МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ПОВРЕЖДЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ





Когда не сидится на месте. Едва этот мальчик перешагнул порог I класса, у учительницы защемило сердце: она про­работала в школе много лет и неплохо разбиралась в психологии своих детишек. Сомнений не было: новенький был расторможен, суетлив, ни секунды не сидел на месте. Его перевели сюда из другой школы, и учительница понимала, что это случилось из-за трудного поведения ребенка. Ну, теперь прощай покой,— подумала она.— Никому житья не будет: ни ученикам, ни педагогам, ни обслуживающему персоналу.

Учительница помнила, что и в прошлые годы в классе всегда встречались 1—2 ученика с чрезмерной возбудимостью, двигатель­ной расторможенностью, непоседливостью. Из-за этого они не мог­ли спокойно сидеть за партой, вертелись, мешали другим, беспри­чинно смеялись. Поначалу их воспринимали как невоспитанных детей, требовавших усиленного контроля, но вскоре педагоги при­ходили к выводу, что если невоспитанность и имела место, то она сочеталась с какими-то отклонениями со стороны психики детей. Эти отклонения предрасполагали к невоспитанности, отбивали у родителей и учителей охоту заниматься с такими детьми. Одних из них направляли на консультацию к врачу, и тот принимался лечить их (нередко в стационаре), других переводили на индиви­дуальное обучение, но подавляющее большинство продолжали учиться в школе. Учительницу больше всего поражало, что через несколько лет все или почти все подобные дети выправлялись, вели себя нормально и никаких нареканий уже не вызывали. Их чрезмерная подвижность обнаруживалась в I классе, а к IV у боль­шинства она уже проходила. Учительница заметила также, что эта ненормальность в основном встречается чаще у мальчиков, чем у девочек, и самое главное — она редко бывает изолирован­ным, единственным признаком какой-то патологии, обычно соче­таясь с другими психическими нарушениями.

Каковы же причины и механизмы такой двигательной растор-моженности?

Пока ребенок созревает, он проходит ряд определенных этапов. Эти этапы постепенно усложняются, дифференцируются. Пока ре­бенок грудной, у него почти не развита психика, и на все воздей-


Ствия он реагирует соматическими и вегетативными симптомами: повышенной температурой, рвотой, нарушением питания и т. д. Став постарше, он достигает следующего уровня развития — пси­хомоторного. Поэтому все неблагоприятные воздействия в 4—7-летнем возрасте вызывают нарушения со стороны двигательной сферы: появляется расторможенность, или заторможенность, либо нарушение координации движений (например, тики и заикания). Потом наступает третий уровень развития, для которого уже не­характерны двигательные расстройства и они постепенно сами по себе проходят; ведь возрастной этап закончился — закончились и типичные для него нарушения.

Причин, вызывающих чрезмерную суетливость,— бесчисленное множество. Перечислить их невозможно. Это и родовая травма, и ушибы головы в раннем возрасте, и инфекционные заболевания, и многое-многое другое. Неблагоприятные воздействия могут про­изойти задолго до наступления психомоторного уровня развития, но, как только ребенок достиг этого этапа, все его нарушения будут окрашены в «двигательные» тона. В болезни всегда заост­ряется то, что присуще здоровым людям, а ведь здоровым до­школьникам в первую очередь свойственно бегать.

Таковы в общих чертах причины расторможенности. Каковы же ее механизмы? Ведь причины должны действовать на какие-то участки мозга и поражать их — чаще всего не весь же мозг поврежден у тех, кто слишком непоседлив и непослушен!

Да, не весь. В основном поражается специфический участок моз­га, называемый ретикулярной формацией. Этот участок «отве­чает» за человеческую энергию, за двигательную активность и выраженность эмоций, активируя кору больших полушарий и дру­гие вышележащие структуры. Вследствие различных органических вредностей ретикулярная формация может находиться в перевоз­бужденном состоянии, и поэтому ребенок двигательно растормо­жен. В зависимости от степени поражения ретикулярной форма­ции и нарушений со стороны близлежащих отделов мозга бывают разные степени двигательной расторможенности, по-разному со­четающиеся с другими отклонениями.

Наиболее часто расторможенность сочетается с психической не­зрелостью. Что это такое? Если ребёнку 10 лет, а он ведет себя как 6-летний, значит, у него преобладают реакции, свойственные более младшему возрасту, и он отстает в своем эмоционально-волевом развитии. Это гармонический инфантилизм. Такие дети беспечны, веселы, поверхностны в своих привязанностях, они бы­стро пресыщаются даже любимыми играми. Как и свойственно малышам, они чересчур подвижны, суетливы, не могут сидеть на одном месте. Казалось бы, ничего трагического в этом нет, однако, начав ходить в школу, такой первоклассник с трудом занимается, потому что ему хочется бегать, играть, а его заставляют зани­маться скучным и требующим сосредоточения внимания делом.

Обычно гармонический инфантилизм постепенно проходит безо


всякого специального лечения (лишь в редких случаях необходим прием медикаментов), но без помощи родителей и педагогов тут не обойтись. Взрослые люди должны каждодневно контролировать равномерно отстающих в своем эмоционально-волевом развитии детей, нужно постоянно формировать в них стремление к само­стоятельности, чувство ответственности, обязательности, дисцип­линированности. Их следует не столько наказывать, сколько выра­батывать у них чувство раскаяния за недисциплинированное по­ведение: демонстрировать свою обиду на них из-за дурного по­ведения, лишать поощрений и поощрять за примерное поведение. В некоторых случаях нужно игнорировать их бесчисленные кап­ризы. Эта работа длительная, кропотливая: чем раньше она нач­нется, тем быстрее будет эффект.

Гармонический инфантилизм — в основном проблема педагоги­ческая. Дисгармонический же инфантилизм — это и медицинская и педагогическая проблема. При этом виде недоразвития эмоци­онально-волевой сферы (интеллект может быть тут разный: и сни­женный, и высокий, а чаще обычный) имеются не только 'симптомы, свойственные гармоническому инфантилизму, но и резкое заост­рение тех или иных свойств характера: возбудимости, неустойчи­вости, склонности ко лжи. Во всех случаях тут есть и двигатель­ная расторможенность.

К проблеме психического инфантилизма — одной из самых ак­туальных в наше время — мы еще будем неоднократно возвра­щаться. Отметим лишь, что разные виды психической незрелости играют очень большую роль в возникновении школьной деза­даптации.

9-летний мальчик с I класса зарекомендовал себя как малоуправляемый и взрывчатый. Он часто конфликтовал с детьми, особенно с педагогами. Ему хоте­лось играть, бегать и петь, а ему это запрещали делать в классе. Тогда маль­чик начинал драться, кричать, ругаться. Как спичка, он вспыхивал и так же быстро приходил в себя, давал обещание вести себя хорошо, но через 5 минут все за­бывал •— и вновь начинались его фокусы. По натуре он не был злым ребенком, но своей горячностью и неумением держать в узде свои эмоции легко наживал себе врагов. К тому же педагоги жаловались на его детскость: вроде бы умный и знающий, мальчик готов был без конца возиться с малышами, бегать до изне­можения, затевать игры, которые обычно заканчивались дракой. Набегавшись днем, он засыпал как убитый, и чем крепче спал (а это зависело от усталости днем), тем чаще мочился в постель и даже не просыпался от этого — такой у него был крепкий сон.

Когда у одноклассников и у педагогов кончилось терпение, мальчика пока­зали врачу-психиатру, тот назначил лечение, и через несколько месяцев поведе­ние ребенка неузнаваемо переменилось: он стал спокойнее и сдержанней, уже не носился как угорелый по школе и лучше подчинялся дисциплине. Тем не менее черты детскости еще сохранялись. На радостях, что ребенок стал вести себя бо­лее благопристойно, родители, не посоветовавшись с врачом, отменили лечение, и через несколько дней поведение мальчика опять стало трудным: его расторможен­ность и суетливость в сочетании с драчливостью и взрывчатостью возобновились. Потом ему вновь стали давать лекарства, и родители, помня, что было с ним, когда лечение они сами отменили, больше не шли на подобные эксперименты. Пациент получал лекарства много лет, все это сочеталось с длительной педагоги­ческой работой — в результате к 14—15-летнему возрасту мальчик полностью вы­правился и потом уже никогда не обращался к психиатру.


