ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Е, 80-е, 90. Песни времени «застоя». После ввода танков в Чехословакию в 1968 г., раздавивших гусеницами Пражскую весну, в СССР опять начался период закручивания гаек. Отменили все рок-джаз- фестивали, мракобес министр радиокомитета С. Лапин разогнал оркестр п/у В. Людвиковского. Запретил джазовые передачи и приказал размагнитить бесценную коллекцию А. Петрова, которую он собрал будучи ведущим передачи о джазе - «Метроном»[37]. Культурная жизнь опять превратилась в идеологическую жвачку в которой «Такой молодой Ленин», доставал нас изо всех радиоприёмников. В застойное время, в жизни советского человека, измотанного постоянным поиском дефицитных продуктов, появилась 2 темы, которые отразились в песнях: - а) куда-нибудь, хоть на немного, свалить из этой невыносимой жизненной карусели: «На недельку до второго, я уеду в Комарово», и б) сиротская жалостливая тема мальчиковой группы «Ласковый май», когда под одну и ту же фанеру, под одним лейблом по стране разъезжали десятки групп. И ничего удивительного - ибо советские люди были сиротами при живых родителях, которые практически не видели своих детей, ибо всю жизнь провели на работе и в очередях за дефицитными продуктами питания. Но, несмотря на пресс цензуры, всё же появляются джазовые песни, В. Резникова, А. Рыбникова, Б.Монастырского, рок-песни группы "Парк Горького". А после падения коммунизма появляется много значительных явлений в отечественной песне в творчестве: - Н. Носкова, Д. Тухманова . и др. И поэтому в конце курса даются разборы песен, и джаз- и рок-приёмов (хуков) хитов российских композиторов. №1- «Последняя поэма» А. Рыбников (Ирина Отиева и Вера Соколова). Песня «Последняя поэма» (на стихи Рабиндраната Тагора в переводе Аделины Адалис) была написана композитором ещё в 1970 году, во время работы над фильмом «Остров сокровищ», но стала известна только в 1980 году, когда была включена в фильм «Вам и не снилось…». №2 «Золушка», И. Цветков. (Л. Сенчина). Главный хук песни – это Скэт- вокализ в духе барочной музыки. №3- «Мой плот», - Ю. Лоза. Юрий написал песню в 1982 году, когда играл в группе «Интеграл» п/у Бари Алибасова. Но Б.А.её не принял, и лишь спустя 6 лет «Плот» вышел на пластинке 88 года, после чего песня стала хитом. Запев написан по принципу «диалог с грувом», когда фразы окружены паузами. А в припеве - фразы «вопрос-ответ». И, хотя песня написана на минорную гармонию городского романса, фразы, созданные по ритмическому принципу – секрет её успеха. №4-С. Трофимов – «Боже, какой пустяк», - (Александр Иванов) Песня была написана в 1989 году. Но популярной стала лишь через 8 лет, в 1997 г. когда её спел бывший солист группы «Рондо» А. Иванов своим хриплым «парадоксальным», как у Р. Стюарда, вокалом. №5- «Звезда моя далёкая» - Д. Маликов. Маликов одним из первых понял, что хуки регги – гитара на слабую долю «ska-ska-ska» и смещённый бас One Note бас, хорошо ложатся на русский текст. №6-«Чашка кофею», Д. Чижова (М. Хлебникова) Все фразы лихо закручены синкопами, но упругое исполнение Хлебниковой делает их органичными. №7 - «Ясный мой свет», О. Молчанов (Татьяна Буланова). Песня написана в стиле поп-диско: такие же скрипки, как в партитурах «Бонни-М». Кроме того, гармония, построенная на натуральных ладах, не свойственных советской песне, придала ей фольклорный колорит. Впервые в форме российской песни появилась такая часть, как прехорус. №8 - «Девятый класс» - (Б.