Методы и показатели управленческого анализа В процессе управленческого учета используется множество разнообразных способов, подходов и приемов, позволяющих упорядочить и эффективно организовать выполнение функций, этапов, процедур и операций, необходимых для принятия решений. Основу системы методов, используемых в управленческом анализе, составляет общенаучная методология, предусматривающая системный, комплексный поход к решению проблем, а также применение таких методов, как моделирование, экспериментирование, конкретно-исторический поход, экономико-математические и социологические измерения. Классификация конкретных методов осуществляется по трем основным направлениям, позволяющим выделить методы: - управления функциональными подсистемами; - выполнения функций управления; - принятия управленческих решений. Таким образом, при проведении управленческого анализа используются качественные и количественные методы анализа, в том числе традиционные и нетрадиционные. Важное место в управленческом анализе занимает сравнительный анализ деятельности организаций, который выделился в самостоятельный вид анализа по признаку применяемых приемов, методов. Содержание сравнительного анализа работы организаций определяется целью и объектами исследования. Объектами анализа являются: - результаты работы организаций, цехов, участков, рабочих мест; - явления, процессы, объекты одного уровня (организации, цехи, участки), одного содержания (труд, техника, технология, организация), одной размерности (крупное, среднее, мелкое производство); - одни и те же параметры и показатели (производительность труда, производственная мощность, себестоимость продукции). В процессе сравнительного анализа выявляются причины различий одних и тех же показателей, факторы, зависящие и не зависящие от организаций, с тем, чтобы повысить объективность условий сравнения. Методы управленческого анализа подразделяются на социологические и аналитические. 1. Социологические методы: 1) метод опроса – ориентирован на получение информации от непосредственных участников исследуемых процессов или явлений. Этот метод имеет несколько видов: групповое и индивидуальное анкетирование; почтовый, прессовый и телефонный опрос; формализованное, фокусированное и свободное интервьюирование; 2) метод наблюдения – ориентирован на достаточно протяженный сбор информации, осуществляемый одновременно с развитием исследуемых явлений (проблем). Виды наблюдения: полевое и лабораторное, систематическое и несистематическое, включенное и не включенное, структурализованное и неструктурализованное; 3) метод эксперимента – ориентирован на проверку жизнеспособности исследуемого явления (проблемы). Виды экспериментов: полевые, лабораторные, линейные, параллельные и т.д.; 4) метод анализа документов – ориентирован на использование всей полноты информации, которая может содержаться в документе. Виды: качественный (традиционный) и формализованный (контент-анализ) анализ. Социологические методы управленческого анализа также имеет ряд подвидов: • индивидуальное и групповое анкетирование; • прессовый, телефонный и почтовый опрос; • свободное, формализованное и фокусированное интервьюирование. 2. Аналитические методы: 1) метод сравнения (сравнение сопоставимых показателей для определения отклонений от плановых показателей, установления их причины и выявления резервов). Основные виды сравнений, применяемые при анализе: • отчетные показатели с плановыми показателями; • плановые показатели с показателями предшествующего периода; • отчетные показатели с показателями предшествующих периодов; • показатели работы за каждый день; • показатели сравнения со среднеотраслевыми данными; • показатели технического уровня и качества продукции данной организации с показателями аналогичных организаций; • показатели работы одного подразделения с аналогичными показателями работы других подразделений; • показатели сравнения деловых и личных качеств одних работников с аналогичными качествами других (возможно по парное сравнение); • показатели сравнения индивидуальных показателей со средними по подразделению; • показатели результатов работы до и после введения каких-либо новшеств, нововведений. Сравнение требует обеспечения сопоставимости сравниваемых показателей (единство оценки, сравнимость календарных сроков, устранение влияния различий в объеме и ассортименте, качестве, сезонных особенностей и территориальных различий, географических условий и т.д.); 2) индексный метод (разложение по факторам относительных и абсолютных отклонений обобщающего показателя). Он применяется при изучении сложных явлений, отдельные элементы которых неизмеримы. Как относительные показатели индексы необходимы для оценки выполнения плановых заданий, для определения динамики явлений и процессов; 3) балансовый метод (сопоставление взаимосвязанных показателей с целью выяснения и измерения их взаимного влияния, а также подсчета резервов повышения эффективности производства). При использовании балансового метода анализа связь между отдельными показателями выражается в форме равенства итогов, полученных в результате различных сопоставлений; 4) статистический метод (отражение цифровых показателей, характеризующих протекание различных процессов, состояний объектов с установленной для целей исследования периодичностью). В статистическом методе управленческого анализа существуют некоторые стадии: • регистрация и учет начальных данных с помощью особых форм; • классификация данных исходя из определенных признаков; • представление информации в удобном виде для анализа и восприятия; • проведение анализа для выяснения сущности протекающих процессов и взаимосвязей. 5) метод цепных подстановок (получение корректированных значений обобщающего показателя путем сравнения значений двух стоящих рядом показателей в цепи подстановок); 6) метод элиминирования (выделение действия одного фактора на обобщающие показатели организационной деятельности); 7) графический метод (средство иллюстрации процессов, исчисления ряда показателей, оформления результатов анализа). Графическое изображение экономических показателей различают по назначению (диаграммы сравнения, хронологические и контрольно-плановые графики), а также по способу построения (линейные, столбиковые, круговые, объемные, координатные и др.). При правильном построении графические средства обладают наглядностью, выразительностью, доступностью, способствуют анализу явлений, их обобщению и изучению; 8) функционально-стоимостной анализ (выбор наиболее оптимальных вариантов, определяющих решения в сложившихся или планируемых условиях). Для качественного проведения управленческого анализа и эффективного управления необходима проработанная методика, включающая следующие элементы: • определение целей и задач анализа; • совокупность показателей анализа; • схема, последовательность и периодичность проведения анализа; • способы получения информации; • обработка и анализ полученной экономической информации; • перечень организационных этапов и распределение обязанностей между службами организации; • порядок оформления результатов анализа. Сложной методологической проблемой в управленческом анализе является определение круга анализируемых показателей. Выделяют два направления управленческого анализа в организации и соответственно две группы показателей (информационный материал): 1) показатели, характеризующие экономический потенциал организации; 2) показатели, характеризующие хозяйственную деятельность организации. |