ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | ПОВРЕЖДЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ Когда не сидится на месте. Едва этот мальчик перешагнул порог I класса, у учительницы защемило сердце: она проработала в школе много лет и неплохо разбиралась в психологии своих детишек. Сомнений не было: новенький был расторможен, суетлив, ни секунды не сидел на месте. Его перевели сюда из другой школы, и учительница понимала, что это случилось из-за трудного поведения ребенка. Ну, теперь прощай покой,— подумала она.— Никому житья не будет: ни ученикам, ни педагогам, ни обслуживающему персоналу. Учительница помнила, что и в прошлые годы в классе всегда встречались 1—2 ученика с чрезмерной возбудимостью, двигательной расторможенностью, непоседливостью. Из-за этого они не могли спокойно сидеть за партой, вертелись, мешали другим, беспричинно смеялись. Поначалу их воспринимали как невоспитанных детей, требовавших усиленного контроля, но вскоре педагоги приходили к выводу, что если невоспитанность и имела место, то она сочеталась с какими-то отклонениями со стороны психики детей. Эти отклонения предрасполагали к невоспитанности, отбивали у родителей и учителей охоту заниматься с такими детьми. Одних из них направляли на консультацию к врачу, и тот принимался лечить их (нередко в стационаре), других переводили на индивидуальное обучение, но подавляющее большинство продолжали учиться в школе. Учительницу больше всего поражало, что через несколько лет все или почти все подобные дети выправлялись, вели себя нормально и никаких нареканий уже не вызывали. Их чрезмерная подвижность обнаруживалась в I классе, а к IV у большинства она уже проходила. Учительница заметила также, что эта ненормальность в основном встречается чаще у мальчиков, чем у девочек, и самое главное — она редко бывает изолированным, единственным признаком какой-то патологии, обычно сочетаясь с другими психическими нарушениями. Каковы же причины и механизмы такой двигательной растор-моженности? Пока ребенок созревает, он проходит ряд определенных этапов. Эти этапы постепенно усложняются, дифференцируются. Пока ребенок грудной, у него почти не развита психика, и на все воздей- Ствия он реагирует соматическими и вегетативными симптомами: повышенной температурой, рвотой, нарушением питания и т. д. Став постарше, он достигает следующего уровня развития — психомоторного. Поэтому все неблагоприятные воздействия в 4—7-летнем возрасте вызывают нарушения со стороны двигательной сферы: появляется расторможенность, или заторможенность, либо нарушение координации движений (например, тики и заикания). Потом наступает третий уровень развития, для которого уже нехарактерны двигательные расстройства и они постепенно сами по себе проходят; ведь возрастной этап закончился — закончились и типичные для него нарушения. Причин, вызывающих чрезмерную суетливость,— бесчисленное множество. Перечислить их невозможно. Это и родовая травма, и ушибы головы в раннем возрасте, и инфекционные заболевания, и многое-многое другое. Неблагоприятные воздействия могут произойти задолго до наступления психомоторного уровня развития, но, как только ребенок достиг этого этапа, все его нарушения будут окрашены в «двигательные» тона. В болезни всегда заостряется то, что присуще здоровым людям, а ведь здоровым дошкольникам в первую очередь свойственно бегать. Таковы в общих чертах причины расторможенности. Каковы же ее механизмы? Ведь причины должны действовать на какие-то участки мозга и поражать их — чаще всего не весь же мозг поврежден у тех, кто слишком непоседлив и непослушен! Да, не весь. В основном поражается специфический участок мозга, называемый ретикулярной формацией. Этот участок «отвечает» за человеческую энергию, за двигательную активность и выраженность эмоций, активируя кору больших полушарий и другие вышележащие структуры. Вследствие различных органических вредностей ретикулярная формация может находиться в перевозбужденном состоянии, и поэтому ребенок двигательно расторможен. В зависимости от степени поражения ретикулярной формации и нарушений со стороны близлежащих отделов мозга бывают разные степени двигательной расторможенности, по-разному сочетающиеся с другими отклонениями. Наиболее часто расторможенность сочетается с психической незрелостью. Что это такое? Если ребёнку 10 лет, а он ведет себя как 6-летний, значит, у него преобладают реакции, свойственные более младшему возрасту, и он отстает в своем эмоционально-волевом развитии. Это гармонический инфантилизм. Такие дети беспечны, веселы, поверхностны в своих привязанностях, они быстро пресыщаются даже любимыми играми. Как и свойственно малышам, они чересчур подвижны, суетливы, не могут сидеть на одном месте. Казалось бы, ничего трагического в этом нет, однако, начав ходить в школу, такой первоклассник с трудом занимается, потому что ему хочется бегать, играть, а его заставляют заниматься скучным и требующим сосредоточения внимания делом. Обычно гармонический инфантилизм постепенно проходит безо всякого специального лечения (лишь в редких случаях необходим прием медикаментов), но без помощи родителей и педагогов тут не обойтись. Взрослые люди должны каждодневно контролировать равномерно отстающих в своем эмоционально-волевом развитии детей, нужно постоянно формировать в них стремление к самостоятельности, чувство ответственности, обязательности, дисциплинированности. Их следует не столько наказывать, сколько вырабатывать у них чувство раскаяния за недисциплинированное поведение: демонстрировать свою обиду на них из-за дурного поведения, лишать поощрений и поощрять за примерное поведение. В некоторых случаях нужно игнорировать их бесчисленные капризы. Эта работа длительная, кропотливая: чем раньше она начнется, тем быстрее будет эффект. Гармонический инфантилизм — в основном проблема педагогическая. Дисгармонический же инфантилизм — это и медицинская и педагогическая проблема. При этом виде недоразвития эмоционально-волевой сферы (интеллект может быть тут разный: и сниженный, и высокий, а чаще обычный) имеются не только 'симптомы, свойственные гармоническому инфантилизму, но и резкое заострение тех или иных свойств характера: возбудимости, неустойчивости, склонности ко лжи. Во всех случаях тут есть и двигательная расторможенность. К проблеме психического инфантилизма — одной из самых актуальных в наше время — мы еще будем неоднократно возвращаться. Отметим лишь, что разные виды психической незрелости играют очень большую роль в возникновении школьной дезадаптации. 9-летний мальчик с I класса зарекомендовал себя как малоуправляемый и взрывчатый. Он часто конфликтовал с детьми, особенно с педагогами. Ему хотелось играть, бегать и петь, а ему это запрещали делать в классе. Тогда мальчик начинал драться, кричать, ругаться. Как спичка, он вспыхивал и так же быстро приходил в себя, давал обещание вести себя хорошо, но через 5 минут все забывал •— и вновь начинались его фокусы. По натуре он не был злым ребенком, но своей горячностью и неумением держать в узде свои эмоции легко наживал себе врагов. К тому же педагоги жаловались на его детскость: вроде бы умный и знающий, мальчик готов был без конца возиться с малышами, бегать до изнеможения, затевать игры, которые обычно заканчивались дракой. Набегавшись днем, он засыпал как убитый, и чем крепче спал (а это зависело от усталости днем), тем чаще мочился в постель и даже не просыпался от этого — такой у него был крепкий сон. Когда у одноклассников и у педагогов кончилось терпение, мальчика показали врачу-психиатру, тот назначил лечение, и через несколько месяцев поведение ребенка неузнаваемо переменилось: он стал спокойнее и сдержанней, уже не носился как угорелый по школе и лучше подчинялся дисциплине. Тем не менее черты детскости еще сохранялись. На радостях, что ребенок стал вести себя более благопристойно, родители, не посоветовавшись с врачом, отменили лечение, и через несколько дней поведение мальчика опять стало