Понятие “ умственная отсталость”. Определение. Классификация Вопросы определения и классификации умственной отсталости являются чрезвычайно сложными и дискуссионными. В разные годы свои определения предлагали отдельные ученые (A. Tredgold, 1937; E. Doll, 1941; B.Bijou, 1966; J. Mercer, 1973; M. Gold, 1980), различные организации: Всемирная организация здравоохранения (1978), Американская психиатрическая ассоциация (1968, 1980, 1994, 1996). В настоящее время существует несколько определений понятия “умственная отсталость”, которые активно используются исследователями, практиками и специалистами разных штатов. Однако наиболее распространенным, имеющим статус государственного, является определение, предложенное Американской ассоциацией умственной отсталости. На него ссылаются при проведении научных изысканий, написании статей и монографий. Определение Американской ассоциации умственной отсталости стало приоритетным в конце 50-х - начале 60-х годов, и прочно удерживает лидерство в изучении проблемы в настоящее время. “Руководство по терминологии и классификации умственной отсталости”, выпущенное ассоциацией, выдержало, в общей сложности, девять изданий. Последнее, девятое, вышло в 1992 году. Определения ассоциации в разные годы сыграли огромную роль в развитии науки об умственной отсталости. Поэтому мы остановимся на определениях, предложенных ассоциацией в 60 - 90-е годы, проследим этапы его становления и развития, а также концептуальные изменения, произошедшие в трактовании понятия “умственная отсталость” за эти годы. Прежде чем предложить определение, необходимо остановиться на понятийном и методологическом аппаратах, которые использует американская психологическая школа при интерпретации понятия ”умственная отсталость”. Американская школа изучения умственной отсталости берет начало с концепции количественной оценки интеллекта, основоположником которой считается А.Бине (1905), и традиционно оперирует следующими категориями: · общее интеллектуальное функционирование · (значительно) субнормальное (значительно ниже нормы - прим. автора) интеллектуальное функционирование · адаптивное поведение / адаптивные навыки · возникновение умственной отсталости в период развития. Кроме того, для любого определения умственной отсталости методологически значимыми являются следующие положения: 1. Определение умственной отсталости всегда строится на психологической, а не на этиологической основе, хотя последняя тщательным образом разрабатывается и имеет большое значение. 2. При определении интеллектуального функционирования (не интеллекта – прим. автора) учитывается состояния человека - ребенка подростка, взрослого только в момент обследования, и данное состояние никак не связано с прогнозом. 3. Для диагностики умственной отсталости необходимо соблюдение следующих условий: значительно субнормальное интеллектуальное функционирование должно сочетаться с нарушением адаптивного поведения (адаптивных навыков); нарушения интеллектуального функционирования и адаптивного поведения должны проявляться в период развития. Общее интеллектуальное функционирование выявляется по результатам выполнения тестов на определение интеллектуальных способностей. Наиболее часто применяемыми тестами, разработанными для данной цели, являются тесты Стэнфорд-Бине и Векслера. Измерение интеллектуальных способностей строится на предположении, что лица с разным уровнем способностей, измеряемых с помощью тестов, распределяется в популяции в виде нормальной кривой вероятности. Результаты индивидуализированного выполнения тестов позволяют выделить стандартное число баллов, которое можно использовать в качестве рабочей гипотезы при определении интеллектуального функционирования. -_ Средним в популяции (среднее обозначается знаком Х) является количество баллов, равное 100: человек, набравший данное количество баллов, считается имеющим средний интеллектуальный коэффициент (IQ). Разделение индивидов на уровни интеллектуального функционирования вычисляется с помощью единиц стандартного отклонения. Стандартное отклонение (s) - статистический параметр, мера стандартного удаления, расстояния от среднего - (100). Стандартное отклонение для теста Бине равняется 16, Векслера - 15. По количеству стандартных отклонений от среднего определяется IQ индивидов. Например, два стандартных отклонений ниже среднего означает, что IQ индивида равен 70 (68). Два стандартных отклонений выше среднего соответствует IQ, равном 130 (132) Диаграмма 1 демонстрирует концепцию нормального распределения (нормальной кривой), стандартного отклонения и среднего в популяции, а также распределение баллов по результатам выполнения тестов Стэнфорд - Бине и Векслера. Диаграмма 1 - - 3s -2s -1s X 1s 2s 3s 52 68 84 100 116 132 148 Шкала Стэнфорд-Бине 
