ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Профессиональная подготовка подростков С трудностями в обучении Проблемы, испытываемые детьми и подростками с трудностями в обучении, на каждом возрастном этапе различны. Если в младшем школьном возрасте можно говорить в основном об успеваемости и поведении, то в подростковом возрасте, не смотря на то, что указанные трудности сохраняются, встаёт целый ряд других вопросов, в частности, вопрос о выборе профессии и профессиональной подготовке. Вопрос о выборе профессии является достаточно актуальным: в настоящее время американское общество предъявляет достаточно высокие требования к качеству труда, даже не самого квалифицированного. По мнению исследователей, для того, чтобы успешно трудоустроится, молодой человек должен обладать, как минимум, тринадцатью различными умениями и навыками (академическими и социальными). В то же время приходится признать, что большинство подростков с трудностями в обучении в силу своих особенностей ими не обладают. Указанное ставит перед необходимостью начинать работу по профессиональной подготовке задолго до трудоустройства. Подготовка к труду для детей с трудностями в обучении ведется по трем основным направлениям: формирование социально значимых навыков, технологическое обучение, а также участие школьников в профессиональных программах микросообщества (профориентация, работа по выбранной специальности непосредственно на рабочем месте, вне школы). Работа начинается уже в начальной школе и продолжается на последующих этапах обучения.. При этом важным направлением является формирование и развитие социальных навыков (навыков социально адекватного поведения), необходимых для самостоятельной жизни, таких как умение ладить с окружающими, правильно воспринимать критику в свой адрес, умение быть самостоятельными, уважать права других людей, быть законопослушным. Эта работа проводится всем педагогическим коллективом. Большое внимание на начальном этапе уделяется занятиям по продуктивной деятельности, так как эти занятия, помимо того, что они формируют положительные личностные качества, способствуют формированию навыков, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности (умение самостоятельно организовать свою деятельность, правильно организовать рабочее место, уметь обратиться за помощью). Кроме того, дети учатся правильной организации своей деятельности, умениям работать совместно, вместе планировать работу и принимать решения. В среднем звене начинается профессиональная подготовка. Предлагаемый школьникам набор специальностей разнообразен и включает фотографию, работу по дереву, автодело, основы электротехники и электроники, архитектурный дизайн, печатное дело, черчение, а также курс ”Семья и потребительские услуги”. Перечень указанных специальностей неодинаков по технологической сложности, перспективе дальнейшего трудоустройства и обуславливает различный социальный статус учащихся, выбравших тот или иной курс. Так, наиболее удачно трудоустроиться, получить сертификат о дальнейшем образовании (вплоть до высшего) позволяют все профессии, кроме предметов цикла “Семья и потребительские услуги”, выбор которого предоставляет возможность трудоустроиться, но не дает права поступления в колледж или университет. Поэтому специальности из числа технологически сложных и по-своему престижных выбирают нормальные школьники, которые планируют после окончания средней школы трудоустроиться по выбранной специальности, а также подростки с трудностями в обучении, состояние которых позволяет им овладевать достаточно сложными специальностями. Как правило, подростки с выраженными академическими и поведенческими трудностями занимаются по программе курса “Семья и потребительские услуги”. На уроках дети и подростки получают сведения о полезной пище, учатся готовить, ухаживать за одеждой, планировать бюджет и делать покупки. Подростки получают сведения о том, как воспитывать детей и ухаживать за ними. Кроме того, школьникам на занятиях сообщаются сведения о том, как правильно вести себя в обществе, принимать участия в общественных мероприятиях, о том, как стать законопослушным гражданином, знать свои права и обязанности. Знания и умения, полученные на занятиях, способствуют успешному трудоустройству по таким профессиям, как няня, разнорабочий, рабочий химчистки, помощник продавца и т. д. Профессиональная ориентация и распределение по профессиям начинается по завершении начального - в начале среднего звена обучения. К моменту непосредственного