ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Кобинские и трусовские осетины 5 страница Каждый обосновавшийся в Карельских горах осетин становился хозяином земли, освобожденной им ценой огромного труда и времени из-под лесов и лесных зарослей путем рубки, раскорчевки и очистки. Причем землю таким путем приходилось добывать не только под жилье и усадьбы, но под пахотные и сенокосные угодья. В то же время карельское высокогорье являлось феодальным владением грузинских князей Цицишвили. Поэтому осетинские поселенцы считались арендаторами у этих феодалов, в пользу которых приходилось нести некоторые повинности. Не совсем четкие воспоминания об этих повинностях сохранились в памяти наших информаторов. Так, Мишико Гаглоев (1875 г.р.) из сел. Елбакиево отмечает, что платили за аренду 5—6 рублей в год, пользуясь пахотными и сенокосными угодьями (за пастбища не платили). По словам И.Л. Кокоева, его родители в числе других осетин, арендуя у Цицишвили земли, платили им по 27 руб. с каждого двора, отдельно за пастбище (с головы крупного рогатого скота — 1 руб., овцы — 50 коп., ягненка — 10 коп.) и пользование лесом. Память информаторов зафиксировала и то, что здесь хозяйничали еще одни феодалы — Елекреевы, которым осетины платили налоги (осет. хъалон) — 10 коди (ок. 7 пудов) зерном, несли феодальные повинности — возили дрова, обрабатывали сады и виноградники. Елекреевы, жившие в сел. Карели, видимо, были из осевших здесь турок эпохи османских завоеваний, за особые заслуги получивших здесь земли. Видимо, такое же турецкое происхождение имели три брата Алибековы, феодалы, жившие в селе Згудер, которым, по данным 80-летнего Уасо Батразовича Тедеева, осетины, в том числе его однофамильцы, платили ¹⁄₃ часть собранного урожая, каждую субботу выполняли какую-нибудь работу, а также от каждого двора по праздничным дням приносили три осетинских пирога, курицу, определенное количество осетинского пива, которое, по словам Уасо, грузинские князья высоко ценили. Впоследствии грузинские князья потеряли свои феодальные привилегии. Осетины, став государственными крестьянами, вносили соответствующие подати в казну. Следует упомянуть еще один важный этап в истории карельских осетин. Выходцы из последних стали первопоселенцами в Гуджарети. Видимо, в какой-то момент Карельский регион исчерпал ресурсы дальнейшего демографического и хозяйственного развития, карельским осетинам здесь стало тесно, и они ушли в поисках новых мест поселений, каким оказалось для них безлюдное Гуджаретское высокогорье. Возвращаясь к итогам нашей экспедиции 1962 г., отметим, что в горной зоне Карельского региона мы застали множество осетинских поселений. Обобщим наши этнографические данные. Так, в селе Суканотубани нами было зафиксировано пять фамилий: Джейрановы (их было 2 двора), Джиоевы (4), Козоновы (8), Тумановы (Калоевы) (5), Плиевы (3). В селе Сырххъæу проживали Уалиевы (5 дворов), Парасаевы (3), Икаевы (3), Джикаевы (1). В селе Ортабани — Бицоевы (2 двора), Джаглоевы (8), Харебовы (7), Тулаевы (1). Селение Згудер было однофамильным. Здесь проживали семь дворов Гаглоевых. Жителями села Суканаобани были Тумановы (Калоевы) (7 дворов), Джериевы (7). Плиевы (3). В Верхнем селе и в Нижнем селе проживали только Елбачиевы; в Верхнем их было 40 дворов, в Нижнем — 30. Назовем и другие селения с одним осетинским населением: Окросопели (38 дв.), Кудатхеви (20 дв.), Хъелеви (70 дв.), Квенаклави (65 дв.), Апниси (30 дв.), Камбари (30 дв.), Тхеоба (60 дв.). В то же время в регионе было немало сел со смешанным осетино-грузинским населением, в которых, впрочем, осетины составляли подавляющее большинство. Только один отмеченный Ортабанский сельсовет насчитывал 13 населенных пунктов