МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ТРИ КОРНЯ ДЕТСКОЙ ПСИХИАТРИИ





Психоневрологиили психиатры? Психиатрия — это область зна­ний и практических навыков, относящихся к диагностике, клинике и коррекции психических отклонений. Психиатрия тесно смыкается с педагогикой, философией, искусством и другими сферами челове­ческой деятельности. Особенно близко примыкает к педагогике пси­хиатрия детского и подросткового возраста — область психиатрии, в последние 20—30 лет превратившаяся в самостоятельный раздел.

Психиатрия как относительно самостоятельная наука возникла лишь в конце XVIII века. Великая французская революция резко ускорила темпы общественного прогресса, и именно во Франции появились первые психиатры в нынешнем смысле слова. Это были Филипп Панель (1745—1826) и Жан-Этьен-Доминик Эскироль (1772—1840).

XIX столетие — эпоха становления психиатрии как науки. В разных странах появляются врачи, активно разрабатывавшие те или иные стороны душевной патологии. В России таким замечательным исследователем был Виктор Хрисанфович Кандинский (1849— 1889)—уникальный самородок, энциклопедист, ученый поразитель­ной интуиции и работоспособности. За свою короткую жизнь он написал много трудов, которые получили признание лишь спустя несколько десятилетий после его кончины.

В конце XIX века при Московском университете была создана кафедра психиатрии. Возглавил ее Сергей Сергеевич Корсаков (1854—1900), после его смерти во главе кафедры стал Владимир Петрович Сербский (1858—1917), "а с марта 1918 года — первый советский профессор психиатрии Петр Борисович Ганнушкин (1875—1933). Имя В. П. Сербского носит Всесоюзный научно-иссле­довательский институт общей и судебной психиатрии в Москве, а именем П. Б. Ганнушкина названа крупнейшая в столице психиатри­ческая лечебница.

Значительно раньше, чем в Москве, была создана кафедра психиатрии в Медико-хирургической академии в Петербурге. Ею


долго заведовал Владимир Мсксайловцч Бехтерев (1857—1927) — великий психиатр, невропатолог, психотерапевт, человек прогрес­сивных взглядов. Сразу же после победы Октябрьской революции он — академик, генерал, ректор Военно-медицинской академии — пришел в Петроградский Совет и предложил свои услуги новой власти.

Некоторые полагают, что невропатология и психиатрия — одно и то же. Но это не так: невропатология занимается органиче­скими поражениями нервной системы (параличи и парезы, воспале­ния мозга, грубые недоразвития нервной системы, неврологические аспекты опухолей головного и спинного мозга, сотрясений головного мозга; травматические повреждения нервной системы и пр.), при которых в меньшей степени нарушается психическая деятельность, а на первый план выходят относительно изолированные поврежде­ния периферической нервной системы и головного мозга; психиатрия же занимается психическими болезнями, а также теми соматически­ми, неврологическими, хирургическими и другими заболеваниями, которые могут сопровождаться психическими отклонениями. Стало быть, сфера деятельности психиатра — это только психическая пато­логия. Здоровых людей психиатры не касаются — это уже сфера дея­тельности психологов, педагогов и т. д. Но в XX столетии появились психологи и педагоги, которые занимались изучением и воспитанием психически больных. Таким образом, наук, которые соприкасаются с психиатрией, много (о некоторых из них мы немного позже расскажем), и их разграничения далеко не всегда бывают убеди­тельными.

В силу конкретно-исторических причин сложилось такое положе­ние, что слово «психиатр» отпугивает многих людей (особенно родителей пациентов). Они стесняются обращаться к врачам по­добного профиля, идут за помощью к невропатологам и психо­логам. Понятно, что болезни болезням рознь, есть такие расстрой­ства, при которых эффективна помощь и хорошо ориентирующихся в психиатрии невропатологов и психологов, но таких специалистов (достаточно квалифицированно знающих психиатрию, но не являю­щихся по образованию психиатрами) считанные единицы, это исклю­чение, а не правило. Времена врачей-энциклопедистов уже минова­ли или почти миновали.

До победы Октября психиатрическая помощь детям и подрост­кам в России практически не существовала. Лишь после 1917 года в нашей стране появилась детская психиатрия. Возникла и детская неврология как самостоятельная сфера знаний. Но как раньше, так и даже сейчас не всегда можно разграничить, чем обязаны зани­маться представители этих профессий. Например, ребенок страдает недержанием мочи. Такие дети лечатся и у невропатологов и у психиатров.

Поэтому в довоенные годы употребляли не столько слово «психиатр», сколько слово «психоневролог», т. е. специалист, ко­торый должен одинаково хорошо разбираться и в неврологии и в психиатрии. Пока врачей было мало, такое деление еще как-то


удовлетворяло органы здравоохранения и самих больных, хотя •среди психоневрологов были врачи, которые лучше разбирались Либо в неврологии, либо в психиатрии, иными словами, в рамках психоневрологии всегда имелось фактическое разделение врачей на психиатров и. невропатологов. В 60-е годы, когда были срав­нительно хорошо налажены и неврологическая и психиатрическая службы помощи, различия между ними стали очень резкими и воз­никла необходимость формально закрепить фактическое разделение психоневрологов на психиатров и невропатологов. С 1968 года в нашей стране официально существуют психиатры и невропатологи взамен прежних психоневрологов. Тем не менее слово «психоневро­лог» еще часто употребляется по инерции.

В то же время это слово имеет право на существование в отношении определенного контингента больных — детей до 4—5-лет­него возраста, когда психика еще неразвита и трудно разграни­чить, что в болезни ребенка от «нервов», а что от «души». Поэтому специалистов, изучающих психоневрологическую патологию у ма­леньких детей, вполне справедливо называют прежним словом «пси­хоневрологи», которое, таким образом, получило свой ограниченный смысл.

