МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ИЗ КОТОРОЙ ЧИТАТЕЛЬ УЗНАЕТ,





Нхамл Иванович Буянов

БЕСЕДЫ О ДЕТСКОЙПСИХИАТРИИ

Зав. редакцией //. /7. Семыкин

Редактор А, И, Лунь коя

Младшие редакторы //. Г. Антонова, В. И. Липецк ал Художественный редактор Е. Л. Ссорима

Фотографии А. Л. Топуза

Технические редакторьг £. //. З&лянина, Т. Е. Молозева Корректоры Г. С. Попкова, И. 8. Чернова

И15 № 8987

Сдано в набор 23.05.85. Подписано к печати 15.02.86. Формат 60X90'

Бум. типограф. .№ 1. Гарнитура Литературная. Печать высокая. Усл. псч. л. 13.

Усл. кр.-отт. 13,5. У ч.-изд. л. 15,02 -|- 0,34 форз. Тираж 360 тыс. экз. Заказ 134.

Цена 85 коп.

Ордена Трудового Красного Знамени издательство «Просвещение» Государственного комитета РСФСР но делим издательств, полиграфии н книжной торговли.

129840» Моек па, 3-ії проезд Марьиной рощи, 41.

Саратовский ордена Трудового Красного Знамени полиграфический комбинат

Рос гл а в пол и граф про ма Государствен лого комитета РСФСР по делам издательств,

полиграфии и книжной тор гении. Саратов, ул. Чернышевского, 59.

Буянов М. И.

Б94 Беседы о детской психиатрии: Кн. для учителя.— М.: Про­свещение, 1986.^ 208 с.

Книги, написанная в научно-познаватглмзиистилі?, призвана ответитьІ;а некоторые вопросы,возЕшкающнс а свнл-І своспитанием детейи подростков, обнаруживающихто пли иные психическиеотклонении. Материалкшігн осноиап памноголетнем црачсбиомопыте автора — я з и ест ногоспецкалиста г: области психиатрии нпсихотергімнїі дитсн и подросткоп.

Кппга ад petовр Е! у педагогам tjccx спсцнальмостей. но будгт по-теэнэ п работникам внешкольных

ежден»», родителям.

43Q6010QOO-381 ББК57.33

103(03)—86618Д

@ Издательство «Просвещение», 1986


ОТ АВТОРА

Всякий раз, когда приходится рассказывать педагогам об осо­бенностях психики детей и подростков, о возможных отклонениях в

их характере, приводящих к нарушению адаптации к школе, беседа неизменно заканчивается почти одним и тем же диалогом:

— Для медиков, работников юстиции, учителей школ для умст­
венно отсталых детей публикуются книги, в которых так или иначе
освещаются проблемы детской и подростковой психиатрии. Для нас
же~— в первую очередь сталкивающихся с аномалиями душевной
сферы учащихся массовых школ — такие книги вообще не издаются
либо издаются очень мало. Нам негде получить нужную информацию,
изложенную достаточно популярно.

— Но такой учебник создать непросто или, наверное, вообще
невозможно.

— А нам и не нужен учебник. Пусть это будут хотя бы очерки,
дающие общее представление о сути некоторых проблем детской
психиатрии. Ведь мы, педагоги, зачастую понятия даже не имеем, на­
пример, о гипнозе, аутогенной тренировке и других приемах психо­
терапии. В произведениях художественной литературы, среди
исторических персонажей нередко встречаются люди странные, не­
обычные. А как нам относиться к этим странностям, мы не знаем.

— Разве может психиатр дать ответы на все случаи жизни?

— И не нужно отвечать на все вопросы. Нам нужно иметь общее
представление, а уж в каждом конкретном случае мы как-нибудь
разберемся, имея хотя бы элементарное представление о психиат­
рии.

