Экзаменационный билет № 10 Экзаменационный билет № 1 Предмет теории и методики обучения географии, задачи, связь с другими науками. Особенности включения географических знаний в курсе Естествознание 5 класс. Экзаменационный билет № 2 Особенности преподавания курса географии в специализированных классах. Географические умения и навыки, приемы их формирования. Экзаменационный билет № 3 Изучение причинно-следственных связей в школьном курсе географии. 2. Структура и содержание курса географии во вспомогательной школе. Экзаменационный билет № 4 Формирование географических представлений. Изучение географических фактов. Экзаменационный билет № 5 Учебник географии: значение, структурные элементы учебника. Особенности преподавания курса «География России» Экзаменационный билет № 6 Методы обучения географии: понятие, классификации. Методика работы с географической картой. Экзаменационный билет № 7 Работа с географической номенклатурой. Работа с контурной картой. Экзаменационный билет №8 Работа с мультимедийными средствами обучения на уроке географии. Требования к современному уроку географии. Экзаменационный билет № 9 Структурные элементы урока, их особенности, требования к ним. Проблемное изучение географии. Экзаменационный билет № 10 Глобус, его особенности, назначение и использование. Экологический принцип школьной географии. Экзаменационный билет № 11 Лекционно-семинарская система обучения на уроках географии. Организация практических работ в школьном курсе географии. Экзаменационный билет № 12 Критерии оценки знаний учащихся по географии. Цели изучения школьного курса «География России»: Природа и население, 8 класс. Экзаменационный билет № 13 Цели изучения школьного курса физической географии, 6 класс. Географический кабинет, школьная географическая площадка. Экзаменационный билет № 14 Цели изучения курса страноведения, 7 класс. Теоретические знания в изучении географии. Экзаменационный билет № 15 1. Структура и содержание курса «География России»: Хозяйство и географические районы, 9 класс. Анализ школьных программ по географии. Экзаменационный билет № 16 Цели изучения курса «География России»: Хозяйство и географические районы, 9 класс. Типы уроков географии по дидактическим целям. Экзаменационный билет № 17 Цели изучения курса экономической и социальной географии мира, 10-11 класс. Понятие о средствах обучения, их классификация. Экзаменационный билет № 18 1. Структура и содержание курса экономической и социальной географии мира, 10-11 класс. Внеклассная работа по географии. Экзаменационный билет № 19 Особенности преподавания курса экономической и социальной географии мира, 10-11 класс. 2. Виды планирования по географии. Экзаменационный билет № 20 1. Цели обучения школьной географии и ее содержание. Особенности преподавания курса «География России» в 9 классе. Экзаменационный билет № 21 1. Виды планирования по географии Особенности преподавания курса «География России» в 8 классе. Экзаменационный билет № 22 Приемы работы с учебником на уроке географии. 2. Структура и содержание курса «География России»: Природа и население, 8 класс Экзаменационный билет № 23 Теоретические знания в изучении географии. Цели изучения курса «География России»: Природа и население, 8 класс. Экзаменационный билет № 24 Пути формирования географических понятий. 2. Структура и содержание курса страноведения, 7 класс. Экзаменационный билет № 25 Эмпирические знания в изучении географии. Особенности преподавания географии в 7 классе. Экзаменационный билет № 1 1. Предмет теории и методики обучения географии, задачи, связь с другими науками. Методика обучения географии — одна из профилирующих дисциплин высшего географического образования. Как отрасль научного знания она определяет цели и задачи географии как учебного предмета, разрабатывает содержание школьной географии в целом и отдельных ее курсов, исследует процесс обучения географий, изучает формы организации процесса обучения,разрабатывает учебное оборудование и методику его использования, исследует методы и приемы обучения, разрабатывает наиболее рациональные способы учения ученика, его развития, вооружает будущих специалистовнаучно-обоснованнымии практически проверенными методами обучения и воспитания применительно к содержанию различных курсов, возрастным особенностям и системе современного оборудования педагогического процесса. Методика обучения географии тесно связана с целым комплексом наук — географических и педагогических. От географии как науки методика берет содержание обучения. География как учебный предмет— это основы географической науки, отобранные для целей обучения, воспитания, развития и приведенные в педагогическую систему. Школьная география от географии как науки берет не только содержание обучения, но использует и методы географических исследований как методы обучения(картографический, метод наблюдения, сравнительный, статистический, элементы методов полевых исследований). «Методика обучения географии» - педагогическая дисциплина, направленная на обеспечение методической подготовки студентов-географов. Методика обучения географии – педагогическая наука, которая: -знакомит студентов с целями и содержанием географического образования в средней школе; -раскрывает научно обоснованную и проверенную на практике систему методов, форм и средств обучения; -рассматривает важнейшие черты методической науки, свойственные ей методы и логику исследования. Методологической основой современной методики обучения географии является теория развивающего обучения, разработанная в трудах выдающегося отечественного психолога Л.С.Выготского, его учеников и последователей. Основными категориями «Методики преподавания географии» являются: «обучение», «преподавание», «учение» и «усвоение». Методика обучения географии – педагогическая наука, предметом которой является процесс обучения географии. В этом отношении методика обучения географии является частной дидактикой. Общие закономерности обучения раскрываются дидактикой, основоположником которой является выдающийся чешский мыслитель-гуманист и педагог Ян Амос Коменский (1592-1670 гг.). Методика обучения географии исследует проблемы целей обучения, содержания географического образования, методов и форм организации обучения, средств обучения географии, взаимосвязей и способов достижения единства между усвоением знаний, умственным развитием и воспитанием учащихся в процессе изучения географических знаний. Общий подход к решению всех этих проблем определяется общими (стратегическими) целями воспитания и образования – формированием всесторонне и гармонично развитой личности. Связи методики обучения географии с географическими науками имеют особенно большое значение при разработке содержания школьной географии, т.