Монастырский - Ю. Рыбчинский) 1974. Жаль, что Монастырский умер в 26 лет. Эта песня написана в мажоре, на джазовом тёрнэраунде 1-6-2-5. Кроме того, в припеве появляется гармонический мажор, а фразировка написана по ритмическому принципу «Up-Down». №9-«Зурбаган» Ю. Чернавский (В. Пресняков) - песня к к/ф «Выше Радуги» (1986) №10- «Аллё, аллё, Алёна» Д. Тухманов (Игорь Иванов). Припев с синкопой на 3/8, когда в словах «аллё» меняется ударение – главный хук песни. №11-«Прекрасное далеко» Е. Крылотов, (трио «Мередиан»), песня из к/ф «Гостья из будущего», 1985г. Написана на типичную романсовую гармонию, которая в припеве сжимается в 2 раза. №12- «Непогода» П. Смеян – М. Дунаевский, (П. Смеян и Н. Ветлицкая), песня из к/ф. «Мэри Поппинс, до свидания!», жена Смеяна - Наталья Ветлицкая поёт с ним. В этой песне применён хук «ритмическая модуляция», когда припев поётся в дубле и запев возвращается в 1 метр. №13- «Букет» Александр Барыкин, стихи Н. Рубцова. №14-«Домовой» В. Резников (Лариса Долина) В конце 1988 года Резников написал на свои стихи песню "Домовой". №15-«Don't Stop Now», (« Домовой») В. Резников (The Cover Girls).Когда текст песни был переведён на английский язык ("Не останавливайся", Don`t Stop Now, 1991), ею неожиданно заинтересовались в США. Американские продюсеры "раскрутили" её до такой степени, что она в мае 1989 года попала в Billboard Chart на 5 место в мире, где пробыла 17 месяцев. После Бориса Гребенщикова и группы Парк Горького, это было третье попадание советского автора в главный хит-парад США. Её пели Рик Эстли и тогда ещё совсем юная Кайли Миноуг. №16- «Улетай туча», В. Резников (Ф. Киркоров ). Эта одна из немногих наших песен, в которой применяется приём «риффовая накачка», суть которого в том, что при повторе одного риффа накапливается энергия («Улетай туча»), которая «взрывается» брейком на словах «У-у-улетай». Кроме того, в гармонии, вместо джаз-тёрнэраунда - 2-5-1, применён рок-тёрнэраунд - 2-4b-1. Эта песня по композиторской технике легко может стать рядом с любым хитом Битлов. №17- «Бумажный змей» В. Резников. В этой песне Виктор применил приём «гармонический минимализм», когда один тёрнэраунд - Dm-Am|Gm-Am –используется как в запеве, так и в припеве. №18-«Этот мир придуман не нами» А. Зацепин (Владимир Пресняков ). №19- «Понимаешь» И. Матвиенко (И. Тонева и П. Артемьев, Фабрика звёзд 1, 2002) №20- «Moscow calling» Gorky Park. Советская, американская и российская рок-группа, созданная в 1987 году. В конце 80-х годов завоевала известность в США и стала первой советской группой, появившейся на телеканале MTV. Известна своим сценическим образом псевдонародных костюмов и советской символики. №2 1- «Stare», - Gorky Park. Наконец у русских музыкантов появился фирменный драйв и саунд. № 22 – «А моя любовь живёт на 25 этаже» И.Матвиенко (Корни). 23-Н. Носков – «Узнать тебя» (с симфоническим оркестром). Интересен эксперимент Носкова, когда весь рок - грув создаёт симфонический оркестр. №24- «Я люблю тебя» Н. Носков. №25- «Снег» Н. Носков (с симфоническим оркестром). Русский рок. И уже в наше время рокеры отвергли совковый минор и вернули в Россию мажор в своих песнях. Это, прежде всего, группа «Машина времени[38]». Такие их хиты, как «Марионетки», «Поворот», «Я пью до дна», «Наш дом», у «М.в» написаны в мажоре. Когда я впервые услыхал эти жизнеутверждающие мажорные песни, то подумал: «Те, кто сейчас слушает песни «М.