с населением 2800 человек, из которых грузины составляли 120 чел. Перечислим другие села с указанием количества осетинских дворов: Лашкинете (20 дв.), Мухилети (21 дв.), Кватетри (23 дв.), Велицихи (10 дв.), Бани (40 дв.), Батури (30 дв.), Имерхеви (70 дв.), Лашети (40 дв.), Клуду (30 дв.), Джагаранткори (30 дв.), Шукити (30 дв.), Ахарсупели (150 дв.), Летети (70 дв.), Чандрети (60 дв.). Карельские горы намного ниже Гуджаретских. Они менее суровые в природно-климатическом отношении, отличаются мягким климатом, благоприятным для выращивания различных сельскохозяйственных культур, дающих высокие урожаи. Я видел повсюду ячменные, пшеничные и кукурузные ноля, много фруктовых садов. Кукуруза, дающая отменные урожаи, знакома жителям Западной Грузии с XVI века. Урожайной культурой в горах всего Кавказа стал картофель, проникший из России во второй половине XIX века. Карельские осетины в больших количествах поставляли эти культуры равнинным жителям. Земледельческие орудия карельских осетин не отличались от орудий гуджаретских и во многом были сходны с грузинскими. У всех осетин в ходу были легкие и тяглые пахотные орудия гутон, молотильная доска чеури, серп ломаги и т.д. Для вспашки в низинных местах применяли тяжелый деревянный плуг с железным наконечником и резаком, в который впрягали 8 пар быков и буйволов, он обслуживался опытным плугарем и 4 подросткамипогонщиками, сидящими на ярмах. В качестве тягловой силы использовались волы и буйволы. И все же главным занятием карельских осетин было скотоводство, разведение мелкого и крупного рогатого скота, содержание лошадей, главным образом, для верховой езды. В скотоводстве ведущим было овцеводство при отсутствии отгонной системы содержания. В целом скот был важнейшим источником существования карельских осетин. Он их кормил, одевал, служил тягловой силой. Многие домашние промыслы — обработка молочных продуктов, шерсти, кожи, кости — существовали на базе скотоводческого сырья. Карельские осетины широко занимались и обработкой дерева, делая на традиционном осетинском токарном станке зырн домашнюю утварь (чашки, ложки, пивные бокалы и пр.) и предметы домашнего обихода (деревянные орнаментированные кресла и тахты, люльки, маслобойки и т.д.). Сельскохозяйственные орудия также изготовлялись самими осетинами. Из отхожих промыслов карельские осетины активно занимались доставкой и сбытом дров в Сураме и в других близлежащих городах и селах, добывая этим дополнительные средства к существованию. В материальной культуре карельских осетин наиболее устойчиво держится традиционная пища и напитки. Большим предпочтением пользуются гшроги с начинкой из сыра уæлибæх и пиво домашнего приготовления бæгæны. Из материальной культуры осетин карельскими осетинами не были утеряны и элементы традиционного горского костюма (черкеска, бешмет, папаха, отчасти башлык, обувь), а также его украшения — кинжал, газыри, узкий пояс с бляхами, обычно приобретавшиеся в Тифлисе у дагестанских мастеров-отходников. От грузин карельские осетины восприняли некоторые виды обуви из сыромятной кожи для повседневного ношения. Что касается традиционной женской одежды, то у карельских осетинок она почти полностью исчезла. На смену ей пришла покупная одежда и некоторые заимствованные элементы грузинского костюма. Малоустойчивым оказалось домостроительное искусство, претерпевшее под влиянием грузин сильные изменения. Во всяком случае, жилые и хозяйственные постройки карельских осетин почти не отличаются от грузинских. Жилой дом строился с наличием в главном помещении очага с дымоходом — ердо, одновременно служившим световым отверстием. При этом мы застали у карельских осетин дома разного типа и размера, построенные как в