ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Кобинские и трусовские осетины 6 страница Осетины занесли в Кахетию культы своих родовых (фамильных) покровителей. Так, например, Бестаевы почитали Цыргъы дзуар (св. Острого), широко известный в Рукском обществе Юго-Осетии; выходцы из Кударского ущелья праздновали Мыкалгабыртæ (св. Михаил и Гавриил); Горийы дзуар (св. Гори) почитали осетины и грузины; они же совместно праздновали Джеры дзуар (св. Джер), широко известный в Юго-Осетии. Праздник Аларды (покровителя оспы) отмечали многие осетины Ахметского района. Кроме того, у осетин в Кахетии возникли новые почитаемые покровители дзуары. К ним, например, относится Бæрзонд дзуар (св. высокой (горы), праздник которого отмечали в мае. Праздник Хосиаты дзуар (св. Хосиат — имя человека, якобы, убившего дракона залиаг калм)у ежегодно отмечали жители одноименного осетинского села Хосиат. Таким же местным святилищем считался Джигелаты дзуар — фамильный покровитель Джигелаевых. Наряду с местными культами кахетинские осетины сохранили культы и традиции почитания общеосетинских языческих божеств, среди которых первенствующее место принадлежало Уастырджи. Касаясь общественного быта кахетинских осетин, отмечу, что из него исчез (возможно, под влиянием соседних народов) ряд вредных обычаев родового строя, в частности, кровная месть и похищение невесты. Во всяком случае, мною не было зафиксировано ни одного случая. В то же время у них сохранился совет старейшин пыхас, супряга, зиу и другие древние общественные институты. Общественная жизнь кахетинских осетин характеризовалась, прежде всего, добрыми отношениями с окружающим грузинским населением, которое было представлено двумя группами. Кахетинцы жили на правом берегу Алазани. Осетины считали их «неуклюжими», но трудолюбивыми хлеборобами и хорошими виноделами. В целом у осетин было заметно чувство большой дружбы к ним, хотя брачные союзы между двумя группами были редкими. В Лагодехском районе осетинские поселения располагаются рядом с имеретинскими. Имеретины — выходцы из западно-грузинского региона Имеретии. К имеретинам осетины относились с особым уважением, считали их вежливыми и культурными, часто роднились с ними. Осетины Ахметского района с давних времен близко соседствуют с кистинами — чеченскими поселенцами (осет. кистонтæ). Кистины живут компактно, занимая пять населенных пунктов. Главное их село Джахъоло (134 дв.), где находится сельсовет и куда входят другие поселения: Беркъка (127 дв.), Омало (161 дв.), Халацан (35 дв.) и Луис (400 дв.). Кистинские поселения складывались в течение длительного времени. По местным преданиям и нашим неоднократным записям кистины — давние поселенцы в Кахетии, во всяком случае, не позже XVII в. Первые выходцы из Чечни бежали сюда от кровной мести. Бежать их заставляли и другие причины социально-экономического порядка, в результате чего многие покидали родину и уходили за хребет в нынешние места поселения кистин. Осетины относятся к кистинам сдержанно, не берут и не отдают им девушек, объясняя это тем, что «они свои верования часто меняют, переходя от мусульманства к христианству и наоборот». Когда чеченцы и ингуши были в ссылке в Средней Азии, кистины стали разводить свиней, поклонялись, наряду с осетинами и грузинами, языческим культам, некоторые даже ходили в церковь. После возвращения чеченцев и ингушей, по словам осетин, кистины вновь вернулись к мусульманству, но в то же время почитают свои старые языческие божества с жертвоприношениями мелким и крупным скотом. Они «плохо обращаются со своими женами», говорили нам осетины, «при разводе часто оставляют их без средств к существованию, практикуют многоженство». Был случай, когда кистинец имел 17 жен, поскольку владел большим богатством, отарами овец и другим имуществом. Из поминальных обрядов кистин особый интерес вызывает