55 70 85 100 115 130 145 Шкала Векслера Понятие “Субнормальное интеллектуальное функционирование” связано с результативностью выполнения тестов и определяется существующей в настоящий момент в научных кругах точкой зрения о том, какое количество стандартных отклонений ниже среднего (и, соответственно, баллов IQ) рассматривать относящимися к умственной отсталости. Понятие “субнормальное интеллектуальное функционирование” в разные годы трактовалось по-разному. В 60-е годы (Herber, 1961) понятие “умственная отсталость” включало результаты общего выполнения с одним стандартным отклонением ниже среднего, что соответствовало IQ, равному 84 (85) и ниже. В зависимости от данного критерия выделялось 5 уровней умственной отсталости: пограничный (определялся результатом измерений между одним и двумя стандартными отклонениями); за ним следовали легкий, средний, выраженный и тяжёлый уровни. Данные приведены в таблице№ 3 Как оказалось, данный показатель – 84-85 баллов и ниже был чрезвычайно высоким, и в категорию умственной отсталости попадало более 16% населения. При этом большую его часть составляли представители так называемых национальных меньшинств. Именно поэтому в 70-е годы (Д. Гроссман (J.Grossman, 1973) порог умственной отсталости был существенно понижен: значительно субнормальным считалось функционирование, составляющее два и более стандартных отклонений ниже среднего. Переводя данные показатели в баллы IQ, получалось 70 баллов по Векслеру и 68 - по Стэнфорд - Бине. Таблица 3 Уровни умственной отсталости | Стэнфорд-Бине Стандартное отклонение 16 | Векслер Стандартное отклонение 15 | Пограничный | 69 – 84 | 70 – 85 | Легкий | 52 – 68 | 55 – 69 | Средний | 36 – 21 | 40 – 54 | Выраженный | 20 – 35 | 25 – 39 | Тяжёлый | <20 | <25 | Кроме того, из разряда умственной отсталости в 70-е годы был исключен пограничный уровень (Гроссман, 1973). Уровни умственной отсталости распределились следующим образом: легкий (68-52; 69-55), средний (51-36;54-40), выраженный (35-20;39-25), тяжёлый (19 и ниже; 24 и ниже). Общее количество умственно отсталого населения сократилось, таким образом, с 16% до 2-3%. В 80-е годы понятие субнормальное функционирование формально осталось без изменения (границами умственной отсталости считается I стандартное отклонение ниже среднего ((IQ 68-70 и ниже)). Однако трактование понятия изменилось. Это было связано с получившей большое распространение концепцией стандартной ошибки измерения. Суть её заключается в том, что любое измерение не может быть абсолютно точным, и всегда имеет определенный потенциал для ошибки. Применительно к измерению интеллектуального функционирования это означало, что при определении IQ индивида при первичном и повторном тестировании может наблюдаться определенный разброс в показателях – количестве полученных баллов IQ. Данный разброс может отражать изменения, происходящие в интеллектуальном функционировании индивида, или свидетельствовать об ошибках измерения. Однако в любом случае данный разброс необходимо учитывать при интерпретации результатов теста. Расхождения в показателях, вместе с тем, не могут превышать 3-5 единиц выше и ниже полученного результата (в зависимости от теста). Например, если интеллектуальный коэффициент индивида соответствует 72 баллам, это означает, что истинный коэффициент варьируется в пределах 69 – 75 баллов, в так называемом диапазоне “зоны неопределенности” (Д. Ричли (D.J.Richly, 1987). Концепция стандартной ошибки измерения оказала значительное влияние на понятия “субнормальное функционирование”, “умственная отсталость”. Во-первых, перестала существовать практика чёткого соблюдения единиц стандартного отклонения и фиксированного показателя IQ при определении понятия умственная отсталость. Во-вторых, уровни умственной отсталости приобрели большую подвижность: легкий (50-55) - (70-75), средний (35-40) - (50-55), выраженный (20-25) - (35-40), тяжёлый (<20-25) - (не может быть определен). В-третьих, стало возможным более гибко проводить оценку интеллектуального функционирования и интерпретировать полученные результаты. Понятие “субнормальное интеллектуальное функционирование” сохранилось до настоящего времени: умственно отсталым считается индивид, уровень интеллектуального функционирования которого варьируется в пределах (55-70) - (до 75) баллов. Адаптивное поведение С момента возникновения понятие “адаптивное поведение” вызывает ожесточенные споры исследователей. Основой дискуссии является вопрос о том, насколько целесообразно учитывать компонент адаптивного поведения при диагностике умственной отсталости. Следует отметить, что компонент адаптивного поведения в разные годы имел разную значимость при диагностике. Компонент адаптивного поведения был впервые включен в определение умственной отсталости в конце 50-х, - начале 60-х годов (Р.