дореволюционное, так и в советское время. Практически все постройки были возведены почти исключительно из дерева. Обилие лесов позволяло осетинам не испытывать дефицита этого стройматериала, при этом каждый строил сам, редко прибегая к посторонней помощи. Оказавшись на чужбине, карельские осетины, по их словам, первые годы пребывания здесь не теряли связи со своими родственниками и близкими в Юго-Осетии, обмениваясь взаимными визитами во время больших семейных и общественных торжеств. Со временем эти связи исчезли из памяти нового поколения. Тем не менее, многие помнят свою родословную. В общественной жизни карельские осетины сохранили некоторые социальные институты и обычаи своего народа. К ним относятся Совет старейших, улаживавший различные конфликты, — ныхас, где мужчины проводили время и решали текущие дела общины, а также зиу — обычай, по которому члены общины личным участием оказывали помощь вдове, сиротам и другим нуждающимся, например, при выполнении полевых работ и других хозяйственных занятиях. Могу отметить полное исчезновение из быта карельских осетин кровной мести, что можно объяснить влиянием соседнего народа. Семейная обрядность сохраняла в основном традиционные черты. Брак был экзогамный, более того, не роднились члены æрвадæлтæ — большого родственного коллектива, именуемого в этнографии патронимией второго порядка. Так, три фамилии — Санакоевы, Гаглоевы, Габараевы — составляли æрвадæлтæ. До сих пор браки внутри этой патронимии не допускаются. Свадьба — многолюдная, приглашают всех однофамильцев, сельчан, близких. Родственники несут в дом жениха подарки по своим возможностям. Елбачиевы, например, от каждого дома приносили 2 кг пшеницы, 3 пирога с бутылкой араки или вином, отрез на платье и что-нибудь из утвари. За пиршественным столом мужчины и женщины сидят отдельно и по старшинству. Иногда, по грузинскому обычаю, за свадебный стол также сажают жениха с невестой. Тосты — традиционные осетинские: первый тост — за «Стыр Хуыцау» (великого бога), второй — за Уастырджи (св. Георгия), третий — за молодых. В середине пиршества делают грузинский «молоди», по которому одаривают молодых подарками; тогда же делают т.н. æйтты рæгъ — специальный тост в сопровождении осетинских песен. Звучат больше грузинские свадебные и шуточные песни, а из осетинских — Уастырджийы зарæг (песня св. Георгия). Пили из бычьих рогов по 6—7 бокалов, передавая их от младших к старшим, и наоборот. Танцуют тоже в основном грузинские танцы («лекъури» и «бахадули») и очень часто древний осетинский популярный танец чепена (хороводный танец), широко отраженный в осетинском нартском эпосе. В дом новорожденного мальчика родственники приносили три пирога, а девочки — лишь один. Детей крестили, но первые имена им давали дома в торжественной обстановке с участием родных и близких. Грузинское влияние на похоронно-поминальную обрядность было минимальным. Карельские осетины совершали почти все похоронные обряды и обычаи, выполнявшиеся на их родине. Это обряд посвящения коня покойнику, оплакивания и одевания его во все новое, совершения в течение года более десяти малых и больших поминок и т.д. Характерно, что здесь коня посвящали и знатной женщине, например, у Елбачиевых, что является отголоском сарматского обычая захоронения женщины с конем, идущего к осетинам через алан, их прямых предков. В Карельские горы осетины принесли многие характерные элементы своей традиционной обрядовой жизни. Приведу несколько примеров. Почти все поселенцы отмечали перед началом весенних полевых работ праздник божества Бæлдæрæн, почитавшегося по всей Осетии. Жертвоприношения Джерыдзуар (Св. Джера) способствовали исцелению душевнобольных, — это было известно в основном югоосетинам