Анализ рынков реализации продукции и ценовой политики От рынков реализации зависят объем реализации, средний уровень цен, выручка от реализации продукции, сумма полученной прибыли и т.д. В первую очередь нужно изучить положение каждого вида продукции на рынках реализации за последние 3 - 5 лет. По результатам анализа выделяют четыре категории продукции: 1) «звезда» занимает лидирующее положение в развивающейся отрасли, имеет значительную прибыль, но требуются и значительные ресурсы для финансирования; 2) «дойная корова» занимает лидирующее положение в относительно зрелой области, прибыли дают больше, чем необходимо для поддержания доли на рынке; 3) «трудный ребенок» имеют низкую долю на рынке в развивающейся отрасли, для поддержания или увеличения их доли на рынке нужны значительные средства, на которые организация может пойти, если видит, что сможет в перспективе успешно конкурировать на этом рынке; 4) «собака» (неудачник) имеет ограниченный объем реализации в зрелой или сужающейся отрасли, продукция находится в стадии спада, когда выход видится либо в уходе с рынка, либо в переходе его на узкоспециализированный сегмент. Диаграмма Бостонской консалтинговой группы (БКГ) предлагает следующий набор решений для дальнейшей деятельности организации на рынке: • «звезды» - оберегать и укреплять; • по возможности избавляться от «собак», если нет веских причин, чтобы их сохранить; • для «дойных коров» необходим жесткий контроль капиталовложений и передача избытка денежной выручки под контроль высшего руководства организации; • «трудные дети» требуют специального изучения, чтобы установить, не смогут ли они при дополнительных капиталовложениях превратиться в «звезды». Результаты анализа должны помочь руководству организации разработать ассортимент товаров в соответствии с ее стратегиям и требованиями рыночной конъюнктуры. В процессе анализа необходимо также выявить реальных и потенциальных конкурентов, провести анализ показателей их деятельности, определить сильные и слабые стороны их бизнеса, финансовые возможности, цели и стратегию конкурентов в области экспансии на рынке, технологии производства, качества продукции и ценовой политики. Это позволит предугадать образ их поведения и выбрать наиболее приемлемые способы борьбы по отвоеванию у конкурентов ниши на рынке. Каждый хозяйствующий субъект, устанавливая цену на свою продукцию, использует ее как способ достижения поставленных целей. Как свидетельствует практика, ни одна организация, независимо от мощности ее позиции на рынке, не может себе позволить устанавливать цены без анализа возможных последствий. Это объясняется тем, что при наличии неценовых форм конкуренции, цена является важным элементом конкурентной борьбы и существенно влияет на рыночную позицию и доходы организации. Поэтому важным условием достижения организацией успеха является разработка и применение обоснованной ценовой политики. Ценовая политика организации представляет собой комплекс мероприятий, связанных с процессом ценообразования в организации и сориентированных на максимальное удовлетворение потребностей покупателей и получение желаемой прибыли от реализации продукции на рынке. Ценовая политика организации имеет следующее функциональное назначение: - является одним из основных инструментов в конкурентной борьбе; - является составным элементом маркетингового инструментария организации в достижении поставленных целей; - выступает главной предпосылкой процесса реализации продукции; - влияет на формирование спроса на продукцию организации; - создает механизм получения организацией прибыли. Формирование ценовой политики организации должно проводиться с учетом следующих принципов: • ценовая политика должна соответствовать общей экономической стратегии организации; • установленные уровни цен на продукцию организации должны обеспечить достижение заданной величины прибыли на единицу вложенного капитала; • ценовая политика должна обеспечить организации стабильное положение на рынке; • ценовая политика организации должна способствовать активизации спроса потребителей; • формирование ценовой политики должно проводиться с соблюдением действующего в стране законодательства. При разработке организацией ценовой политики необходимо учитывать этап жизненного цикла продукции. В 1965 г. известный американский экономист Т. Левитт разработал и впервые обнародовал концепцию жизненного цикла продукции, которая позднее, с позиций изучения конкурентоспособности продукции, была доработана Ф. Котлером. Она заключается в том, что каждая продукция имеет ограниченный срок жизни на рынке, который можно разделить на ряд последовательных этапов, характеризующихся различными объемами реализации и прибыли. Под понятием «жизненный цикл продукции» понимают период, на протяжении которого продукция пребывает на рынке. За это время продукция проходит последовательно этапы: внедрение (выход на рынок), рост, зрелость, старение. Эти этапы характеризуются колебаниями объемов реализации продукции и полученной от ее реализации прибыли, которые необходимо учитывать организации при установлении на него цены. Этап внедрения (выхода на рынок) характеризуется медленным увеличением объемов реализации, когда продукция только появилась на рынке, и ее покупают первые потребители. Появлению новой продукции на рынке предшествуют существенные затраты, понесенные организацией. Они связаны с исследованием и разработкой новой продукции, поэтому прибыли на этом этапе нет. На этапе роста происходит расширение рынка реализации и использование преимуществ новой продукции по сравнению с уже существующей продукцией. Признание новой продукции на рынке приводит к значительному росту прибыли организации. Этап зрелости характеризуется замедлением темпов роста объемов реализации, поскольку продукция уже приобретена большинством потребителей. Прибыль стабилизируется или несколько уменьшается в результате дополнительных затрат организации на маркетинговые мероприятия с целью противодействия конкурентам и привлечения новых потребителей. Этап старения обозначается резким сокращением объемов реализации и уменьшением прибыли или получением убытков, что приводит к выталкиванию продукции с рынка. |