Г

Двигательная расторможенность очень часто соседствует с по­вышенной истощаемостью, утомляемостью, невыносливостью и дру-,,. гими симптомами, большей частью входящими в картину цереб-г растенического синдрома. Поэтому у таких детей часты головные І боли, головокружения, рвоты, плохое настроение, рассеянное вни-•f мание, сниженная память. Устают они от беготни, от занятий, '• от мало-мальски длительной нагрузки. Переутомившись, некоторые ИЗних нуждаются в том, чтобы лечь и выспаться, поэтому они вялы и раздражительны. Другие же становятся расторможенными, суетливыми, непоседливыми. Уложить их в постель очень трудно, хотя родители и педагоги отчетливо представляют, что, если та-••• кой ребенок не отдохнет, он будет еще больше носиться, а от , этого еще больше устанет — возникает порочный круг.

Понятно, что если двигательная расторможенность сочетается не только с церебрастенией, но и с инфантильностью, лечить нужно дольше и педантичнее, ведь три расстройства труднее вылечить, чем одно.

Встречаются и дети, у которых вследствие ушибов лобных до­лей мозга нарастает определенный вариант так называемого пси-хопатоподобного синдрома. Он проявляется в нелепой дурашли­вости, беспечности, суетливости. Пациенты веселы, хохочут, не об­ращая внимания на замечания, очень часто производят впечат­ление каких-то поглупевших. Они требуют обязательного лечения. Некоторые из них не могут обучаться вместе с детьми, так как представляют для них некоторую опасность и, самое главное, дез­организуют детей, толкают их на нарушение дисциплины. Их при­ходится переводить на индивидуальное обучение.

В других случаях психопатоподобный синдром проявляется в со­четании с двигательной расторможенностью и нарушением влече­ний: дети любят поджигать что-нибудь, убегать из дома, их тянет к спиртному, к курению, многие из них эмоционально-холодны, бесчувственны, бессовестны. Конечно, все они нуждаются в лечении у специалиста. От родителей же и от педагогов зависит, чтобы они терпеливо и настойчиво формировали в таком ребенке способ­ность к раскаянию и умение подчиняться дисциплине — без этого любые медикаментозные воздействия будут малоэффективны. Толь­ко союз медиков, педагогов и родителей может преодолеть все те формы нарушенного поведения, о которых идет речь. Тут нель­зя переваливать ответственность с представителя одной профессии на представителя другой. И уж тем более это должны знать ро­дители, ведь именно они в первую очередь хотят, чтобы их ре­бенок был здоров. Обвинять же во всем врачей или учителей они не должны ни в коем случае, они обязаны сотрудничать, каждый внося свою лепту в гармонизацию психики ребенка.

Двигательная расторможенность — симптом заметный, не об­ратить на него внимание невозможно. Он относится к числу на­рушений, которые излечиваются полностью и быстро. Нужно толь­ко терпеливо лечить и обязательно воспитывать в ребенке потреб-


ность вести себя более дисциплинированно, быть более усидчивым й терпеливым.

Если нарушен почерк.

Родители и педагоги не могли нарадоваться: девочка была исполнительной, аккуратной, очень обязательной, училась отлично, активно занималась обществен­ной работой. Правда, временами мать замечала, что дочери трудно, что она предъ­являет к себе очень завышенные требования и лихорадочно старается их вы­полнить. «Зачем себя изводишь, доченька?» — спрашивала мать, но в ответ по­лучала одно и тоже.

— Так надо. Хочу быть лучше всех. Нужно постоянно самоусовершенствовать­ся. Нужно предъявлять к себе самые высокие требования.

Однажды у нее возник конфликт в классе: девочки обвинили ее в дикта­торских наклонностях и отказались ей подчиняться. Через несколько дней у ге­роини нашего рассказа появилась дрожь в руках. Точнее, не в руках, а в правой руке и то лишь тогда, когда она держала перо. Если держала в руках ложку, вязала, печатала на машинке, никакого дрожания не было и в помине. Естест­венно, что она не могла писать: как только приходила в школу и должна была взять в руку ручку (не важно какую — шариковую, перьевую, карандаш), в пра­вой кисти появлялась дрожь и судороги пальцев. Писать было невозможно. А ведь раньше девочка писала лучше всех и ее почерк всем ставился в пример, ее тетрадки выставляли на конкурсах.

Педагоги были удивлены не меньше девочки, заметив эту неожиданную и необыкновенную метаморфозу. Первое, что пришло в голову учителям и одноклас­сникам: девочка симулирует дрожание рук, чтобы обратить на себя внимание и чтобы ее пожалели. Поэтому педагоги и одноклассники, разделявшие подоб­ную точку зрения, стали высмеивать девочку, обзывать, унижать ее. Девочке было 13 лет, она училась в VI классе, мечтала стать учительницей. Когда она увидала, как к ней стали относиться люди, .которых она прежде уважала, ей стало очень больно. Ей не хотелось ходить в школу, она старалась избегать одноклассниц, не разговаривала с учителями. Нарушился сон и аппетит, понизилось настроение, девочка стала раздражительной, вспыльчивой.

Проходили недели за неделями. Почерк не восстанавливался. Настроение ста­новилось все хуже. Конфликт с одноклассницами принял затяжной характер. Де* вочки по-прежнему считали нашу будущую пациентку злостной симулянткой и всячески демонстрировали ей свое пренебрежение. Тем временем девочка приня­лась ходить по врачам, чтобы избавиться от невозможности писать. Ни невро­патологи, ни нейрохирурги, ни тем более терапевты или травматологи не нахо­дили у нее никакой патологии. В конце концов они послали ее к детскому психо­терапевту. После двух сеансов гипноза все нарушения у девочки прошли. Правда, психотерапевт поставил перед девочкой условие: она должна простить своих обид­чиц и вести себя как ни в чем не бывало. Сам же врач отправился в школу, собрал родителей подростков и прочитал им лекцию о том, что такое писчий спазм, как его лечить, что делать, чтобы он не появлялся. Не только прочитал лекцию, но и попросил родителей, чтобы они — в доступной форме — передали ее содержание своим детям, и особенно одноклассницам нашей пациентки. Роди­тели выполнили просьбу врача, девочки извинились перед пациенткой. Мир в классе был восстановлен. Параллельно этому проводилось лечение. Оно, как уже отмеча­лось, было успешным.

Еще 20—25 лет назад у детей и подростков это заболевание не диагностировалось. Вот как, например, писал о нем в 1.963 году вьь дающийся советский невропатолог академик Сергей Николаевич Давиденков: «Писчего спазма как будто не было или почти не было, пока писали мягкими гусиными перьями, а распространился он вмес­те с изобретением более твердых стальных перьев, сделавших воз­можным более скорое письмо... заболевают писчим спазмом большей


частью не раньше четвертого десятилетия. Дети писчим спазмом не болеют».

Резкое увеличение школьных нагрузок, нарастание темпа жизни, гиподинамия — эти и многие другие факторы, ставшие актуальными в последней трети XX столетия, выявили такие нарушения, которых прежде не бывало. Писчий спазм в этом отношении тоже «помоло­дел», и нет никаких оснований надеяться, что с годами он будет встре­чаться реже: ведь маловероятно, чтобы школьные нагрузки умень­шились и темп жизни замедлился. А поскольку почти всегда драма с писчим спазмом развертывается в семье и школе, именно от роди­телей, педагогов и одноклассников зависит, в каком направлении пойдет болезнь, вовремя ли ее погасят или она обрастет множеством невротических нарушений в виде расстройств сна, аппетита и пр., то именно родители и учителя должны в первую очередь знать об этом заболевании.

