МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Мусульманское право в современном мире 5 страница





Таким образом, право стран романо-германской семьи характеризу­ется единой схемой иерархической системы источников права, единым

21.2. Общая характеристика современного континентального права

фондом основных правовых понятий, делением права на отрасли (кон­ституционное, гражданское, уголовное и др.).

Что касается обычая, то за редкими исключениями он потерял ха­рактер самостоятельного источника права.

Определенное, хотя и довольно скромное, значение придается в кон­тинентальном праве судебной практике. Право включает в себя не только правовые нормы, сформулированные законодателем, но и их толкование судьями. Французский исследователь правовых систем современности.?. Давид говорит о так называемых «вторичных право­вых нормах», создаваемых судьями, о том, что содержание положений закона истолковывается в том смысле, который в наибольшей степени отвечает требованиям справедливости в момент применения закона1. Любое судебное решение, основанное, например, на аналогии закона или на общих принципах, может восприниматься другими судами пос­ле прохождения решения через кассационную инстанцию как факти­ческий прецедент.

Существенную роль при отправлении правосудия играют и зафик­сированные в законе общие принципы права, которые также могут быть в определенных условиях основанием для решения дел. Напри­мер, в публичном праве Франции возможно обращение к общим прин­ципам административного права. Федеральный верховный суд и Феде­ральный конституционный суд ФРГ в целой серии своих решений объ­явили, что конституционное право не ограничено текстом Основного Закона, а включает «некоторые общие принципы, которые законода­тель не конкретизировал в позитивной норме».

С развитием интернациональных связей большое значение для сис­тем права отдельных стран приобретает международное право. В неко­торых государствах международным договорам придается большая юри­дическая сила, чем внутренним законам. Основной Закон ФРГ 1949 г., например, устанавливает, что «общие нормы международного права» имеют преимущество перед законами и непосредственно порождают права и обязанности для жителей федеральной территории (ст. 25).

Во всех странах романо-германской семьи признается деление пра­ва на публичное и частное. Такое деление в определенной степени потеряло за последнее время то значение, которое имело на первых этапах развития континентального права, но тем не менее все еще остается важной характеристикой структуры современных нацио­нальных правовых систем.

1 Давид Р. Основные правовые системы современности. С. 102, 119.

Глава 21. Романс-германская (континентальная) правовая семья

Внутри романо-германской правовой семьи выделяют две правовые группы: романскую, опирающуюся в первую очередь на право Фран­ции и включающую в себя также правовые системы Бельгии, Люксем­бурга, Голландии, Италии, Португалии, Испании, и германскую, объеди­няющую наряду с ФРГ правовые системы Австрии, Швейцарии и не­которых других стран.

21.3. Правовая система Франции

Франция имеет длительную правовую историю, в основе ее совре­менной системы источников права до сих пор лежат кодексы наполе­оновской эпохи. В гражданском кодексе общей части практически нет и имеется лишь краткий «Вводный титул об опубликовании, действии и применении законов вообще». Кодекс состоит из трех книг: «О ли­цах»; «Об имуществах и различных видоизменениях собственности»; «О различных способах, которыми приобретается собственность». Пер­вая книга включает семейное право.



Французской модели следуют гражданские кодексы Бельгии, Люк­сембурга, а также, с некоторыми исключениями, и испанский граждан­ский кодекс.

Во Франции, как и во многих других романских государствах, при­нят и действует торговый кодекс, хотя в юридической доктрине крити­куется такая «дуалистическая» система, поскольку, как считают мно­гие ученые-юристы, торговые отношения — это те же гражданско-пра­вовые отношения.