Детские психиатры лечат пациентов в возрасте от 3—5 до 15 лет; подростками занимаются подростковые психиатры, работаю­щие в психоневрологических диспансерах.

В начале пути. Прежде чем превратиться в науку в современ­ном понимании, детская психиатрия прошла трудный путь.

Психиатрия — пожалуй, единственная из всех медицинских на­ук — очень близка к общественной жизни. Не случайно, что на прогрессивных представителей психиатрии сыпались бесконечные политические и идеологические обвинения. Яркий пример в этом плане представляет жизнь известного немецкого педагога Фридриха Фребеля (1782—1852). Он посвятил себя делу воспитания детей-сирот и детей, страдавших психическими аномалиями. Именно Фре-бель впервые в мире открыл детские сады. Это был большой гума­нист, который считал, что надо уважать человеческие права ре­бенка, что муштра и битье унижают личность и к ним нельзя прибегать даже в самых крайних случаях. Фребель разработал систему поэтапного и дозированного морально-педагогического воз­действия на личность ребенка.

Весь мир с удивлением следил за поразительными результата­ми, достигнутыми Фребелем. А власти? Они обвинили Фребеля в том, что детские сады стали рассадником социалистических и атеисти­ческих идей, и позакрывали их. Реакционные силы всегда считали детских психиатров сторонниками социализма не только в силу по­литических взглядов врачей-психиатров, но и потому, что сама по себе эта профессия не может развиваться при тирании и обскуран­тизме, она сама по себе уже символ стремления к реальному социальному равенству.

В России, как и в большинстве стран, долгие годы существо-


валі так называемые Фребелевские общества с сетью детских коллективов преимущественно для сирот и для детей бедных родите­лей. Например, в 1893 году «Санкт-Петербургское Фребелевское общество для содействия первоначальному воспитанию» открыло «народный детский приют с комплектом 30 детей от 4-х до 7-летнего в'озраста». Мы приводим эти формулировки, принятые в конце XIX ве­ка, чтобы показать, как скромна была помощь этих обществ, которую могли получить от них дети (в том числе и душевнобольные). Но в то же время нельзя не отметить настойчивость и целеустремленность продолжателей дела Фребеля, которые в условиях царской Рос­сии мужественно боролись за здоровье и защиту детей.

В 1897 году вышел «Отчёт Совета Петербургского Фребелевско-го общества 1871 —1896 гг.», из которого следует, что в работе этого общества большую роль сыграли широкие круги прогрессив­ной русской общественности, в то числе писатели, художники, уче­ные. Одним из активистов Фребелевского движения в России был Ф. М. Достоевский. Он всегда интересовался проблемой воспита­ния детей, и не просто воспитания, а гармоничного их развития —• в этом творчество великого писателя постоянно соприкасалось с проблемами детской психиатрии.

После Великой Октябрьской социалистической революции Фре­белевские общества, внесшие в свое время громадный вклад в раз­витие помощи детям, перестали существовать как самостоятель­ные и влились в энергично создаваемую с первых дней Советс­кой власти систему организаций для оказания широкой помощи подрастающему поколению.

Само понятие «детская психиатрия» было предложено в 1899 году. Автор этого термина — врач Мангеймср Гомес, работав­ший во Франции. Однако до начала 1930-х годов этот термин упот­реблялся редко (чаще говорили дефектология, педология) и лишь с 1934 года выдающийся швейцарский ученый, один из создателей детской психиатрии 'Мориц Трамер (1882—1963) стал активно вво­дить его в практику. В том же году Трамер основал первый в мире «Журнал по детской психиатрии» и тем самым вывел детскую пси­хиатрию на мировую арену. Он же организовал в 1937 году Первый международный конгресс по детской психиатрии, который проходил в Париже и собрал большинство врачей, так или иначе связанных с психическими расстройствами детского возраста.

Но хотя термин «детская психиатрия» прочно получил права гражданства лишь с середины 1930-х годов, само понятие пси­хических расстройств детского возраста существовало, естествен­но, давно.

В 1911 году один из немецких журналов опубликовал первый в истории детской психиатрии обзор 273 работ по психическим за­болеваниям у детей. Это говорит о том, что к началу XX века дет­ская психиатрия уже накопила определенный опыт.

Как отмечал выдающийся советский ученый Ипполит Василье­вич Давыдовский (1887—1968), в медицине умение нередко идет


впереди знаний. История детской психиатрии подтверждает эту мысль. Если несколько упрощенно и схематически представить раз­витие детской психиатрии, то вначале душевно больных детей просто старались как-то обучать, затем начали проникать в особенности их психики и лишь потом приступили к изучению психопатологии таких больных, к исследованию того, как формируются отдельные признаки (симптомы) психических нарушений, как они сочетаются друг с другом (совокупность взаимосвязанных симптомов называет­ся симптомокомплексом), как симптомокомплексы соотносятся друг с другом (синдром) и как они, синхронно меняясь и протекая тем или иным образом, дают основание диагностировать определенную но-зоологическую единицу, т. е. болезнь. Поэтому мы и выделяем в детской психиатрии три основных направления: лечебно-педагоги­ческое, психологическое и клиника-психопатологическое. Это выде­ление, как и любое другое, искусственно, в практике каждого врача всегда переплетаются все три подхода к конкретному больному ребенку. Два из этих направлений сейчас превратились в самостоя­тельные области знаний, примыкающие к психиатрии, но не сливаю­щиеся с ней.

«Главное — учить!» (лечебная педагогика и психиатрия).На­чиналась детская психиатрия с лечебной педагогики. Заложили ее основы три великих человека: французский врач Жан Итар (1775—1838), швейцарский педагог Иоганн Песталлоцци (1746— 1827) и уже упоминавшийся Фребель. Эти исследователи первыми специально занялись изучением психических нарушений у детей (в основном умственной отсталости) и компенсации этих нарушений с помощью педагогических приемов. С деятельности этих ученых (педагогов и реже медиков) собственно и началась детская психиат­рия, а именно тот ее раздел, который может быть отнесен к лечебной педагогике.

