МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Смена сюжета песен с коммунистического мифа на человека, его чувства и чаяния.





Оттепель дала песне новый импульс. Наконец в центре её сюжетов оказался не коммунистический миф, а человек, его чувства и чаяния. Появились масса замечательных лирических песен:

«Я люблю тебя жизнь», Э. Колмановского, «Нежность» А. Пахмутовой, «Течёт река Волга» М. Фрадкина, «Карелия» А. Колкера.

Александр Колкер (1933, Ленинград) — советский композитор, Автор свыше 100 песен, Автор музыки к нескольким кинофильмам. В 1950 году окончил музыкальную школу по классу скрипки, а в 1956 году — Ленинградский электротехнический институт. Колкер вспоминал что аббревиатуру ЛЭТИ, тогда расшифровывали, как «Ленинградский эстрадно-театральный институт с лёгким электротехническим уклоном». По окончании института получил распределение в заводскую лабораторию,

где и начал трудовую деятельность. С 1958 года становится профессиональным композитором.

Большинство песен написано в соавторстве с Кимом Рыжовым и впервые исполнено супругой

композитора Марией Пахоменко.

№6 – Карелия.А. Колкер (М. Пахоменко), песня написана в редком размере 12/8, и в ней отсутствуют совковые секвенции и все фразы разновеликие. Кроме того, триольные фразы крайне тяжело сочинять, но К. справился со своей задачей блестяще.

№7 «Качает, качает». А. Колкер, Л.Куклин (М. Пахоменко). Пожалуй, это единственная советская песня, в которое есть упругий свинг. Впрочем, это слово так и переводится «качать».

№8- «Опять плывут куда-то корабли», А.Колкер - И. Кажешев, (Мария Пахоменко). Опять К.виртуозно расправляется с триольными фразами. Кроме того, хочется отметить гармонический тёрнэраунд в начале запева, который характерен для джаза: || Am-Bm7Ø || C-Bm Ø ||

№9-«Красивые слова». А. Колкер, К. Рыжов- (М. Пахоменко ). Это наш ответ Paul Desmond – «Take five».

Андрей Петров (1930,-— 2006,) советский композитор. Окончил музыкальное училище имени Н. Римского-Корсакова, а затем Ленинградскую государственную консерваторию по классу композиции у О. Евлахова. Ему принадлежат как популярные мелодии к кинофильмам, музыка к песням и романсам, так и произведения серьёзной (академической) музыки — балеты, оперы, симфонии, инструментальные концерты. Затем, в течение многих лет, интерес композитора сосредоточился на киномузыке и песне.

№.10- «Эй, моряк, ты слишком долго плавал». А. Петров. Харламов и Каменских. Песня из фильма "Человек амфибия" – первый русский рок-н-ролл.

№11- Вальс А. Петров из к-ф «Берегись автомобиля».

12- «Голубые города». Ансамбль «Мелодия» - А. Петров.

13-«Здравствуй» А. Петрова – С. Фогельсона (Лидия Клемент с оркестром А. Бадхена) .

Микаээл Таривердиев(1931-1996) — советский композитор. Учился в музыкальной школе-десятилетке при Тбилисской консерватории по классу фортепиано, в музыкальном училище Тбилиси по классу композиции профессора Ш. Мшвелидзе. С 1953 учился в ММПИ им. Гнесиных (класс композиции А. Хачатуряна)[32]. Таривердиев написал музыку к 132 кинофильмам, ряду спектаклей, более 100 песен и романсов, 4 балета, 4 оперы, камерные вокальные циклы, симфонию. Наибольшую

известность Таривердиеву принесла музыка к кинофильмам, прежде всего — «Семнадцать мгновений весны», «Ирония судьбы», или «С лёгким паром!».

№14.-«Знакомая песенка», (М. Таривердиев) М. Кристалинская

№15- У тебя такие глаза. М. Таривердиев(М. Кристалинская)



№16-Музыка из к/ф «Любить», М.Таривердиев - А.Орлов.(Г. Беседина и С. Тараненко)

Песни в свинговом груве:

В 50- годы в советские песни стали проникать джазовые грувы.

№. 17-«Одна снежинка». Э.Колмановский. (Н. Бродская).

№18-«Хороши вечера на Оби». А. Фатах (И.Бржевская)

№19-«Еду к тебе я трамваем», З. Куртич. (Г.Великанова).

Песни в груве твист

В это время оттепели, после 1956 уже прошла эпоха рок-н-ролла, который звучал в начале 50-х, и наступило время твиста, и в этом стиле отметилось много композиторов:

№20. «Песня о Москве» А. Бабаджаняна

№21.«Песня о медведях» А. Зацепина,

№22.«Как тебя зовут» . В. Гамалия,

№23."Топ, топ, топает малыш" С. Пожлакова,

№24. «Чёрный кот» Ю. Саульского.

№25-«Котёнок», Л. Олах вокальный квартет «Аккорд».

10. Джаз во время оттепели. (Хроника)

 

1957, лето: в Москве проходит VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов. Впервые на памяти целого поколения приподнятый «железный занавес» первым делом впустил в страну джаз, вызвав огромный всплеск формирования нового поколения советских джаз­менов. В джаз приходит так называемое «поколение физиков» - студенты технических специальностей, ринувшиеся осваивать новую музыку (саксофонист Алексей Зубов, изучавший теоретическую физику, его коллега Георгий Гаранян, учившийся на инженера, и др.). Тон в московском джазе задают коллективы, ба­зирую­щиеся в Центральном Доме ра­ботников искусств. На Фестивале молодёжи и сту­дентов с успехом выступает Молодёж­ный оркестр ЦДРИ п/у Юрия Саульского, завоевав серебряную медаль фести­валя. Газета «Совет­ская культура» откликнулась на успех молодых советских джазме­нов статьёй «Музыкальные стиляги»: «Пагубный пример утери самостоятельности являет собой

молодежный эстрадный оркестр ЦДРИ. Мы с отвращением наблюдаем за длинноволосыми

стилягами в утрированно узких брюках и экстравагантных пиджаках».