Хербер (R.Herber, 1959, 1961). Целесообразность его введения в определение объяснялась следующими положениями: 1. Адаптивное поведение является совокупностью многих аспектов поведения и большого числа специфических способностей (интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных, моторных) или их отсутствия. 2. Все аспекты поведения являются частью общего процесса адаптации к окружающему миру, поэтому и интеллектуальное функционирование, и адаптивное поведение необходимо рассматривать в контексте общей адаптации 3. Уровень интеллектуального функционирования соответствует определенному уровню адаптивного поведения. 4. Нарушение интеллектуального функционирования находит своё отражение в нарушении процесса адаптации к окружающему миру. Следовательно, нарушение интеллектуального функционирования необходимо рассматривать в контексте нарушений адаптивного поведения. 5. Критерий “адаптивное поведение” таким образом, следует рассматривать в качестве равноправной составляющей при диагностике умственной отсталости. Адаптивное поведение определялось как эффективность, с которой индивид приспосабливается к естественным и социальным требованиям окружающего мира, что проявляется в степени его самостоятельности и соответствия требованиям личной и социальной ответственности. Было выделено четыре основных уровня адаптации, которые варьировались от легкой степени дезадаптации до полного её отсутствия. Основой для сравнения выступали показатели возрастной нормы. Вводилась четкая возрастная периодизация: дошкольный возраст (0-5 лет), школьный возраст (6-18 лет), взрослое состояние (с 21 года). Для каждой возрастной группы определялись ведущие критерии адаптации: в дошкольном возрасте - созревание и развитие (в частности, сенсомоторное развитие), в школьном возрасте - учебные навыки (обучение и образование), во взрослом состоянии - профессиональная адекватность (социальная и профессиональная адаптация). Каждый уровень был проиллюстрирован. Данные об уровнях адаптации приведены в таблице 4. Следует отметить, однако, что концепция адаптивного поведения в 60-е годы находилась в стадии формирования: отсутствовали гибкие технологии проведения оценки, критерии адаптивного поведения только разрабатывались. Поэтому понятие “адаптивное поведение” было представлено в очень свободной форме. Несмотря на то, что выдвигалось требование учета дефицита адаптивного поведения в качестве равноправной составляющей, компонент адаптивного поведения зачастую игнорировался при диагностике умственной отсталости. В 70-80 годы концепция адаптивного поведения получает дальнейшее развитие (Д. Гроссман 1973, 1977, 1983). Адаптивное поведение начинает рассматриваться не только в возрастном контексте, но также в контексте культурного окружения индивидов; для каждой возрастной группы конкретизируется 8 областей, в которых может проявляться дефицит адаптации: в дошкольном возрасте это сенсомоторное развитие, навыки коммуникации (язык и речь), навыки самообслуживания, социализации (которая определяется как развитие способности взаимодействия с окружающими); в период детства и раннего отрочества это способности применять учебные навыки в повседневной жизни, умение рассуждать и делать умозаключения в познании окружающей действительности; социальные навыки для данной возрастной группы определяются как способность участвовать в групповых мероприятиях и возможность устанавливать межличностные отношения; в период зрелого отрочества и взрослого состояния это профессиональная ответственность и возможность выполнять определенные виды работы. Таблица 4 I. Уровни адаптации Уровни | Дошкольный возраст (0-5) | Школьный возраст (6-21) | Взрослое состояние (21 и старше) | I УРОВЕНЬ | Грубое отставание; минимальная способность функционирования сенсомоторной сферы. Нуждается в уходе | Имеется определенное моторное развитие; невозможность овладения навыками самообслуживания. Полностью нуждается в уходе | Определенное моторное и речевое развитие; полная невозможность самостоятельного функционирования. Требуется полная опека и наблюдение | II УРОВЕНЬ | Слабое моторное развитие; минимальное