МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Тема 1. Педагогика как наука: объект, предмет, методы исследования, основные категории





Цель изучения:по итогам изучения темы студенты должны:

знать:

- сущность педагогики как антропологической науки, ее структуру и место среди других наук о человеке;

- особенности гуманитарного, антропологического знания; а также проблемы и сложности, с которыми сталкивается педагог-исследователь;

- сущность понятийного аппарата педагогики как целостной системы;

- методологию педагогических исследований проблем образования;

уметь:

- анализировать содержание категорий «образование», «воспитание», «обучение», «развитие личности»; выделять содержательное ядро этих категорий;

- обосновывать свою позицию при анализе текста;

- выбирать и обосновывать методы педагогического исследования.

владеть:

- способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы);

Основные понятия темы:педагогика, воспитание, образование, обучение; структура педагогики, ее функции; межпредметные связи педагогики; инновации в педагогике; методология педагогики, методологическая культура педагога; методы и логика педагогического исследования.

План

1. Педагогика как наука и как социальная практика. Педагогика и другие гуманитарные науки.

2. Структура педагогической науки.

3. Основные категории педагогики, связи между ними.

4. Методология и методы педагогического исследования.

Основная литература:

Бордовская Н., Реан А. Педагогика. Учебное пособие. - Санкт-Петербург: Питер, 2011 г., 304 с. - URL: http://ibooks.ru/reading.php?productid=21761

Дополнительная литература:

1. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - М., 2013. URL: http://минобрнауки.рф/документы/2974/файл/1543/12.12.29-ФЗ_Об_образовании_в_Российской_Федерации.pdf

2. Бим-Бад, Б.М. Аксиомы педагогики / Б.М. Бим-Бад // Педагогика.- 2010.- №3.- С.15-20.

2. Вифлеемский А.Б. Зачем нужен профессиональный стандарт педагога? // Народное образование. - 2014. - № 3. - С. 34-42

3. Загвязинский, В.И. О роли педагогической науки в гармонизации социальной стратегии, образовательной политики и практики реформирования российского образования / В.И.Загвязинский // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование.- 2010.- № 4.- C. 3-10. URL: http://ebiblioteka.ru/browse/doc/23171425

4. Качнев, В.И. О модернизации педагогической науки и образования / В.И. Качнев // Высшее образование сегодня.- 2010.- №1.- С.55.

5. Краевский, В. В. Методология педагогики: новый этап: Учебное пособие для студ. вузов / В. В. Краевский. - 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2008.

6. Матросов, В.Л. Новый учитель для новой российской школы [Текст]/В.Л. Матросов // Педагогика. -2010. -№5.

7. Новиков, А. М. Основания педагогики / А. М. Новиков: Пособие для авторов учебников и преподавателей педагогики. – М.: Эгвес, 2010.

8. Орлов, А. А. Развитие профессионального мышления будущего учителя в вузе / А. А. Орлов: Монография. - Гродно: ГрГУ, 2011.

9. Орлов, А.А. Специфика современного педагогического знания / А.А. Орлов // Педагогика. – 2013. – № 8. – С. 3-13.

10. Педагогический энциклопедический словарь. - 3-е изд., стер. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2009.

11. Полонский В. М. Народное образование и педагогика: понятия и термины // Воспитание школьников. – 2014. - № 8. – С.27-30; № 9. - С. 16-22; № 10. – С. 23-29.

12. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/?frame=1



13. Сенько, Ю.В. Педагогика понимания: учеб. пособие / Ю.В. Сенько, М.Н. Фроловская. – М.: Дрофа, 2007.

14. Сенько, Ю. В. Стиль педагогического мышления в вопросах / Ю. В. Сенько: Учебное пособие для слушат. системы профес. педагогич. образования. – М.: Дрофа, 2009.

15. Сериков, В.В. Природа педагогической деятельности и особенности профессионального образования педагога / В.В. Сериков // Педагогика. -2010. - №5.

