятия.

Особенности принуждения: •

а) более жесткий метод воздействия права на субъектов;

б) является второстепенным применяемым методом;

в) осуществляется в особой процессуальной форме, установленной в праве;

г) выступает как средство исправления и перевоспитания, т.е. вклю­чает в себя черты убеждения правонарушителей и других членов об­щества в необходимости выполнения правовых предписаний. Главная задача законодателя — установить оптимальное сочетание мер при­нуждения и убеждения в праве.

Если принципы характеризуют наиболее существенные черты не­скольких отраслей права, то их относят к межотраслевым. Среди них выделяют принцип неотвратимости ответственности, принцип состяза­тельности и гласности судопроизводства и т.д. В то же время на род­ственные (смежные) отрасли права в полной мере распространяются и общие правовые принципы. Они проявляются отдельно в каждой отрасли и интегрируются в межотраслевые принципы.

Принципы, действующие в рамках только одной отрасли права, на­зываются отраслевыми. К ним относятся: в гражданском праве — принцип равенства сторон в имущественных отношениях; в уголов­ном праве — презумпция невиновности; в трудовом праве — принцип свободы труда, принцип материальной заинтересованности работни­ков в результатах своего труда; в земельном праве — принцип целево­го характера использования земли и т.п.

Принципы права участвуют в регулировании общественных отно­шений, так как они не только определяют общие направления правово­го воздействия, но и могут быть положены в обоснование решения по конкретному юридическому делу (например, при аналогии права).

17.3. Функции права

17.3. Функции права

В понимании функций права в юридической литературе нет едино­образия и единодушия.

По мнению одних ученых, функции права есть реализация его со­циального назначения, которое складывается из потребностей обще­ственного развития. Другие полагают, что функции права — это главные направления правового воздействия на общественные отно­шения, т.е. формы, способы, пути влияния права на общественные отношения.

Однако большинство отечественных специалистов считают, что понятие «функции права» должно охватывать оба этих аспекта — и социальное назначение права, и вытекающие из этого назначения спо­собы, пути воздействия права на общественные отношения.

Таким образом, понятие «функции права» включает в себя основ­ные направления воздействия права на общественные отношения, ко­торые предопределяются социальным назначением права в жизни об­щества.

Соответственно этому можно отметить следующие особенности функции права:

• функции права производны от его сущности и обусловливаются назначением права в обществе. Функции — это «свечение» сущности права в общественных отношениях;

• функции права — такие направления его воздействия на обще­ственные отношения, потребность в реализации которых порождает необходимость существования права как социального явления;

• функции выражают главные черты права и направлены на осу­ществление коренных задач, стоящих перед правом на данном этапе развития общества;

• функции права представляют направления его активного действия, упорядочивающего определенный вид общественных отношений. По­этому одним из важнейших признаков функции права является ее динамизм, движение, действие;

• постоянство как необходимый признак функции характеризует непрерывность, длительность ее действия.

Функции права рассматриваются в разных аспектах. Так как право неразрывно связано с государством, то его функции во многом сов­падают с функциями государственной власти. Все основные направ­ления деятельности государства осуществляются в правовых фор-

Глава 17. Основы права

мах, на основе законодательных актов, которые определяют харак­тер и содержание этой деятельности. С одной стороны, можно выде­лить экономическую, социальную, экологическую и другие функ­ции права, что соответствует идентичным функциям государства. С другой стороны, по субъектам государственной власти можно раз­личать законодательную, исполнительную и судебную функции права.

Функции права принято подразделять на виды и в зависимости от того, какие основные задачи они решают. При данной классификации выделяются такие направления правового воздействия, которые выра­жают специфику права как регулятора общественных отношений, его юридическое значение для этих отношений.

Рис. 17.2. Классификация функций права

17.3. Функции права

Классифицировать функции права можно и по другим основаниям (рис. 17.2).

В основе дифференциации функций права лежат две группы крите­риев:

• внешние;

• внутренние.