устройство поминок по мнимому покойнику. При этом закалывается 4 головы крупного скота и 12 мелкого. По дворам села раздается мясо с приготовленным к этому ритуалу хлебом. Сам мнимый покойник в это время прятался, по словам информаторов, «залезал под стол» и оставался там до завершения раздачи продуктов. Когда же он через какое-то время действительно умирал, ему больше не устраивали поминок. Не могу не отметить и такой факт, касающийся также древних поминальных обрядов, но уже уходящих корнями в скифскую эпоху. Когда чеченцы и ингуши вернулись из Средней Азии, кистины устраивали скачки по умершему, в которых участвовало 15 всадников. Нам хорошо известно, что немало погребальных и поминальных обрядов вайнахов, в частности, ингушей, считая и скачки, заимствованы у осетин. Приведенные сведения о кистинах представляют определенный интерес, указывают на то, что эта этническая группа вайнахов может стать предметом специального исследования. В какой-то мере осетины общались и с другими народами, проживавшими в Кахетии. К ним относились населявшие Алазанскую долину некоторые народы Дагестана, а также армяне, русские, а в Ахметском районе и в других местах — горцы Грузии (пшавы, хевсуры, мохевцы и др.). К сожалению, мои наблюдения показали, что в социально-культурном развитии кахетинских осетин было немало сложностей. Так, старшее поколение кахетинских осетин (мужчин и женщин), а также школьники младших классов, не говорили по-грузински, тем не менее, все общественно-культурные мероприятия (доклады, лекции, выступления и пр.) проводились на грузинском языке, поскольку руководящий состав колхозов и сельсоветов состоял почти из одних грузин — ставленников райкомов и высшего руководства Грузии. Характерный факт: руководство одного из осетинских колхозов (председатель, парторг, главбух, агроном и т.д.) целиком состояло из грузин. Причем жили они более чем в 10 км от правления колхоза. Никто из них не говорил по-осетински. Многие старики, не зная грузинского языка, разговаривали с ними через переводчика. Характерно, что, несмотря на это, все совещания и собрания в колхозе проводились только на грузинском языке. Делопроизводство также вели на грузинском языке. Находясь под сильным административным нажимом грузинских властей, осетины стремились сохранить родной язык в системе школьного образования. До войны во всех осетинских селах, имевших начальные и семилетние школы (средние функционировали лишь в районных центрах), преподавание с 1 по 5 класс велось на осетинском языке, в последующих — на русском, грузинский язык преподавался как предмет. После войны все изменилось, преподавание в осетинских школах велось с 1 класса по 10 на грузинском языке, русский вводился как предмет, осетинский язык же выпал из учебной программы, якобы за отсутствием специалистов. Естественно, окончивший школу на грузинском языке мог продолжить учебу только в пределах Грузии, где с пустыми карманами поступить куда-нибудь было не так легко. Так, в 1960 г. из 30 учеников, окончивших среднюю школу в сел. Думастер, никто не смог поступить в высшие и средние специальные учебные заведения. Аналогичные случаи были нередки и с выпускниками других школ Ахметского района. Исключение составили лишь школы Лагадехского района, в частности, в школах Аретпперанского сельсовета благодаря усилиям местной осетинской интеллигенции преподавание по-прежнему велось на осетинском и русском языках. В 1960 г. выпускники, окончившие Арешперанскую среднюю школу, в числе 31 человек поехали учиться в вузы Северной и Южной Осетии. Эта практика продолжалась и в последующие годы, в частности, во Владикавказе четыре вуза широко раскрыли свои двери для учебы молодежи из кахетинских осетин. Немалое число детей кахетинских осетин обучалось в Цхинвальском пединституте (ныне университет). Во время пребывания в Кахетии я уже встречался со многими питомцами этих вузов, среди которых были учителя, врачи, руководители сельских культурно-просветительных учреждений и т.