и соседним с ними грузинам; считалось, что имеющий свое святилище и почитавшийся с жертвоприношениями в каждом доме Мыкалгабыр мог одарить всякими богатствами. Из фамильных покровителей был известен Мацхари; он опекал Елбачиевых, и, видимо, имеет местное происхождение, поскольку его почитали и грузины. Новый год карельские осетины отмечали по традиции своего народа. В этот день пекли æртхурон — большой пирог с начинкой из сыра, куда клали серебряную монету; считалось, что ее обладатель будет счастливым. Пирог ели только члены семьи. Также пекли из теста фигурки различных животных — дедатæ, басылтæ, обычно это делалось в домах, где было много детей. В ночь под Новый год вынимали из сундука семейный талисман цыкуырайы фæрдыг (бусина изобилия и счастья) для общего обозрения, поскольку делалось это в год один раз, именно под Новый год. Старший, держа правой рукой бычий рог с аракой, левой — жареное мясо, произносил молитву, обращенную к всевышнему, просил счастья и благополучия. По описанию многих авторов, обычай этот бытовал по всей горной Осетии. Г.Ф. Чурсин, исследуя его у южных осетин, писал, что «камень этот (бусина) величиною от горошины до голубиного яйца, имеет желтоватый оттенок и небольшую прозрачность; он испускает в темноте довольно сильный фосфористый блеск» (Чурсин, 1924, с. 180). К сожалению, у карельских осетин мне не удалось зафиксировать этот камень, но он, по словам пожилых людей, имелся во многих семьях. К каждому большому празднику по традиции варили пиво, араку, пекли пироги, приносили в жертву баранов и устраивали угощение для всей общины — хъæугуывд (сельский пир), в котором во многих случаях участвовали только мужчины и подростки. Однако обильное праздничное угощение было в каждом доме. Выше отмечалось, что карельские осетины, живя в невысоких легкодоступных горных местах, издавна имели хорошее транспортное сообщение, связывавшие их между собой и с внешним миром. При советской власти и благодаря ей они, в отличие от гуджаретских осетин, пользовались всеми благами жизни современного села: электричеством, почтовой связью, в их домах было радио, телевидение, в селах библиотеки, клубы, кинопередвижки и пр. В селах было налажено хорошее медицинское обслуживание с наличием медпунктов, больницы с квалифицированным обслуживающим персоналом. Во многом это объяснялось благосклонностью местных и республиканских властей, поскольку там проживало немало грузинского населения. Однако карельские осетины испытывали трудности с национальным компонентом школьного образования. В частности, до Великой Отечественной войны преподавание в осетинских школах велось с 1 по 5 класс на осетинском языке, с 5 по 10 класс — на русском. После войны все изменилось в худшую сторону. Преподавание с 1 по 10 класс вели на грузинском языке, часы осетинского и русского языков были сильно сокращены. Плохое знание детьми грузинского языка вызвало немало трудностей в смысле освоения ими школьных предметов. Но это не волновало власть, несомненно, преследовавшую цель ускорения процесса ассимиляции осетин. По моим наблюдениям, в селах с осетинским населением мужчины и женщины старого поколения, а также дети дошкольного и школьного возраста не говорили по-грузински. В селах со смешанным осетино-грузинским населением отмечается знание обоих языков теми и другими. Встречалось мне здесь немало осетин, для которых вторым родным языком стал грузинский. В то же время осетины не забывают родной язык. Между собой и дома говорят только по-осетински. Кахетинские осетины Как отмечалось выше, Кахетия была одним из основных регионов Грузии, заселенных осетинами. Моя мечта посетить кахетинских осетин осуществилась 12 августа 1961 года. Выехав со своим отрядом