Впервые оно было описано в первой трети минувшего века. На­зывали его по-разному: профессиональная дисграфия, графоспазм, спазм писцов и т. д. Со временем укоренилось название «писчий спазм». Эта болезнь была бичом писарей и литераторов, т. е. тех, кто по своей профессии должен был много писать. Однако было за­мечено и другое: писчим спазмом заболевали лишь те, кто писал то­ропливо .и волнуясь. Стало ясно и то, что писчий спазм — это при­вилегия тех, кто обладает хорошим почерком.

Если нарисовать усредненный портрет школьника, предраспо­ложенного к писчему спазму, то он будет выглядеть примерно таким.

Это человек исполнительный и очень педантичный, порой даже болезненно аккуратный. Он очень внимателен к письму, выводит каждую букву, пишет очень медленно. Когда его заставляют писать быстрее либо когда во время письма приходится нервничать, то в правой руке появляется вначале легкая дрожь, затем она усилива­ется и вскоре школьник уже не может вывести ни одной буквы. Дрожь возникает не только от скорости письма, к которой человек не привык, но и от ссор, конфликтов, непонимания, раздражения, от обид, унижений, чувства досады. Писчий спазм никакого отноше­ния к симуляции не имеет. Более того, эти пациенты мучительно страдают из-за него, активно ищут помощи, добросовестно испол­няют все рекомендации медиков. Это, как правило, люди высоко­сознательные, положительные. Обломовы, легкомысленные и необя­зательные школьники, а также субъекты с плохим почерком, свя­занным с чрезмерной поспешностью или суетливостью, писчим спаз­мом заболевают редко. В ироническом смысле можно сказать, что болезнь возникает в силу того, что у некоторых школьников слишком много положительных черт.

Никто не призывает этих детей стать хуже, чем они есть. Очень хорошо, что они такие. Нужно только стараться быть людьми, ко­торым не чуждо ничто человеческое. Следует больше двигаться, заниматься спортом, чередовать периоды занятий с периодами от­дыха. Нужно спать после обеда, не засиживаться вечерами за кни-


гами, у телевизора или магнитофона. Нужно воспитывать в себе коммуникабельность, быструю эмоциональную отходчивость, не хра­нить в душе раздражения и зла. Писчим спазмом обычно заболевают люди слишком честолюбивые, прямолинейные, несколько догмати­чески мыслящие. Зная это, нужно перевоспитывать себя, ведь ни­кто, кроме самого человека, это делать не станет и ни от кого, кроме как от самого обладателя подобных карикатурно заостренных черт (речь только об этом!), это не зависит.

Ну, а если писчий спазм все-таки возник, что нужно делать?

Во-первых, сводить ребенка к детскому психиатру или невро­патологу, чтобы врач решил, в чем здесь дело. Во-вторых, строго выполнять все рекомендации врача и не заниматься самолечением. В-третьих, относиться к такому ребенку (как и к любому другому, разумеется) нужно с пониманием, стремясь помочь ему, поддержать его и уж ни в коем случае не высмеивать и не считать симулянтом. Как было уже показано, к добру это не приводит. Стало быть, про­филактика писчего спазма — это во многом профилактика любых невротических и иных нарушений, вызванных неправильным отно­шением людей друг к другу, их нетерпимостью или раздражением.

Встречаются различные виды писчего спазма. Бывает дрожа­тельная форма, когда рука начинает дрожать в тот момент, когда человек взял в руки перо. Встречается болевой вариант писчего спазма, когда в руке, держащей перо, немедля появляется сильней­шая боль. Иногда случается и паралитическая форма: взял чело­век в руки перо — и рука бессильно падает, словно парализованная. Человек может поднимать тяжелые гири, сутками печатать на ма­шинке, не разгибая спины вязать или шить, и никаких болезненных явлений не будет. Стоит же взять в руки легонькое перо, и болезнь обнаруживает себя в самой гротескной форме. Нередко встречается судорожная форма писчего спазма, когда появляются судорожные подергивания в правой руке. Самая же частая форма — смешанная, обычно складывающаяся из сочетания дрожания и судорог.

Еще 30—40 лет назад писчий спазм считался неизлечимым рас­стройством. Чем и как лечить его, не знали. В некоторых случаях помогал удлиненный сон. Так, в конце 1950-х годов В. Н. Габашвили (автор единственной в нашей стране монографии, посвященной писчему спазму) лечил своих пациентов длительным сном: 36 взрос­лых больных писчим спазмом спали ежедневно по 14—16 часов и лишь около половины из них могли после этого мало-мальски сносно писать. В настоящее время в лечебных целях применяется психо­терапия, имеющая очень высокий эффект.

В те годы, когда не было лечения писчего спазма, медики про­бовали переучивать больного писать левой рукой. Однако большин­ство исследователей потом обнаруживало, что писчий спазм скоро переходил и на левую руку. Поэтому люди становились глубокими инвалидами и не могли продолжать свое образование. Мы таких случаев никогда не наблюдали. Более того, в процессе лечения мы внушали пациенту, чтобы он не обращал внимания на то, какой


рукой он пишет. Какой умеет, такой пусть и пишет. При этом пора­жало, как быстро дети и подростки переучивались писать левой ру­кой и как красиво писали ею.

Склонны к писчему спазму люди вялые, медлительные, с несколь­ко «сонным» темпераментом. Именно их и нельзя заставлять писать •очень быстро. Они должны привыкать постепенно к нарастающей нагрузке.

Освобождать от школы детей с писчим спазмом не следует (впро­чем, в каждом конкретном случае медики решат более точно). Лишь в редких случаях подобных пациентов переводят — да и то временно — на индивидуальное обучение. Мы не наблюдали ни од­ного случая, когда от писчего спазма нельзя было бы избавиться. И мы не видели ни одного случая, чтобы писчий спазм возник у людей, за­нимающихся физкультурой, не ведущих неподвижный образ жизни, у людей веселых и с чувством юмора.

Писчий спазм — это невроз. Он встречается начиная с IV—V класса. В более младшем возрасте редок. Там чаще бывают другие нарушения почерка. В частности, в I.—II классах чаще всего диаг­ностируется особое расстройство,, именуемое биографией. При этом нарушении имеется дефект способности к пространственному син­тезу; короче говоря, такой ребенок с трудом учится писать, во .всем же остальном он чаще всего абсолютно здоров. Причин дисграфии много, не все из них еще изучены. Ясно одно: ребенок с дисгра-фией должен больше времени проводить за писанием букв, он должен заниматься терпеливо .и аккуратно, пока не научится хорошо писать. Тут тоже многое зависит от него и от педагогов: они не должны те­рять терпения и обязаны много заниматься с таким больным.

Но чаще всего нарушение почерка бывает у людей двигательно расторможенных, суетливых, которые не могут долго сидеть на ме­сте и постоянно вертятся. Многих из них следует лечить, но незави-. симо от того, нуждается такой гиперактивный ребенок в лечении или нет (это решит только врач), у всех них нужно формировать волевые процессы, учить их лучшему самоконтролю, способности быть дисци­плинированным и терпеливым. Тогда и почерк улучшится. Вос­питание и самовоспитание (часто на фоне лечения) — вот что является единственным способом научиться хорошо писать, если почерк нарушен из-за чрезмерной суетливости.

Лентяи лентяям рознь. В 1859 году был опубликован роман И. А. Гончарова .«Обломов»,, благодаря которому в русский язык прочно вошло понятие «обломовщины», ставшее символом лени, ду­шевной вялости, пассивной жизненной позиции, интеллектуальной и эмоциональной трусости и неподвижности. Разные люди вклады­вают в слово .«обломовщина» неодинаковое содержание, но каким бы оно ни было, в нем всегда присутствует обязательный компо­нент — лень. Без лени не может быть обломовщины.