Большинство педагогов.и врачей начала XIX века рассматрива­ли умственную отсталость как следствие недостатка информации, которую ребенок должен получить в первые годы жизни, и стре­мились восполнить этот дефицит знаний и умений. Наибольшим пропагандистом этой точки зрения был Ж. Итар, который иллюстри­ровал ее наблюдениями над судьбой некоего Виктора из Авейрона. В раннем детстве тот был покинут родителями, жил в лесу вдали от человеческого общества, потерял соответствующие навыки, и когда был пойман, то не говорил, не умел общаться с людьми и т. д. Прожив около 40 лет (из них вторую половину жизни под наблюдением Итара), Виктор так и не смог наверстать упущенное.

Деятельность педагогов и врачей, которые заложили основы лечебно-педагогического направления в детской психиатрии, была прогрессивной; большинство из них подчеркивали зависимость раз­вития умственных способностей от социальной среды и в обТцем оптимистически рассматривали возможность ликвидации подобных расстройств. Именно поэтому в середине и в конце XIX века во Фран­ции и главным образом в германоязычных странах стали откры-


ваться многочисленные школы по воспитанию умственно неполно­ценных детой

С середины XIX века большинство специалистов в области ле­чебной події І опіки умственно неполноценных детей поддерживало взгляды крупнейшего французского ученого Бенедикта Мореля (1809-1872) о наследственном происхождении слабоумия. В свя­зи с этим специалисты в области лечебной педагогики стали обращать больше внимания не только на грубые формы умственного недораз­вития, но и на более легкие, что привело к выделению различ­ных форм так называемой психической незрелости и разработке методов их исправления.

С конца прошлого века лечебно-педагогическое направление уже охватывало не только проблемы, связанные с умственной от­сталостью, но и исправление различных отклонений характера у де­тей и подростков с помощью морального воздействия.

Первое полупсихиатрическое заведение (Фребелевские общества формально считались педагогическими) для слабоумных детей было открыто в Швейцарии в 1848 году, и создал его Иоганн Гуг-генбюль (1816—1863)— выдающийся педагог своего времени. Во­обще надо сказать, что Швейцария была наиболее передовой в этом отношении страной. В 50—70-х годах XIX века там построили несколько хорошо оборудованных отделений для психически боль­ных детей (не только слабоумных, но и эпилептиков и больных с иной патологией), в которые приезжали больные со всего мира. Побывал в одном из таких заведений и князь Мышкин — главный герой романа «Идиот»». Герой Достоевского скупо рассказывал о том, как он жил в Швейцарии, но в общем впечатление от проводи­мого в те годы лечения было удручающим, хотя тогда это было самое последнее достижение научной мысли.

Деятельность немецкого психиатра Теодора Циена (1862—1950) олицетворяет стремление соединить философский и психологический подходы к психиатрии детского возраста. Работы Циена не утратили своего значения и в наши дни: в них в наиболее концентрированной форме пропагандировалась необходимость комплексного лечебно-пе­дагогического и психотерапевтического подхода к лечению раз­личных нарушений у детей и подростков.

С конца XIX века выходят работы, стремящиеся вычленить детскую психиатрию из лечебной педагогики. Это в первую очередь книга Германа Эммингхауза (1845—1904) «Психические расстрой­ства в детском возрасте» (1887) — первое систематизированное из­ложение большинства психических нарушений у детей.

Не случайным является и то, что в немецкой психиатрии XX столе­тия лечебно-педагогический аспект детской психиатрии продолжал разрабатываться не менее интенсивно, чем прежде; ряд педагогов внесли большой вклад в развитие детской психиатрии. Среди этих исследователей нельзя не упомянуть Теодора Геллера (1869—1938), который вместе со своим отцом Симоном Геллером (1843—1922)


в 1908 году описали некоторые формы специфического слабоумия у детей младшего возраста.

Выдающийся итальянский педагог Мария Монтессори (1870— 1952) тоже внесла существенный вклад в развитие лечебно-пе­дагогического направления в детской психиатрии — вместе с крупнейшим итальянским детским психиатром Санкте де Санктисом она создала первый в Европе Дом ребенка для детей с психическими аномалиями.

Одним из наиболее крупных представителей лечебно-педагоги­ческого направления в отечественной науке был Иван Васильевич Маляревский (1844—1915), известный в свое время детский писатель и крупный организатор детской психиатрической помощи, один из первых в нашей стране врачей, целиком и полностью посвятивший себя детской психиатрии. Ученик и сотрудник Ивана Павловича Мержеевского (1838—1908) —родоначальника детской психиатрии в России — Маляревский был страстным пропагандистом лечебно-педагогического подхода к психически больным детям. На первом съезде отечественных психиатров, проходившем в Петербурге в 1887 году, Маляревский выступил с программным докладом «О спо­собах и целях воспитания болезненных и отсталых в душевном развитии детей. Средства их обеспечения в будущем». Лечебно-педагогические взгляды Маляревского отразились на работе орга­низованного им в 1882 году «Врачебно-воспитательного заве­дения».

Большой вклад в детскую психиатрию внес Александр Федо­рович Лазурский (1874—1917). Хотя его деятельность носила в большей степени лечебно-педагогический и психологический харак­тер, а в меньшей степени врачебный, его работы сыграли значитель­ную роль в лучшем понимании отклонений характера в детском воз­расте и позволили педагогам (деятельность Лазурского протекала преимущественно в педагогических учреждениях) более продуктивно подбирать методы лечебно-педагогического воздействия на психи­чески больных детей.

В настоящее время лечебная педагогика, многие десятилетия назад олицетворявшая собою детскую психиатрию или занимав­шая в ней наибольший удельный вес, стала самостоятельной нау­кой.