трудным: его расторможенность и суетливость в сочетании с драчливостью и взрывчатостью возобновились. Потом ему вновь стали давать лекарства, и родители, помня, что было с ним, когда лечение они сами отменили, больше не шли на подобные эксперименты. Пациент получал лекарства много лет, все это сочеталось с длительной педагогической работой — в результате к 14—15-летнему возрасту мальчик полностью выправился и потом уже никогда не обращался к психиатру. Двигательная расторможенность очень часто соседствует с повышенной истощаемостью, утомляемостью, невыносливостью и дру-,,. гими симптомами, большей частью входящими в картину цереб-г растенического синдрома. Поэтому у таких детей часты головные І боли, головокружения, рвоты, плохое настроение, рассеянное вни-•f мание, сниженная память. Устают они от беготни, от занятий, '• от мало-мальски длительной нагрузки. Переутомившись, некоторые ИЗних нуждаются в том, чтобы лечь и выспаться, поэтому они вялы и раздражительны. Другие же становятся расторможенными, суетливыми, непоседливыми. Уложить их в постель очень трудно, хотя родители и педагоги отчетливо представляют, что, если та-••• кой ребенок не отдохнет, он будет еще больше носиться, а от , этого еще больше устанет — возникает порочный круг. Понятно, что если двигательная расторможенность сочетается не только с церебрастенией, но и с инфантильностью, лечить нужно дольше и педантичнее, ведь три расстройства труднее вылечить, чем одно. Встречаются и дети, у которых вследствие ушибов лобных долей мозга нарастает определенный вариант так называемого пси-хопатоподобного синдрома. Он проявляется в нелепой дурашливости, беспечности, суетливости. Пациенты веселы, хохочут, не обращая внимания на замечания, очень часто производят впечатление каких-то поглупевших. Они требуют обязательного лечения. Некоторые из них не могут обучаться вместе с детьми, так как представляют для них некоторую опасность и, самое главное, дезорганизуют детей, толкают их на нарушение дисциплины. Их приходится переводить на индивидуальное обучение. В других случаях психопатоподобный синдром проявляется в сочетании с двигательной расторможенностью и нарушением влечений: дети любят поджигать что-нибудь, убегать из дома, их тянет к спиртному, к курению, многие из них эмоционально-холодны, бесчувственны, бессовестны. Конечно, все они нуждаются в лечении у специалиста. От родителей же и от педагогов зависит, чтобы они терпеливо и настойчиво формировали в таком ребенке способность к раскаянию и умение подчиняться дисциплине — без этого любые медикаментозные воздействия будут малоэффективны. Только союз медиков, педагогов и родителей может преодолеть все те формы нарушенного поведения, о которых идет речь. Тут нельзя переваливать ответственность с представителя одной профессии на представителя другой. И уж тем более это должны знать родители, ведь именно они в первую очередь хотят, чтобы их ребенок был здоров. Обвинять же во всем врачей или учителей они не должны ни в коем случае, они обязаны сотрудничать, каждый внося свою лепту в гармонизацию психики ребенка. Двигательная расторможенность — симптом заметный, не обратить на него внимание невозможно. Он относится к числу нарушений, которые излечиваются полностью и быстро. Нужно только терпеливо лечить и обязательно воспитывать в ребенке потреб- ность вести себя более дисциплинированно, быть более усидчивым й терпеливым. Если нарушен почерк. Родители и педагоги не могли нарадоваться: девочка была исполнительной, аккуратной, очень обязательной, училась отлично, активно занималась общественной работой. Правда, временами мать замечала, что дочери трудно, что она предъявляет к себе очень завышенные требования и лихорадочно старается их выполнить. «Зачем себя изводишь, доченька?» — спрашивала мать, но в ответ получала одно и тоже. — Так надо. Хочу быть лучше всех. Нужно постоянно самоусовершенствоваться. Нужно предъявлять к себе самые высокие требования. Однажды у нее возник конфликт в классе: девочки обвинили ее в диктаторских наклонностях и отказались ей подчиняться. Через несколько дней у героини нашего рассказа появилась дрожь в руках. Точнее, не в руках, а в правой руке и то лишь тогда, когда она держала перо. Если держала в руках ложку, вязала, печатала на машинке, никакого дрожания не было и в помине. Естественно, что она не могла писать: как только приходила в школу и должна была взять в руку ручку (не важно какую — шариковую, перьевую, карандаш), в правой кисти появлялась дрожь и судороги пальцев. Писать было невозможно. А ведь раньше девочка писала лучше всех и ее почерк всем ставился в пример, ее тетрадки выставляли на конкурсах. Педагоги были удивлены не меньше девочки, заметив эту неожиданную и необыкновенную метаморфозу. Первое, что пришло в голову учителям и одноклассникам: девочка симулирует дрожание рук, чтобы обратить на себя внимание и чтобы ее пожалели. Поэтому педагоги и одноклассники, разделявшие подобную точку зрения, стали высмеивать девочку, обзывать, унижать ее. Девочке было 13 лет, она училась в VI классе, мечтала стать учительницей. Когда она увидала, как к ней стали относиться люди, .которых она прежде уважала, ей стало очень больно. Ей не хотелось ходить в школу, она старалась избегать одноклассниц, не разговаривала с учителями. Нарушился сон и аппетит, понизилось настроение, девочка стала раздражительной, вспыльчивой. Проходили недели за неделями. Почерк не восстанавливался. Настроение становилось все хуже. Конфликт с одноклассницами принял затяжной характер. Де* вочки по-прежнему считали нашу будущую пациентку злостной симулянткой и всячески демонстрировали ей свое пренебрежение. Тем временем девочка принялась ходить по врачам, чтобы избавиться от невозможности писать. Ни невропатологи, ни нейрохирурги, ни тем более терапевты или травматологи не находили у нее никакой патологии. В конце концов они послали ее к детскому психотерапевту. После двух сеансов гипноза все нарушения у девочки прошли. Правда, психотерапевт поставил перед девочкой условие: она должна простить своих обидчиц и вести себя как ни в чем не бывало. Сам же врач отправился в школу, собрал родителей подростков и прочитал им лекцию о том, что такое писчий спазм, как его лечить, что делать, чтобы он не появлялся. Не только прочитал лекцию, но и попросил родителей, чтобы они — в доступной форме — передали ее содержание своим детям, и особенно одноклассницам нашей пациентки. Родители выполнили просьбу врача, девочки извинились перед пациенткой. Мир в классе был восстановлен. Параллельно этому проводилось лечение. Оно, как уже отмечалось, было успешным. Еще 20—25 лет назад у детей и подростков это заболевание не диагностировалось. Вот как, например, писал о нем в 1.963 году вьь дающийся советский невропатолог академик Сергей Николаевич Давиденков: «Писчего спазма как будто не было или почти не было, пока писали мягкими гусиными перьями, а распространился он вместе с изобретением более твердых стальных перьев, сделавших возможным более скорое письмо... заболевают писчим спазмом большей частью не раньше четвертого десятилетия. Дети писчим спазмом не болеют». Резкое увеличение школьных нагрузок, нарастание темпа жизни, гиподинамия — эти и многие другие факторы, ставшие актуальными в последней трети XX столетия, выявили такие нарушения, которых прежде не бывало. Писчий спазм в этом отношении тоже «помолодел», и нет никаких оснований надеяться, что с годами он будет встречаться реже: ведь маловероятно, чтобы школьные нагрузки уменьшились и темп жизни замедлился. А поскольку почти всегда драма с писчим спазмом развертывается в семье и школе, именно от родителей, педагогов и одноклассников зависит, в каком направлении пойдет болезнь, вовремя ли ее погасят или она обрастет множеством невротических нарушений в виде расстройств сна, аппетита и пр., то именно родители и учителя должны в первую очередь знать об этом заболевании. Впервые оно было описано в первой трети минувшего века. Называли его по-разному: профессиональная дисграфия, графоспазм, спазм писцов и т. д. Со временем укоренилось название «писчий спазм». Эта болезнь была бичом писарей и литераторов, т. е. тех, кто по своей профессии должен был много писать. Однако было замечено и другое: писчим спазмом заболевали лишь те, кто писал торопливо .