ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Появление первого гармонического песенного жанра – канта. Массовая музыкальная культура Русская дореволюционная песня и инструментальная музыка Раньше, до конца 19 века, не могло быть массового музыкального искусства, ибо 2 ветки музыки – академическая дворянская (оперы и симонии) и крестьянская музыка, сопровождавшая обряды и хороводы, - не пересекались. Так крестьяне не ходили в оперу, а дворяне не водили с ними хороводы. Но в конце 19 века появляются светские хоры Ю.Н.Голицына, А. А. Архангельского, Д. А. Агренева-Славянского и происходит разделение на академический и эстрадный жанры. Ибо любителями этих хоров часто были и завсегдатаи оперных театров. Тогда и появилась массовая музыкальная культура ММК, которая сейчас получила название поп-музыка. (от слова популярная) Поскольку светские хоры пели песни, мы рассмотрим 2 основных источника дореволюционной песни: 1. народные песни, песни лирников, крестьянские, цыганские и – Дворянские салонные песни-романсы. А также предпосылки и истоки появления массовых песен 19 века. Причин появления дореволюционных массовых песен 1.Приход в 17 веке в Россию гомофонии, преодоление «темперированного барьера» и появление первого гармонического песенного жанра – канта, из которого образовался жанр: 2. Городские песни, основанный по гомофонному принципу (мелодия с аккомпанементом). Их виды - лирические, солдатские, застольные, заздравные, студенческие, частушки, революционные песни. Появление русской инструментальной музыки.- Хор владимирских рожечников, п/у П. Кондратьева, заимствование у татар балалайки, приход в Россию из Германии гармоники, искусство смоленских скрипачей, создание великорусского оркестра В. Андреевым. Русский романс; цыганские песни – А. Вяльцевой, Н. Тамары, А. Давыдова, Ю. Морфесси. и шансонье- А. Вертинский, И. Кремер (Цыганским романсом увлекались А. Толстой, А. Куприн, А Блок), казачьи романсы. Дворянские салонные песни-романсы: А. Алябьев, А. Варламов, А. Гурилёв, А. Верстовский, А. Дюбюк. 5. Разделение на академический и эстрадный жанры. Появление профессиональных исполнителей - хоры Д. Агренева-Славянского, И. Юхова, С. Садовникова, Оркестр Балалаечников В. Андреева и солистов - Надежда Плевицкая. Появление грамзаписи - так к 1907 году продано 500 000 пластинок, а к1915 году - 20 000 000. Появление хитов и звёзд эстрадной песни Федора Шаляпина, Изабеллы, Юрьевой, Надежды Плевицкой, Анастасии Вяльцевой. Появление первого гармонического песенного жанра – канта. Коммунистический погром джаза и рока в прошлом веке, к сожалению, не первый случай уничтожения музыкальной культуры в России. Первый случился в 17 веке, когда царь Алексей Михайлович принял доктрину «Москва – третий Рим», по которой выходило, что Московское царство, после падения Константинополя в 14 веке, осталось единственным христианским государством (западные христиане тогда считались еретиками). Под эту доктрину он уничтожил скоморохов и их инструменты[1]. Тем самым «Тишайший», как звали Алексея Михайловича, обрёк русскую музыку на вековое хождения по одноголосному кругу и русские музыканты не смогли взять «темперированный барьер”. На первый взгляд это звучит заумно, но на самом деле все очень просто. В чистом строе, в котором звучала вся музыка до изобретения темперированного строя, невозможна многоголосная, аккордовая музыка. Ибо терции, из которых состоят аккорды, в чистом строе звучат неблагозвучно или, как говорят музыканты, образуют диссонанс. Другими словами, в таком интервале присутствуют «биения» (приблизительно 20 биений в секунду), и такой звук, как часто мигающая лампочка дневного света, раздражает слушателя. Биения получаются потому, что интервалы на разных ступенях гаммы чистого строя не равны. Скажем, большая секунда между ДО и РЕ: 204 цента, а та же большая секунда между РЕ и МИ: 182 цента. В темперированном строе все интервалы разделили ровно: 200 центов - и биения исчезли. Вот почему музыка, до изобретения строя “одной температуры”, так дословно переводится темперированный строй, могла быть только одноголосной: на Западе - Григорианский хорал, а у нас Знаменный распев. Но раз диссонанс возникает, когда ноты берутся сразу, значит, их можно брать поочередно; что и случилось в полифонии. И вот, в течение 100 лет, западная музыка шла полифонической дорогой, совершенствуя инструменты и открывая новые разные строи. А мы в это время цеплялись за “третьеримские” амбиции и, как слепая лошадь в шахте, ходили по кругу одноголосья. Ибо наша музыка, оставшись без инструментов, не могла взять темперированный барьер[2]. Вот представьте на минуту, что у ученых отобрали все приборы, реторты и синхрофазотроны, и оставили один карандаш. И наша музыка, без инструментов, с одним человеческим голосом, оставалась 200 лет. А этот “карандаш” - человеческий голос - не перестроишь. №3.