в», не захочет слушать «Марш коммунистических бригад» написанный в миноре. И к падению коммунизма, во многом привело поколение, воспитанное на этих песнях. а. Перекрашивание одной фразы разной гармонией, использование гармонического мажора[39]. Начнём с разбора песни написанной басистом «Машины времени» - А. Кутиковым на слова А. Макаревича «За тех, кто в море». По форме это -2 куплета, обрамлённые вступлением (интро) и кодой: I | V1 | R1 | V 2 | R2 | Solo | R3 | Coda | Вступление играет гитара, используя подтяжки и глиссандо, как у гавайской гитары. Вступле ние идёт на гармонию р ефрена: Запев состоит из фраз, которые звучат практически на одной ноте и ,чаще всего, это нота До. Фразы запева V построены по принципу «вопрос – ответ» (?-!), причём - сначала фразы?-! длиной по полтакта, а затем по 2 такта, и 2-й раз - возникает фразировка суммирование (1+1= 2). Под фразу, построенную на ноте До, подкладывается 4 аккорда: Am, F, Fm, D[40],причём появление минорной субдоминанты (Fm),этои есть гармоническиймажор, излюбленный приём Битлов: в гармонии присутствуют, как и квартовые гармонические вертушки (тёрнэраунды) ступени 4-5-1 (5-й и 6-й такты), так и квинтовые тёрнэраунды 2-4-1 (D - F), 13-й-14 такты. В припеве в вокале добавляется 2-й голос и припев звучит в параллельном До мажоре. Фразы припева ритмически более интересные, чем фразы запева, состоящие из одних восьмых. В припеве появляются синкопы, паузы - и возникает «диалог с грувом», который создаёт драйв. Гармония припева – это джазовая гармоническая вертушка (тёрнэраунд), 1-6-2-5 (С- Am – Dm – G7), причём с 5 такта гармония сжимается и идёт по 1 такту, возникает эллипсис[41], когда, вместо разрешения оборота в 1-ю ступень 2-5-1, ещё звучит раз 2 – 5 –(1) 2 – 5,и только потом происходит разрешение в 1-ю ступень, (тонику). Такой оборот можно встретить в джазе, например в теме Б. Стрейхорна «Satin Doll» 2-5, и, вместо разрешения в 1-ю - вновь2-5,и лишь потом - разрешение. Фразы припева построены по принципу «вопрос-ответ» - 1-я фраза «вопрос» (?),2-я– «ответ» (!); а вот 3-я и 4-я повторяются – два «вопроса» (?-?), получается нагнетание напряжения, которое разрешается в 5-ю фразу. И в конце припева начинается «перекрашивание» одной фразы разными аккордами, и этот сознательный повтор создаёт напряжение, которое разряжается в последней фразе, сжатой синкопой и поэтому смещённой на 4-ю долю. После 2-го куплета идёт гитарное соло, как во вступлении, и после припева начинается Кода, которая построена на 3-хкратном повторе последней фразы. Любопытно, что песни «машинистов» написаны в узком диапазоне, меньше октавы (в данном случае септима). Наверное, это связано со скромными вокальными данными музыкантов, да и Битлы тоже не отличались особенным бельканто. Главное достижение «М.в.» в том, что они первые показали, что рок можно петь по-русски и у них тексты – самое главное. Вот как об этом написал А. Троицкий: «Дело в том, что музыка у «Машины» играет явно подчинённую роль. Весь инструментальный базис здесь нужен только для того, чтобы довести до сознания слушателей „текстовую“ надстройку... Вообще, поэтическая стихия Макаревича ближе к литературной песне (Окуджава, Н. Матвеева), чем к року»[42]. Машина времени – советская и российская рок-группа, одна из пионеров в рок-музыке СССР.  | Основана в 1969 году, в Москве, Андреем Макаревичем и Сергеем Кавагое. Автор большинства текстов песен и бессменный лидер группы — Андрей Макаревич, авторы музыки - А. Макаревич, А. Кутиков, Е. Маргулис, П. Подгородецкий, А. Державин. В дни августовского путча, «М.