МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Объем дисциплины и виды учебной работы





 

 

Вид учебной работы Объем часов/ зачетных единиц по формам обучения
  очная  
Максимальная учебная нагрузка (всего) 108/3 108/3
Контактная работа обучающихся с преподавателем (всего) 44 10
в том числе:
лекции с применением мультимедийных технологий и раздаточным материалом для студентов 16 4
семинарские занятия с использованием элементов дискуссий 8 2
практические занятия с использованием технологий case-study (анализ конкретных, практических ситуаций) 20 4
практические занятия по использованию современных информационных технологий и справочно-правовых систем 8
контрольные работы 2
Самостоятельная работа студента (всего) 54 94
в том числе:
внеаудиторная самостоятельная работа при подготовке к семинарским и практическим занятиям 30
подготовка учебного проекта 10
подготовка к контрольной работе 2
Выполнение заданий для самостоятельной работы в модульной объектно-ориентированной динамической учебной среде Moodle 4
Подготовка к зачету 8
Промежуточная аттестация в форме: зачета

 

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов

Тематический план и содержание учебного модуля (очная форма обучения)

 

Наименование темы (раздела) Содержание Количество академических или астрономических часов по видам учебных занятий
Занятия лекционного типа Занятия семинарского типа и ЛПЗ Консультации Самостоятельная работа обучающихся
Тема 1. Педагогика как наука: объект, предмет, методы исследования, основные категории   1. Педагогика как область социально-гуманитарного, антропологического знания. Место педагогики в системе наук о человеке, ее связь с философией, социологией, медициной, кибернетикой, информатикой.  
2. Объект, предмет педагогики. Основные ее категории: образование, воспитание, обучение, самовоспитание, социализация, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая система, образовательный процесс. Система педагогических наук. Социальная педагогика. Коррекционная педагогика. Отрасли педагогики. Функции педагогической науки: теоретическая, практическая и прогностическая.
3. Соотношение педагогической науки и педагогической практики. Инновационные процессы в педагогике. Методология педагогики. Методологическая культура педагога. Источники педагогического знания. Методы и логика научно-педагогических исследований.
4. Традиции и преемственность в развитии идей гуманной педагогики. Проблемы интеграции отечественной педагогики в мировой педагогический процесс.
Тема 2. Образование как ценность, процесс и результат. Сущность процесса обучения 1. Дидактика как наука. Образование в ценностном, процессуальном и результативном аспектах. Основные характеристики процесса обучения и его целей. Функции, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса.  
2. Процесс обучения как единство преподавания и учения. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. Закономерности и принципы обучения.
3. Личность школьника и учение. Индивидуальный образовательный маршрут ученика. Мотивы учения. Общение в процессе обучения. Процесс обучения и самообразование. Виды обучения: репродуктивное, объяснительно-иллюстративное, проблемное, развивающее. Компьютеризация обучения.
Тема 3. Содержание образования 1. Культура и образование. Общее понятие о содержании образования.  
2. Современные концепции содержания образования в отечественной и мировой педагогике. Гуманизация и гуманитаризация содержания образования в современной школе.
3. Стандарт как общественный договор. Федеральный государственный образовательный стандарт. Основная образовательная программа.
4. Структура учебного плана школы. Учебные программы. Учебники, их вариативность.
Тема 4. Методы, средства, формы обучения, их развивающий потенциал   1. Понятие методов, приемов, правил обучения, принципы их классификации. Типология методов обучения. Характеристика различных типов методов обучения: по источнику получения знаний учащимися, по степени самостоятельности школьников в процессе обучения и др.  
2. Влияние методов обучения на формирование мотивов учения школьников. Пути активизации учения школьников различных возрастов. Специфика применения методов обучения в зависимости от характера учебного познания, уровня развития познавательных процессов учащихся. Методы обучения, активизирующие познавательную и самообразовательную деятельность учащихся: учебный диалог, дискуссии, деловые игры, тренинги и др. Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся, руководство проектно-исследовательской деятельностью обучающихся. Типовые и индивидуальные особенности различных категорий учащихся. Методы дифференцированного и развивающего обучения. Педагогические и организационно-методические основания выбора учителем методов обучения. Система и функции средств обучения в современной школе.
3. Понятие форм организации обучения, их многообразие и динамика. Классно-урочная форма организации обучения, ее эффективность и проблемы.