1961: в Москве под эгидой комсомола открывается первый джазовый клуб - кафе «Молодёжное», где базируется ансамбль трубача Андрея Товмасяна и саксофониста Алексея Козлова. СССР с двухмесячными гастролями посещает оркестр короля свинга, кларнетиста Бенни Гудмена; музыканты оркестра, несмотря на бдительный пригляд КГБ, умудряются общаться со своими советскими коллегами. Ленинградский саксофонист Геннадий Гольштейн передаёт в Нью-Йорк с оркестрантами Гудмена свои авторские сочинения; годом позже ансамбль звёзд нью-йоркского джаза (Фил Вудз, Зут Симс и др.) исполняет его музыку по радио «Свобода», именуя автора не иначе как «один советский джазовый композитор», во избежание неприятностей у Гольштейна.

1962: советские джазмены впервые выезжают на зарубежный джазовый фестиваль - «Jazz Jamboreee» в Варшаве. Молодые звёзды со­ветского джаза - трубач Товмасян, саксофонист Козлов, гитарист Николай Громин и др. - вызывают удивление своих европейских кол­лег, не подозревав­ших, что в СССР кто-то играет современный джаз, причём, не копируя аме­риканские образцы, а создавая собствен­ную музыку с опорой на нацио­нальные традиции. В Варшаве впервые за преде­лами СССР прозвучал первый советский джазовый стан­дарт 60-х - «Господин Великий Новгород» Андрея Товмасяна.

Андрей Товмасян[33] (1942,Киров.) Трубач. Один из пер­вых российских импро­виза­торов, уча­стник московских фестивалей 60-х годов. Трубу освоил самостоятельно. Дебютировал на джа­зо­вом фести­вале в Тарту (1959). В следующем году играл в квинтете Алексея Козлова. На первом мос­ковском фестивале (1962) вы­сту­пил в квинтете пианиста Вадима Сакуна и получил первую премию за композицию "Господин Великий Новго­род". В 1965 ис­полнил ее на фестивале в Варшаве (записана на пластинке Jazz Jamboree-65.

Vol. 2). Тогда великий американский трубач Дон. Эллис назвал Тавмосяна, - лучшим джазовым трубачём Европы. В 1966–67 играл в орке­стре "Чанги" Бориса Рычкова, в 1968 — в квинтете Вита­лия Клейнота. В 1968 собрал собственный квартет, работал в москов­ских ресторанах и вы­ступал в джаз-клубах многих городов. В 1982–84 был солистом в оркестре Олега Лундстрема.

№1 «Господин Великий Новгород» (А.Тавмосян).Варшава 1962г.

№2 "Азы", (А.Тавмосян). В. Клейнот, Б. Фрумкин ф-но Москва 1066г.

1962: В мае оркестр Бенни Гудмена посетил Советский Союз, где имел невероятный успех.

Музы­канты оркестра Бенни Гудмена в то время встречались с отечественными музыкантами, кото­рые вручили американцам свои произведения, не в записи, конечно, а в нотах. Таким образом, у участ­ников оркестра Бенни Гудмена, вернувшихся в США, оказались пачки нот от таких отечест­венных музыкантов, как Андрей Товмасян, Геннадий Гольштейн и некоторых других. И очень бы­стро по­сле этого в США появилась уникальная пластинка, которая получила название "Первый альбом в мире советских джазовых тем" ("The World's First Album Of Soviet"). Запись эта была сде­лана в октябре 1962 года. Руководил проектом вибрафонист и пианист Виктор Фелдман (Victor Feldman), который приезжал вместе с Гудменом в Советский Союз. На корнете играл Нэт Эддерли, на тенор-саксофоне – Харольд Лэнд (Harold Land), а на фортепиано – Джо Завинул. (В исполнении проекта Виктора Фелдмана звучит тема трубача Андрея Товмасяна:

 

№4-The Victor Feldman All Stars – «Ritual» (А.Тавмосян).

1965: после не слишком удачной первой попытки 1964 г. в Москве проходит II Московский фести­валь джаза, вошедший в историю, как и фестивали 1966-68 гг., благодаря выпущенным Всесоюзной фирмой грамзаписи «Мелодия» сборнику лучших фестивальных номеров. Гремят имена пианиста Игоря Бриля, трубача Германа Лукьянова, саксофониста Алексея Козлова...

Борис Рычков (1937 – 2002), Композитор, джазовый пианист. Его отец, уроженец села Рычково под Алапаевском, успел родить его в 1937 году, будучи наркомом финансов в сталинском правительстве. Борис вырос в известном "Доме на набережной". Он начи­нал как пианист оркестра ЦДРИ, который выиграл джазовый конкурс на Всемирном фестивале молодежи и студентов 1957 года в Москве, он играл в знаменитой "Вось­мерке" с Гараняном, Зельченко, Бахолдиным, Зубовым. Музыканты помнят его джазовое трио, с которым дебютировал саксофонист В. Пресняков - старший. Квартет Р.

с успехом участвовал в джаз - фестивалях в Москве, Таллине и Праге. Он написал музыку

к 20 фильмам, сочинил более сотни песен, самая знаменитая из которых- шлягер А. Пугачевой

"Все могут короли". В последние годы Рычков занялся предпринимательством.

№4- Песня С. Мартынов, Трио Бориса Рычкова 1966 г.

1967: на Таллинский джазовый фестиваль приезжает ансамбль американского саксофониста Чарлза Ллойда с молодым Китом Джарреттом на фортепиано.

Физик Юрий Козырев создаёт в Москве первое советское джазовое учебное заведение - Школу джаза МИФИ (впоследствии - Джазовая студия «Москворечье», ныне - КИМ).

