МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

г) Изменение фразы русской песни, при переводе на английский язык.





Этот хук мы будем рассматривать на примере группы Michael Men Project в которую

(беспрецедентный случай для отечественного рока) солистами были приглашены супер-легенды хард-рока Гленн Хьюз (Glenn Hughes) и Джо Линн Тернер (Joe Lynn Turner), участники супер групп Deep Purple и Rainbow.

И они записали на московской студии CD "Made In Moscow" , причём музыку написал Михаил Мень с участниками известной в 80-е годы группы Мост - Алексеем Тумановым, Михаилом Затравкиным и Игорем Рябцевым. А Хьюз и Тернер в этом проекте выступили не просто как сессионные музыканты - они стали полноправными участниками проекта, - сочинили тексты песен альбома[51]. И, если мы знаем русские кавера англоязычных хитов, то когда русский текс песни переведён на английский – это единственный и уникальный случай в отечественной рок-практике.

И наша задача - проследить, как изменились фразировка и артикуляции из-за переноса песни в другую языковую среду. Это мы сделаем на примере песни с диска Шапито», которая имеет такую форму:

вступление – это Main riff[52], который повторяется между куплетами: фразы запева Vпостроены по «вопросно-ответной» схеме и, если первая фраза идентична русской фразе, то со второй фразы начинаются чудеса. Тёрнер поёт хард-роковые вариации - импровизации, которые возможны только в английском языке:

 

 

в пре-хорусе мало того, что в нём вообще меняется мелодия, Тёрнер добавляет 2-й голос:

в пре-хорусе фразировка построена по принципу «суммирования» - две однотактовые фразы суммируются 2-х тактовой (1+1=2). Его цель - создать напряжение, которое «взорвётся» брейком на стоп-тайме - выключении грува. Но главное, что сделал Тёрнер в пре-хорусе, это - сузил интервалы мелодии. В оригинале были терции, а стала диатоника – секунды, из-за чего мелодия получила большую силу, ибо диатонику удобней петь, чем интервалы. Такую замену всегда делают джазовые певцы: как заменила интервалы в «Сент Луиз блюзе» Хенди, королева блюза Бейси Смит.

 

 

И замены интервалов на диатонику, позволяют певице вложить в тему максимальную экспрессию. Фразы припева Rпостроены по принципу «диалога с грувом», когда у солиста - «вопрос», а у грува-риффа - «ответ»[53].

Но уж совсем невероятное Тёрнер начинает творить во 2-м куплете. Мелодия ритмически окончательно рвёт с оригиналом и начинает свободный полёт в небесах импровизации.

Такую мелодическую свободу показывают джазмены в импровизации, но для этого они должны иметь запас ходов-ликов, которые могут вставлять в своё соло. И Тёрнер демонстрирует такую же мощную импровизационную технику, позволяющую ему отрываться от оригинальной мелодии.

Если в первых трёх фразах Тёрнер всё же обыгрывает основные ноты мелодии, то в 4-й фразе он поёт блюз-пентатонику - эту ладовую визитную карточку хард-рока. На блюз-пентатонике

основаны главные хиты этого стиля. Во втором куплете уплотняется фактура – добавляется

рифф гитары.

Далее идёт соло гитары, и после прехоруса 3,- припев и кода. Кода построена на риффе гитары, на который Тёрнер поёт экстатические возгласы и потом идёт майн-рифф­ и политональная фраза синтезатора, которая состоит из 2-х квинт – А и Ab:

 

Мост - (Люберцы 1986 г.) хеви- рок группа, инициатором создания которой выступил человек, впоследствии добившийся серьезных успехов в российской политике, - Михаил Мень, когда он пригласил в группу гитариста Алексея Туманова – гитара и Евгения Волкова – ударные. Некоторое время в группе играл Олег Степурко - труба. Группа успешно выступила на фестивале «Рок - панорама–87, записала магнитальбом с названием «Мертвый полигон».

В конце 87 года группа распалась. Но когда в 2011 году Михаил Мень реализовывал свой проект CD Made in Moscow, то в основу этого альбома легли идеи и мелодии «Моста». В Michael Men Project осуществилось то, во что невозможно было поверить - супер-легенды хард-рока Гленн Хьюз и Джо Линн Тернер записали на московской студии девять песен, написанных российскими рок-музыкантами.



№7- «Шапито» Мост.

№8 - «Circus Live» Мост.

№9 – «Ветер вырывает из рук», «Чиж и Ко».

№10- «Распахни окно», (А. Смеян и «Рок-ателье»).

№11 – «А что нам надо» Серьга.

№12 - «Все это рок-н-ролл», «АлисА».