развитие речи; в общем, неспособность овладения навыками самообслуживания. Навыки коммуникации незначительны или отсутствуют | Способность к овладению речью / навыками коммуникации; способность к овладению элементарными навыками самообслуживания. Неспособность к овладению учебными навыками. Способность к овладению и закреплению навыков самообслуживания (тренируемый) | Частичная возможность самообслуживания при полном наблюдении; возможность формирования навыка самозащиты в полностью контролируемом окружении | III УРОВЕНЬ | Способность к овладению речью / навыками коммуникации; слабая социальная осведомленость. Способность к овладению навыками самообслуживания. Достаточное моторное развитие. Значительно нуждается в помощи | Способность к овладению школьными навыками в объёме 4 класса в позднем отрочестве при условии предоставления специального обучения | Способность к овладению специальностью, не требующей высокой квалификации. Требуется наблюдение и руководство в условиях незначительных стрессовых ситуациях социально-экономического характера. | IV УРОВЕНЬ | Возможность развития социальных, коммуникативных навыков. Минимальные отклонения в сенсомоторной сфере. Невозможность отграничения от нормы на ранних этапах развития | Способность к овладению учебными навыками в объеме 6 класса.[12] Невозможность овладения учебными предметами старших классов. Требуется специальное обучение, особенно в средней школе (обучаемый). | Способность социально-профессиональной адаптации при соответственном обучении. Нуждается в руководстве и наблюдении в условиях серьезных стрессовых ситуаций | Кроме того, возрастает значимость компонента адаптивного поведения в диагностике: индивиды с достаточно высоким показателем IQ (до 75 баллов) могут быть диагностированы как умственно отсталые легкой степени, если они проявляют нарушения адаптивного поведения (Grossman,1977); индивиды с достаточно низким IQ (67-70) могут быть отнесены к категории нормы, если они не проявляют признаков нарушения адаптации (Д.Гроссман, 1983). Компонент адаптивного поведения, таким образом, позволяет решать вопрос о наличии / отсутствии умственной отсталости более дифференцированно. Не менее важным компонентом при диагностике является понятие “период развития”. Одним из обязательных условий наличия умственной отсталости выступает необходимость её возникновения в промежутках от рождения до совершеннолетия. Данное понятие трактовалось по-разному в разные годы. В 60-е годы период развития определялся с момента рождения до 16 лет (Herber,1961). В 70-е годы верхняя возрастная граница была повышена с 16 до 18 лет (Гроссман, 1973, 1977). По мнению авторов, период развития полностью завершается к моменту окончания школы, и только в 18 лет индивид получает статус взрослого человека. В 80-е годы определение периода развития конкретизируется. Периодом развития считается промежуток времени от момента зачатия до восемнадцатилетия.(Гроссман, 1983). В 90-е годы Американская ассоциация умственной отсталости предлагает новое определение (Lukasson и другие, 1992). Основной задачей Ассоциация считает стремление отразить изменения в понимании умственной отсталости, произошедшие за последние несколько лет. Это связано с накоплением новых фактов об умственной отсталости, а также с социально-экономическими переменами, происходящими в обществе, в частности, с изменением отношения общества к своим умственно отсталым гражданам. Несмотря на то, что неизменным остается положение о том, что умственная отсталость обусловлена нарушением интеллектуального функционирования в настоящий момент времени, само понятие “настоящее функционирование” существенно обогащается: вводится расширенное понятие “значительное ограничение настоящего функционирования”. Впервые указывается, что умственная отсталость является не чертой, а состоянием, при котором функционирование нарушено определенным специфическим образом. Уточняется, что умственная отсталость проявляется как основная трудность в обучении и осуществлении повседневных житейских навыков, а также в затруднениях, связанных с реализацией основных способностей личности - концептуального, практического и социального интеллекта. Понятие основные способности личности конкретизируются. Концептуальный интеллект относится к внутренним способностям личности и включает в себя познание и обучение. Практический интеллект является основополагающим в адаптивных способностях сенсомоторной сферы, самообслуживании, навыках безопасности, важным компонентом успеваемости, работы, направленности личности, возможности жить в