Что такое лень, как ее понимают врачи, да и можно ли вообще рассматривать лень с точки зрения медицины?

Лень лени рознь, все лентяи разные. Подавляющее большинство


из них абсолютно здоровые люди (мы говорим только о школьниках), требующие хорошего нагоняя, а не советов медиков. Меньшинство (к тому же очень небольшое) — это люди, у которых лень есть одно из проявлений определенной патологии. О такой лени — патологи­ческой, если так можно выразиться — и пойдет сейчас речь. Для на­чала уточним некоторые термины, которые употребляют медики, го­воря о лени: адинамия — малоподвижность, нежелание двигаться, апатия — неактивность, нежелание что-то делать, абулия — рас­стройство воли, приводящее к отсутствию всяких желаний. Это все степени патологической лени.

Хотя внешне все люди, о которых идет рассказ, ведут себя как лентяи, у одних имеется настоящая лень, у других она лишь маска, скрывающая их заболевание, у третьих лени по существу нет, имеется лишь невозможность что-то делать при выраженном желании дея­тельности.

Веселый, работоспособный, жизнерадостный юноша заболел гриппом, но продолжал ходить в школу и заниматься с репетито­рами, пока не свалился от усталости, головных болей и сильной сла­бости. Три дня посидел дома, потом опять принялся за учебу, так как не за горами были вступительные экзамены в университет. Про-заниманшись несколько дней, понял, что толку все равно нет, по­скольку он быстро уставал, покрывался потом, плохо соображал и главное — ему, такому обязательному и энергичному, ничего не хотелось делать. Стоило позаниматься 2—3 часа, как им .овладева-. ла убийственная лень, он не мог даже двигаться. Обратился к врачу, тот объяснил, что это соматогенная астения, вызванная тем, что он не долечился от гриппа и переутомился. Побыв неделю дома, будущий студент-физик полностью восстановил свои силы, но потом как только чем-то заболевал, то вспоминал полученный урок и ста­рался тщательно выполнять рекомендации врачей.

Соматогенная астения, т. е. физическая и психическая слабость, вызванная соматическим заболеванием,— самая частая причина низ­кой работоспособности. Она преходяща, нужно только слушаться врачей, не нарушать щадящий режим, и тогда соматогенная асте­ния будет безвредна. Но, к сожалению, многие люди — обычно со­циально очень активные и абсолютно непохожие на Обломова.— во .имя догматически воспринятых правил и собственной безалабер­ности считают, что соматическая болезнь — это ерунда, на которую не стоит обращать внимания, и что ежели человек еще не помер и способен переносить высокую температуру, то надо работать. А за это подобные люди расплачиваются резким упадком работоспособ­ности, адинамией и даже абулией.

Иногда вследствие тяжелого соматического заболевания в той или иной степени нарушаются волевые процессы и человек стано­вится малоактивным, равнодушным к жизни, повышенно подчиня­емым, малообщительным. Это, например, нередко встречалось после тяжелых дизентерий и диспепсий, дистрофий, длительного голодания.

К проявлениям соматогенной астении внешне близки церебра-


стения и неврастения — наиболее частые невротические расстрой­ства нашего времени.

О первой говорилось выше, неврастения же — это результат переутомления. В младшем школьном возрасте неврастения не встре­чается, в основном ею страдают люди более старшего возраста. Они внешне становятся лентяями именно потому, что по своему образу жизни прямо противоположны Илье Ильичу Обломову.. Те, кто заболевают неврозом переутомления,— это обычно чрезвынайно активные и настойчивые люди. Переутомившись, они подстегивают себя кофе, крепким чаем, холодным душем и, работая все больше, постепенно попадают в замкнутый круг.

Чаще всего неврастения встречается у старшеклассников и пер­вокурсников, .еще не освоивших законы психогигиены. Например, подросток учится в специальной школе с обучением на иностранном языке, помимо этого, он самостоятельно учит еще 1—2 языка и, на­конец, готовится с репетитором к поступлению в институт. Нагруз­ка большая, некогда побегать и по-настоящему отдохнуть. Подрос­ток начинает чувствовать усталость, появляются головные боли, нарушается сон, аппетит. Засыпает с трудом, обильно снятся кош­марные сновидения, утром не чувствует себя отдохнувшим, весь день тянет ко сну, ничего не хочется делать, не может сосредоточиться, продуктивность резко падает, настроение снижается. Чем больше за­нимается, тем меньше успевает. Чтобы не казаться лентяем, еще больше сидит за книгами и лишь очень нескоро обнаруживает, что толку от занятий нет. Он переутомился, ему нужен отдых, нужно нормализовать сон, избавиться от гиподинамии. Что для этого сде­лать, ему подскажут врачи, а задача больного лишь одна — выпол­нять врачебные советы. От неврастении никто еще не умирал, но инвалидами становились — именно те, кто самоуверенно считали себя всезнайками и не доверяли медикам.

Научно-популярные книги — это не пособие для будущих симу­лянтов или учебник по самодиагностике и самолечению. Их цель — заставить читателей не мешать специалистам помогать им. Особенно в тех случаях, где сами читатели стали виновниками своих болезней, а неврастения — это всегда результат необразованности и самоуверенности активных людей, в результате неразумного ре­жима дня весьма быстро превращающихся в малоактивных и раз­дражительных неврастеников.

Иногда за лентяев принимают депрессивных больных. В наше время появилось много стертых, смазанных форм депрессии. Поэтому и говорят о замаскированных депрессиях. Маски бывают разные. Довольно часто — в виде лени или соматических болезней (как го­ворил крупнейший отечественный терапевт Роман Альбертович Лурия (1874—1944), «плачет душа, а слезы в желудке, в сердце, в разных других органах»). Однако только специалист может рас­ценить, вызвано ли снижение работоспособности скрытой депрес­сией. Снимая депрессию, врачи тем самым ликвидируют и безде­ятельность.


Порой лень является как бы реакцией протеста против Дурного отношения к человеку. В основном это обнаруживается у детей и подростков, так как взрослые достаточно зрелы, чтобы использо­вать иные способы протеста против реальных безобразий. Пьяница-отец плохо относился к сыну, обижал его, выгонял из дому. Назло отцу ребенок стал плохо учиться, хулиганить в классе, лентяйничать. Учителя называли его нахалом и бездельником. В конце концов вызвали родителей мальчика в школу, а мальчишке это только и надо было: он надеялся, что хотя бы таким способом отца усмирят и он перестанет пьянствовать.

Подобные случаи мнимой лени часто сочетаются с педагогической запущенностью и другими социально обусловленными формами не­правильного поведения. Школьник поссорился с педагогом и на его уроках ничего не делает, зато на других уроках учится хорошо. Это тоже реакция протеста, которая встречается сплошь и рядом. Тут должны задуматься и родители, и педагоги, да и сам псевдо­лентяй; задуматься и найти более правильный путь разрешения конфликта.

Некоторые подростки, стремясь привлечь к себе внимание, по­красоваться перед сверстником, разыграть из себя некоего неприз­нанного гения или печального Печорина, нередко начинают лентяй­ничать. Тут нужно подобрать педагогический ключик и, не унижая школьника, объяснить ему неправильность его поведения. Все хо­рошее и все плохое вытекает из детства.. В том числе и лень — неважно какая она: патологическая или, так сказать, нормальная. В любом случае нужно сочетать разные виды подхода к лентяям: в одних случаях лечить их, в других — больше внимания уделять их воспитанию.

Привычка? Досада? Злость? Отчего говорят: «постричься в мо­нахи», «посыпать голову пеплом», почему католические священники выстригают себе затылок (это оголенное место называется тонзу­рой), а буддийские всегда ходят стриженными наголо, отчего люди придают особое символическое значение своим волосам? Исчерпы­вающий ответ сейчас, видимо, невозможен, так как человеческая психика изучена еще слишком мало.

