МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Трудности и недостатки экспериментального метода.





1) выбор животного для экспериментального исследования;

2) не все болезни моделируются на животных;

3) труден перенос данных эксперимента в клинику;

4) трудно создать адекватную модель болезни;

5) этические проблемы (не навреди).

Патологическая физиология, как переходный мостик, связывает биологические дисциплины с клиническими. Основой патофизиологии, как науки, являются биология, нормальная физиология, биохимия. Патофизиология связана с морфологическими дисциплинами (анатомия, гистология, патанатомия), т.к. изучение функции клетки в отрыве от структуры невозможно. Тесная связь с нормальной физиологией не означает тождества. Разнообразие нарушений жизнедеятельности клеток, органов, организма в целом в патологии все же не имеет «ПРООБРАЗА» этих нарушений в здоровом организме.

В зависимости от причины, вызвавшей заболевание, от реактивности организма и влияния внешней среды в организме создаются самые различные комбинации нарушений функции и реактивных изменений. При болезнях ряд изменений обусловлен выработанными в процессе эволюции и закрепленными наследственностью формами реагирования клеточных элементов, органов, физиологических систем в условиях патологии.

Патофизиология как учебная дисциплина. При подготовке врача-ветеринара патофизиология вооружает его знанием общих законов развития болезни, общих принципов управления ею, вооружает врача правильной методологией анализа болезни и патологических процессов. Преподавание патофизиологии имеет целью научить студентов применять естествознание, разбираться в механизме развития болезней и процессов выздоровления, опираясь на общие законы деятельности органов и систем. Патологическая физиология вооружает врача-ветеринара правильным методом достижения истины кратчайшим путем и простыми методами, позволяющими быстро и экономично произвести анализ исследуемой патологии – т.е. является методологией.

Таким образом, патофизиология – методологическая основа практической медицины. Патофизиология не врачует, но всегда может направить врачебную мысль в нужном направлении, зная механизмы болезни (в первые 3 года у молодых специалистов до 80–90 % ошибочных диагнозов; или 20 000 лейкоцитов – это отражение не только степени повреждения, но и степени реакции организма на это повреждение).

Преимущества патофизиологии: каждая болезнь состоит из небольшого количества патологических процессов, которые имеют общие законы развития. Поэтому думающий врач может полноценно анализировать любое заболевание, а частные детали уже не вызовут такого затруднения (например, лихорадка, воспаление везде развиваются по одним законам, переплетаются, образуют различные комбинации).

История патофизиологии, как науки. Основателем патологической физиологии является французский ученый Клод Бернар (1813–1878). Во-первых, он сформулировал основные понятия патофизиологии и ввел эксперимент на животных (например, перерезка симпатического нерва на шее – гиперемия уха кролика, а при раздражении – бледность). Во-вторых, показал дезаминирующую функцию печени – образование мочевины из аммиака. В-третьих – и это наиболее важно – постоянство показателей в организме – гомеостаз. В России преподавание патофизиологии началось с отдельных элементов общей патологии в госпитальных и медицинских школах в 18 веке – А.М. Шумлянский (1748-1795) – зав. кафедрой терапии, акушерства и патологической анатомии в Московской госпитальной школе, М.М. Тереховский (1740-1790) – преподаватель фармакологии, патологии и практической медицины в Кронштадском морском госпитале. Профессор Московского университета А.М. Филомафитский (1807-1849), руководитель кафедры физиологии и общей патологии, впервые в России произвел ряд патофизиологических экспериментов – удаление почек, перевязку мочеточников у животных, изучал вопросы переливания крови, действие наркотических веществ на организм животного.



Первая в мире кафедра общей и экспериментальной патологии была создана в 1874 г. Виктором Васильевичем Пашутиным при Казанском университете. В 1879 г. Пашутин организовал кафедру в Медико-хирургической академии в Петербурге, где в основном и создавалась его научная школа. Будучи учеником И.М. Сеченова и С.П. Боткина, В.В. Пашутин развивал идеи нервизма, написал первое оригинальное руководство по патофизиологии. Особенно много он занимался проблемами обмена веществ, газо- и теплообмена. Массовое открытие кафедр патофизиологии по стране началось с 1925 г. по инициа­тиве И.П. Павлова и А.А. Богомольца. В 30-е годы прошлого столетия был открыт экспериментальный центр патофизиологии – институт общей патологии и патологической физиологии – руководитель – академик Георгий Владимирович Крыжановский. В Перми в 1916 г. при Пермском государственном университете было открыто медицинское отделение, затем медицинский факультет и потом мед. институт.

 

ОБЩЕЕ УЧЕНИЕ О БОЛЕЗНИ

 

1. Общая нозология.

2. Особенности регуляции функций организма при болезни.

3. Принципы патогенетической терапии.

4. Периоды и исходы болезней.

5. Терминальное состояние и восстановление жизненных функций.