микросреде и взаимодействовать с микросообществом. Социальный интеллект относится к способностям осознавать уровень требований, предъявляемых обществом, поведение окружающих. Включает умения адекватно оценивать своё поведение в различных социальных ситуациях. Основными компонентами социального интеллекта выступают социальная осведомленность и социальные навыки. Более специфическими проявлениями являются социальное самосознание, интуиция, умения делать умозаключения, коммуникация. Практический и социальный интеллект являются основными способностями человека, тесно взаимосвязаны, взаимодействуют и составляют основу адаптивных навыков. Оказываются преимущественно нарушенными при умственной отсталости. Понятие “субнормальное интеллектуальное функционирование”сохраняется, однако термин употребляется чисто номинально. Существенно новым является положение о том, что при определении умственной отсталости необходимо учитывать культурно-лингвистические особенности личности, а также состояния, внешне по проявлению схожие, но не являющиеся умственной отсталостью (нарушения слуха, речи - прим. автора). Оговаривается, что неумение принять во внимание такие факторы, как индивидуальная культура, язык, особенности поведения и коммуникации могут привести к неправильной оценке состояния. Значительному пересмотру подвергается концепция адаптивного поведения. Общепринятый термин “адаптивное поведение” заменяется новым, более содержательным, современным и гибким термином “адаптивные навыки ”. Целесообразность введения термина объясняется следующим образом: - понятие адаптивное поведение относится исключительно к аспекту взаимоотношения индивида с окружающими, при этом совершенно не учитываются школьные факторы - аспект взаимоотношений умственно отсталых в условиях школы (сверстники, учителя, персонал); - термин адаптивное поведение употреблялся зачастую в негативном плане, главным образом для того, чтобы продемонстрировать определенные недостатки адаптации. Термин “адаптивные навыки” включает учёт как слабых, так и сильных сторон личности в процессе адаптации. Выделяется и конкретизируется 10 основных областей адаптивных навыков, в которых может проявляться дефицит: ¨ коммуникация(понимание и выражение информации посредством символического поведения ((устная, письменная речь, орфография, графические символы, язык жестов, печатный язык по Брайлю)) или несимволического поведения (выражение лица, телодвижения, прикосновения)); ¨ самообслуживание (туалет, умение правильно есть, одеться / раздеться, соблюдение личной гигиены, опрятность); ¨ возможность жить в домашних условиях (умение одеться / раздеться, вести хозяйство, бережно относится к собственности; умение готовить, планировать и вести бюджет, соблюдать правила безопасности в доме, планировать распорядок дня. Сопутствующие навыки: возможность ориентироваться в доме, в ближайших окрестностях; правильно вести себя дома и вне дома; возможность обосновать свой выбор, вступать в социальное взаимодействие, применять знания в домашних условиях ¨ социальные: навыки социального взаимодействия с окружающими предполагают умения: вступить в беседу, провести и закончить её, адекватно реагировать на замечания в контексте ситуации, чувствовать настроение собеседника, осуществлять позитивную и негативную обратную связь, регулировать свое поведение, уметь выделять сверстников и общаться с ними; регулировать меру и тип взаимоотношений с окружающими; искать и находить помощь, а также оказывать помощь окружающим; развивать в себе чувство дружбы и любви; справляться с требованиями окружающих, уметь делать выбор; иметь понятие о честности и справедливости, уметь владеть собой, вести себя законопослушно, соблюдать правила и законы, демонстрировать адекватное социальное и сексуальное поведение ¨ умение жить в микросреде:т.е. использовать надлежащим образом ресурсы микросообщества: умения передвигаться (по городу или сельской местности - прим. автора), делать покупки, пользоваться услугами различных служб (газ, ремонт обуви, обращение за помощью к врачу), посещать церковь / синагогу, пользоваться общественным транспортом и местами общественного пользования: школы, библиотеки, парки, зоны отдыха, улицы; посещать театры и другие культурно-зрелищные места и мероприятия. ¨ самонаправленность личностисуть умения: делать выбор, учиться планировать свои действия, следовать плану; инициировать виды деятельности, адекватные месту, условиям, расписанию, личным интересам; завершать необходимые или требуемые задания, искать и находить, в случае необходимости, помощь, решать