экспедиции из Цхинвали до Тбилиси, мы вскоре добрались до осетин Ахметского района Кахетии. Здесь, в населенном осетинами сел. Думастур, мы остановились на школьном дворе, встретив радушное гостеприимство и получив в дальнейшем полное содействие в нашей работе. Осетинские поселения этого района расположены недалеко друг от друга, а также от поселений кистинов (чеченцев) и горцев Грузии, в частности, пшавов и хевсуров. Заселение осетинами данной территории не ранее начала XIX в. подтверждается нашими записями со слов старожилов. Так, 92-летний Николай Шаулохов (сел. Думастур) говорил, что он был десятилетним, когда его родители, жившие в Джавском районе Юго-Осетии, переселились сюда. Это произошло, по его словам, в 1901 г. Им понадобилась неделя, чтобы добраться на двухколесной воловой арбе до места нового поселения. Вместе с Шаулоховым из Юго-Осетии сюда пришли семьи Тедеевых, Битаровых, Кочиевых, добиравшихся на таком же транспорте через Душетский уезд и Триалети. Поскольку место это густо было покрыто лесами и лесными зарослями, приходилось тратить огромные усилия, чтобы расчищать лес и выкорчевывать деревья с корнями, добывая, таким образом, участки земли для посева. Горцы сначала сообща расчищали большой участок, а затем делили его между собой. По утверждению того же Николая Шаулохова и ряда других стариков, вышеуказанные семьи считаются в Ахметском районе первыми поселенцами. И лишь после них последовал новый, более значительный приток осетин из разных мест Юго-Осетии, а также из Гуджарети, Карельского, Горийского и других регионов Грузии. Наиболее старым селом в Ахметском районе считается сел. Осиаури (по груз. Осетинское село), отстоящее в 21 км от районного центра сел. Ахмета. Немного позже возникли другие осетинские селения (Ахшен, Арашенда, Гарскаул, Халдаба, Къозори, Чарекаули) Ахметского района, а также вышеупомянутое сел. Думастур. Все они входили в один сельсовет — Кустаурский. Характерная черта, свидетельствующая о сравнительно давнем поселении здесь осетин: в своем большинстве их антропонимы имеют грузинские фамильные окончания — «швили» и «дзе». На старом кладбище селения Думастур мы находили надгробные памятники с надписями грузинским шрифтом: «Казашвили» (осет. Козаев) и дата смерти в 1909 г., «Кочишвили» (осет. Кочиев) — в 1904 г., «Битиешвили» (осет. Битаров) — в 1900 г. По-видимому, тогда же, в начале XIX в., а может быть, немного раньше, осетины осели в Нижней Кахетии — в Алазанской долине. В Кахетии, испытывавшей с XVI в. многократные опустошительные нашествия шахской Персии, истреблявшей и уводившей в плен сотни тысяч людей, пустовало много земель. Опустению региона способствовало также то, что Кахетия, наряду с другими землями Восточной Грузии, постоянно подвергалась набегам «леков» — дагестанских горцев, которые наводили ужас на жителей Кахетии и всей Картлии. Выражением «леки унесут» — пугали непослушных детей. Укрепившись в Грузии, русские власти создали цепь оборонительных укреплений — Лезгинскую кордонную линию, которая в значительной степени оберегала плодородные равнинные земли Алазанской долины и всей Кахетии. На Лезгинской кордонной линии наряду с русскими солдатами охранную службу несло немало наемных осетин, которые впоследствии облюбовали тут же бесхозные земли, строили дома, затем перевозили семьи из далекой Юго-Осетии. Чтобы снова заселить свои пустующие земли, местные грузинские князья Андроникашвили и Вачнадзе не только не препятствовали, но и приглашали осетин селиться и занимать новые места. Так возникли почти все осетинские селения (Цинубани, Халацан, Карент и др.) расположившиеся по периметру Лезгинской кордонной линии. Общественным и культурным центром всех кахетинских