Философский турнир («Диспут») Ролевая игра «Диспут» – публичный спор по правилам на данную тему, позволяющую сформулировать «да» и «нет» решение, с экспертной оценкой. Цель данной игры – освоение законов дискуссии и правил корректного ведения философского спора. Результаты игры определяются по заранее известным параметрам в баллах. В игре три раунда. На словесный поединок выходят представители каждой из команд (поочередно) с монологом по теме и отвечают на вопросы команды противника. Раунд первый. Монологи объемом по 4 минуты. • Обязанности игрока 1 команды А: создать психологический фон к цели высказывания, определить ключевые понятия, обосновать аспекты проблемы, сформулировать пункт разногласий, привести аргументы своей команды, закончить четкой формулировкой своей позиции (тезиса утверждения). • Обязанности игрока 1 команды Б: создать психологический фон к цели высказывания, сформулировать тезис отрицания; принять (отвергнуть, уточнить) определения ключевых понятий, принять выдвинутые аспекты проблемы (и/пли предложить свои), принять формулировку пункта разногласий или предложить свою; 1. привести аргументы своей команды, закончить четкой формулировкой своей позиции (тезиса отрицания); 2. направление вопросов – на уточнение определений и формулировки пункта разногласий, па слабые аргументы команды-противника. Раунд 2. Монологи – объемом по 3 минуты. Полностью связаны с ситуацией спора, требуют быстрой реакции и полемического напора. 3. Обязанности игрока 2 команды А: восстановить тезис утверждения и опровергать позицию команды-противника. Допускаются только аргументы против, новые аргументы в пользу своей позиции не приводятся. В конце четко формулируется общая линия своей команды. • Обязанности игрока 2 команды 1: – восстановить тезис отрицания и опровергать позицию команды-противника. Допускаются только аргументы против, новые аргументы в пользу своей позиции не приводятся. В конце четко формулируется общая линия своей команды. 4. Направление вопросов – на слабые аргументы команды-противника. Раунд 3. Монологи объемом по 4 минуты. Призваны акцентировать основные моменты спора, сопоставить аргументы сторон и сделать вывод. Требуют от игроков логических навыков сравнения и обобщения. Обязанности игрока 3 команды А: выделить узловые пункты спора и наиболее уязвимые места в позиции отрицания, сравнивать аргументы сторон и объяснять, почему свои аргументы предпочтительнее, завершить линию утверждения (новые аргументы при этом не приводятся). • Обязанности игрока 3 команды Б: выделить узловые пункты спора и наиболее уязвимые места в позиции утверждения, сравнивать аргументы сторон и объяснять, почему свои аргументы предпочтительнее, завершить линию отрицания (новые аргументы при этом не приводятся). • Вопросы в этом раунде не задаются. Самостоятельная работа: предполагает решение проблемных задач из части 3 заданий для самостоятельной работы № 15, 16, 27, 36, 40 и заполнение таблицы по различным точкам зрения на «Теорию общественного договора». «Теория общественного договора» с точки зрения различных философов эпохи Нового времени» Признаки для сравнения | Т. Гоббс | Дж. Локк | Ж. Ж. Руссо | 1. Характеристика естественного состояния | | | | 2. Причины заключения общественного договора | | | | 3. Оптимальная форма государственного политического устройства | | | | 4. Соотношение объема прав между государством и личностью | | | | 5. Главные функции государства | | | | Методические рекомендации к практическому занятию 4. Немецкая классическая философия: сущность и влияние на развитие философского знания. План 1. Трансцендентальная философия И.Канта. 2. Наукоучение И.Фихте. 3. Философские взгляды Ф.Шеллинга. 4. Философская система Г.Гегеля. При подготовке к практическому занятию необходимо изучить рекомендованную литературу и рассмотреть предлагаемые далее основные аспекты вопросов практического занятия. Ответы на вопросы к данному практическому занятию рекомендуется законспектировать. Самостоятельная работа: предполагает решение проблемных задач из части 1 заданий для самостоятельной работы: с. 26-29, № 7-43. Предложенные задания требуют не только знания по изученным темам, но и интуиции, находчивости, логического размышления. Данная работа рассчитана на выполнение этих заданий в процессе подготовки к 4-6 практическим занятиям. Контроль выполнения на 6 практическом занятии. Методические рекомендации к практическому занятию 4.Развитие русской философской мысли: с момента зарождения до современности. План 1. Особенности развития русской философии в ХI–ХVIII вв. Основные идеи и представители. 2. Вопрос о судьбе России в славянофильстве и западничестве (славянофилы И. В. Киреевский, Ю. Ф. Самарин, А. С. Хомяков; западники К. Д. Кавелин, А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Т. Н. Грановский). 3. Русская религиозная философия ХIХ в.: - В. С. Соловьев; - метафизика всеединства (С. Л. Франк, П. А. Флоренский, С. А. Булгаков, В. В. Розанов); - религиозный неоромантизм (Н. А. Бердяев). 4. Русский космизм ХIХ – начало ХХ вв. (Н. Ф. Федоров, К. Э. Циолковский, А. Л. Чижевский, В. И. Вернадский). 5. Идея исторического процесса в трудах Н. Я. Данилевского, Л. Н. Гумилева и П. А. Сорокина. При подготовке к практическому занятию необходимо изучить рекомендованную литературу. Провести работу с терминами (выписать новые понятия и их значение). Четвертый и пятый вопросы рекомендуется выполнить в форме презентаций. Презентацию можно готовить как самостоятельно, так и объединяясь в группы по 2-5 человек. В этом случае на первом слайде указываются все студенты, готовившие презентацию. К презентациям по курсу «Философия» предъявляются следующие требования. ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕЗЕНТАЦИИ I. Оформление Образец титульного слайда МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ МИАССКИЙ ФИЛИАЛ Кафедра социально-гуманитарных дисциплин ТЕМА Автор-составитель: Ф.И.О., студент … курса, направление подготовки: «…» профиль подготовки: «…» Миасс 20___ | Слайд № 2 содержит развёрнутый план темы Слайд № 3 (и далее) – содержание темы презентации по шаблону: ЗАГОЛОВОК | СОДЕРЖАНИЕ ВОПРОСА | II. Виды слайдов: 1) титульный слайд; 2) слайд – план темы; 3) слайды – определения; 4) слайды – фрагменты оригинальных философских текстов; 5) слайды – план – конспекты; 6) слайды – иллюстрации, портреты; 7) итоговый слайд: вывод по теме. |