д. Большая заслуга передовой интеллигенции в создании в сел. Арешперани крупного культурного центра, имевшего Дом культуры с киноустановкой и библиотекой, насчитывавшей 2634 книги, из которых грузинских было 2493, русских — 40, осетинских — 101, в основном недавно полученных из Юго-Осетии. Здесь велась большая культурно-просветительная работа. Кроме демонстрации советских и зарубежных фильмов, лекций и докладов на различные познавательные темы, здесь работали самодеятельные кружки — хоровой, танцевальный и драматический. Ставились пьесы в основном осетинских драматургов. Местная передовая интеллигенция явилась инициатором сооружения в Арешперани в 1960 г. памятника великому осетинскому поэту и революционному демократу Коста Хетагурову. День рождения поэта (15 октября) стал национальным праздником для кахетинских осетин, который ежегодно торжественно отмечался массовыми мероприятиями (докладами, чтениями его стихов, песнями, танцами, конными соревнованиями и т.д.). Празднества проводились в Ахметском районе в сел. Аргах и в Лагодехском районе в сел. Арешперани. К сожалению, понадобилось преодолеть огромные трудности, чтобы поставить здесь памятник Коста Хетагурову. Некоторые участники этого мероприятия были арестованы, другие изгнаны с работы. Отмечу и то, что один из активных участников сооружения памятника К. Хетагурову директор местной школы Иван Лолиев был жестоко наказан арестом по доносу националистически настроенных сограждан. К сожалению, в еще более тяжелом положении находились осетины Ахметского района. Здесь не велась культурно-массовая работа, было плохое медицинское обслуживание: мало врачей и другого медперсонала, аптек и т.д. Очень сложные отношения были с местными органами власти. В частности, осетинам не разрешалось собираться группами для решения насущных вопросов, запрещалось отмечать свои народные праздники, что вынуждало проводить собрания тайно где-нибудь в лесу или в закрытых помещениях. Ахметский район, населенный осетинами, кистинами и горцами Грузии, по нашим наблюдениям, требовал к себе большего внимания со стороны республиканских руководителей для удовлетворения их насущных потребностей в области образования, культуры и здравоохранения. Горийские осетины В 1927 году грузинское правительство, обращаясь в национальный отдел ЦИК СССР, писало, что за неимением свободных фондов земель на равнине республики негде поселить безземельных осетин Юго-Осетии, в то же время указывая на наличие таких земель на огромных просторах Северного Кавказа и на необходимость решения этой проблемы крайкомом края. Надо отметить, что в это время на территории Северной Осетии осело 48 тыс. самовольных выходцев из Юго-Осетии, причем приток оттуда таких же безземельных все продолжался. Поэтому из центра последовало распоряжение в адрес Северо-Кавказского крайкома: «Принять меры к прекращению дальнейшего беспланового переселения в пределы Северной Осетии граждан из Южной Осетии». Причем там же говорилось об определении южных осетин в Сочинском районе, на что последовало письмо из крайкома в ЦИК, в котором говорится: «По вопросу о наделении землей в пределах Северного Кавказа 4500 семей из Южной Осетии крайисполком сообщает, что по своим национальным особенностям и хозяйственным навыкам они должны быть наделены землей в пределах Северной Осетии». Так и случилось. Хотя последняя сама остро нуждалась в земле, приняла своих южных братьев, наделив их землей. Из переселенцев Джавского, Цхинвальского, Корнисского, Кемульского и других районов Юго-Осетии (всего 14302 двора) образовалось одно село на левом берегу Терека недалеко от Владикавказа, названное «Ногир» (Новая Осетия). Что касается грузинского правительства, то оно