Внешние функцииправа находятся как бы за пределами самого права и характеризуют право как социальный регулятор. К внешним функциям права относят общесоциальные. Среди них выделяют:

политическую (право в своих нормах закрепляет политический строй общества, механизм функционирования государств, регламенти­рует политические отношения1 регулирует деятельность субъектов политической системы и пр.);

экономическую (право, устанавливая «правила игры» в экономи­ческой сфере, упорядочивает производственные отношения, закрепля­ет формы собственности, определяет механизм распределения обще­ственного богатства и т.п.);

воспитательную (право, отражая определенную идеологию, ока­зывает специфическое педагогическое воздействие на лиц, формирует у субъектов мотивы правомерного поведения);

• культурно-историческую (право аккумулирует духовные ценно­сти и достижения мировой культуры);

функцию социального контроля (стимулирует определенное по­ведение и в то же время ограничивает нежелательные с точки зрения общества поведение и действия, т.е. удерживает от совершения непра­вомерных действий);

информационно-регулирующую (информирует о возможностях того или иного социально значимого поведения и способствует соци­ально полезному поведению);

коммуникативную (право, будучи информационной системой, вы­ступает способом связи между субъектом и объектом управления).

Внутренние функцииправа — это способы юридического воз-дейст'вия на поведение людей и общественные отношения, которые лежат в рамках самого права. Они определяют специально-юридиче­ские функции права.

Среди них выделяют две функции права: регулятивную и охрани­тельную.

Регулятивная функция упорядочивает общественные отношения и направлена на установление правил поведения людей позитивного свойства, не связанных с правонарушениями. В свою очередь она под-

Глава 17. Основы права

разделяется на динамическую регулятивную функцию, обеспечива­ющую активное поведение людей, использование субъективных прав (избирательное право, право обращения в суд и др.) либо исполнение позитивных обязанностей (уплата налогов, исполнение воинского дол­га и др.), и статическую функцию, закрепляющую общественные свя­зи и порядки (установление равноправия граждан перед законом и судом, закрепление права собственности и т.д.).

Охранительная функция направлена на борьбу и вытеснение вред­ных и опасных для общества вариантов поведения, охрану и защиту от нарушений прав личности и других субъектов права, обеспечение ох­раны законности в стране (профилактика и расследование правонару­шений, разбирательство дел о правонарушениях, применение мер уго­ловной, административной и других видов юридической ответствен­ности).

В юридической литературе выделяют также неосновные собствен­но юридические функции:компенсационную, ограничительную и восстановительную.

Компенсационная функция состоит в компенсации ущерба или вреда, причиненного незаконными действиями государственных орга­нов, должностных лиц, других лиц. Данная функция присуща граждан­скому, трудовому, отчасти уголовному праву (например, оплата вынуж­денного прогула при восстановлении на работе незаконно уволенного, возмещение морального вреда).

Задача ограничительной функции — ограничение некоторых дей­ствий лиц, ущемляющих права других. Права и свободы человека мо­гут быть ограничены законом в интересах защиты основ конституци­онного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Не допускается пропаганда социальной, расовой, национальной и рели­гиозной вражды (ст. 29, 55 Конституции).

Восстановительная функция направлена на восстановление на­рушенного права, прежнего правового положения, возврат незаконно отобранного имущества, восстановление на работе и т.д. Восстанови­тельная функция тесно связана с компенсационной, поскольку восста­новление нарушенного права влечет и компенсацию потерь лица.

©Контрольные вопросы

1. Каковы составные элементы определения права?

2. Что такое функция права?

3. Каковы принципы права: его понятия, виды?

17.3. Функции права

Ш Литература

1. Алексеев В.П., Перший, А.И. История первобытного общества. М, 1990.

2. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юрид. вузов М., 1999.

3. Каманина Т.В., Каманин А.В. Основы российского права. М., 2000.

4. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1909.

5. Лившиц Р.З. Теория права. М., 1994.

6. Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. М., 2002.

7. Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1996.

8. Общая теория права: Учебник для юрид. вузов / Под ред. А.С. Питол-кина. М., 1997.