Однако не следует думать, что на этом прервались научные связи детской психиатрии и педагогики. Нет, они стали еще сильнее и глубже, чем прежде. Например, работы А. С. Макаренко, В. А. Су-хомлинского и других педагогов помогают врачам лучше понимать детей и использовать педагогические приемы в лечебных целях. Соб­ственно, многие виды воздействия, относящиеся к коллективной пси­хотерапии, базируются на работах указанных выдающихся педа­гогов.

... И понимать (психология и психиатрия). Стремление рас­смотреть механизмы психической патологии с точки зрения за­конов психологии — особой науки, отличной от психиатрии, име-


ющей свои инструменты исследования и систему анализа,— отме­чалось еще тогда, когда психиатрии по существу не было. По мере развития психиатрии удельный вес психологических методов трак­товки психопатологических феноменов уходил на задний план и в настоящее время не занимает в ней, как прежде, большого места. Однако в процессе становления современной психиатрии роль пси­хологического начала была велика. Большое значение в этом отно­шении имели работы крупнейшего немецкого психолога Вильгель­ма Вундта (1832—1920) и многих других. Исследования, прове­денные великим советским психологом Львом Семеновичем Вы­готским (1896—1934), намного опередили свою эпоху и были по-настоящему оценены только спустя десятки лет после его смерти. Они многое дают для изучения некоторых механизмов развития психики ребенка, в том числе с отставанием в формировании абст­рактного мышления.

Выдающийся психолог современности швейцарец Жан Пиаже (1897—1981), так же как и Выготский, стремился подойти к пони­манию развития мышления ребенка с точки зрения возрастного принципа и показать постепенное усложнение интеллектуальных возможностей ребенка. Он, например, выделял 4 стадии развития интеллекта: 1) сенсомопюрную стадию (до 2—3 лет), когда основ­ным свойством реагирования ребенка является сфера движения; 2) стадию дооперационального интеллекта (3—7 лет); на этой стадии формируются система представлений и речь; 3) стадию конкретных операций (7—12 лет) со свойственной ей необходи­мостью выполнять различные операции с наглядными явлениями; 4) стадию формальных операций (с 12—13 лет), когда форми­руется теоретическое мышление, относительно автономное от кон­кретных явлений окружающего мира. Это «чистое» мышление и есть та главнейшая человеческая способность, извращение или отсутствие которой является водоразделом здоровой и больной психики.

Работы австрийского невропатолога, физиолога и психиатра Зиг­мунда Фрейда (1856—1939), положившие начало психоанализу, долгое время не касались непосредственно вопросов детской пси­хиатрии, хотя по существу они базировались на изучении детской психики. Лишь с 20-х годов XX века началось бурное вторжение психоанализа в только что начавшую формироваться детскую пси­хиатрию. Это вторжение связано с именами Анны. Фрейд (дочери 3. Фрейда, род. 1895), Меланин Клейн (1882—1960), Вильгельма Шшекеля. (1878—1940) и многих других психоаналитиков, зани­мавшихся преимущественно детским возрастом.

В чем отлнчнс детского психоанализа от психоанализа взрос­лых? Принципиальных отличий нет. В том и другом придается боль­шое значение в формировании психики ребенка борьбе инстинк­тивных бессознательных сфер психики, доставшихся человеку от его животных предков, с постепенно возникающей под влиянием социальной среды системой запретов, контролирующих первобыт-


ные влечения бессознательной сферы человеческой психики. В том и другом придается большое значение сексуальной сфере, пони­мая под последней не столько конкретную сексуальную функцию, сколько стремление к самосохранению и продолжению себя, кото­рое руководит поведением всех живых существ. В том и другом признается наличие в человеческой психике систем психологичес­кой защиты, которые порой помогают человеку избежать невро­тических расстройств и отклонений в поведении . В том и другом, наконец, признаются определенные этапы в формировании пси­хики: эти этапы по-разному называются представителями различ­ных ответвлений психоаналитического направления, но в первую очередь учитывают формирование контроля над психофизиоло­гическими функциями. Однако детский психоанализ носит более конкретный характер, чем психоанализ в целом. Вклад, внесенный в детскую психиатрию сторонниками психоаналитической концеп­ции, обусловлен не столько их взглядами, сколько тем, что носи­тели этих взглядов зачастую были добросовестными и наблюда­тельными людьми, которые внимательно изучали тончайшие дви­жения детской психики.

Детский психоанализ привнес в детскую психиатрию стремление тонко исследовать историю жизни человека и не считать, что пси­хика ребенка развивается только с 3—4 лет,— она 'формируется с момента рождения или даже раньше. Детский психоанализ при­влек внимание к большой роли психических травм детского возра­ста в происхождении многих психоневрологических и психосома­тических нарушений (особенно неврозов) у детей и подростков.

Однако широкое проникновение детского психоанализа в дет­скую психиатрию имело и отрицательные стороны, связанные с его недостаточной аргументированностью, гипотетичностью и панпси-хологизмом. Спекулятивность ряда психоаналитических построений разлагающе действовала на детскую психиатрию, давая простор

1 Выделяется несколько десятков методов психологической защиты. Не­которые из них являются патологическими. Допустим, например, что у конкретного человека существует определенная неблагоприятная ситуация, которую он не в силах изменить (подобное встречается довольно часто). Люди знают об этих неблагоприятных невротнзнрующих ситуациях, но ничего не делают, чтобы их ликвидировать, а психиатры занимаются лишь жертвами неблагоприятных социальных и биологических воздействий и там, где это в их силах и входит в их компетенцию, помогают пациенту и его ближайшему окружению. Психиатр лечит индивидов, но не может ликвидировать отношения, порождающие такие ситуации.