На первых этапах развития рыночной экономики трудовые отно­шения весьма кратко регламентировались несколькими статьями граж­данских кодексов (договор личного найма), и это почти полное отсут­ствие регламентации открывало широкий простор для «хозяйской власти». Предприниматель практически произвольно определял дли­тельность и условия труда, размер его оплаты. Развитие трудового законодательства в результате эволюции привело к появлению в за­падных странах трудового права как самостоятельной отрасли. Во Франции была предпринята попытка свести трудовое законодатель­ство в «трудовой кодекс», но удалось это лишь частично. То, что обыч­но называют сегодня трудовым кодексом, представляет собой компи­лятивное собрание разнообразных законодательных актов.

Во Франции, стране классической кодификации, административное право никогда не было должным образом кодифицировано. В таких

21.3. Правовая система Франции

условиях судебные решения играют гораздо более важную роль, чем в области частного права. Судьи вырабатывают общие принципы и не­редко создают концепции правовых институтов.

Несмотря на многочисленные поправки, французские кодексы во многом устарели, и в стране действует огромная масса правовых актов, лежащих за пределами традиционной кодификации. Основной формой упорядочения массива нормативных актов стала разработка кодексов по типу отраслевых сборников, включающих нормы как законодатель­ных, так и подзаконных актов. Начиная с 1950-х гг. принято несколько десятков таких кодексов, являющихся по своей юридической природе актами консолидации норм отдельных, весьма узких областей законо­дательства (например, кодексы кинематографической промышленнос­ти, морских портов, сберегательных касс и т.д.). Эти кодексы не пре­следуют цели усовершенствовать и модернизировать действующие нормы, а направлены на логическую перегруппировку уже принятых законодательных актов и регламентов.

Новая кодификационная форма ослабила принцип верховенства законов-кодексов в его традиционном понимании. Второй удар по престижу закона нанесла Конституция 1958 г., изменившая класси­ческое распределение компетенции между законодательной и ис­полнительной властями. Конституция ограничила сферу законода­тельной деятельности парламента и значительно расширила полно­мочия правительственной власти. Тем самым существенно возросли удельный вес и значение актов правительства в системе источни­ков права.

На практике существуют следующие виды актов исполнительной власти в порядке иерархии их юридической силы: ордонансы, декреты, решения, постановления, циркуляры, инструкции, уведомления. Особо важна роль ордонансов — актов делегированного законодательства. В начале действия конституции такие акты рассматривались как исклю­чительная мера, вызванная чрезвычайными обстоятельствами. Впо­следствии президент и правительство стали использовать эту проце­дуру как обычный метод управления страной. Таким образом, просле­живается тенденция размывания различий между законом и актами правительственных органов.

По французской доктрине источники права делятся на первичные (основные) — государственные нормативные акты — и вторичные (дополнительные) — судебные решения. Судебная практика способ­ствовала развитию французского права, а современная правотворче-

Глава 21. Романо-германская (континентальная) правовая семья

екая практика открыла ей широкую дорогу в виде индивидуальных и общих норм. Из толкователя законов судебная практика превра­тилась в источник права, хотя и дополнительный, или, как говорят французские авторы, в «источник в рамках закона». Решения Касса­ционного суда, Государственного совета, Конституционного совета в определенной степени начинают играть роль, близкую английскому прецеденту.

21.4. Правовая система ФРГ

В ФРГ, как и во Франции, основой действующего права являются кодексы. Они тоже приняты давно (принятие Германского граждан­ского уложения, например, относится к 1896 г.), неоднократно изменя­лись, особенно после Второй мировой войны. Однако значительная часть изменений по сравнению с довоенным временем, в том числе с Веймарской республикой, внесена не через кодексы, а с помощью спе­циальных законов.

В ФРГ наблюдается постоянная тенденция к увеличению удельно­го веса среди источников права подзаконных актов, прежде всего пра­вительственных. Однако в отличие от Конституции Франции Основ­ной Закон ФРГ 1949 г. не признает за исполнительной властью права на самостоятельное правотворчество и запрещает практику издания декретов-законов. Правительственные и иные подзаконные акты мо­гут быть изданы только в рамках исполнения законов. ФРГ не знает консолидированных кодексов «нового типа», подобных тем, которые ныне широко распространены во Франции.

