МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Процессы и звенья, лежащие в основе программирования и реализации речевого высказывания





                 
    ВВОД (Сенсорная система)      
    Слуховременной      
         
    Перцептивно - запоминающий      
         
Восприятие декодирование              
Организация (Лингвистическое программирование и фонологическое наполнение)      
    Представление (база знаний)   Когнитивно -
      Лингвистическое,
    Преобразование   Фонологическое
              Планирование
  Реализация                
кодирование ВЫВОД (Моторная система)      
    Выбор-поиск      
         
    Доартикуляторное согласование      
         
                 
              Моторно-речевое,
              Фонетическое
              Программирование
                 
                 
                     

 

Из диаграммы видно, что процесс программирования и реализации речевого высказывания является сложным, многоуровневым процессом, нормальное функционирование которого может быть нарушено на одном из уровней - уровне восприятия, когнитивно-лингвистического планирования, уровне реализации (фонетико-моторного программирования). Рассматривая вопрос о механизме нарушения в рамках лингвистического подхода, американские исследователи разделились на три группы.

Первая группа ученых считает, что в основе апраксии речи лежат дефекты сенсорной организации речи (нарушение на уровне восприятия). Так, ученые Tallal & Pircy (1973), (1978) предполагают, что в основе языковых нарушений лежат процессы, связанные с трудностями слухо-временной переработки речевой информации (что является причиной задержки речевого и языкового развития.) Исследователи Jaffe (1980), Bridgeman & Snowling (1988), Groenen at al (1993) считают, что в основе апраксии речи лежат дефекты восприятия речи, в частности - слабость удержания в памяти слуховых следов.

Вторая группа ученых высказывает предположение, что в основе апраксии лежит нарушение организации высказывания преимущественно на уровне представляющей схемы. Это, в свою очередь, затрагивает все аспекты планирующей функции речи (когнитивное, лингвистическое, фонологическое) и проявляется на всех уровнях экспрессивной речи (Aram & Glasson (1979), Ekelman & Aram (1983), Panagos & Bobcoff (1984), Smith, Marquardt, Cannito, Davis (1994)). Ученые Velleman & Strand (1994) подчеркивают, что дети с апраксией развития затрудняются в создании и правильном использовании структур, которые в норме обеспечивают анализ, организацию, использование информации, получаемой от моторной, сенсорной, лингвистической системы, - всех компонентов, необходимых для реализации устной речи.

Некоторые исследователи внутри данного направления полагают, что в основе дефекта лежат процессы, связанные нарушениями фонологических представлений о фонемах / словах - дефекты фонологического декодирования (Marion at al.,1993), Dogil at.al.(1994).



”Ребенок с апраксией развития оперирует нарушенной системой фонологических представлений, которая препятствует правильному выбору фонологических форм. Это обнаруживается в момент моторной реализации речи. Подобный дефект оказывает негативное влияние на более высокие, с точки зрения организации языковые процессы” (Marion, 1993).

Третья группа исследователей не связывает механизм апраксии с процессами когнитивно-лингвистического планирования и считает, что в основе расстройства лежат дефекты моторного программирования (выбора-поиска, доартикуляционного согласования). Термин “моторное программирование” однако является чрезвычайно обобщенным, поэтому ученые в своих работах стараются заменять его более конкретным смысловым наполнением. Так, исследователи Robin at al (1997) считают, что “апраксия... может быть результатом нарушения моторного программирования, однако наиболее вероятно - является результатом нарушения высшего моторного контроля при реализации речи, полагая тем самым, что в основе нарушения лежат затруднения в осуществлении контроля высказывания.

Ряд исследователей, работающих в русле данного направления, высказывают другие предположения. В частности, Darley (1969,1975) считает, что апраксия речи проявляется “в нарушении способности к программированию артикуляторных поз, согласованию движений мышц, обеспечивающих произвольное произнесение фонем. При этом речевая мускулатура функционирует нормально - не отмечается слабости мышц, замедленности и нарушений координации при реализации речевых проб. Просодические расстройства могут обуславливаться проблемами артикуляции, вероятнее всего, включением определенного компенсаторного механизма”

Таким образом, в настоящее время не существует единой точки зрения на механизм врожденной апраксии речи. Выраженная очаговая симптоматика предполагается, однако приоритетным выступает лингвистический подход к проблеме, согласно которому механизм нарушения объясняется моторными и языковыми концепциями (в рамках программирования и реализации речевого высказывания).

 

Время возникновения.

Особенности раннего речевого развития.

 

Апраксия развития возникает в период становления и развития речи, и диагностируется как правило, в возрасте трех лет и старше. Чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. В речевом анамнезе обращают на себя внимание ограниченность гуления и лепета, отсутствие звукоподражаний. Приблизительно до трех лет дети не объединяют слова во фразу. Употребление звуков, слов имеет одну особенность - звук или слово может быть произнесено ребенком один раз, и навсегда исчезнуть из речевого арсенала. Дети упорно избегают имитации звуков, шумов или слов. При этом активно используются жесты и другие невербальные способы общения. При этом одно слово (жест) несёт функцию многозначности, и используется в течение длительного времени. При коммуникации жесты, как правило, сопровождаются вокализацией.

Отмечаются нарушения экспрессивной и импрессивной речи, при этом расстройства экспрессивной речи более выражены.

В неречевом статусе отмечаются трудности жевания, глотания, в подавляющем большинстве, сложности в выполнении поз орального, артикуляторного праксиса; выраженные моторные затруднения (страдает как общая, так и мелкая моторика).

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.