МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Действие нормативного акта во времени, в пространстве и по кругу лиц





Любой нормативный акт имеет временные и пространственные (тер­риториальные) пределы своего действия, а также распространяется на определенный круг лиц или иных субъектов права. Действие норма­тивного акта — обязательность его исполнения в течение определен­ного времени, на определенной территории и в отношении конкретно­го круга лиц, органов, организаций.

По общему правилу, нормативный акт применяется к отношениям, имевшим место после его вступления в силу и до утраты им силы. В Российской Федерации существуют следующие способы вступления нормативного акта в силу: указание в самом акте либо в акте о вступ­лении его в силу календарной даты начала его действия (так, ныне действующий УК вступил в силу с 1 января 1997 г.), указание опреде­ленного факта, события, с которыми связывается вступление акта в силу («с момента принятия», «с момента опубликования» и т.д.).

Если в принятом нормативном акте не определены дата, факт, собы­тие, то'применяются установленные законодательством общие прави­ла вступления акта в силу. Так, законы РФ вступают в силу на всей территории РФ одновременно по истечении десяти дней со дня их

Теория гос. и права

Глава 25. Источники права

официального опубликования. Обладающие нормативным характе­ром акты Президента РФ вступают в силу на всей территории Рос­сии по истечении семи дней после их опубликования в официальном источнике.

Постановления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее их офи­циального опубликования, иные постановления — со дня их подписа­ния, если самими постановлениями не предусмотрен иной порядок их вступления в силу.

Официальными изданиями, в которых публикуются указанные акты Российской Федерации, являются «Российская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации». Законы РФ официально публикуются также в «Парламентской газете».

Ведомственные нормативные акты вступают в силу со дня присво­ения им порядкового номера государственной регистрации, если в са­мом акте не указан более поздний срок начала его действия.

Порядок вступления в силу правовых актов субъектов федерации, а также органов местного самоуправления определяется ими самостоя­тельно.

Нормативные акты перестают действовать в силу различных об­стоятельств. Акт временного действия теряет юридическую силу по истечении того срока, на который он был рассчитан (конкретная дата или наступление определенного события: отмена чрезвычайного поло­жения, прекращение военных действий и т.д.). В иных случаях норма­тивный акт утрачивает силу в результате его официальной отмены. Такая отмена фиксируется либо в новом акте, заменяющем старый, либо в особом перечне актов, признаваемых утратившими силу в связи с принятием новых актов или подготовкой разного рода собраний дей­ствующего законодательства.

Кроме того, нормативный акт фактически утрачивает силу вслед­ствие издания нового акта той же или вышестоящей юридической силы, содержание которого противоречит старому акту. Отсутствие официальной отмены в случае противоречия старого и нового акта в принципе ненормально, так как зачастую создает путаницу в правовом регулировании, споры и ошибки в юридической практике. Норматив­ный акт также фактически теряет свою силу^ если он противоречит международному договору, заключенному Российской Федерацией. Как известно, ныне действует установленный Конституцией (ч. 4 ст. 15) принцип приоритета международного договора над внутригосударствен­ным законодательством. Наконец, нормативный акт перестает действо- |



25.5. Действие нормативного акта во времени, в пространстве и по кругу лиц 419

вать, если он специальным решением Конституционного Суда призна­ется неконституционным.

По общему правилу, закон не имеет обратной силы. Он применяет­ся только в отношении тех обстоятельств, которые имели место после введения его в действие. Например, при возникновении трудового спора или совершения преступления в то время, когда действовал старый за­кон, дело должно решаться на основании его норм, хотя на момент рас­смотрения дела этот закон отменен и действует новый. Правило запре­та обратного действия закона, установленное еще в римском праве, — один из принципов цивилизованной правовой системы. Оно обеспечи­вает правовую стабильность в обществе, уверенность граждан и юриди­ческих лиц в том, что они находятся под строгой опекой закона и их правовое положение не может быть ухудшено новым законом.