также с пониманием отнеслось к безземельным южным осетинам, выделив для них значительный земельный участок. В том же архивном документе сообщалось: «Несмотря на то, что ССР Грузии остро переживает земельный кризис, все же она, принимая во внимание безвыходное положение крестьян Юго-Осетии, выделила последним 1500 десятин земель на Тлифонской долине». Под этим документом стоит подпись Филиппа Махарадзе, выдающегося политического и государственного деятеля Грузии, обладавшего в данном случае глубоким чувством интернационализма и гуманизма. Одним словом, благодаря ему в Тлифонской долине нашли свое счастье 700 хозяйств безземельных южных осетин. При этом нельзя не вспомнить Александра Джатиева, в ту пору руководившего правительством Юго-Осетии, отдавшего много усилий и таланта для облегчения жизни родного народа, выхода его из нищеты и облегчения страданий. В одном из посланий в ЦИК СССР он, как напоминание о народе в прошлом, приводит такие строки из истории южных осетин: «Поселение осетин на южном склоне Кавказского хребта некоторыми историками относится к третьему веку до н.э. Во всяком случае, в эпоху великого переселения народов (II в. по Р.Х.) осетины уже компактно массами живут в верхнем бассейне Большой Лиахвы. Самые древние исторические сведения уже застают осетин в неравной борьбе с грузинскими феодалами. ...Задыхаясь от малоземелья, югоосетинское крестьянство, начиная с 60-х годов прошлого столетия, стало отдельными группами селиться в верхней Карталинии и Триалетских горах. В этих местах оставались незаселенные земли, покрытые девственными лесами и находящиеся во владении разных грузинских князей. Спускавшиеся с гор осетинские крестьяне арендовали земли на кабальных хизанских условиях, когда помещик в любой момент мог по своему произволу согнать крестьянина с расчищенного и обработанного участка». Отметим также, что в период гражданской войны А. Джатиев возглавлял партизанские отряды в борьбе против грузинских меньшевиков, изгонял их из Юго-Осетии. Но не только этим он славился, его речи на осетинском языке отличало большое ораторское искусство. Но многим данным, в этом ему не было равных в Осетии. По словам В.И. Абаева, многократно посещавшего Юго-Осетию, Александр Джатиев (Дзаттиаты Алыксандр) выступал только по-осетински. «Я слушал его несколько раз. Речь его льется как из рога, никого другого не знал, кто бы так красиво говорил на родном языке». Громадная заслуга А. Джатиева — в обеспечении южных осетин землей в Северной Осетии и Грузии, он непосредственно руководил их заселением на выделенных участках. В августе 1961 г., проводя этнографические исследования в Юго-Осетии, я побывал и в упомянутой Тлифонской долине Горийского района Грузии, где обосновалось большое число южных осетин, составлявших несколько компактных и смешанных с грузинами населенных пунктов. Они входили в совхоз «Нурва», имевший обширные плантации виноградников и другие развитые отрасли хозяйства. В осетинском сел. Цинталеба с благодарностью вспоминали А. Джатиева, который, по их словам, руководил их переселением из Малой Лияхви и Ксанского ущелья Юго-Осетии, помогал обосноваться на новом месте поселения. В этом селении насчитывалось 27 осетинских фамилий, большей частью компактно населявших его, имея свои кварталы. Это были Туаевы, Гшиевы, Церековы, Уалиевы, Гудиевы, Кодалаевы, Кудзаевы и т.