4. Современный урок. Типы, структура урока, их разновидности. Пути совершенствования урока в современной школе. Индивидуальная, групповая, фронтальная формы организации обучения, их оптимальное сочетание. Уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-экскурсии, уроки-дискуссии и др.
Тема 5. Контроль и оценка в образовательном процессе 1. Педагогический контроль и учет результатов учебной деятельности школьников. Индивидуализация оценки результатов учебной работы учащихся. Текущий, тематический, периодический и итоговый учет, проверка и оценка знаний.    
2. Проблемы оценивания новых образовательных результатов. Понятие о современных средствах оценивания достижений учащихся. ЕГЭ: смысл, содержание, проблемы. Мониторинг качества обучения.
3. Создание ситуации успеха в обучении. Стимулирование учебно-познавательной деятельности способных учащихся.
Тема 6. Воспитание как социокультурный и педагогический процесс. Педагогическое сопровождение процессов социализации и самоопределения обучающихся 1. Социальная сущность воспитания. Социализация и воспитание. Системный характер воспитания. Воспитание в целостном педагогическом процессе. Базовые теории воспитания.  
2. Двусторонний характер процесса воспитания. Школьник как объект и субъект воспитания. Сферы воспитания, их личностная, психолого-педагогическая интеграция. Возможности и пределы воспитания как педагогического процесса.
3. Критерии воспитанности личности ученика. Воспитание. Перевоспитание. Самовоспитание.
Тема 7. Содержание воспитательного процесса 1. Социально-экономические и политические условия жизни и их влияние на содержание воспитательной работы в школе.  
2. Общечеловеческое и индивидуальное, национальное и интернациональное в воспитании. Этнопедагогика. Базовая культура личности. Нравственное воспитание как фундамент всей системы воспитательной работы. Воспитание и духовно-нравственное развитие обучающихся в учебной и внеучебной деятельности. Гражданское воспитание. Экологическое воспитание. Эстетическое воспитание. Физическое воспитание. Половое воспитание. Формирование здорового образа жизни. Трудовое воспитание и стимулирование профессионального самоопределения учащихся. Формирование целостной картины мира в учебно-воспитательном процессе школы. Научное и художественное познание, их влияние на мировосприятие школьника. Мировоззрение личности как единство рационального и эмоционального. Формирование личностного смысла научных и этических знаний.
3. Педагогика межнационального общения. Цель, задачи и принципы воспитания культуры межнационального общения. Воспитание патриотизма и интернационализма, веротерпимости, толерантности. Становление опыта межнационального общения.
4. Влияние возрастных и индивидуальных особенностей на характер отбора содержания воспитания в школе. Диалектика связей и возможные противоречия между компонентами содержания воспитательного процесса.
Тема 8. Методы, средства, формы воспитания 1. Методы воспитания как способы взаимодействия воспитателя и воспитанника, личности и группы. Многообразие методов воспитания, принципы их классификации.  
2. Методы формирования сознания учащихся: беседа, диспут, конференции, решение нравственно-этических задач, обсуждение книг, спектаклей, кинофильмов и др. Методы формирования опыта положительного поведения и деятельности: педагогическое требование. Игра, пример, организация разнообразной деятельности и общения, упражнения, поручения и др. Методы стимулирования и коррекции поведения и деятельности: соревнования, поощрение, наказание.
3. Педагогическое общение. Личность учителя, его индивидуально-педагогическое влияние на отдельных учащихся и группы школьников.
4. Формы воспитания. Коллективная, групповая, индивидуальная формы воспитания. Средства воспитания. Педагогические условия выбора и эффективного использования педагогом методов воспитания.
Тема 9. Взаимодействие педагога с коллективом учащихся, родителями, общественными организациями 1. Детский коллектив как объект и субъект воспитания, его структура и функции. Разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся. Взаимодействие педагога и различных коллективов и групп учащихся в учебно-воспитательном процессе школы. Способы организации сотрудничества воспитанников в коллективе. Самоуправление в детском коллективе. Самодеятельные детские организации и «неформальные» объединения.  
2. Функции семьи и ее воспитательные возможности. Родители как воспитатели. Народная педагогика. Социально-экономические, демографические и психологические проблемы современной семьи и семейного воспитания. Социальная педагогика.
3. Учитель, родители, дети: отношения, взаимодействие, взаимопонимание. Функции и основные направления деятельности классного руководителя.
4. Содержание, формы и методы взаимодействия школы, семьи, общественных организаций в целостном педагогическом процессе: положительный опыт, проблемы, противоречия, тенденции и перспективы. Государственные учреждения и общественные организации, координирующие взаимодействие школы и семьи.
Контроль самостоятельной работы
Всего: 108 часов        