обучения профессии школьники с трудностями в обучении условно делятся на две группы - дети, способные к овладению профессиями сложного технологического цикла; подростки, которые могут овладеть сравнительно простыми профессиями. Распределение по группам является условным, так как подростки с выраженными трудностями могут посещать по желанию предметы сложного технологического цикла (фотография). И наоборот, подростки, способные овладеть сложными профессиями, могут одновременно посещать курс “Семья и потребительские услуги”. Следует отметить, что дифференциация детей по возможностям овладения профессией разной технологической сложности, требует от общеобразовательной школы проведения большой подготовительной работы со школьниками и родителями. В этой работе принимают участие администрация учреждения, психолог, социальный работник, учитель - предметник, учитель специального образования, курирующий ребенка. Проводятся совместные консультации, собеседования. Родителей уведомляют о возможных перспективах ребенка и имеющихся вариантах дальнейшего обучения и трудоустройства. Трудовая подготовка учащихся с трудностями в обучении не ограничивается, как правило, внутришкольным профессиональным образованием, так как подростки могут включаться по желанию в трудовую деятельность вне школы. Свобода выбора предопределяется желанием ребенка выбрать профессию из перечня предметов внутришкольного цикла и этим ограничиться, дополнить профессиональную подготовку внутришкольного цикла пробой сил в другой области, вне школы, или полностью переквалифицироваться после её окончания. Следует отметить, однако, что возможная вариативность профессиональной подготовки детей с трудностями в обучении строго регламентирована и обусловлена возможностями ребенка. Необходимость обеспечения профессиональной подготовки и последующего трудоустройства является составной частью общегосударственного плана переходного периода (от школы к самостоятельной жизни) и закреплена законом (IDEA P.L.101 - 476, 1990). Согласно требованиям федерального закона, штаты должны обеспечивать послешкольное обучение, профессиональную подготовку и переподготовку, интегрированное трудоустройство, непрерывное обучение лиц с трудностями в обучении, создание сети услуг для взрослого населения. На уровне штатов ответственность за выполнение программы переходного периода должны вести местные профессиональные сообщества (службы). Несмотря на то, что план переходного периода рассчитан на послешкольное обучение и трудоустройство, подготовительная работа начинается в условиях школы. К этой работе привлекаются учитель специального образования, учитель обычного класса, школьный психолог, социальный работник, завуч и директор, потенциальные работодатели, - представители местных профессиональных служб (сообществ), а также сам школьник и его родители Планирование программы профессиональной подготовки (переходного периода) начинается в средней школе с 14 лет. На каждого подростка заводится отдельная страничка в индивидуальной программе учащегося, которая называется “планирование программы переходного периода” Программа переходного периода в общей сложности рассчитана на 3-4 года, состоит из нескольких этапов, и, как правило, заканчивается трудоустройством. Первый этап работы называется этапом выбора профессии. На данном этапе (как правило, в течение года) выявляются профессиональные интересы и склонности учащихся. При этом помимо желания учащегося, учитываются его способности, возможности, потребности, особенности его состояния. Проводится консультирование с родителями о возможных профессиях. На этапе ознакомления с профессией школьник знакомится с рядом мест (и посещает их), где, по его мнению, он мог бы найти себе применение после окончания школы (как правило, учащийся знакомится с 4-5 профессиями). Кроме того, школьник может попробовать поработать несколько часов в день по выбранной профессии. Обычно время работы оговаривается существующими стандартами по труду, и составляет для четырнадцатилетних подростков не более трех часов в день 18 часов в неделю, для школьников 16-17 лет - 20 часов. Кроме того, на этом этапе проводится проверка потенциальных профессиональных качеств. Это делается с тем, чтобы подросток мог соотнести свои желания с возможностями, войти в круг работы, познакомиться с потенциальным работодателем (ями). Все составляющие первого этапа - профессиональные предпочтения школьника, места возможной работы, время, отведенное на процесс ознакомления с профессией (иногда - самой работы), заносятся в индивидуальный план учащегося. В обязанности школьной администрации входит транспортировка учащихся до места работы и обратно. Следующим этапом является проведение оценки профессиональных качеств учащегося непосредственно на рабочем месте (местах - их может быть несколько). Подросток работает под наблюдением представителя администрации школы и работодателя (лей). Его деятельность оценивается по следующим параметрам: интерес к работе, специальные потребности, навыки работы, стиль мышления, поведение, ценности и отношение к работе, терпимость к работе. Все полученные в ходе оценки результаты заносятся в индивидуальный план учащихся и учитываются при планировании дальнейших мероприятий. Следует отметить, что программа переходного периода не рассчитана на строгую привязку школьника к рабочему месту: вплоть до трудоустройства школьник имеет полное право менять несколько профессий, и в результате останавливается на какой-то определенный, отвечающей ее (его) склонностям и интересам. Следующим этапом в планировании программы переходного периода является профессиональное обучение. Профессиональное обучение осуществляется непосредственно на рабочем месте и проводится под контролем представителя школьной администрации и работодателя. На подростка, выбравшего одно (или несколько) мест работы составляется специальный план обучения. Данный план составляется в письменном виде, в его составлении принимают участие представители школьной администрации, родители, сам ученик. В плане отражены навыки, которыми школьник должен овладеть для успешной работы по выбранной профессии (ям), методы обучения, а также процедура оценки опыта обучения. Обучение проводится под руководством работодателя и контролируется представителем школьной администрации или работодателем. Цель обучения заключается в том, чтобы подросток мог приобрести профессиональные навыки, а также выработать правильное поведение, необходимые для оплачиваемого трудоустройства. После того, как школьник овладел имеющимися навыками, он может попробовать себя на другом рабочем месте. Этапы профессиональной оценки - профессионального обучения рассчитаны на два года. Вместе с тем, существует определенные нормативы участия в программе профессиональной подготовки. Доля ознакомления с профессией составляет 5 часов на каждую профессию, профессиональной оценки - 90 часов на каждую профессию, профессионального обучения - 120 часов на каждую профессию в течение учебного года. Участие в профессиональных программах оплачивается. Школьники во время участия в профессиональных программах могут получать деньги из разных источников - от работодателя, различных профессиональных школьных программ. При этом сумма заработка подростка с трудностями в обучении равна заработку нормального рабочего. Минимальная зарплата шестнадцатилетнего школьника, занятого в специальной профессиональной программе полный рабочий день, составляет не менее 75% минимальной оплаты труда. Местные службы профессионального обучения становятся приоритетными в после- школьный период, так как это напрямую связано с трудоустройством. При этом администрация школы и местные службы трудоустройства заключают письменное соглашение о взаимном сотрудничестве, в котором отражены права школьника, его заработная плата, необходимые потенциальные услуги в получении специального профессионального образования и трудоустройства. Выпускник переходит под наблюдение группы специалистов переходного периода по месту жительства / работы. Группа специалистов следит за успехами выпускника в работе, за правильностью подобранного рабочего места, а также за условиями работы и проживания (если состояние выпускника позволяет жить отдельно от родителей). Как правило, один специалист координирует работу между работодателем и выпускником. Остальные участники обеспечивают дополнительное обучение, а также координируют работу с другими службами. Обычно на каждого выпускника приходится 3-5 специалистов. Подобные общественно ориентированные программы профессиональной подготовки получили большое распространение, они существуют в каждом штате для всех категорий аномальных детей и подростков, вне зависимости от тяжести состояния. Кроме того, такие программы организованы также для родителей. При этом получить доступ к программе, а также стать её участником не представляет особого труда: ежегодно публикуются журналы программ переходного периода по стране, с указанием программ и целевой популяции, а также