е. в решении вопроса о том, каков тот круг научных географических знаний и умений, которыми должны овладеть школьники в процессе обучения географии. Связи методики обучения с дидактикой. Дидактика образует общую научную основу методики всех учебных предметов. Методика обучения географии развивается в соответствии с законами, закономерностями и принципами, обоснованными дидактикой. Связи методики обучения географии с психологией. Методика обучения географии имеет тесные связи с психологией. Эти связи обусловлены тем, что открытые психологией закономерности помогают найти наиболее эффективные средства, методы и приемы обучения, воспитания и развития личности ребенка, сконструировать педагогически грамотный процесс формирования у учащихся основ географического мышления. 2. Особенности включения географических знаний в курсе Естествознание 5 класс. Цели и задачи курса: • ознакомление учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии; • формирование географической культуры личности и обучение географическому языку; • формирование умения использовать источники географической информации, прежде всего географические карты; • сформировать знания о земных оболочках; атмосфере, гидросфере,литосфере, биосфере; формирование правильных пространственных представлений о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных до глобальных. Современные образовательные технологии, использующиеся в образовательном процессе: организация самостоятельной работы;· дистанционное обучение;· проектная деятельность;· информационные технологии;· технологии оценки достижений.· Первый тематический раздел « Наука география» знакомит учащихся с историей и содержанием географической науки, а также содержит сведения о методах географических исследований. Материал второго раздела- «Земля и ее изображения»- не только сообщает учащимся об основных этапах становления знаний о форме и размерах Земли, а также о способах ее изображения, но и носит пропедевтический характер по отношению кпоследующим курсам географии Третий раздел «История географических исследований» знакомит учащихся с историей изучения и освоения Земли. Авторы не преследовали цели дать полный и исчерпывающий обзор всех географических открытий. Целью раздела является построенный на конкретных примерах рассказ о тех условиях, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. Не остался без внимания и вклад русских путешественников в этот процесс. При изучении раздела реализуются межпредметные связи с историей. Четвертый раздел «Путешествие по планете Земля» призван первично познакомить учащихся с особенностями природы материков и океанов. Пятый раздел учебника «Природа Земли» знакомит учащихся с оболочкой нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой». Особая роль курса географии 5 класса заключается в формировании первичных представлений о географии как динамично развивающейся науке, являющейся основой рационального взаимодействия человека и окружающей среды. В соответствии с Базисным учебным планом по курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс естествознания (Окружающий мир), включающий интегрированные сведения из курсов физики, химии, биологии, астрономии и географии. По отношению к курсу географии в 5 классе, данный курс является пропедевтическим, в ходе освоения его содержания у обучающихся формируются элементарные представления об общих географических закономерностях. Опираясь на эти представления, учитель географии в 5 класса может приступить к изучению Земли как о планете людей, закономерностей развития природы. География включена в область общественно-научных предметов вместе с историей и обществознанием. Такой предмет как природоведение (естествознание) в составе федерального компонента в 5 классе новым стандартом не предусмотрен, поэтому в 5 классе изучаются систематические курсы географии и биологии. Таким образом, курс "География. Землеведение" изучается в течении двух лет (по одному часу в неделю). Содержательный компонент курса состоит из двух основных составляющих: · биологической: Биология как наука. Разнообразие организмов. Отличительные признаки живых организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов. Строение клетки: оболочка, цитоплазма и ядро. Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Эволюция органического мира. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда - источник веществ, энергии и информации. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления к различным средам обитания. Виды природных сообществ. Происхождение человека. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах. Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Человек и окружающая среда. Простейшие способы оказания первой помощи. · географической: Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Земля — планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещенности. Часовые пояса. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей. Внутреннее строение Земли, методы его изучения. Материки и океаны на поверхности Земли. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Состав атмосферы, её структура. Значение атмосферы для жизни на Земле. Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Влага в атмосфере. Облачность, ее влияние на погоду. Распределение влаги на поверхности Земли. Части гидросферы. Влияние атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека. Реки Земли. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование. Виды подземных вод, возможности их использования человеком. Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Источники пресной воды на Земле. Проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле и пути их решения. Наблюдения за погодой. Климат и климатические пояса. Пути сохранения качества воздушной среды. Адаптация человека к климатическим условиям местности. Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная зональность и высотная поясность в растительном и животном мире. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли. Наблюдения за растительностью и животными миром как способ определения качества окружающей среды. Строение, свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи между ее составными частями. Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Экзаменационный билет № 2 1. Особенности преподавания курса географии в специализированных классах. Принципиально новый подход к построению третьей ступени среднего образования состоит в том, что обучение ведется на основе дифференциации, интеграции и профессионализации образования. В соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта осуществляется профильная подготовка на старшей ступени школы по направлениям: социально-гуманитарному, естественнонаучному, техническому и др. Профильное обучение является системой специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, в том числе с учетом реальных требований рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования. В пояснительной записке федерального базисного учебного плана и примерных учебных планах для образовательных учреждений российской Федерации говорится: «Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Переход к профильному обучению позволяет: − создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников, построения индивидуальных образовательных программ; − обеспечить углубленное изучение отдельных предметов; − установить равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся, расширить возможности их социализации; − обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, в том числе более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования» В учебный план вводятся элективные курсы по географии, которые направлены на решение следующих задач: − способствовать самоопределению ученика и/или выбору дальнейшей профессиональной деятельности; − создавать положительную мотивацию обучения на планируемом профиле; − познакомить учащихся с ведущими для данного профиля видами деятельности; − активизировать познавательную деятельность школьников; − повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся 2. Географические умения и навыки, приемы их формирования. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения. Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал). Формы организации работы учащихся: индивидуальная, коллективная, фронтальная; парная; групповая Специфика предмета: Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний. При работе с картами основное внимание уделяется знакомству с ее содержанием, выявлению основных картографируемых явлений и объектов, а также использованию карты для решения географических задач - определению местоположения объектов, их координат, расстояний и направлений и составлению несложных географических описаний и характеристик. Географические умения формируются в течение длительного времени в ходе учебной деятельности на уроках и выполнения практических работ. Успешное обучение в школе невозможно без сформированности, у учащегося тех умений и навыков, которые необходимы ему в процессе учебной деятельности. В толковом словаре «навык» – умение, выработанное упражнениями, привычкой. А «умение» – это навык в каком-нибудь деле. В педагогической литературе есть различие между умениями и навыками, которые обнаруживаются в процессе их формирования. Но в любом случае процесс формирования у учащихся умений учения и труда осуществляется во взаимосвязи с воспитанием мотивации учения. Умения и навыки, которыми овладевают учащиеся при изучении географии, различаются сложностью выполняемых действий. Нарастание сложности упражнений по выработке некоторых умений происходит не только в течение года, но и от курса к курсу. Вследствие этого одни из них требуют для формирования небольших затрат времени и сил, например, использование справочного материала в атласах, учебниках и т. п. Другие же представляют собой сложную систему, в которой каждое действие отрабатывается постепенно, затем соединяется с другими. Наиболее сложным является умение читать географические карты; оно формируется, постепенно усложняясь и совершенствуясь, на протяжении изучения всего школьного курса географии. Умение читать карту складывается из сложной системы действий: ориентирования, измерения расстояний, установления пространственных соотношений пунктов, территорий, определение координат, установление причинно-следственных связей между объектами и явлениями, изображенными на карте, составление описания отдельных объектов (рек, гор), элементов природы определенных территорий (например, поверхности Южной Америки, климата Восточной Сибири), составление физико-географического и экономико-географического описания отдельной страны, района, города. В работе по формированию приемов чтения карты все более широкое распространение получают «планы описания». Разработаны достаточно подробные планы: описания рек, гор, поверхности отдельной территории, климата, физико-географической характеристики страны, района и т. д. В выработке умений и навыков большое значение имеет система упражнений. Процесс формирования умений начинается с вводных упражнений, которые выполняются учащимися вначале вслед за учителем, а потом полусамостоятельно, т. е. под непосредственным наблюдением учителя. Систематические упражнения в страноведческих курсах доводят приемы работы с координатами до степени навыка. С целью формирования умений сравнивать явления и систематизировать знания в 8 классе при изучении темы «Циклоны и антициклоны» учащиеся получают задание: найти черты сходства и отличия циклонов и антициклонов и оформить самостоятельную работу в виде таблицы. Признаки сравнения и вид таблицы выбирают самостоятельно. Применяю раздаточный материал – это различные планы, например: план характеристики географического положения материка, план описания рельефа территории, план описания климата, план описания реки, план описания природной зоны. Цель: вооружить школьников приемами работы с тематическими картами. При изучении географии используется комплекс методов. Наиболее общим является диалектический. К комплексу методов относится картографический, наблюдение, экспедиционный, лабораторный анализ, эксперимент, математические и статистические методы. Умения - практические действия, сознательно выполняемые учащимися на основе имеющихся знаний и жизненного опыта. Навыки - практические действия, выполняемые автоматически. В географии преобладают умения, которые подразделяются на географические (специальные) и общеучебные. К физико-географическим умениям относятся: умение работать с источниками географической информации (карты, диаграммы), умение определять географическое положение объектов, обозначать и подписывать их на контурной карте, умение составлять типовые характеристики компонентов природы, умение наблюдать, фиксировать данные, объяснять изменения. В экономической географии: умение оценивать природные ресурсы для хозяйственного использования, умение анализировать статистические данные, составлять характеристики населения, основных отраслей хозяйства, городов, промышленных узлов, экономических районов. В современной школе роль этого компонента образования усилена. Наряду с географическими умениями формируются общеучебные умения и навыки. Этапы формирования умений и навыков: показ значения умения, постановка целей овладения им, знакомство с источниками знаний, на основе которых умение применяется ознакомление составом умения, осознание учащимися последовательности выполнения действий показ и объяснение учителем образца выполнения действий тренировочные упражнения для овладения умением самостоятельное применение умения, его перенос на новый материал и использование для решения новых задач. Количество умений и навыков зависит от многочисленных причин: наличие оборудования, индивидуальная особенность учащихся, от учителя (учитель должен отразить процесс формирования умений и навыков в