№14- «Кто-то же должен», «Круиз».

№15- «Боже, как давно это было», «Воскресенье».


[1] Царь запретил скоморохов своей грамотой 1648 года.

[2] Создал «темперированный строй» итальянский композитор и теоретик Джозефф Царлино (1517-1590).

[3]Н. Финдейзен «Музыкальные очерки и эскизы» (СПб., 1891).

[4] Из-за уничтожения русских инструментов стал возможен такой курьез, когда балалаечник Андреев в начале века, создав великорусский оркестр, принял за домру из былин - круглую вятскую балалайку. И создал целое семейство домр, в подражание семейству скрипок. И только после открытия фресок Софийского собора в Киеве все узнали, что домра, подобно лютне, имела около 20 струн. А андреевская домра - этот мертворожденный инструмент, приводящий своими возможностями музыкантов в отчаяние, она до сих пор продолжает заполнять русские оркестры.

[5] Анна Васильевна Руднева (1903–1983). Научный руководитель Кабинета народного творчества Московской консерватории. Автор книг по фольклористике. За диссертацию «Народные песни Курской области» ей, минуя кандидатскую, была присвоена докторская ученая степень.

[6] Лирник певец - слепец, аккомпанирующий себе на колёсной лире. В 17 в. создавались школы Л., в которых учились шесть лет. На лире 3 струны – 2 держат выдержанные звуки (органный пункт) и на одной играют клавишами мелодию.

[7] Подробнее в статье: Олег Степурко. Христианство и музыка

http://www.procatholic.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=896:2008-08-07-08-51-42&catid=165:2008-03-15-13-02-41&Itemid=107

[8] 29 октября 1955 года в Севастопольской бухте взорвался и перевернулся линкор «Новороссийск», погребя сотни моряков. Вспоминает М. Пашкин: «Внизу, в бронированной утробе линкора, замурованные и обреченные на смерть моряки пели, они пели „Варяга“. Это было ошеломляющее впечатление, такого состояния я никогда не испытывал. Никто не замечал слез, все смотрели вниз на днище, как бы стараясь увидеть поющих внизу моряков. Все стояли без головных уборов, слов не было».

[9] Бурлаки не сразу были «бурлаками». Сначала они назывались «сволочью» от слова «волочить» (тянуть) и ничего ругательного тогда в нем не было. В те времена жил богатый волжский купец Бурлаков, который имел довольно большое количество артелей сволочей, и отличался своей честностью, именно по этому очень многие простые мужики просились к нему на работу в артель, которые потом и стали их прозывать «бурлаками».

[10] В основе своей это песня о корчевке деревьев, чтобы освободить землю под пашню. У дерева подрубали корни, затем его тянули за веревку, привязанную к вершине - и тогда «дубинушка» - дерево «сама пойдет» (само упадет). Припевы из этих песен «Эй, ухнем!», «Подернем, подернем!», «Эх, дубинушка, ухнем! Эх, зеленая сама пойдет!» и т. д. перешли затем в песни волжских бурлаков, тянущих суда по рекам против течения.

[11] Исполнители буги-вуги тоже играют в 2-х тональностях: До-мажор и Фа# мажор.

[12] Также в доме певицы жила молодая, красивая горничная Анна. Анечка была очень музыкальна и они часто вместе репетировали в четыре руки. Вяльцева хотела, чтобы Анечка стала певицей, но муж не позволил и забрал девушку из «господского дома». На прощание «Несравненная» подарила ей свои пластинки и граммофон. Самое удивительное другое: Анечка родит сына Васю, которому суждено будет стать одним из самых авторитетных советских композиторов. Он будет известен, как Василий Павлович Соловьев–Седой.

[13]Среди его песен: «Эй, ямщик, гони-ка к «Яру», «Зачем любить, зачем страдать»

[14]Мария Пуаре (1863 — 1933) – актриса, певица, композитор. Дочь французского офицера, оставшегося в России после войны 1812 г. Ее жизнь была похожа на калейдоскоп. Богатство и нищета. Сценический успех и любовные вихри. Титулованная дама и узница петербургской тюрьмы.

[15] В спектакле “В своей роли” М. Пуаре сыграла в главную роль, а также написала музыку к нему. Исполненный ею романс “Лебединая песнь” стал настоящим шлягером. На каждом спектакле публика требовала повторения романса, а потом заваливала актрису игрушечными лебедями и цветами.

