Тактика игры и ее классификация (на примере баскетбола, волейбола, гандбола, футбола БАСКЕТБОЛ Тактика - часть стратегии. Она подчинена ей и изучает закономерности развития игры, средства, способы и формы ведения спортивной борьбы и их рациональное применение против конкретного соперника. В соответствии с основным содержанием игры тактика делится на тактику нападения и защиты. 
48.ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ТАКТИКЕ (НА ПРИМЕРЕ БАСКЕТБОЛА, ВОЛЕЙБОЛА, ГАНДБОЛА, ФУТБОЛА). ВОЛЕЙБОЛ Обучение тактике в той или иной мере осуществляется в подготовительных, подводящих упражнениях, усиливается в упражнениях по технике и в наибольшей мере - в упражнениях по тактике и двусторонней игре в волейбол. 6.5.1. Обучение индивидуальным тактическим действиямв нападении При передачах. Подготовительные упражнения. Подводящие упражнения. Когда занимающиеся научатся уверенно выполнять подводящие упражнения, в них включают элемент выбора действий в ответ на сигнал или по ситуации (расположение игроков, предметов и т.п.). Задания при выборе действия не должны быть слишком сложными. Упражнения по технике. Основная задача - повышение надежности навыка и качества второй передачи. Подготовительные, подводящие упражнения и упражнения по технике в сочетании с теоретической подготовкой создают прочную основу для овладения навыками индивидуальных тактических действий при передачах. Упражнения по тактике. Суть упражнений по тактике сводится к тому, чтобы создать условия, при которых занимающийся должен выбрать действия, оценивается их эффективность. При подачах. Подготовительные и подводящие упражнения. Упражнения по технике. Цель упражнений - повышение надежности подачи при высокой точности. Тактическую направленность упражнениям придают задания по способу и направлению подачи в ответ на сигнал. 1. Чередование способов подач, подач на силу и точность (в опорном положении, в прыжке). Упражнения по тактике. Основная задача упражнений по тактике - научить волейболиста выбрать способ подачи и направление с учетом конкретной игровой обстановки, чтобы выиграть очко или затруднить прием мяча, затруднить команде соперника реализацию ее тактического плана. При нападающих ударах. Подготовительные упражнения. Подводящие упражнения. 1. С теннисными мячами - прыжок и в ответ на сигнал бросок правой или левой рукой, бросок или «обман» через сетку. Упражнения по технике. 1. Чередование нападающих ударов и «обманов», выбор способа нападающего удара в ответ на сигнал. Упражнения по тактике. Нападающий удар или «обман» - в зависимости от того, поставлен блок или нет, блокирующий на подставке; из двух блокирующих один не ставит блок или только немного выставляет руки над сеткой - в этом направлении выполнить удар. 6.5.2. Обучение групповым тактическим действиям в нападении При первых передачах. Подготовительные и подводящие упраж-нения. 1. Занимающиеся располагаются в зонах 4, 3 и 2 у линии нападения. Набивной мяч у игрока в зоне 4 (3, 2), он подбрасывает мяч над собой, в это время один из двух его партнеров выбегает к сетке - после ловли надо бросить мяч этому игроку. Упражнения по тактике. Основная их направленность - выбор действий в соответствии с конкретной обстановкой (расположение своих игроков, игроков соперника и т.д.). Например, упражнения на взаимодействие игроков при приеме подачи с игроком задней линии, вышедшим к сетке (на основе упражнений, изложенных ранее). При вторых передачах. Подготовительные и подводящие упражнения. Эти упражнения представляют взаимодействия игроков, где вместо волейбольного набивной мяч (броски и ловля) или волейбольный мяч (передачи после подбрасывания над собой). Упражнения по тактике. В отличие от упражнений по технике, здесь взаимодействия игроков представлены так, как это имеет место в игре и строятся они на выборе действия с учетом обстановки, которая создается перед приемом. Задания чередуют постепенно, ставя игроков в условия ограниченного времени и увеличивая число позиций при выборе. Блокирующий вначале один, затем их двое и, наконец, трое. Здесь уже к упражнениям добавляются индивидуальные действия при второй передаче. Блокирующие моделируют различные ситуации: какая-либо зона не защищена; в одной зоне «слабый» блокирующий; малоподвижные блокирующие; закрывают групповым блоком «ход», «линии» открыты и т. д. Упражнения по тактике. 1. Игрок задней линии, принявший мяч, направленный через сетку, по сигналу посылает его одному из игроков передней линии. 