в.» выступала на баррикадах перед защитниками российского Белого дома. Также А. Макаревич подписал обращение в защиту участниц группы Pussy Riot. | №1-«За тех, кто в море» (Машина Времени). б) Применение рок-хуков в песнях Виктора Цоя. Можно выделить хуки по таким параметрам: 1) Ритм. Если в нашей эстраде преобладают фразы на сильную долю, одинаковой длины (секвенции[43]), то в песнях Цоя почти все фразы - синкопированные («Перемен») и разной длины. Также Цой использует рок-н-рольный хук «рифовая накачка», его суть в том, чтобы на рифах-повторах накопить мелодическую энергию, которая взрывается брейком на стоп - тайме («Перемен»): б) Лад. Вместо обычного мажора и минора, который преобладает в отечественной эстрадной песне, Цой часто использует фольклорные лады (натуральный минор, дорийский лад). 2) Квадрат. Если в отечественной эстраде квадрат – это традиционный 8митакт, то квадрат песен Цоя имеет асимметричное строение (вместо традиционных 8тактов, 9, 10 и даже 11тактов). Такой квадрат получается когда сначала пишется музыка - а потом текст, (так работали Биттлз, в песнях которых тоже часто встречается асимметричный квадрат). 3) Фразировка. Если в отечественной эстрадной песне фразировка состоит из одинаковых по длине фраз, то в песнях В. Цоя часто встречается парадоксальная фразировка, построенная по принципу «диалог с грувом», когда у певца «фраза-вопрос», а в оркестре – «фраза-ответ», получаются фразы разной длины, окруженные паузами. Удивительно, но в песнях Цоя пауза бывает целый такт, и даже по 1.5 такта. («Солнце моё», «Звезда по имени Солнце»). Часто его фразы как будто сыграны на барабане и построены на 1 ноте. («Группа крови»). 4) Медитативность в песнях В. Цоя. Так об этом сказал рок критик Артемий Троицкий: «И я думаю, что было у песен Цоя еще одно отличие более неявного свойства. Это касается его полукорейского происхождения, потому что в песнях Цоя присутствует некая статика, такая легкая... Такая экстатичная меланхоличность, если можно так сказать... которая, может быть, до какой-то степени может ассоциироваться с восточной музыкой. Я не могу сказать, что его песни впрямую медитативны, но они начисто лишены яркого драматизма, такой броскости, каких-то всплесков и так далее, они очень ровные. И эту ровность, как характер Цоя, его образов, так и его музыки, я склонен каким-то образом увязывать с восточным характером его натуры[44]». 5) Регистровая особенность пения В. Цоя. Поскольку в рок-музыке очень плотный саунд грув (бас-гитара, барабаны, гитара с «примочкой» искажающей звук – «дисторшн»), этот рок-саунд занимает всю малую октаву (зона звучания мужского голоса) и выдавливает голос солиста вверх, в свободную регистровую зону - в 1-ю октаву (так, солист «Дееп Пёрпл» - Гилан поёт в конце 1-й октавы, а солист группы «Рейнбоу» Дио - в середине 2-й октавы, то же можно сказать и про солиста группы «Скорпионс», Клауса Майне). Так вот, Виктор Цой пошёл против течения, против общей тенденции вокалистов идти в верхний регистр, и остался в мужском, нижнем регистре. Но для этого ему пришлось найти собственный гитарный саунд без искажённого звука, заглушающего голос внизу. 6) Работа со словом. Известный рок-бард А. Дидуров так пишет о трудностях, которые встречаются в роке при работе с русским языком: «Русская фраза протяжна, русские слова длительны в отличие от английских, которые часто односложны и ими легко манипулировать внутри нервического графика музыкальной рок-фразы. На каждый малейший извив рок-фразы английское односложное слово, которое несет в себе понятие (оно ужато данной формой), реагирует мгновенно. Русские же слова, в основном двух-трехсложные - это «славянские шкафы». Следовательно, нужно либо рубить шкаф, но тогда это уже не шкаф, а куча досок, либо надо менять мелодическую основу. Поиск синтеза русского стиха с рок-музыкальной формой — дело тонкое, не для оголтелых[45]». В отличие от Машины Времени, которые брали за модели иностранные песни, в песнях Цоя нет ощущения разорванности слов. Академик Асафьев писал: «Синтез языка определяет музыкальную речь».