д. Многие из них составляли не более 3—6 дворов, малочисленными были и семьи (4—6 душ). Осетины переселялись с гор малыми семьями. Большие патриархальные семьи там меньше разорялись от малоземелья и нищеты, общими усилиями находя средства к существованию. Еще одна характерная черта: рассматриваемые осетины не приняли грузинское фамильное окончание «швили», чего нельзя сказать об издавна живущих осетинах Горийского района, которых здесь немало, обосновавшихся в начале XIX в. и раньше. Все они в документах встречаются с грузинским фамильным окончанием «швили», которое было необходимым условием их пребывания в стране. Известно, что «по Положению 10 апреля 1840 г.» все южные осетины, в том числе двалы (туалгомцы), входили в Горийский уезд Грузино-Имеретинской губернии. К сожалению, мне не удалось изучить горийских осетин, в том числе в самом Гори, где их издавна проживает немало, сохраняя родной язык и традиции. Итак, в вышеупомянутом селении осетинских поселенцев мы видели благоустроенные, большей частью двухэтажные жилые постройки, покрытые двухскатной черепичной крышей и построенные из рваного горного камня (къæдзæхы дур), добывавшегося где-то в горах, в 7 км от села. Такой дом, снабженный электричеством и водопроводом, по своему внешнему виду и внутреннему убранству мало отличается от городского. Учитывая санитарно-гигиенические условия, дома ставили вдали от скотных помещений. Двор с усадьбой кругом обводили сплетенной из орешника изгородью. Ворота с калиткой обычно строили из досок. Двор всегда отличался тщательным убранством, нередко служил для проведения семейных торжеств. Где-то здесь, ближе к жилой постройке, располагалась «торне» (печка) для выпечки лепешек, воспринятая у соседних грузин. В высокогорной Юго-Осетии, откуда вышли жители этого села, я не видел ничего подобного. Не замечал здесь и знания горцами грузинского языка, и наличия такого количества элементов грузинской культуры в их быту, сколько имеется сейчас у поселенцев. Население Цинталеба, как и другие соседние осетинские селения, в том числе смешанные осетино-грузинские (Шашоби, Нацрети и др.), оказалось под сильным грузинским влиянием в различных областях хозяйственной деятельности, материальной и духовной культуры. Здесь горцы, например, не без помощи соседей научились разводить виноградники, фруктовые сады, овощные культуры. Но, как известно, влияние не бывает односторонним. Горцы, в свою очередь, передали соседям некоторые свои хозяйственные достижения, например, приготовление пива домашним способом, которое, по моим наблюдениям, они ценят не ниже лучших сортов своих вин. Во всяком случае, семейные и общественные торжества горцев-грузин не обходятся без осетинского пива, которое сами они не умеют приготовлять без осетинских консультантов. В распространении этой культуры среди грузин большую роль играют жены-осетинки при смешанных браках, широко практикуемых здесь, как почти по всей Грузии. Во всяком случае, большое счастье для грузина, если ему удастся получить руку осетинки. При этом, как ранее отмечалось, последние отдавали предпочтение имеретинцам. Грузин, женившись на осетинке, свадьбу устраивает по-грузински, а осетины придерживаются своих обычаев. Причем на осетинской свадьбе, если даже жених и невеста осетины, непременно присутствуют заимствованные поселенцами за советский период их пребывания здесь грузинские танцы и песни. Живя в высокогорье Юго-Осетии, далеко от грузинских поселений, естественно, эти осетины освоили грузинские танцы и песни только на новом месте обитания. По их словам, они понравились настолько, что свои постепенно стали забываться. На любой своей свадьбе осетины здесь не обходились без грузинских песен, например, «Маравал» и «Ари-Арало» — песен пахарей, широко известных в Грузии, а также грузинских танцев лекури, картули и багъадули, знакомые нам из предыдущего описания. Из осетинских танцев исполняли лишь один — круговой («Тымбыл кафт»), иногда танец «Чепена», имевший широкое отражение в древних сказаниях осетинского нартского эпоса. Мало знаком им и другой древний танец осетин — «Симд». Из песен исполняли «Чермены зарæг» (осетинская героическая песня), а из религиозных песен — «Уастырджийы зарæг» (Песня о св. Георгии). Иногда звучали здесь и популярные югоосетинские песни об Исаке и Антоне — героях гражданской войны. Данные