16. Сманцер, А. П. Гуманизация педагогического процесса в современной средней школе: Учебное пособие / А. П. Сманцер. - Минск: БГУ, 2010.

 

Задания для работы на практическом занятии:

1. Вопросы для размышления:

Почему, по мысли К.Д. Ушинского, «воспитание имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом лёгким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически»?

Если педагогика - это наука, почему нельзя выделить её законов, а только закономерности?

Только 30% понятий категориального аппарата педагогики являются её собственными, все остальные заимствованы у других наук. Значит,педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке должна стоять на последнем месте как абсолютно зависимая. Это так? Вы согласны с этим утверждением?

Влияет ли методология педагогической науки на практическую деятельность педагогов? Если да, то как? Приведите пример.

Есть такая отрасль педагогики – андрагогика. Она выводит нас за традиционные для педагогики рамки школы, детства: предметом андрагогики является обучение и воспитание взрослых людей. В чем, по Вашему мнению, принципиальное отличие в обучении и воспитании детей и взрослых?

Иногда говорят: «Психология без педагогики бесполезна, педагогика без психологии бессильна». В чем, по-вашему, смысл этой формулировки? Унижается или возвеличивается ею достоинство каждой из названных наук? Приведите конкретные примеры их взаимовлияния.

Как известно, педагогика как наука входит в систему антропологических наук. В связи с этим, она связана с такими науками, как: философия, психология, физиология, медицина, анатомия, политология, экономика, антропология, социология, биология и др. Проиллюстрируйте на конкретных примерах связь педагогики с этими науками.

 

2. Сформулируйте основную идею данного текста:

«В принципе педагогика - это та самая наука, которая иссле­дует, анализирует, ставит вопрос о том, как помочь человеку "поднять" его душу, чтобы человек "выпрямился". И пусть душа - это нечто эфемерное, то, что не подлежит расшифровке... то, что в последнее время обращает на себя особое внимание, в результа­те чего появляются красивые названия - "аура", "карма" и т.д. Именно педагогика определяет средства, методы, те самые меха­низмы, которые позволяют сделать человека счастливым, помочь ему обрести себя, стать творческой личностью. Все это очень важно. Важно потому, что мы в ответе за самих себя. Но этого мало - мы в ответе за других. И если я человек, и если я педагог, то вся моя педагогическая деятельность основывается не только на том, чтобы дать знания, умения, навыки, но, самое важное, на том, как помочь маленькому человеку превратиться в Человека с большой душой. В ВЕЛИКОдушного человека. (Казанский О.А. Педагогика как любовь. – М., 1996. – С.8)

 

3. Постройте доказательства, подтверждающие / опровергающие высказывания: «Педагогика — это и наука, и искусство», «Педагогика — свод правил о воспитании».

Помните, что в структуру доказательства входят следующие основные элементы:

1) тезис - доказываемое положение,

2) аргументы (основания) - утверждения, при помощи которых обосновывается истинность тезиса,

3) демонстрация (форма) - логическая связь тезиса с аргументами.

 

4. Сравните два следующих текста. Заполните таблицу.

"…Ни политика, ни медицина, ни педагогика не могут быть названы науками в строгом смысле, а только искусствами, имеющими своей целью не изучение того, что существует независимо от воли человека, но практическую деятельность - будущее, а не настоящее и не прошедшее, которое также не зависит более от воли человека.

Наука только изучает существующее или существовавшее, а искусство стремится творить то, чего еще нет, и перед ним в будущем несется цель, идеал его творчества… "Положения науки, - говорит английский мыслитель Джон Стюарт Милль, - утверждают только существующие факты: существование, сосуществование, последовательность, сходство (явлений). Положения искусства не утверждают, что что-нибудь есть, но указывают на то, что должно быть".

