ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Действие нормативного акта во времени, в пространстве и по кругу лиц Любой нормативный акт имеет временные и пространственные (территориальные) пределы своего действия, а также распространяется на определенный круг лиц или иных субъектов права. Действие нормативного акта — обязательность его исполнения в течение определенного времени, на определенной территории и в отношении конкретного круга лиц, органов, организаций. По общему правилу, нормативный акт применяется к отношениям, имевшим место после его вступления в силу и до утраты им силы. В Российской Федерации существуют следующие способы вступления нормативного акта в силу: указание в самом акте либо в акте о вступлении его в силу календарной даты начала его действия (так, ныне действующий УК вступил в силу с 1 января 1997 г.), указание определенного факта, события, с которыми связывается вступление акта в силу («с момента принятия», «с момента опубликования» и т.д.). Если в принятом нормативном акте не определены дата, факт, событие, то'применяются установленные законодательством общие правила вступления акта в силу. Так, законы РФ вступают в силу на всей территории РФ одновременно по истечении десяти дней со дня их Теория гос. и права  Глава 25. Источники права официального опубликования. Обладающие нормативным характером акты Президента РФ вступают в силу на всей территории России по истечении семи дней после их опубликования в официальном источнике. Постановления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее их официального опубликования, иные постановления — со дня их подписания, если самими постановлениями не предусмотрен иной порядок их вступления в силу. Официальными изданиями, в которых публикуются указанные акты Российской Федерации, являются «Российская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации». Законы РФ официально публикуются также в «Парламентской газете». Ведомственные нормативные акты вступают в силу со дня присвоения им порядкового номера государственной регистрации, если в самом акте не указан более поздний срок начала его действия. Порядок вступления в силу правовых актов субъектов федерации, а также органов местного самоуправления определяется ими самостоятельно. Нормативные акты перестают действовать в силу различных обстоятельств. Акт временного действия теряет юридическую силу по истечении того срока, на который он был рассчитан (конкретная дата или наступление определенного события: отмена чрезвычайного положения, прекращение военных действий и т.д.). В иных случаях нормативный акт утрачивает силу в результате его официальной отмены. Такая отмена фиксируется либо в новом акте, заменяющем старый, либо в особом перечне актов, признаваемых утратившими силу в связи с принятием новых актов или подготовкой разного рода собраний действующего законодательства. Кроме того, нормативный акт фактически утрачивает силу вследствие издания нового акта той же или вышестоящей юридической силы, содержание которого противоречит старому акту. Отсутствие официальной отмены в случае противоречия старого и нового акта в принципе ненормально, так как зачастую создает путаницу в правовом регулировании, споры и ошибки в юридической практике. Нормативный акт также фактически теряет свою силу^ если он противоречит международному договору, заключенному Российской Федерацией. Как известно, ныне действует установленный Конституцией (ч. 4 ст. 15) принцип приоритета международного договора над внутригосударственным законодательством. Наконец, нормативный акт перестает действо- | 25.5. Действие нормативного акта во времени, в пространстве и по кругу лиц 419 вать, если он специальным решением Конституционного Суда признается неконституционным. По общему правилу, закон не имеет обратной силы. Он применяется только в отношении тех обстоятельств, которые имели место после введения его в действие. Например, при возникновении трудового спора или совершения преступления в то время, когда действовал старый закон, дело должно решаться на основании его норм, хотя на момент рассмотрения дела этот закон отменен и действует новый. Правило запрета обратного действия закона, установленное еще в римском праве, — один из принципов цивилизованной правовой системы. Оно обеспечивает правовую стабильность в обществе, уверенность граждан и юридических лиц в том, что они находятся под строгой опекой закона и их правовое положение не может быть ухудшено новым законом. Правила обратного действия закона применительно к конкретным случаям и фактам четко зафиксированы в Конституции. Так, п. 4.1 ст. 54 гласит: «Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет», а в ст. 57 говорится, что «законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют». Практика осуществления юриспруденции выработала два типичных исключения из принципа «закон обратной силы не имеет». Во-первых, закон имеет обратную силу, если он специально предусматривает применение своих норм к отношениям, возникшим до вступления данного закона в силу. Например, Закон РФ от 24.12.1992 № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» определил, что подлежат отмене противоречащие этому закону договоры купли-продажи и аренды жилья, даже если они совершены до вступления закона в силу. Согласно 4.1 ст. 4 ГК, «действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом». Во-вторых, имеют обратную силу законы, устраняющие или смягчающие ответственность за те или другие преступления или административные проступки. По общему правилу нормативный акт действует на всей территории, на которую распространяет свои властные полномочия соответствующий правотворческий орган. Федеральные законы и иные нормативные акты действуют на всей территории Российской Федерации. Нормативные акты ее субъектов распространяются на соответствующие республики, края, области, автономные округа, города федерального подчинения акты местного самоуправления — на территорию соответствующих административных единиц (города, районы и т.