МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ПЕДАГОГИ — ПОМОЩНИКИ ВРАЧЕЙ





Куда следует обратиться, если у школьника обнаружились пси­хические отклонения? Педагог должен рекомендовать родителям обратиться с ребенком к детскому или подростковому психиатру по месту жительства или в районном (городском) психиатрическом диспансере.

Все психиатрические учреждения условно делятся на два ос­новных вида: стационары и внебольничные учреждения (в первую очередь психиатрические диспансеры). В больницы госпитализи­руются очень немногие школьники: это в основном тяжелобольные или пациенты, которых в силу разных причин не удается лечить дома (например, у школьника легкие тики, врач назначил ему лечение, а лечение не проводится, так как отец пациента — пьяница и се­мье не на что купить лекарства).

Следует подчеркнуть, что очень многим пациентам психиатри­ческие диспансеры выдают лекарства бесплатно, а в .психиатриче­ских стационарах все больные обеспечиваются лекарствами бес­платно.

Если раньше психиатрические больницы служили одной цели — изоляции душевнобольных от общества, а возможности лечебного воздействия на таких пациентов были весьма ограничены, то с


50-х годов XX века функции психиатрических лечебниц постепенно изменились. Психиатрическая помощь стала очень дифференциро­ванной, возникли психиатрические больницы разного профиля: одни служат целям изоляции душевнобольных с использованием их оста­точной трудоспособности, в других в основном занимаются лече­нием душевнобольных, и число полностью или почти полностью излеченных в этих больницах иногда превышает 70—80%. Третьи стационары специализируются по оказанию помощи пограничным больным; в свою очередь эти стационары делятся на психиатрические больницы (с психотерапевтическим уклоном) и психоневрологи­ческие санатории. Конечно, такие учреждения ни внешне, ни по существу не напоминают прежние больницы.

В каждой психиатрической больнице широкого профиля имеется много разных отделений. В одних отделениях находятся мальчики, в других — девочки, к одних — дети, страдающие неврозами, в дру­гих — эпилепсией, в третьих — так называемые беспокойные боль­ные и т. д. Иными словами, современная психиатрическая больни­ца — большое и сложное учреждение, составные части которой стро­го профилированы и мало похожи друг на друга. В большинстве пси­хиатрических больниц есть отделения для беспокойных больных. Однако не следует думать, что в этих отделениях действительно так уж беспокойно. На самом деле в большинстве из них не намного беспокойнее, чем в остальных отделениях психиатрической больни­цы или в обычной соматической лечебнице. Ведь благодаря назна­чению соответствующих препаратов и новым методам лечения атмо­сфера психиатрических лечебниц за последние 25—30 лет сильно изменилась.

Возникла также стройная система внебольничной психиатриче­ской помощи, включающая в себя в первую очередь психоневрологи­ческие диспансеры и психиатрические кабинеты в районных поли­клиниках общего типа. Именно в этих учреждениях и наблюдается основная масса пациентов. Если же возникает необходимость в консультации у специалиста более высокого класса, то школьника направляют в районный или межрайонный психоневрологический диспансер либо в научно-исследовательское учреждение, где уста­навливается диагноз, назначается лечение, либо пациент направ­ляется на стационарное лечение. После выписки из стационара боль­ной какое-то время должен наблюдаться детским или подрост­ковым психиатром по месту жительства для предотвращения реци­дивов. Всякое стационмрование проводится лишь через психиатри­ческий диспансер.

Многим людям приходится обращаться в психиатрические учреж­дения, чтобы получить справку о том, состоят ли они на учете у психиатра или нет. Как сформулирован вопрос — так и дан ответ. Некоторые, придя к психиатру, сразу требуют, чтобы им выдали справку, что они психически здоровы, забыв, что все заключения психиатров идут только в ответ на соответствующий запрос.

Выдающийся югославский сатирик Бронислав Нушич в своей


шуточной «Автобиографии» приводит такую историю: «В Белграде хорошо известен Драголюб Аврамович-Бертольд — человек, ко­торого одни власти сажают в сумасшедший дом, а другие — вы­пускают из сумасшедшего дома. Поскольку власти менялись, очень часто и Бертольду приходилось то отправляться в сумасшедший дом, то выходить оттуда; ему это, наконец, надоело, он явился к властям и потребовал официального свидетельства о том, что он не является сумасшедшим. С тех пор как Бертольд получил такое свидетельство, он бьет себя в грудь и твердит, что он единственный человек в Сербии, который официально признан несумасшедшим».

