Тема 5. Контроль и оценка в образовательном процессе. Цель изучения: по итогам изучения темы студенты должны: знать: - сущность и структуру образовательных процессов; - место и функции контроля в процессе обучения; - критерии и показатели оценки знаний, умений и навыков учащихся; уметь: - учитывать в педагогическом взаимодействии особенности индивидуального развития учащихся; владеть: - способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы); - способами осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения Основные понятия темы:контроль, оценка результатов учебной работы; виды контроля; формы контроля; средства контроля; отметка и другие способы выражения оценки План 1. Контроль и его место в структуре процесса обучения. 2. Виды контроля: текущий, периодический, итоговый. 3. Методы устного, письменного, практического контроля. Дидактические тесты 4. Оценка результатов процесса обучения. Критерии оценки знаний, умений и навыков. 5. Изучение учащихся: предмет, способы, проблемы. Диагностика достижений учащихся. Современные методы диагностики достижений. Основная литература: Бордовская Н., Реан А. Педагогика. Учебное пособие. - Санкт-Петербург: Питер, 2011 г., 304 с. - URL: http://ibooks.ru/reading.php?productid=21761 Дополнительная литература: 1. Асмолов А. Г.,Карабанова О. А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2013. 2. Голиков Н.А. Плюсы и минусы ЕГЭ: взгляд директора школы, психолога и родителя в одном лице // Народное образование. - 2014. - № 3. - С. 26-33. 3. Загвязинский, В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. вузов / В. И. Загвязинский. - 5-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. 4. Касаткина Н. Э., Жукова Т. А. Современные средства оценивания результатов обучения: учебное пособие - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2010 - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232325 5. Ковалева, Г.С. Стандарт общего образования второго поколения: в оценке образовательных результатов / Г.С. Ковалева, О.Б. Логинова // Народное образование.- 2010.- № 5.- С.144-153. 6. Лебедев О.Е. Оценивание образовательных достижений учащихся // Народное образование. - 2012. - № 10. - С.207-216 7. Осмоловская, И. М. Дидактика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. М. Осмоловская. - М., 2008. 8. Савицкая Е.В. Почему наши школьники показывают разные результаты на PISA и TIMSS? // Народное образование. - 2014. - № 9. - С.58-64 9. Самылкина Н. Н. Современные средства оценивания результатов обучения - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=109042 10. Ситаров, В. А. Дидактика: Пособие для практических занятий: Учебное пособие для студ. вузов / В. А. Ситаров. – М.: Академия, 2008. Задания для работы на практическом занятии: А. Дискуссионные вопросы: 1. Для учеников, их родителей одно из первых требований к учителю – объективность оценивания. Почему? 2. Возможно ли безоценочное обучение? Может ли безоценочное обучение стать одним из направлений гуманизации обучения? 3. Педагогический контроль - это способ оценки результатов обучения или способ управления процессом обучения? 4. Какова судьба школьных отметок с введением компетентностного подхода? 5. С введением компетентностного подхода следует отменить текущий контроль, так как говорить о сформированности компетенции можно только после завершения процесса обучения. Так ли это? 6. Снялся ли с введением компетентностного подхода вопрос об объективности оценивания учителем достижений учащихся? 7. Почему педагогические тесты в отличие от традиционных средств контроля позволяют получить объективные представления о качестве подготовки обучаемых? 8. Обладают ли тестовые задания обучающим потенциалом? 9. Возможно ли осуществление диагностической функции контроля с помощью тестов? 10. Проанализируйте достоинства и недостатки рейтинговой системы оценивания. Б. Задания для работы в микрогруппах: 1. Подготовьте аргументы «за» и «против» традиционной системы оценивания. На семинарском занятии в течение 3 минут каждая группа должна изложить свою точку зрения по рассматриваемой проблеме. 2. Учитель литературы предложил семиклассникам написать сочинение на тему «Жизнь моей семьи». Ученица Тамара Л. написала в своем сочинении (текст с сохранением орфографии и пунктуации): Мама у меня работает на фабрике. В прошлом году мама лежала два раза в больнице. Я и папа были вдвоем. Я стирала, готовила ходила к маме в больницу. Потом папа начал пить, часто приходит пьяной. Мы боялись его. Он бил маму выгонял нас из дома, часто приходилось ночевать у соседий. Часто выбрасывал мои учебники. Раньше за меня и маму заступалась сестра, а теперь сестра не живет с нами. Она вышла за муж. А папа все также продолжает пить. Мне тоже попадаит от него. Когда я училась в пятом классе он ударил меня по глазу и весь глаз был синий. Так вот и живет наша семья. Учитель, проверив сочинение, поставил отметку «2». Возвращая девочке тетрадь, он сказал: «Очень плохо написано. Грубых ошибок наделала, да и с пунктуацией не все в порядке». Как Вы считаете, правильно ли поступил учитель? А что бы сделали Вы в данной ситуации? 3.Работа с кейсом. В предложенном кейсе отражена конфликтная ситуация между учительницей и ученицей по поводу несправедливости оценки. Студенты должны выявить и проанализировать проблему, предложить перечень вариантов ее решения. |