Итак, если индивид не может изменить ситуацию, он от нее защищается. В ход идут механизмы психологической защиты. Но может так случиться, что либо не тот механизм самозащиты вступил в действие, либо защита чрезмерна, неадекватна воздействию неблагоприятной ситуации, индивид переборщил по части самозащиты и т. д., тогда поведение человека становится неадекватным, у- него возникают невротические и некоторые другие симптомы и пр. Здесь те же соотно­шения, что и между воздействием на школьника (ему поставили двойку) и его реакцией (разбил окно в школе или убежал в другой город).


неоправданным фантазиям и умозрительным построениям. Гипер­психологизм приводит к отрицанию клинического метода в психи­атрии — живительной пуповины, соединяющей психиатрию с осталь­ными клиническими ветвями медицины. Именно это и способст­вовало тому, что детский психоанализ распространился в тех слоях общества, которые были чужды клиническому подходу к естественно­научным проблемам; благодаря этому детский психоанализ встре­тил большой интерес также среди литераторов и людей искусства, но почти не получил заметного распространения среди врачей с крепкими клиническими традициями.

Между психологией и психиатрией существуют большие раз­личия, хотя их представители ратовали за комплексный, совмест­ный подход к человеку. Сказать, что психиатры занимаются боль­ными, а психологи — лишь здоровыми в психическом отношении людьми, значит упростить положение вещей. Просто у представи­телей этих наук разные инструменты исследования, разные его сферы. Психолог изучает психические процессы (внимание, память и пр.) у любого человека (больного или здорового), врач же кли­нически анализирует состояние пациента и назначает ему лечение. В последние годы многие психологи стали активными помощни­ками ij.ui'ieii Із проведении психотерапии, и изучении душевного со­стоянии человека в процессе лечения и т. д. Иными словами, совре­менная психология максимально приблизилась к практической дея­тельности медиков, одновременно продолжая заниматься своими специфическими проблемами, которые традиционно относились к их компетенции.

Справедливости ради следует отметить, что психиатры неод­нозначно подходят к вопросу о сотрудничестве с психологами. Не­которые из медиков категорически возражают против привлечения психологов к проведению психотерапии. Другие же — в том числе и пишущий эти строки — убеждены, что без кооперирования с пси­хологами невозможно проводить психотерапию, и чем больший объем психотерапевтической работы будут брать на себя психо­логи, тем большую пользу можно принести больному, тем больше времени высвободится у врача для непосредственной, узкомеди­цинской деятельности.

Психиатры всегда будут благодарны психологам, в частности, за то, что те создали множество психологических тестов, которые расширяют представление о личности, обогащают врачей-психиат­ров самой разнообразной информацией, важной для назначения ле­чения. Некоторые из тестов направлены на выяснение степени ин­формированности человека, его интеллектуальных возможностей, другие дают характеристику психического состояния в данный мо­мент, третьи помогают вскрывать душевные конфликты и пережи­вания, которые были давным-давно, но вредно отражаются на со­стоянии человека спустя много лет. Часть тестов — это наиболее совершенные и уважаемые психиатрами тесты — носят название проективных: те или иные психические процессы и переживания


как бы проецируются на что-то и потом анализируются специали­стом. Родоначальником проективных тестов — и самым полным из •них по сей день! — является тест Роршаха. Расскажем — в са­мых общих чертах — об этом тесте и о его создателе, так как сам тест очень интересен, а судьба его автора чрезвычайно любопытна и даже чем-то типична для представителя передовой психологии.

Швейцарский психолог, психиатр, психотерапевт, историк Гер­ман Роршах (1884—1922) определил развитие психодиагностики на многие десятилетия. Как и многие гении, Роршах был разно­сторонним ученым, внося что-то новое во все области знаний, ко­торыми он занимался. Однако сделанное (їм открытие не было при­знано- при его жизни, встретив полное непонимание и равнодушие со стороны современников.

Открытия, сделанные Роршахом в психологии и психиатрии, венчали собою многочисленные исследования, которые велись в этой области с эпохи Возрождения и, конечно, возникли не на пу­стом месте.

Что сделал Роршах? Он предложил психологический тест, ос­нованный на анализе форм 10 пар обыкновенных чернильных пя­тен. Каждый человек, рассматривающий эти пятна, видит в них то, что соответствует его фантазии, его -знаниям, интересам, настро­ению и т. д. Расшифровка личностью этих пятен (ее проекция на них) свидетельствует о самой личности, ее состоянии и биографии, причем здесь вскрывается не только то, что человек сам о себе зна­ет, но и бессознательные процессы и явления в его психике. Изве­стное гадание на кофейной гуще, кстати, построено на подобном же принципе. В тексте Роршаха все показатели формализованы, выражены в числах и дают объективное отражение не только пси­хического состояния человека в момент исследования, но и всю историю развития личности. Конечно, глубина анализа зависит от мастерства интерпретатора — психолога или психиатра.

Первое упоминание о психологическом смысле случайных клякс имеется у Леонардо да Винчи (1452—1519). В своей «Книге о жи­вописи» он рекомендует художникам отталкиваться в своем твор­честве от случайных пятен потому, что это «вдохновляет на созда­ние различных композиций». «Скрытые и неопределенные вещи пробуждают желание новых открытий»,— говорил Леонардо. Но он же утверждал, что эта мысль принадлежит не ему, а Ботичелли (1440—1510). Затем изучением пятен занимались Гельвеции, Кант и многие другие. В 1857 году немецкий врач и издатель Юстин Кернер написал книгу «Кляксография», в которой приводит формы клякс, провоцирующих у людей мрачные сюжеты, вызывающих тоскливое настроение и т. д.

Комментарии Кернера к описанным им кляксам весьма пока­зательны, они отражали (так же как и подбор форм клякс) его психическое состояние, обусловленное прогрессирующей слепотой, тяжелой болезнью и смертью его жены и напряженным ожиданием своей собственной смерти.