Когда восьмилетняя девочка сняла с головы косынку, было видно, что воло­сы на голове были как бы неровно подстрижены, они топорщились, концы их были изломаны. В отдельных местах волос вообще не было. Мать объяснила, что с ран­него детства девочка выдергивает волосы, иногда съедает их. Особенно часто она ломает, дергает, жует волосы, если у нее что-то не получается или кто-то ее обидел, а она не может дать сдачи. Эта привычка появилась в трехлетнем возрасте, когда мать в сердцах избила ее за непослушание. Девочка пробовала дать сдачи, кричала, плакала, бегала по комнате. С тех пор девочка боится поднимать на мать руку, но в случае ссоры она «от злости и досады» (как говорит мать) рвет на себе волосы.

Пациентка родилась после неблагоприятно протекавшей беременности и прежде­временных родов. Росла крикливой, беспокойной, расторможенной, непослушной. Любила командовать, добивалась, чтобы все было «по ней». Если что-то у нее не по­лучалось, начинала все ломать и крушить. Родители по-своему пытались переделать девочку: они били ее, требовали безоговорочного послушания. Им как будто удалось переломить дочь: та стала слушаться родителей, боялась их, но, «затаив злобу», долго не могла успокоиться, выдирала из головы (а иногда и бровей) волосы.


В детском коллективе стремилась быть первой, командовать, требовала под-, чинення себе. Если ее честолюбие не удовлетворялось, «затаивала обиду», «от до­сады выдергивала волосы». Раньше родители заставляли девочку носить косынку на голове, чтобы дочь оставила волосы в покое, но она сбрасывала косынку, либо выдергивала брови. Сама девочка объяснила также, что в последние годы она вы­дергивает волосы в основном «по привычке» и не чувствует той потребности на­нести себе боль, которая была у нее раньше.

Сомнений в диагнозе не было: девочка страдала трихотилло-манией. Впервые это расстройство .было описано в 1.889 году фран­цузским дерматологом Франсуа-Анри Аллопо (1842—1919). В то Время оно встречалось редко, и вплоть до последнего периода опи­сывались лишь единичные случаи. Но в конце XX века это наруше­ние стало все чаще встречаться на страницах медицинской и пси­хологической печати, все чаще трихотилломанию стали регистри­ровать и в нашей стране.

Греческое слово «трихотилломания» означает «страсть выдерги­вания волос». Им объединяются разные нарушения, так как трихо­тилломания — не изолированное расстройство,, а симптом той или иной болезни. Выдергивание волос может быть в рамках такого осо­бого заболевания, как шизофрения, но значительно чаще трихотил­ломания — это проявление неврозов, .патологических свойств лич­ности и других пограничных психоневрологических нарушений. В последних случаях трихотилломания довольно быстро излечивается, необходимо вникнуть в суть заболевания, выбрать правильную тактику и помочь больному.

Трихотилломания чаще встречается у девочек, чем у мальчи­ков. У взрослых она редка.

Выделяется несколько основных механизмов возникновения три-хотилломании, сложно переплетающихся и сменяющих друг друга.

В одних случаях трихотилломания возникает по типу зафикси­ровавшейся привычки: ребенок привык, сидя за уроками, крутить пальцем волосы и незаметно для себя их отрывать или выдергивать. Эта привычка может длиться месяцы и годы. Она обычно проходит без значительного вмешательства врача, но требует педагогических воздействий, переключения внимания, бесед и т. д.

В других случаях трихотилломания — проявление самокале­чения: не имея возможности отомстить обидчику, быстро отреаги­ровать агрессивные комплексы вовне, ребенок как бы подсозна­тельно совершает аутоагрессивный акт. Обычно этот механизм встречается у интеллектуально достаточно развитых и воспитанных детей, которых приучили к сдержанности.

Бывает и третий вид трихотилломании, проявляющийся как сим­волическое выражение чувства утраты, досады, краха притязаний. Он возникает в результате крайнего эмоционального напряжения, при невосполнимых утратах и т. д. Многие народы имели обычай посыпать голову .пеплом в знак траура или утраты, с этой же целью люди стриглись наголо; известен случай с одной из олимпийских чемпионок, которая остригла себе волосы после того, как не заняла


ожидаемого места. Обычно этот тип трихотилломании имел место у честолюбивых, с высоким уровнем притязаний или чрезмерно при­вязанных к кому-либо людей.

Помощь таким пациентам может оказать в первую очередь пси­хотерапевт,, цель которого — снять эмоциональное напряжение, из­менить отношение человека к психологическому конфликту, поста­раться уменьшить боль от невосполнимой потери, переориентиро­вать систему ценностей личности. Например, после смерти матери у девочки появилась привычка выдергивать волосы, она стала рав­нодушной к другим родственникам и к отцу. В процессе лечения было обращено ее внимание на то, что у нее есть отец и другие лю­бящие ее люди, тем самым удалось смягчить у ребенка горечь утраты.

Пишущий эти строки знал больную, которая стремилась всегда быть первой и всегда занимала командные посты в школе. Но од­нажды ее не выбрали председателем совета отряда. Девочка была крайне раздосадована, но внешне не показывала 'виду. Спустя не­которое время у нее развилась невротическая трихотилломания, ко­торая сочеталась с нарушениями сна, аппетита и т. д. Своевремен­ная помощь избавила девочку от болезненного расстройства..

В некоторых случаях больные с трихотилломанией обращаются за помощью к врачам-косметологам, которые часто не могут пол­ностью излечить таких больных, а если и облегчают их состояние, то за счет того психотерапевтического компонента, который есть в практике любого врача.

Если трихотилломания сочетается с трихофагией (так мы назы­ваем стремление съедать вырванные у себя волосы), то говорят о нарушении влечений, обычно это наблюдается у больных с пси-хопатоподобными проявлениями. Этих пациентов следует лечить не внушением и не препаратами антиневротического действия, а ле­карствами (аминазин, неулептил, меллерил), подавляющими чрез­мерную активность. Препараты в таких случаях дают годами.

Близким.и по своим механизмам к трихотилломании является об­кусывание, грызение ногтей. Это нарушение встречается столь часто, что на него не всегда обращают внимание, считая его только дурной привычкой. Действительно, чаще всего дети и подростки кусают ногти вследствие привычки. Но в некоторых случаях оно бывает выражением аутоагрессии или сильной неудовлетворенности чем-то. Грызение ногтей (по-латыни онихофагия) — это оживление древних механизмов реагирования, возврат к тому уровню развития, для которого свойственно преобладание сосательного рефлекса, т. е. раннему возрасту. Поэтому подход к этим детям различный: в одних случаях их следует отучить от дурной привычки, в других — ком­пенсировать те внутренние переживания, одним из внешних прояв­лений которых было грызение ногтей.

Близким к онихофагии является хейломания — неудержимое же­лание кусать, сосать и облизывать губы. Обычно все эти три рас­стройства .сочетаются у одного и того же больного, онихофагия чаще всего бывает у инфантильных субъектов.


Проклятая боль. Вмедицине почти нет симптомов, свойственных ЦЪлько одной конкретной болезни, большинство симптомов встре-Яаются при самых различных заболеваниях.

« Трудно найти школьника и вообще любого человека, который бы ІЙЄ знал, что такое головная боль, не проклинал бы ее и со страхом Не ожидал очередного ее наступления. Все люди на земле испытали Хотя бы один раз в жизни, что такое головная боль. И как ни стран­но, но такое актуальное и действительно важное для людей всех ве-'ков и стран явление, как головная боль, по сей день остается одним из самых неисследованных.

Головная боль — это не самостоятельная болезнь, а проявление разных (их около 50) болезней, различных состояний, далеко не все из которых могут быть отнесены к категории болезни. Напри­мер, воспаление почек — болезнь, а менструация — нормальное для женщины периодическое состояние. Но и при нефрите и при менстру­ации могут быть головные боли. Каждый больной страдает прису­щей только ему головной болыо, у всех «голова болит» по-своему.