Ясно, что в таком смысле ни политику, ни медицину, ни педагогику нельзя назвать науками; ибо они не изучают того, что есть, но только указывают на то, что было бы желательно видеть существующим, и на средства к достижению желаемого. Вот почему мы будем называть педагогику искусством, а не наукою воспитания…"

Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. - М., 1974. - Т.1. - С.229-300.

 

"… во всяком искусстве есть известный элемент техники, который-то и надо предварительно усвоить, причем личные свойства воспитателя и талант его лишь выиграют от этого усвоения техники педагогического дела. Но встает вопрос, что понимать под усвоением техники?

Ясно, что это не должно быть механическим подражанием чужим шаблонам: "Передается мысль, выведенная из опыта, но не самый опыт" (Ушинский). Самый опыт всегда остается личным достоянием только того, кто этот опыт пережил; передается же лишь логический вывод из опыта, т.е. известная, основанная на опыте теория.

Таким образом, педагогика - не простая техника воспитания, но она и не чисто индивидуальное творчество; она - система логически обоснованных идей о воспитании. Иными словами, педагогика есть теоретическая наука".

Блонский П. П. Педагогика как искусство и как теория // В кн.: Вульфов Б. З., Иванов В. Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. - М.: Изд-во УРАО, 1997. - С 109-110.

Мнение… Я согласен, т.к… Я не согласен, т.к… Что общего в этих мнениях Что различного в этих мнениях
К.Д. Ушинского          
П.П. Блонского          

 

5. Дебаты. Ученые и практики.

Задача студентов попытаться поставить себя на место ученых-педагогов или педагогов-практиков с целью доказательства правдивости или полного опровержения стереотипа о том, что мальчикам математика дается легче, чем девочкам. Предварительно ознакомившись с информацией по поставленной проблеме и подключив свой школьный опыт, студенты выстраивают систему аргументов, подтверждающих или опровергающих правдивость данного стереотипа.

Студенты делятся на две команды:

- Ученые-педагоги;

- Педагоги-практики.

 

Практики утверждают, что мальчикам математика дается легче, чем девочкам.

В качестве обоснования они предлагают общую тенденцию, сложившуюся из наблюдений за учащимися. Мысль команды разворачивается в следующей логике: «Начиная с раннего возраста, мальчики склонны принимать более импульсивные подходы к решению математических задач. Считается, что именно это позволяет им надолго вырваться вперед, оставляя позади успехи девочек. Но, выкрикивая быстрые ответы из памяти, мальчики чаще и ошибаются.

Девочки же предпочитают более медленный, точный подход к решению математических заданий. Разница в стратегиях позволяет девочкам опережать мальчишек в начальной школе, а в средней школе успех переходит на сторону мальчиков. Практика запоминания ответов позволяет мальчикам со временем превзойти девочек в точности.

Первые два года мальчишки выкрикивали больше ответов в классе и чаще ошибались. Девочки чаще оставались правы, но давали ответы значительно реже и медленнее. К 6-му классу мальчики всё также давали больше ответов, и всё чаще они оказывались правильными».

 

Ученыеутверждают, что и мальчики, и девочки имеют одинаковые способности к математике и с помощью данных исследования доказывают свою правоту.

«Ученые из Университета Висконсина, опубликовавшие результаты своего исследования в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences,утверждают, что такая наука как математика одинаково хорошо дается как мальчикам, так и девочкам, при условии, что и первым, и вторым предоставляются одинаковые возможности и воспитание. Подобное заявление в первую очередь кидает булыжник в огород Ларри Саммерса, который, будучи президентом Гарвардского Университета, в 2005 году заявил, что биологические различия полов объясняют, почему среди профессоров математики меньше женщин, чем мужчин. Сейчас Л.Самммерс занимает пост председателя Экономического совета при президенте США.