[46] Вот почему так трудно вставить русскую речь в ритмические грувы, которые возникли из английских слов». И если это делать механически, то получается или стиль заики: «Все они ма-ри….о……нет…..ки» (группа «Машина времени»), или телеграфный стиль группы «Мастер» - «Щит и меч» вот и вся песня»[47]. А между тем русский язык в песнях В. Цоя звучит естественно и органично (как у гения, кто парадоксов – друг). 7) Использование фольклорных элементов в текстах В. Цоя. Интересным фактом является то, что в последних альбомах Цой сплошь и рядом начал использовать различные поговорки, пословицы, устойчивые выражения, фразеологизмы, сюжеты из фольклора (в том числе из русских народных сказок) и просто известные фразы. Эти выражения иногда помогали ему выразить какую-то идею, но чаще он вносил в них несколько другой смысл или даже переделывал фразу, как в случаях с песней «Мы вместе»: «/И никто не хотел быть виноватым без вина/, /И никто не хотел руками жар загребать/, /А без музыки на миру смерть не красна/, /А без музыки не хочется пропадать/». В данном примере были использованы следующие оригинальные выражения: «Без вины виноватый», «Загребать жар руками», «На миру и смерть красна», «Пропадать - так с музыкой». Использование поговорок: «Яблоку негде упасть», «Всему своё время», «Сидеть у разбитого корыта», «Пол царства за коня», «Каждый сам за себя», «Сказка со счастливым концом», «Есть голова на плечах», «Жив - здоров», «Жить – не тужить», «В ногах правды нет». Бытовые фразы: «Нет больше сил», «С погодой повезло», «Весело живём», «Бутерброд всегда падает маслом вниз», «Горе от ума», «Вернуться со щитом или на щите», «Кнут и пряник», «Не плюй в колодец, ещё воды напьёшься», «Беда станет не беда», «Была – не была», «Прости и прощай», «Кукушка, сколько мне жить осталось?», «Есть ещё порох в пороховницах», «Воля вольная», «Всё на месте», «Держи язык за зубами», «До свадьбы заживёт», «Не нашёл – значит, плохо искал». Разбор песни «Группа крови». По форме это 2 куплета, обрамлённые вступлением (интро), и кодой: Вступление (интро) начинается с тремоло гитары, далее идёт грув, причём барабаны играют каждую долю. Лад в интро – дорийский (высокая 6-я ступень D#): Запев V сразу поражает разновеликими фразами и в нём барабаны начинают играть на слабую долю: 1-я фраза – это дробление, когда 2-хтактовая фраза дробится однотактовыми – 2 = 1+1: причём первая фраза - как упругая морзянка на одной ноте, это не вокальная - а барабанная фраза, имеющая яркий, танцевальный характер: || q e eq e e | e eq q e e || Запев построен на фразировке Down-up, когда одна фраза начинается на сильную долю, а другая - на слабую, как в джазовом стандарте «After You’ve Gone»: Но вторая фраза у Цоя совершенно парадоксальна: мало того, что она сжата до 4-х нот, она начинается с третьей доли. И помогает - сместить фразу «диалог с грувом», когда часть музыкальной мысли отдаётся в аккомпанемент. Получается полифоническое взаимодействие с гитарным рифом: Такие парадоксальные фразы – это фирменный знак Цоя. Кроме того, все его фразы разновелики. У Цоя все фразы разной длины и это создаёт необыкновенную мелодическую энергию. Интересно, что припев R начинается с тех же нот, с каких закончилось последняя фраза запева V, и это сильно скрепляет форму: в запеве Виктор использует обороты тоники и минорной доминанты (1-5),характерные для фольклора: ||: F#m | F#m | C#m | C#m | F#m | F# | E | E :||, причём гармония - не линейная, как в джазовой прогрессии, где аккорды не повторяются, а гармонические вертушки (тёрнэраунды)- характерны для гармонии рок-музыки. В припеве R - первые 4 такта - аккорды такие же, как в запеве: || F#m | F#m | C#m | C#m || , но с 5 такта начинается гармоническое расширение - квинтовая гармония 4-4-7-7-1 || Bm | Bm | E | E ||A E | F#m | F#m ||.