проблемы, возникающие в знакомой и новой ситуации; демонстрировать надлежащие навыки осторожности и самозащиты. ¨ здоровье и безопасностьвключают умения, связанные с охраной здоровья: правильно питаться, своевременно распознать наступление болезни, грамотно принимать лекарство и проводить элементарную профилактику заболеваний, знать основы оказания первой помощи, знать и соблюдать правила безопасности (пользоваться ремнем безопасности в машине, соблюдать правила при переходе улицы, вступать в диалог с незнакомыми людьми); искать и находить помощь, проходить регулярные медицинские осмотры; воспитывать положительные привычки. ¨ функциональная успеваемость - интеллектуальные способности и навыки, связанные с обучением, имеющие отношение к жизни: письмо, чтение, базовые математические понятия, естествоведческие знания об окружающем мире, здоровье и сексуальности; география, общественные науки. Важно отметить, что цель данного аспекта адаптивных навыков не успеваемость от класса к классу, а приобретение академических навыков, необходимых для обеспечения независимой и самостоятельной жизни в дальнейшем. ¨ проведение досуга предполагает умения разнообразить досуг (самостоятельно и совместно), отражающий личные предпочтения; если мероприятие является публичным, выбирать досуг по возрасту и соблюдать культурные нормы; выбор и самоинициирование интересов, умения проводить досуг дома и в обществе (самостоятельно и совместно); вступать в социальное взаимодействие с окружающими во время игры, соблюдать очередность, заканчивать или отказываться от различных видов досуга, продлевать свое участие и расширять спектр интересов, их осознание, а также навыков проведения досуга. Сопутствующие навыки: адекватное поведение в местах проведения досуга, коммуникативный выбор и потребности участия в социальном взаимодействии, применение академических навыков и демонстрация навыков мобильности ¨ работа навыки, связанные с возможностью работать полный / неполный день в микросообществе, применять специфические рабочие навыки; демонстрировать адекватное социальное поведение и соответствующие сопутствующие навыки: последовательно выполнить и завершить работу, совершенствовать рабочие навыки, применять на практике учебные навыки, готовить к работе рабочее место, общаться и взаимодействовать с коллегами, владеть собой на работе, адекватно реагировать на критику; распоряжаться деньгами и уметь их распределять. Принципиально новым является также и то, что для диагностики умственной отсталости (помимо низкого IQ) должно соблюдаться обязательное условие наличия ограничений в двух или более областях адаптивных навыков: наличие дефицита в двух (и более) адаптивных областей наиболее полно демонстрирует общее ограничения индивида и тем самым сокращает возможность диагностической ошибки. Чрезвычайно важным является положение о том, что специфические нарушения в одних областях адаптивных навыков часто сосуществуют с сильными сторонами индивида в других. Например, индивид может иметь сохранные физические или социальные способности независимо от умственной отсталости. Вместе с тем, у индивида одни области адаптивных навыков могут быть сохранными (социальные), а другие нарушены (коммуникативные). Кроме того, индивид может иметь и сильные, и слабые стороны в одной области адаптивных навыков (чтение и письмо). Отмечается, что все особенности адаптивных навыков необходимо четко протоколировать и учитывать при диагностике. Понятие “период развития” остается без изменения (определяется с момента зачатия до 18 лет), однако оговаривается необходимость четкой дифференциации умственной отсталости, проявленной в период развития, от состояний нарушения интеллектуального функционирования травматического происхождения. Вместе с тем, указывается, что дегенеративные процессы, приводящие к нарушению интеллектуального функционирования в возрасте до 18 лет, следует считать умственной отсталостью. Впервые в определение умственной отсталости введено понятие”длительность течения ”.В частности, уточняется, что умственная отсталость проявляется в возрасте до 18 лет, но необязательно сопровождает индивида всю жизнь. Несмотря на то, что интеллектуальное функционирование (в данном случае, низкий показатель IQ) является относительно стабильным в течение всей жизни, и ограничения интеллектуального функционирования практически не меняются, может измениться воздействие данных ограничений на личность умственно отсталого. В результате личного роста или изменений требований окружения (например, окончание школы) ограничения в адаптивных навыках перестают существовать, и диагноз умственная отсталость не является более актуальным. Вместе с тем, уточняется, что умственная отсталость превалирует в тех случаях, когда продолжают существовать ограничения в адаптивных навыках, и индивиду необходима любая форма помощи и поддержки. В этой связи большое значение приобретает разрабатываемая концепция положительного окружения и оказания помощи и поддержки.