[16] Оскар Строк (1892, Даугавпилс – 1975, Рига), "король танго"- воспитанник Петербургской консерватории, жил в Риге. Все свои хиты создал в 20-30-е годы, во времена независимой Латвии. Танго автобиографическое: у Строка, занявшегося в Риге изданием собственного журнала, вспыхнул роман с секретаршей Лени Либман, ради которой он собирался бросить семью и для чего перенес издательство журнала в Париж. Журнал развалился, Либман ушла к другому. Как раз в 1928 году в Париже гастролировал создатель жанра танго аргентинец Карлос Гардель, и Строк его там слышал.

[17] Песня «Варяг» — написана на стихи австрийского поэта Рудольфа Грейнца

[18] Однажды в Париже один незнакомый английский господин попросил его исполнить «Танго Магнолия». Только на следующий день Александр Николаевич узнал, что этим незнакомцем был сам Принц Уэльский[

[19] По сообщению современного исследователя, Наполеон I был женат на двоюродной тётке Дюбюка.

[20] «Шпанята» - младшие члены каторги; «Кобылка» - строй арестантов, прикованных к одной цепи, «Духи» - охранники, «Иван» - старший в камере или бывалый каторжанин

[21] Хасиди́зм (от ивр. חסידות — праведность) — религиозное течение в иудаизме. Молитва хасидов сопровождается радостными песнями и пляской

[22].Клезмер — бродячий еврейский музыкант. Клезмерские интонации присутствуют в таких советских шлягерах, как «Русское поле», «Калина красная», «Журавли» Яна Френкеля, «Алеша», «Вальс о вальсе» и «Хо­тят ли русские войны» Эдуарда Колмановского, «Течет река Волга» Марка Фрадкина, «Дрозды» и «Травы» Владимира Шаинского, «Березовый сок» Вениамина Баснера.

[23]Позднее на мелодию этой песни поэт Борис Ковынёв написал слова: "Двадцать второго июня, / Ровно в четыре часа / Киев бомбили, / Нам объявили, Что началася война..." На фронте с этой песней выступала Лидия Русланова, однако в 1948 г. Лидия Русланова была арестована как жена военного, участвовавшего в так называемом "заговоре военных", и все её записи подлежали уничтожению.

[24] В середине 30-х годов в американской газете "Variety" появилась рецензия на один из концертов этого коллектива, где говорилось: "Если учесть, что русские учатся только по граммофонным пластинкам, то надо признать - они делают чудеса... В случае приезда этого оркестра на родину джаза Бродвей обогатился бы лучшими исполнителями знакомой музыки". Во время войны фотография джаз-оркестра была помещена в журнале "Down Beat". А Бенни Гудман исполнил и записал на пластинку Интермеццо" Цфасмана для кларнета и джаз-оркестра.

[25] Цфасман рассказывал о встрече с Шостаковичем: «Я ехал домой к Дмитрию Дмитриевичу и, признаюсь, сильно сомневался. Шостакович и джаз, что тут общего? Но едва я взглянул в партитуру, сомнения мои улетучились. Остроритмичная, напористая музыка, безукоризненно точная по стилю, с интересными тембровыми находками - это был настоящий джаз без какого-либо намека на стилизацию. Дмитрий Дмитриевич сказал мне, что перед написанием музыки он подолгу слушал советские и зарубежные джазовые записи, и многое постиг интуитивно. Знакомство с Шостаковичем, соприкосновение с его музыкой было для меня даром судьбы».

[26] Характерно, что практически у всех народных городских песен – нет припева, ибо только искушённый композитор сможет

создать песню с припевом. Такая же 8-ми тактовая форма у песни «Катюша», вот почему Борис Рубашкин, чтобы сделать из неё ев­ропейский хит, сочинил мажорный припев

[27] В 28 году Рознер участвовал в джазовом европейском конкурсе и занял 2-е место. Первое занял Л. Армстронг, подаривший Эдди фото с надписью – «белому Армстронгу».

[28] «Ба мир бисту шейн» (идиш בייַ מיר ביסטו שיין — «Для меня ты красива») - мелодию песни написал американский еврейский композитор Шолом Секунда на слова Джейкоба Джейкобса в 1932 году для мюзикла на идише «Ме кен лебн нор ме лозт ништ» («Можно было бы жить, да не дают».).

[29] Вот как о ней рассказал сам А.Я.: «Есть еще песня «Криницы». Александр Свешников рассказывал, что его капелла ее три раза в Японии бисировала. А однажды в Испании, в монастыре Эскориал, я услышал мелодию «Криницы», пел детский хор. Сначала не узнал мелодию — неожиданно и очень красиво, еще наверху детский голос в контрапункте летел. Подумал: неужели это я сочинил? Испугался, можно ли это петь в храме? Мне объяснили, что песня понравилась архиепископу, и он благословил исполнение. Это меня тронуло».