контактных телефонов. Проблемы и противоречия Политика государства в отношении детей и подростков, имеющих специфические трудности в обучении, является разносторонней и гибкой. Существует достаточно разветвленная сеть специализированной помощи, предоставляемых услуг лицам всех возрастных категорий - дошкольникам, школьникам, подросткам, взрослому населению. Вместе с тем, перед данной областью специального образования, а также перед лицами, испытывающими трудности в обучении, стоит целый ряд сложно разрешимых проблем. Важным и достаточно сложным остается вопрос о выборе программы обучения (это особенно актуально для среднего звена). Все школьники, переходя на заключительный этап обучения (11-12 классы), могут выбрать обычную или так называемую альтернативную программу обучения. Обычная программа ориентирована на углубленное изучение академических дисциплин и, в случае успешного её завершения (если школьник наберет необходимое число кредитов), дает право на поступление в университет (колледж). Альтернативная программа обучения предполагает снижение программы, и ориентирована не на академические предметы, а на предметы, направленные на обучение навыкам, необходимым для жизни. В большинстве случаев альтернативная программа обучения не даёт права претендовать на поступление в высшие учебные заведения так как предметы, изучаемые на альтернативной основе, не вносятся в перечень стандартного аттестата и не учитываются при подсчете кредитов, необходимых, для поступления в университет. Вместе с тем, получение альтернативного аттестата открывает школьнику дорогу к участию в программах профессионального обучения. Таким образом, перед школьником, испытывающим трудности в обучении, открываются две перспективы: либо обучаться по обычной программе либо выбрать альтернативную и лишить себя права поступления в колледж. При этом следует отметить, что в случае выбора обычной программы никаких скидок на то или иное учебное затруднение не предусматривается, и в случае неуспеха учащийся просто не доберет нужного числа кредитов, необходимых для поступления в колледж. С проблемой выбора программы обучения тесно связана другая - одной из проблем молодых людей выпускного возраста, испытывающих трудности в обучении, является участие в тестировании и получение диплома о среднем образовании. Итоговое государственное тестирование проводится дважды - по окончании начального среднего образования (аналог российских выпускных экзаменов после окончания девятого класса средней школы), а также тестирование на получение сертификата о среднем образовании. Итоговое тестирование проводится по ведущим дисциплинам: английский язык (чтение и сочинение) и математика. По закону, дети и подростки с трудностями в обучении, обучающиеся в средних школах, должны участвовать в тестировании наравне с обычными школьниками. Никаких модификаций тестов для них не предусмотрено (хотя возможны некоторые модификации, касающиеся процедуры проведения тестирования - проведение тестирования в отдельном кабинете, прочтение текста теста несколько раз и др.). Отсутствие альтернативного тестирования (оно находится в стадии разработки и направлено, в основном, на популяцию детей и подростков с выраженными и множественными нарушениями) приводит к тому, что школьники либо не принимают участия в тестировании вообще (иногда по своей воле, иногда - под давлением учителей), либо результаты тестирования не дают им право на получение сертификата о среднем образовании. Следует отметить, что большое число молодых людей школьного возраста не заканчивает школу вообще. Так, количество школьников с трудностями в обучении, выбывающих из школ, ежегодно составляет около 20%. Вместе с тем, многие выпускники с трудностями в обучении, получившие сертификат о среднем образовании, имеют право на поступление в средние и высшие учебные заведения (в 1986 году был принят соответствующий закон о том, что молодые люди, испытывающие трудности в обучении, не могут быть дискриминированы при получении образования. В случаях необходимости (если студент, поступивший в колледж или университет, начинает испытывать специфические затруднения, образовательное учреждение обязано предоставить ему специальную реабилитационную программу. Как было указано выше, трудности в обучении не ограничиваются школьным возрастом. Многие проблемы не уходят вместе с окончанием школы, колледжа, и молодые люди начинают испытывать сложности в реальной жизни. Чаще всего это трудности в процессе адаптации, установления и поддержания