III. Количество слайдов презентации Презентация может содержать 10-20 слайдов, при условии подготовки одного вопроса по частям несколькими студентами, если подготовка презентации велась в группе, то на каждого студента количество слайдов должно быть не более 10-12. IV. Дополнительные возможности оформления Анимация, аудио, видео и другие возможности оформления презентации обязательными не являются и могут быть представлены по желанию студентов. V. Заключительный слайд На заключительном слайде должны быть отражены источники, использованные при подготовке презентации. Самостоятельная работа: предполагает решение проблемных задач из части 1 заданий для самостоятельной работы: с. 26-29, № 7-43. Предложенные задания требуют не только знания по изученным темам, но и интуиции, находчивости, логического размышления. Данная работа рассчитана на выполнение этих заданий в процессе подготовки к 4-6 практическим занятиям. Контроль выполнения на 6 практическом занятии. Методические рекомендации к практическому занятию 6. Постклассическая философия Новейшего времени (конец XIX–XX вв.) План 1. Сциентизм как ведущий тип философствования в новейшей философии: - критический рационализм (Т.Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд); - позитивизм и его формы: а) «первый позитивизм» – О. Конт, Г. Спенсер; б) эмпириокритицизм – Э. Мах, Р. Авенариус; в) неопозитивизм – Л. Витгенштейн, Б. Рассел, Р. Карнап; г) постпозитивизм – К. Поппер; - прагматизм (Ч. Пирс, Дж. Дьюи, У. Джеймс); - структурализм (К. Леви-Стросс) и постструктурализм (Р. Барт и М. Фуко). 2. Антисциентизм как философское направление: - герменевтика (Х.-М. Гадамер, П. Рикер, В. Дильтей); - постмодернизм (Ж. Дерида). Философия конца XIX–XX вв. чаще всего в современной литературе именуется постклассической. Это означает, что она подвергла критике те установки, которые вырабатывались в течение длительного периода предыдущими философскими школами. Итог этому развитию подвели мыслители немецкой классической школы. Они в своих воззрениях твердо верили в силу и целесообразность разума, в мощь индивидуального сознания. Формирование и совершенствование разума должно опираться на триаду, состоящую из научного познания, просвещения масс, демократии. В дальнейшем эти компоненты философского знания либо видоизменялись, либо отрицались вообще. В конце XIX–XX вв. уже нет такого жесткого противостояния материализма и идеализма, которое наблюдалось в предыдущее время, более того, прослеживается тенденция к диалогу и синтезу ряда современных направлений, их открытости и взаимообогащению. В сферу философского познания в этот период включаются все новые и новые вопросы, что значительно расширяет предмет философии. Самостоятельная работа: предполагает решение проблемных задач из части 1 заданий для самостоятельной работы: с. 26-29, № 7-43. Предложенные задания требуют не только знания по изученным темам, но и интуиции, находчивости, логического размышления. Данная работа рассчитана на выполнение этих заданий в течение 4-6 практических занятий. Контроль выполнения на 6 практическом занятии. Методические рекомендации к практическому занятию 7. Диалектика как философский принцип и метод. План 1. Исторические модели диалектики: - стихийная (наивная) диалектика (Гераклит); - логико-гносеологическая (И. Кант, Ф. Шеллинг, И. Фихте, Г. Гегель); - материалистическая диалектика (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин). 2. Законы диалектики: - закон взаимного перехода количественных изменений в качественные (качество, количество, мера, скачок); - закон отрицания отрицания (развитие, отрицание); - закон единства и борьбы противоположностей (противоположность, тождественность). 3. Основные принципы диалектики (всеобщая связь: виды связей; системность, причинность, историзм) и категории диалектики (сущность и явление; форма и содержание; причина и следствие; единичное, особенное, общее; возможность и действительность; необходимость и случайность). 4. Альтернативы диалектики: - метафизика; - «негативная диалектика»; - релятивизм, эклектика, софистика, догматизм. При подготовке к практическому занятию необходимо изучить рекомендованную литературу и рассмотреть предлагаемые далее основные аспекты вопросов практического занятия. Ответы на вопросы к данному практическому занятию рекомендуется законспектировать. Формулировку законов диалектики необходимо знать наизусть всем студентам. Самостоятельная работа: рекомендуется заполнить таблицы из части 1 заданий для самостоятельной работы: с. 8-14, № 10-23. Выполненные задания проверяются в ходе ответов на вопросы практического занятия, предполагающие освещение законов и категорий диалектики, как примеры. |