Джем сейшн с Джерри Малиганом в Москве

В 1967 году в Москве проходил очередной кинофестиваль, на котором была американская актриса

Сэнди Дэннис (Sandy Dennis). На фестивале был показан фильм «Вверх по лестнице, ведущей вниз» (Up the Down Staircase), в котором она снялась в главной роли. В то время гражданским мужем Сэнди был всемирно известный джазовый саксофонист — Джерри Маллиган (Gerry Mulligan). Джерри сопровождал её в этой поездке. Каким-то светлым и пронырливым головам удалось найти Джерри в Москве и затащить его в кафе «Молодёжное». Обычно играя на баритон-саксофоне, там он играл на альт-.саксофоне, который

одолжил ему московский джазмен Валентин Ушаков

№5-Джерри Маллиган и КМ-квартет: «Lester Leaps In», (Jam Session Джерри Малиган+ «КМ – квартет) Джерри Маллиган — альт- саксофон, Владимир Сермакашев — тенор-саксофон, Вагиф Садыхов — фортепиано, Андрей Егоров — контрабас, Владимир Аматуни — ударные.

Михаил Цуриченко (1944 – 1988), Альт-саксофонист, флейтист, известен как участник первых московских джазовых фестивалей и солист ведущих российских биг-бэндов 60–70-х годов. В детстве играл на скрипке и фортепиано, саксофон освоил самостоятельно. В 1965 году окончил Московский станкостроительный институт. Начал играть джаз в 1958 году на баритон-саксофоне в ансамбле Германа Лукьянова, в 1961 году перешел на альт-саксофон и в составе квартета Евгения Геворгяна выступал на первом московском джазовом фестивале (1962). В 1962–65 играл в квартете В. Кулля.

Работал в бенде О. Лундстрема, в "ВИО-66" Ю. Саульского, был музыкальным руководителем оркестра "Современник".

№6-«Звонили звоны» – р.н.п (Квартет Михаила Цуриченко 1969).(1944 – 1988) Альт-саксофонист, флейтист, известен как участник первых московских джазовых фестивалей и солист ведущих российских биг-бэндов 60–70-х годов.

Геннадий Гольштейн р. 1938г., самостоятельно освоил саксофон. Окончил Ленинградский автодорожный техникум, но по своей специальности не работал. В 60-е гг. концертмейстер группы саксофонов и аранжировщик в Ленинградском джазовом оркестре И. Вайнштейна. В 1963 году в США вышел альбом The Victor Feldman all stars play the world's first album of soviet jazz, на нём записано 6 тем советских джазменов, клавиры которых музыканты оркестра Бенни Гудмена привезли с гастролей по СССР

в 1962 году. На пластинке присутствуют 3 композиции, сочиненные Г. Гольштейном. С 1967 года играл в бендах Э. Рознера, В. Людвиковского.

№7- «Кумушки» – Г. Гольштейн (Квартет Гольштейн – Носови и джаз-орк. «Метроном» 70г.)

№8-The Victor Feldman All Stars – «Полюшко поле» (аранж. Г. Гольштейн)

1971: СССР с двухнедельными гастролями посещает оркестр самого Дюка Эллингтона.

Леонид Чижик .1947, Кишинев, Молдавия. Пианист, композитор. В 1965 году окончил Харьковскую музыкальную школу по классу фортепиано и композиции. В 1965–68 учился в Москве в музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных, в 1970 году окончил Горьковскую консерваторию по классу фортепиано. Дебютировал на московском фестивале 1966 года в трио Германа Лукьянова. В 1970–71 работал в оркестре Л. Утесова, а в 1972 году организовал первое концертное трио (Андрей Егоров — контрабас, Владимир Заседателев — ударные), выступавшее на многих отечественных и зарубежных фестивалях. Автор нескольких мюзиклов,

а также музыки для театра и кино. В 1991 году переехал в Германию, преподает в консерваториях Мюнхена и Веймара, выступает не только с джазовыми, но и с классическими программами.

№9-Bye, Bye Blackbird (Л.Чижик 71г.)

1972: В Москве Виталий Клейнот создаёт первую джаз-рок группу и в 1972 году становится лауреатом джазового фестиваля в Каунасе. С этого времени хуки джаз-рока, стали осваиваться московскими музыкантам.

Виталий Клейнот (1941-2013). Тенор-саксофонист. Один из участников первых отечест­венных фести­валей 60-х годов. В 1962–65 учился в Московском институте инженеров транспорта. Саксофон освоил самостоятельно. В начале 60-х годов начал выступать с А. Товмасяном, В. Сакуном, В. Булановым, играл на всех московских фестивалях. С 1965 года руководил несколькими коллективами в объединении музыкальных ансамблей, в 1968–72 постоянно работал в джазовых кафе "Молодежное" и

"Синяя птица". В 1972–78 создал первую в стране из джаз-роковых групп. (в ней в разное время участвовали музыканты: труба Игорь Широков, Олег Степурко, тромбон Исайя Кофман, Григорий Шабров клавиши. Выступал на многих отечественных фестивалях[34].

№10 – «Песня радости» Г. Шабров. Группа В. Клейнота. (соло на тр. О. Степурко)

№11 - Сюита «Зелёная музыка», солист Г. Гаранян. Группа В. Клейнота.

№12 - Сюита «Голубая музыка», солист Г. Гаранян. Группа В. Клейнота.

№13 - Сюита «Чёрная музыка», солист Г. Гаранян. Группа В. Клейнота.

№14 - Сюита «Белая музыка», солист Г. Гаранян.