— Мне много раз приходилось участвовать в разных психиат­
рических симпозиумах, конференциях, и каждый раз я обнаруживал,
что среди психиатров, как, наверное, и среди представителей других
наук, нет единства мнений (впрочем, на то они и ученые, чтобы
беспрерывно спорить друг с другом). Поэтому всякая книга для педа­
гогов массовых школ должна быть или очень объективной, т. с, пе­
реполненной цифрами, цитатами и ссылками на научные публи­
кации, либо отражающей главным образом индивидуальный опыт
авторз, его раздумья и мнения.

Но если книга будет чересчур научной, то она не будет по­нятна педагогам; если же книга будет слишком популярной, то может вызвать раздражение коллег автора, которые будут упрекать его в том, что он не упомянул того или иного ученого, ничего не сказал о той или иной гипотезе, не привел данные такого-то исследователя. Совместить несовместимое невозможно.

— А вы и не совмещайте — напишите, что считаете необходимым
в первую очередь...

— Врач занимается больными, педагоги — здоровыми...

— Это верно, но верно и другое: среди интеллектуально пол­
ноцепных учащихся (между прочим, не только обычнь^ но и


вечерних школ) есть много чудаковатых, душевно маловыносливых, малообщительных и т. д. Медицина от них отказывается либо назначает такое лечение, положительные результаты которого придут лишь через много лет. Вся нагрузка ложится на школу и семью. Педагогам часто приходится проводить собрания с родителями, давать им советы, критиковать. Информация, полученная от пси­хиатра, тут очень бы помогла. Но что греха таить: нередко мы сами, педагоги, в силу своего психиатрического неведения становим­ся причиной неврозов и других психических отклонений у школьни­ков.

— Подобные книги будут о крайностях, редкостях, исключе­
ниях...

— Ну и что? Коли эти редкости существуют (между прочим,
они далеко не редкости), о них следует знать тем, кто с ними
сталкиваются. Понятно, что в первую очередь мы хотим знать о
расстройствах, которые находятся на грани психического здоровья,
а эти расстройства тем более не редки. По поводу них школьники
далеко не всегда обращаются к врачам, поэтому подобные проблемы
приходится распутывать нам, учителям. Если мы сможем узнать
об этих расстройствах, то будем пытаться предупреждать многие
антисоциальные поступки школьников, неуспеваемость и пр. И ко­
нечно, сами постараемся не допускать элементарных ошибок, будем
помогать врачам, а не мешать им, будем стараться не усугублять
психические отклонения ребенка, а посильно помогать ему
избавиться от них.

— Врач не может давать советы педагогам, как воспитывать...

— Мы сами разберемся в этом, а вы только расскажите о боль­
ных детях, что им можно, а чего нельзя.

— А не случится так, что, начитавшись подобных книжек, учи­
теля будут направлять к психиатру всех неучей и лентяев?

— Все может случиться: от этого никто не застрахован. Но
бояться этого — значит спрятать проблему вообще, а в будущем за
ее решение придется платить гораздо дороже.

— Детская и подростковая психиатрия есть ветвь психиатрии
общей, поэтому придется касаться и взрослых...

— Ну и что?!

В конце концов я написал эту книгу. Она перед вами. Жду ваших откликов, советов, замечаний. Автор хорошо видит сложнос­ти в создании такой книги, ведь она не может быть исчерпывающей и всесторонней. Человек — явление сложное, его изучают врачи, педагоги, психологи, антропологи и т. д. Всякое расчленение, вы­деление — искусственно, механистично, условно. Пусть мне прос­тят психологи, педагоги и представители многих других смежных наук, о которых я не рассказал. Пусть мне простят мои коллеги, что большинство из них я не упомянул, что многие любопытнейшие проблемы нынешней психиатрии остались неосвещенными — объять необъятное нельзя. Беседы — это всего лишь беседы, а не учебник или справочник.


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ,

ИЗ КОТОРОЙ ЧИТАТЕЛЬ УЗНАЕТ,





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.