ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | СИМПТОМЫ, СИМПТОМОКОМЛЛЕКСЫ, СИНДРОМЫ... «Во всем безумье этом есть своя система». Мы не случайно вынесли эти шекспировские слова в заголовок: псюголгатологи-ческие признаки лишь на первый взгляд представляют собой нечто хаотическое, случайное и не связанное друг с другом. Так казалось первым психиатрам, но уже с 60-х годов XIX века наиболее проницательные врачи заметили связь между отдельными симптомами психических расстройств. Возникло учетгає о симптамо-комплексах, а в конце XIX века учение о взаимосвязи симптомов обогатилось понятием синдрома, т. с. такого в'3а~имосо'четания симптомокомплексов, которое образует устойчивую клиническую единицу. Любая болезнь может носить разные одежды, т. е. проявляться разными синдромами; динамика каждого из синдромов и взаимодействия синдромов более ил.и менее специфичны для определенной душевной болезни. На признании этой специфичности не столько самих синдромов, сколько сочетаний их и основано нозологическое направление, одним из родоначальников которого был Крепелин. Противники нозологического направления утверждали, что любой синдром может встречаться при любых заболеваниях, и из-за этого выделение психических болезней носит сугубо формальный, схематический характер, поэтому в теоретическом плане и в практической деятельности необходимо в основном придерживаться определения главного синдрома, тем более что, как признают и сторонники и противники нозологического направления, психиатры лечат, за малым исключением, не самую психическую болезнь, а ее ведущий синдром. Например, бред может встречаться при разных душевных расстройствах и разных видах шизофрении, но лечат его независимо от нозологической принадлежности примерно одними и теми же препаратами. Традиционно нозологического принципа придерживаются в основном в германоязычных странах и в СССР (немецкая и отечественная психиатрия — если не родные, то двоюродные сестры, ведь русские психиатры XIX столетия предпочитали учиться главным образом в Германии). В большинстве других стран психиатры придерживаются сандромологического направления, цитаделью которого является Франция. Сторонники и того и другого направления считают, что в психопатологических проявлениях существует четкая взаимосвязь, ни один симптом, этот кирпичик в здании болезни, не бывает лишним, каждый симптом находится на своем месте и, взаимо-сочетаясь, образует блоки (симптомокомплексы), а те, соединяясь друг с другом,— синдромы (т. е. целые секции или этажи, если пользоваться терминологией из области домостроения). Помимо этого, каждый симптомокомплекс и синдром имеет определенные закономерности своего развития и изменения под влиянием разных факторов. Таким образом, необходимо подходить к каждому психическому нарушению с трех точек зрения: с клинической (т. е. какова сущность симптома, симптомокомп-лекса или синдрома), динамической (как со временем меняются проявления этого расстройства) и нозологической (к какой группе расстройств относится интересующее нас заболевание: к психогенным, эндогенным, резидуальным, либо к особым патологическим состояниям). Психогенные (т. е. имеющие психологические причины) заболевания — это неврозы, реактивные психозы, патохаракте-рологические н другие патологические реакции и формирования личности. Все они вызываются психическими воздействиями. Эндогенные расстройства обусловлены не конфликтами людей друг с другом, а глубокими биологическими изменениями, природа которых пока еще не совсем известна: это шизофрения, эпилепсия, маниакально-депрессивный психоз. Резидуальные психические расстройства — это последствия различных травм: сотрясений мозга, энцефалитов, патологии родов и т. д. Они имеют тенденцию с годами постепенно уменьшаться и даже вовсе проходить. Природа наградила все живое громадной способностью к сам о компенсации. Врачи — только слуги природы, помогающие, чтобы эта компенсация наступила скорее и была более глубокой, а в принципе она часто может наступать и вовсе без врачебного вмешательства. К патологическим состояниям относятся врожденные недоразвития интеллектуальной деятельности (олигофрении разной степени: от легкой (дебильности) до глубочайшей (идиотии) и врожденные дисгармонии эмоционально-волевой сферы (психопатии). Хотя эти расстройства врожденные, но они под влиянием разных факторов меняются и поэтому не могут рассматриваться как неизменные, застывшие образования. Эндогенные заболевания называют еще процессуальными, ибо при них имеет место на первых порах, как правило, нарастание симптоматики. Чаще