"Мы пришли к выводу, что гендерное неравенство, а не недостаток врожденных способностей, виновато в том, что меньшее количество женщин преуспевает на математическом поприще в большинстве стран, включая Соединенные Штаты", - заявили авторы доклада Джэнет Хайд и Джэнет Мертц.

Свое исследование ученые провели на основе данных "индекса полового равенства" (Gender Gap Index), составленного Всемирным экономическим форумом в 2007 году. Этот ежегодный доклад представляет рейтинг стран на основе занятости населения, экономических и политических возможностей, образования и медицинского обслуживания. США в 2001 году были на 31-м месте из 128 стран. Задавшись вопросом, насколько женщины действительно хуже преуспевают в математике по сравнению с мужским полом, ученые обнаружили, что в странах с наименьшим проявлением полового неравенства количество профессиональных математиков разных полов практически одинаково.

По словам Дж.Мертц, несмотря на то что во многих странах ни у кого не возникает сомнений насчет математических способностей женщин, некоторые эксперты придерживаются теории мужского превосходства. Называя подобную жизненную позицию неверной, авторы доклада приводят данные результатов международной программы оценки знаний и умений учащихся PISA (Program for International Student Assessment), проводившейся среди учеников в возрасте 15 лет. В 2003 году во многих странах, включая Исландию, Таиланд и Великобританию, равное, а то и большее количество девочек, чем мальчиков, набрали 99% очков.

"Если у девушек нет подходящих образовательных способностей, и если они знают, что даже если выучатся, то для них не найдется работы (а значит, зачем напрягаться зря), они выбирают что-нибудь другое", - суммировали авторы исследования. Впрочем, как отмечают ученые, гендерные предрассудки, касающиеся точных наук, медленно, но верно исчезают из современного общества. " К примеру, в 1970 году только 14% званий доктора биологических наук было отдано женщинам, а математических наук только 8%. Однако в 2006 году их было уже 23%", - добавляют исследователи».

 

6. Молодой учитель пришел работать в школу. Его назначили классным руководителем 5 класса. Необходимо изучать детей. Учитель решил пойти с ребятами в воскресный день в семикилометровый поход в лес. Рюкзаки, ведра, кастрюли, палатки… Уставшие, но радостные возвратились ребята домой. Многое узнал о своих воспитанниках и молодой педагог. Какие методы педагогического исследования мог применить учитель?

 

7. В следующем определении допущено три ошибки. Найдите ёе и исправьте их. Обоснуйте свой ответ.

«Образование - это результат усвоения учащимися системы профессиональных знаний, умений и навыков; условие подготовки человека к жизни, труду. Главный путь получения образования - самообразование».

 

Задания для самостоятельной работы студентов:

 

1. Подберите афоризмы, цитаты, в которых подчеркивалась бы важность научного знания. Какую роль играют научные знания в жизни человека?

 

2. Составьте схему структуры педагогической науки.

 

3. Используя различные источники информации, выпишите и проведите сравнительный анализ различных подходов к определению сущности понятия «методология» (В.В. Краевский, В.И. Загвязинский, А.М. Новиков, В.Г. Валеев и др.). Позиция какого ученого Вам ближе? Почему?

4. На основе анализа сайтов учителей выявите наиболее значимые, на ваш взгляд, проблемы в области обучения и воспитания, с которыми сталкиваются современные педагоги. Какие пути решения данной проблемы они предлагают? Согласны ли вы с позицией автора?

 

5. Вы являетесь классным руководителем 8 класса. Составьте протокол наблюдения за учащимися с целью выявления активности учеников в учебной деятельности.

Образец

Протокол наблюдения

Класс

Цель наблюдения:

Вид наблюдения:

Время наблюдения:

Место наблюдения:

№ п/п ФИО ученика Показатели наблюдения
               
                 
                 
                 

 

6. Заполните таблицу «Ошибки при выборе методов исследования».

 

Вид ошибки Причина Предупреждение
     

Какой вывод Вы можете сделать для себя как для будущего педагога?

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.