Игровое по своей природе осмысление формы клякс напоми­нает о еще до сих пор широко распространенном у немцев обычае — лить в новогоднюю ночь воск. Ж.огда часы бьют полночь и насту­пает Новый год, в тазик с холодной водой выливают расплавлен­ный кусочек воска. В получившихся при этом случайных фигурках люди усматривают символические изображения своей личной судь­бы на этот год (свадьба, рождение детей, смерть и другие события человеческой жизни). При этом психологическая установка и ожи­дание заставляют человека «разглядеть» судьбу в случайных со­четаниях. По тому же механизму испытуемые наделяют пятна Роршаха привычными их воображению образами. В конце XIX — начале XX века интерес к пятнам еще более усилился, стали пуб­ликоваться работы по их толкованию. И именно в это время, когда уже созрели предпосылки к обобщению начатых работ, появилась книга Роршаха, начавшая новую эру в современной психологии.

Рорша^ и Россия.

Роршах родился в Швейцарии в семье художника, рано потерял родителей, блестяще учился в гимназии, хорошо рисовал, но решил стать врачом-психиатром. Он работал в швейцарских психиатрических клиниках, там опубликовал ряд работ, посвященных проблемам психологин, психоанализа, криминалистики и т. д.

Все, кто его знали, единодушно отмечали ту большую роль, которую сыграли в формировании мировоззрения этого ученого поездки в Россию, работа под Мо­сквой, русская наука и культура. Интерес к России возник у Роршаха еще со сту­денческих лет, когда он познакомился в Цюрихе и в Женеве с несколькими рус­скими эмигрантами (в основном революционерами) и студентами.

Зимой 1906 года Роршах совершил кратковременную поездку в Россию вместе с несколькими студентами; эта поездка глубоко запала ему в душу и еще больше уси­лила интерес к русской культуре и науке. Роршах совершенствует свои знания в русском языке, читает в подлиннике произведения Пушкина, Льва Толстого и осо­бенно Достоевского, к творчеству которого он всегда относился с большим интере­сом и о котором в последние месяцы своей жизни намеревался написать специаль­ную работу. Роршах переводит на немецкий язык одну из повестей Леонида Анд­реева, знакомится с русской литературой по психологии и психиатрии, истории.

Интерес к России еще более усилился после того, как Роршах встретился с Ольгой Николаевной Штемпелин, русской студенткой, учившейся в Швейцарии. Весной 1910 года Роршах обвенчался с ней.

В 1909 году Роршах совершил второе путешествие в Россию для знакомства с семьей невесты. Эта поездка длилась более двух месяцев, ученый посетил Казань, Челябинск, Самару, Курган, Уфу и некоторые другие города. Живя в семье невесты, Роршах непродолжительное время вел психиатрический прием как в частном по­рядке, так иі в государственных учреждениях. Особое впечатление произвела на Роршаха Москва, где у него установились первые контакты с Юрием Владимиро­вичем Каннабихом и другими русскими психиатрами и психотерапевтами, контакты, перешедшие потом в плодотворное сотрудничество. Всего Роршах опубликовал на немецком языке 29 рецензий на статьи и книги русских психиатров.

В декабре 1913 года Роршах вновь приезжает в Россию. Он работает в качестве врача-психотерапевта в частном санатории на подмосковной станции Крюково. В Крюкове Роршах усиленно интересовался живописью и распространенным в те годы изучением пятен (любопытно, что в гимназические годы Роршаха за повы­шенный интерес к пятнам в шутку прозвали «кляксой»). Интерес к пятнам привел к тому, что в 1921 году Роршах написал и с трудом опубликовал тиражом в 1200 эк­земпляров свою монографию «Психодиагностика», которая в первое время не встре­тила положительного отклика в психиатрической печати (было раскуплено всего лишь несколько экземпляров).

В июле 1914 года в преддверии первой мировой войны Роршах вернулся в Швей-


царию, однако интерес к России у него сохранился до конца жизни. Роршах, по словам одного из его биографов, был таким большим поклонником России, каких было мало в Западной Европе. Он много читал и переводил на немецкий язык ра­боты русских публицистов. Желая помочь голодающим, Роршах отправил свои сбережения в Россию для того, чтобы на Урале открыли бесплатную столовую для голодающих.

1 апреля 1922 года Роршах внезапно плохо себя почувствовал и на следующий день скончался от перитонита, связанного с аппендицитом. Ему было 37 лет.

Что такое психическое здоровье? Приведем еще один пример тесного сотрудничества психиатров и психологов, приносящего поль­зу как одним, так и другим.

В 1954 году в Нью-Йорке вышла книга «Мотивация и личность» крупнейшего американского психолога Абрахама Маслоу (1908— 1970). Его перу принадлежит много серьезных исследований в об­ласти мотивации личности. Он является автором известной «пи­рамиды Маслоу», название которой и ее сущность отражают сме­няемость и историческое развитие потребностей человека. Исход­ным пунктом этой «пирамиды» является утверждение, что потреб­ность высшего порядка становится мотивом побуждения, как правило, после удовлетворения потребности более низшего по­рядка.

Маслоу так- формулирует ряд положений о мотивации лич­ности:

1. Мотивы бывают у человека в целом, а не у какой-то части
его: т. е., например, есть хочет весь человек, а не его желудок.

2. Большинство мотивов, которыми руководствуется индивиду­
ум, не являются изолированными друг от друга.

3. Повседневные желания каждого человека обычно являются
средством для достижения определенных целей, которые можно
назвать конечными. Однако за сознательным желанием может скры­
ваться множество бессознательных побуждений.

4. Нельзя строить теорию мотивации человека, исходя из дан­
ных, полученных при изучении разного вида животных, ибо по
мере совершенствования человека все в большей степени возра­
стает его зависимость от социокультурных факторов.

5. В прошлом большинство исследователей изучали мотивы по­
ступков душевнобольных людей, невротиков и т. д., но почти не
использовали данные изучения психически здоровых людей, что,
по мнению Маслоу, является существенным недостатком таких
работ.

К основным потребностям здорового человека Маслоу относит следующие.