 



Тематический план и содержание учебного модуля (заочная форма обучения)

 

 

Наименование темы (раздела) Содержание Количество академических или астрономических часов по видам учебных занятий
Занятия лекционного типа Занятия семинарского типа и ЛПЗ Консультации Самостоятельная работа обучающихся
Тема 1. Педагогика как наука: объект, предмет, методы исследования, основные категории   1. Педагогика как область социально-гуманитарного, антропологического знания. Место педагогики в системе наук о человеке, ее связь с философией, социологией, медициной, кибернетикой, информатикой.      
2. Объект, предмет педагогики. Основные ее категории: образование, воспитание, обучение, самовоспитание, социализация, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая система, образовательный процесс. Система педагогических наук. Социальная педагогика. Коррекционная педагогика. Отрасли педагогики. Функции педагогической науки: теоретическая, практическая и прогностическая.
3. Соотношение педагогической науки и педагогической практики. Инновационные процессы в педагогике. Методология педагогики. Методологическая культура педагога. Источники педагогического знания. Методы и логика научно-педагогических исследований.
4. Традиции и преемственность в развитии идей гуманной педагогики. Проблемы интеграции отечественной педагогики в мировой педагогический процесс.
Тема 2. Образование как ценность, процесс и результат. Сущность процесса обучения 1. Дидактика как наука. Образование в ценностном, процессуальном и результативном аспектах. Основные характеристики процесса обучения и его целей. Функции, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса.    
2. Процесс обучения как единство преподавания и учения. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. Закономерности и принципы обучения.
3. Личность школьника и учение. Индивидуальный образовательный маршрут ученика. Мотивы учения. Общение в процессе обучения. Процесс обучения и самообразование. Виды обучения: репродуктивное, объяснительно-иллюстративное, проблемное, развивающее. Компьютеризация обучения.
Тема 3. Содержание образования 1. Культура и образование. Общее понятие о содержании образования.    
2. Современные концепции содержания образования в отечественной и мировой педагогике. Гуманизация и гуманитаризация содержания образования в современной школе.
3. Стандарт как общественный договор. Федеральный государственный образовательный стандарт. Основная образовательная программа.
4. Структура учебного плана школы. Учебные программы. Учебники, их вариативность.
Тема 4. Методы, средства, формы обучения, их развивающий потенциал   1. Понятие методов, приемов, правил обучения, принципы их классификации. Типология методов обучения. Характеристика различных типов методов обучения: по источнику получения знаний учащимися, по степени самостоятельности школьников в процессе обучения и др.    
2. Влияние методов обучения на формирование мотивов учения школьников. Пути активизации учения школьников различных возрастов. Специфика применения методов обучения в зависимости от характера учебного познания, уровня развития познавательных процессов учащихся. Методы обучения, активизирующие познавательную и самообразовательную деятельность учащихся: учебный диалог, дискуссии, деловые игры, тренинги и др. Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся, руководство проектно-исследовательской деятельностью обучающихся. Типовые и индивидуальные особенности различных категорий учащихся. Методы дифференцированного и развивающего обучения. Педагогические и организационно-методические основания выбора учителем методов обучения. Система и функции средств обучения в современной школе.
3. Понятие форм организации обучения, их многообразие и динамика. Классно-урочная форма организации обучения, ее эффективность и проблемы.
4. Современный урок. Типы, структура урока, их разновидности. Пути совершенствования урока в современной школе. Индивидуальная, групповая, фронтальная формы организации обучения, их оптимальное сочетание. Уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-экскурсии, уроки-дискуссии и др.
Тема 5. Контроль и оценка в образовательном процессе 1. Педагогический контроль и учет результатов учебной деятельности школьников. Индивидуализация оценки результатов учебной работы учащихся. Текущий, тематический, периодический и итоговый учет, проверка и оценка знаний.      