Такие курьезные истории, конечно, возможны лишь в юмори­стических книгах; в реальной жизни все сложнее, однако и тут следует быть всегда очень осторожным в отношении психиатри­ческих документов.

Во многих детских психиатрических больницах и санаториях имеются общеобразовательные школы: таким образом, дети не отстают от школы, даже находясь в больнице длительное время.

Если пациенту исполнилось 15 лет, то его «передают» под­ростковому психиатру. Тут не нужно думать, что все, кто были на учете у детского врача, автоматически становятся пациентами подросткового, а затем и взрослого психиатра. Нет большего за­блуждения, чем думать таким образом. Подавляющее большинство тех, кто лечились у детского врача, к 15 годам давно уже выздо­ровели или не нуждаются в дальнейшем лечении, поэтому их амбу­латорные карточки складываются в архив, а через некоторое время чаще всего уничтожаются.

У детского психиатра лечатся тысячи школьников, подростково­му же передаются лишь единицы, но что это за единицы? Это прежде всего больные шизофренией, эпилепсией, олигофренией.

Может ли случиться, что школьнику поставили неправильный диагноз или когда-то поставили верный диагноз, но потом он вы­здоровел, хотя и продолжает оставаться на учете у психиатра? Все в жизни бывает и такие случаи тоже. Для коррекции таких случаев предусмотрена процедура снятия устаревшего или неверного диагноза; чаще всего это делается амбулаторне. Бывает и так: родители больного убеждены, что он здоров, требуют снять с него тот или иной диагноз. Собирается комиссия, которая решает вопрос, и если родители заблуждаются, то диагноз сохраняется.

Почти всегда в психиатрических учреждениях требуют, чтобы школьник принес характеристику, подписанную классным руководи­телем. Получить объективные сведения от школы очень важно для детского или подросткового психиатра, так как это поможет ему лучше узнать своего пациента, подскажет оптимальные пути уста­новления контакта с ним и лечения. Иными словами, трудно пере­оценить значение педагогической характеристики. Однако нередко педагоги пишут эти характеристики очень скупо или даже необъек­тивно. В одних случаях, просто перечисляют какие-то формаль­ные признаки, за которыми совершенно не стоит личность школь-202


яика: участвует в общественной работе, следит за чистотой в классе, учится посредственно... В других случаях педагоги так сгущают краски и до такой степени выступают в качестве судьи или прокурора, что с подобной характеристикой следует идти не к врачу, а сразу же в тюрьму для несовершеннолетних преступников.

Характеристика должна быть полной, подробной, объективной, освещающей все стороны характера и поведения школьника. Одно­временно она должна быть и психологической: кто, помимо учите-1 ля и родителей, знает школьника так же хорошо? Поэтому педагог обязан раскрыть характер ребенка, его манеры, поведение, увле­чения, отношения с окружающими, систему ценностей. Педагог должет помочь врачу понять душу пациента, а не увести врача по ложному следу.

Есть категория пациентов, которые вызывают, как правило, антипатию: это прежде всего школьники с психопатическими или психопатоподобными свойствами. Чаще всего, когда педагог пишет характеристику на таких детей, он испытывает раздражение и даже злость, поэтому нередко теряет объективность и чувство меры. Тут очень важно сохранить холодный рассудок и не поддаваться эмоциям. Если педагогу трудно быть точным в анализе состояния своего подопечного, лучше просто приводить примеры поступков школьника, впрочем, это лучше и во всех случаях при составлении характеристики.

Но педагог должен не только констатировать то, что имеется в поведении и характере школьника. Он должен по мере возможно­сти подсказывать врачу, от чего в первую очередь' следует изба­вить ученика, в каком направлении должны идти лечебные меропри­ятия. Например, нужно ли вначале уменьшить несдержанность, го­рячность школьника, а потом уже заниматься его воспитанием, следует ли прежде всего изъять его из ненормальной семейной об­становки, требует ли такой пациент крепкого нагоняя или, на­оборот, ласкового и ободряющего слова.

Врач в первую очередь видит в ребенке пациента: он быстро улавливает патологические компоненты его психики, а на «нормаль­ные» компоненты часто не обращает должного внимания. Вот тут-то педагог и должен помочь медику, подробно описав всю совокуп­ность личностных свойств школьника. От этого во многом зависит своевременная и верная диагностика, а следовательно и лечение.