д.). Глава 25. Источники права Под территорией государства понимается суша, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство над ними, недра в пределах границ государства. Приравниваются к государственной территории военные воздушные и морские суда, где бы они ни находились; гражданские воздушные и морские суда, находящиеся в водах и воздушном пространстве своего государства, а также в открытом море и открытом воздушном пространстве; космические корабли и станции, несущие,флаг государства; территории посольств в других странах; подводные кабели, трубопроводы и другие объекты, принадлежащие государству и находящиеся в открытом море или космосе. В отдельных случаях нормативные акты могут иметь ограниченную сферу действия, т.е. распространять свое действие только на определенную часть территории (районы Крайнего Севера, Дальний Восток, зона Чернобыльской аварии и т.д.). В Российской Федерации законодательство действует на всех субъектов права, находящихся на ее территории, — на граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства (апатридов), на государственные органы, общественные организации, юридические лица. На граждан России ее законодательство распространяется и тогда, когда они находятся за рубежом. В ст. 7 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» установлено, что российские граждане за пределами России пользуются ее защитой и покровительством. Российские граждане, совершившие преступления за рубежом, несут ответственность по уголовным законам России. Многие законы распространяют свое действие не на всех граждан, а на их конкретную категорию, определяемую каким-либо общим признаком (студенты, пенсионеры, работники железнодорожного транспорта и т.д.). Из общего принципа равноправного правового положения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства есть определенные исключения, связанные с отсутствием российского гражданства у последних категорий лиц. Так, они не могут служить в Вооруженных Силах страны, пользоваться избирательными правами, занимать ряд должностей в государственном аппарате. На иностранцев, обладающих дипломатическим иммунитетом (право экстерриториальности), в соответствии с действующим законом и международными договорами в случае совершения ими правонарушений не распространяются УК и КоАП. 25.5. Действие нормативного акта во времени, в пространстве и по кругу лиц 421 ©Контрольные вопросы 1. Что такое источник права? 2. Какие виды источников права существуют в мировой практике? 3. Каковы характерные черты нормативного правового акта? 4. Какую характеристику можно дать законам как высшим формам выражения государственной воли закона? 5. Каковы виды законов? 6. Каковы понятие и виды подзаконных актов? 7. Когда начинает и когда прекращает действовать нормативный правовой акт? 8. На какую территорию распространяет свое действие нормативный пра: вовой акт? 9. На каких субъектов распространяет свое действие нормативный правовой акт? Ш Литература 1. Конституция. Закон. Подзаконные акты. М., 1994. 2. Кулапов В.Л. Юридический словарь общеобязательных категорий и терминов. Саратов, 1993. 3. Общая теория права: Учебник для юрид. вузов / Под ред. А.С. Пигол-кина.М., 1997. 4. Поленика С.В. Качество закона и эффективность законодательства. М., 1993. 5. Правотворчество в Российской Федерации. М., 2000. 6. Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под ред. B.C. Нерсесянца. М., 1999. 7. Протасов В.Н. Что и как регулирует право. М., 1995. 8. Теория государства и права: Академический курс: В 2 т. / Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 1998. 9. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2000. 10. Тихомиров ЮА. Действие закона. М., 1992. 11. Язык закона / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 1990. Глава 26 ПРАВОТВОРЧЕСТВО 26.1. Понятие правотворчества и его принципы. Правотворчество и формирование права Правотворчествй есть форма государственной деятельности, направленная на создание правовых норм, а также на их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену. Это процесс создания и развития действующего права как единой и внутренне согласованной системы общеобязательных норм, регулирующих общественные отношения; специальная, имеющая официальное значение деятельность по установлению правового регулирования. Главное для правотворчества — выработка и утверждение новых правовых норм. В этом прежде всего и состоит назначение данной формы государственной деятельности. Другие проявления правотворчества (отмена и изменение действующих норм, распространение их действия, совершенствование их редакции) выполняют вспомогательные функции и служат для образования развернутой, четко выраженной и внутренне согласованной системы юридических норм. По своей сущности правотворчество есть возведение государственной воли в закон, в имеющие общеобязательное значение юридические предписания. На современном этапе развития правотворчество проявляется в первую очередь как принятие правового акта непосредственно населением страны путем референдума либо как издание актов, содержащих правовые нормы, государственными и иными управо-; моченными органами. В некоторых странах одной из форм правотвор-i чества является издание судебного прецедента. Все большее значение;; 26.1. Понятие правотворчества и его принципы... ныне приобретает также заключение имеющих нормативное содержание договоров между различными субъектами права. Демократизм правотворческой процедуры подразумевает активное участие партий, массовых движений, предпринимательских структур, объединений граждан в создании законодательства, их инициативу, свободное, широкое и деловое обсуждение предполагаемых законодательных решений. Однако это не исключает того, что правотворчество, в какой бы форме оно ни осуществлялось, есть деятельность государства, форма государственного руководства обществом. Государство в лице своих органов создает основную массу правовых норм. Если же таковые издаются какими-либо иными структурами, помимо государственных (например, органами общественного самоуправления), то их правотворческие полномочия определяются государством. Рис. 26.1. Принципы правотворчества Правотворческая деятельность современных цивилизованных государств осуществляется на базе перечисленных ниже семи основополагающих принципов,представляющих собой организационные начала, которые определяют существо, характерные черты и общее направление этой деятельности (см. рис. 26.1). 