Её суть заключается в том, что соответственное окружение и своевременный объём помощи могут значительно улучшить жизненное функционирование умственно отсталого. Окружение определяется как специфическое окружающее сообщество, в котором индивид живет, учится, взаимодействует с окружающими. Выдвигается тезис о создании положительного окружения, так как оно ускоряет рост, развитие и благосостояние умственно отсталого. Положительным окружением считается типичное возрасту (сверстникам) и соответствующее социокультурному происхождению. Положительное окружение должно включать в себя следующие характеристики: ¨ предоставлять возможности для удовлетворения потребностей умственно отсталых лиц ¨ способствовать развитию их физического, интеллектуального, социального, материального благополучия. ¨ развивать ощущение / чувство стабильности, навыки предсказуемости и самоконтроля. Считается, что только в данном окружении умственно отсталые смогут достичь максимальной связи и взаимозависимости с обществом, продуктивности, и сможет в полной мере включиться в жизнь окружающего сообщества. Не менее важную роль для полного включения в жизнь общества играет своевременно оказанная помощь и поддержка. Несмотря на точку зрения специалистов о том, что умственная отсталость не сопровождает индивида всю жизнь, в течение длительного времени индивид нуждается в помощи и поддержке. При этом её объём, мера и интенсивность могут быть различными в каждом конкретном случае. В общей сложности по степени интенсивности выделяется 4 вида поддержки: ¨ периодическая - поддержка по мере необходимости, эпизодическая по природе или кратковременная, оказываемая в переходные периоды жизни (потеря работы, кризисные для здоровья ситуации) ¨ ограниченная, характеризуется относительным постоянством ¨ развернутая (обширная) - осуществляется регулярно (ежедневно) в условиях дома или на работе; не ограничена во времени ¨ глубокая; характеризуется постоянством и высокой степенью интенсивности; оказывается в течение всей жизни. Концепция помощи и поддержки выдвигает определенные требования к технологии её осуществления: 1. Различные источники поддержки должны быть объединены в последовательную управляемую модель; 2. Поддержка должна обеспечивать помощь умственно отсталым индивидам во все периоды жизни. 3. Модели оказания помощи и поддержки должны отражать реалистические задачи и затраты 4. Помощь и поддержка должны коррелировать с динамикой индивидов и отражать определенную результативность. В ситуациях, когда функционирование индивидов не улучшается, необходимо пересмотреть систему оказания помощи. В отдельных случаях основная цель помощи и поддержки может быть направлена на поддержание уровня настоящего функционирования или на замедление наступления регрессии. Появление и разработка концепции положительного окружения и помощи / поддержки внесли значительные изменения в концептуализацию умственной отсталости Во-первых, это нашло отражение в процедуре проведения диагностики: общепринятая процедура диагностики заменяется процессом диагностики, классификации и оказания помощи умственно отсталым индивидам. Данный процесс строится на многоаспектном подходе и состоит из трёх этапов. Выделяются и подвергаются анализу IV основных аспекта: I. Интеллектуальное функционирование II. Эмоциональные / психологические особенности, особенности личности III. Особенности физического состояния, здоровья, этиологии IV. Особенности социального окружения (настоящий образ жизни индивида - школа, работа, микросообщество). Данные аспекты рассматриваются в контексте трех основных этапов, которые включают: 1) Выявление умственной отсталости (учитывается аспект интеллектуального функционирования и адаптивных навыков) 2) Классификация и описание сильных и слабых сторон личности, настоящего окружения индивида, а также его оптимального окружения (раскрывается в контексте физических, этиологических, психологических особенностей личности, а также настоящего окружения). 