Педагоги должны относиться к семьям, в которых есть душевно­больные дети, тем более деликатно и щадяще, так как не менее половины этих семей распадаются из-за болезни ребенка. Отцы многих таких детей уходят из семьи или становятся горькими пья­ницами, объясняя свое поведение тем, что они якобы не в силах смотреть на своего ненормального сына или дочь. Таким образом, все тяготы по воспитанию душевнобольных детей чаще всего ложат­ся на матерей, которым и без того нелегко. Вот они-то и нужда­ются в помощи в первую очередь: порой ребенку уже трудно по-. мочь, но приходится лечить его родителей, заболевших вследствие


постоянного пребывания с психически нездоровым сыном или дочерью.

Не менее драматична судьба здоровых детей, брат или сест­ра которых душевнобольны. Жить в постоянном соседстве с пси­хически неполноценным человеком — большое несчастье. Знать, что это твой брат или твоя сестра,— еще большее горе. Осознание, что и у тебя могут родиться такие же нездоровые дети (ведь во многих научных книгах утверждается, будто шизофрения и многие другие болезни являются сугубо наследственными),—самое большое страдание. Тут роль педагога в помощи таким семьям и здоровым детям в них велика. Она не исчерпывается лишь участием, жа­лостью, большим надзором над учеником из такой семьи, а вклю­чает в себя еще и разъяснение положения, сложившегося в семье. И тут нам придется коснуться одной старой проблемы.

С тех пор как стали создаваться дома инвалидов для подоб­ных детей, врачи неустанно сталкиваются с одной и той же драма­тической ситуацией. Ребенок тяжело болен, многие специалисты считают, что болен безнадежно, что в ближайшие десятилетия ни­каких надежд на значительное улучшение состояния не существует. Да и сами родители это понимают не хуже медиков. Казалось бы, такого пациента следует поместить в дом-интернат для детей с тяжелыми хроническими расстройствами психической сферы. Подоб­ных интернатов с годами становится все больше, обстановка в них хорошая, государство отпускает много средств на содержание па­циентов, в интернатах таких детей в меру их способностей обуча­ют, по возможности возвращают на некоторое время к родителям. Нередко в интернате больные получают элементарную профессию. Однако, даже прекрасно осознавая все это, родители не торопятся поместить слабоумного сына или дочь в такое учреждение. Не только потому, что еще надеются на исцеление — нет, надежды, допустим, давно уже утрачены,— а просто потому, что «жалко». Так в этой жалости идут годы. Родители вкладывают в ребенка всю свою душу, все средства, возят его по всевозможным курортам, знахарям, добиваются помещения в самые авторитетные клиники. Постепенно родители изматываются, силы их на исходе, им самим впору лечиться у психиатра. Нередко все это и кончается помеще­нием родителей в психиатрическую лечебницу. И тогда вместо од­ного инвалида в семье их становится двое и даже трое.

Материнская привязанность к ребенку обычно очень сильна. Но ведь, помимо этого начала, существует еще и социальное, разум­ное начало, помогающее верно оценить драматизм положения и при­нять рациональные меры. Если ребенок будет помещен в интернат, он всегда будет ухожен и присмотрен и предотвратит инвалидиза-цию всей семьи. К тому же в таких семьях мать уже не работает, а только присматривает за ребенком. Поэтому и материальное по­ложение семьи тоже оставляет желать лучшего. И все из-за того, что «жалко». А себя и других своих детей губить не жалко? А об­речь себя на одиночество, а других своих детей — на неполную


семью (так как отцы обычно уходят из таких семей) не жалко? Во имя чего нужно обрекать себя на такие лишения? Не лучше ли ро­дить еще одного ребенка, предварительно обследовавшись у гене­тиков? Многие-многие вопросы встают перед каждым, кто сталкива­ется со всеми этими драматическими ситуациями. Путеводной ни­тью тут должны быть нс только профессиональные знания врачей, но и здравый смысл и совесть окружающих. Лишь та нить Ариадны может вывести ситуацию из тупика, которая основана на учете инте­ресов не только больных, но и здоровых, которым жить да жить, но которые обречены пребывать долгие годы в тяжелейшей психотрав-мирующей ситуации из-за постоянного общения с душевнобольным инвалидом. А последствия этого контакта с тяжело психически больным человеком могут быть самые печальные.