и волнуясь. Стало ясно и то, что писчий спазм — это привилегия тех, кто обладает хорошим почерком. Если нарисовать усредненный портрет школьника, предрасположенного к писчему спазму, то он будет выглядеть примерно таким. Это человек исполнительный и очень педантичный, порой даже болезненно аккуратный. Он очень внимателен к письму, выводит каждую букву, пишет очень медленно. Когда его заставляют писать быстрее либо когда во время письма приходится нервничать, то в правой руке появляется вначале легкая дрожь, затем она усиливается и вскоре школьник уже не может вывести ни одной буквы. Дрожь возникает не только от скорости письма, к которой человек не привык, но и от ссор, конфликтов, непонимания, раздражения, от обид, унижений, чувства досады. Писчий спазм никакого отношения к симуляции не имеет. Более того, эти пациенты мучительно страдают из-за него, активно ищут помощи, добросовестно исполняют все рекомендации медиков. Это, как правило, люди высокосознательные, положительные. Обломовы, легкомысленные и необязательные школьники, а также субъекты с плохим почерком, связанным с чрезмерной поспешностью или суетливостью, писчим спазмом заболевают редко. В ироническом смысле можно сказать, что болезнь возникает в силу того, что у некоторых школьников слишком много положительных черт. Никто не призывает этих детей стать хуже, чем они есть. Очень хорошо, что они такие. Нужно только стараться быть людьми, которым не чуждо ничто человеческое. Следует больше двигаться, заниматься спортом, чередовать периоды занятий с периодами отдыха. Нужно спать после обеда, не засиживаться вечерами за кни- гами, у телевизора или магнитофона. Нужно воспитывать в себе коммуникабельность, быструю эмоциональную отходчивость, не хранить в душе раздражения и зла. Писчим спазмом обычно заболевают люди слишком честолюбивые, прямолинейные, несколько догматически мыслящие. Зная это, нужно перевоспитывать себя, ведь никто, кроме самого человека, это делать не станет и ни от кого, кроме как от самого обладателя подобных карикатурно заостренных черт (речь только об этом!), это не зависит. Ну, а если писчий спазм все-таки возник, что нужно делать? Во-первых, сводить ребенка к детскому психиатру или невропатологу, чтобы врач решил, в чем здесь дело. Во-вторых, строго выполнять все рекомендации врача и не заниматься самолечением. В-третьих, относиться к такому ребенку (как и к любому другому, разумеется) нужно с пониманием, стремясь помочь ему, поддержать его и уж ни в коем случае не высмеивать и не считать симулянтом. Как было уже показано, к добру это не приводит. Стало быть, профилактика писчего спазма — это во многом профилактика любых невротических и иных нарушений, вызванных неправильным отношением людей друг к другу, их нетерпимостью или раздражением. Встречаются различные виды писчего спазма. Бывает дрожательная форма, когда рука начинает дрожать в тот момент, когда человек взял в руки перо. Встречается болевой вариант писчего спазма, когда в руке, держащей перо, немедля появляется сильнейшая боль. Иногда случается и паралитическая форма: взял человек в руки перо — и рука бессильно падает, словно парализованная. Человек может поднимать тяжелые гири, сутками печатать на машинке, не разгибая спины вязать или шить, и никаких болезненных явлений не будет. Стоит же взять в руки легонькое перо, и болезнь обнаруживает себя в самой гротескной форме. Нередко встречается судорожная форма писчего спазма, когда появляются судорожные подергивания в правой руке. Самая же частая форма — смешанная, обычно складывающаяся из сочетания дрожания и судорог. Еще 30—40 лет назад писчий спазм считался неизлечимым расстройством. Чем и как лечить его, не знали. В некоторых случаях помогал удлиненный сон. Так, в конце 1950-х годов В. Н. Габашвили (автор единственной в нашей стране монографии, посвященной писчему спазму) лечил своих пациентов длительным сном: 36 взрослых больных писчим спазмом спали ежедневно по 14—16 часов и лишь около половины из них могли после этого мало-мальски сносно писать. В настоящее время в лечебных целях применяется психотерапия, имеющая очень высокий эффект. В те годы, когда не было лечения писчего спазма, медики пробовали переучивать больного писать левой рукой. Однако большинство исследователей потом обнаруживало, что писчий спазм скоро переходил и на левую руку. Поэтому люди становились глубокими инвалидами и не могли продолжать свое образование. Мы таких случаев никогда не наблюдали. Более того, в процессе лечения мы внушали пациенту, чтобы он не обращал внимания на то, какой рукой он пишет. Какой умеет, такой пусть и пишет. При этом поражало, как быстро дети и подростки переучивались писать левой рукой и как красиво писали ею. Склонны к писчему спазму люди вялые, медлительные, с несколько «сонным» темпераментом. Именно их и нельзя заставлять писать •очень быстро. Они должны привыкать постепенно к нарастающей нагрузке. Освобождать от школы детей с писчим спазмом не следует (впрочем, в каждом конкретном случае медики решат более точно). Лишь в редких случаях подобных пациентов переводят — да и то временно — на индивидуальное обучение. Мы не наблюдали ни одного случая, когда от писчего спазма нельзя было бы избавиться. И мы не видели ни одного случая, чтобы писчий спазм возник у людей, занимающихся физкультурой, не ведущих неподвижный образ жизни, у людей веселых и с чувством юмора. Писчий спазм — это невроз. Он встречается начиная с IV—V класса. В более младшем возрасте редок. Там чаще бывают другие нарушения почерка. В частности, в I.—II классах чаще всего диагностируется особое расстройство,, именуемое биографией. При этом нарушении имеется дефект способности к пространственному синтезу; короче говоря, такой ребенок с трудом учится писать, во .всем же остальном он чаще всего абсолютно здоров. Причин дисграфии много, не все из них еще изучены. Ясно одно: ребенок с дисгра-фией должен больше времени проводить за писанием букв, он должен заниматься терпеливо .и аккуратно, пока не научится хорошо писать. Тут тоже многое зависит от него и от педагогов: они не должны терять терпения и обязаны много заниматься с таким больным. Но чаще всего нарушение почерка бывает у людей двигательно расторможенных, суетливых, которые не могут долго сидеть на месте и постоянно вертятся. Многих из них следует лечить, но незави-. симо от того, нуждается такой гиперактивный ребенок в лечении или нет (это решит только врач), у всех них нужно формировать волевые процессы, учить их лучшему самоконтролю, способности быть дисциплинированным и терпеливым. Тогда и почерк улучшится. Воспитание и самовоспитание (часто на фоне лечения) — вот что является единственным способом научиться хорошо писать, если почерк нарушен из-за чрезмерной суетливости. Лентяи лентяям рознь. В 1859 году был опубликован роман И. А. Гончарова .«Обломов»,, благодаря которому в русский язык прочно вошло понятие «обломовщины», ставшее символом лени, душевной вялости, пассивной жизненной позиции, интеллектуальной и эмоциональной трусости и неподвижности. Разные люди вкладывают в слово .