9. Протасов В.Н. Что и как регулирует право. М., 1995.

10. Радько Т.Н., Толстик В.А. Функции права. Н. Новгород, 1995.

Глава 18

ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

18.1. Социальные и технические нормы

Люди в современном цивилизованном обществе в своей повседнев­ной жизни и деятельности руководствуются множеством различных норм. Норма (от лат. norma) — это правило, точное предписание. Бу­дучи определенным образцом, эталоном, моделью поведения личности, коллективов людей, она необходима в человеческом общежитии, осо­бенно в современном обществе, характеризующемся сложностью и многообразием социальных связей и отношений.

Рис. 18.1. Виды норм

18.2. Классификация социальных норм

Все нормы, существующие в обществе, обычно подразделяются на тех­нические и социальные (см. рис. 18.1). Технические нормы — это прави­ла взаимодействия людей с силами и объектами природы, техникой, ору­диями и инструментами труда. Это правила проведения строительных работ, агротехнические нормы, технические стандарты, нормы расходова­ния материалов, топлива и т.д. В современную эпоху научно-технической революции, усложнения производственных процессов, возрастания значе­ния экологических проблем их роль особенно значительна.

В широком смысле к техническим нормам можно отнести также правила математики, языка, аутотренинга, спортивных игр, физиологи­ческие, медицинские, санитарно-гигиенические и др. Ряд технических норм закрепляется в нормативных правовых актах, приобретая тем самым юридическую силу. Обычно они называются технико-правовы­ми. Это правила противопожарной безопасности, эксплуатации раз­личных видов транспорта, энергетики, госстандарты и т.д.

Социальные нормы регулируют отношения между людьми и их коллективами. Они объединены тем, что создаются и развиваются на протяжении всей Истории человечества, выражают потребность соци­альных систем в саморегуляции, входят в структуру общественного сознания и обусловлены уровнем цивилизованности общества, его по­требностями и интересами.

18.2. Классификация социальных норм

Социальные нормы весьма многочисленны и разнообразны, что свя­зано с богатством и неоднородностью самих общественных отноше­ний — предмета регулирования.

Юридическая наука подразделяет социальные нормы исходя из таких критериев, как способы формирования, сферы действия, социальная направленность. С этой точки зрения следуют нормы: обычаи, тради­ции и деловые обыкновения, религиозные, политические нормы, нормы общественных объединений (корпоративные), моральные и правовые.

Обычаи — такие правила поведения, которые сложились историче­ски, на протяжении жизни многих поколений и вошли в привычку в результате многократного повторения. Есть обыч-аи нравственного со­держания (нравы), различного рода правила этикета, обрядов, ритуалов.

Разновидностью обычаев является деловой обычай. Он играет боль­шую регулирующую роль в сфере отношений между предпринимате­лями и делового партнерства.

Глава 18. Право в системе социального регулирования

Близки к обычаям и во многом идентичны им традиции, создание которых не обязательно связано с длительным существованием соот­ветствующей нормы, а возникает на базе распространения какого-либо примера поведения, воспринятого тем или иным коллективом либо обществом в целом (например, застолье как форма празднования опре­деленных памятных дат). Как и обычаи, традиции опираются не только на поддержку общественного мнения, но также и на психологические факторы: стремление людей следовать модному поведению, боязнь осуж­дения со стороны окружающих. Привычка соблюдать обычаи и тради­ции для большинства членов общества превращается во внутреннюю потребность, стереотип поведения.

Можно выделить также и такой вид правил, как деловые обыкнове­ния, складывающиеся в производственной, научной, учебной деятельно­сти людей и направленные на повышение ее эффективности.

В современном обществе существуют как древние, многовековые обычаи и традиции, которые носят реакционный характер и с которы­ми необходимо бороться (кровная месть, умыкание невесты и др.), так и новые, отражающие динамику современной жизни и основанные на идеях коллективизма, добра и человечности.