Нам доводилось сталкиваться с множеством школьников, став­ших невротиками из-за тяжелого психологического климата в се­мье, обусловленного хроническим психическим расстройством у их брата или сестры. Снижение успеваемости, трудности поведения — это и многое другое возникает в результате вышеуказанного комп­лекса причин, причем, где причина, а где следствие — порой уже невозможно определить.

Педагог массовой школы обязан все это учитывать и в каждом конкретном случае должен дать семье разумный совет: или здоро­вого ребенка перевести в интернат, или больного отправить в ин­тернат для хронически больных детей, либо на время госпитализи­ровать его в психоневрологический санаторий или больницу. Можно на время отдать здорового или больного ребенка к бабушке или к другим родственникам. Решений тут много, и из них следует подо­брать оптимальное. И без помощи педагогов здесь не обойтись.

Что должен делать педагог, если у него в классе окажется больной (или переболевший) ребенок?

Во-первых, педагог должен вызвать родителей ребенка и по­интересоваться (конечно, очень деликатно и ненавязчиво), не за­мечали ли они у их дочери или сына каких-либо чрезмерных реак­ций, повышенной раздражительности и других явлений, о которых рассказывается в этой книге. Во-вторых, если родители заявят, что ребенок наблюдается у врача, то выяснить, получает ли он соответствующие лекарства. Если получает, то учитель должен в дальнейшем проследить, принимает ли ребенок эти лекарства, на­ходясь в школе (если, разумеется, назначен прием лекарств имен­но на то время, когда он пребывает в школе). В-третьих, если выяснится, что многие особенности поведения ребенка вызваны не­верным поведением родителей, педагог должен поговорить с роди­телями, указать им на их поведение и вместе с ними обязан как-то разрешить конфликтную ситуацию. Педагог никогда не должен подменять медика, но быть его верным и постоянным союзником обязан. В-четвертых, если педагог обнаружит, что он сам либо его коллеги как-то виновны в нарушении психологического комфор­та школьников, он должен изменить свое поведение, улучшить от-


ношения с учащимися, восстановить к себе доверие. Педагог дол­жен уметь «держать язык за зубами» — он ведь располагает очень большой информацией о психически больном ребенке, доверенной ему родителями и медиками. Если учитель будет спекулировать ею, использовать ее во вред школьнику и его родителям, то он быстро потеряет всякий авторитет. Педагог ни в коем случае не должен рассказывать школьникам о душевных болезнях одноклассников, он должен щадить больных, а не клеймить их. Он обязан быть в высшей степени деликатным и осторожным: ведь у многих душевно­больных (в том числе и у перенесших душевную болезнь) имеется повышенная чувствительность, ранимость, подозрительность, они болезненно опасаются, что окружающие узнают об их страдании и бу­дут их высмеивать. Тут тем более необходима душевная тонкость педагога, его такт, гибкость, предусмотрительность, чуткость. Пе­дагог, конечно, должен быть добрым, но не добреньким: когда необходимо, он обязан быть требовательным и даже жестким. Дети требуют постоянного воспитания, душевнонездоровые — тем более, а одна доброта тут всего не решает. Однако требовательность — это не хамство, не жестокость, не злопамятность, не садизм.

Если эти общие принципы будут выполняться (не говоря о тех частных требованиях, которые упоминались при рассмотрении тех или иных расстройств), то можно быть уверенным, что коэффициент полезного действия детского и подросткового психиатра резко воз­растет, а это пойдет лишь на пользу больным. О чем же еще может мечтать врач? И педагог тоже?

Рекомендуемая литература

Александровский Ю. А. Глазами психиатра. М., 1977.

Богданович Л. А. Записки психиатра. М., 1956.

Буянов М. И. Недержание мочи и кала. М., 1985.

Гарбузов В. И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их ле­чение. Л., 1977.

Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л., 1982.

Исаев Д. Н., Каган В. Е. Половое воспитание и психогигиена пола у де­тей. Л., 1979.

Ковалев В. В, Психиатрия детского возраста. М., 1979.

Коркина М. В. Дисморфомания в подростковом возрасте. М., 1984.

Леви В. Л. Нестандартный ребенок. М., 1983.

Леонгард К. Акцентуированные личности /Пер. с нем. Киев, 1981.

Личко А. Е. Подростковая психиатрия. 2-е изд. Л., 1985,

Справочник по психиатрии. 2-е изд. М., 1985.