«обломовщина» неодинаковое содержание, но каким бы оно ни было, в нем всегда присутствует обязательный компонент — лень. Без лени не может быть обломовщины. Что такое лень, как ее понимают врачи, да и можно ли вообще рассматривать лень с точки зрения медицины? Лень лени рознь, все лентяи разные. Подавляющее большинство из них абсолютно здоровые люди (мы говорим только о школьниках), требующие хорошего нагоняя, а не советов медиков. Меньшинство (к тому же очень небольшое) — это люди, у которых лень есть одно из проявлений определенной патологии. О такой лени — патологической, если так можно выразиться — и пойдет сейчас речь. Для начала уточним некоторые термины, которые употребляют медики, говоря о лени: адинамия — малоподвижность, нежелание двигаться, апатия — неактивность, нежелание что-то делать, абулия — расстройство воли, приводящее к отсутствию всяких желаний. Это все степени патологической лени. Хотя внешне все люди, о которых идет рассказ, ведут себя как лентяи, у одних имеется настоящая лень, у других она лишь маска, скрывающая их заболевание, у третьих лени по существу нет, имеется лишь невозможность что-то делать при выраженном желании деятельности. Веселый, работоспособный, жизнерадостный юноша заболел гриппом, но продолжал ходить в школу и заниматься с репетиторами, пока не свалился от усталости, головных болей и сильной слабости. Три дня посидел дома, потом опять принялся за учебу, так как не за горами были вступительные экзамены в университет. Про-заниманшись несколько дней, понял, что толку все равно нет, поскольку он быстро уставал, покрывался потом, плохо соображал и главное — ему, такому обязательному и энергичному, ничего не хотелось делать. Стоило позаниматься 2—3 часа, как им .овладева-. ла убийственная лень, он не мог даже двигаться. Обратился к врачу, тот объяснил, что это соматогенная астения, вызванная тем, что он не долечился от гриппа и переутомился. Побыв неделю дома, будущий студент-физик полностью восстановил свои силы, но потом как только чем-то заболевал, то вспоминал полученный урок и старался тщательно выполнять рекомендации врачей. Соматогенная астения, т. е. физическая и психическая слабость, вызванная соматическим заболеванием,— самая частая причина низкой работоспособности. Она преходяща, нужно только слушаться врачей, не нарушать щадящий режим, и тогда соматогенная астения будет безвредна. Но, к сожалению, многие люди — обычно социально очень активные и абсолютно непохожие на Обломова.— во .имя догматически воспринятых правил и собственной безалаберности считают, что соматическая болезнь — это ерунда, на которую не стоит обращать внимания, и что ежели человек еще не помер и способен переносить высокую температуру, то надо работать. А за это подобные люди расплачиваются резким упадком работоспособности, адинамией и даже абулией. Иногда вследствие тяжелого соматического заболевания в той или иной степени нарушаются волевые процессы и человек становится малоактивным, равнодушным к жизни, повышенно подчиняемым, малообщительным. Это, например, нередко встречалось после тяжелых дизентерий и диспепсий, дистрофий, длительного голодания. К проявлениям соматогенной астении внешне близки церебра- стения и неврастения — наиболее частые невротические расстройства нашего времени. О первой говорилось выше, неврастения же — это результат переутомления. В младшем школьном возрасте неврастения не встречается, в основном ею страдают люди более старшего возраста. Они внешне становятся лентяями именно потому, что по своему образу жизни прямо противоположны Илье Ильичу Обломову.. Те, кто заболевают неврозом переутомления,— это обычно чрезвынайно активные и настойчивые люди. Переутомившись, они подстегивают себя кофе, крепким чаем, холодным душем и, работая все больше, постепенно попадают в замкнутый круг. Чаще всего неврастения встречается у старшеклассников и первокурсников, .еще не освоивших законы психогигиены. Например, подросток учится в специальной школе с обучением на иностранном языке, помимо этого, он самостоятельно учит еще 1—2 языка и, наконец, готовится с репетитором к поступлению в институт. Нагрузка большая, некогда побегать и по-настоящему отдохнуть. Подросток начинает чувствовать усталость, появляются головные боли, нарушается сон, аппетит. Засыпает с трудом, обильно снятся кошмарные сновидения, утром не чувствует себя отдохнувшим, весь день тянет ко сну, ничего не хочется делать, не может сосредоточиться, продуктивность резко падает, настроение снижается. Чем больше занимается, тем меньше успевает. Чтобы не казаться лентяем, еще больше сидит за книгами и лишь очень нескоро обнаруживает, что толку от занятий нет. Он переутомился, ему нужен отдых, нужно нормализовать сон, избавиться от гиподинамии. Что для этого сделать, ему подскажут врачи, а задача больного лишь одна — выполнять врачебные советы. От неврастении никто еще не умирал, но инвалидами становились — именно те, кто самоуверенно считали себя всезнайками и не доверяли медикам. Научно-популярные книги — это не пособие для будущих симулянтов или учебник по самодиагностике и самолечению. Их цель — заставить читателей не мешать специалистам помогать им. Особенно в тех случаях, где сами читатели стали виновниками своих болезней, а неврастения — это всегда результат необразованности и самоуверенности активных людей, в результате неразумного режима дня весьма быстро превращающихся в малоактивных и раздражительных неврастеников. Иногда за лентяев принимают депрессивных больных. В наше время появилось много стертых, смазанных форм депрессии. Поэтому и говорят о замаскированных депрессиях. Маски бывают разные. Довольно часто — в виде лени или соматических болезней (как говорил крупнейший отечественный терапевт Роман Альбертович Лурия (1874—1944), «плачет душа, а слезы в желудке, в сердце, в разных других органах»). Однако только специалист может расценить, вызвано ли снижение работоспособности скрытой депрессией. Снимая депрессию, врачи тем самым ликвидируют и бездеятельность. Порой лень является как бы реакцией протеста против Дурного отношения к человеку. В основном это обнаруживается у детей и подростков, так как взрослые достаточно зрелы, чтобы использовать иные способы протеста против реальных безобразий. Пьяница-отец плохо относился к сыну, обижал его, выгонял из дому. Назло отцу ребенок стал плохо учиться, хулиганить в классе, лентяйничать. Учителя называли его нахалом и бездельником. В конце концов вызвали родителей мальчика в школу, а мальчишке это только и надо было: он надеялся, что хотя бы таким способом отца усмирят и он перестанет пьянствовать. Подобные случаи мнимой лени часто сочетаются с педагогической запущенностью и другими социально обусловленными формами неправильного поведения. Школьник поссорился с педагогом и на его уроках ничего не делает, зато на других уроках учится хорошо. Это тоже реакция протеста, которая встречается сплошь и рядом. Тут должны задуматься и родители, и педагоги, да и сам псевдолентяй; задуматься и найти более правильный путь разрешения конфликта. Некоторые подростки, стремясь привлечь к себе внимание, покрасоваться перед сверстником, разыграть из себя некоего непризнанного гения или печального Печорина, нередко начинают лентяйничать. Тут нужно подобрать педагогический ключик и, не унижая школьника, объяснить ему неправильность его поведения. Все хорошее и все плохое вытекает из детства.. В том числе и лень — неважно какая она: патологическая или, так сказать, нормальная. В любом случае нужно сочетать разные виды подхода к лентяям: в одних случаях лечить их, в других — больше внимания уделять их воспитанию. Привычка? Досада? Злость? Отчего говорят: «постричься в монахи», «посыпать голову пеплом», почему католические священники выстригают себе затылок (это оголенное место называется тонзурой), а буддийские всегда ходят стриженными наголо, отчего люди придают особое символическое значение своим волосам? Исчерпывающий ответ сейчас, видимо, невозможен, так как человеческая психика изучена еще слишком мало. Когда восьмилетняя девочка сняла с головы косынку, было видно, что волосы на голове были как бы неровно подстрижены, они топорщились, концы их были изломаны. В отдельных местах волос вообще не было. Мать объяснила, что с раннего детства девочка выдергивает волосы, иногда съедает их. Особенно часто она ломает, дергает, жует волосы, если у нее что-то не получается или кто-то ее обидел, а она не может дать сдачи. Эта привычка появилась в трехлетнем возрасте, когда мать в сердцах