Методические рекомендации к практическому занятию 8. Пространство и время как формы бытия. План 1. Понятие пространства и времени. 2. Субъективистская и объективистская версии пространства и времени. Абсолютность и относительность пространства и времени. 3. Формы пространства и времени. 4. Осмысление порядка и направления времени в истории философии: динамическая и статическая концепции. Во время проведения данного занятия рекомендуется проведение промежуточного словарного диктанта по итогам работы с 1-го по 7-е практическое занятие включительно. Список терминов к диктанту представлен в части первой глоссария, расположенного после методических рекомендаций студентам. При подготовке к занятию можно познакомиться с фильмом ВВС «Сквозь червоточину», в котором раскрывается современная философская позиция на устройство современного мира. Самостоятельная работа:рекомендуется выполнить задания из части 2 заданий для самостоятельной работы: с. 10-11, № 20,21,22,23,24,25,26,29,31,32 (2 задания на выбор). Методические рекомендации к практическому занятию 9. Идеальное бытие сознания. План 1. Возникновение и сущность сознания. 2. Понятие идеального. 3. Социальная идеальность. 4. Сознание и психика. При подготовке к практическому занятию необходимо изучить рекомендованную литературу и рассмотреть предлагаемые вопросы практического занятия. При подготовке к практическому занятию 1-ый и 4-ый вопросы рекомендуется представить в виде схем. Самостоятельная работа:рекомендуется подготовить следующие схемы в тетради для практических заданий: «Структура сознания», «Происхождение сознания», «Соотношение сознания и психики». Методические рекомендации к практическому занятию 10. Проблемы современной гносеологии. План 1. Понятие знания. Структура познавательного процесса. 2. Методы познания. 3. Виды познавательной деятельности. 4. Проблема истины в познавательном процессе. Основные концепции истины. При подготовке к практическому занятию необходимо изучить предложенную литературу и раскрыть содержание всех вопросов практического занятия. Самостоятельная работа:рекомендуется выполнение заданий из части 3 заданий для самостоятельной работы: с.5 №4, с.6 №7, с. 8 №11, с. 17 №31(сформулируйте как можно больше гипотез по одной из предложенных проблем, пусть даже самых невероятных), с. 22 №40 (применить метод для решения одной на выбор из предложенных проблем). Методические рекомендации к практическому занятию 11. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. План 1. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. 2. Донаучное знание, вненаучное знание и его разновидности. 3. «Наука» как социальный институт, деятельность, знание. Цель науки. 4. Особенности научного познания. 5. Проблема критериев научности. 6. Философские образы науки. При подготовке к практическому занятию необходимо изучить предложенную литературу и раскрыть содержание всех вопросов практического занятия. Самостоятельная работа:рекомендуется выполнение заданий из части 3 заданий для самостоятельной работы: с. 19 №35. Данное задание необходимо оформить в виде таблицы, состоящей из следующих колонок: «Название принципа», «Авторы принципа», «Содержание принципа», «Достоинства принципа», «Недостатки принципа». Методические рекомендации к практическому занятию 12. Наука в ХХI веке. План 1. Тенденции развития научного знания на современном этапе. 2. Проблемы в мире современной науки. 3. Сциентизм и антисциентизм как формы отражения позитивного и негативного влияния науки на человека. При подготовке к практическому занятию необходимо изучить предложенную литературу и подготовить ответы к вопросам практического занятия. Подготовка к первому и третьему вопросам занятия может быть выполнена в форме презентаций. Второй вопрос предполагает ролевую игру, участники которой (например, исследователь, обыватель, государственные чиновник, бизнесмен и другие) отражают различные точки зрения на проблемы современной науки. Самостоятельная работа:рекомендуется выполнение заданий из части 3 заданий для самостоятельной работы: с. 18 №32, №33, с. 22 №39. Методические рекомендации к практическому занятию 13. Человек и общество в проблемах современной социальной философии. План 1. Исторической развитие идей социальной философии: · позитивная социальная философия О. Конта; · органическая теория общества Г. Спенсера; · марксистская социальная философия и ее проблематика; · психологический эволюционизм Л. Уорда; · проблема взаимодействия личности и общества Г. Тарда и Э. Дюркгейма; · социально-психологическая концепция В. Парето; · проблемы социальной философии в неокантианстве В. Виндельбанда и Г. Риккерта; · теория социального действия М. Вебера. 2. Характерные черты социального исторического процесса. 3. Законы общественного развития. При подготовке к практическому занятию необходимо изучить предложенную литературу подготовить ответы к вопросам практического занятия. Первый вопрос рекомендуется кратко законспектировать. Социальное познаниерассматривается как относительно самостоятельная область познавательной деятельности. Поэтому социальное познание имеет свою специфику, вытекающую из специфики социальной деятельности. Объяснение социальных явлений двойственно: - объяснение объективными обстоятельствами, которые закономерно обуславливают возможность их осуществления, - объяснение субъективными мотивами и замыслами тех, кто эти явления воспроизводит. Необходимо учитывать мотивы деятельности отдельных личностей и социальных групп. Социальная действительность по своей сложности, по многообразию входящих в нее объектов, по темпам изменения превосходит природную действительность. Грани между различными сторонами и процессами человеческой деятельности и общественной жизни весьма подвижны. Все это осложняет познание социальной действительности, отображение ее в точных понятиях. Многие понятия социологии с трудом поддаются количественной оценке (как, скажем, количественно оценить доброту, благородство, значение реформы или художественного произведения?). И это, скорее всего, свидетельствует не о недостаточной четкости понятия, а об объективной «неопределенности» тех сторон социальной деятельности, которые они отображают. Самостоятельная работа:При подготовке к практическому занятию, заполните таблицу, используя учебники по Отечественной или Всемирной истории. Заполненная таблица может послужить материалом для примеров во втором вопросе. Субъект и объект исторического процесса Вопросы для характеристики | I событие (S – личность) | II событие (S – группы людей) | III событие (S – народные массы) | 1. Событие | | | | 2. Субъект | | | | 3. Объект | | | | 4. Объективное | | | | 5. Субъективное | | | | 6. Цель | | | | 7. Результат | | | | . |