осетин стало сел. Арешперани (ныне Лагодехского района). Это селение дает наиболее яркую картину притока осетин в Кахетию. В нем проживали Джиоевы (40 дв.), выходцы из Знаурского и Джавского районов Юго-Осетии, Лолаевы (50 дв.) из сел. Хъемулта Джавского района, Караевы (30 дв.) из Кударского ущелья Юго-Осетии, Тедеевы (60 дв.), Багаевы (20 дв.) из того же ущелья, Пуховы (10 дв.) из Малой Лиахви Юго-Осетии. Главным хозяйственным занятием кахетинских осетин было земледелие и скотоводство, успешному развитию которых благоприятствовали богатые почвенно-природные условия Кахетии — часть древнего очага кавказского земледелия, родины множества мировых культурных растений, в том числе пшеницы, ячменя, огородных, садовых культур, винограда (в Кахетии возделывается 80 сортов винограда). В горном Ахметском районе земледелие сочеталось с отгонным овцеводством. Зимние пастбища арендовались на Северном Кавказе, на т.н. Черных землях, куда отары перегонялись на огромные расстояния многодневными переходами. В горной зоне вспашку производили легким деревянным орудием с железным наконечником типа осетинского — дзывыр. У осетин, живших в Алазанской долине, главным занятием было земледелие со стойловым содержаним крупного рогатого скота. Сельскохозяйственные орудия, процессы земледелия, способы выращивания различных культур у осетин были схожи с грузинскими: здесь, например, в ходу был тяжелый передковый плуг, в который впрягали 8—10 пар волов и буйволов. Из зерновых культур издавна сеяли пшеницу и ячмень, в XIX в. большое распространение получила кукуруза, известная в Западной Грузии с XVI века. В Алазанской долине кукуруза особенно славится высокими урожаями (30 ц/га). Важнейшей технической культурой, возделываемой кахетинскими осетинами, был табак. Он имеет давние традиции возделывания в этих местах. Еще до революции табаководство здесь было ведущей отраслью, поставлявшей большое количество сырья на тбилисские табачные предприятия. Остановимся на описании колхоза им. Коста Хетагурова. Это коллективное хозяйство объединяло 6 осетинских населенных пунктов. Основная посевная площадь была занята посевами табака (180 га). Табаководство — весьма трудоемкий процесс, требующий выполнения различных агротехнических операций. Производством табака занимались б полеводческих бригад колхоза. Наряду с этим сеяли кукурузу на большой территории; в 1961 г. колхоз сдал государству 230 т зерна кукурузы. Тогда же одна бригада целиком была занята виноградарством и виноделием. Особое место в колхозном производстве занимало животноводство; фермы крупного рогатого скота, имевшие более 500 голов, служили значительным источником дохода, как и свиноферма, которая ежегодно давала государству 300 голов. Развито было и птицеводство, на колхозной птицеферме содержались тысячи голов домашней птицы. Источниками существования кахетинских осетин служили и доходы, полученные от своих усадеб, на которых они выращивали различные сорта винограда, кукурузы, огородных и бахчевых культур. Кахетия во все времена славилась не только лучшими сортами винограда, но и ранними овощами и зеленью, которые в большом количестве поставлялись на рынок. Как отмечалось, кахетинские осетины селились компактно, небольшими, обычно многофамильными селами. Наши полевые материалы позволяют представить их структуру. Так, в селе Надукмари проживали 3 двора Маргиевых, 3 — Хубиевых, 2 — Икаевых. В селе Саба (Сабуе) жили Тедеевы (17 дворов), Маргиевы (1 двор), Кабисовы (1 двор). В селе Чархела жили в основном грузины-хевсуры, были лишь два осетинских двора — Хубецовых и Тедеевых. Осетинское село Думастур было многофамильным. Среди его жителей были Тедеевы (12 дворов), Кочиевы (10), Касаевы (3), Кабисовы (4), Шаулоховы (4), Ванеевы (4), Джергаевы (4), Джиоевы (8), Гассиевы (2), Битиевы (3), Сахоевы (1), Макоевы (6). В селе Ахшан жили Козаевы (10 дворов), Бестаевы (5), Ванеевы (5), Чибировы (5), Качмазовы (5), Маргиевы (2), Багаевы (2). В селе Арашенда находились хозяйства Алборовых (5 дворов), Хугаевых (б), Засеевых (4), Тамазаевых (5), Багаевых (4), Теблоевых (5); в селе Чарекаул — Хугаевых (4), Булкаевых (3), Касаевых (5), Нахиевых (6), Сотиевых (7). В сел. Къозар нами было зафиксировано более 100 дворов, в том числе принадлежавших фамилиям Хугаевых (5), Наниевых (6), Засеевых (5), Алборовых (4), Багаевых (7), Хубилаевых (6), Габараевых (8), Козаевых (7), Захоевых (10), Тамазаевых (5), Джабиевых (6). Многофамильный состав отличал большое село Арешперани. Здесь жили Джиоевы (40 дворов), Лалиевы (50), Джусоевы (40), Караевы (30), Тедеевы (60), Багаевы (45), Кусыраевы (25), Чертыкаевы (30), Елзаровы (20), Голатаевы (20), Кабуловы (15), Сопоевы (10), Пухаевы (10), Джигулаевы (90), Злигаевы (9), Джиоевы (20), Алборовы (15), Болаевы (30), Кабисовы (3), Маргиевы (5), Сиукаевы (2), Плиевы (6), Гагиевы (20), Библаевы (3), Чибировы (Цыбыртæ) (3), Гучмазовы (4), Туаевы (3). Обилие лесов в Кахетии позволяло осетинам строить жилые и хозяйственные помещения почти целиком из дерева. Из элементов традиционного жилища сохранилось лишь хæдзар (ердо-хæдзар) — общее для семьи жилое помещение; здесь находился открытый очаг с дымоходом в потолке. В углу хадзара обычно строился къæбиц — помещение для хранения семейных съестных припасов, куда имела доступ только æфсин — самая старшая в семье женщина. Наиболее устойчивым элементом материальной культуры оказались традиционная пища и напитки, не подвергавшиеся изменению. Это знаменитые осетинские пироги с начинкой из сыра, мяса, картофеля, капусты и др., осетинское пиво. Одежда кахетинских осетин оказалась менее устойчивой к изменениям, потеряв многие традиционные черты. Горский мужской и женский костюмы почти не сохранились в прежней форме, оказавшись вытесненными покупной городской одеждой. В то же время горец редко расставался с бешметом, кинжалом на тонком кавказском поясе, папахой, некоторыми видами обуви к этому костюму. Из семейной обрядности наибольший интерес представляют свадебный цикл, похоронные и погребальные обряды. Естественно, брак был экзогамный, редко роднились даже члены æрвадæлтæ — патронимии второго порядка. Распространенным явлением были межнациональные браки, в основном с грузинами-имеретинами. При заключении брака социальное положение и знатность рода (фамилии) не учитывались. Плата за невесту — ирæд (выплачивалась деньгами, скотом и ценными вещами) была сравнительно небольшая; видимо, этим объясняются редкие случаи умыкания. Заключению брака предшествовало сватовство. В дом невесты посылали трех авторитетных мужчин, сватов — минæвæрттæ, которым нередко приходилось совершать несколько визитов для выполнения своей миссии. Между заключением брака и свадьбой иногда проходило много времени, так как обе стороны усиленно готовились к свадьбе, которая непременно приурочивалась к осеннему празднику Джиуоргуба. С окончанием всех сельскохозяйственных работ в хозяйствах было изобилие различных продуктов и напитков. Немало времени уходило на подбор дружков жениха. Это были: къухылхæцæг (шафер), хистæр уазæг (старший гость), нымæттухæг (скатывающий бурки), галтæскъæрæг (погонщик волов). Свадьбы были многолюдными. Гости съезжались почти со всех осетинских сел, приглашали также соседних грузин. Женщины несли в дом жениха хуын — кур, заколотых поросят, три пирога, пиво, араку. Мужчины давали деньги, кто сколько мог. За столом сидели по старшинству, мужчины и женщины отдельно, тосты