избила ее за непослушание. Девочка пробовала дать сдачи, кричала, плакала, бегала по комнате. С тех пор девочка боится поднимать на мать руку, но в случае ссоры она «от злости и досады» (как говорит мать) рвет на себе волосы. Пациентка родилась после неблагоприятно протекавшей беременности и преждевременных родов. Росла крикливой, беспокойной, расторможенной, непослушной. Любила командовать, добивалась, чтобы все было «по ней». Если что-то у нее не получалось, начинала все ломать и крушить. Родители по-своему пытались переделать девочку: они били ее, требовали безоговорочного послушания. Им как будто удалось переломить дочь: та стала слушаться родителей, боялась их, но, «затаив злобу», долго не могла успокоиться, выдирала из головы (а иногда и бровей) волосы. В детском коллективе стремилась быть первой, командовать, требовала под-, чинення себе. Если ее честолюбие не удовлетворялось, «затаивала обиду», «от досады выдергивала волосы». Раньше родители заставляли девочку носить косынку на голове, чтобы дочь оставила волосы в покое, но она сбрасывала косынку, либо выдергивала брови. Сама девочка объяснила также, что в последние годы она выдергивает волосы в основном «по привычке» и не чувствует той потребности нанести себе боль, которая была у нее раньше. Сомнений в диагнозе не было: девочка страдала трихотилло-манией. Впервые это расстройство .было описано в 1.889 году французским дерматологом Франсуа-Анри Аллопо (1842—1919). В то Время оно встречалось редко, и вплоть до последнего периода описывались лишь единичные случаи. Но в конце XX века это нарушение стало все чаще встречаться на страницах медицинской и психологической печати, все чаще трихотилломанию стали регистрировать и в нашей стране. Греческое слово «трихотилломания» означает «страсть выдергивания волос». Им объединяются разные нарушения, так как трихотилломания — не изолированное расстройство,, а симптом той или иной болезни. Выдергивание волос может быть в рамках такого особого заболевания, как шизофрения, но значительно чаще трихотилломания — это проявление неврозов, .патологических свойств личности и других пограничных психоневрологических нарушений. В последних случаях трихотилломания довольно быстро излечивается, необходимо вникнуть в суть заболевания, выбрать правильную тактику и помочь больному. Трихотилломания чаще встречается у девочек, чем у мальчиков. У взрослых она редка. Выделяется несколько основных механизмов возникновения три-хотилломании, сложно переплетающихся и сменяющих друг друга. В одних случаях трихотилломания возникает по типу зафиксировавшейся привычки: ребенок привык, сидя за уроками, крутить пальцем волосы и незаметно для себя их отрывать или выдергивать. Эта привычка может длиться месяцы и годы. Она обычно проходит без значительного вмешательства врача, но требует педагогических воздействий, переключения внимания, бесед и т. д. В других случаях трихотилломания — проявление самокалечения: не имея возможности отомстить обидчику, быстро отреагировать агрессивные комплексы вовне, ребенок как бы подсознательно совершает аутоагрессивный акт. Обычно этот механизм встречается у интеллектуально достаточно развитых и воспитанных детей, которых приучили к сдержанности. Бывает и третий вид трихотилломании, проявляющийся как символическое выражение чувства утраты, досады, краха притязаний. Он возникает в результате крайнего эмоционального напряжения, при невосполнимых утратах и т. д. Многие народы имели обычай посыпать голову .пеплом в знак траура или утраты, с этой же целью люди стриглись наголо; известен случай с одной из олимпийских чемпионок, которая остригла себе волосы после того, как не заняла ожидаемого места. Обычно этот тип трихотилломании имел место у честолюбивых, с высоким уровнем притязаний или чрезмерно привязанных к кому-либо людей. Помощь таким пациентам может оказать в первую очередь психотерапевт,, цель которого — снять эмоциональное напряжение, изменить отношение человека к психологическому конфликту, постараться уменьшить боль от невосполнимой потери, переориентировать систему ценностей личности. Например, после смерти матери у девочки появилась привычка выдергивать волосы, она стала равнодушной к другим родственникам и к отцу. В процессе лечения было обращено ее внимание на то, что у нее есть отец и другие любящие ее люди, тем самым удалось смягчить у ребенка горечь утраты. Пишущий эти строки знал больную, которая стремилась всегда быть первой и всегда занимала командные посты в школе. Но однажды ее не выбрали председателем совета отряда. Девочка была крайне раздосадована, но внешне не показывала 'виду. Спустя некоторое время у нее развилась невротическая трихотилломания, которая сочеталась с нарушениями сна, аппетита и т. д. Своевременная помощь избавила девочку от болезненного расстройства.. В некоторых случаях больные с трихотилломанией обращаются за помощью к врачам-косметологам, которые часто не могут полностью излечить таких больных, а если и облегчают их состояние, то за счет того психотерапевтического компонента, который есть в практике любого врача. Если трихотилломания сочетается с трихофагией (так мы называем стремление съедать вырванные у себя волосы), то говорят о нарушении влечений, обычно это наблюдается у больных с пси-хопатоподобными проявлениями. Этих пациентов следует лечить не внушением и не препаратами антиневротического действия, а лекарствами (аминазин, неулептил, меллерил), подавляющими чрезмерную активность. Препараты в таких случаях дают годами. Близким.и по своим механизмам к трихотилломании является обкусывание, грызение ногтей. Это нарушение встречается столь часто, что на него не всегда обращают внимание, считая его только дурной привычкой. Действительно, чаще всего дети и подростки кусают ногти вследствие привычки. Но в некоторых случаях оно бывает выражением аутоагрессии или сильной неудовлетворенности чем-то. Грызение ногтей (по-латыни онихофагия) — это оживление древних механизмов реагирования, возврат к тому уровню развития, для которого свойственно преобладание сосательного рефлекса, т. е. раннему возрасту. Поэтому подход к этим детям различный: в одних случаях их следует отучить от дурной привычки, в других — компенсировать те внутренние переживания, одним из внешних проявлений которых было грызение ногтей. Близким к онихофагии является хейломания — неудержимое желание кусать, сосать и облизывать губы. Обычно все эти три расстройства .сочетаются у одного и того же больного, онихофагия чаще всего бывает у инфантильных субъектов. Проклятая боль. Вмедицине почти нет симптомов, свойственных ЦЪлько одной конкретной болезни, большинство симптомов встре-Яаются при самых различных заболеваниях. « Трудно найти школьника и вообще любого человека, который бы ІЙЄ знал, что такое головная боль, не проклинал бы ее и со страхом Не ожидал очередного ее наступления. Все люди на земле испытали Хотя бы один раз в жизни, что такое головная боль. И как ни странно, но такое актуальное и действительно важное для людей всех ве-'ков и стран явление, как головная боль, по сей день остается одним из самых неисследованных. Головная боль — это не самостоятельная болезнь, а проявление разных (их около 50) болезней, различных состояний, далеко не все из которых могут быть отнесены к категории болезни. Например, воспаление почек — болезнь, а менструация — нормальное для женщины периодическое состояние. Но и при нефрите и при менструации могут быть головные боли. Каждый больной страдает присущей только ему головной болыо, у всех «голова болит» по-своему. Бывает головная боль как проявление церебрастенического синдрома после различных органических повреждений головного мозга. Головная боль в таких случаях возникает или усилива^ ется при длительной езде в транспорте, при качании на качелях, при перелетах в самолетах, при резком изменении метеорологических условий. В таких случаях следует принять удобное положение, не двигаться и постараться заснуть. Сон снимает