«Как за речкою да за Дарьею» (песня про татарский полон ) И это тем более обидно, что в инструментарии скоморохов, как пишет Н. Финдейзен[3], было только ударных инструментов 14 (!?) наименований. Что такое “клепало большое”, что такое “клепало малое”, какую функцию они несли в оркестре скоморохов, мы никогда не узнаем[4]. А между тем Н. Финдейзен приводит карту Севера России с сёлами, в которых жили сосланные скоморохи. Представьте село, в котором нет ни одного кузнеца, плотника, гончара, а лишь одни скоморохи. Это как если бы, скажем, в Малаховке жили одни клоуны. Но это совсем не смешно, ибо там, среди северных рек, сгинули наши Бахи и Гендели. И когда Бах написал “Хорошо темперированный клавир”, в котором показал все возможности нового строя, он тем самым, как бы подвел черту под полифонией, и открыл новый период музыки - гармонический, или, как его называют музыканты, “гомофонию”. Темперированный строй, принятый музыкантами после Баха, оказался дверью в новые музыкальные миры, в которых расцвел гений Гайдна и Моцарта и в Европе началась гармоническая эра. А мы все сидели в “третьеримском” одноголосье: до тех пор, пока Петр не “прорубил окно” в Европу. И тогда, через Польшу и Украину, пришел в Россию темперированный строй с бродячими певцами-лирниками, колесные лиры которых были настроены уже по-новому. Лирники исполняли уже не одноголосные песнопения, а псальмы и канты, мелодия которых была построена на гармонической основе. И эти канты произвели сенсацию в России. Профессор консерватории А.В. Руднева[5] рассказывала автору, что в то время все население было охвачено эпидемией кантов покруче битломании. В кузницах остывали горны, мычали недоенные коровы, а народ сидел по избам и распевал канты. Как сейчас бы сказали - “балдели” от кантов, позабыв все на свете. Самое любопытное, что наше православное пение было целиком создано на основе кантов петровских времен. После кантов возникла «городская песня» основанная на принципах гомофонии, с аккомпанементом, - инструментальным сопровождение аккордового склада (на гитаре, балалайке, гармонике). Псальмы - народные песни на христианские сюжеты, исполняемы слепцами-лирниками[6]. П., пришли в Россию с Украины и из Польши в XVI веке. Самые известные П. – это стихи «О Голубиной книге», «Об Адаме», «Об Иосифе Прекрасном», «Об Алексее, Человеке Божьем», «Феодоре Тироне», «О Егории Храбром», №4.«О Богатом и Лазаре», №5. «Песьнь аб Страшным Судзе». В П. поется о смерти, расставании души с телом, тщете и мимолётности жизни. В XX веке среди катакомбников (подпольной Церкви, не признавшей коммунистическую диктатуру) возникает много псальм о Страшном Суде - только приход антихриста в них связывается уже с революцией, разрушением церквей, коллективизацией, лагерями. Кант– первый жанр многоголосной песни, основанный на принципе гомофонии. К. возник из песен лирников - псальмов. В царствование Петра I были «виватные» канты, по случаю военных побед мира (например, кант «Радуйся Роско земле» на заключение Ништадтского мира, 1721). Их пел хор с участием роговых оркестров и они сопровождались колокольным звоном, пушечной пальбой и фейерверком. Позже - «мореходные» канты - «Буря море раздымает», лирические - «На горах Валдайских сидел Аполлон», шуточные - «Весна катит, зиму валит». Кант поют в трёхголосном гомофонном изложении (два верхних голоса идут «параллельно» терциями, а бас играет роль своеобразного гармонического «фундамента»). Распев текста силлабический (один слог текста распевается на один звук). Из канта образовалось партесное церковное пение[7]. Авторы стихов кантов - поэты 17-18 века: В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, А.П.Сумароков. Но большинство авторов музыки кантов - анонимны. Кант стал прародителем жанра городские песни. | В.К. Тредиаковский | М.В. Ломоносов | А.П.Сумароков | Городские песни. Если обрядовый фольклор 12-15 веков не имел гармонической основы, и его песни были одноголосные по сути, то обрядовые песни (как и модальный джаз М. Девиса) построены на разворачивании ладов (лидийского, дорийского, миксолидийского и т.д.), как в песне №1.«Стрела», весенняя календарно-обрядовая песня, Брянская область, или в гимне- №2.«Песнь Богини Лады» Обрядовая календарная весенняя песня. Брянская обл., то городские песни 18-19 веков уже построены на основе гармонических тёрнэраундов (оборотов), и имеют ладово-гармоническую основу (как в джазовом стиле свинг или би-боп) и в них используются два лада: мажор и гармонический минор. И если обрядовые песни написаны, как правило, в переменном размере и у них не симметричный квадрат, то у городских песен простой размер - 2/4, 3/4, и в них нет несимметричных размеров. Их драматургия построена на сочетании контрастных- по музыке - запева и припева. Городские песни имеют такие виды: а). Лирическая песня-романс - для этих песенхарактерна мелодия по звукам аккордов, распевы большого числа звуков на один слог, в гармонии - чередование минора и мажора. №3."Чем тебя я огорчила?" Характерная выразительно-напевная мелодия параллельно - переменного лада (гармонический минор и мажор), с часто использующимися ходами на сексту, ясно выраженной гармонической основой и гитарным сопровождением. №4."Зачем сидишь до полуночи» Мелодическим истоком ее песни явился ранний романс А. Варламова "Ожидание". В основе глубоко прочувствованная мелодия октавного диапазона, четко выявленной гармонической основы, (используются ходы по звукам аккордов - секстаккорда; гармонический минор сочетается с параллельным мажором. Песня исполняется под гитарный аккомпанемент. №5."Ничто в полюшке не колышется» Песня глубоко печального настроения, сочетающая в себе черты старинной крестьянской (характерные интонации лирических протяжных песен, распевы большого числа звуков на один слог, диапазон более октавы, унисонно-октавное завершение мелодии) и городской песни (четкая метро-ритмическая основа, гармоническая фактура). |