Первые 2 фразы построены по принципу «вопрос – ответ», третья фраза - это расширение, когда фраза 2-й раз начинает распеваться вокализом[48] на словах - пожелай мне. Причём, по законам жанра, припев должен закончиться в 9-м такте: но Цой обманывает наше ожидание каденции (окончания), и вместо него начинает новую фразу. Из-за этой растяжки припев, вместо положенных 8 тактов, растянулся до 17 тактов. Такие асимметричные квадраты по 13, 15 и 17 тактов можно встретить только у Битлов. И это удивительное мелодическое мышление во многом объясняет прочность песен Цоя во времени, которую они демонстрируют. Ибо за 20 лет, прошедших с гибели Цоя, выросло новое поколение, которое его никогда не видело. А между тем, его песни продолжают звучать в наше время. И не случайно в списке «100 лучших песен русского рока» больше всего оказалось песен «Кино» - 10 песен. | Ви́ктор Цой (1962, Ленинград—1990, посёлок Кестерциемс, Латвийская ССР) - советский рок-музыкант, автор песен и художник. Основатель и лидер рок-группы «Кино», в которой пел, играл на гитаре, писал музыку и стихи. Окончив восемь классов, Виктор Цой поступил в художественное училище им. В. Серова. После исключения в 1978 году, пошел работать на завод и учиться в вечернюю школу, потом в СГПТУ-61 - на специальность резчика по дереву. После обследования в Ленинградской психиатрической больнице №2 Виктор и получает "белый билет". И с 1984 г. "Кино" участвует во всех фестивалях Ленинградского рок- | клуба. В1986 году Цой устроился на работу в баню на проспекте Ветеранов. Ему предстояло мыть помещения из брандспойта. Хотя «Кино» участвует в съёмках и концертах, Виктор работает кочегаром в котельной «Камчатка», и лишь только в последние годы Цой смог зарабатывать как музыкант. 1989 поездка в США, в Японию, во Франции вышла пластинка "Последний герой". В 1990 гастроли по стране чередовались с работой над последним альбомом, который вышел после смерти Цоя и называется "Черный альбом". Виктор Цой погиб раним утром 1990 года в автомобильной катастрофе под Ригой. №2- «Перемен» (Цой). №3 – «Группа крови», В. Цой в) Появление риффовой техники в русском роке, на примере саундтрека фильма "Стиляги". Кинематограф всегда стоял у истоков рок-н-ролла, как его главный пиарщик. Достаточно вспомнить фильм «Джунгли школьных досок», в котором впервые прозвучал рок-н-ролл, исполненный Биллом Хейли. В нашей стране таким фильмом сталфильм режиссера Валерия Тодоровского «Стиляги» (2008 г.). И хотя мы знаем, что герои этого фильма в 50-х гг. танцевали и слушали Элвиса Пресли, Чака Берри, Джерри Ли Льюиса, между тем В.П.Тодоровский в фильме обошелся отечественными песнями, что говорит том, что отечественная поп-рок музыка выросла до такого высокого уровня, чтобы участвовать в проекте европейского масштаба. Какие же изменения произошли в отечественном роке, что русскоязычные рок-н-роллы смогли заменить хиты Элвиса Пресли, Чака Берри, Джерри Ли Льюиса[49]? Давайте посмотрим эти русские рок-н-роллы, пусть с новой аранжировкой и новыми текстами, специально сочинёнными для фильма, которые смогли заменить американские рок-стандарты. Риффовая техника. Песня группы «Зоопарк» Майка Науменко и– «Я люблю буги-вуги». По форме – это 12 тактовый блюзовый квадрат. Запев V певец исполняет без грува, и далее начинается приём - «уплотнение грува», постепенное добавление инструментов. В припеве + гитара, во втором запеве + бас и барабаны, во втором припеве + рифф духовых и т. д. Смысл песни этой питерской группы - в риффовой технике. В советской песне преобладает линейная мелодия как, например, в песне В.