МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Врожденная апраксия речи (апраксия развития)





Как речевое расстройство

 

Термин “апраксия” используется в отечественной логопедии при рассмотрении таких речевых нарушений как афазия, корковая дизартрия и моторная алалия. Считается, что апраксия является одним из сопутствующих симптомов указанных расстройств, связана с нарушением высших психических функций человека - обусловлена, как правило, односторонним поражением “речевых зон коры головного мозга”, в частности, моторной (прецентральной) и сенсорной (постцентральной), образующих единую сенсомоторную зону мозга, и проявляется в невозможности производства общих и (или) речевых движений.

Несмотря на достаточную разработанность проблемы, можно с уверенностью утверждать, что феномен апраксий наиболее полно изучен на примере афазии.

Относительно дизартрии следует отметить, что не все исследователи признают существование такой её формы, как корковая (Е. М. Мастюкова), и, соответственно, апраксии как механизма, лежащего в основе.

При рассмотрении механизма и речевых проявлений алалии ситуация несколько иная. Отечественные исследователи признают, что у определенного числа детей с алалией отмечаются симптомы оральной апраксии, т.е рассматривают данное состояние как симптом. Вместе с тем, при проведении сравнительных исследований, отечественные ученые используют понятийно - терминологический аппарат, принятый для характеристики зарубежного аналога алалии: врожденная афазия, афазия развития, онтогенетическая афазия; делают ссылки на авторов, занимающихся её изучением - Morley, Myklebust, Darley (В.А. Ковшиков, Е.Ф.Соботович, С.Н. Шаховская и др.). Ни в коей мере не умаляя значимости исследований, следует отметить, что в настоящее время в зарубежной (особенно в англо-американской литературе) полного аналога отечественной нозологической единицы “алалия” не существует. В американской классификации речевых расстройств представлены такие нарушения как “задержка речевого развития”, “нарушения экспрессивной речи”, “врожденная апраксия речи” (“апраксия развития”). При этом наиболее близким (но не полным) аналогом отечественной категории “алалия” является “апраксия развития” (врождённая апраксия речи), которую до известной степени можно сравнить с алалией, так как определенные критерии для сравнения все-таки существуют. Следует отметить также, что оба нарушения, несмотря на достаточную изученность, являются наиболее дискуссионными из всех известных языковых расстройств.

Цель данной работы - представить точку зрения американских исследователей на врожденную апраксию речи, выявить корреляцию между апраксией речи (врождённой) и речевыми нарушениями, существующими в отечественной классификации речевых расстройств, при которых она проявляется, а также по возможности отграничить врожденную апраксию от сходных состояний.

История вопроса

Проблема вербальной апраксии (или апраксии развития) впервые обозначилась в англоязычной литературе в конце 90-х годов 19 столетия. В 1891 году английский врач W.B. Hadden представил описание истории болезни одиннадцатилетнего подростка, речь которого напоминала афемию (термин, который использовался для характеристики апраксии речи взрослых в тот период). Несмотря на то, что детский аспект проблемы был затронут, первые серьезные исследования появились лишь в середине пятидесятых - начале шестидесятых годов двадцатого века работами британских ученых Morley (1954, 1955, 1957, 1965), Court (1954, 1955), Miller (1954, 1955), Garside (1955). Morley, Court, Miller в 1954 году, изучая детей с дизартрией, обратили внимание на особую группу детей - их речь, в общем, была характерной для дизартрии, однако при обследовании не было обнаружено признаков нервно-мышечных отклонений (спастичности, паретичности). Ученые охарактеризовали данное состояние как “артикуляторная диспраксия”. В 1957 году Morley в своем первом учебнике - “Развитие и нарушения речи у детей” представил подробное описание характеристики речи детей с апраксией развития и дал некоторые рекомендации её преодоления.

Следует отметить, что подавляющее большинство работ в тот период было представлено выписками из историй болезни, отдельными наблюдениями, данными клинических отчетов, а также результатами небольших исследований, которые чаще всего носили межпредметный характер. Относительная немногочисленность исследований, а также их преимущественно практический характер объяснялись сложностью проведения дифференциальной диагностики - в частности, выявления популяции детей с врожденной апраксией речи. Кроме того, с самого начала изучения данного состояния ученые затруднялись в нахождении единой точки зрения на причины, механизм данного нарушения, речевые и неречевые особенности.

