ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Объем дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы | Объем часов/ зачетных единиц по формам обучения | | очная | | Максимальная учебная нагрузка (всего) | 108/3 | 108/3 | Контактная работа обучающихся с преподавателем (всего) | 44 | 10 | в том числе: | | | лекции с применением мультимедийных технологий и раздаточным материалом для студентов | 16 | 4 | семинарские занятия с использованием элементов дискуссий | 8 | 2 | практические занятия с использованием технологий case-study (анализ конкретных, практических ситуаций) | 20 | 4 | практические занятия по использованию современных информационных технологий и справочно-правовых систем | 8 | | контрольные работы | 2 | | Самостоятельная работа студента (всего) | 54 | 94 | в том числе: | | | внеаудиторная самостоятельная работа при подготовке к семинарским и практическим занятиям | 30 | | подготовка учебного проекта | 10 | | подготовка к контрольной работе | 2 | | Выполнение заданий для самостоятельной работы в модульной объектно-ориентированной динамической учебной среде Moodle | 4 | | Подготовка к зачету | 8 | | Промежуточная аттестация в форме: зачета | | | Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов Тематический план и содержание учебного модуля (очная форма обучения) Наименование темы (раздела) | Содержание | Количество академических или астрономических часов по видам учебных занятий | Занятия лекционного типа | Занятия семинарского типа и ЛПЗ | Консультации | Самостоятельная работа обучающихся | Тема 1. Педагогика как наука: объект, предмет, методы исследования, основные категории | 1. Педагогика как область социально-гуманитарного, антропологического знания. Место педагогики в системе наук о человеке, ее связь с философией, социологией, медициной, кибернетикой, информатикой. | | | | | 2. Объект, предмет педагогики. Основные ее категории: образование, воспитание, обучение, самовоспитание, социализация, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая система, образовательный процесс. Система педагогических наук. Социальная педагогика. Коррекционная педагогика. Отрасли педагогики. Функции педагогической науки: теоретическая, практическая и прогностическая. | 3. Соотношение педагогической науки и педагогической практики. Инновационные процессы в педагогике. Методология педагогики. Методологическая культура педагога. Источники педагогического знания. Методы и логика научно-педагогических исследований. | 4. Традиции и преемственность в развитии идей гуманной педагогики. Проблемы интеграции отечественной педагогики в мировой педагогический процесс. | Тема 2. Образование как ценность, процесс и результат. Сущность процесса обучения | 1. Дидактика как наука. Образование в ценностном, процессуальном и результативном аспектах. Основные характеристики процесса обучения и его целей. Функции, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса. | | | | | 2. Процесс обучения как единство преподавания и учения. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. Закономерности и принципы обучения. | 3. Личность школьника и учение. Индивидуальный образовательный маршрут ученика. Мотивы учения. Общение в процессе обучения. Процесс обучения и самообразование. Виды обучения: репродуктивное, объяснительно-иллюстративное, проблемное, развивающее. Компьютеризация обучения. | Тема 3. Содержание образования | 1. Культура и образование. Общее понятие о содержании образования. | | | | | 2. Современные концепции содержания образования в отечественной и мировой педагогике. Гуманизация и гуманитаризация содержания образования в современной школе. | 3. Стандарт как общественный договор. Федеральный государственный образовательный стандарт. Основная образовательная программа. | 4. Структура учебного плана школы. Учебные программы. Учебники, их вариативность. | Тема 4. Методы, средства, формы обучения, их развивающий потенциал | 1. Понятие методов, приемов, правил обучения, принципы их классификации. Типология методов обучения. Характеристика различных типов методов обучения: по источнику получения знаний учащимися, по степени самостоятельности школьников в процессе обучения и др. | | | | | 2. Влияние методов обучения на формирование мотивов учения школьников. Пути активизации учения школьников различных возрастов. Специфика применения методов обучения в зависимости от характера учебного познания, уровня развития познавательных процессов учащихся. Методы обучения, активизирующие познавательную и самообразовательную деятельность учащихся: учебный диалог, дискуссии, деловые игры, тренинги и др. Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся, руководство проектно-исследовательской деятельностью обучающихся. Типовые и индивидуальные особенности различных категорий учащихся. Методы дифференцированного и развивающего обучения. Педагогические и организационно-методические основания выбора учителем методов обучения. Система и функции средств обучения в современной школе. | 3. Понятие форм организации обучения, их многообразие и динамика. Классно-урочная форма организации обучения, ее эффективность и проблемы. | 4. Современный урок. Типы, структура урока, их разновидности. Пути совершенствования урока в современной школе. Индивидуальная, групповая, фронтальная формы организации обучения, их оптимальное сочетание. Уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-экскурсии, уроки-дискуссии и др. | Тема 5. Контроль и оценка в образовательном процессе | 1. Педагогический контроль и учет результатов учебной деятельности школьников. Индивидуализация оценки результатов учебной работы учащихся. Текущий, тематический, периодический и итоговый учет, проверка и оценка знаний. | | | | | 2. Проблемы оценивания новых образовательных результатов. Понятие о современных средствах оценивания достижений учащихся. ЕГЭ: смысл, содержание, проблемы. Мониторинг качества обучения. | 3. Создание ситуации успеха в обучении. Стимулирование учебно-познавательной деятельности способных учащихся. | Тема 6. Воспитание как социокультурный и педагогический процесс. Педагогическое сопровождение процессов социализации и самоопределения обучающихся | 1. Социальная сущность воспитания. Социализация и воспитание. Системный характер воспитания. Воспитание в целостном педагогическом процессе. Базовые теории воспитания. | | | | | 2. Двусторонний характер процесса воспитания. Школьник как объект и субъект воспитания. Сферы воспитания, их личностная, психолого-педагогическая интеграция. Возможности и пределы воспитания как педагогического процесса. | 3. Критерии воспитанности личности ученика. Воспитание. Перевоспитание. Самовоспитание. | Тема 7. Содержание воспитательного процесса | 1. Социально-экономические и политические условия жизни и их влияние на содержание воспитательной работы в школе. | | | | | 2. Общечеловеческое и индивидуальное, национальное и интернациональное в воспитании. Этнопедагогика. Базовая культура личности. Нравственное воспитание как фундамент всей системы воспитательной работы. Воспитание и духовно-нравственное развитие обучающихся в учебной и внеучебной деятельности. Гражданское воспитание. Экологическое воспитание. Эстетическое воспитание. Физическое воспитание. Половое воспитание. Формирование здорового образа жизни. Трудовое воспитание и стимулирование профессионального самоопределения учащихся. Формирование целостной картины мира в учебно-воспитательном процессе школы. Научное и художественное познание, их влияние на мировосприятие школьника. Мировоззрение личности как единство рационального и эмоционального. Формирование личностного смысла научных и этических знаний. | 3. Педагогика межнационального общения. Цель, задачи и принципы воспитания культуры межнационального общения. Воспитание патриотизма и интернационализма, веротерпимости, толерантности. Становление опыта межнационального общения. | 4. Влияние возрастных и индивидуальных особенностей на характер отбора содержания воспитания в школе. Диалектика связей и возможные противоречия между компонентами содержания воспитательного процесса. | Тема 8. Методы, средства, формы воспитания | 1. Методы воспитания как способы взаимодействия воспитателя и воспитанника, личности и группы. Многообразие методов воспитания, принципы их классификации. | | | | | 2. Методы формирования сознания учащихся: беседа, диспут, конференции, решение нравственно-этических задач, обсуждение книг, спектаклей, кинофильмов и др. Методы формирования опыта положительного поведения и деятельности: педагогическое требование. Игра, пример, организация разнообразной деятельности и общения, упражнения, поручения и др. Методы стимулирования и коррекции поведения и деятельности: соревнования, поощрение, наказание. | 3. Педагогическое общение. Личность учителя, его индивидуально-педагогическое влияние на отдельных учащихся и группы школьников. | 4. Формы воспитания. Коллективная, групповая, индивидуальная формы воспитания. Средства воспитания. Педагогические условия выбора и эффективного использования педагогом методов воспитания. | Тема 9. Взаимодействие педагога с коллективом учащихся, родителями, общественными организациями | 1. Детский коллектив как объект и субъект воспитания, его структура и функции. Разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся. Взаимодействие педагога и различных коллективов и групп учащихся в учебно-воспитательном процессе школы. Способы организации сотрудничества воспитанников в коллективе. Самоуправление в детском коллективе. Самодеятельные детские организации и «неформальные» объединения. | | | | | 2. Функции семьи и ее воспитательные возможности. Родители как воспитатели. Народная