Здоровым считается животное, дающее оптимальное количество ожидаемой от него продукции в ответ на созданные природой или человеком условия существования. Эти условия могут существенно изменяться, и присущая животным адаптация к изменениям обеспечивает их нормальное существование в изменяющихся условиях, сохранение различных показателей гомеостаза.

Общая нозология общее учение о болезни, важнейшими элементами которого являются: а) повреждение, б) реакция, в) патологический процесс, г) патологическое состояние, д) болезнь.

Реакция явление противодействия повреждению, направлена на устранение его и восстановление исходного состояния. Между повреждением и реакцией существует определенное соответствие: при относительно слабом повреждении уровень реакции соответствует или превосходит повреждение. При сильном повреждении уровень реакции может быть ниже. Врач-ветеринар судит об уровне повреждения не по самому повреждению, а по реакции на него. В случае, когда уровень реакции достаточен – это хорошо, если же недостато­чен, то необходимо усилить.

Виды реакции:1) изначально генетически сформированные защитно-приспособительные реакции (кашель, чихание, рвота) и формирующиеся на базе физиологических реакций (повышение артериального давления, повышение температуры тела) осуществляют приспособление к повреждению;

2) патологические реакции по механизму своему также защитно-приспособительные, но вследствие необычного количества или качества приводят к возникновению вторичного повреждения (лихорадка, гной). Есть 2 критерия, которые отличают защитно-приспособительные реакции от патологических: наличие вторичного повреждения и нужность организму.

Патологический процесс это сочетание явлений повреждения, защитно-приспособительных и патологических реакций. Типичный патологический процесс – закономерное сочетание составляющих его элементов при их всегда одинаковом строго последовательном включении (всегда в одинаковом порядке независимо от места локализации патологического процесса и его вида). Характерные черты патологического процесса – динамичность и фазность.

Если патологический процесс остановился в какой-то точке развития -то это уже патологическое состояние (процесс без движения).

Патологический процесс по структуре ближе к понятию болезнь, включает те же самые составные части, но болезнь – это более сложное явление.

 

Общебиологические признаки: Общебиологические признаки

здоровья болезни

1) структурная и функциональная полноценность здорового организма

2)

 

Болезнь – весьма сложное явление, которое состоит из ряда основных элементов. В болезни всегда есть две стороны: повреждение и реакция на него.

Важнейший составной элемент болезни – нарушение гомеостаза и взаимодействия организма с внешней средой.

При болезни имеет место изменение ряда гомеостатических показателей, которые в организме удерживаются очень жестко, и сдвиг их приводит к гибели (например, рН). Хотя нужно отметить, что основная масса показателей может колебаться в определенной степени (например, температура тела, биохимический или клеточный состав крови). В принципе гомеостаз – максимальная экономичность функционирования организма, возможность более полноценного приспособления к изменяющимся условиям внешней среды. Гомеостаз полезен в здоровом организме, а при болезни он нарушается. Утрачивая гомеостаз, организм теряет обычные механизмы регуляции. Приспособление к внешней среде будет неполноценным (например, молодые животные с лихорадкой очень чувствительны к гипоксии).

Термин «болезнь»применяется:

1) для обозначения заболевания конкретного субъекта – болезнь как нозологическая единица;

2) для обобщенного понятия биологического и социального явлений. Болезнь – форма существования организма, качественно отличающаяся от здоровья. Но в то же время состояния здоровья и болезни находятся в тесном единстве, так как они представляют хотя и различные, но неразрывно связанные между собой формы проявления жизни.

Особенности регуляции функций организма при болезни заключаются в том, что физиологические показатели на длительное время выходят за гомео-статические границы – на более высокий или низкий уровень. Регуляция функций при болезни, конечно, есть, но не гомеостатическая.

При болезни функции регулируются по типу аварийного регулирования, это позволяет сохранить жизнь или ткани от гибели, но ухудшаются приспособительные реакции организма, как целого. Это единственный вариант сохранения жизни в данных условиях. При болезни сохраняются те же нормы функциональной деятельности, что и в здоровом организме, никаких новых функций организм не приобретает.

При болезни:

1. Происходит выход показателей за пределы гомеостатических, но, приближаясь к границам, опасным для жизни, показатели не выходят за их пределы за счет включения защитно-приспособительных реакций, что и обеспечивает приспособление к повреждению.

2. Нарушается способность к гомеостатической регуляции, но сохраняется способность к выживанию. Способ регуляции, позволяющий сохранить жизнь иеной приспособляемости к внешней среде, называется аварийным регулированием. Включаются новые связи, организм жертвует частью во имя сохранения целого (перераспределение крови, тахикардия, одышка, запредельное торможение ЦНС, шунтирование кровотока).

3. Аварийное регулирование неэкономично для организма, истощает его энергетические и пластические ресурсы, но это единственный способ выживания.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.