В США проблему врожденной апраксии речи начали разрабатывать в конце шестидесятых годов. Примечательно, что данная проблема сначала обозначилась в контексте трудностей обучения. Ученые Johnson и Myklebust (1967) в учебнике - “Трудности в обучении: теория и практика” в краткой форме охарактеризовали данное состояние, дав ему название “вербальная апраксия”, и отнесли его к разряду языковых нарушений восприятия - экспрессивной речи. Кроме того, исследователи предложили ряд рекомендаций по преодолению расстройства.

Неподдельный интерес к проблеме возник в начале семидесятых годов, после выхода публикаций Rosenberg и Wertz (1972), Eisenson, (1972), Edwards (1973), Yoss & Darley (1974), Ferry, Hall, Hicks (1975), работы которых начали приобретать характер серьезных теоретических исследований.

В последнее время проблема врожденной апраксии речи продолжает изучаться особенно подробно Aram (1982), Gyette & Diedrich (1983), J. Rosenberg (1984), M. Crary (1984, 1993), D. Robin (1993), L. Shrierberg (1994, 1997), J Kwiatkowsky (1997) и др. Приоритетным направлением выступает языковой аспект проблемы, в котором выделяют несколько теоретических подходов.

Терминология

 

“Апраксия” традиционно рассматривается как невозможность производства целенаправленных движений без парезов, сенсорных нарушений, нарушений восприятия или интеллектуальных расстройств[7]. Darley (1968) стал первым ученым, который применил понятие апраксия к процессу речевой организацией высказывания. По Darley, “термин апраксия можно использовать лишь в том случае, когда у пациента есть замысел, лингвистические представления, моторные способности для речепроизводства, но он не может реализовать речь”.

Традиционно выделяют апраксию общую, оральную, речи (артикуляционную), пространственную. Общая апраксия проявляется в невозможности осуществления целенаправленных общих движений (по инструкции, представлению). Чаще всего связана с утратой способности управлять тонкими движениями рук, приводящим к распаду структуры движения и неумению использовать предметы по функциональному назначению.

Оральная апраксия заключается в невозможности осуществления оральных движений (движений языка, губ). Так, Love (1992) считает, что “апраксия неречевых действий - это невозможность производства целенаправленных движений мышц, иннервирующих глотку, языка, щек, губ при сохранности автоматизированных (непроизвольных) движений”.

Апраксия речи касается произношения звуков речи, а также возможности переключения с одного произносительного движения на другое, и проявляется в большом количестве ошибок произносительного характера (пропуски, замены, искажения, добавления, повторения, пролонгации фонем), сочетающихся с выраженными трудностями переключения (с фонемы на фонему, со слога на слог), и нарушением фонематического восприятия.

Пространственная апраксия выражается в расстройствах пространственной организации двигательного акта.

Все виды апраксий могут сочетаться; могут проявляться только отдельные её виды (например, оральная и речи; только оральная, только апраксия общих движений).

Апраксия речи проявляется у взрослых и детей, и по речевым проявлениям похожи. Несмотря на идентичность названия и проявления, апраксии у детей и взрослых характеризуются рядом существенных различий. В речи детей отмечается больше ошибок; они более разнообразны по характеру; в подавляющем большинстве у детей, в отличие от взрослых, не обнаруживается (и это подтверждается данными исследований) выраженной неврологической симптоматики. Кроме того, преимущественное травматическое происхождение апраксии у взрослых (нарушение мозгового кровообращения, ишемии, опухоли и состояния после удаления) ставит под сомнение целесообразность употребления термина “ апраксия ” применительно к взрослой популяции (Martin,1974).

Следует отметить, однако, что термин “апраксия” (в работе мы обращаем внимание преимущественно на речевой аспект проблемы) традиционно использовался применительно к взрослой популяции, так как взрослый аспект проблемы оформился значительно раньше детского. Однако он был заимствован и перенесен на детскую популяцию. Этому способствовали описательный характер термина и относительная легкость употребления. Сначала он использовался для характеристики речи детей в прямом смысле (Hadden - афемия). Чуть позже исследователи попытались выделить проблему детской апраксии в самостоятельную категорию и отграничить её от апраксии взрослых, и начали давать ей свои названия. При этом большинство терминов, характеризующих речь детей с апраксией, содержало поправку - врожденная (развития).