1. Физиологические потребности.

2. Потребность в безопасности.

3. Потребность в привязанности и любви.

4. Потребность в уважении.

5. Потребность в самоактуализации, т. е. в выражении при-
1 сущих личности способностей: например, художник не может не

рисовать, композитор не может не создавать музыку и т. д.


6. Желание знать и понимать, сюда же относится присущее
людям любопытство, тяготение к таинственному и неизвестному и пр.

7. Эстетические потребности.

Большое внимание автор уделяет роли удовлетворения потреб­ностей в формировании характера человека. Здоровье он рассмат­ривает как следствие полной удовлетворенности. Здоровым дюдям, по Маслоу, свойственны, в частности:

способность любить и быть любимым;

отсутствие подозрительности, отказ от всех средств внутрен­ней защиты, безграничное доверие в любовных отношениях;-

взаимная з.абота и ответственность;

внутренняя гармония, жизнерадостность и т. д.

Если у человека возникает то или иное душевное заболевание, последовательность элементов «пирамиды Маслоу» нарушается, наступает хаос, иерархия мотивов и потребностей путается.

Здоровый человек, по Маслоу, это счастливый человек, живу­щий в гармонии с самим собою, не ощущающий внутреннего раз­лада, защищающийся, но первый не нападающий ни на кого и пр. Это, конечно, схематическое представление о психическом здоровье, но оно имеет в себе рациональное зерно.

Как это ни странно, но по сей день нет более или менее удов­летворительного медицинского определения психического здоровья: быть может, потому, что это ничейная земля — психиатрам уже неинтересная, а представителям других медицинских профессий недоступная.

Что же такое душевноздоровый человек? Психиатры еще не научились давать ответ на такой вопрос. Чаще всего они отшучи­ваются: здоров тот, кто не болен. Знаменитый отечественный психиатр Виктор Петрович Осипов (1871 —1947) как-то сказал, что есть такие вопросы, на которые легко отвечают только дети и старцы, но это не под силу ученым людям. Вот это полностью отно­сится к проблеме психического здоровья.

Однажды знаменитого итальянского психиатра Чезаре Ломбро-зо (1835—1909) спросили, что такое психически нормальный че­ловек. Ломброзо ответил примерно так: это человек с хорошим аппетитом и сном, он уважает всякую власть и устоявшиеся мне­ния, он хорошо работает, терпелив и т. д. В этом ответе много пе­чальной иронии. Наверное, психически здорового человека не стоит сравнивать с готовым платьем, продающимся во всех магазинах. К счастью, на земле бывают и не только вышеуказанные «нормаль­ные» люди. Ведь если следовать этой логике, то каждый обраща­ющий на себя внимание — это ненормальный человек, а в эту ка­тегорию могут попасть миллионы. Дело здесь в том, что неверна сама эта мысль. Норма и усредненность — не синонимы. Можно быть ярким человеком и одновременно с этим быть психически совершенно здоровым. А можно быть средним, социально неза­метным, ничем не выделяющимся и в то же время — глубоко больным.


Профессия врача: лечить и излечивать. Клинике-психопатоло­гическое направление в детской психиатрии возникло не сразу, врачи медленно накапливали данные, терпеливо собирали факты, и, когда во всей психиатрии стало постепенно формироваться это Направление, детская психиатрия одной из первых примкнула к нему. Если педагоги думали больше о том, как обучать психически больных детей, а психологов интересовали психологические меха­низмы душевных расстройств, то психиатров-клиницистов всегда привлекала иная сторона сущности психических расстройств: как проявляются психические нарушения, как взаимосочетаются бо­лезненные признаки, как они протекают, как они зависят от воз­растных и всяких других условий. Этот подход и называется кли-нико-психопатологическим.

Специалисты разных стран внесли большой вклад в накопле­ние сведений по клиническим особенностям психических наруше­ний у детей. Известный историк психиатрии Ю. В. Каннабих услов­но выделяет следующие этапы в развитии детской психиатрии. На первом этапе (до середины XIX века) большинство психиатров считало, что у детей вообще не бывает психических расстройств, кроме слабоумия. На следующем этапе (середина XIX столетия) наблюдалось постепенное накопление разрозненных данных и ука­заний на то, что у детей все же бывают самые различные пси­хические нарушения, а не только слабоумие.

На третьем этапе (60—70-е годы Х!Х века) становится дока­занным, что в детском возрасте могут быть самые разнообразные расстройства, не относящиеся к состояниям слабоумия.

Примерно в это же время начинается новый этап в развитии детской психиатрии. Он связан главным образом с именами вели­кого английского ученого Генри Модели (1835—1918), автора кни­ги «Физиология и патология души» (1867, русский перевод вышел в 1871'году), и Эммингхауза, чью основную работу мы уже упоми­нали. Модели показал, что сам по себе возраст может способст­вовать некоторым психическим нарушениям. Например, в подро­стковом периоде встречаются такие психические расстройства, ко­торые ни в каком ином возрасте не бывают и проходят, как только заканчивается отрочество. То же самое бывает и в старческом воз­расте. И других возрастах. Какой возраст — таковы и болезни. Есть болезни (например, шизофрения), которые встречаются во всех возрастных периодах, но каждый из них накладывает на ши­зофрению свой неповторимый отпечаток.

Эммингхауз работал в Дерпте (ныне Тарту). Он автор множе­ства работ по психопатологии, однако славу ему принесла выше­указанная книга — первое серьезное руководство по детской пси­хиатрии, с-которого начался новый этап в детской психиатрии— этап синдромологического изучения психических расстройств. К концу 80-х годов XIX века был накоплен большой клинический материал, наука уже располагала не отдельными описаниями рас­стройств, а множеством систематизированных наблюдений, что и


вызвало к жизни работы, ставшие поворотным пунктом в разви­тии психиатрии (в том числе и детской).