тематическом планировании). Ни один урок не может проходить без обращения к карте. Карта – это и поле деятельности, и самое эффективное средство для достижения определенных педагогических целей. Наиболее сложным является умение читать географические карты; оно формируется, постепенно усложняясь и совершенствуясь, на протяжении изучения всего школьного курса географии. Умение читать карту складывается из сложной системы действий: ориентирования, измерения расстояний, установления пространственных соотношений пунктов, территорий, определение координат, установление причинно-следственных связей между объектами и явлениями, изображенными на карте, составление описания отдельных объектов (рек, гор), элементов природы определенных территорий, составление физико-географического и экономико-географического описания отдельной страны, района, города. Формирование умений и навыков учащихся в процессе обучения географии происходит в основном при выполнении различных практических и самостоятельных работ. Практическая работа может быть определена как деятельность, направленная на применение, углубление и развитие теоретических знаний в комплексе с формированием необходимых для этого умений и навыков (самостоятельное использование учебника, карт, статистических материалов, наглядных пособий, географических приборов). Практическая работа подготавливает учащихся к самостоятельному поиску новых знаний и овладению новыми умениями, активизирует познавательную деятельность. Экзаменационный билет № 3 1. Изучение причинно-следственных связей в школьном курсе географии. Сущностной основой изучения причинно-следственных связей является выявление и понимание учащимися причин происходящих процессов и последствий проявления этих причин, которые приводят к изменению географических объектов. Причинность в философском аспекте его понимания - это генетическая связь между отдельными состояниями видов и форм материи в процессе ее движения и развития. Возникновение географических объектов и явлений, их развитие, переход от одного состояния в другое, вызывается соответствующими природными процессами (причинами) в результате которых они приобретают новое качество, трансформируются в новые географические объекты или явления генетически (по происхождению) связанными с предыдущими первоначальными объектами или явлениями. К примеру, горные породы в результате процессов выветривания разрушаются, и горные территории в результате деятельности сил выветривания трансформируются в равнинные территории, возникают новые географические объекты равнины: генетически, т.е. по своему происхождению связанные с такими объектами как горы. В этом примере причиной изменения гор является такой природный процесс как выветривание, а его следствием - образование равнин. Основными целями изучения причинно-следственных связей является: раскрытие причин (движущих сил), изменяющих объекты природной и социальной среды и приводящих к образованию новых географических объектов и явлений, проявления результатов хозяйственной деятельности человека показ учащимся причинно-обусловленной зависимости всех процессов, происходящих в окружающей среде; подтверждение на конкретных примерах проявления основных законов диалектики: единства и борьбы противоположностей и закона перехода количества в качество, что содействует формированию научного мировоззрения учащихся. Результатом их изучения должны стать знания учащихся о причинно-следственных связях данных в тексте изучаемой темы в готовом виде, умение самостоятельно устанавливать по тексту причинно-следственные связи, объяснять причину и следствие происходящих природных процессов. Изучение причинно-следственных связей определяет ряд требований к организации учебного процесса. При подготовке к уроку учитель должен выделить в тексте изучаемой темы причинно-следственные связи в природных процессах уже известных ученикам и связи, которые необходимо им усвоить в содержании изучаемой темы. Изучение содержания многих тем требует понимания учащимися цепочки причинно-следственных связей. Современная физическая география исследует связи между различными природными явлениями, природой и хозяйственной деятельностью человека. Знание связей и взаимосвязей обеспечивает возможность географического прогноза — предсказания изменений в природной среде в результате вмешательства человека. И в школе нельзя успешно изучать основы физико-географических наук без выяснения причин образования и развития природных объектов и явлений. Причинно-следственные связи входят в состав многих географических знаний. Какое бы понятие или их система ни рассматривались на уроке, они, так или иначе включают связи между главными, существенными признаками, Школьные курсы географии пронизывает ряд важных теоретических положений. В их числе — постоянное развитие нашей планеты и ее оболочек, природных комплексов, взаимная связь и обусловленность компонентов природы. Отличия в природе разных мест земного шара, каждого материка, нашей страны можно объяснить, зная их причины. Учитывая сложность усвоения причинно-следственных связей, целесообразно выделить их для специального изучения. должны также понимать, что правильное отношение человека к природе, разумное использование и охрана естественных богатств возможны только в результате познания ее законов, которые находят отражение в наиболее общих причинно-следственных связях. Верное их понимание имеет неоценимое значение и для научного мировоззрения. Ученик, не усвоивший связей в природе, не может иметь правильного научного мировоззрения. Если он не умеет вскрыть весь комплекс причин и следствий, то его знания и, следовательно, убеждения односторонни, малоубедительны и неглубоки. Самостоятельное объяснение связей способствует также умственному развитию школьников — одной из главных целей. В преподавании географии должно правильно сочетаться яркое и образное описание географических объектов с объяснением их особенностей, с выявлением причинно-следственных связей и зависимостей, что придаст всему курсу большую доказательность и повысит его воспитательное значение. Как и другие качества ума, мышление, можно развивать. Именно этому развитию и способствует умение учащихся устанавливать и объяснять причинно-следственные связи. Данная деятельность требует от детей умственных усилий, применения логических операций (анализ, синтез, обобщение), умение работать с различными источниками информации. По характеру решаемых задач различают мышление: * теоретическое; * практическое. Теоретическое мышление - мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений. Практическое мышление - мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач. Знания о реальных явлениях и процессах, протекающих в природе и изучаемых учащимися в школе, иерархически выстраиваются по классам и предметам с учетом возраста учащихся, определяющего уровень их мыслительных