П Соловьева-Седова «Подмосковные вечера», когда смысловая точка, цель фразы далеко, - в 4-м такте. Рифовая техника заключается в том, чтобы свернуть мелодию в кольца-риффы, и с их помощью накачивать энергию, вот почему фразы всё время повторяются, но меняется гармония: Е E A E /Мы любим буги-вуги/, / Мы любим буги-вуги/, /Мы любим буги-вуги/, /Мы любим буги-вуги/ H 7 A7 E /Мы любим буги-вуги мы танцуем буги-вуги каждый день/. И кульминация этого развития – шуточной брейк-скороговорка на стоп-тайме (паузе грува): //На мели налима лениво ловили,/, /Меняли налима вы мне на линя/. /Любви не меняли, вы мило молили/, /В туманы лимана манили меня//. Припев R построен по принципу диалога с грувом: между фразами возникают большие паузы- «дырки», в которых играют риффы («пачки») духовые. Получается вопросно-ответная фразировка, когда у солиста «вопрос»- а в оркестре «ответ». Впервые в этом фильме русская эстрадная музыка стала говорить на языке риффов (остинатных ритм-формул).  | Майк Нау́менко (1955, Ленинград, СССР - 1991, там же1) - советский рок-музыкант, основатель и лидер рок-группы «Зоопарк». Первый советский музыкант, совместивший в своём творчестве корневую англо-американскую рок-традицию с текстами в жанре бытового реализма. Наиболее широкой публике известен как автор таких «знаковых» песен, как «Сладкая N», «Пригородный блюз», «Дрянь» и других. В конце 1980-х у Майка появились проблемы со здоровьем, которые усугубились бытовыми неурядицами и злоупотреблением алкоголем. Его оставила жена. Резко ухудшилась моторика левой руки, что привело | к затруднениям в игре на гитаре. Умер 27 августа 1991 года от кровоизлияния в мозг в результате несчастного случая у себя в квартире. №4– «Я люблю Буги-Вуги» (Зоопарк) Если песня группы «Зоопарк», Майка Науменко ещё подражательная – рок-н-ролл с 12-ти тактовым блюзовым квадратом[50], то песня группы «Браво» (автор В. Сюткин) «Я то, что надо»это уже оригинальная музыка, написанная в риффовой технике. Форма – куплетная с прехорусом Pr, перед припевом: в запеве V постоянно крутится один тёрнэраунд (гармоническая вертушка) 1-3-2-5 || Am C | Bm(7b5) E7||. Фразировка части V построена по принципу «суммирования», когда 2 короткие фразы суммируются третьей. Ещё такую фразировку называют – «вытягивание мотивного зерна» - 1 нота, 3 ноты, 10 нот. По такому принципу написаны песни «Hey Jude» у Битлов и «Still Loving You» группы Scorpions. Вот почему из-за этой фразировки пришлось 4 строфы рифмовать одной рифмой: /Ты/, /С высоты/, /Красоты своей меня не замечаешь/. Далее следует пре-хорус (связка перед припевом). Причём, если запев V начинался с сильной доли (Down), то связка - со слабой (Up). В 7 такте прерванный оборот, когда 5 ступень разрешается не в 1-ю, а в 6-ю. Припев R – это риффовая вертушка – повтор, который должен «накачать» энергетику, и в начале- тот же тёрнэраунд, как в запеве. И после паузы – вершина риффового напряжения – разряжается брейком: «Я то, что надо». И, что характерно для современных рок-стилей, в припеве осталась та же гармония, как в запеве V, 1-3-4-5 - || Am C | Dm E7 ||. Это делается сознательно, чтобы включить ритмическую составляющую, ибо смена гармонии позволяет остаться в той же ритмической парадигме, но одинаковая гармония заставляет применить ритмическое развитие (риффовую накачку).  | «Браво» -советская и российская рок-группа, образованная в 1983 году в Москве. Бессменный руководитель и группы, гитарист и автор исполняемых группой песен - Евгений Хавтан. Группа записала множество альбомов, первый из которых увидел свет в 1983 году. Стиль группы тяготеет к рок-н-роллу, биту и рокабилли 50-60-х, с элементами сёрф-рока ска, свингa, новой волны и др. В разные годы в ней участвовали Жанна Агузарова (1983—1988), Валерий Сюткин (1990—1995), РобертЛенц (с 1996 года). | №5-«Я то, что надо» - Браво. Валерий Тодоровский собрал рок-хиты всех отечественных групп, сделал новую аранжировку и изменил некоторые тексты, чтобы они смогли представить его фильм на любом европейском форуме. Одни из таких хитов, это песня группы «Чайф»- «17 лет» (Пусть всё будет так, как ты захочешь). Это кантри-баллада с куплетной формой. Вступление построено на тёрнэраунде 1-4-6b-7b (C-F-Ab-Bb), на этой вертушке звучит гитарное соло, которое насыщено кантри-орнаментикой (глиссандо, морденты, форшлаги), и модуляцию в параллельный Am музыканты делают с помощью гаммаобразного хода (10 такт), и из-за модуляции получается асимметричный квадрат (10 тактов). Запев V сделан также, как и вступление: построен на одном тёрнэраунде, но 6-4-5-1 (С-F-G-С),в куплете все фразы асимметричны. Но самое парадоксальное – это то, что 1-я фраза начинается с 4-й доли. Это беспрецедентный случай для русскоязычных эстрадных песен: И такая смещённая фразировка делает двухзначной 1-ю долю, ибо создаётся впечатление, что первая доля – это 2-й такт, а 1-й – затакт. Фразы в запеве построены по блюзовому принципу «вопрос – ответ» и насыщены синкопацией фраз, а в 13 и 14-м тактах вокалист применяет кантри- фишку, разбивку фразы на слоге «а»: Тебя а...а...а...а.. Из-за расширения (в конце квадрата добавляется 1такт), запев асимметричный – не 16, а 17 тактов. И если в запеве фразы не одинаковой длины, то припев R построен на риффе, как скандирование 1-й фразы, и эти повторы создают энергетику. В этой песне два ритмических полюса, создающие контраст: запев V ,в котором фразы не взаимодействуют с сильными долями ритма (Off Beat) и начинаются со слабой доли, и припев R, в котором с 7-го такта начинаются фразы, построенные по принципу «диалог с грувом», когда у солиста - «вопрос», а у грува - «ответ». Из-за такой фразировки в припеве тоже не симметричный квадрат: не 16 тактов, а 14 тактов. В кино-версии песня заканчивается мощным соло саксофона. Чайф - (Свердловск, Екатеринбург1985 г.), советская и российская рок-группа. Основатели Группы- Владимир Шахрин и Владимир Бегунов повстречались еще в 1979 году. После того, как оба отслужили в армии, затем обзавелись семьями и добились социального статуса (Шахрин – депутат Райсовета, а Бегунов – сержант милиции), они вновь воссоединились в 1984 году, создав группу.  | «Чайф». Само название – союз двух слов: чай и кайф. Вопреки традиционному для уральского рока примату квази-академических жанров (арт-рок, прогрессив и т. п.) группа играет ритм-энд-блюз, исключительно на собственные стихи. Первый свой концерт сыграли 23 09.1985 г. - это официальная дата дня рождения группы. «Чайф» записал множество альбомов (всего 39), первый из которых увидел свет в 1985 году. И сейчас Чайф продолжает успешно выступать и записываться. | Один из героев говорит главные слова: «важен драйв». И впервые отечественный рок смог говорить на языке драйва и свидетельство тому - фильм «Стиляги». №6 – «Пусть всё будет так, как ты захочешь» - Чайф. |