всего психиатры пока еще не знают истинные причины большинства психических расстройств, но тем не менее более или менее успешно лечат эти нарушения. Знать причину болезни еще ке значит уметь ее устранить — прежде врачи думали иначе и все свои силы направляли мл поиски причин. Однако сейчас уже ясно, что взаимоотношения между причинами болезней и последствиями действии этих причин не такие простые, не однозначные. Выяснилось, что много причин могут приводить к одному результату, что с некоторыми факторами бороться просто невозможно, ибо то, что для одного человека является причиной болезни, то для другого (и таких большинство) может оказаться причиной преуспевания и благополучия. Помимо причинных факторов, которые укладываются в сознании цивилизованного -человека, существует множество явлений, которые кажутся в лучшем случае диким анахронизмом, недостойным просвещенного XX столетия. Ну, кто бы мог, например, предположить, что в декабре" 1978 года около тысячи американцев — членов секты Джонсона, в большинстве своем людей достаточно просвещенных в медицине и политике, придерживавшихся самых гуманных и иногда даже революционных взглядов,— одномоментно покончат с собой? Что за вирус страсти к самоубийству разрушил сознание этих людей, живших в век телевидения, космических полетов и самых эффективных за всю историю человечества препаратов, благотворно действующих на психику? Психиатры не могут объяснить все на свете, они нуждаются в сотрудничестве с представителями иных наук, но, к сожалению, даже комплексный подход к исследованию многих интимных механизмов психопатологических явлений может не дать исчерпывающих или очень обнадеживающих результатов. Во всяком случае пока. Как, например, в истории, о которой мы сейчас расскажем. Эпидемия в Гонконге. 2 июля 1980 года ученики трех близлежащих школ (всего около 400 детей-подростков обоего пола) одновременно почувствовали себя нездоровыми. Казалось, словно они отравились, каким-то неизвестным газом или пищевым продуктом. Болезнь развивалась прямо на глазах изумленных педагогов, с недоумением наблюдавших за тем, как у их учеников начиналась неукротимая рвота, посинение лица, как.дети корчились с сильными болями в области живота, как задыхались из-за того, что в горле стоял какой-то комок. Со всего города к этим школам съехались машины скорой помощи, сбежались родители заболевших детей, политические деятелг; всячески обыгрывали эти события, обвиняя своих противников в преднамеренном массовом отравлении четырехсот учеников. Одним словом, страсти разгорелись во всю и едва не привели к массовым беспорядкам. Всех детей госпитализировали. На следующий день большинство из -них были абсолютно здоровы, а еще через день-другой всех выписали. За время пребывания в стационаре школьников ничем не лечили: несмотря на требования назвать лиц, которые отравили детей, чтобы немедленно наказать этих гипотетических преступников, несмотря на бушевавшие вокруг политические страсти, медики понимали, что история, приключившаяся с их учениками, это не что иное, как массовая истерия, время от времени возникающая то в одном, то в другом конце планеты. Конечно, в наши дни массовые истерические психозы, основанные на подражании, самовнушении и внушении извне, встречаются несравненно реже, чем в эпоху мрачного средневековья. По мнению многих исследователей, истерия в конце XX столетия превратилась в чрезвычайную редкость. Однако как только врачи-психиатры начинают думать, что истерия исчезает, как то там, то здесь возникает эпидемия истерических расстройств, и тогда врачи начинают понимать, что еще очень рано списывать эту болезнь в архивы, что она нет-нет да дает о себе знать даже в самых цивилизованных странах. В прежние времена истерия была очень распространена и протека ла самым различным образом. Ее даже называли «хамелеоном», так как истерия приспосабливалась к разным болезням, принимала их симптомы, имитировала их. Сколько на земле было психоневрологических и соматических болезней, столько и проявлений истерии. Истерия — это не симуляция (т. е. сознательное придумывание у себя заболевания), но в чем-то она близка к симуляции, хотя и носит чаще всего неосознанный характер. Все люди внушаемы, но нередко эта внушаемость может быть чрезмерной, болезненной, принимающей карикатурные формы и самым нелепым образом проявляться в поведении. Обычно истерические расстройства возникают после какиХ-либо психических потрясений, а иногда и безо всякого внешнего повода (в Гонконге так и не нашли тех, кто внушил школьникам вести себя так, будто их отравили). В