почти любую головную боль, а связанную с церебрастенией — тем более. Особая головная боль встречается при шизофрении. Голова разламывается на куски, изнутри что-то ее распирает, будто медведи порочаются в черепной коробке. Иногда вдруг кольнет, будто большой иглой весьмозг прокалывается. А то раздается какой-то шорох: это одна извилина о другую трется, и от этого трения вся голова раскалывается от боли. Но эти боли непостоянны, их неделями не бывает, а то подряд 1—2 дня мучают. И кто, вы думаете, вызывает эту головную боль? Нет, не от усталости, не от плохого сна, не от голодовок. Это на меня электромагнитными колебаниями действуют. На Марсе сидит мой враг, Васька его зовут, это одноклассник туда убежал от наказания за двойки, на другой планете обосновался и начал мне мстить за то, что я милицию вызывал, когда он на меня порчу наводил. Он то вызовет головную боль, то сжалится. А какая будет головная боль, это псе от него зависит. Головная боль при шизофрении вытекает из бреда, и лечить нужно не ее, а основное заболевание, главные его проявления, сняли бред — и голова перестала болеть. Иногда у больных шизофренией возникают неприятные ощущения, на первый взгляд не связанные с бредом воздействия. Эти ощущения называются парестезиями или сенестопатиями1. Они также носят вычурный, 1 Парестезия — самопроизвольно, помимо воли человека, возникающие неприятные, нелокализованные, неопределенные ощущения онемения, покалывания, жжения, ползания мурашек и т. д. Сенестопатии — тягостные ощущения, возникающие в строго определенном месте при отсутствии изменений в тканях и органах, выявляемых современными методами исследований. Сенестопатии — признак явно болезненный. Парестезии же не всегда являются симптомом какого-либо заболевания. Заказ 134 97 странный, чудной, необъяснимый характер, и если они длительное время существуют, то постепенно начинают обрастать признаками, какие бывают в результате бреда воздействия. Одним из частых заболеваний, при которых головная боль является основным расстройством, является мигрень. Кто не описывал ее! Кто не страдал ею! Полководцы (Наполеон), политические деятели (Мирабо), писатели (Герцен), великие врачи-невропатологи (Шарко), лечивш.ие этих же писателей, представители всех профессий и социальных слоев болеют мигренью, на изучение ее тратится множество средств, но и сейчас вряд ли кто из исследователей осмелится утверждать, что знает об этой болезни больше, чем знали о ней сто и двести лет назад. Впервые научно описал ее в 1723 году врач Патер, с тех пор о ней упоминали многие ученые, но вряд ли кто из них смог рассказать о приступе мигрени более ярко и убедительно, чем М. А. Булгаков в «Мастере и Маргарите». Пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат страдает мигренью. Помните: «Да, нет сомнений! Это она, опять она, непобедимая, ужасная болезнь гемикрания, при которой болит полголовы. От нее нет средств, нет никакого спасения». Еще в конце XIX века мнения авторов, изучавших мигрень, сводились к следующему (и в наши дни они существенно не переменились): 1) мигрень проявляется с раннего возраста, но чаще всего с периода первых менструаций у женщин и с подросткового периода у мужчин; 2) кто до 35—40 лет не заболел мигренью, тот может быть уверенным, что она уже вряд ли у него появится; 3) с годами приступы мигрени становятся все реже и все менее интенсивными и никогда не бывают так сильно выражены, как в подростковом и юношеском возрасте. Как сказал один из исследователей мигрени Буассар: «Обе старятся: мигрень и больная мигренью»; 4) мигрень — это болезнь главным образом города и женщин. У мужчин и у сельских жителей (в том числе и женщин) она сравнительно редка; 5) для лечения мигрени нужно мало есть (особенно мяса), много пить минеральной воды и заниматься гимнастикой. Впрочем, эти традиционные средства помогают далеко не всегда, а если приступ начался, то пока он не закончился рвотой и сном или, если больной не принял обезболивающее или снотворное средство,, остановить приступ не всегда удается. Мигрень носит наследственный характер в том смысле, что у тех больных, у которых определялась мигрень, в роду были уже случаи этого страдания. Однако сколько бы ни рассуждали о наследственном происхождении мигрени, это все остается малодостоверным, поскольку никто еще не изучил потомство людей, больных мигренью. Если мигрень имеет только наследственную }ироду, то у подавляющего потомства .больных мигренью должны 4ть больные мигренью дети, внуки, правнуки и т. д. А это еще Никем не доказано и не опровергнуто потому, что просто еще НЄ изучено. ' Чаще всего встречаются головные боли, обусловленные психическими факторами. Одним из симптомов неврастении является Головная боль — такая, будто голова стянута каской, обручем, кольцом. При истерическом неврозе почти обязательно бывают Головные боли. «Будто гвоздем голову проткнули. Стоит понервничать, как появляются головные боли, очень мучительные. Но •ели успокоюсь, то они чуть ли не мгновенно проходят. С годами Стала я понимать это, поэтому стремлюсь зря не нервничать, а то Іновь схватит голову»,— рассказывает одна из таких больных. Встречаются головные боли и другого характера. Всего вьіг Является не менее 15 основных механизмов головных болей. Зная Причину головной боли, следует и подбирать соответствующее Лечение. Если голова болит от переутомления, надо отдохнуть. Если от психической травмы, нужно переключиться на что-нибудь Иное, не думать о травме и т. д. Всегда следует помнить, что Нельзя без особой нужды принимать лекарства болеутоляющего действия. Лучше перетерпеть, чем глотать лекарства. Если головные боли упорны и сильны, нужно, не мешкая, обратиться к специалисту и тот решит, что следует делать. Никогда не следует заниматься самолечением, а при головных болях тем более. Если у человека головные боли, ему нельзя играть в хоккей, футбол И другие игры, при которых возможны ушибы головы и, следовательно, усиление головных болей. Подобный запрет в первую очередь касается школьников. Недержание мочи. В детском возрасте очень часто встречаются крайне антиэстетичные болезни, о которых неприятно говорить, но никуда от них не денешься. Их тоже надо изучать И лечить, а первейшим помощником врача тут должен быть педагог, ведь от его такта, ума, информированности зачастую зависит судьба школьника. Недержание мочи (по-латыни энурез) — частая жалоба детей и подростков -^ может быть ночным, дневным и постоянным. Это проявление разных болезней. Чаще всего недержание мочи бывает В детском возрасте. Функция регулирования мочевыделения — одна из самых молодых биологических систем, в силу этого она легче всего разрушается под влиянием самых незначительных Воздействий. У мальчиков недержание мочи встречается в 4—5 рез чаще, чем у девочек. Мы выделяем несколько основных форм этого расстройства. Встречается недержание мочи, обусловленное тяжелыми анатомическими дефектами соответствующих систем, травматическими Повреждениями, воспалениями и т. д. ,У многих школьников урологическая (да и всякая другая тяжелая) болезнь вызывает чувство своей неполноценности. Стесняясь здоровых, они стремят- 4* 99 ся уединиться, замкнуться в себе, чтобы избежать насмешек, брезгливого отношения. Вот тут нужен особый такт, умение поддержать человека. Ведь в конце концов все это излечивается, нужно только набраться терпения. Недержание мочи, как следствие замедления темпа формирования либо разрушения этой функции органическими заболева^ ниями нервной системы, называется неврозоподобным. В норме регуляция функции мочевыделения формируется к 2—3 годам. Когда она формируется позже, чем обычно, дети не удерживают мочу и после 2—3-летнего возраста. Эта патология, как правило, проявляется ночью и может быть связана с наследственностью (есть семьи, в которых большинство мальчиков до 6—7 лет, а иногда и позже страдали недержанием мочи), но чаще бывает вызвана остаточным явлением органического поражения головного мозга. Неврозоподобный