произносил самый старший, соблюдая строгую последовательность: тост за бога Хуыцау и св. Георгия Уастырджи, за здоровье молодых, за здоровье их родителей, за святых, которым молились родители молодых, за здоровье жителей населенного пункта, откуда вышли молодые, за здоровье тех, кто хорошо относится к этому торжеству и его обслуживающим, заключительный тост вновь за Уастырджи. Старшие пели песни — Уастырджийы зарæг (во имя св. Георгия) и некоторые югоосетинские революционные песни — о Николае, Антоне, Исаке и др. Молодежь в основном пела грузинские песни; она же танцевала грузинские танцы — лекъури и багъадури, а также осетинский хороводный танец чепена; а из осетинских песен исполняли — Колхозон чызг (Девушка-колхозница), Чермены зарæг (Песня о Чермене). В середине застолья шафер произносил «молоци» и все сидящие одаривали молодых кто чем мог — деньгами, зерном, продуктами, утварью, предметами домашнего обихода и даже поголовьем скота. Под влиянием грузинских свадебных обрядов и обычаев традиционный свадебный цикл осетин претерпел ряд изменений. Так, на свадьбе исполняли грузинские песни и танцы; ряд сходных черт с грузинскими находим в застолье — в тостах, одаривании молодых; иногда последние по грузинскому обыкновению вместе сидят за свадебным столом. В то же время влияние грузинской этнической среды на поминальные и погребальные обряды и обычаи здесь не имело сколько-нибудь существенного значения, что еще раз свидетельствует о том, что похоронные обряды у осетин являются наиболее устойчивым элементом этнической культуры. Приведу некоторые свои наблюдения, касающиеся похорон кахетинских осетин, прежде всего, обряды посвящения коня покойнику, который, по их словам, в последнее время у них редко выполняли, что вызвано резким сокращением поголовья лошадей в хозяйстве. По старым традициям осетин, посвященного коня обычно не оставляли дома, его продавали, считая, что он несет несчастье для семьи. Кроме того, по традиционным воззрениям, от посвященного коня оставалась одна видимость, вся материальная объектность уходила с покойником. Умерший нуждается на том свете в тех же благах, какими пользовался при жизни. Отсюда, кроме лошади для езды, ему нужна пища и напитки. Чтобы усопший член семьи не голодал в мире ином, в течение года устраивали от 10 до 12 малых и больших поминок. Так, в день смерти делали большие поминки хæрнæг с участием массы народа, затем следовали несколько малых поминок сабатизæр, дыууиссæдзæм бон, когда саударджытæ снимали траурные одеяния; родственники давали т.н. сабæттаг — помощь семье покойного деньгами по своим возможностям. Заключительным этапом были годичные поминки азы хист. Проведение поминок требовало огромных расходов, приводивших к обнищанию даже самого богатого хозяина. В Осетии говорили, «он богатеет оттого, что никто у него не умирает». Полагали, что продукты и напитки, употреблявшиеся на поминках, идут в пользу покойника; поэтому, даже плотно поев за поминальным столом, человек мог считать себя голодным и, придя домой, требовать поесть. Составной частью поминальной обрядности у кахетинских осетин были своеобразные игровые действия бырæнхъил, хæлæф с соответствующими ритуалами. Бырæнхъил представлял собой всаженный в землю длинный смазанный жиром шест. На его вершине прикреплялся мешочек, наполненный обычно конфетами. Кто доставал его, тот побеждал. Хæлæф — это плетеная корзина, наполненная орехами и фруктами, которую после молитвы старейшего опрокидывали перед детьми, с нетерпением ждущими этого момента. Это называлось хæлæф — нарасхват. Бырæнхъил и хæлæф, исполнявшиеся исключительно детьми до 15 лет, я зарегистрировал только в Юго-Осетии, считаю, что они позднейшего местного происхождения. |