Юрий Чугунов родился в 1938г. Закончил МГПИ им. Гнесиных по классу композиции у А. Хачатуряна. Работал саксофонистом и аранжировщиком в оркестре п/у Ю.Саульского "ВИО-66". Был лауреатом нескольких джазовых фестивалей как саксофонист, композитор. В 1978 году он написал первый в нашей стране учебник джазовой гармонии ("Гармония в джазе"). После окончания института Ю. Чугунов работал в сфере симфоджазовой музыки, он профессор МГУКИ и РАМ им. Гнесиных, а также руководит биг-бэндом в эстрадно-джазовом колледже "Консорт". Недавние работы композитора: "Эволюция гармонического языка джаза" и учебное пособие"Учитесь

подбирать на слух". Он является автором пяти книг.

№15-«Славянский вальс», Ю.Чугунов, аранжировщик и солист на флюгеле О. Степурко

№16- «Мечты», Ю.Чугунов

№17-«Болеро», Ю. Чугунов («Арсенал» п/у А. Козлова).

1973: московские джазмены в клубе «Времена года» играют джем с оркестрантами гаст­ролирую­щего по СССР лучшего джазового ор­кестра 1970-х - Thad Jones / Mel Lewis Big Band.

СССР впервые разрешает массовую еврейскую эмиграцию; придумав себе еврейских бабушек и де­душек, из страны с 1973 г. и на про­тяжении всех 1970-80-х гг. эмигрирует множество джазовых му­зыкантов, стремящихся играть любимую музыку на её родине, в США. Трубач Валерий По­номарёв, например, через несколько лет окажется в составе ле­гендарных Art Blakey Jazz Messengers, а саксо­фонист Анатолий Герасимов - в оркестре сына Дюка Эллингтона, - Мерсера.
1974: в нескольких музыкальных училищах впервые вводятся официальные программы изучения джазового исполнительства (так называемые «эст­радно-джазовые отделения»).
1978: Вторая половина 70-х - первая половина 80-х: появляются филармонические джаз-бенды - группы «Арсенал» А. Козлова, ансамбли «Каданс» Г. Лукьянова и «Аллегро» Н.

Левиновского. Выходят винило­вые альбомы советских джазменов.

Алексеей Козлов (1935, Москва) - саксофонист, основатель группы «Арсенал». Поступив после школы в Московский архитектурный институт, Алексей вошёл в состав местного эстрадного оркестра как барабанщик. В дальнейшем играл в лучших джаз-группах СССР. Козлов А. -самый главный полистилист в СССР, так в комбо кафе «Молодёжное» он играет би-боп. В биг-бенде «ВИО 66» п/у Ю. Саульского – свинг. В джазовом кафе «Ритм», в квартете Пищи­-

ков, Васильков, Маркинфанк. В комбо кафе «Печёра» фри-джаз. В группе, собранной для исполнения рок-оперы «Jesus Christ Superstar», с солистом Мехрдадом Бади – рок. В группе «Арсенал» - полистилистику. (от брйк-данса и этно-рока, до классик-рока с обработками С. Рахманинова). Из джаз-звёзд только Майлс Девис может похвастаться таким обилием стилей, в которых он отметился.

№18-«2-й Концерт Рахманинова», (А.Козлов и гр. «Арсенал»).

№19 – «Куявяк» Збигнев Намысловский, (А.Козлов и гр. «Арсенал») пьеса на 5/4.

№20 - «Ностальгия», (А.Козлов и гр. «Арсенал») Это хит Козлова на регги грув.

 

Герман Лукьянов[35]. Родился 1936 г. Джазовый трубач, композитор. Уче­ник А. Хачатуряна. Новатор в области джазовой компози­ции и исполнительской манеры. В 1962 в составе трио (в его составе не было ударных), выступил на первом джазовом фести­вале в Москве. В 1965 организовал новое трио, теперь с ударными, но без кон­трабаса: в нем иг­рали Л. Чижик (фортепьяно) и В. Васильков (барабаны). Трио на Московском джазовом

фестивале в Москве (1966) было удостоено пяти дипломов. В 70-х - солист оркестра Всесо­юзного радио п/у В. Людвиковского. В 1978 создал джаз-ан­самбль «Каданс». В "Кадансе" играли: Н. Панов и Ю. Юренков(сакс.), О. Степурко (флюг.), М. Окунь (ф-но), В. Куцинский, М. Смола, (кб.), С. Коростелев (уд.), В. Ахметгареев (тн.). Композицию Германа "Иванушка-дурачок" записал на своей пластинке американский виброфонист Гарри Бёртен.

№21-«Иванушка-дурачок», (Герман Лукьянов)

№22-«Хоть ты не любишь джаз, но я люблю тебя». (Герман Лукьянов)

№23-«Золотые руки Сильвера», (Герман Лукьянов и «Каданс»)

1982: московские джазмены отмечают 60-летие советского джаза, собран легендарный квинтет с Б. Рычковым ф-но.

Олег Степурко – известный джазовый композитор, трубач и педагог. Родился 1946, выпускник Московской консерватории. Играл в джаз-бендах Москвы. В 1979 г. Степурко создаёт джаз-рок группу «Побратимы», в которой соединяет идиомы русского фольклора с джазом и роком. За цикл пьес «Белгородские свадебные песни», группа становится лауреатом профессионального фестиваля «Ереван 81». Кроме всего прочего, Степурко активно выступает в роли джазового

журналиста – его статьи опубликованы в музыкальных журналах. Им написано 6 джазовых мюзиклов (3 поставлены на TV), стадионное музыкальное действо, музыка для музыкального фильма «Па» (реж. А. Канивченко), и джаз-рок опера «Три разговора». (По мотивам повести Владимира Соловьёва). У него вышло 6 авторских СD и 5 пять учебников джаза.

.

№24 – О. Степурко и фольк-рок группа «Побратимы», «Катись красное солнце» Курские гукальные песни ( Г. Исакова)

№25.О. Степурко, «Небесный контрабас», (Jazz-Контакт и Е. Бекаса) памяти А. Соболева.