показывают, что из народного творчества осетин песни и танцы — этнические элементы, менее устойчивые к исчезновению под влиянием другого этноса, в частности, грузинского. Жители уже знакомого нам сел. Циталеба, по их словам, предпочтение отдавали грузинским песням и танцам. Подобные случаи были нередки особенно в смешанных осетино-грузинских селах, где не меньший интерес вызывает происходивший там языковый процесс. Здесь знание грузинского языка среди осетин имело широкое распространение, как отчасти осетинского — среди грузин. Это во многом объясняется их взаимными брачными союзами. По данным здешних осетин, многие из них охотно роднятся с грузинами, так же, как они с осетинами. У нашего информатора 80-летнего Лади Бесаева (сел. Цинталеба) две невестки были грузинками и почти не отличались от осетинок по знанию осетинского языка и быта. Более того, как известно, при смешанных браках женщина приносит в новую семью обычаи и традиции своего народа, обучает своих детей родному языку. Я мало встречал осетинок в грузинских семьях, дети которых не говорили бы по-осетински. В результате таких и других контактов в течение веков грузинский язык стал для подавляющего большинства южных осетин вторым родным языком. В школах здесь, в отличие от сел кахетинских или гуджаретских осетин, преподавание велось на грузинском языке. Я не смог выяснить, всегда ли так было. Мы знаем, что рассматриваемые горцы-осетины, поселившиеся в советское время в Тлифонской долине Горийского района, не знали грузинского языка, детей в школах обучали на родном языке, грузинский язык изучали как предмет. После Великой Отечественной войны все предметы стали изучать на грузинском языке, причем осетинский язык и литература выпали из учебной программы по надуманной причине отсутствия специалистов. Постановка школьного образования в целом была не из лучших; семилетки — во всех селах и лишь одна средняя школа, отдаленная от многих сел на 4—6 км, куда дети ежедневно вынуждены были ходить в любое время года. После окончания школы перед учениками и их родителями возникала новая проблема, связанная с поступлением в вузы, которую многим бедным семьям не так просто было решить в Грузии. К счастью, выручали, как всегда в таких случаях, руководители учебных заведений Северной и Южной Осетии. Невероятным здесь было и отсутствие в селах и колхозах каких-либо культурно-просветительных учреждений — клубов, библиотек, показа кино, самодеятельных кружков и пр., без которых осетинские села в то время невозможно было представить. В сел. Цинталебо, насчитывавшем более 300 хозяйств, не было ни одного из перечисленных очагов культуры. Любители читать пользовались школьной библиотекой, где было 1000 книг на грузинском языке, 10 — на русском и ни одной на осетинском. Рассказывали, что в село пять месяцев не появлялась кинопередвижка. Молодежь ходила в кино по 4—5 км в соседние селения (Цинага и Урыа). После войны почему-то перестала поступать сюда из Осетии литература и газеты. Все приведенные факты ярко характеризуют отношение местных властей к осетинским поселенцам. Нам не раз приходилось слышать, что все руководящие посты в осетинских колхозах по указанию сверху занимают грузины, начиная от председателя и парторга до главбуха и бригадиров. Душетские осетины Мы снова в Картли, продолжаем изучение осетин. Мы с отрядом на огромной крытой экспедиционной машине едем на этот раз по Душетскому району. Это один из крупных районов Картли, его территория простирается от равнины до вершин гор южного склона Главного Кавказского хребта. Административный центр района — Душети, старый грузинский городок, имевший некогда важное торговое значение, которое со временем было утеряно. Территория эта отличается тем, что через нее проходит Военно-Грузинская дорога, издавна игравшая важную роль в жизни горцев-осетин окрестных районов. Душетский район отличается и тем, что в течение веков населялся осетинами из горной Осетии, большей частью, из сопредельных с ним ущелий — Ксанского, Кобинского, Трусовского, Урстуалта и т.