большинстве мест, где случались эпидемии истерии, подобного индуктора не находили, хотя ясно, что кто-то пустил искру, а потом она превратилась в пламя, которым уже невозможно было управлять и найти его первоисточник. Раньше истерию рассматривали как какое-то единое, недифференцированное явление. Сейчас так никто не считает. Выделяют истерические психозы, при которых нарушается сознание, возникают истерические припадки и т. д.; истерические неврозы с параличами мышц конечностей, потерей слуха, голоса, другими соматическими и психоневрологическими нарушениями, но без расстройств самосознания; истерические психопатии (когда наблюдается врожденная или рано приобретенная дисгармония характера с неимоверной жаждой признания, стремления обратить на себя внимание любой ценой); истерические патологические формирования личности (когда в результате дефектов воспитания, оранжерейных условий, потакання капризам у человека формируется характер, внешне похожий на истерическую психопатию), кратковременные истерические патохарактерологические и характерологические реакции, примыкающие то к норме, то к патологии. Бывают и некоторые другие нарушения, обычно сочетающиеся с прилагательным «истерические». Как правило, люди, склонные к истерическим расстройствам, инфантильны, недалеки, чрезмерно .внушаемы, слишком эмоциональны. Что касается уровня интеллекта таких людей, то он может быть разным: среди пациентов с истерическими расстройствами могут встречаться и умные, и глупые, и никому не известные бродяги, и замечательные артисты и писатели, творчеством которых восхищается весь мир. Ни одна школа не гарантирована от массовых истерических эпидемий, хотя, еще раз повторяю, в наши дни они весьма редки. Педагоги должны помнить, что чем меньше внимания уделяют человеку, заболевшему истерическим расстройством, тем меньше эти расстройства проявляются. Истерия может быть лишь в тех случаях, если есть зрители и болельщики. Не будет их — любое истерическое расстройство немедленно пройдет безо всякого лечения. Не обращать внимания — это первое условие прекращения массовых эпидемий истерических расстройств. И второе условие — проконсультироваться с психиатром: все остальные вопросы (всегда конкретные в каждом конкретном случае) решит медик на месте. В любом случае педагоги должны быть внимательны к странностям своих учеников. Ведь нередко чудачества детей начиняются исподволь, незаметно, и на них обращают внимание лишь тогда, когда они достигают заметных, порой чудовищных масштабов. Бледные образы «Черного-108». «Уважаемый доктор! Мой сын учится в IV классе, он отличник, но сейчас его успеваемость снижается: ему все труднее учиться, он живет прежними знаниями, уроки не учит, так как занят лишь одним — однообразно фантазирует о космосе, о взаимодействиях людей и роботов. Дескать, люди слабые, они болеют, мучаются, умирают, впадают в отчаянье, а роботы неуязвимы, им сноса не бывает. Уже полгода сын фантазирует еще и о том, что он запустил в космос какую-то станцию, которую назвал «Черный-108». Со временем эта станция стала разрастаться, превратившись в какую-то громадную межгалактическую систему, в которой живут разные цивилизации, некоторые из них являются бледными подобиями, образами «Черного-108». На «Черном-108» (отчего такое название — сын не объясняет, говорит, что это тайна) множество живых роботов, которые воюют друг с другом и с моим сыном, как символом Земли. Сын поднял восстание против «Черного-108» и создал 2 мощные системы: одна состоит из сосновых шишек, вторая — из домашних утюгов. Шишки и утюги начали партизанскую войну против роботов. Собрав разведывательные данные, шишки и утюги особым способом передавали моему сыну эту информацию, а он через «черные дыры» и «черные воронки» во Вселенной отправлял эту информацию своим агентам. Сын считает, что на него действуют роботы с «Черного-108», заставляют его куда-то импульсивно бежать, кричать, не ходить на уроки и т. д. Вначале мы с мужем думали, что все это затянувшиеся забавы, детские игры, что сыну скоро надоест играть в космос. Но не тут-то было: сын играет все больше, из своих фантазий выйти самостоятельно не может, ни с кем не общается, постоянно опасается, что роботы начнут па него влиять, заставлять его говорить, кого-то ударить и т. д. Целые дни рисует схемы роботов, больше ничем не интересуется, будто находится в другом мире. Во дворе его зовут инопланетянином, но он не реагирует на эти слова никак, а иногда задумчиво говорит: «Я не инопланетянин, я бледный слепок «Черного-108». Полечите, пожалуйста, сына, может, он вернется па землю и перестанет изображать из себя слепок «Черного-108»!» К письму были приложены бесчисленные схемы роботов, все они были однообразны и непонятны. Такие или похожие письма получают многие детские психиатры. .