способностей, их интеллект. Многие разделы этих знаний могут быть сквозными и пронизывать программы всех ступеней обучения, но с разной полнотой их раскрытия. Основными целями изучения причинно-следственных связей является: - раскрытие причин (движущих сил), изменяющих объекты природной и социальной среды и приводящих к образованию новых географических объектов и явлений, проявления результатов хозяйственной деятельности человека - показ учащимся причинно-обусловленной зависимости всех процессов, происходящих в окружающей среде; - подтверждение на конкретных примерах проявления основных законов диалектики: единства и борьбы противоположностей и закона перехода количества в качество, что содействует формированию научного мировоззрения учащихся. Результатом их изучения должны стать знания учащихся о причинно-следственных связях данных в тексте изучаемой темы в готовом виде, умение самостоятельно устанавливать по тексту причинно-следственные связи, объяснять причину и следствие происходящих природных процессов. Изучение причинно-следственных связей определяет ряд требований к организации учебного процесса. При подготовке к уроку учитель должен выделить в тексте изучаемой темы причинно-следственные связи в природных процессах уже известных ученикам и связи, которые необходимо им усвоить в содержании изучаемой темы. Изучение содержания многих тем требует понимания учащимися цепочки причинно-следственных связей. 2. Структура и содержание курса географии во вспомогательной школе. Большое значение для развития умственно отсталых детей имеет ознакомление их с окружающей местностью в процессе изучения темы «Формы поверхности Земли и вода на Земле». При изучении этой темы учащихся знакомят с видами равнин и возвышенностей, и холмов и горных хребтов, формируют понятия озера и пруды, горные и равнинные реки, моря и океаны. Некоторые из этих понятий формируются в процессе просмотра кинофильмов и картин, а также на экскурсиях. От знакомства с формами поверхности Земли и воды на Земле учащиеся переходят к составлению простейших планов: классной комнаты, школьного двора, сада, участка. Понятие в масштабе формируется на базе прочных измерительных навыков. Детей знакомят с условными знаками плана местности, учат читать и составлять несложные планы и топографические карты. Умения и навыки служат опорой в чтении и понимании географической карты. При изучении темы «Земной шар» учащихся знакомят с глобусом - моделью земного шара, с расположением частей света и океанов, с географическим положением нашей Родины на глобусе и карте полушарий, с первыми кругосветными путешествиями Магеллана, Крузенштерна. Изучение темы «Тепловые пояса на земном шаре» помогает освоить причинно-следственные зависимости и взаимосвязи между расположением стран и их природой, понять следующую тему из программыVкласса - «Картины природы и жизни населения на земном шаре». В процессе изучения этой темы на небольшом по объему материале ученики получают элементарные сведения и представления о тропических лесах и пустынях, о жизни населения в странах с жарким, холодным и умеренным климатом. По ходу изучения последних двух тем учащиеся получают представление о трудном для них, но необходимом в курсе географии понятии «климат». В основу формирования этого сложного понятия должны быть положены многолетние наблюдения учащихся за погодой и выводы, которые делают сами ученики, обобщая данные по календарю природы в конце учебного года. Задачи и методика изучения географических материков Одной из важнейших задач обучения географии во вспомогательной школе всегда было и остается формирование сознательных представлений и понятий о географических объектах. В качестве специальной цели обучения нужно рассматривать обучение детей применению приобретенных знаний, умений и навыков в разнообразных условиях. Задачами изучение курса «География материков» во вспомогательной школе являются: 1. Формирование понятий материк и часть света. 2. Ознакомление учащихся с глобусом. 3. Формирование элементарных картографических умений. 4. Ознакомление учащихся с географическими материками Земли. 5. Краткий физико-географический обзор южных материков: Антарктида, Австралия, Африка, Южная Америка. 6. Изучение Австралийского Союза и отдельных стран Африки и Южной Америки. 7. Формирование понятия «природные зоны»; их положения. 8. Продолжение работы по формированию понятия «климат». 9. Знакомство учащихся с природными ресурсами каждой зоны. 10. Краткий физико-географический обзор Евразии. 11. Изучение населения и политической карты Евразии. 12. Рассмотрение отдельных государств Евразии. 13. Развитие познавательных процессов учащихся и практического ума. Изучение географических материков во вспомогательной школе начинается в 8 классе. В начале учащиеся знакомятся с южными материками: Антарктида, Австралия, Африка и Южная Америка. Основное внимание сосредотачивается на выяснении особенностей природы каждого из материков. Изучение Австралийского Союза и отдельных стран Африки и Южной Америки происходит в виде их краткого описания по следующему плану: географическое положение, природа, население и его хозяйственная деятельность. В 9 классе изучение курса «География материков» продолжается. Учащиеся знакомятся с северными материками. Последним из материков рассматривается Евразия. На ее изучение отводится больше времени, чем на другие материки. Первой рассматривается тема «Карта Евразии», в которой закладываются основы для изучения последующей темы «Природные зоны Евразии». Изучаются наиболее типичные природные зоны материка, и в отличии от других континентов, более подробно. Завершается курс географии 9 класса темой «Население и страны Евразии». С населением и отдельными странами материка (на усмотрение учителя) школьников целесообразно знакомить по частям света. Изучается больше государств, чем по другим материкам, с опорой на ранее предложенный план. В курсе «География материков» по каждому разделу учитываются разные уровни усвоения учащимися географического материала. В современных условиях при изучении географии во вспомогательной школе часто используются мультимедийные комплексы. Например, мультимедийный учебный комплекс "1С: Образовательная коллекция. География. Наш дом - Земля. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс" разработанный в соответствии со школьной программой и содержащий следующие разделы: - мир, - материки, - океаны, - страны. Данная программа представляет собой учебные материалы, практические задания, контрольные вопросы, тесты и справочник, объединенные гипертекстовой структурой, и содержит: дикторский текст, слайды, видеофрагменты. Также курс предусматривает Интернет-поддержку, которая включает в себя ссылки на географические ресурсы глобальной сети, ответы на интересующие вопросы, контрольные работы. Для учителей на диске содержатся методические указания по его использованию в учебном процессе. Мультимедиа учебник рекомендуется создателем использовать: - для изучения курса географии в классе, - для проверки знаний по курсу, - в качестве справочника, Некоторые задания данного мультимедиа учебника можно попробовать использовать и при изучении географии и во вспомогательной школе. При изучение географического положения материков вниманию учеников предлагается прослушать текст диктора о географическом положении, об исследованиях материка, об особенностях природы и о многом другом, что является важным в изучении данной темы. Ученики при этом работают в наушниках, прослушивают занимательный текст и при этом ещё и видят изображение материка на экране. В результате задействованы разные виды памяти, что позволяет усвоить максимальное количество информации. Для закрепления изученного можно использовать практические задания: разместить животных по местам их обитания (по природным зонам), разместить географические объекты на карте и другие. Как результат работы, у учащихся возрастает интерес к предмету, они стараются самостоятельно выполнять задания. Возникает интерес и к работе на компьютере не только на одном уроке, но и в свободное время они стремятся дополнительно работать с данной программой. 1. коррекционно – образовательных программы и их виды: а). учебный план школы 8 вида: (план включает в себя перечень основных предметных областей – матем., рус.яз., Г.; в учебном плане определяется время, отведенное на усвоение ребенком предметной области (по количеству часов в течении каждого года); учебный план определяет логику введения каждой предметной области в учебный процесс. б). программа учебных дисциплин. Включая требования к усвоению детьми определенного количества умений и знаний в определенный промежуток времени. Представляет набор разделов и тем, обязательных для усвоения, выстроенных в определенной логике и рассчитанных на усвоение за определенное количество часов, т.е. основной единицей программной дисциплины является представления, понятия, умения. Программа учебных дисциплин является избыточным по отношению к учебному плану. Включает описание инструментария, пользуясь которым можно решить образовательные задачи, включенные в программу. в). Учебник (Самый подробны вариант коррекционно – образовательной программы по отношению к 1 и 2). г). Индивидуальная программа. д). Групповая программа. В группу отбираются дети со схожей проблемой или с одинаковым видом работ. е). Программа фронтального обучения. 2.Подходы к анализу содержания географического образования в педагогическом исследовании: а) имперический подход (анализ состояния действующих программ с целью их совершенствования) б) проективный (прогностический). (Определение стратегий, тактик и технологий для разработки новых вариантов программ). 3. Особенности содержания географического образования детей с интеллектуальной недостаточностью: а). наглядно – действенный характер содержания образования; б). Наглядно-действенный характер содержания образования. в). концентрический характер (системный); г). алгоримический характер содержания образования. д). системность содержания образования. Экзаменационный билет № 4 1. Формирование географических представлений. Географические представления относятся к географически знаниям и образуют чувственную основу. Географические представления - это чувственно-наглядный образ, который в данный момент не воспринимается. Если понятие отражает сущность предмета и явления, то представление их внешнее проявление. Так, например, после просмотра саван Африки летом у школьников остается представление о том, как выглядят саванны; после просмотра саван зимой остается представление, соответствующее ее внешнему виду и лишь после анализа двух слайдов, после выявления существенных признаков, связей субэкваториального леса формируется понятие саванны. Представления не только чувственная основа понятий, они имеют и самостоятельное значение, как живые образы изучаемого мира. Лучшие условия доля формирования представлений - использование местного краеведческого материала. Многие объекты непосредственно на местности отсутствуют, не доступны наблюдениям, тогда представления формируются с помощью наглядных пособий: кинофильмов, фотографий, красочных картинок, объемных моделей. Специфическим источником образования географических представлений служит пространственное расположение объекта. Если ученики умеют читать условные знаки, то с каждым из них связан соответствующий образ (ровная зеленая окраска на карте соответствует правильному представлению о равнине или низменности). Географические представления могут быть образованны на основе устного рассказа учителя, чтения текста. Для этого нужно воображение и мышление (представление об армянском нагорье - на основе текста в учебнике: высота 1500-2000м, лавовое плато, обособленные хребты, жаркое сухое лето, растительность степи; на карте - географическое расположение армянского нагорья относительно горных хребтов горного Кавказа, граница Армении; картина, фотография «Армянское нагорье» - пересеченная безлесная равнина, котловина заполнена домами и садами, по краям безлесные невысокие горы). На основе всех этих представлений создается образ Армянского нагорья в сознании учащихся. Он связывается с отдельным местом на карте. Процессом восприятия руководит учитель. Для формирования непосредственных представлений об изучаемых предметах и явлениях используются натуральные объекты. Карты - формируют пространственные представления о размещении природных и социальных объектов и явлений. Дидактические функции карты - формирование чувственных образов, объектов, явлений, составляющих первоначальный этап процесса становления новых географических знаний, позволяют выделить существенные признаки экранизируемой действительности, что способствует формированию географических понятий. Кино-видео позволяет воспроизводить на экране движение предметов и явлений действительности; осуществить анализ предметов и явлений с присущим динамизмом; показать за короткое время большой по объему материал, который всесторонне характеризует предметы и явления действительности; позволяет моделировать явления. Вывод: различные виды средств обучения являются носителями специфических свойств и функций, определяющих их дидактические возможности. Усвоение географических знаний и умений опираются на разнообразные средства обучения. Формирование географических представлений и понятий относится к проблемам, еще недостаточно разработанным в методике географии. В методических трудах Н. Н. Баранского уделено большое место характеристике содержания ведущих географических понятий, таких, как «страна», «экономический район», «экономико-географическое положение». В трудах А. А. Половинкина главное внимание уделяется анализу содержания и характеристике путей раскрытия общегеографических понятий, формируемых при изучении