Как и во Франции, в ФРГ судебная практика приобретает характер источника права, когда решение какого-либо вопроса однозначно за­фиксировано при разрешении ряда аналогичных дел и такое решение подтверждено авторитетом высшей судебной инстанции.

Весомую роль в государственных структурах ФРГ играет конститу­ционный суд. Его решения — это источник права, стоящий наравне с законом, а его толкование изданных парламентом законов обязательно для всех органов, включая и суды.

Система источников права в ФРГ отражает федеральный характер устройства страны. В составе ФРГ девять земель, и в каждой из них свое законодательство. Федеральные законы имеют приоритет над законами земель.

21.6. Латиноамериканское право

21.5. Скандинавское право

Право скандинавских стран в целом близко континентальной моде­ли, хотя и имеет существенные специфические черты, обладает само­бытностью и автономностью.

В северных странах римское право сыграло менее заметную роль в развитии правовых систем, чем во Франции и Германии. Там нет и не было кодексов, подобных кодексу Наполеона или Германскому граж­данскому уложению. В каждой из скандинавских стран был издан только один кодекс: в Дании— в 1683 г., в Норвегии — в 1687 г., в Швеции и Финляндии — в 1734 г. Эти кодексы, принятые значительно раньше, чем наполеоновские, охватывают в целом все право. Судебная практика играет здесь более заметную роль, чем в государствах конти­нентальной Европы.

Скандинавские страны тесно сотрудничают в области законодатель­ства. Этот процесс, начавшийся в конце XIX столетия, привел к появле­нию значительного числа унифицированных актов, действующих во всех скандинавских государствах. В 1880 г. одновременно в Швеции, Дании и Норвегии вступил в силу единый закон об оборотных документах. В последующем серьезное внимание уделялось унификации торгового пра­ва (законы о торговых знаках, торговых реестрах, фирмах и закон о чеках) и морского права. В конце XIX в. возникли еще более смелые планы — унифицировать все частное право, чтобы в итоге прийти к единому скан­динавскому гражданскому кодексу. В результате предпочтение было от­дано унификации отдельных отраслей права собственности и обязатель­ственного права. Результатом этих усилий явился проект закона о прода­же движимого имущества, который в Швеции вступил в силу в 1905 г., в Дании — в 1906 г., в Норвегии — в 1907 г. и в Исландии — в 1922 г.

Другой важный итог правового сотрудничества скандинавских стран — принятие закона о договорах и других законных операциях в праве соб­ственности и обязательственном праве. В Швеции, Дании и Норвегии он вступил в силу в период с 1915 по 1918 г., а в Финляндии — в 1929 г. На основании этих, а также некоторых других законов в скандинавских госу­дарствах сложилось, по существу, единое договорное право.

21.6. Латиноамериканское право

Схожие природно-географические условия, общность исторической судьбы латиноамериканских государств, сходство их социально-экономи-

Глава 21. Романо-германская (континентальная) правовая семья

ческого строя породили в большинстве из них близкие политико-пра­вовые институты.

В основе латиноамериканское право — это кодифицированное право, причем кодексы построены по европейским образцам. Отсюда и другие черты сходства с континентальной правовой семьей": примерно аналогич­ная система права, общий характер нормы. Кодификация, последовавшая за завоеванием независимости, заложила базу для формирования нацио­нальных правовых систем. К восприятию европейской и прежде всего французской модели кодификации страны Латинской Америки были в определенной мере подготовлены характером колониального права, ис­панского и португальского, перенесенного на континент завоевателями и близкого по своим историческим корням французскому праву.

В настоящее время в латиноамериканских странах помимо старых кодексов действует масса иных законодательных и подзаконных ак­тов. Особенно значительна роль делегированного законодательства, что связано в первую очередь с президентской формой правления, а также с длительными периодами правления военных, когда нормальная зако­нодательная деятельность фактически сводилась к нулю.

