Анализ объемов производства и реализации продукции Анализ начинается с изучения динамики производства продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста. При этом объемы производства должны быть выражены в сопоставимых ценах, за основу которых принимаются цены базисного периода. Например, чтобы определить объем производства продукции i-го периода в ценах базисного периода, необходимо его величину разделить на произведение индексов цен за все предыдущие периоды: 109428 / 1,50 = 72952; 152592 / (1,50 · 1,46) = 69677 и т.д. Базисные темпы роста определяются относительно базисного периода: Тб = (ВПj / ВП0) · 100%, цепные - относительно предыдущего периода: Тц = (ВПj / ВПj-1) · 100%, где: ВПj-1, ВПj - объем производства продукции в стоимостном выражении в сопоставимых ценах в j-1 и j-м периоде соответственно; ВП0 - объем производства продукции за период, принятый за базу сравнения. На основе полученных данных можно рассчитать среднегодовые темпы роста (Tср) и прироста (Тпр) товарной продукции: Тср = (Т1 · Т2 ·Т3 ·…· Тn)1/n; Тпр = Тср - 100. Основными факторами, определяющими уровень выполнения планов и динамику объема реализации, являются: • степень выполнения плана по производству продукции. Этот фактор влияет на объем реализации прямо пропорционально: чем больше объем произведенной продукции, тем большим может быть объем реализации, и наоборот; • отклонение от плановой величины остатков готовой продукции на складах на начало отчетного периода. Этот фактор влияет на объем реализации в прямом порядке: увеличение остатков готовой продукции на складах на начало отчетного периода создает дополнительные возможности для перевыполнения плана по объему реализации, и наоборот; • отклонение от плановой величины остатков готовой продукции на складах на конец отчетного периода. Данный фактор влияет на объем реализации в обратном порядке: увеличение остатков готовой продукции на складах на конец отчетного периода ведет к снижению объема реализации за период, и наоборот. При оптимальной организации бухгалтерского учета и хранения готовой продукции такие факторы, как излишки (недостачи), выявленные при инвентаризации, прочие списания продукции, не должны иметь места. Однако в практике работы организаций они встречаются. Зависимость объема реализации от названных выше факторов такова: - излишки готовой продукции, выявленные при инвентаризации, обусловливают увеличение объема реализации; - недостачи готовой продукции, выявленные при инвентаризации, а также прочие ее списания (гибель от стихийных бедствий, хищения и др.) снижают объем реализации. Аддитивная модель взаимосвязи стоимости реализованной продукции (выручки от реализации) и факторов, обусловивших ее динамику: РП = ВП + ГПнп - ГПкп + И - Н - Спр, где: РП – реализованная продукция за период; ВП – произведенная продукция в стоимостном выражении за период; ГПнп, ГПкп – готовая продукция на складах на начало и конец периода; И – излишки готовой продукции, выявленные при инвентаризации; Н – недостачи готовой продукции, выявленные при инвентаризации; Спр – прочие списания готовой продукции. Анализ факторов, влияющих на уровень выполнения плана по объему реализации, позволяет: - установить основные причины невыполнения или перевыполнения плана; - определить неиспользованные резервы возможного увеличения объема реализации; - выявить такие отрицательные факты в деятельности организаций, как излишки и недостачи готовой продукции, а также прочие списания. Система мер, обеспечивающих выполнение плана по объему реализации, включает: - осуществление эффективной ценовой политики; - использование благоприятной конъюнктуры рынка; - предоставление потребительского кредита и ценовых скидок покупателям; - повышение уровня гарантийного и послегарантийного обслуживания покупателей; - расширение рекламной и информационной деятельности на товарных рынках; - доведение разработанных планов до центров ответственности за доходы и прибыль, а также контроль за их осуществлением. Финансовые менеджеры обязаны содействовать выполнению планов по объему реализации. В связи с этим они должны осуществлять контроль за: - производством и отгрузкой продукции; - сокращением производства продукции, пользующейся ограниченным спросом; - своевременным осуществлением расчетов за отгруженную продукцию, т.е. за состоянием дебиторской задолженности. Контроль позволяет увеличить выручку от реализации и обеспечить стабильность финансового положения организаций. Анализ реализации тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. При этом определяется коэффициент выполнения договорных обязательств (Кд): Кд = (ВП0 - ВПн) / ВП0 , где: ВП0 - плановый объем продукции для заключения договоров; ВПн - недопоставка продукции по договорам. Невыполнение плана по договорам для организации оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции организация может потерять рынки реализации продукции, что повлечет за собой спад производства. Недопоставка продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности данной организации, но и на работу торговых организаций, организаций-смежников, транспортных организаций и т.д. Анализ выполнения договорных обязательств ведется работниками отдела реализации организации. Он должен быть организован в разрезе отдельных договоров, видов продукции, сроков поставки. В процессе анализа проводится оценка выполнения договорных обязательств нарастающим итогом с начала года. Источниками информации для оперативного анализа хода поставок служат преимущественно данные оперативно-технического и статистического учета, материалы наблюдений. Данные бухгалтерского учета могут служить источником информации, но в более ограниченных пределах в связи с его запаздывающим характером. Применение информационных технологий позволяет оперативно получать информацию об отгрузке по каждому получателю в ассортиментном разрезе, а также по срокам поставки. |