начального курса физической географии. Вопрос о системе понятий в курсах школьной географии и, особенно, в курсе географии СССР наиболее полно освещен в работах А. В. Даринского. Предложенная им классификация географических понятий находит применение во всех методических работах, эта классификация принята и в настоящей главе. Попытка охарактеризовать особенности формирования понятий при изучении различных курсов географии в школе сделана в покурсовых методических пособиях, подготовленных сотрудниками сектора обучения географии Института методов обучения АПН РСФСР (ныне Института общего и политехнического образования АПН СССР). Среди работ психологов по рассматриваемой проблеме особого внимания заслуживают работы Е. Н. Кабановой-Меллер. Ведущие положения, разработанные Е. Н. Кабановой-Меллер, в отношении формирования общих географических понятий, положены в основу настоящей главы. При подготовке главы были использованы также результаты наблюдений и специальной опытной работы по формированию географических представлений и понятий, проводимых сектором обучения географии Института общего и политехнического образования АПН СССР. Главное внимание уделяется характеристике основных путей формирования представлений и понятий на различных ступенях обучения. Географические понятия подразделяются на две группы — общие и единичные. Общими называются такие понятия, посредством которых мыслятся не отдельные предметы или явления, а целый класс однородных предметов или явлений, носящих одно и то же наименование (река, климат, природная зона, экономический район и т. д.). Содержание общих понятий раскрывается в определении. В определение общего понятия включаются существенные признаки, которые являются общими для всех объектов, относящихся к данному понятию. 2. Изучение географических фактов. Факты – географическая номенклатура, сведенья, данные. Факты - это различного рода эмпирические сведения, которые привлекаются в обучении географии для большей доказательности основных положений, гипотез или научных истин. Факты в содержании школьного географического образования весьма разнообразны, что вполне соответствует многообразию и изучаемых современной наукой объектов, явлений и процессов. К числу географических фактов относятся, например, названия тех или иных природных или социальных объектов, цифровые сведения и данные. Факты, равно как и представления, относятся к группе эмпирических знаний. Изучение фактов в школьной географии имеет свои особенности. Готовясь к уроку, учителю нужно определить его научные идеи, раскрывающие их основные понятия. В соответствии с ними учитель осуществляет подбор фактов и определяет источники знаний, из которых они могут быть взяты. Таким образом, основной принцип подбора фактов – их группировка вокруг ведущих теоретических положений и мировоззренческих идей. Географические закономерности, например, проявляются как во времени, так и в пространстве. В этой связи важно использовать целую систему убедительных фактов. Так, для доказательства роли воздушных масс в изменении погоды в VI классе учитель предусматривает анализ нескольких примеров изменения погоды в своей местности. В процессе обучения необходимо научить школьников самостоятельному нахождению нужных фактов, а не только обеспечивать их усвоение в готовом виде. К тому же следует учитывать, что многие факты, особенно цифровые данные, запоминаются слабо. Значительное количество фактического материала учащиеся извлекают из карты, картин, текста учебника, дополнительной литературы, при изучении местной природы или хозяйства. Необходимым этапом работы с фактами является их осмысление, которое достигается на основе изучаемых теоретических положений. Важно заметить, что не сгруппированные, одиночные факты также можно соотнести между собой. Так, сопоставив данные физической карты полушарий, учащиеся VII класса устанавливают, что Тихий океан – самый большой и глубокий. Факты легче запомнить, если они чем-либо выделяются среди других. Для этого их нужно сопоставить в каком-либо отношении – по величине, глубине, расположению объектов и т.п. О сознательном усвоении фактического материала можно судить, если учащиеся приводят их самостоятельно, подтверждая высказанные теоретические положения либо делая на их основе соответствующие выводы Экзаменационный билет № 5 1. Учебник географии: значение, структурные элементы учебника. Учебник географии — это средство обучения комплексного характера, книга содержащая систематическое изложение учебного предмета или его части в соответствии с программой. При работе с ним сочетаются приемы работы со словом (текст учебника), картографическими и статистическими материалами, со схемами, рисунками, фотографиями и т. д. Успешная организация работы с учебником возможна лишь при условии, если учитель хорошо знаком с его содержанием, особенностями построения и владеет приемами работы с этим средством обучения. В учебниках выделяются два структурных «блока»: учебный текст и внетекстовые компоненты. Основу учебника составляет текст, органически связанный с внетекстовыми компонентами. Большинство терминов, обозначающих понятия, выделено шрифтом, даны определения многих понятий, т. е, названы их существенные признаки. Объяснительный материал призван раскрыть географические связи. Нередко объяснение в тексте носит проблемный характер, что способствует развитию творческого мышления школьников. Изложение учебного материала в тексте учебников сопровождается большим количеством логических связок типа: поэтому, таким образом, значит, если, следовательно, и т. д. По ходу самого текста нередко встречаются задания типа: объясните почему; скажите, как влияет; подумайте, почему и т. д. Понимание текста — процесс сложный. Оно зависит, в частности, от наличия у учащихся необходимых знаний, от соотношения количества знакомых и незнакомых слов, от уровня сформированности навыка чтения. Внетекстовые компоненты учебника выполняют и обучающую и контролирующую функцию. В каждом учебнике помещено несколько сотен вопросов и заданий, направленных на усвоение понятий. Вопросы и задания расположены в разных местах учебника. Задания, предшествующие параграфу, рассчитаны на активизацию ранее усвоенных знаний по географии и другим предметам. Вопросы и задания, помещенные в тексте, помогают направить мыслительную деятельность учащихся в ходе усвоения нового учебного материала, а тe, что стоят и конце параграфов, требуют применения полученных знаний и умений, контролируют усвоение нового материала. Иллюстративный материал имеет разнообразный вид и форму: различные по содержанию карты в тексте, на форзаце, диаграммы и графики, схемы и таблицы, рисунки и фотографии. Изучение практики массовой школы показывает, что большинство учителей правильно понимает функции учебников географии и широко использует их на всех этапах обучения, особенно при изучении нового материала. В