[30] Автор однажды спросит Т.Н.: «Почему он не заступился за 1 жену Прокофьева, которую отправили на ГУЛАГ». Т.Н. ответил – «Формально она была ему никто, и мы ничего не могли сделать».

[31] «Однажды- вспоминает Т.Н., - я приехал в Париж и мы пришли со Светлановым в ресторан и вдруг я слышу как оркестр в этом ресторане играет мелодию «Московских окон». Я спросил у скрипача: «Откуда вы взяли эту мелодию?» Оказалось, что он слышал её по радио из Москвы, она ему понравилась и теперь её играют во многих ресторанах Парижа.».

[32] В 1960-х годах Таривердиев был влюблён в актрису Людмилу Максакову. Однажды ночью они ехали на машине по Ленинградскому проспекту. Максакова была за рулём. Внезапно из кустов под колёса выскочил пьяный человек. Таривердиев заявил ГАИ, что за рулём был он. Его осудили на два года. Поскольку следствие длилось тоже ровно два года, после суда его освободили. Максакова его фактически оставила: во время последнего заседания, - уехала с друзьями. После этого он решительно прекратил отношения с ней. В фильме «Вокзал для двоих» экранизирован этот эпизод его жизни.

[33] см. статью О. Степурко «Андрей Товмасян», http://www.jazz.ru/books/stories/10.htm

[34] Статья о Клейноте: О. Степурко «Возращение легенды», http://jazz-portal.blogspot.ru/2009/06/blog-post_25.html

[35] см. статью О. Степурко «Герман Лукьянов», http://www.jazz.ru/books/stories/11.htm

[36] Дед Стаса Намина, Анастас Иванович Микоян, был известным политическим деятелем, членом Политбюро ЦК КПСС (1935—66), в 1960-е годы — Председатель Президиума Верховного Совета СССР; брат деда, Артем Иванович Микоян,- создатель и главный конструктор военных самолетов МИГ.

[37] Аркадий, вместе с Д. Уховым, рискуя сроком, через проходную в брюках выносили бесценные записи из ДЗЗ чтобы их сохранить для нас.

[38]Любопытно, что почти все «машинисты», как Блантер и Утёсов, тоже евреи, но их интонации уже шли не от клезмеров, а от Битлов.

[39]Подробнее об этом приёме смотри главу «Битлз».

[40]Из этой гармонической цепочки хочется отметить Fm, «машинисты» часто употребляют минорную субдоминанту гармонического мажора любимого аккорда Битлов.

[41]В гармониисловом Эллипсисобозначается явление, когда неустойчивое созвучие разрешается в другое неустойчивое созвучие.

[42] А. Троицкий в эфире телепрограммы «Земля-Воздух» (ТВ6. 2001. 30 дек.)

[43] Секвенция (лат. sequentia — последовательность). Повтор фразы от одного до четырех тактов на интервал ниже или выше.

[44] А. Троицкий«Объективно и непредвзято» - журнал «Молодёжная эстрада» №2 М. 1998

[45] Алексей Дидуров «Имя на стене»Журнал «Молодёжная эстрада» №2 1998 г.

[46] Б. Асафьев«Музыкальная форма, как процесс» М. Музыка 37 г.

[47] О. Степурко «Скэт – импровизация» М. – 2007 Камертон

[48]Такие распевы-вокализы характерны для русской народной песни.

[49]Некоторые считают, что В.Тодоровский не поместил фирменные рок-н-рольные хиты из-за огромных авторских отчислений, которые смогли бы разорить фильм, но это маловероятно, ведь фильм обошелся 15 000 000 рублей. Наверное, дело в том, что в русскоязычных песнях фильма заложена большая сюжетная информация. И если бы в фильме звучали песни Чака Берри или Элвиса Пресли, то мог бы развалиться сюжет.

[50]В её основе лежит песня группы T. Rex и Марка Болана, «I Love to Boogie».

[51]Гитарные партии записал Алексей Туманов, ряд гитарных треков прописали Дмитрий Четвергов и Николай Девлет-Кильдеев. Бас-гитарные треки, кроме Михаила Меня, записал Петр Макиенко, клавишные партии – Валерий Диордица, сделавший также новые аранжировки ко всем песням. Барабаны и перкуссию записал Александр Филоненко, выступивший и как саунд-продюсер альбома.

[52] Main riff - основной рифф (играется между куплетами и припевами, иногда также в виде вариации и во время их).

[53]Поскольку в английском отсутствует слово, обозначающее передвижной цирк «Шапито», Тёрнер заменил его оборотом «Circus Life»





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.