С момента возникновения популяции детей со специфическим нарушением речи не был ясен механизм расстройства, поэтому исследователи характеризовали данное состояние достаточно упроченными терминами (по наличию характерных признаков известных речевых расстройств - афазия, дизартрия) или по видимым признакам (артикуляторная апраксия, диспраксия) или предполагаемым компонентам нарушения речевой системы (вербальная апраксия). Кроме того, терминология отражала этапы развития логопедической науки. Так, Orton вводит термин “ моторная афазия (развития)” (1937); Worster-Draught предлагает термин “исполнительная афазия” (1953); Morley, Court, & Miller- артикуляторная диспраксия (1954); McGinnis - “апраксия иннервации" (1963); Morley - артикуляторная диспраксия (развития) (1967); Logue & McClumpa - апраксия речи (развития), (1970); Rosenberg & Wertz (1972), Eisenson, - врожденная артикуляторная апраксия (1972); Chappell - детская вербальная апраксия (1973); вербальная диспраксия (Edvards, 1973; Ferry at al., 1975), Rapin & Allen – синдром дефицита фонологического программирования (1981); Child Neurology Society - расстройство программирования речевого высказывания (1982), Aram - вербальная апраксия развития (1984).

Несмотря на обилие терминологии, в настоящее время термины “апраксия речи (развития)” или “врожденная апраксия речи”, “врожденная вербальная апраксия” остаются наиболее распространенными.

Причины

 

Причины апраксии речи (врожденной) до конца не выявлены. Чаще всего исследователи указывают на наследственную предрасположенность. Так, согласно исследованиям Aram & Glasson (1979), Horwitz (1984), Crary (1984), Robin at al (1993) у большинства родителей (близких родственников) детей с апраксией речи отмечались различные нарушения речевой системы - задержка речевого развития, нарушения экспрессивной речи, расстройства письменной речи, заикание. Кроме того, ученые высказывают предположения о лежащих в основе хромосомных аномалиях (при нарушенном интеллекте) - в частности, ломкая X хромосомой, трисомии (Jackobs at al., 1980; Newell at al., 1983; Jung,1989). Ученые также объясняют причины данного нарушения врожденными нарушениями процессов метаболизма (галактоземия) - Nelson at.al (1991).

 

Определение

В настоящее время существует несколько рабочих определений врожденной апраксии развития, однако, ни одно из них не признано официальным. В частности, в “Диагностико - статистическом справочнике психических и умственных расстройств” (DSM-IV) данное состояние не выделено в самостоятельную единицу, и рассматривается в контексте “общих и речевых расстройств восприятия - экспрессивной речи”. Вместе с тем, данная категория существует в классификации речевых расстройств - апраксия речи выделена в самостоятельную категорию в контексте моторных (двигательных) нарушений. Следует отметить, что, в основном, определения носят авторский характер - их предлагают исследователи и практики, занимающиеся разработкой проблемы. Рассмотрим наиболее известные из существующих определений.

Апраксия речи (врожденная) - фонетико-моторное речевое нарушение реализации речи, обусловленное затруднениями перевода правильно оформленной, готовой фонологической структуры в ранее изученные кинематические параметры[8], направленные на реализацию задуманного речевого движения. Проявляется во внутри (и меж) артикуляторных временных, а также пространственно-сегментальных и просодических искажениях. (Mc Neil, Robin, Schmidt,1997).[9]

Апраксия речи (врожденная) - сенсомоторное расстройство реализации речи, проявляющееся в невозможности согласования звуков речи в определенной последовательности (без видимых признаков мышечной слабости, парезов и параличей) (D. Jacobs, 1998).

Врожденная вербальная апраксия - фонологическое нарушение, обусловленное нарушением способности осуществлять контроль пространственно-временной реализации произношения. (M Crary,1984).

Анализируя определения, становится очевидным, что апраксия речи - это специфическое моторное нарушение произносительной стороны речи (звукопроизношения, просодики), обусловленное трудностями согласования фонем (на уровне слога, слова), без видимых парезов и параличей, выражающееся в различных ошибках произносительного характера и связанное с нарушениями фонематического восприятия.

 

...




©2015-2022 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.