МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ФУТБОЛИСТОВ





ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БАСКЕТБОЛИСТОВ.

Техника баскетбола включает в себя сложившуюся в процессе развития вида спорта совокупность приемов, способов и их разновидностей, позволяющих наиболее успешно решать конкретные игровые задачи.

Под термином «прием техники» подразумевается система движений, сходных по структуре и направленных на решение примерно одной и той же игровой задачи. Разнообразие условий, в которых применяется тот или иной прием, стимулирует формирование и совершенствование способов его выполнения. На разных этапах развития баскетбола изменялись и совершенствовались количество приемов, способы их выполнения, критерии оценки. На перестройку арсенала оказывали влияние изменения правил игры, обогащение ее тактики, повышение уровня других видов подготовленности игроков

Таким образом, техника спортсмена на каждом этапе развития - это наиболее эффективное, апробированное практикой средство, которое дает возможность игроку в рамках правил успешно действовать в сложных ситуациях борьбы. Для того чтобы добиться наилучших результатов в мгновенно складывающихся игровых положениях, баскетболист должен владеть всем богатством разнообразия технических приемов и способов, уметь выбрать наиболее подходящий прием или сочетание приемов, быстро и точно их выполнить. Критерии высшего технического мастерства:

• свободное владение оптимальным объемом приемов и способов для полноценного выполнения заданных игровых функций в сочетании с двумя-тремя коронными приемами нападения и защиты;

• точность и эффективность выполнения указанных приемов;

• стабильность выполнения приемов при влиянии сбивающих факторов - значительном утомлении, психологическом напряжении, трудных внешних условиях и т.д.;

• умение управлять фазами технического приема в зависимости от конкретных вариантов противодействия соперника;

• надежность выполнения приемов, которая определяется высокой точностью на протяжении многодневного турнира, от матча к матчу без существенных отрицательных отклонений. Техника игроков экстракласса отличается высоким уровнем стабильности выполнения.

И тем не менее далеко не все возможности технической игры использованы в спортивной практике сегодняшнего дня. Неисчерпаемые функциональные и координационные возможности организма тренированного спортсмена создают хорошую перспективу для выполнения новых изменений в технике нападения и защиты.

Классификация техники игры - это распределение всех ее приемов и способов по разделам и группам на основе определенных признаков. К числу таких признаков, прежде всего, относятся назначение приема в спортивной борьбе (для атаки или обороны корзины), содержание действия (с мячом или без мяча), а также особенности его кинематической и динамической структуры.

Технику баскетбола подразделяют на два больших раздела: технику нападения и технику защиты. В каждом из разделов выделяют две группы: в технике нападения - технику передвижения и технику владения мячом, а в технике защиты технику передвижений и технику отбора мяча и противодействия.

Внутри каждой из групп имеются приемы и способы их выполнения. Почти каждый способ выполнения приема имеет несколько разновидностей, которые раскрывают отдельные детали структуры движений.



Принципиальная схема классификации техники может быть представлена следующим образом:

прием - бросок мяча в корзину;

способ выполнения - одной рукой сверху;

разновидность - с отклонением туловища;

условия выполнения - в прыжке после остановки, со средней дистанции.

По каждой схеме построена классификация техники баскетбола. Анализ каждого способа выполнения технических приемов базируется на системно-структурном подходе.

 

 

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ФУТБОЛИСТОВ

Техника футбола представляет собой совокупность специальных приемов,

используемых в игре в различных сочетаниях для достижения поставленной цели.

Технические приемы - это средства ведения игры.

Отдельный технический прием рассматривается как целостное движение. В то же

время системно структурный анализ дает возможность выделить и части технического

приема, элементы во времени, которые называются фазами. В самом общем виде

различают подготовительную, основную (рабочую) и завершающую фазы. Они имеют

четко выраженные границы и отличаются одна от другой как целевой направленностью,

так и определенными характеристиками движений. Целью подготовительной фазы

является создание наиболее выгодных условий для реализации смысловой задачи в

основной фазе. Это достигается за счет целесообразного исходного положения, создания

необходимой инерции, использования предварительного растяжения мышц и т.д.