Бывает головная боль как проявление церебрастенического синдрома после различных органических повреждений головного мозга. Головная боль в таких случаях возникает или усилива^ ется при длительной езде в транспорте, при качании на качелях, при перелетах в самолетах, при резком изменении метеорологи­ческих условий. В таких случаях следует принять удобное положе­ние, не двигаться и постараться заснуть. Сон снимает почти лю­бую головную боль, а связанную с церебрастенией — тем более. Особая головная боль встречается при шизофрении.

Голова разламывается на куски, изнутри что-то ее распирает, будто медведи порочаются в черепной коробке. Иногда вдруг кольнет, будто большой иглой весьмозг прокалывается. А то раздается какой-то шорох: это одна извилина о другую трется, и от этого трения вся голова раскалывается от боли. Но эти боли непостоянны, их неделями не бывает, а то подряд 1—2 дня мучают. И кто, вы думаете, вызывает эту головную боль? Нет, не от усталости, не от плохого сна, не от голодовок. Это на меня электромагнитными колебаниями действуют. На Марсе сидит мой враг, Васька его зовут, это одноклассник туда убежал от наказания за двойки, на другой планете обосновался и начал мне мстить за то, что я милицию вызывал, когда он на меня порчу наводил. Он то вызовет головную боль, то сжалится. А какая будет головная боль, это псе от него зависит.

Головная боль при шизофрении вытекает из бреда, и лечить нужно не ее, а основное заболевание, главные его проявления, сняли бред — и голова перестала болеть. Иногда у больных шизо­френией возникают неприятные ощущения, на первый взгляд не связанные с бредом воздействия. Эти ощущения называются парестезиями или сенестопатиями1. Они также носят вычурный,

1 Парестезия — самопроизвольно, помимо воли человека, возникающие не­приятные, нелокализованные, неопределенные ощущения онемения, покалывания, жжения, ползания мурашек и т. д. Сенестопатии — тягостные ощущения, во­зникающие в строго определенном месте при отсутствии изменений в тканях и органах, выявляемых современными методами исследований. Сенестопатии — признак явно болезненный. Парестезии же не всегда являются симптомом како­го-либо заболевания.

Заказ 134 97


странный, чудной, необъяснимый характер, и если они длительное время существуют, то постепенно начинают обрастать признаками, какие бывают в результате бреда воздействия.

Одним из частых заболеваний, при которых головная боль является основным расстройством, является мигрень. Кто не описывал ее! Кто не страдал ею! Полководцы (Наполеон), по­литические деятели (Мирабо), писатели (Герцен), великие вра­чи-невропатологи (Шарко), лечивш.ие этих же писателей, пред­ставители всех профессий и социальных слоев болеют мигренью, на изучение ее тратится множество средств, но и сейчас вряд ли кто из исследователей осмелится утверждать, что знает об этой болезни больше, чем знали о ней сто и двести лет назад. Впервые научно описал ее в 1723 году врач Патер, с тех пор о ней упоминали многие ученые, но вряд ли кто из них смог рассказать о приступе мигрени более ярко и убедительно, чем М. А. Булгаков в «Мастере и Маргарите». Пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат страдает мигренью. Помните: «Да, нет сомнений! Это она, опять она, непобедимая, ужасная болезнь гемикрания, при которой болит полголовы. От нее нет средств, нет никакого спасения».

Еще в конце XIX века мнения авторов, изучавших мигрень, сводились к следующему (и в наши дни они существенно не переменились):

1) мигрень проявляется с раннего возраста, но чаще всего
с периода первых менструаций у женщин и с подросткового периода
у мужчин;

2) кто до 35—40 лет не заболел мигренью, тот может быть
уверенным, что она уже вряд ли у него появится;

3) с годами приступы мигрени становятся все реже и все
менее интенсивными и никогда не бывают так сильно выражены,
как в подростковом и юношеском возрасте. Как сказал один из
исследователей мигрени Буассар: «Обе старятся: мигрень и больная
мигренью»;

4) мигрень — это болезнь главным образом города и женщин.
У мужчин и у сельских жителей (в том числе и женщин) она
сравнительно редка;

5) для лечения мигрени нужно мало есть (особенно мяса),
много пить минеральной воды и заниматься гимнастикой. Впрочем,
эти традиционные средства помогают далеко не всегда, а если
приступ начался, то пока он не закончился рвотой и сном или,
если больной не принял обезболивающее или снотворное средство,,
остановить приступ не всегда удается.

Мигрень носит наследственный характер в том смысле, что у тех больных, у которых определялась мигрень, в роду были уже случаи этого страдания. Однако сколько бы ни рассуждали о наследственном происхождении мигрени, это все остается мало­достоверным, поскольку никто еще не изучил потомство людей, больных мигренью. Если мигрень имеет только наследственную


}ироду, то у подавляющего потомства .больных мигренью должны 4ть больные мигренью дети, внуки, правнуки и т. д. А это еще Никем не доказано и не опровергнуто потому, что просто еще НЄ изучено.

' Чаще всего встречаются головные боли, обусловленные психи­ческими факторами. Одним из симптомов неврастении является Головная боль — такая, будто голова стянута каской, обручем, кольцом. При истерическом неврозе почти обязательно бывают Головные боли. «Будто гвоздем голову проткнули. Стоит понерв­ничать, как появляются головные боли, очень мучительные. Но •ели успокоюсь, то они чуть ли не мгновенно проходят. С годами Стала я понимать это, поэтому стремлюсь зря не нервничать, а то Іновь схватит голову»,— рассказывает одна из таких больных.

Встречаются головные боли и другого характера. Всего вьіг Является не менее 15 основных механизмов головных болей. Зная Причину головной боли, следует и подбирать соответствующее Лечение. Если голова болит от переутомления, надо отдохнуть. Если от психической травмы, нужно переключиться на что-нибудь Иное, не думать о травме и т. д. Всегда следует помнить, что Нельзя без особой нужды принимать лекарства болеутоляющего действия. Лучше перетерпеть, чем глотать лекарства. Если головные боли упорны и сильны, нужно, не мешкая, обратиться к специа­листу и тот решит, что следует делать. Никогда не следует за­ниматься самолечением, а при головных болях тем более. Если у человека головные боли, ему нельзя играть в хоккей, футбол И другие игры, при которых возможны ушибы головы и, следова­тельно, усиление головных болей. Подобный запрет в первую очередь касается школьников.

Недержание мочи. В детском возрасте очень часто встреча­ются крайне антиэстетичные болезни, о которых неприятно го­ворить, но никуда от них не денешься. Их тоже надо изучать И лечить, а первейшим помощником врача тут должен быть педагог, ведь от его такта, ума, информированности зачастую зависит судьба школьника.

Недержание мочи (по-латыни энурез) — частая жалоба детей и подростков -^ может быть ночным, дневным и постоянным. Это проявление разных болезней. Чаще всего недержание мочи бывает В детском возрасте. Функция регулирования мочевыделения — одна из самых молодых биологических систем, в силу этого она легче всего разрушается под влиянием самых незначительных Воздействий. У мальчиков недержание мочи встречается в 4—5 рез чаще, чем у девочек.

Мы выделяем несколько основных форм этого расстройства.

Встречается недержание мочи, обусловленное тяжелыми ана­томическими дефектами соответствующих систем, травматическими Повреждениями, воспалениями и т. д. ,У многих школьников уро­логическая (да и всякая другая тяжелая) болезнь вызывает чувство своей неполноценности. Стесняясь здоровых, они стремят-

4* 99


ся уединиться, замкнуться в себе, чтобы избежать насмешек, брезгливого отношения. Вот тут нужен особый такт, умение под­держать человека. Ведь в конце концов все это излечивается, нужно только набраться терпения.