№26-О. Степурко, «Jazz-пароход», (фанк-группа- «Jazz-Контакт»).

1983: выходит на экраны фильм Карена Шахназарова «Мы из джаза» с музыкой пианиста Ан. Кролла, впервые в популярной форме представляющий широкому советскому зрителю основы ис­тории джаза в СССР.

1990: Ю. Саульский проводит в Москве эпохальный 1 международный москов­ский джаз-

фестиваль, на котором рядом с со­ветскими звёздами играют такие титаны ми­рового джаза,

как Сан Ра, Фредди Хаббард, Бенни Голсон, Лестер Боуи, Брэнфорд Марсалис.

№27-Ю. Саульский , «Зеркало» (Л. Долина)

1991: с концом Советского Союза джаз в России погружается в кризис; эмигрирует

множество му­зыкантов, не уехавших даже в самые трудные советские годы; количество выпускаемых джазовых записей падает почти до нуля. Выйти из кризиса и начать создавать для себя новую среду обитания импровизационной музыке в России удастся только ко второй по­ловине 90-х.

Анатолий Герасимов (1945-2013). Джазовый саксофонист, флейтист, композитор. Один из первых российских эмигрантов, добившийся успеха в США. Универсальный музыкант, одинаково способный исполнять как традиционные стили джаза (бибоп, модальный джаз), так и новейшие (джаз-рок, этническая музыка, фри-джаз). Окончил музыкальную школу по классу кларнета, самостоятельно освоил саксофон, в 1960-е гг. играл во многих московских группах, а также в биг-бэндах А. Кролла, Ю. Саульского, Э. Рознера, Б. Рычкова. Стал известен после выступления на московском фестивале «Джаз-68». После

переезда в США (1973). В 1974 играл в оркестре Мерсера Эллингтона (лучшие соло на пластинке

All Too Soon), в 1975 — в оркестре Тэда Джонса — Мела Льюиса, работал с Четом Бэйкером, Жако Пасториусом, Джоном Скофилдом, Элвином Джонсом, писал музыку для кино и телевидения. В 1983 переехал в Париж, где начал сотрудничать с музыкантами фри- и этно-джаза. В 1995 вернулся в Москву и создал квартет (Ю. Погиба — Кл., А. Ревнюк — б.-г., Д. Севастьянов — уд.).

№28-«Lazy», Анатолий Герасимов,- (Anatoly Gerasimov Band)

№29-«Мрачный грув», Анатолий Герасимов

№30-To Burn Not On Fire(А. Герасимов)

№31- «Прогулка с Майлсом» (Miles' Walk), (балалайка Лев Забежинский) концерт в Нью Йорке 80-е годы.

 

Авторская песня в СССР

Основу жанра составляли студенческие и туристические песни, отличавшиеся от «официальных» (распространявшихся по государственным каналам) личностной интонацией, живым, неформальным подходом к теме, и полным игнорированием коммунистической идеологии.

Начиналось это движение в1950-х на биофаке МГУ (авторами этой плеяды стали Г. Шангин-Березовский, Д. Сухарев) и в МГПИ им. Ленина (Ю. Визбор, Ю. Ким, А. Якушева), с появлением магнитофона распространились песни Б. Окуджавы, Н. Матвеевой. Позднее, в 1960-х — 80-х, классиками жанра стали Александр Галич, Владимир Высоцкий, Татьяна и Сергей Никитины, Александр Городницкий, Юрий Кукин, Олег Митяев. Эта лирико-романтическая линия была продолжена в творчестве бард-рокеров (А. Макаревич, Б. Гребенщиков, А. Холкин).

№1- «Бригантина» муз. Г. Лепский - стихи П.Коган, (Т. и С. Никитины);

Ген Шангин-Березовский (1930 - 1992) — советский учёный-биолог, бард, один из основоположников бард-движения биофака МГУ. Родился в семье медиков: З. Березовской и Н. Шангина. Когда в1941 – НКВД пришли арестовывать немецкую бабушку, - Катерину Иоганновну Рамайя, (в девичестве Бельгер – von Belger)- дед стал стрелять в потолок, и они ушли. Будучи потомственным генетиком, окончил биофак МГУ; доктор биологических наук. Преподавал в М.В.А. им. К. Скрябина. Участвовал

в научных экспедициях, плавал на научно-исследовательских судах. Автор мега-хита «Царевна-Несмеяна». Кроме того, Ш.-Б. писал стихи, пьесы, рассказы, а также у него есть один роман.

№2-Г. Шангин-Березовский - «Из Ливерпульской гавани».

№3-Г. Шангин-Березовский, - муз. и сл. ''Царевна Несмеяна'' (В. Маркин)

№4-Г. Шангин-Березовский, - ''Немые версты'' ( АУ!)

Юрий Визбор (1934 - 1984) - бард, киноактер, журналист, писатель, сценарист. «Отец был из Литвы и его звали, Юзефом Визборасом (в России непонятное для пролетариата „ас“ было отброшено, и отец мой стал просто Визбором)». В 1937 году отец Юрия был расстрелян(в 1958 году он был

посмертно реабилитирован). В 1941 году семья переехала на Сретенку, с образом которой впоследствии связаны многие мотивы в творчестве Визбора-барда. В 1955 окончил МГПИ. В 1962 создаёт молодежную радиостанцию "Юность". С 1964 совместно с группой единомышленников издает журнал "Кругозор". С 1970 Юрий Визбор начинает работу в творческом объединении "Экран" Ц.Т. Участвует в создании 40 картин, По сценариям Визбора снято несколько художественных фильмов: как актёр снимался в фильмах: "Возмездие", "Красная палатка", "Рудольфио",

"Семнадцать мгновений весны».

№5-Юрий Визбор – «Милая моя».