Особенности латиноамериканского права обусловлены главным образом тем, что, завоевав независимость, страны Латинской Америки за модель частного Права приняли право континентальной Европы, а конституционный образ заимствовали у США. Конституции данных стран переняли главным образом американскую форму правления — президентскую республику и другие конституционные институты. Восприятие американского конституционного образца дает основание говорить о дуализме латиноамериканского права, о соединении в нем европейской и американской моделей. При этом в отличие от США судебная практика во многих странах Латинской Америки не рассмат­ривается как источник права.

Есть в латиноамериканском праве и свои особенности. В Мексике, Перу, Гватемале, например, сохраняются остатки общинного земельного владения. Лицо, по закону являющееся собственником земли, в действи­тельности выступает в качестве представителя общины, за счет и в интересах которой согласно обычаю оно должно использовать землю.

На протяжении XX в. Латинская Америка постепенно освобожда­лась от пассивного подражания зарубежным правовым моделям, ха­рактерного для законодательной политики в области как публичного, так и частного права XIX в. Тексты конституций и других законов стали конкретно и более гибко учитывать изменяющиеся социально-экономические условия своих стран, отражать специфику их государ­ственно-правового развития.

21.7. Иные системы континентального права

21.7. Иные системы континентального права

1. Правовая система Японии. В ней сочетаются и параллельно действуют как традиционные нормы, сложившиеся в прошлом, так и рецепированные в конце XIX в. романо-германские правовые модели.

В силу глубоко укоренившихся традиций японцы рассматривают право прежде всего как уголовное. Слово «право» нередко ассоцииру­ется у них с тюрьмой — символом жестокости, а категорическое су­дебное решение вызывает отрицательную реакцию.

Согласно традиции судебному разбирательству следует предпочесть примирение, полюбовное соглашение. Даже если споры все же рас­сматриваются судом, они в подавляющем большинстве завершаются примирением. Кредитор, требующий от своего должника все, что ему причитается по закону, выглядит в глазах японца бесчеловечным! Ува­жения заслуживает'кредитор, деликатно выясняющий положение должника и уважающий его. Если нарушен договор, то стороны, преж­де чем запустить в действие юридический механизм, сначала должны испробовать «дружественные пути».

Развитие Японии по капиталистическому пути в XIX в. потребова­ло и модернизации права. Она осуществлялась в основном за счет рецепции европейских правовых моделей. В 1880 г. были приняты уголовный и уголовно-процессуальный кодексы, во многом напоминав­шие французские. Что касается частного права, то в Японии в целом преобладало германское влияние. Гражданский кодекс вступил в силу в 1898 г., а торговый — через год.

После Второй мировой войны значительное влияние на японское право оказали американские образцы. Это проявилось, в частности, в Конституции 1946 г., а также в реформе уголовно-процессуального права 1948 г. Американское влияние сказалось и в сфере экономики: были приняты закон о компаниях, антитрестовское законодательство. В це­лом, однако, в Японии сохранилась прежняя кодификационная система, основу которой составляют шесть существенно измененных кодексов, дополненных значительным массивом законов и иных нормативных актов, образующих систему источников, во многом напоминающую за­падно-европейскую. Японская юриспруденция не считает прецедент источником права.

2. Социалистическая правовая система. Она была создана пер­воначально в России в результате революции 1917 г., а после Второй мировой войны — в ряде государств Восточной Европы, Азии и Ла-

Глава 21. Романо-германская (континентальная) правовая семья

тинской Америки, провозгласивших социалистический путь развития. В СССР новое право возникло практически без восприятия юридиче­ских принципов и норм как бывшей царской России и Временного правительства, так и западных стран. В большинстве же других госу­дарств ряд положений старого законодательства, в основном кодексы, были восприняты новой властью и с определенными модификациями долгое время являлись действующими источниками права.