2. Проблемы оценивания новых образовательных результатов. Понятие о современных средствах оценивания достижений учащихся. ЕГЭ: смысл, содержание, проблемы. Мониторинг качества обучения.
3. Создание ситуации успеха в обучении. Стимулирование учебно-познавательной деятельности способных учащихся.
Тема 6. Воспитание как социокультурный и педагогический процесс. Педагогическое сопровождение процессов социализации и самоопределения обучающихся 1. Социальная сущность воспитания. Социализация и воспитание. Системный характер воспитания. Воспитание в целостном педагогическом процессе. Базовые теории воспитания.    
2. Двусторонний характер процесса воспитания. Школьник как объект и субъект воспитания. Сферы воспитания, их личностная, психолого-педагогическая интеграция. Возможности и пределы воспитания как педагогического процесса.
3. Критерии воспитанности личности ученика. Воспитание. Перевоспитание. Самовоспитание.
Тема 7. Содержание воспитательного процесса 1. Социально-экономические и политические условия жизни и их влияние на содержание воспитательной работы в школе.      
2. Общечеловеческое и индивидуальное, национальное и интернациональное в воспитании. Этнопедагогика. Базовая культура личности. Нравственное воспитание как фундамент всей системы воспитательной работы. Воспитание и духовно-нравственное развитие обучающихся в учебной и внеучебной деятельности. Гражданское воспитание. Экологическое воспитание. Эстетическое воспитание. Физическое воспитание. Половое воспитание. Формирование здорового образа жизни. Трудовое воспитание и стимулирование профессионального самоопределения учащихся. Формирование целостной картины мира в учебно-воспитательном процессе школы. Научное и художественное познание, их влияние на мировосприятие школьника. Мировоззрение личности как единство рационального и эмоционального. Формирование личностного смысла научных и этических знаний.
3. Педагогика межнационального общения. Цель, задачи и принципы воспитания культуры межнационального общения. Воспитание патриотизма и интернационализма, веротерпимости, толерантности. Становление опыта межнационального общения.
4. Влияние возрастных и индивидуальных особенностей на характер отбора содержания воспитания в школе. Диалектика связей и возможные противоречия между компонентами содержания воспитательного процесса.
Тема 8. Методы, средства, формы воспитания 1. Методы воспитания как способы взаимодействия воспитателя и воспитанника, личности и группы. Многообразие методов воспитания, принципы их классификации.    
2. Методы формирования сознания учащихся: беседа, диспут, конференции, решение нравственно-этических задач, обсуждение книг, спектаклей, кинофильмов и др. Методы формирования опыта положительного поведения и деятельности: педагогическое требование. Игра, пример, организация разнообразной деятельности и общения, упражнения, поручения и др. Методы стимулирования и коррекции поведения и деятельности: соревнования, поощрение, наказание.
3. Педагогическое общение. Личность учителя, его индивидуально-педагогическое влияние на отдельных учащихся и группы школьников.
4. Формы воспитания. Коллективная, групповая, индивидуальная формы воспитания. Средства воспитания. Педагогические условия выбора и эффективного использования педагогом методов воспитания.
Тема 9. Взаимодействие педагога с коллективом учащихся, родителями, общественными организациями 1. Детский коллектив как объект и субъект воспитания, его структура и функции. Разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся. Взаимодействие педагога и различных коллективов и групп учащихся в учебно-воспитательном процессе школы. Способы организации сотрудничества воспитанников в коллективе. Самоуправление в детском коллективе. Самодеятельные детские организации и «неформальные» объединения.    
2. Функции семьи и ее воспитательные возможности. Родители как воспитатели. Народная педагогика. Социально-экономические, демографические и психологические проблемы современной семьи и семейного воспитания. Социальная педагогика.
3. Учитель, родители, дети: отношения, взаимодействие, взаимопонимание. Функции и основные направления деятельности классного руководителя.
4. Содержание, формы и методы взаимодействия школы, семьи, общественных организаций в целостном педагогическом процессе: положительный опыт, проблемы, противоречия, тенденции и перспективы. Государственные учреждения и общественные организации, координирующие взаимодействие школы и семьи.
Контроль самостоятельной работы
Всего: 108 часов        

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.