№6-Юрий Визбор - ''Ты у меня одна''

№7-Юрий Визбор - ''Домбайский вальс''

Юлий Ким - бард, драматург, участник диссидентского движения в СССР. Родился в 1936г. в семье переводчика с корейского языка Ким Чер Сана и учительницы литературы Нины Всесвятской. В 1938 году его отец был расстрелян, мать до 1946 года была в ссылке. После ареста родителей 16 лет провёл в Калужской области и в Туркмении. В 1954 году вернулся в Москву. Окончил МПГУ и по распределению работал в школе на Камчатке, затем в Москве. Ким становится одним из активистов правозащитного движения, вследствие чего вынужден был вплоть до 1985 года публиковаться под псевдонимом Ю. Михайлов.

Затем Юлий Ким отошёл от активной правозащитной деятельности.

№8-Юлий Ким ''Рыба-кит''. В советском царстве минора, песни Кима – это оазис мажора.

№9.-Юлий Ким – «Фантастика – романтика».

№10-Юлий Ким - «Бомбардиры».

Ада Якушева, (1934 – 2012) Ленинград. Её отец погиб во время ВОВ в Белорус­сии, будучи комиссаром партизанского отряда. В детстве Ада училась музыке по классу виолончели. Поступила в МПГИ им Ленина, где училась с будущими бардами Ю. Визбором, Ю. Кимом, Ю. Ряшенцевым, писателем Ю. Ковалем, а также с режиссёром П. Фоменко. В1954 году, на втором курсе, Ада стала сочинять песни и стихи. Окончив институт, вышла замуж за Юрия Визбора. Вскоре у них родилась дочь

Татьяна. Однако позже брак с Юрием распался. В начале 1960-х Якушева руководила женским ансамблем. В конце 60-х работала редактором на радиостанции «Юность».

№11-Ада Якушева – «Вечер бродит по лесным дорожкам».

№ 12-А. Якушева, ''Синие сугробы'' (Галина Хомчик)

№13- А. Якушева, ''Ты - мое дыхание''

Булат Окуджава (1924-1997), бард, писатель. Родился в Москве в семье партийного работника. В 1937 году отец Окуджавы был арестован в связи с троцкистским делом на Уралвагонстрое и в 1937 году Ш. Окуджава был расстрелян. Два брата отца также были расстреляны как сторонники Троцкого. Мать Окуджавы была арестована в Москве в 1938 году и сослана в Карлаг, откуда вернулась в 1947 году. Сестра отца Ольга Окуджава была расстреляна под Орлом в 1941 году. Булат, после окончания школы добровольцем ушёл на фронт. После войны

учился в Тбилисском государственном университете. Работал учителем в сельской школе под Калугой. Первый сборник его стихов «Лирика» вышел в 1955 в Калуге. В 1956 после реабилитации родителей возвратился в Москву. Сборники его лирики начали выходить один за другим. Известность приобрёл как исполнитель собственных песен. В 1961 появилось его первое прозаическое произведение «Будь здоров, школяр», за ним последовали другие романы.

№14-Булат Окуджава – «Виноградную косточку в теплую землю зарою».

№15-Булат Окуджава – «Молитва Франсуа Вийона».

№16-Булат Окуджава - ''Последний Троллейбус''.

Александр Галич; настоящая фамилия Гинзбург; (1918 - 1977) — советский бард, сценарист, член (НТС). Гинзбург родился в интеллигентной еврейской семье. В 1923 году семья Галича приехала в Москву и он там поступил в Литературный институт им. А. М. Горького и в Оперно-драматическую студию К. С. Станиславского. Когда началась война, Галича призвали в армию. Но медицинская комиссия обнаружила у него врождённый порок сердца и освободила от службы. Галич устроился

в геологоразведочную партию и отправился на юг. На юге, в г. Грозный, он попал в местный драмтеатр, в котором и работал до декабря 1941 года. Отсюда Галич уехал в Ташкент, где Арбузов начал формировать театральную группу из своих бывших студийцев. С конца 1950-х гг. Галич начинает сочинять песни, исполняя их под собственный аккомпанемент на семиструнной гитаре. В 1971 году Галич был исключён из Союза писателей СССР, членом которого он был с 1955 года, а в 1972 году — из Союза кинематографистов, в котором состоял с 1958 года.

Фактически после этого он был доведён до состояния нищенства. Его не принимали на работу, и он был лишён возможности заработать себе на хлеб. В 1972 году, после третьего инфаркта, Галичу дают вторую группу инвалидности и пенсию в 54 рубля в месяц. В 1974 году А.А. Галич был вынужден эмигрировать; все его ранее изданные произведения были запрещены в СССР. Галич поселился в Париже, где трагически погиб в 1977 году от удара электрическим током от радиоаппаратуры. Существует также версия, что Галича убили агенты КГБ.

№ 17-А. Галич – «История о том, как Клим Петрович выступал на митинге в защиту мира».

№18-А. Галич – «Красный треугольник».

№19-Александр Галич - ''Когда я вернусь''.

Владимир Высоцкий (1938-1980) бард и актер. Родился 25 января 1938 г. в Москве в семье военного связиста. Поступил в МСИ, но бросил и поступил в Школу-студию имени В. И. Немировича-Данченко при МХАТе. По окончании студии работал в различных театрах. В 1964 г. был принят в МТДК на Таганке, где проработал до конца жизни. Артист сыграл на сцене Таганки более 20 ролей. В 60-х появились первые песни Высоцкого. Официально не признанные, благодаря магнитофонным лентам его песни знала вся страна. Как актёр он сыграл в 30 фильмах. Последние годы жизни

Высоцкого были драматичны. При всенародной популярности он не мог добиться публикации своих стихов, тяжело переживал травлю, развязанную в прессе. От перенапряжения болел, в 1979 г. перенёс клиническую смерть. Только после смерти был издан сборник его стихов «Нерв». №20-В. Высоцкий - ''Песня о Друге'' из к/в «Вертикаль". №21-В.Высоцкий,''Утренняя гимнастика'', (А-Студио).