Ушаков Г. К- Пограничные нервно-психические расстройства. М., 1978.

Ягодка П. Н. Жизнь в мире неведомого. М., 1970.


ОГЛАВЛЕНИЕ

І т а в т о р а. . 3

Часть первая, из которой читатель узнает,

что такое психиатрия н кто такие детские психиатры

•Г Три корня детской психиатрии . .... 5

Психоневрологи или психиатры? — В начале пути.— «Главное — учить!» (лечебная педагогика и психиатрия).— «...И понимать» (психология и психиат­рия).—.Роршах и Россия.— Что такое психическое здоровье? — Профессия врача: лечить и излсчипать.

'Симптомы, симптомокомплсксы, синдромы . 22

«Во всем безумье этом есть своя система».— Эпидемия в Гонконге.— Бледные образы «Черного-108».

Профессияпсихиатр . . 28

Клиницисты или расшифровщики лабораторных данных? — Опросник доктора Ирле.— Такие разные психиатры.— Кто первый описывает душевную бо­лезнь?— П. П. Малиновский и его «Записки доктора».— Вторая книга и ее судьба.— Великая сила людей.

Часть вторая,

в которой рассказывается

о различных психических отклонениях

(в первую очередь о тех, которые вызываются или усиливаются дефектами межличностных отношений)

Большая и малая психиатрия . . 41

Эндогенные заболевания........................... 42

Королева без свиты.— Раннее слабоумие — считали раньше. Раннее ли и обя­зательно ли слабоумие? — сомневаются сейчас.— «Священная болезнь».— «Феномен Достоевского».

Не в ногу со сверстниками........................................................................................... 52

Нищие духом.— Тайна Каспара Хаузера.— Всемогущая депривация.— Отчего бывают задержки психического развития? — Одна из причин школьной не­успеваемости.

Эти многоликие неврозы............................................................................................. 63

На нервной почве.— Школьные неврозы.— Депрессия в маске и без.— Почему у меня невроз, а у соседа нет? — Когда молчание — не золото.— Заикание *•и его формы.— Исповедь.— Диалог о синдроме Туретта.


Повреждения отдельных функций ... . . . . . 84

Когда не сидится на месте.— Если нарушен почерк.— Лентяи лентяям рознь.— Привычка? Досада? Злость? — Проклятая боль.—• Недержание мочи.— Не­держание кала.— В память несчастного Онана.

Незрелые личности .... .......................................................................... 107

«Вечная весна».— Кто вовремя не созрел.'— Дисгармоничные инфантилы.— Маски лжи.— Привет от Хлестакова.

Пубертат и вокруг него . . 119

Несбывшиеся прогнозы.— Беспокойный возраст.— Только ли акселерация? — Похождения одной невесты.— «Не хочу есть!» — Новая болезнь.— Коварное зеркало.— Он или она? — Письмо матери.— Новый Лантье или самовлюб­ленный Нарцисс? — Перекати-поле.— Механизмы бродяжничества.— «В знак протеста».— Крик души.— Психопатология и жестокость.— Потомки маркиза де Сада.— Прощай, клептомания! — На краю пропасти.— Достоинства под­росткового возраста.

Тяжелые люди . . 152

Уродства характера.— Формы психопатий.— Лиза Хохлакова и другие.— Иско-ренимы ли психопатии? — Все с детства.— А что потом? — Нажитая пато­логия.—• Крайности воспитания.

Часть третья,

из которой читатель узнает о том,

как лечатся психические расстройства

и какое участие в этом могли бы иногда принимать педагоги

На заре психотерапии , . .... ................................................. 173

Врач, лекарь или доктор? — Слово врач, а не враг.— Встреча в замке Иф.— Аббат-революционер.— Открытия доктора Месмера.— Сеансы на улице Клиши.— Крах одной затеи.

Владей собой . . . . ... 183

Психотерапия ищет новые пути.— Больные лечат больных.— Школа обще­ния.— Клин вышибается клином.— Йоги и лечение.— Когда применяется ауто­генная тренировка? —• Расслабьте ваши мышцы!

Психофармакология: надежды и возможности . . .195

Колхида, Одесса, Вена.— Неожиданное открытие.— Психиатрия и хирур­гия.— Новая эра.— Нейролептический синдром

Педагогипомощники врачей . 200

Рекомендуемая литература . 206





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.