педагогика. Социально-экономические, демографические и психологические проблемы современной семьи и семейного воспитания. Социальная педагогика. | 3. Учитель, родители, дети: отношения, взаимодействие, взаимопонимание. Функции и основные направления деятельности классного руководителя. | 4. Содержание, формы и методы взаимодействия школы, семьи, общественных организаций в целостном педагогическом процессе: положительный опыт, проблемы, противоречия, тенденции и перспективы. Государственные учреждения и общественные организации, координирующие взаимодействие школы и семьи. | Контроль самостоятельной работы | | Всего: 108 часов | | | | | Тематический план и содержание учебного модуля (заочная форма обучения) Наименование темы (раздела) | Содержание | Количество академических или астрономических часов по видам учебных занятий | Занятия лекционного типа | Занятия семинарского типа и ЛПЗ | Консультации | Самостоятельная работа обучающихся | Тема 1. Педагогика как наука: объект, предмет, методы исследования, основные категории | 1. Педагогика как область социально-гуманитарного, антропологического знания. Место педагогики в системе наук о человеке, ее связь с философией, социологией, медициной, кибернетикой, информатикой. | | | | | 2. Объект, предмет педагогики. Основные ее категории: образование, воспитание, обучение, самовоспитание, социализация, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая система, образовательный процесс. Система педагогических наук. Социальная педагогика. Коррекционная педагогика. Отрасли педагогики. Функции педагогической науки: теоретическая, практическая и прогностическая. | 3. Соотношение педагогической науки и педагогической практики. Инновационные процессы в педагогике. Методология педагогики. Методологическая культура педагога. Источники педагогического знания. Методы и логика научно-педагогических исследований. | 4. Традиции и преемственность в развитии идей гуманной педагогики. Проблемы интеграции отечественной педагогики в мировой педагогический процесс. | Тема 2. Образование как ценность, процесс и результат. Сущность процесса обучения | 1. Дидактика как наука. Образование в ценностном, процессуальном и результативном аспектах. Основные характеристики процесса обучения и его целей. Функции, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса. | | | | | 2. Процесс обучения как единство преподавания и учения. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. Закономерности и принципы обучения. | 3. Личность школьника и учение. Индивидуальный образовательный маршрут ученика. Мотивы учения. Общение в процессе обучения. Процесс обучения и самообразование. Виды обучения: репродуктивное, объяснительно-иллюстративное, проблемное, развивающее. Компьютеризация обучения. | Тема 3. Содержание образования | 1. Культура и образование. Общее понятие о содержании образования. | | | | | 2. Современные концепции содержания образования в отечественной и мировой педагогике. Гуманизация и гуманитаризация содержания образования в современной школе. | 3. Стандарт как общественный договор. Федеральный государственный образовательный стандарт. Основная образовательная программа. | 4. Структура учебного плана школы. Учебные программы. Учебники, их вариативность. | Тема 4. Методы, средства, формы обучения, их развивающий потенциал | 1. Понятие методов, приемов, правил обучения, принципы их классификации. Типология методов обучения. Характеристика различных типов методов обучения: по источнику получения знаний учащимися, по степени самостоятельности школьников в процессе обучения и др. | | | | | 2. Влияние методов обучения на формирование мотивов учения школьников. Пути активизации учения школьников различных возрастов. Специфика применения методов обучения в зависимости от характера учебного познания, уровня развития познавательных процессов учащихся. Методы обучения, активизирующие познавательную и самообразовательную деятельность учащихся: учебный диалог, дискуссии, деловые игры, тренинги и др. Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся, руководство проектно-исследовательской деятельностью обучающихся. Типовые и индивидуальные особенности различных категорий учащихся. Методы дифференцированного и развивающего обучения. Педагогические и организационно-методические основания выбора учителем методов обучения. Система и функции средств обучения в современной школе. | 3. Понятие форм организации обучения, их многообразие и динамика. Классно-урочная форма организации обучения, ее эффективность и проблемы. | 4. Современный урок. Типы, структура урока, их разновидности. Пути совершенствования урока в современной школе. Индивидуальная, групповая, фронтальная формы организации обучения, их оптимальное сочетание. Уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-экскурсии, уроки-дискуссии и др. | Тема 5. Контроль и оценка в