д. При этом заселение осетинами Душетского района имеет давние традиции, уходящие в аланскую эпоху. Но процесс массового заселения начался лишь в послемонгольский период. Этому во многом способствовали близость к Осетии, а также пересекающая район Военно-Грузинская дорога. По нашим наблюдениям (в 1957, 1961 гг.), почти вся высокогорная и горная зоны Душетского района населялись осетинами. В сел. Ламувани было 50 домохозяйств, в том числе Дзебисовых (10), Асаевых (8), Золоевых (2), Бедоевых (8), Гариевых (8) и др. Почти все жители Ламувани были выходцами из нынешнего Ленингорского района Юго-Осетии. В селе было 3 двора грузин. В сел. Ихтож проживали Габараевы (9 домохозяйств), Хубаевы (5), Теджиевы (3). Теджиевы составляли большинство в сел. Кодишцхаро, где у них было 28 домохозяйств. В селе жили также Бедоевы (3), Хингачаевы (2), Черткоевы (1). В сел. Шуахеви мы зафиксировали следующие фамилии: Кисиевы (25 домохозяйству, Битаровы (1), Габараевы (4), Шамаевы (3), Цабоевы (3), Дзебоевы (3). Жители села Уæллагсуахи были в основном выходцами из нынешнего Ленингорского района Юго-Осетии. Это Гуларовы (6 домохозяйств), Текетовы (6), Бугуловы (6), Дриаевы (3), Шанаевы (8), Гуцаевы (2). Оттуда же были и жители сел. Дæллагсуахи: Шамовы (7 домохозяйств), Короевы (6), Хасроевы (7), Музаевы (1), Хубуловы (3), Кисиевы (7), Бедоевы (2). В сел. Цицамур проживали представители двух фамилий: Музаевы (9 домохозяйств) и Асаевы (14). В сел. Чихебдау располагались домохозяйства Дзебисовых (5), Салбиевых (10), Битаровых (8). В сел. Ахалшен жили Гариевы (8 домохозяйств) и Бугуловы (4). Назову еще несколько осетинских сел Душетского района и населявших их фамилий. В сел. Замошуахеви проживали Тегеташвили (Тегаевы), Меладзе, Гуларашвили (Гуларовы), Олегсашвили, Асатнвили (Асаевьт), Дзебисашвили (Дзебисовьт), Сенашвили (Шалаевы), Биганашвили (Биганаевы), Сидамонидзе и др.; в сел. Квемошуахеви проживали Карашвили (Караевы), Сомашвили (Самовы;, Чарашвили (Чараевы), Черткошвили (Черткоевы), Кокашвили (Кокаевы), Бедошвили (Бедоевы), Багашвили (Багаевы), Хосрошвили (Хосроевы) и др.; в сел. Земокодисцкаро проживали Сокурашвили (Сокуровы), Солашвили (Солаевьт); в сел. Камкодисцкари — одни Тигишвили (Тигиевы) — это среди душетских осетин такая же многочисленная фамилия, как и Бедоевы. Все перечисленные селения входили в Шуахевский сельсовет, составляли один колхоз им. Орджоникидзе. Немало осетин проживало в селах, располагавшихся на правой стороне реки Арагвы, население в них было смешанное с грузинским, хотя осетины составляя в них более 40 %, например, в сел. ЛапаниКари и соседнем с ним Анаури. Этих осетин считали поздними выходцами из нынешнего Ленингорского района Юго-Осетии. Равнинная зона Душетского района была занята большими, утопающими в садах и виноградниках грузинскими селениями, в которых, по словам наших информаторов, проживало немало огрузинившихся осетин, утерявших не только традиции, обычаи, ’ но и родной язык. К сожалению, нам не удалось побывать в этих селах, где, очевидно, эти осетины, являясь очень давними поселенцами, растворились среди местного населения. Как бы то ни было, здесь мы заметили глубокий процесс восприятия осетинами многих элементов грузинской культуры, языка, традиций, обычаев. Процесс ассимиляции осетинского населения грузинами во всем наиболее ярко прослеживался именно здесь. Душетский район отличается сравнительно хорошими (особенно в равнинной зоне) почвенными и климатическими условиями, способствовавшими развитию земледельческо-скотоводческого хозяйства. Осетины возделывали главные зерновые культуры, в том числе кукурузу, хорошо прижившуюся по всей