По внешним признакам социалистическая правовая система имела определенное сходство с романо-германской системой. Она достаточ­но широко использовала известную юридическую терминологию, юри­дические конструкции, правила законодательной техники, в какой-то степени и деление права на отрасли. Как и другие системы континен­тального права, она основывалась на верховенстве закона, кодифика­ции основных сфер правового регулирования.

Социалистическая правовая система базировалась на таких прин­ципах регулирования, как слом старых правовых институтов, основыва­ющихся на защите и охране частной собственности, многопартийности, разделении властей. Ее нормы устанавливали господство социалисти­ческой и в первую очередь государственной собственности, законода­тельно признавали руководящую роль коммунистической партии во всех сферах жизни. Законы лицемерно провозглашали полновластие народа, свободу деятельности общественных объединений, широкие права и свободы граждан, однако на практике отсутствовали действен­ные механизмы, материальные и юридические гарантии их реального осуществления.

Ныне в большинстве государств, поставивших в свое время перед собой цель строительства социализма и коммунизма, правовые систе­мы находятся в стадии коренной реконструкции и принципиального обновления. Существенные демократические преобразования полити­ческой системы, повышение роли представительных органов, их влия­ния на жизнь общества, усиление заботы о правах и свободах личнос­ти, их материальной гарантированное™, а кроме того и внедрение новых рыночных отношений, обеспечение и охрана всех форм собственнос­ти — все эти прогрессивные меры находят закрепление в новых зако­нах, которые интенсивно разрабатываются и принимаются в Россий­ской Федерации, других странах СНГ, а также в ряде восточно-евро­пейских и азиатских государств. Складывается новое законодательство, в корне отличное от того, которое действовало ранее. Бурные темпы законодательной деятельности характерны для каждой из этих стран.

21.7. Иные системы континентального права

Процесс становления нового права займет довольно длительный исторический период, по окончании которого можно будет сделать выводы о чертах и особенностях новых правовых систем государств социально-демократической ориентации.

3. Правовая система Китая. Китай — одна из немногих стран, не отвергнувших в настоящий момент'Лозунга социалистического выбо­ра, что накладывает определенный отпечаток на его законодательство.

Традиционная китайская концепция не отрицает права, но полагает, что оно необходимо для тех, кто не заботится о морали, для преступни­ков, наконец, для иностранцев, которым чужда китайская цивилизация. Сами же китайцы спокойно обходятся без права. Обычно они не инте­ресуются содержанием законов, не обращаются в суд и регулируют свои отношения на основе соглашения и гармонии. Законы, по их мнению, ненормальное средство решения конфликтов. Они лишь предлагают образцы поведения и предостерегают потенциальных нарушителей. Как и в Японии, в Китае считается идеальным, чтобы законы вообще не при­менялись, а судебные решения не выносились. Традиционно стремление китайцев обходить суды и решать споры внесудебными методами.

Но постепенно идеи о значении закона, кодификации пробивали себе дорогу, особенно с начала XX в. После революции 1911 г. были организованы интенсивные кодификационные работы. Гражданский кодекс, включающий и гражданское, и торговое право, вступил в силу в 1929—1931 гг., гражданский процессуальный кодекс— в 1932 г., зе­мельный— в 1930 г. На процесс кодификации оказали значительное влияние европейские кодексы, что давало многим исследователям по­вод отнести китайское право с определенными оговорками к конти­нентальной правовой семье.