Правила обратного действия закона применительно к конкретным случаям и фактам четко зафиксированы в Конституции. Так, п. 4.1 ст. 54 гласит: «Закон, устанавливающий или отягчающий ответствен­ность, обратной силы не имеет», а в ст. 57 говорится, что «законы, уста­навливающие новые налоги или ухудшающие положение налогопла­тельщиков, обратной силы не имеют».

Практика осуществления юриспруденции выработала два типич­ных исключения из принципа «закон обратной силы не имеет». Во-первых, закон имеет обратную силу, если он специально предусматри­вает применение своих норм к отношениям, возникшим до вступления данного закона в силу. Например, Закон РФ от 24.12.1992 № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» определил, что подле­жат отмене противоречащие этому закону договоры купли-продажи и аренды жилья, даже если они совершены до вступления закона в силу. Согласно 4.1 ст. 4 ГК, «действие закона распространяется на отноше­ния, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом». Во-вторых, имеют обратную силу за­коны, устраняющие или смягчающие ответственность за те или другие преступления или административные проступки.

По общему правилу нормативный акт действует на всей террито­рии, на которую распространяет свои властные полномочия соответ­ствующий правотворческий орган. Федеральные законы и иные нор­мативные акты действуют на всей территории Российской Федерации. Нормативные акты ее субъектов распространяются на соответству­ющие республики, края, области, автономные округа, города федераль­ного подчинения акты местного самоуправления — на территорию со­ответствующих административных единиц (города, районы и т.д.).

Глава 25. Источники права

Под территорией государства понимается суша, внутренние и тер­риториальные воды, воздушное пространство над ними, недра в преде­лах границ государства. Приравниваются к государственной террито­рии военные воздушные и морские суда, где бы они ни находились; гражданские воздушные и морские суда, находящиеся в водах и воз­душном пространстве своего государства, а также в открытом море и открытом воздушном пространстве; космические корабли и станции, несущие,флаг государства; территории посольств в других странах; подводные кабели, трубопроводы и другие объекты, принадлежащие государству и находящиеся в открытом море или космосе.

В отдельных случаях нормативные акты могут иметь ограничен­ную сферу действия, т.е. распространять свое действие только на оп­ределенную часть территории (районы Крайнего Севера, Дальний Вос­ток, зона Чернобыльской аварии и т.д.).

В Российской Федерации законодательство действует на всех субъек­тов права, находящихся на ее территории, — на граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства (апатридов), на государственные органы, общественные организации, юридические лица. На граждан России ее законодательство распространяется и тогда, когда они находятся за рубежом. В ст. 7 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» установлено, что российские граж­дане за пределами России пользуются ее защитой и покровительством. Российские граждане, совершившие преступления за рубежом, несут ответственность по уголовным законам России.

Многие законы распространяют свое действие не на всех граждан, а на их конкретную категорию, определяемую каким-либо общим при­знаком (студенты, пенсионеры, работники железнодорожного транспорта и т.д.).

Из общего принципа равноправного правового положения граж­дан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без граждан­ства есть определенные исключения, связанные с отсутствием рос­сийского гражданства у последних категорий лиц. Так, они не могут служить в Вооруженных Силах страны, пользоваться избирательны­ми правами, занимать ряд должностей в государственном аппарате. На иностранцев, обладающих дипломатическим иммунитетом (право экстерриториальности), в соответствии с действующим законом и меж­дународными договорами в случае совершения ими правонарушений не распространяются УК и КоАП.

25.5. Действие нормативного акта во времени, в пространстве и по кругу лиц 421

©Контрольные вопросы

1. Что такое источник права?

2. Какие виды источников права существуют в мировой практике?

3. Каковы характерные черты нормативного правового акта?

4. Какую характеристику можно дать законам как высшим формам выра­жения государственной воли закона?

5. Каковы виды законов?

6. Каковы понятие и виды подзаконных актов?

7. Когда начинает и когда прекращает действовать нормативный правовой акт?