В 80—90-е годы XIX века начинается расцвет деятельности великого реформатора психиатрии Эмиля Крепелина (1856—1926), одного из создателей клинико-нозологического направления в пси­хиатрии. Крепелин — легендарная личность в истории психиатрии, от него идет современная терминология, большинство и поныне используемых концепций. Крепелин был очень продуктивным, хотя и противоречивым ученым: на протяжении своей жизни он созда­вал гипотезы, с пылом доказывал их правильность, а потом зача­стую отказывался от них, создавая новые.

Среди пушкинских записей есть такая: «Государыня Екатерина Вторая говаривала: «Когда хочу заняться каким-нибудь новым установлением, я приказываю порыться в архивах и отыскать, не говорено ли было о том же при Петре Великом — и почти всегда открывается, что предполагаемое дело было уже им обдумано». Примерно то же самое можно сказать о Крепелине, Морице Тра-мере и некоторых других ученых. Многое из того, что наука откры­вает для себя будто впервые, так или иначе было подробно и точно описано в книгах классиков психиатрии.

Главной особенностью детской психиатрии первой трети XX ве­ка явилось не только то, что психиатры выделили и описали раз­ные симптомы и синдромы психических заболеваний, встречающиеся у детей и подростков, а то, что они старались выявить взаимо­связь проявлений психической патологии у детей и подростков. Это и есть клинико-психопатологический подход, создавший стой­кий иммунитет против антиклинических взглядов, которые стре­мился внести в детскую психиатрию психоанализ.

Большую роль в сохранении детской психиатрией своего медицин­ского лица сыграл уже упоминавшийся М. Трамер. Он начинал свою деятельность как математик. Проработав несколько лет преподавателем геометрии, Трамер поступил на медицинский фа­культет, окончил его и в 1916 году защитил диссертацию об осо­бенностях бродяжничества у психически больных людей. Затем он несколько десятилетий работал директором детского психиатри­ческого госпиталя в одном из кантонов Швейцарии. Его учебник по детской психиатрии, впервые опубликованный в 1942 году, к настоящему времени выдержал 4 издания. Это одна из наиболее совершенных работ по детской психиатрии. Трамер подробно описал большинство психопатологических симптомов, встреча­ющихся у детей и подростков.

Детская психиатрия в США всегда находилась под большим влиянием европейской науки. Например, крупнейший детский психиатр американского континента Лео Каннер, родившийся в Австрии в 1894 году и работавший в 1920—1928 годах ассистентом в Берлине, затем перебрался в Новый Свет и обогатил американ­скую детскую психиатрию многими своими открытиями, в том числе и описанным им в 40-х годах «синдромом раннего детского


аутизма»1, который большинство детских психиатров называет синдромом Каннера. Синдром Каннера встречается при разных заболеваниях, в том числе при органических расстройствах голов­ного мозга, при шизофрении и других нарушениях.

Детской психиатрии в нашей стране пришлось в свое время пережить натиск не только психоанализа, но и других психологи­ческих концепции, пытавшихся подменить собою детскую психиат­рию. Проявлялось все это в стремлении заменить детскую психиат­рию двумя конкурировавшими направлениями: дефектологией и педологией. Если бы дело было только в названии, большой беды бы не было. Но в 20—30-х годах XX века дефектология и пе­дология отрывали детскую психиатрию от медицины и от психиат­рии, превращали ее в придаток неопределенных и туманных концепций, большая часть которых, кстати, вскоре умерла и о кото­рых сейчас никто и не помнит. Так было, например, с педоло­гией — наукой о детях. Этим всеобъемлющим термином пытались заменить все самостоятельные области знаний о детской психике.

В середине 30-х годов все эти опасности были преодолены и детская психиатрия стала интенсивно развиваться. Становление этой науки в СССР связано со множеством имен, среди которых самые известные — Михаил Осипович Гуревич (1878—1953), Самуил Семенович Мнухин (1900—1971), Михаил Иосифович Лапидес (1899—1982) и, конечно, Груня Ефимовна Сухарева (1891 — 1981).

Г. Е. Сухарева — ученый-энциклопедист, человек высоких профессиональных и моральных качеств. В 1935 году она создала кафедру детской психиатрии Центрального института усо­вершенствования врачей и более 30 лет ее возглавляла. Она —• автор наиболее выдающихся монографий по детской психиатрии.

1 Аутизм — уход в мир болезненных переживаний, отрыв от действитель­ности, отгороженность, оторванность от реальности. Лутизм — не болезнь, а симптом разных заболеваний; в зависимости от той болезни, в рамках которой аутизм встречается, аутизм бывает по-разному выражен. Синдром раннего детского аутизма неспецифичен (не связан только с одним заболеванием),— вообще в психиатрии нет ни одного синдрома (не говоря о симптомах), который был бы специфичен только для одной болезни, встречался в рамках лишь одного заболева­ния: нет специфических симптомов и синдромов — есть симптомы и синдромы, кото­рые встречаются преимущественно при тех или иных болезнях.

Психиатры поколения Л. Каннера пессимистически оценивали синдром ран­него детского аутизма, считая, что прогноз его всегда очень печален. В послед­ние десятилетия отношение к прогнозу этого расстройства несколько переменилось: оказалось, что далеко не всегда ранний детский аутизм приводит к непоправи­мым дефектам психических функций. Изменение представлений о прогнозе этого расстройства (да и многих других) связано с множеством факторов, среди которых в первую очередь следует назвать п а т о м о р ф о з, т. е. изменение клиники и динамики (в сторону улучшения прогноза) под влиянием самых разнообразных воздействий (например, акселерации и т. д.).

Благодаря патоморфозу многие болезни, которые прежде протекали тяжело, сейчас смягчились, симптоматика их перестала быть такой тяжелой, прогноз улучшился, а на фоне своевременного комплексного лечения и вовсе стал хорошим, хотя еще 20—30 лет назад таких больных расценивали как безнадежных.






©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.