Современная правовая система КНР развивается в русле общей концепции построения в стране социализма с «китайской специфи­кой». Первый этап развития нового китайского права (1949—1957) — это его становление. Принятые временные конституционные акты определили правовые основы государства. Но, как отмечается в лите­ратуре, в этот период в Китае отсутствовала целостная правовая сис­тема1, что определялось низкой правовой культурой, общества, а также засильем военно-командных методов руководства. Второй этап (1957— 1976) — период «культурной революции». Он характеризуется углуб­лением правового нигилизма, игнорированием закона в регулировании жизни общества. Значительно снизилась роль, а затем и прекратилась

1 Современное прэво КНР. М., 1985. С. 24. 13 Теория гос. и права

Глава 21. Романо-германская (континентальная) правовая семья

деятельность представительных органов, произошел отказ от соблюде­ния законности. В период «культурной революции», по существу, были разрушены начавшие складываться правовые основы государства. Тре­тий этап (с конца 1970-х гг.) связан со значительным оживлением законодательной деятельности. Большим событием стало принятие в 1982 г. Конституции. После смерти Мао изданы Избирательный закон, Органический закон о судах, законы о совместных предприятиях, об иностранных инвестициях, о браке. Вступили в силу уголовный и уго-ловно-процессуальный кодексы.

В настоящее время в Китае активно проводится хозяйственная реформа: возрождается многоукладная экономика, повышается само­стоятельность предприятий, широко привлекается иностранный капи­тал. Очевидно, что проводимая реформа требует крупных законо­дательных работ. За последние годы приняты Общие положения гражданского права, граждански-процессуальный кодекс, закон о пред­приятиях, основанных на капитале иностранных фирм, закон о хозяй­ственном договоре, серия актов о совместных предприятиях и т.д. Об­новлено уголовное и уголовно-процессуальное законодательство.

Современное право КНР — сложное явление, органически включа­ющее в себя систему глубоко укоренившихся в сознании народа тра­диционных представлений о должном поведении, а также поддержива­емых силой государственного принуждения законодательных и иных обязательных для исполнения нормативно-правовых актов.

(?) Контрольные вопросы

1. Какова общая характеристика романо-германской (континентальной) правовой системы?

2. Как можно охарактеризовать правовую систему Франции?

3. Каковы особенности правовой системы ФРГ?

4. В чем заключаются особенности скандинавского права?

5. В чем состоят особенности латиноамериканского права?

6. Каковы основные черты правовой системы Китая?

Ш Литература

1. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современ­ности. М., 1997.

2. Синюков В.Н., Григорьев Ф.А. Правовая система: Вопросы правореали-зации. Саратов, 1995.

3. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира: Справочник. М., 1993.

4. Общая теория права: Учебник для юрид. вузов / Под ред. А.С. Пигол-кина. М., 1997.

Глава 22

АНГЛОСАКСОНСКАЯ ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ

22.1. Правовая система Днглии

Эта система развивалась автономно, и связь с европейским конти­нентом не оказала на нее существенного влияния. Английские юрис­ты любят подчеркивать историческую самобытность и преемственность своего права.

Система права Англии включается в англосаксонскую правовую семью, основным источником которой служит норма, сформулирован­ная судьями и выраженная в судебных прецедентах, т.е. в судебных решениях по конкретному делу. Затем последним придается общеобя­зательная сила. Кроме того, источником права является и статутное (законодательное) право парламентского происхождения.

В первую группу английского права входят, наряду с Англией, Се­верная Ирландия, Канада, Австралия, Новая Зеландия, бывшие колонии Британской империи (в настоящее время 36 стран являются членами Содружества). Сегодня почти треть населения мира живет в значи­тельной мере по принципам, сформулированным в английском праве.

Ко второй группе относятся США. Имея своим первоначальным источником английское общее право, в настоящее время право в этой стране является практически самостоятельным.

Историческими корнями английское право уходит в далекое про­шлое. После норманского завоевания Англии (1066) основная нагруз­ка в осуществлении правосудия была возложена на королевские суды, находившиеся в Лондоне. В процессе их деятельности постепенно сло­жилась сумма решений (прецедентов), которыми и руководствовались в последующем все суды (общее право). Выработалось правило преце-

Глава 22. Англосаксонская правовая семья

дента: однажды сформулированное судебное решение в последу­ющем становилось обязательным для всех судей.