энурез вследствие раннего органического поражения нервной системы не зависит от волнений и других психологических факторов, усиливается же под влиянием переутомления, физических страданий, переохлаждения и пр. Известны весенне-осенние учащения недержания мочи, связанные с изменением погоды. Чем старше становится ребенок, тем реже у него встречаются подобные отклонения. Некоторые подростки, у кого еще долгое время сохраняется недержание мочи, под влиянием переживания заболевания меняются по характеру, у них иногда усиливается робость, нерешительность, замкнутость, отгороженность, чрезмерная ранимость, впечатлительность и другие свойства повышенной тормозности. При разрушении уже сформировавшейся функции недержание мочи обнаруживается не с рождения, а со времени менингоэн-цефалита, травмы позвоночника, сотрясения мозга и т. д. В дальнейшем течение болезни зависит от постепенной ликвидации основного повреждения и носит, как правило, монотонный, однообразный характер с неуклонным ослаблением болезни. В тех случаях, когда темп наступления компенсации замедлен или имелись дополнительные мозговые вредности, неврозоподобное недержание мочи может тянуться годами и в подростковом периоде иногда приводит к патологическому формированию личности. Разрушиться, функция мочевыделения может и под влиянием психических причин. В таких случаях говорят о невротическом энурезе. Чаще всего это невротическая реакция, когда под влиянием острой психической травмы кратковременно нарушается соответствующая функция. Например, от страха у ребенка возникло непроизвольное недержание мочи или кала (описывают весьма распространенную — особенно у старшеклассников и первокурсников — так называемую медвежью болезнь: проявление невротической реакции с дисфункцией кишечника). Обычно невротическая реакция с энурезом длится часы или несколько дней и проходит по мере исчезновения психического напряжения. В тех случаях, Когда душевное волнение долго сохраняется и болезненные проявления закрепляются, говорят о невротическом состоянии. Тут больной тяжело переживает свое затянувшееся заболевание. Четкая зависимость невротического недержания мочи от психического состояния приводит к тому, что эти нарушения, в отличие от неврозоподобных расстройств, проявляются все-таки непостоянно. Непроизвольное недержание мочи может быть, кроме того, составной частью других заболеваний. Речь идет о таких болезнях, как шизофрения, состояние слабоумия и т. д. При "эпилепсии, например, во время припадка иногда наблюдается непроизвольное мочеиспускание. Лечение таких нарушений зависит от ликвидации основного заболевания. Лечение невротического недержания мочи в первую очередь психотерапевтическое при соблюдении, конечно, питьевого режима: вечером не следует употреблять жидкость, перед сном нужно несколько раз сходить в туалет, спать только на спине, следует успокоить больного, отвлечь от тяжелых переживаний. С этой же целью иногда дают препараты успокаивающего действия: элениум, седуксен и др. При лечении больных с неврозоподобным энурезом первое место занимает биологическая терапия, направленная на ликвидацию органического поражения и на восстановление утраченной функции. Используются разные препараты, а также специфические тренировки (например, больному рекомендуется мочиться дробно, выпуская за один раз не всю мочу, а частями). Если у больного слишком глубокий сон, нужно сделать его более поверхностным. С этой целью применяется специальный аппарат, предложенный в 1950-х годах курским профессором Борисом Израилевичем Ласковым. Аппарат устроен таким образом, что при появлении первой капли мочи замыкается электрическая сеть, раздается тревожный звонок и больной просыпается. Использовать аппарат Ласкова Ал-2 и препараты пробуждающего действия можно только тогда, когда речь идет о неврозоподобном энурезе, связанным с чрезмерно глубоким сном; при невротическом же нарушении использование этих приемов недопустимо, оно лишь усилит невроз, при котором и без того всегда имеется дефицит сна и лечение направлено на то, чтобы дать больному выспаться. К настоящему времени известно более 300 самостоятельных методов лечения энуреза, их обилие говорит в первую очередь о малой эффективности каждого из них. Это заставляет исследователей искать новые приемы. Однако важно не только создавать новые методы, но и разумно использовать уже имеющиеся. Правильное распознавание расстройства и выбор соответствующего лечения гарантируют полное и скорое выздоровление. Можно ли и нужно будить детей с недержанием мочи? Ответ (даже в самой общей форме) будет зависеть от клинической картины заболевания. Детей с невротическим энурезом будить строго-настрого запрещено. При неврозах сон обычно ухудшается, становится поверхностным, со множеством сновидений. Больные с трудом засыпают вечерами, они испытывают чувство тревоги. Лечение направлено на углубление сна, поэтому таких больных ни в коем случае нельзя насильно пробуждать. Что же касается детей и подростков с неврозоподобным недержанием мочи, то тут следует помнить, что искусственное пробуждение не принесет пользы и может лишь раздражать пациента, если с больным не будет проводиться медикаментозного лечения. На фоне этого лечения (особенно в конце его) можно иногда будить пациентов, чтобы поскорее выработать стойкий рефлекс своевременного пробуждения в ответ на позыв на мочеиспускание. Чем младше ребенок, тем чаще энурез. У подростков, у юношей он становится все реже. В среднем недержанием мочи страдает 5—10% детей. В детских домах и интернатах число детей с недержанием мочи резко возрастает (по данным ряда исследователей, до 25—30%). Недержание кала. Это расстройство встречается в 10—15 раз реже энуреза н очень часто сочетается с ним. Как и недержание мочи, это нарушение бывает в основном у лиц мужского пола. Если среди пациентов с недержанием мочи преобладают лица с неврозоподобным нарушением, то среди больных недержанием кала (оно может быть ночным и дневным) большинство страдает невротическими формами. На примере этого заболевания еще раз покажем необходимость дифференцированного подхода к психическим расстройствам у школьников. Недержание кала может быть симптомом грубого анатомического дефекта заднего прохода и строения прямой кишки. Это бывает после неквалифицированной хирургической ликвидации врожденного заращения ануса, вследствие травматического поражения прямой кишки и анального отверстия и т. д. Лечением подобных расстройств занимаются представители хирургических специальностей, однако и в таких случаях важна роль психотерапии. Последнюю необходимо использовать главным образом для преодоления невротических наслоений, нередко имеющихся у таких пациентов из-за переживания ими своего дефекта, и для. снятия состояния детренированности после ликвидации анатомического дефекта анального отверстия. Необходимо рекомендовать больному 15—20 раз в день втягивать и напрягать мышцы анального жома, много раз в день, приподнявшись на пальцы ног, с силой всей тяжестью тела ударять пятками об пол, кататься на велосипеде, ходить крест-накрест и т. д. Недержание кала может быть результатом шизофрении, грубого органического поражения головного мозга, слабоумия. В таких случаях, естественно, лечат основное заболевание, после смягчения или ликвидации которого уменьшается или исчезает и недержание кала. Как уже говорилось, недержание кала почти всегда сосед- Ірггвует с недержанием мочи. Это сочетание чаще всего имеет '"Место при грубых органических поражениях головного мозга. Расторможенный, суетливый, очень беспокойный 9-летний мальчик был приведен на консультацию по поводу дневного и ночного недержания кала и мочи. Во время беседы ребенок ни секунды не сидел на месте: вскакивал, хаотически носился по кабинету, кричал, хохотал. Мать считала, что до 6 лет он был хотя и крикливый и капризный, но все же терпимый. В 6 лет он перенес клиническую смерть, после этого стал совершенно невыносим. Во время беспрерывной беготни