6.5.3. Обучение командным тактическим действиям в нападении В процессе обучения командные тактические действия служат конечным пунктом, однако в игре они являются исходным пунктом организации всех действий волейболистов в нападении, служат как бы ключом к ним: 1) вначале определяют систему, которой команда будет придерживаться в игре; 2) на этом основании выбирают групповые действия, наиболее результативные в данной ситуации; 3) на заключительной стадии на первый план выступают ин-дивидуальные тактические действия, которые завершаются посредством технического приема, прежде всего, атакующего удара. Вначале изучают систему игры через игрока передней линии. При этом вторую передачу выполняет игрок зоны 3, затем зон 2 и 4. По мере овладения нападающим ударом и передачей в прыжке изучают второй вариант - нападение с первой передачи и откидки. Систему через выходящего изучают на более поздних этапах обучения. Навыки взаимодействий игроков в команде формируют с помощью подготовительных и подводящих упражнений, упражнений по технике и тактике, учебных и контрольных игр, а также в процессе соревнований. Все упражнения по командным действиям выполняют 6 человек - «команда». Подготовительные и подводящие упражнения. Они предваряют упражнения по технике и тактике, только выполняются с набивным мячом (ловля и броски) и с волейбольным - после ловли и подбрасывания над собой. Упражнения по тактике. 1. Прием подачи и первая передача в зону 3, если игрок этой зоны стоит у сетки, или в зону 2, если игрок зоны 3 оттянут, т. е. стоит у линии нападения. 6.5.4. Обучение индивидуальным тактическим действиям в защите Индивидуальные тактические действия в защите предполага-ют умение определить действия соперника и своевременно выб-рать место при приеме подачи, нападающего удара и на страховке, для блокирования, умение выбрать способ приема мяча (снизу, сверху, с падением и т.д.), определить направление атакующего удара и преградить путь мячу при блокировании. Выбор места и способа приема мяча Подготовительные и подводящие упражнения. Упражнения по тактике. 1. Преподаватель (партнер) чередует верхние подачи и нижние («силовые» и «нацеленные»), игрок стремится заранее определить, какая будет подача, и соответственно ей занять наиболее удобное положение для приема мяча. Выбор места и определение направления удара при блокировании В блокировании техника и тактика выступают в неразрывном единстве: техника - правильная постановка рук на пути мяча (расстояние между ладонями, положение по отношению к сетке и т. п.); тактика -определение места у сетки для прыжка, момента выноса рук, направления, которое надо закрывать блоком. Суть блокирования и состоит в своевременной постановке рук над сеткой на пути мяча. 6.5.5. Обучение групповым тактическим действиям Взаимодействия игроков задней линии Подготовительные и подводящие упражнения. В организации подготовительных (с набивным мячом) и подводящих (с волейбольным мячом) упражнений много общего; ловлю и броски набивного мяча заменяют ловлей волейбольного мяча и передачей после подбрасывания над собой. Как и в предыдущих разделах, эти упражнения предваряют упражнения по технике и тактике. 6.5.6. Обучение командным тактическим действиям Расстановка игроков при приеме подачи Если для отдельного игрока успешность приема подачи во многом зависит от выбора места и принятия исходного положения, то для команды в целом важнейшее значение имеет определение позиции каждому игроку в системе «команда», т. е. расстановка игроков при приеме подачи. При выборе способа расстановки игроков учитывают следующее: • положения правил игры относительно расстановки игроков; • особенности игроков, выполняющих подачу и «свои» возможности на приеме; • какие тактические действия - командные и групповые - «своя» команда предполагает применить в конкретном расположении игроков - по установке; • комплектирование команды (игрового состава) по количеству игроков, выполняющих функции связующих, нападающих (4+2, 5 + 1). При организации нападающих действий через игрока передней линии существуют три основных положения: первое - когда вторую передачу выполняет игрок зоны 3; второе - когда вторую передачу выполняет игрок зоны 2, при этом игрок зоны 3 может находиться в середине площадки и в зоне 2; третье - когда вторую передачу выполняет игрок зоны 4. Чаще игрок зоны 3 располагается > зоне 4, а игрок зоны 4 - у сетки около боковой линии, после прима мяча он перемещается в зону 3 для второй передачи. Если команда в этих позициях готовится играть в нападении первой передачи и откидки, то игроки, которым направляется пер-ая передача, стоят несколько дальше от сетки, чтобы иметь воз-ожность выполнить разбег для нападающего удара. При организации нападающих действий через игрока задней инии, выходящего к сетке, существует три основных варианта рас-оложения игроков: первый - когда выход осуществляет игрок зоны из-за игрока зоны 2; второй - когда выход осуществляет игрок оны 6 (здесь может быть два варианта: выход из глубины площад-и, когда игрок зоны 3 участвует в приеме мяча, и вблизи сетки, огда в приеме подачи участвуют 4 игрока); третий - когда выход существляет игрок из зоны 5 (здесь также два положения: выход доль линии и из глубины площадки, игрок зоны 4 участвует в приме мяча; игроки зон 4 и 5 стоят у сетки). |