3) Разработка и составление профиля необходимой помощи и поддержки по всем IV аспектам. Данные представлены в таблице 5 Введение трехэтапного процесса диагностики, классификации, оказания помощи и поддержки, позволяет перевести узко-диагностическое понятие умственная отсталость как значительное ограничение настоящего функционирования в социальный контекст, рассмотреть данное состояние в динамике и предложить оптимальную социальную перспективу для умственно отсталых индивидов с различной степенью выраженности интеллектуального дефекта. Кроме того, предложенная процедура проведения диагностики затрагивает другие значимые для определения понятия “умственная отсталость” положения. Таблица 5 ДИАГНОЗ, КЛАССИФИКАЦИЯ, СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ АСПЕКТ 1: Интеллектуальное функционирование и адаптивные навыки | Этап 1 ДИАГНОСТИКА УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ Диагностика умственной отсталости. Определяет право на поддержку. Умственная отсталость диагностируется в случаях, когда: 1) Интеллектуальное функционирование индивида составляет примерно 70 - 75 или ниже 2) Наблюдаются значительные нарушения двух и более областей адаптивных навыков 3) Период возникновения - до 18 лет | АСПЕКТ 2 Учет психологических / эмоциональных особенностей | Этап II КЛАССИФИКАЦИЯ И ОПИСАНИЕ Определяет сильные и слабые стороны личности и объём требующейся поддержки: 1) Опишите сильные и слабые стороны индивида | АСПЕКТ 3: Учёт особенностей физического здоровья, этиологии | 2) Опишите общее физическое здоровье индивида и укажите этиологию данного состояния | АСПЕКТ 4: Учет социального окружения | 3) Опишите настоящее место размещения и укажите оптимальное окружение, которое будет максимально способствовать постоянному росту и развитию индивида | | Этап III. ПРОФИЛЬ И СТЕПЕНЬ ИНТЕНСИВНОСТИ ТРЕБУЕМОЙ ПОМОЩИ Определяет тип и меру помощи, необходимую в каждом из четырех аспектов ¨ Аспект 1 Интеллектуальное функционирование и области адаптивных навыков ¨ Аспект 2 Учет психологических / эмоциональных особенностей ¨ Аспект 3 Учет этиологии / физического здоровья ¨ Аспект 4 Учёт социального окружения | В новом определении предложено отказаться от традиционного распределения индивидов по уровням умственной отсталости. Основным фактором, который принимается во внимание, является не уровень нарушения индивида, а его возможность самостоятельно функционировать в обществе, и степень данной самостоятельности. Возможность и степень самостоятельности напрямую связаны с тем, в какой мере умственно отсталый индивид нуждается в помощи (не нуждается вообще, помощь должна быть ограниченной, обширной, глубокой). Критерий меры и интенсивности, таким образом, становится определяющим, позволяет решать вопрос о том, может ли индивид самостоятельно функционировать в обществе и насколько успешно, и в конечном итоге судить о наличии / отсутствии умственной отсталости. Таким образом, концепция меры и интенсивности помощи становится превалирующей и вытесняет традицию распределения умственно отсталых индивидов по степени выраженности – уровням умственной отсталости как социально неактуальную. ВЫВОДЫ Мы видим, что определение, предложенное Американской ассоциацией умственной отсталости, сохраняет исторические традиции составляющих данное понятие категорий (субнормальное интеллектуальное функционирование, адаптивное поведение, период развития). Вместе с тем, традиционные категории расширяются, к ним добавляются новые, что в целом меняет само понятие “умственная отсталость”. Определение становится более функциональным, в нём смещаются акценты (так, акцентируется внимание не на умственной отсталости как на патологическом состоянии, а на личности умственно отсталого человека). Функциональность определения носит ярко выраженный социальный характер. Многие аспекты определения являются спорными, в частности, стремление отказаться от распределения умственно отсталых индивидов по уровням умственной отсталости. Однако многие положения нам импонируют, прежде всего, о том, что умственная отсталость является меняющимся состоянием и диагноз “умственная отсталость” не является актуальным при продуктивном включении индивида в жизнь микросреды. Нам импонирует также и то обстоятельство, что в течение многих лет ученые и специалисты ведут поиск оптимального определения понятия умственная отсталость; само определение не является чем-то однажды концептуализированным и застывшим; оставаясь традиционным и преемственным, находится в процессе постоянного развития. Изменение и развитие, в свою очередь, отражают изменения, происходящие в общественной жизни. Определение умственной отсталости, а также его концептуально-понятийный аппарат представлены в Приложении 1. |