Подобные письма весьма симптоматичны. Все душевные расстройства носят социальные одежды: то, чем живет общество, тем живут и душевнобольные, только у последних все носит извращенный, изуродованный, карикатурный характер. До 12 апреля 1961 года врачи почти не встречали формы бреда с космическим сюжетом и лишь после начала космических полетов появились пациенты с такой тематикой бреда. Дело не в фабуле бреда, а в его качестве. Бред — это неправильное умозаключение, возникшее на пато- логической почве, не поддающееся разубеждению и полностью определяющее поведение больного. Галлюцинации — это мнимое восприятие, т. е. восприятие того, чего нет на самом деле. Иллюзия — тоже нарушенное восприятие, т. е. неверное восприятие того, что на самом деле существует. Между бредом и галлюцинациями бывают переходные состояния. Одним из них является синдром психического автоматизма, описанный В. X. Кандинским. Такой пациент считает, что он стал жертвой каких-то злоумышленников (роботов, космонавтов, гипнотизеров, разведчиков и пр.), которые подчинили себе его волю, лишили пациента собственной воли и он стал игрушкой в их руках. Синдром психического автоматизма бывает при разных заболеваниях, но главным образом при шизофрении — особом расстройстве, проявляющемся в распаде единства психики, в разлаженности психических функций; в нарушении их координации. Одним из главных симптомов шизофрении является болезненный уход в себя, т. е. аутизм. Шизофрения встречается в любом возрасте, в реальной жизни она регистрируется довольно редко. Чаще всего это заболевание начинается в старшем подростковом возрасте. Выделяется множество форм шизофрении: часть из них текут более злокачественно, большинство более доброкачественно и к значительной инвалидизации не приводят. Болезнь серьезная, ее нужно непременно лечить, но, к сожалению, очень часто с началом лечения запаздывают из-за того, что своевременно ее не диагностируют. Многие родители воспринимают чудачества своих детей не как болезнь, а как распущенность, и лишь когда сын или дочь (шизофрения встречается у лиц мужского пола в 3—4 раза чаще, чем у лиц женского пола) объявляет себя слепкои «Черного-108», только тогда спохватываются. У детей и подростков бывают почти все формы шизофрении, встречающиеся в других возрастных группах, но шизофрения у детей имеет и некоторые особенности. Всех мы касаться не будем. Затронем лишь одну: склонность детей к фантазиям. Шизофрения, начавшаяся в школьном возрасте, а иногда и в дошкольном, нередко протекает с синдромом бредоподобного фантазирования (бред во «взрослом» смысле слова у детей редок, чаще встречается его детский эквивалент — бредоподобные фантазии): дети убежденно и всерьез считают себя жителями Швам-брании, соседями Карлсона, живущего на крыше, роботами, космическими пришельцами и пр. Подобное болезненное фантазирование, подробно описанное в 1957 году В. Н. Мамцевой, всегда сочетается с другими симптомами болезни (не обязательно шизофрении, так как болезненное фантазирование бывает и при иных душевных расстройствах). Как ведут себя в таких случаях родители и педагоги? В лучшем случае не обращают внимания на ненормальные фантазии посланцев «Черного-108», а иногда их высмеивают. Но тут не высмеивать надо, а немедленно идти с ребенком к врачу, нужно лечить, а не иронизировать над очередным «бароном Мюнхгаузеном». Но и в этом нельзя «перегибать палку»: если особых странностей в фантазиях ребенка нет, если школьная адаптация не нарушается, если мальчик или девочка воспринимают свои фантазии как игру, как забаву, которая не отвлекает их от реальной жизни, то особенно бояться не нужно. Все это со временем пройдет. Некоторые люди обвиняют психиатров: вот какие они злодеи — стоит человеку пофантазировать, как они его сразу отправляют в психиатрическую лечебницу. Эти ложные оценки основаны на невежестве, а иногда представляют собой сознательную клевету. Не из-за одного болезненного фантазирования детей направляют в психиатрическую лечебницу, а потому, что они заболели и одним из симптомов их болезни является болезненное фантазирование. Из-за одного симптома врач никого в больницу не направляет. Людей госпитализируют из-за обнаруженных синдромов и болезней. К тому же к психиатрам приводят таких детей не сами психиатры, а родители. К сожалению, многих слишком поздно. ПРОФЕССИЯ — ПСИХИАТР |