Впоследствии в связи с большими социальными изменениями в фе­одальной Англии (развитие товарно-денежных отношений, рост городов, упадок натурального хозяйства) возникла необходимость выйти за жесткие рамки закрытой системы уже сложившихся прецедентов. Эту роль взял на себя королевский канцлер, решая в порядке определенной процедуры споры, в связи с которыми их участники обращались к коро­лю. Таким образом, параллельно с общим правом сложилось так называ­емое право справедливости. Оно, как и общее право, является состав­ной частью прецедентного права, но прецеденты здесь созданы другим путем и охватывают иные отношения, чем общее право.

Несмотря на многие сходные черты общего права и права справед­ливости, прецеденты их судов фиксировались раздельно, что привело к дуализму английской правовой системы, который существовал вплоть до судебной реформы 1873—1875 гг. Эта реформа слила общее право и право справедливости в единую систему прецедентного права. Все английские суды получили право применять и нормы общего права, и нормы права справедливости.

Сегодня английское право традиционно продолжает оставаться в основном судебным, разрабатываемым судьями в процессе рассмотре­ния конкретных дел. Такой подход делает нормы общего права более гибкими и менее абстрактными, чем нормы права романо-германских систем, но одновременно придает праву большую казуистичность и меньшую определенность.

В английском праве отсутствует деление на публичное и частное. В нем в значительно меньшей степени восприняты категории и поня­тия римского права. Нет в Англии и кодексов европейского типа.

Отрасли английского права выражены не столь четко, как в конти­нентальных правовых системах, и проблемам их классификации и на практике, и в научных доктринах уделяется несравненно меньше вни­мания. Дело в том, что суды в Англии имеют общую юрисдикцию и рассматривают разные категории дел: и гражданские, и торговые, и уголовные, и др.

При рассмотрении дела английский судья должен выяснить, не было ли аналогичное дело рассмотрено ранее, и в случае положительного ответа руководствоваться уже имеющимся решением. Степень обяза­тельности прецедента зависит от места в судебной иерархии суда, рас­сматривающего дело, и суда, чье решение может стать при этом преце-

22.1. Правовая система Англии

дентом. Так, решения высшей судебной инстанции — палаты лордов — обязательны для всех судов. Апелляционный суд, состоящий из граж­данского и уголовного отделений, обязан соблюдать прецеденты пала­ты лордов и свои собственные, а его решения обязательны для всех нижестоящих судов. Высокий суд (все его отделения, включая и апел­ляционные) связан прецедентами обеих вышестоящих инстанций. Его решения обязательны для всех нижестоящих судов, а также влияют на рассмотрение дел в отделениях Высокого суда, не будучи, однако, стро­го обязательными для них. Окружные и магистратские суды обязаны следовать прецедентам всех вышестоящих инстанций, а их собствен­ные решения прецедентами не являются. Не считаются прецедентами и решения Суда короны, созданного в 1971 г. для рассмотрения особо тяжких уголовных преступлений. Таким образом, в английском праве существует огромное количество прецедентов, разобраться в которых бывает довольно сложно.

Судебная инстанция не может отказаться от созданного ранее пре­цедента, который подлежит изменению лишь вышестоящей инстанцией или парламентским актом. Однако поскольку полное совпадение обсто­ятельств разных дел случается не так часто, то судья по своему усмот­рению может признать, сходны ли они, от чего зависит применение той или другой прецедентной нормы. Судья вправе констатировать совпаде­ние обстоятельств и тогда, когда они, на первый взгляд, различаются. Наконец, он вообще может не найти никакого сходства обстоятельств и,-если вопрос не регламентирован статутным правом, сам создает право­вую норму, становится как бы законодателем. Таким образом, пределы усмотрения судьи в английском праве весьма значительны и во многом предопределяют результаты рассмотрения дел.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.