нормальных отношений с окружающими, родственниками (60%-70% взрослых людей вынуждены после окончания учебного заведения жить вместе с родителями); многие молодые люди испытывают проблемы в семейной жизни. Проблема трудоустройства остается достаточно серьезной. Лиц с трудностями в обучении по окончании школы чаще всего зачисляют на временную, но не на постоянную работу. Кроме того, молодые люди зачастую не удовлетворены видами работ, которые они вынуждены выполнять. Одной из проблем, связанных с трудоустройством, можно назвать неправильный подбор и выбор профессии. Наиболее сложной группой лиц с трудностями в обучении представляют собой лица с нарушениями поведения. Их с большим нежеланием обучают учителя в обычных классах, на них постоянно жалуются и при удобном случае стараются избавиться, направляя к специалистам. Средние школы даже при наличии лицензированных специалистов зачастую не в состоянии справиться со школьниками, демонстрирующими поведенческие трудности. Сложность данного контингента учащихся, а также определенная беспомощность педагогов ставят школьные округи, директоров специального образования, законодательную и исполнительную власти штатов, школьную администрацию искать альтернативные меры воздействия. Сравнительно недавно во многих средних школах различных штатов была введена достаточно серьезная дисциплинарная мера - школьников, демонстрирующих агрессивное поведение, стали исключать из школы сроком до десяти дней (количество дней варьируется в каждом штате). Не смотря на то, что в американском обществе до сих пор продолжаются дискуссии о правомерности введения данной меры, во многих штатах она применяется. Следует отметить, что дети и подростки с трудным поведением в силу своих особенностей чаще всего оказываются в специальных школах. Не смотря на повсеместную разработку и внедрение общественно ориентированных, реабилитационных программ, рассчитанных на так называемый переходный период (от школы к самостоятельной жизни) данная категория лиц является наиболее уязвимой и неблагоприятной в плане прогноза: лица с различными нарушениями поведения чаще всего изолируется в связи с антиобщественной деятельностью. [1] В отечественной науке используется термин “ гипостезия“ [2] Как правило, российские ученые не рассматривают отдельно поражения чувствительной и двигательной ветвей тройничного нерва. [3] В отечественной науке принято рассматривать IX X пары черепно-мозговых нервов в качестве единого образования, отделять которые друг от друга не представляется целесообразным. [4] Согласно отечественной концепции, спастическая форма дизартрии обусловлена поражением только пирамидного пути. Клинические признаки, характерные для поражения экстрапирамидного пути, в российской науке не рассматриваются. [5] В российской науке традиционно считается, что экстрапирамидный путь берет начало от красных ядер в ножках среднего мозга [6] Односторонние поражения верхнего моторного нейрона вызывают нарушения движения на противоположной стороне тела. [7] Определение предложено Liepmann в 1900 году [8] Кинематические параметры, по Robin, - это сила, скорость, точность, постоянство движений [9] В своей работе мы будем придерживаться точки зрения исследователя D. Robin [10] Ученые Rosenberg & Wertz (1972), изучив 50 детей с апраксией речи, пришли к выводу о том, что только у девяти детей апраксия речи встречалась в чистом виде. D Robin, делая выборку из 12 человек с апраксией речи, установил, что у 3 дошкольников, помимо апраксии, отмечались нарушения экспрессивной речи, у 4-х – задержка речевого развития, у двоих – невыраженная неврологическая симптоматика, у двоих – умственная отсталость и.т.д. [11] мы полностью разделяем данную точку зрения. [12] Имеется в виду приблизительно 4 класс общеобразовательной школы. [13] Следует отметить, что в некоторых случаях, – если у детей и подростков были выраженные физические дефекты или соматические нарушения (при сохранном интеллекте), в общеобразовательную школу их не принимали. [14] Имеются в виду состояния, при которых испытываемее детьми трудности в обучения являются вторичным следствием качественно иной и более тяжелой патологии (полная или почти полная слепота, глухота, умственная отсталость, серьезные и выраженные эмоционально-психические расстройства и др.); [15] Источник: Государственный департамент образования, 1994. Шестнадцатый ежегодный отчет конгрессу по выполнению положений “Закона об образовании всех аномальных”. Вашингтон, округ Колумбия: автор |