8. На какую территорию распространяет свое действие нормативный пра: вовой акт?

9. На каких субъектов распространяет свое действие нормативный право­вой акт?

Ш Литература

1. Конституция. Закон. Подзаконные акты. М., 1994.

2. Кулапов В.Л. Юридический словарь общеобязательных категорий и терминов. Саратов, 1993.

3. Общая теория права: Учебник для юрид. вузов / Под ред. А.С. Пигол-кина.М., 1997.

4. Поленика С.В. Качество закона и эффективность законодательства. М., 1993.

5. Правотворчество в Российской Федерации. М., 2000.

6. Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под ред. B.C. Нерсесянца. М., 1999.

7. Протасов В.Н. Что и как регулирует право. М., 1995.

8. Теория государства и права: Академический курс: В 2 т. / Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 1998.

9. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2000.

10. Тихомиров ЮА. Действие закона. М., 1992.

11. Язык закона / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 1990.

Глава 26

ПРАВОТВОРЧЕСТВО

26.1. Понятие правотворчества и его принципы. Правотворчество и формирование права

Правотворчествй есть форма государственной деятельности, на­правленная на создание правовых норм, а также на их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену. Это процесс создания и развития действующего права как единой и внутренне согласованной системы общеобязательных норм, регулирующих общественные отно­шения; специальная, имеющая официальное значение деятельность по установлению правового регулирования. Главное для правотворче­ства — выработка и утверждение новых правовых норм. В этом преж­де всего и состоит назначение данной формы государственной дея­тельности. Другие проявления правотворчества (отмена и изменение действующих норм, распространение их действия, совершенствование их редакции) выполняют вспомогательные функции и служат для об­разования развернутой, четко выраженной и внутренне согласованной системы юридических норм.

По своей сущности правотворчество есть возведение государствен­ной воли в закон, в имеющие общеобязательное значение юридиче­ские предписания. На современном этапе развития правотворчество проявляется в первую очередь как принятие правового акта непосред­ственно населением страны путем референдума либо как издание ак­тов, содержащих правовые нормы, государственными и иными управо-; моченными органами. В некоторых странах одной из форм правотвор-i чества является издание судебного прецедента. Все большее значение;;

26.1. Понятие правотворчества и его принципы...

ныне приобретает также заключение имеющих нормативное содержа­ние договоров между различными субъектами права.

Демократизм правотворческой процедуры подразумевает активное участие партий, массовых движений, предпринимательских структур, объединений граждан в создании законодательства, их инициативу, свободное, широкое и деловое обсуждение предполагаемых законода­тельных решений. Однако это не исключает того, что правотворчество, в какой бы форме оно ни осуществлялось, есть деятельность государ­ства, форма государственного руководства обществом. Государство в лице своих органов создает основную массу правовых норм. Если же таковые издаются какими-либо иными структурами, помимо государ­ственных (например, органами общественного самоуправления), то их правотворческие полномочия определяются государством.

Рис. 26.1. Принципы правотворчества

Правотворческая деятельность современных цивилизованных госу­дарств осуществляется на базе перечисленных ниже семи основопо­лагающих принципов,представляющих собой организационные на­чала, которые определяют существо, характерные черты и общее на­правление этой деятельности (см. рис. 26.1).

1. Демократизм. Этот принцип проявляется в установлении и неук­лонном осуществлении свободного, подлинно демократического порядка подготовки и утверждения нормативных актов, в том числе и законов. Что обеспечивает активное и эффективное участие депутатов, широкой общественности в правотворчестве, максимальный учет в новых норма­тивных решениях общественного мнения, потребностей социально-эко­номического развития страны и интересов различных слоев населения.

2. Законность. Нормативные акты должны приниматься строго в пределах компетенции соответствующего правотворческого органа и соответствовать конституции страны, ее законам и иным актам выше­стоящей юридической силы. В федеративном государстве необходимо

Глава 26. Правотворчество

неукоснительно соблюдать распределение компетенции между феде­рацией и субъектами, входящими в ее состав. Принцип законности означает также строгое соблюдение установленного порядка подго­товки, принятия и опубликования новых нормативно-правовых реше­ний, правотворческой процедуры, формы принимаемых актов.