1. Демократизм. Этот принцип проявляется в установлении и неуклонном осуществлении свободного, подлинно демократического порядка подготовки и утверждения нормативных актов, в том числе и законов. Что обеспечивает активное и эффективное участие депутатов, широкой общественности в правотворчестве, максимальный учет в новых нормативных решениях общественного мнения, потребностей социально-экономического развития страны и интересов различных слоев населения. 2. Законность. Нормативные акты должны приниматься строго в пределах компетенции соответствующего правотворческого органа и соответствовать конституции страны, ее законам и иным актам вышестоящей юридической силы. В федеративном государстве необходимо  Глава 26. Правотворчество неукоснительно соблюдать распределение компетенции между федерацией и субъектами, входящими в ее состав. Принцип законности означает также строгое соблюдение установленного порядка подготовки, принятия и опубликования новых нормативно-правовых решений, правотворческой процедуры, формы принимаемых актов. 3. Гуманизм. Данный принцип предполагает направленность пра-вотворческого акта на обеспечение и защиту прав и свобод личности, на максимально полное удовлетворение ее духовных и материальных потребностей. Человек, его интересы должны быть в центре создания правовых актов. 4. Научный характер. Правотворчество призвано максимально полно соответствовать назревшим потребностям общественного развития, его объективным закономерностям, быть научно обоснованным, учитывать и использовать достижения науки и техники, опираться на теоретические разработки проблем, требующие нового нормативного решения. К подготовке проектов должны привлекаться научные учреждения, отдельные представители соответствующих отраслей науки, а также ученые-юристы. 5. Профессионализм, т.е. участие в разработке новых правотвор-ческих решений квалифицированных специалистов соответствующих отраслей общественной жизни, имеющих профессиональную подготовку, большой опыт работы и достаточные знания. 6. Тщательность, скрупулезность подготовки проектов. В право-подготовительной деятельности важно максимально использовать зарубежный и отечественный опыт, результаты социологических и иных исследований, разного рода справки, докладные записки и иные материалы. Следует избегать принятия скороспелых, непродуманных решений. 7. Техническое совершенство принимаемых актов предполагает широкое использование выработанных юридической наукой и апробированных правотворческой практикой способов и приемов подготовки и оформления нормативных текстов, правил законодательной техники. Нормы права создаются на основе государственных велений, но этому процессу предшествуют обнаружение потребности в урегулировании определенной сферы отношений, выработка правовых взглядов. Пра-вообразование включает в себя научный анализ, оценку действительности, выработку взглядов и концепций о будущем правовом регулировании, максимальный учет общественного мнения, предложений и замечаний партий, общественных движений, отдельных граждан и их объединений, специалистов-практиков и ученых, сформулированных средствами массовой информации, в научной литературе, публичных выступлениях, докладных записках, письмах и заявлениях граждан и т.д. 26.2. Виды правотворческой деятельности в Российской Федерации 425 Основными факторами, определяющими формирование права, являются материальные условия жизни общества, обусловленные равноправным существованием различных форм собственности, свободой предпринимательства (экономические факторы). Большое влияние на формирование права оказывают политическая обстановка в стране, характер взаимодействия различных слоев общества и групп населения, уровень активности политических партий, движений и общественных объединений (политические факторы). При создании новых юридических норм также важны степень заботы общества и государства о личности, ее интересах и потребностях, об охране и обеспечении ее прав и свобод, (социальные факторы). В многонациональном государстве процесс формирования права во многом определяется взаимоотношениями, формами сотрудничества между нациями и народностями, населяющими страну, заботой об их равноправии и свободном развитии, государственно-правовыми формами их юридического статуса (национальные факторы), Существенное влияние на Правотворчество оказывают и международное положение государства, уровень и характер взаимоотношений с другими государствами и международными организациями (внешнеполитические факторы). Идеологическая база права, правосознание граждан и общества в целом, степень его внедрения в общественное сознание, правовые идеи, направленные на дальнейшее развитие законодательства (идеологические факторы), также имеют существенное значение для правотворчества. Наконец, государство, возводя сформировавшиеся правовые идеи в закон, непосредственно создавая нормы права, осуществляет юридическое оформление государственной воли через деятельность органов, правомочных издавать нормативные акты (организационно.-волевые факторы). Совокупность перечисленных факторов формирует основу для оптимального и эффективного осуществления правотворческой деятельности, активно-творческого, опережающего влияния права на динамику общественного развития. |