образовательном процессе | 1. Педагогический контроль и учет результатов учебной деятельности школьников. Индивидуализация оценки результатов учебной работы учащихся. Текущий, тематический, периодический и итоговый учет, проверка и оценка знаний. | | | | | 2. Проблемы оценивания новых образовательных результатов. Понятие о современных средствах оценивания достижений учащихся. ЕГЭ: смысл, содержание, проблемы. Мониторинг качества обучения. | 3. Создание ситуации успеха в обучении. Стимулирование учебно-познавательной деятельности способных учащихся. | Тема 6. Воспитание как социокультурный и педагогический процесс. Педагогическое сопровождение процессов социализации и самоопределения обучающихся | 1. Социальная сущность воспитания. Социализация и воспитание. Системный характер воспитания. Воспитание в целостном педагогическом процессе. Базовые теории воспитания. | | | | | 2. Двусторонний характер процесса воспитания. Школьник как объект и субъект воспитания. Сферы воспитания, их личностная, психолого-педагогическая интеграция. Возможности и пределы воспитания как педагогического процесса. | 3. Критерии воспитанности личности ученика. Воспитание. Перевоспитание. Самовоспитание. | Тема 7. Содержание воспитательного процесса | 1. Социально-экономические и политические условия жизни и их влияние на содержание воспитательной работы в школе. | | | | | 2. Общечеловеческое и индивидуальное, национальное и интернациональное в воспитании. Этнопедагогика. Базовая культура личности. Нравственное воспитание как фундамент всей системы воспитательной работы. Воспитание и духовно-нравственное развитие обучающихся в учебной и внеучебной деятельности. Гражданское воспитание. Экологическое воспитание. Эстетическое воспитание. Физическое воспитание. Половое воспитание. Формирование здорового образа жизни. Трудовое воспитание и стимулирование профессионального самоопределения учащихся. Формирование целостной картины мира в учебно-воспитательном процессе школы. Научное и художественное познание, их влияние на мировосприятие школьника. Мировоззрение личности как единство рационального и эмоционального. Формирование личностного смысла научных и этических знаний. | 3. Педагогика межнационального общения. Цель, задачи и принципы воспитания культуры межнационального общения. Воспитание патриотизма и интернационализма, веротерпимости, толерантности. Становление опыта межнационального общения. | 4. Влияние возрастных и индивидуальных особенностей на характер отбора содержания воспитания в школе. Диалектика связей и возможные противоречия между компонентами содержания воспитательного процесса. | Тема 8. Методы, средства, формы воспитания | 1. Методы воспитания как способы взаимодействия воспитателя и воспитанника, личности и группы. Многообразие методов воспитания, принципы их классификации. | | | | | 2. Методы формирования сознания учащихся: беседа, диспут, конференции, решение нравственно-этических задач, обсуждение книг, спектаклей, кинофильмов и др. Методы формирования опыта положительного поведения и деятельности: педагогическое требование. Игра, пример, организация разнообразной деятельности и общения, упражнения, поручения и др. Методы стимулирования и коррекции поведения и деятельности: соревнования, поощрение, наказание. | 3. Педагогическое общение. Личность учителя, его индивидуально-педагогическое влияние на отдельных учащихся и группы школьников. | 4. Формы воспитания. Коллективная, групповая, индивидуальная формы воспитания. Средства воспитания. Педагогические условия выбора и эффективного использования педагогом методов воспитания. | Тема 9. Взаимодействие педагога с коллективом учащихся, родителями, общественными организациями | 1. Детский коллектив как объект и субъект воспитания, его структура и функции. Разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся. Взаимодействие педагога и различных коллективов и групп учащихся в учебно-воспитательном процессе школы. Способы организации сотрудничества воспитанников в коллективе. Самоуправление в детском коллективе. Самодеятельные детские организации и «неформальные» объединения. | | | | 2. Функции семьи и ее воспитательные возможности. Родители как воспитатели. Народная педагогика. Социально-экономические, демографические и психологические проблемы современной семьи и семейного воспитания. Социальная педагогика. | 3. Учитель, родители, дети: отношения, взаимодействие, взаимопонимание. Функции и основные направления деятельности классного руководителя. | 4. Содержание, формы и методы взаимодействия школы, семьи, общественных организаций в целостном педагогическом процессе: положительный опыт, проблемы, противоречия, тенденции и перспективы. Государственные учреждения и общественные организации, координирующие взаимодействие школы и семьи. | Контроль самостоятельной работы | | Всего: 108 часов | | | | | |