3. Гуманизм. Данный принцип предполагает направленность пра-вотворческого акта на обеспечение и защиту прав и свобод личности, на максимально полное удовлетворение ее духовных и материальных потребностей. Человек, его интересы должны быть в центре создания правовых актов.

4. Научный характер. Правотворчество призвано максимально пол­но соответствовать назревшим потребностям общественного развития, его объективным закономерностям, быть научно обоснованным, учиты­вать и использовать достижения науки и техники, опираться на теоре­тические разработки проблем, требующие нового нормативного реше­ния. К подготовке проектов должны привлекаться научные учрежде­ния, отдельные представители соответствующих отраслей науки, а также ученые-юристы.

5. Профессионализм, т.е. участие в разработке новых правотвор-ческих решений квалифицированных специалистов соответствующих отраслей общественной жизни, имеющих профессиональную подготов­ку, большой опыт работы и достаточные знания.

6. Тщательность, скрупулезность подготовки проектов. В право-подготовительной деятельности важно максимально использовать зару­бежный и отечественный опыт, результаты социологических и иных исследований, разного рода справки, докладные записки и иные матери­алы. Следует избегать принятия скороспелых, непродуманных решений.

7. Техническое совершенство принимаемых актов предполагает широкое использование выработанных юридической наукой и апроби­рованных правотворческой практикой способов и приемов подготовки и оформления нормативных текстов, правил законодательной техники.

Нормы права создаются на основе государственных велений, но это­му процессу предшествуют обнаружение потребности в урегулирова­нии определенной сферы отношений, выработка правовых взглядов. Пра-вообразование включает в себя научный анализ, оценку действительно­сти, выработку взглядов и концепций о будущем правовом регулировании, максимальный учет общественного мнения, предложений и замечаний партий, общественных движений, отдельных граждан и их объединений, специалистов-практиков и ученых, сформулированных средствами мас­совой информации, в научной литературе, публичных выступлениях, док­ладных записках, письмах и заявлениях граждан и т.д.

26.2. Виды правотворческой деятельности в Российской Федерации 425

Основными факторами, определяющими формирование права, явля­ются материальные условия жизни общества, обусловленные равно­правным существованием различных форм собственности, свободой предпринимательства (экономические факторы).

Большое влияние на формирование права оказывают политическая обстановка в стране, характер взаимодействия различных слоев обще­ства и групп населения, уровень активности политических партий, дви­жений и общественных объединений (политические факторы).

При создании новых юридических норм также важны степень забо­ты общества и государства о личности, ее интересах и потребностях, об охране и обеспечении ее прав и свобод, (социальные факторы).

В многонациональном государстве процесс формирования права во многом определяется взаимоотношениями, формами сотрудничества между нациями и народностями, населяющими страну, заботой об их равноправии и свободном развитии, государственно-правовыми форма­ми их юридического статуса (национальные факторы),

Существенное влияние на Правотворчество оказывают и междуна­родное положение государства, уровень и характер взаимоотношений с другими государствами и международными организациями (внешне­политические факторы).

Идеологическая база права, правосознание граждан и общества в це­лом, степень его внедрения в общественное сознание, правовые идеи, на­правленные на дальнейшее развитие законодательства (идеологические факторы), также имеют существенное значение для правотворчества.

Наконец, государство, возводя сформировавшиеся правовые идеи в за­кон, непосредственно создавая нормы права, осуществляет юридическое оформление государственной воли через деятельность органов, правомоч­ных издавать нормативные акты (организационно.-волевые факторы).

Совокупность перечисленных факторов формирует основу для оп­тимального и эффективного осуществления правотворческой деятель­ности, активно-творческого, опережающего влияния права на динамику общественного развития.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.