№22-В. Высоцкий - ''Москва-Одесса''

Дуэт Сергей и Татьяна Никитины. Сергей Никитин - российский бард, выступает дуэтом вместе с женой Татьяной Никитиной. Сергей родился 1944 г. в Москве, в семье военного. Окончил физический факультет МГУ Физик, кандидат физико-математических наук. Играет на фортепиано, классической шестиструнной и семиструнной гитаре с особым минорным строем. С 1962 г. пишет песни на стихи российских и зарубежных поэтов. Был организатором квинтета физиков, в котором пела и Татьяна Садыкова,

впоследствии ставшая женой композитора и его партнером по сцене. В 1978 Поль Мориа записал инструментальную версию песни В. Берковского и Сергея Никитина «Под музыку Вивальди». В 1980 году фильм режиссёра В. Меньшова «Москва слезам не верит» с музыкой С. Никитина получил премию «Оскар» в номинации «Лучший иностранный фильм года».

№23-С. Никитин, ''Под музыку Вивальди''.

№24- С. Никитин, ''Sur Un Air Du Vivaldi '', Paul Mauriat.

№25-Т. и С. Никитины - ''Александра'' из к/ф «Москва слезам не верит».

Александр Городницкий. Родился 1933– житель блокадного Ленинграда. В 1951 году окончил с золотой медалью школу и поступил ЛГИ им. Г. Плеханова, по окончании работал учёным в НИИ. Городницкий широко известен как поэт и автор песен. На его песнях выросло не одно поколение наших сограждан. №26-Александр Городницкий - ''Над Канадой''. №27-А. Городницкий - ''Атланты''.

№28-Александр Городницкий ''Снег''

Ю́рий Ку́кин (1932 -2011) — советский бард. Окончил с отличием ЛГИФ, работал тренером по фигурному катанию в спортивных школах Ленинграда. В 1960-х участвовал в геологических экспедициях на Камчатку, Дальний Восток, Памир. С юности Кукин, играл в джазовой группе на барабанах. С 1968 года Ю.Кукин выступал как артист Ленконцерта, параллельно работал инструктором физкультуры.

№29-Юрий Кукин,''А я еду за туманом'' ( Олег Митяев).

№30-Юрий Кукин - ''А все-таки жаль, что кончилось лето''.

Олег Митяев родился в 1956 году в г. Челябинске. Отец - рабочий Челябинского трубопрокатного завода, мать - домохозяйка. Отец пил, поэтому сам Олег не употреблял спиртного до тридцати лет. Закончил ЧМТ по специальности техник-электрик, служил в армии. В 1977 г. закончил ЧИФ специальность - тренер по плаванию. В 1985г. приглашен на работу в Челябинскую филармонию в качестве артиста. С 1986 по 1991 г. закончил ГИТИС.

№31-Олег Митяев,''Изгиб гитары жёлтой'.

№32-Митяев Олег -''Крепитесь люди, скоро лето'''.

№ 33-Митяев Олег - ''Лето - это маленькая жизнь''.

Начало в СССР эпохи ВИА

 

ВИА, поскольку рок-группами именовать их не разрешалось по идеологическим соображениям, (рок-музыка была объявлена «продуктом разлагающейся западной культуры»), было придумано название «вокально-инструментальный ансамбль», или, сокращённо, «ВИА». К сожалению, большинство песен ВИА – это советские песни, которые продолжили линию городского романса, со слезливыми мелодиями и с примитивной гармонией. Это связано с тем, что ВИА должны были играть песни исключительно членов Союза Композиторов, что конечно было совковым абсурдом. Ну что было бы, если бы Битлам запретили играть свои песни? А в таком положении были все ВИА.

Но в репертуаре ВИА, таких как «Весёлые ребята», «Поющие гитары», «Цветы», начали появляться песни, основанные на рок-грувах и у песни появилось ритмическое развитие фразы, (диалог с грувом, риффовая накачка и т.д.), которое пришло из джаза и рока.

ВИА «Весёлые ребята» был создан в 1966 году Павлом Слободкиным. ВИА удалось создать свой неповторимый репертуар. С этой целью Слободкин приглашает молодых авторов: Ю. Антонова, В. Добрынина, С. Дьячкова, О. Иванова, Д. Тухманова. Миньон 1970 года, лейбла «Мелодия», выпущена рекордным тиражом - 15 795 000 экземпляров,.

№1-ВИА «Весёлые ребята'', «Алёшкина любовь», (С.Дьячков - О.Гаджикасимов)

№2- ВИА «Весёлые ребята'',– «Автомобили».

№3- ВИА «Весёлые ребята'', - «Мы бродячие артисты». Вот единственная песня, в которой есть энергетика. Грув регги хорошо ложится на русский текст.

Валерий Кипелов и Николай Расторгуев ВИА «Лейся, песня» был создан в 1974 году в филармонии г. Кемерово на базе существовавшего там ВИА «Витязи». Руководителями ансамбля стали В. Селезнёв, пришедший в ВИА «Витязи» в 1973 году из ансамбля «Самоцветы», и М. Плоткин. Солистом был В. Андрианов, исполнивший такие хиты, как «По волне моей памяти», «Где же ты была», «Вот увидишь». И. Иванов, работавший в коллективе, записал широко известные песни «Прощай», «Песенка про сапожника» и «Ты не забудешь обо мне». В 1976 году коллектив возглавил Михаил Шуфутинский.

На протяжении всех лет с ансамблем сотрудничали такие композиторы как В. Добрынин, Д. Тухманов, Т. Хренников, С. Туликов, Е. Мартынов, В. Шаинский, В. Матецкий.

№4-ВИА ''Лейся, песня'' - ''Песенка про сапожника''.

