Методические рекомендации к практическому занятию 14. Человек в системе социальных связей. План 1. Социологическое и антропологическое понимание человека. 2. Системы ценностей современного общества. 3. Социальный статус личности. 4. Проблема роста народонаселения. 5. Отчуждение, коллективность и духовность. 6. Агрессия и деструкция. 7. Феномен «массового сознания». При подготовке к практическому занятию необходимо изучить литературу и подготовить ответы на вопросы практического занятия. Возможна подготовка вопросов в форме презентаций. Второй вопрос практического занятия выполняется каждым студентом самостоятельно в форме схемы (в тетради для практических работ). Самостоятельная работа:рекомендуется работа с новыми терминами, используемыми в вопросах семинарского занятия. Методические рекомендации к практическому занятию 15.Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. План 1. Глобальные проблемы, сущность, классификация, возможные пути решения. «Римский клуб». 2. Глобализация. Исторические формы и этапы глобализации. 3. Национальные формы глобализационных стратегий. 4. Возможные сценарии будущего. При подготовке к практическому занятию необходимо изучить литературу и подготовить ответы на вопросы практического занятия. Четвертый вопрос практического занятия выполняется в подгруппах в форме подготовки к презентации. Каждая из подгрупп может рассмотреть как уже существующий сценарий будущего, представленный в современной футурологии, так и представить собственную точку зрения на возможные модели будущего. Выбирая вариант такого сценария можно представить сценарии будущего как в отдельных сферах человеческой деятельности (например, технике, медицине, спорте и др.), так и представить комплексный прогноз. Самостоятельная работа:рекомендуется работа с новыми терминами, используемыми в вопросах семинарского занятия и заполнение таблицы, отражающей историософские подходы к развитию цивилизаций. Основные точки зрения на развитие общества Историософский подход | Авторы | Основные термины | Взгляд на общественный прогресс | Будущее человечества и истории | 1. Информаци-онный подход | | | | | 2. Цивилизаци-онный подход | | | | | 3. Концепция идеальных типов | | | | | 4. Концепция культурно-исторических типов | | | | | 5. Культуроло-гический подход | | | | | 6. Теория стадий экономического роста | | | | | 7. Теория этногенеза | | | | | 8. Концепция «третьей волны» | | | | | Методические рекомендации к практическому занятию 16. Проблемы философской антропологии. План 1. Проблема человека в истории философии. 2. Цель и смысл жизни человека в различных философских концепциях. 3. Проблема происхождения человека. 4. Сущность человека. Проблема человека всегда занимала значительное место в философии. Она была поставлена еще древнеиндийскими и древнекитайскими мыслителями и с тех пор обсуждалась с различных точек зрения практически всеми философами вплоть до нашего времени. Сущностные черты каждой из этих концепций и составят ответ на первый вопрос семинарского занятия. Проблемы эволюции и антропогенеза до сих пор являются дискуссионными и не имеют однозначного решения на данный момент. В различных учениях предлагались разные факторы эволюции человека. На этом и надо акцентировать внимание, отвечая на третий вопрос. Выявление сущностных черт человека также не предполагает единого обоснования. Преимущество в литературе получили два человеческих измерения: биологическое и социальное. Но в последнее время философы стали добавлять к ним еще два: психическое и космическое. Их характеристика и составит существо четвертого вопроса. Человек – многоплановое, многогранное, весьма и весьма сложное явление жизни. С самых древних времен мыслители пытались проникнуть в суть этого феномена, создавались различные концепции человека, которые подходили к его пониманию с различных точек зрения. Мы полагаем, и для этого есть весомые основания, что человек – продукт природы, планетарно-космическое существо, он результат эволюции всего живого. Влияние на его психофизическое состояние энергии Космоса, электромагнитных волн, радиации и других воздействий огромно. Социум может существовать только в рамках природы. Отсюда следует, что гармония с природой – необходимое условие жизни человека. Вместе с тем человек зависит и от общественных отношений. Он сам является их продуктом и одновременно их творцом. Сущность человека – это совокупность его социальных качеств, обусловленных конкретно-исторической обстановкой. Как явление человек богаче сущности, он биопсихосоциальное существо. Его сущность необходимо рассматривать во взаимодействии с существованием. Первое означает его – относительно стабильное – главное качество, второе – способы его жизнедеятельности, меняющиеся в зависимости от обстоятельств. Человек – представитель Homo sapiens, генетически связанный с другими формами живого, наделен разумом, рефлексией, речью, способностью создавать орудия труда. Он существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное), универсальное (морфологически способное к любому виду деятельности), целостное (интегрирует в себе физическое, психическое и духовное начало). Человек – это живая система. Самостоятельная работа:рекомендуется работа с новыми терминами, используемыми в вопросах семинарского занятия. При подготовке к практическому занятию заполнить таблицу. Проблема человека в истории философии. Эпоха | Общие представления о человеке | Цель и смысл жизни человека | 1. Древний мир (Китай, Индия) | | | 2. Античная философия (Греция, Рим) | | | 3. Эпоха Средневековья | | | 4. Эпоха Возрождения | | | 5. Философия Нового времени | | | 6. Философия эпохи Просвещения | | | 7. Немецкая классическая философия | | | 8. Русская философия XIX века | | | 9. Экзистенциальная философия | | | |