Грузии, начиная с XVI в., периода ее появления на Кавказе. Нам назвали имена колхозных передовиков в сел. Шуахеви, одной из них была Дуся Кисашвили (Д. Кисиева), которая в 1960 г. в горах на неурожайном участке собрала кукурузы 45 ц/га, другой — Дзебисашвили (Дзебисов) с такого же участка получил урожай кукурузы 50 ц/га. Осетинские поселенцы освоили и незнакомые им ранее хозяйственные занятия, в частности, виноградарство, не уступая в этом местным мастерам. Во всех осетинских колхозах, где нам удалось побывать, под садами и виноградниками находились десятки гектаров. В осетинских селах было немало превосходных садоводов, виноградарей и виноделов, прошедших школу обучения у соседей-грузин, опытных мастеров своего дела. Другой важной отраслью хозяйственной деятельности было скотоводство, главным образом, горное овцеводство. Дуитетский район, как и Казбекский, был главным овцеводческим районом Грузии. При этом зимние пастбища овцеводов располагались на Северном Кавказе (на т.н. «черных землях»), находившихся от родных мест на огромном расстоянии, для покрытия которого, особенно во время весеннего перегона отар с приплодом, требовалось более трех недель. Эти перегоны всегда были опасным делом. Так, в 1953 г. многие колхозные отары овец понесли колоссальные потери от снегопада и сильных морозов настолько, что некоторые хозяйства вернулись с зимних пастбищ без единого животного. По словам осетин, пострадавшие колхозы впоследствии были вынуждены целиком заняться земледелием, посевами кукурузы, выращиванием фруктовых садов и виноградников. В 60-х годах XX в. овец на зимние пастбища начали перевозить на специально оборудованных машинах, но в связи с большими потерями поголовья животных от этой практики отказались. Помимо этого, содержание овец на арендованных зимних пастбищах требовало строительства кошар и заготовки сена на корма. Не меньшие заботы животноводам причиняла нехватка летних пастбищ. И все же овцеводство было важнейшим источником дохода для многих колхозов Душетского района, ежегодно поставлявших большое количество скота на рынок и приезжим скупщикам. Охотников купить баранов, особенно во время праздничных дней, здесь бывало немало, прежде всего, из соседних районов и городов Грузии. Наряду с этим немалые доходы получали от продажи шерсти и овечьего сыра, способы приготовления которого осетины вынесли со своей родины, где приготовление этого продукта, как и сливочного масла, имеет древние традиции. Следует отметить, что душетекие осетины почти полностью сохранили свою традиционную кухню, передав несколько ее элементов (пироги, пиво) соседним грузинам, в свою очередь, восприняв у них такие популярные национальные блюда, как сациви и чурчхела. Данные показывают также, что жилище и костюм осетин — менее устойчивые этнические элементы, теряющие свои черты под воздействием другого этноса, в данном случае, грузин. Однако о полном исчезновении у них традиционных элементов культуры и быта не может быть и речи. Отметим и ряд других наблюдений, касающихся некоторых этнографических сюжетов, в том числе семейной обрядности и религиозных воззрений дутпетских осетин. Прежде всего, последних отличало широкое распространение межнациональных браков, в которых проявлялось обоюдное желание осетин и грузин породниться. Свадьбу каждый народ справлял по-своему, осетины, как и грузины, приурочивали торжество к праздничным дням «Джиоргуба», когда завершаются все осенние сельскохозяйственные работы, и в доме всего бывает в достатке. Осетины к свадебному столу подавали, кроме прочего, свое традиционное пиво и неизменные пироги уæлибæхтæ, начиненные свежим сыром. Ими же нередко украшается и грузинский свадебный стол, если в доме поселилась осетинская невестка. Рассказывали, что грузины — большие любители осетинского пива и осетинских пирогов, которые они окрестили «хачапури». |