ВИА «Самоцветы»,организовал в 1971 джазовый басист, игравший со звёздами джаза – И. Брилем и Г. Лукьяновым и ставший лауреатом 1 Московского джазового фестиваля, выпускник Московской Консерватории Юрий Маликов. Добившись первоначального успеха с серией мелодичных номеров, с течением времени «Самоцветы» переключились на банальную и безликую псевдо-патриотическую лирику, стали почти хрестоматийным примером музыкального

конформизма, неоднократно меняли состав и распались в середине 80-х годов, превратившись в явный анахронизм. Осенью 1975 весь состав ансамбля ушел от своего руководителя, музыканты создали ВИА под названием «Пламя». Сыновья двух музыкальных лидеров «Самоцветов», Ю. Маликова и В. Преснякова — Дима Маликов и Владимир Пресняков-младший стали звёздами отечественной поп-сцены.

№5-ВИА «Самоцветы» – «Мир Не Прост, Совсем Не Прост».

№6- ВИА «Самоцветы» - «Мы желаем счастья вам».

№7-ВИА ''Самоцветы'', ''Не повторяется такое никогда'' (С. Туликов – М. Пляцковский).

ВИА «Цветы» создана гитаристом и автором песен Стасом Наминым (настоящее имя Анастас Алексеевич Микоян[36]) в 1969 году. «Цветы» никогда не имели постоянного состава, за почти 40-летнюю историю в группе играли более 50-ти музыкантов. В 1971 Стас пригласил на клавишные И. Саульского, на ударные — В. Заседателева, на соло- и бас-гитарах остались Намин и Лосев. Под влиянием групп «Blood, Sweat, Tears» и «Chicago» Стас решил попробовать включить в состав «Цветов» «медную секцию». Потом все музыканты «Цветов» стали

фактически первым составом ансамбля «Арсенал», созданного Алексеем Козловым сразу после ухода из «Цветов». В 1972 году «Цветам» удалось выпустить гибкую пластинку в стиле софт-рок, которая разошлась 7 - миллионным тиражом, и сделала их известными в СССР.

№8-ВИА «Цветы» - «Честно говоря».

№9- ВИА «Цветы», - «Рано прощаться».

№10-ВИА «Цветы», «Разве могут люди друг без друга»

№ 11-ВИА ''Цветы'' - ''Мы желаем счастья Вам''

№12-ВИА Ариэль – «В краю магнолий».

№13-ВИА «Добрые молодцы» - «Кто тебе сказал».

№14-ВИА Пламя - Не надо печалиться!

№15-ВИА Пламя – «Снег кружится».

ВИА "Поющие гитары" создал Анатолий Васильев (в прошлом известный джазмен), когда решил приблизить советскую эстраду к западным стандартам. В 1968 московская фирма "Мелодия" выпустила первую пластинку ансамбля - фактически первый артефакт отечественной бит-музыки. В1969 в П.Г.пришёл клавишник и певец Юрий Антонов со своим хитом («Для меня нет тебя прекрасней»). Стремясь уйти от рутины и собственных штампов, П. Г. в середине 70-х

годов обратились к крупным формам, поставив первые в отечественной истории зонг-оперы "Орфей и Эвридика" (1975, музыка А. Журбина, либретто Ю. Димитрина).

№16-ВИА «Поющие гитары» - ''Нет тебя прекрасней'', Ю. Антонов - А. Азизов, М. Беляков (сол. Евгений Броневицкий)

№17-ВИА «Поющие гитары» - «Прекрасное воскресенье».

№18-ВИА ''Поющие Гитары'' - ''Сумерки''.

«Аракс» - рок-группа, основана в 1968г. Сотрудничала с композиторами — Г. Гладковым, А. Рыбниковым, А. Зацепиным, Ю. Антоновым. «Аракс» исполнял песни А. Романова и К. Никольского. На концерте группу увидел и услышал режиссёр Театра Ленком, - Марк Захаров. С 1973 года «Аракс» вошёл в труппу театра, участвовал в спектаклях «Автоград XXI», «Тиль» (мюзиклы Г. Гладкова), «Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты» (рок-опера А. Рыбникова).

№19-Ю. Антонов и ВИА «Аракс» - «Радуга».

№20-Ю. Антонов и ВИА «Аракс – «Жизнь».

№21-Юрий Антонов и гр. «Аракс» - ''Красные маки''.

№22-ВИА «Верасы», - Малиновка».

№23-ВИА ''Верасы'' - ''Песня про пингвинов''.

№24-ВИА «Земляне» - « Земля в иллюминаторе».

№25- ВИА ''Красные маки'' - ''Кружатся диски''.

№26-Ю. Антонов и ВИА ''Магистраль'', ''Нет, не я'' (соло на тр. О. Степурко)

№27-Ю. Антонов и ВИА ''Магистраль'', ''Отчего'' (Ю.Антонов - Т.Сашко)

№28-Ю. Антонов и ВИА ''Магистраль'', ''Несет меня течение'' (Ю. Антонов - В. Дюнин).

№29-ВИА ''Песняры'' - ''Беловежская пуща''.

Группа «Круг» - была основана в 1982 году экс - музыкантами московской группы С. Намина «Цветы». Настоящий успех пришел к группе "Круг" в 1984 году, когда песни М. Файнзильберга "Ни слова о любви", "Ты сказала: "Поверь" и "Африка" зазвучали почти из каждого окна. Только с приходом перестройки группе удалось пробить пластинку на "Мелодии". А памятный многим альбом "Круг друзей" с 6-ю

песнями вышел на виниле спустя почти пять лет после его записи.

№ 30-Группа ''Круг'', ''Там, вдали''. М. Файнзильберг. В этой песне - настоящий диалог мелодии в груве, особенно в припеве, фразы которого построены по принципу «суммирования» (1+1=2).

31- Группа ''Круг'', ''Ты сказала - поверь'' М. Файнзильберг.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.