Религиозные нормы — правила, установленные различными цер­ковными конфессиями и обязательные для верующих. Они содержат­ся в религиозных книгах (Библия, Талмуд, Коран, Сунна, Законы Ману и др.), в актах, принимаемых церковными обществами, собраниями духо­венства или высших чинов церкви, в комментариях религиозных книг. Такие нормы регламентируют отправление обрядов, церковных служб, соблюдение постов. Религиозные нормы могут иметь также нравствен­ное содержание (например, заповеди из Ветхого завета: не убий, не укради, почитай родителей своих и т.д.).

В древности и в Средние века многим религиозным нормам прида­вался юридический характер (каноническое право в средневековой Ев­ропе). В современных мусульманских государствах основными источ­никами права являются религиозные книги — Коран и Сунна. Известно также, что в первые годы советской власти нормы мусульманского пра­ва применялись в некоторых регионах Средней Азии и Кавказа.

Ныне в большинстве цивилизованных стран люди имеют возмож­ность беспрепятственно совершать религиозные обряды, не связанные с насилием над личностью, нарушением общественной морали (вступ­ление в брак, погребение усопших и др.), однако правового значения такого рода акты не имеют.

18.2. Классификация социальных норм

Религиозные запреты и дозволения, представляя собой элементар­ные нормы человеческих взаимоотношений, концентрируют в себе выработанный тысячелетиями опыт социального общежития людей. Это источник божественной и человеческой мудрости, путеводный компас благоденствия, нормального существования человечества.

Политические нормы регулируют отношения классов, сословий, наций, политических партий и других общественных объединений, на­правленные на завоевание, удержание и использование государствен­ной власти. Они существуют как в форме общих лозунгов (принцип народовластия, строительство коммунизма, внедрение основ рыночной экономики и др.), так и в виде более конкретных политических норм (приватизация государственной собственности, внедрение принципов местного самоуправления, экономическая программа, пенсионная, нало­говая реформы и т.д.). В любом случае они выступают формой осозна­ния и выражения классового, коллективного, группового интереса, оценки политического бытия.

Политические нормы содержатся во взглядах философов, полити­ческих деятелей, лидеров политических партий, социальных движений, .их публичных выступлениях, в уставах и программах партий и иных общественных объединений относительно их задач и функций, общих и конкретных программ и направлений деятельности, структуры и ха­рактера государственной власти. В зависимости от конкретно-истори­ческих условий, соотношения классовых, национальных, религиозных сил, уровня сознания общества и его культуры взаимодействие таких норм бывает различным. Это и взаимоподдержка, и компромиссное согласование,и противоборство.

Политические нормы не должны иметь первенства над правом. Иное порождает политический произвол и способствует созданию тотали­тарных режимов. Только там возможны подлинно демократический строй и цивилизованное гражданское общество, где политика, полити­ческие нормы опираются на закон, где право ограничивает политиче­скую власть, где человек, его интересы и права являются основным объектом деятельности государства.

Нормы общественных объединений (корпоративные нормы) регулируют права и обязанности членов партий, профсоюзов, добро­вольных обществ (молодежные, женские, творческие, научные, культур­но-просветительские, спортивно-оздоровительные и другие объедине­ния), порядок их создания и функционирования (структура, порядок управления, полномочия органов объединения, размер членских взно­сов и т.п.), а также отношения таких объединений с государственными

Глава 18. Право в системе социального регулирования

органами и иными объединениями. Такие нормы формулируются в уставах и других-документах объединений, выражают волю и интере­сы их членов и обязательны только для них. К нарушителям корпора­тивных норм применяются меры воздействия (выговор, исключение из состава объединения и др.), предусмотренные уставами соответству­ющих объединений.

К числу корпоративных относятся также нормы, предусмотренные уставами кооперативов и других негосударственных организаций ком­мерческого характера.

Некоторые наиболее важные стороны организации и деятельности общественных объединений регулируются также и юридическими нор­мами. Законодательство создает правовую основу организации и дея­тельности общественных объединений, определяет общий порядок их создания и деятельности, взаимоотношения с государственными орга­нами. Конституция предусматривает право каждого на объединение, гарантирует свободу деятельности общественных объединений. Ник­то не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.