Недержание мочи, как следствие замедления темпа формирова­ния либо разрушения этой функции органическими заболева^ ниями нервной системы, называется неврозоподобным. В норме регуляция функции мочевыделения формируется к 2—3 годам. Когда она формируется позже, чем обычно, дети не удерживают мочу и после 2—3-летнего возраста. Эта патология, как правило, проявляется ночью и может быть связана с наследственностью (есть семьи, в которых большинство мальчиков до 6—7 лет, а иногда и позже страдали недержанием мочи), но чаще бывает вызвана остаточным явлением органического поражения голов­ного мозга.

Неврозоподобный энурез вследствие раннего органического по­ражения нервной системы не зависит от волнений и других психологических факторов, усиливается же под влиянием пере­утомления, физических страданий, переохлаждения и пр. Известны весенне-осенние учащения недержания мочи, связанные с измене­нием погоды. Чем старше становится ребенок, тем реже у него встречаются подобные отклонения. Некоторые подростки, у кого еще долгое время сохраняется недержание мочи, под влиянием переживания заболевания меняются по характеру, у них иногда усиливается робость, нерешительность, замкнутость, отгорожен­ность, чрезмерная ранимость, впечатлительность и другие свойства повышенной тормозности.

При разрушении уже сформировавшейся функции недержание мочи обнаруживается не с рождения, а со времени менингоэн-цефалита, травмы позвоночника, сотрясения мозга и т. д. В дальнейшем течение болезни зависит от постепенной ликвидации основного повреждения и носит, как правило, монотонный, одно­образный характер с неуклонным ослаблением болезни. В тех случаях, когда темп наступления компенсации замедлен или имелись дополнительные мозговые вредности, неврозоподобное не­держание мочи может тянуться годами и в подростковом периоде иногда приводит к патологическому формированию личности.

Разрушиться, функция мочевыделения может и под влиянием психических причин. В таких случаях говорят о невротическом энурезе. Чаще всего это невротическая реакция, когда под влия­нием острой психической травмы кратковременно нарушается соответствующая функция. Например, от страха у ребенка возник­ло непроизвольное недержание мочи или кала (описывают весьма распространенную — особенно у старшеклассников и первокурс­ников — так называемую медвежью болезнь: проявление невроти­ческой реакции с дисфункцией кишечника). Обычно невротическая реакция с энурезом длится часы или несколько дней и проходит по мере исчезновения психического напряжения. В тех случаях,


Когда душевное волнение долго сохраняется и болезненные прояв­ления закрепляются, говорят о невротическом состоянии. Тут

больной тяжело переживает свое затянувшееся заболевание. Чет­кая зависимость невротического недержания мочи от психического состояния приводит к тому, что эти нарушения, в отличие от неврозоподобных расстройств, проявляются все-таки непостоянно.

Непроизвольное недержание мочи может быть, кроме того, составной частью других заболеваний. Речь идет о таких болезнях, как шизофрения, состояние слабоумия и т. д. При "эпилепсии, например, во время припадка иногда наблюдается непроизволь­ное мочеиспускание. Лечение таких нарушений зависит от ликви­дации основного заболевания.

Лечение невротического недержания мочи в первую очередь психотерапевтическое при соблюдении, конечно, питьевого ре­жима: вечером не следует употреблять жидкость, перед сном нужно несколько раз сходить в туалет, спать только на спине, следует успокоить больного, отвлечь от тяжелых переживаний. С этой же целью иногда дают препараты успокаивающего действия: элениум, седуксен и др.

При лечении больных с неврозоподобным энурезом первое место занимает биологическая терапия, направленная на ликвида­цию органического поражения и на восстановление утраченной функции. Используются разные препараты, а также специфиче­ские тренировки (например, больному рекомендуется мочиться дробно, выпуская за один раз не всю мочу, а частями). Если у больного слишком глубокий сон, нужно сделать его более поверхностным. С этой целью применяется специальный аппарат, предложенный в 1950-х годах курским профессором Борисом Израилевичем Ласковым. Аппарат устроен таким образом, что при появлении первой капли мочи замыкается электрическая сеть, раздается тревожный звонок и больной просыпается. Исполь­зовать аппарат Ласкова Ал-2 и препараты пробуждающего дей­ствия можно только тогда, когда речь идет о неврозоподобном энурезе, связанным с чрезмерно глубоким сном; при невротиче­ском же нарушении использование этих приемов недопустимо, оно лишь усилит невроз, при котором и без того всегда имеется дефицит сна и лечение направлено на то, чтобы дать больному выспаться.

К настоящему времени известно более 300 самостоятельных методов лечения энуреза, их обилие говорит в первую очередь о малой эффективности каждого из них. Это заставляет иссле­дователей искать новые приемы. Однако важно не только соз­давать новые методы, но и разумно использовать уже имеющиеся. Правильное распознавание расстройства и выбор соответствующе­го лечения гарантируют полное и скорое выздоровление.

Можно ли и нужно будить детей с недержанием мочи?

Ответ (даже в самой общей форме) будет зависеть от клини­ческой картины заболевания. Детей с невротическим энурезом


будить строго-настрого запрещено. При неврозах сон обычно ухудшается, становится поверхностным, со множеством сновиде­ний. Больные с трудом засыпают вечерами, они испытывают чувство тревоги. Лечение направлено на углубление сна, поэтому таких больных ни в коем случае нельзя насильно пробуждать.

Что же касается детей и подростков с неврозоподобным не­держанием мочи, то тут следует помнить, что искусственное пробуждение не принесет пользы и может лишь раздражать пациента, если с больным не будет проводиться медикаментоз­ного лечения. На фоне этого лечения (особенно в конце его) можно иногда будить пациентов, чтобы поскорее выработать стойкий рефлекс своевременного пробуждения в ответ на позыв на мочеиспускание.

Чем младше ребенок, тем чаще энурез. У подростков, у юношей он становится все реже. В среднем недержанием мочи страда­ет 5—10% детей. В детских домах и интернатах число детей с недержанием мочи резко возрастает (по данным ряда иссле­дователей, до 25—30%).

Недержание кала. Это расстройство встречается в 10—15 раз реже энуреза н очень часто сочетается с ним. Как и недержа­ние мочи, это нарушение бывает в основном у лиц мужского пола. Если среди пациентов с недержанием мочи преобладают лица с неврозоподобным нарушением, то среди больных недержанием кала (оно может быть ночным и дневным) большинство страдает невротическими формами. На примере этого заболевания еще раз покажем необходимость дифференцированного подхода к пси­хическим расстройствам у школьников.

Недержание кала может быть симптомом грубого анатоми­ческого дефекта заднего прохода и строения прямой кишки. Это бывает после неквалифицированной хирургической ликвидации врожденного заращения ануса, вследствие травматического пора­жения прямой кишки и анального отверстия и т. д. Лечением подобных расстройств занимаются представители хирургических специальностей, однако и в таких случаях важна роль психотерапии. Последнюю необходимо использовать главным образом для пре­одоления невротических наслоений, нередко имеющихся у таких пациентов из-за переживания ими своего дефекта, и для. снятия состояния детренированности после ликвидации анатомического дефекта анального отверстия. Необходимо рекомендовать больно­му 15—20 раз в день втягивать и напрягать мышцы анального жома, много раз в день, приподнявшись на пальцы ног, с силой всей тяжестью тела ударять пятками об пол, кататься на вело­сипеде, ходить крест-накрест и т. д.

Недержание кала может быть результатом шизофрении, гру­бого органического поражения головного мозга, слабоумия. В таких случаях, естественно, лечат основное заболевание, после смягчения или ликвидации которого уменьшается или исчезает и недержание кала.


Как уже говорилось, недержание кала почти всегда сосед-

Ірггвует с недержанием мочи. Это сочетание чаще всего имеет '"Место при грубых органических поражениях головного мозга.

