ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | ИЗ КОТОРОЙ ЧИТАТЕЛЬ УЗНАЕТ, Нхамл Иванович Буянов БЕСЕДЫ О ДЕТСКОЙПСИХИАТРИИ Зав. редакцией //. /7. Семыкин Редактор А, И, Лунь коя Младшие редакторы //. Г. Антонова, В. И. Липецк ал Художественный редактор Е. Л. Ссорима Фотографии А. Л. Топуза Технические редакторьг £. //. З&лянина, Т. Е. Молозева Корректоры Г. С. Попкова, И. 8. Чернова И15 № 8987 Сдано в набор 23.05.85. Подписано к печати 15.02.86. Формат 60X90' Бум. типограф. .№ 1. Гарнитура Литературная. Печать высокая. Усл. псч. л. 13. Усл. кр.-отт. 13,5. У ч.-изд. л. 15,02 -|- 0,34 форз. Тираж 360 тыс. экз. Заказ 134. Цена 85 коп. Ордена Трудового Красного Знамени издательство «Просвещение» Государственного комитета РСФСР но делим издательств, полиграфии н книжной торговли. 129840» Моек па, 3-ії проезд Марьиной рощи, 41. Саратовский ордена Трудового Красного Знамени полиграфический комбинат Рос гл а в пол и граф про ма Государствен лого комитета РСФСР по делам издательств, полиграфии и книжной тор гении. Саратов, ул. Чернышевского, 59. Буянов М. И. Б94 Беседы о детской психиатрии: Кн. для учителя.— М.: Просвещение, 1986.^ 208 с. Книги, написанная в научно-познаватглмзиистилі?, призвана ответитьІ;а некоторые вопросы,возЕшкающнс а свнл-І своспитанием детейи подростков, обнаруживающихто пли иные психическиеотклонении. Материалкшігн осноиап памноголетнем црачсбиомопыте автора — я з и ест ногоспецкалиста г: области психиатрии нпсихотергімнїі дитсн и подросткоп. Кппга ад petовр Е! у педагогам tjccx спсцнальмостей. но будгт по-теэнэ п работникам внешкольных ежден»», родителям. 43Q6010QOO-381 ББК57.33 103(03)—86618Д @ Издательство «Просвещение», 1986 ОТ АВТОРА Всякий раз, когда приходится рассказывать педагогам об особенностях психики детей и подростков, о возможных отклонениях в их характере, приводящих к нарушению адаптации к школе, беседа неизменно заканчивается почти одним и тем же диалогом: — Для медиков, работников юстиции, учителей школ для умст венно отсталых детей публикуются книги, в которых так или иначе освещаются проблемы детской и подростковой психиатрии. Для нас же~— в первую очередь сталкивающихся с аномалиями душевной сферы учащихся массовых школ — такие книги вообще не издаются либо издаются очень мало. Нам негде получить нужную информацию, изложенную достаточно популярно. — Но такой учебник создать непросто или, наверное, вообще невозможно. — А нам и не нужен учебник. Пусть это будут хотя бы очерки, дающие общее представление о сути некоторых проблем детской психиатрии. Ведь мы, педагоги, зачастую понятия даже не имеем, на пример, о гипнозе, аутогенной тренировке и других приемах психо терапии. В произведениях художественной литературы, среди исторических персонажей нередко встречаются люди странные, не обычные. А как нам относиться к этим странностям, мы не знаем. — Разве может психиатр дать ответы на все случаи жизни? — И не нужно отвечать на все вопросы. Нам нужно иметь общее представление, а уж в каждом конкретном случае мы как-нибудь разберемся, имея хотя бы элементарное представление о психиат рии. — Мне много раз приходилось участвовать в разных психиат рических симпозиумах, конференциях, и каждый раз я обнаруживал, что среди психиатров, как, наверное, и среди представителей других наук, нет единства мнений (впрочем, на то они и ученые, чтобы беспрерывно спорить друг с другом). Поэтому всякая книга для педа гогов массовых школ должна быть или очень объективной, т. с, пе реполненной цифрами, цитатами и ссылками на научные публи кации, либо отражающей главным образом индивидуальный опыт авторз, его раздумья и мнения. Но если книга будет чересчур научной, то она не будет понятна педагогам; если же книга будет слишком популярной, то может вызвать раздражение коллег автора, которые будут упрекать его в том, что он не упомянул того или иного ученого, ничего не сказал о той или иной гипотезе, не привел данные такого-то исследователя. Совместить несовместимое невозможно. — А вы и не совмещайте — напишите, что считаете необходимым в первую очередь... — Врач занимается больными, педагоги — здоровыми... — Это верно, но верно и другое: среди интеллектуально пол ноцепных учащихся (между прочим, не только обычнь^ но и вечерних школ) есть много чудаковатых, душевно маловыносливых, малообщительных и т. д. Медицина от них отказывается либо назначает такое лечение, положительные результаты которого придут лишь через много лет. Вся нагрузка ложится на школу и семью. Педагогам часто приходится проводить собрания с родителями, давать им советы, критиковать. Информация, полученная от психиатра, тут очень бы помогла. Но что греха таить: нередко мы сами, педагоги, в силу своего психиатрического неведения становимся причиной неврозов и других психических отклонений у школьников. — Подобные книги будут о крайностях, редкостях, исключе ниях... — Ну и что? Коли эти редкости существуют (между прочим, они далеко не редкости), о них следует знать тем, кто с ними сталкиваются. Понятно, что в первую очередь мы хотим знать о расстройствах, которые находятся на грани психического здоровья, а эти расстройства тем более не редки. По поводу них школьники далеко не всегда обращаются к врачам, поэтому подобные проблемы приходится распутывать нам, учителям. Если мы сможем узнать об этих расстройствах, то будем пытаться предупреждать многие антисоциальные поступки школьников, неуспеваемость и пр. И ко нечно, сами постараемся не допускать элементарных ошибок, будем помогать врачам, а не мешать им, будем стараться не усугублять психические отклонения ребенка, а посильно помогать ему избавиться от них. — Врач не может давать советы педагогам, как воспитывать... — Мы сами разберемся в этом, а вы только расскажите о боль ных детях, что им можно, а чего нельзя. — А не случится так, что, начитавшись подобных книжек, учи теля будут направлять к психиатру всех неучей и лентяев? — Все может случиться: от этого никто не застрахован. Но бояться этого — значит спрятать проблему вообще, а в будущем за ее решение придется платить гораздо дороже. — Детская и подростковая психиатрия есть ветвь психиатрии общей, поэтому придется касаться и взрослых... — Ну и что?! В конце концов я написал эту книгу. Она перед вами. Жду ваших откликов, советов, замечаний. Автор хорошо видит сложности в создании такой книги, ведь она не может быть исчерпывающей и всесторонней. Человек — явление сложное, его изучают врачи, педагоги, психологи, антропологи и т. д. Всякое расчленение, выделение — искусственно, механистично, условно. Пусть мне простят психологи, педагоги и представители многих других смежных наук, о которых я не рассказал. Пусть мне простят мои коллеги, что большинство из них я не упомянул, что многие любопытнейшие проблемы нынешней психиатрии остались неосвещенными — объять необъятное нельзя. Беседы — это всего лишь беседы, а не учебник или справочник. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ, ИЗ КОТОРОЙ ЧИТАТЕЛЬ УЗНАЕТ, |