мальчик забывал вовремя опорожнять кишечник — таков был механизм дневного недержания кала. Устав за день, он ночью спал «как убитый», и поэтому имело место ночное недержание мочи и кала. Все это совпадало с выраженным возбуждением днем и слишком крепким сном ночью. Ребенку был назначен аминазин, скоро он стал несравненно спокойней, ему постоянно напоминали, что , надо следить за своевременным опорожнением кишечника и мочевого пузыря. В результате дневное недержание мочи и кала прекратилось. Поскольку днем мальчик Меньше уставал, он не так крепко, как прежде, спал ночью (к тому же бму наладили и дневной сон) и ночное недержание мочи и кала также прекра-гтилось. Прежде больной многократно обследовался у урологов и проктологов, Которые не находили у него какой-либо органической патологии, но лечили его Своими методами. Уменьшение психопатоподобного синдрома уменьшило недержание мочи и кала в дневное время. Чаще же всего встречаются психогенные формы недержания кала, среди которых доминируют невротические расстройства. Самой распространенной точкой зрения многих психиатров является та, согласно которой недержание кала — это всегда или почти всегда результат истерических нарушений. Проанализируем этот механизм. Эволюционная теория Дарвина учит, что современный человек прошел длинную эволюцию и что в нем как бы заложены способы реагирования, типичные для его предшественников по эволюционной лестнице. Одним из способов реагирования всех мало-мальски развитых живых существ являются два типа реакций на опасность, подробно описанных выдающимся немецким ученым Эрнстом Кречмером (1888—1964) на модели психических нарушений. Первый тип реагирования заключается в следующем: когда любому живому существу угрожает опасность, это существо подсознательно мобилизует все свои жизненные ресурсы и дает бурную двигательную реакцию, направленную на то, чтобы убежать от опасности. Это способ реагирования, естественный для собак, кошек или крокодилов, встречается и у людей. В одних случаях он носит, так сказать, нормальный характер (например, у спортсменов), в других — очень редких — окрашен в психопатологические тона и тогда называется «двигательной бурей». Последняя проявляется в виде истерических припадков и истерических трясучек, которые в XX столетии встречаются весьма редко. Второй тип реагирования внешне диаметрально противоположен первому: вместо того чтобы убежать от опасности, живое существо, наоборот, как бы замирает, приостанавливает свое функционирование, как бы прикидывается мертвым, чтобы опасность обошла его стороной. Этот вид реагирования называется «мнимой смертью». Если оба эти типа реагирования — архаические, древние, в выраженной форме присущие главным образом животным — оживают в психике человека, то чаще всего они носят болезненный характер и условно относятся к истерическому типу реагирования. Симптомами «мнимой смерти» являются разнообразные парезы, параличи, истерические мутизмы, глухонемота, слепота и т. д. К этой же реакции «мнимой смерти» относятся и некоторые нарушения со стороны каловыделения: задержка стула, истерические поносы, недержание кала. 10-летний мальчик был свидетелем драки взрослых мужчин. Один из участников драки — известный всем пьяница — погнался с железным прутом за своим противником и пробежал рядом с нашим будущим пациентом. От страха у мальчика «отнялись ноги» и неудержимо захотелось опорожнить кишечник. Когда он пришел в себя от потрясения, то обнаружил, что все белье выпачкано калом. Дома он получил от родителей нагоняй за это. Мальчик долго плакал, потерял аппетит, вечером долго не мог заснуть, ночью снилась сцена, виденная днем. Утром он обнаружил, что за ночь еще раз испачкал белье. Родители вновь крепко обругали сына. Вечером не мог заснуть, и ночью опять имело место недержание кала. На следующий день мать привела ребенка к нам. Пациенту был назначен седуксен, проведено гипнотическое внушение. Недержание кала более не повторялось, остальные невротические симптомы прошли через несколько дней. С первых классов школы девочка обращала на себя внимание чрезмерной серьезностью, добросовестностью, она решительно пресекала любые отклонения от норм общежития. За это ее назначали на руководящие посты в школе. Училась она отлично, и каких-либо трудностей у ее родителей из-за нее не было. В 13-летнем возрасте девочка была в музее, и вдруг ей захотелось в туалет. Усилием воли она подавила это желание и потом еще долго корила себя за то, что так «распустилась, дала волю желаниям, будто какая-то двоечница». Придя домой, она обнаружила, что у нее уже нет потребности в опорожнении кишечника. Стула не было в течение 4-х дней. Она рассказала все матери, та сделала ей клизму, и каловые массы вышли. Казалось бы, все стало на свои места. Позже девочка заметила, что стоит ей поволноваться или за что-то поругать себя, как у нее появляются длительные запоры, которые прекращаются лишь после приема слабительных. Поскольку временами образовывался каловый камень, больная стала регулярно следить за работой кишечника, волноваться из-за этого, фиксироваться на неприятных ощущениях. Постепенно она стала меньше общаться со сверстниками, больше времени проводила одна. В дошкольном возрасте истерические нарушения каловыделения, по данным В. И. Гарбузова, А. И. Захарова и Д. Н. Исаева (1977 год), составляют 12% от всех истерических неврозов у детей. К психогенным нарушениям относятся также недержание кала при грубых истерических психозах, но особенно часто как пато-характерологическая реакция пассивного протеста. Патохарактерологическое недержание кала встречается только в дневное время, оно никогда не возникает в состоянии сна. Нам доводилось видеть много детей, у которых появлялось дневное недержание кала (иногда и мочи) после прихода в дом отчима или после помещения ребенка в детский коллектив. Практически всегда этот вид реакции протеста обнаруживался в 3—6-летнем возрасте; ни до этого периода, ни после мы его не встречали. У каких детей возникало подобное недержание кала? Сказать, что почти все они страдали церебрастенией и другими последствиями раннего органического поражения центральной нервной системы,— значит не сказать ничего. Дело не в органике, а в личностных свойствах детей и главное — в их чрезмерной привязанности к матери и к своему дому. Пожалуй, именно это (ревность, обида, нежелание отрываться от матери и т. д.) и являлось главной причиной патохарактерологического недержания кала. Что же касается оскорблений, наказаний и других извечных причин неврозов, то их роль в возникновении указанной патологии бесспорна Недержание кала быстро излечивается, нужно только вовремя обратиться к специалисту и строго выполнять его рекомендации. Ну, а что делать, если в классе находится ребенок с недержанием кала? Ведь от него же исходит запах кала, раздражающий окружающих. На все случаи жизни советы дать трудно. Ясно лишь одно: если пребывание подобного больного мешает окружающим, то пациента с затянувшимся недержанием кала следует перевести на индивидуальное обучение. Однако тут очень важно, чтобы ребенок не чувствовал своей полной оторванности от школы, т. е. его нужно навещать, приглашать на школьные мероприятия, всячески показывать, что он полноправный член коллектива. Нужно все делать, чтобы уменьшить у ребенка чувство своей неполноценности. В память несчастного Онана. Один из библейских персонажей — некий Онан — не любил свою жену и не хотел иметь от нее детей. С этой целью он старался, чтобы его детородная жидкость не попадала к его супруге. История сохранила имя этого страдальца, хотя смысл здесь иной, ведь сам Онан по существу онанистом не был. Врачи называют онанизм еще одним термином — мастурбация. И родители и педагоги очень интересуются этим вопросом, но не всегда знают, в чем дело, и из-за этого порой калечат подростку жизнь. Примером этого является судьба 20-летнего пациента. Когда ему было 15 лет, родители заметили, что мальчик занимается онанизмом |