Расторможенный, суетливый, очень беспокойный 9-летний мальчик был при­веден на консультацию по поводу дневного и ночного недержания кала и мочи. Во время беседы ребенок ни секунды не сидел на месте: вскакивал, хаотиче­ски носился по кабинету, кричал, хохотал. Мать считала, что до 6 лет он был хотя и крикливый и капризный, но все же терпимый. В 6 лет он перенес клини­ческую смерть, после этого стал совершенно невыносим. Во время беспрерывной беготни мальчик забывал вовремя опорожнять кишечник — таков был механизм дневного недержания кала. Устав за день, он ночью спал «как убитый», и поэтому имело место ночное недержание мочи и кала. Все это совпадало с выраженным возбуждением днем и слишком крепким сном ночью. Ребенку был назначен ами­назин, скоро он стал несравненно спокойней, ему постоянно напоминали, что , надо следить за своевременным опорожнением кишечника и мочевого пузыря. В результате дневное недержание мочи и кала прекратилось. Поскольку днем мальчик Меньше уставал, он не так крепко, как прежде, спал ночью (к тому же бму наладили и дневной сон) и ночное недержание мочи и кала также прекра-гтилось. Прежде больной многократно обследовался у урологов и проктологов, Которые не находили у него какой-либо органической патологии, но лечили его Своими методами. Уменьшение психопатоподобного синдрома уменьшило недержа­ние мочи и кала в дневное время.

Чаще же всего встречаются психогенные формы недержания кала, среди которых доминируют невротические расстройства. Самой распространенной точкой зрения многих психиатров является та, согласно которой недержание кала — это всегда или почти всегда результат истерических нарушений. Проанализируем этот меха­низм. Эволюционная теория Дарвина учит, что современный чело­век прошел длинную эволюцию и что в нем как бы заложены способы реагирования, типичные для его предшественников по эволюционной лестнице. Одним из способов реагирования всех мало-мальски развитых живых существ являются два типа реак­ций на опасность, подробно описанных выдающимся немецким ученым Эрнстом Кречмером (1888—1964) на модели психических нарушений.

Первый тип реагирования заключается в следующем: когда любому живому существу угрожает опасность, это существо под­сознательно мобилизует все свои жизненные ресурсы и дает бурную двигательную реакцию, направленную на то, чтобы убежать от опасности. Это способ реагирования, естественный для собак, кошек или крокодилов, встречается и у людей. В одних случаях он носит, так сказать, нормальный характер (например, у спортсменов), в других — очень редких — окрашен в психопа­тологические тона и тогда называется «двигательной бурей». Последняя проявляется в виде истерических припадков и истери­ческих трясучек, которые в XX столетии встречаются весьма редко.

Второй тип реагирования внешне диаметрально противополо­жен первому: вместо того чтобы убежать от опасности, живое существо, наоборот, как бы замирает, приостанавливает свое функционирование, как бы прикидывается мертвым, чтобы опа­сность обошла его стороной. Этот вид реагирования называется


«мнимой смертью». Если оба эти типа реагирования — архаи­ческие, древние, в выраженной форме присущие главным образом животным — оживают в психике человека, то чаще всего они носят болезненный характер и условно относятся к истери­ческому типу реагирования. Симптомами «мнимой смерти» явля­ются разнообразные парезы, параличи, истерические мутизмы, глухонемота, слепота и т. д. К этой же реакции «мнимой смерти» относятся и некоторые нарушения со стороны каловыделения: задержка стула, истерические поносы, недержание кала.

10-летний мальчик был свидетелем драки взрослых мужчин. Один из участ­ников драки — известный всем пьяница — погнался с железным прутом за своим противником и пробежал рядом с нашим будущим пациентом. От страха у маль­чика «отнялись ноги» и неудержимо захотелось опорожнить кишечник. Когда он пришел в себя от потрясения, то обнаружил, что все белье выпачкано калом. Дома он получил от родителей нагоняй за это. Мальчик долго плакал, потерял аппетит, вечером долго не мог заснуть, ночью снилась сцена, виденная днем.

Утром он обнаружил, что за ночь еще раз испачкал белье. Родители вновь крепко обругали сына. Вечером не мог заснуть, и ночью опять имело место недержание кала. На следующий день мать привела ребенка к нам. Пациенту был назначен седуксен, проведено гипнотическое внушение. Недержание кала более не повторялось, остальные невротические симптомы прошли через несколько дней.

С первых классов школы девочка обращала на себя внимание чрезмерной серьезностью, добросовестностью, она решительно пресекала любые отклонения от норм общежития. За это ее назначали на руководящие посты в школе. Училась она отлично, и каких-либо трудностей у ее родителей из-за нее не было.

В 13-летнем возрасте девочка была в музее, и вдруг ей захотелось в туалет. Усилием воли она подавила это желание и потом еще долго корила себя за то, что так «распустилась, дала волю желаниям, будто какая-то двоечница». Придя домой, она обнаружила, что у нее уже нет потребности в опорожне­нии кишечника. Стула не было в течение 4-х дней. Она рассказала все матери, та сделала ей клизму, и каловые массы вышли. Казалось бы, все стало на свои места. Позже девочка заметила, что стоит ей поволноваться или за что-то поругать себя, как у нее появляются длительные запоры, которые прекращаются лишь после приема слабительных. Поскольку временами образовывался каловый камень, больная стала регулярно следить за работой кишечника, волноваться из-за этого, фиксироваться на неприятных ощущениях. Постепенно она стала меньше общаться со сверстниками, больше времени проводила одна.

В дошкольном возрасте истерические нарушения каловыделе­ния, по данным В. И. Гарбузова, А. И. Захарова и Д. Н. Исаева (1977 год), составляют 12% от всех истерических неврозов у детей.

К психогенным нарушениям относятся также недержание кала при грубых истерических психозах, но особенно часто как пато-характерологическая реакция пассивного протеста.

Патохарактерологическое недержание кала встречается только в дневное время, оно никогда не возникает в состоянии сна. Нам доводилось видеть много детей, у которых появлялось дневное не­держание кала (иногда и мочи) после прихода в дом отчима или после помещения ребенка в детский коллектив. Практически всег­да этот вид реакции протеста обнаруживался в 3—6-летнем воз­расте; ни до этого периода, ни после мы его не встречали.


У каких детей возникало подобное недержание кала? Сказать, что почти все они страдали церебрастенией и другими послед­ствиями раннего органического поражения центральной нервной системы,— значит не сказать ничего. Дело не в органике, а в лич­ностных свойствах детей и главное — в их чрезмерной привязанности к матери и к своему дому. Пожалуй, именно это (ревность, обида, нежелание отрываться от матери и т. д.) и являлось главной при­чиной патохарактерологического недержания кала. Что же ка­сается оскорблений, наказаний и других извечных причин неврозов, то их роль в возникновении указанной патологии бесспорна

Недержание кала быстро излечивается, нужно только вовремя обратиться к специалисту и строго выполнять его рекомендации.

Ну, а что делать, если в классе находится ребенок с недержанием кала? Ведь от него же исходит запах кала, раздражающий окру­жающих. На все случаи жизни советы дать трудно. Ясно лишь одно: если пребывание подобного больного мешает окружающим, то пациента с затянувшимся недержанием кала следует перевести на индивидуальное обучение. Однако тут очень важно, чтобы ребенок не чувствовал своей полной оторванности от школы, т. е. его нужно навещать, приглашать на школьные мероприятия, всячески пока­зывать, что он полноправный член коллектива. Нужно все делать, чтобы уменьшить у ребенка чувство своей неполноценности.

В память несчастного Онана. Один из библейских персонажей — некий Онан — не любил свою жену и не хотел иметь от нее детей. С этой целью он старался, чтобы его детородная жидкость не попа­дала к его супруге. История сохранила имя этого страдальца, хотя смысл здесь иной, ведь сам Онан по существу онанистом не был. Врачи называют онанизм еще одним термином — мастур­бация.

И родители и педагоги очень интересуются этим вопросом, но не всегда знают, в чем дело, и из-за этого порой калечат под­ростку жизнь. Примером этого является судьба 20-летнего па­циента.

Когда ему было 15 лет, родители заметили, что мальчик занимается онанизмом





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.