работе с учебником имеются типичные недостатки: учителя чаще всего обращаются к иллюстративному материалу, но мало организуют работу учащихся с текстом. Учителя мало занимаются формированием у учащихся умений работать с учебником. В результате этого многие школьники часто работают с учебником нерационально, затрачивая на подготовку уроков чрезмерно много времени. При всем разнообразии приемов работы с учебником существуют общие правила, о которых надо помнить при организации работы. Такими общими правилами работы с учебником являются следующие: знакомство с учебником; обучение приемам работы с ним; этапность в обучении приемам работы; обучение приемам работы с различными компонентами учебной книги (с каждым в отдельности и в сочетании). Знакомство школьников с учебником географии по новому курсу проводится на первом уроке. Учитель предлагает прочесть название учебника, фамилии авторов, о которых рекомендуется сообщить учащимся некоторые сведения. Объясняет название учебной книги, раскрывает структуру и построение учебника, указывает различные его компоненты. Важно с самого начала научить школьников правильно ориентироваться в учебнике, работать с содержанием, уметь видеть всю структуру учебника. При знакомстве с содержанием учитель дает -1 краткую характеристику каждому разделу и бегло раскрывает темы, которые им предстоит изучить в течение года. Обращается внимание на красочные рисунки обложки, так как они подсказывают содержание учебной книги. В организации работы с учебником географии нужно различать несколько этапов: ) усвоение приема работы с учебником проводится под руководством учителя; ) учитель дает указания, работа школьников носит полусамостоятельный характер; ) школьники самостоятельно работают с учебником по заданиям учителя[6;45]. Работа с учебником включает работу с учебным текстом, вопросами, заданиями и иллюстративным материалом, работу одновременно с несколькими компонентами учебника. Первая и основная задача - научить школьников сознательному чтению учебного текста, применяя ряд приемов, и таким путем развивать умения и навыки сознательной самостоятельной познавательной деятельности в области географии. Важно, чтобы учащиеся научились понимать географический текст, усвоили его главную особенность - неразрывную связь с географической картой. Многие приемы работы с текстом являются межпредметными. Например, шестиклассникам, приступающим к изучению географии, знакомы такие приемы, как простое воспроизведение текста, деление текста на части, составление простого плана, ответы на вопросы по тексту, выделение в нем существенного (главной мысли), установление причинно-следственных связей. Поэтому работу с текстом учебника целесообразно начинать с проверки приемов, которыми учащиеся уже владеют. 2. Особенности преподавания курса «География России» Курс «География России» изучается в 8-9 классах как единый страноведческий курс. При изучении курса «География России» в 8—9 классе, прежде всего, необходимо исходить из того, что одна из главных его задач в современных условиях — формирование целостного представления об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины, на основе комплексного подхода и показа взаимодействия трех основных компонентов: природы, населения и хозяйства. Курс «География России. Население и хозяйство» завершает базовое географическое образование, создает у учащихся образ страны во всем ее многообразии и целостности. Его содержание связано с ключевыми экономическими, экологическими, социальными проблемами, решаемыми Россией на данном этапе ее развития, возрождением России как великой евроазиатской державы. Данный курс занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся, служит одной из основ формирования духовности, воспитания патриотизма, интернационализма будущих граждан России, их уважения к культуре и истории своей Родины и населяющих ее народов, экономического и эстетического образования школьников. Сформировать географический образ своей страны в ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения. Сформировать представление о России как о целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления; Овладение способами деятельностей: познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной. Освоение компетенций: ключевых, общепредметных и предметных (коммуникативной, учебно-познавательной и рефлексивной). ^ Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков наблюдения за географической единицей. Во втором — дидактические единицы, которые содержат теоретические знания географических процессов. Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие географические особенности развития природы России и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенции. Таким образом, календарно-тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. ^ Личностная ориентацияобразовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития географических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих систем, существующих в природе. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности. Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки учащихся в системе естественно-научного образования - переход от суммы образовательных результатов к межпредметным результатам. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности. Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр,проблемных дискуссий,межпредметных интегрированных уроков. Для естественно - научного образования приоритетным можно считать развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов – в плане это является основой для целеполагания. На ступени предпрофильной подготовки обучения задачи учебных занятий (в схеме – планируемый результат) определены как закрепление умений разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы. При выполнении творческих работ учащиеся должны приобрести умения представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах конспекта, реферата. Уже в предпрофильной подготовке обучения принципиально важная роль отведена в плане участию лицеистов в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы, развитию умений выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, владеть элементарными приемами исследовательской деятельности. ^ Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Спецификой учебной проектно-исследовательской деятельности является ее направленность на развитие личности, и на получение объективно нового исследовательского результата. Цель учебно-исследовательской деятельности – приобретение учащимися познавательно-исследовательской компетентности, проявляющейся в овладении универсальными способами освоения действительности, в развитии способности к исследовательскому мышлению, в активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе. Реализация рабочей программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, сп |