Основная фаза направлена на решение двигательной задачи данного технического приема,

способа. В завершающей фазе футболист стремится занять устойчивое исходное

положение необходимое для дальнейших действий.

При анализе техники раскрываются общие требования к различным

характеристикам, рассматривается стандарт образец, на который нужно ориентироваться

при построении системы движений. Однако техника у большинства футболистов имеет

индивидуальный характер, на который влияют две особенности: телосложение и

функциональные возможности. К особенностям формы и строения тела относятся рост,

длина и пропорции звеньев тела, величина масс тела и их распределение (моменты

инерции). Сила, ловкость быстрота, выносливость и другие Качества, характеризующие

функциональные возможности организма, оказывают определенное влияние на

двигательную структуру.

Индивидуальная техника только в деталях отличается от образцовой стандартной

техники, но в целом соответствует основным ее требованиям, которые сохраняются при

их реализации в тренировочных и игровых условиях

Классификация техники футбола - это распределение технических приемов на

группы по общим (или сходным) специфическим признакам.

По специфике игровой деятельности в технике выделяются два крупных раздела:

техника полевого игрока и техника вратаря. Каждый раздел включает в себя подразделы:

техника передвижения и техника владения мячом. Подразделы состоят из конкретных

технических приемов, которые выполняются различными способами. Приемы и способы

техники передвижений используются как полевыми игроками, так и вратарем. Отдельные

приемы и способы имеют свои разновидности. Сохраняя общим, основной механизм

действия, разновидности отличаются деталями. Условия выполнения различных приемов,

способов и разновидностей делают технику футбола еще более многообразной.

Классификация техники футбола представлена на рис. 1.(Классификация групп

дана в соответствующих разделах данной главы). Систематизация материала помогает

лучше ориентироваться в приемах, способах, разновидностях, правильно анализировать

их, успешно решать задачи обучения и совершенствования.

Характеристика техники футбола начинается с техники передвижения, которая

является общим подразделом для полевого игрока и вратаря.

 

 

17.ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ В СПОРТИВНЫХ ИГРАХ НА ПРИМЕРЕ ОДНОГО ВИДА СПОРТА(БАСКЕТБОЛА, ВОЛЕЙБОЛА, ГАНДБОЛА, ФУТБОЛА). СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ ОТДЕЛЬНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ПРИЕМА.

ВОЛЕЙБОЛ

Овладение спортивной техникой волейбола в процессе обучения осуществляется по следующей схеме (для всех технических приемов игры):

1. Терминологически правильно назвать прием.

2. Показ приема тренером или на слайдах, плакатах, видеотехнике с комментариями о его роли в игре.

3. Объяснить технику выполнения приема с демонстрацией (положение звеньев тела до выполнения, в момент выполнения, после выполнения технического приема).

4. Делаются попытки практического выполнения приема — исходное положение (стойка), перемещение, имитация в целом или по частям.

5. Упражнения с мячами с партнером в самых простых условиях.

6. Работа на тренажерах, специальном оборудовании (если необходимо) с мячами и без мячей.

7. По мере усвоения двигательных действий условия выполнения упражнений усложняются (увеличение количества мячей, партнеров, дополнительные задания и т.д.).

8. Выполнение технического приема (приемов) в условиях, приближенных к игре.

Подачи. Изучают подачи в такой последовательности: нижняя прямая, нижняя боковая, верхняя прямая с опоры и в прыжке, верхняя боковая. Нижние подачи в современном волейболе почти не применяются, но в массовом волейболе (занятия и соревнования в парках культуры и отдыха, санаториях, на пляжах, при ДЕЗах и т.д.) они являются основным средством введения мяча в игру.

Важным элементом техники подач является подбрасывание мяча. Только после освоения структуры движения при подбрасывании мяча можно приступать к изучению удара по мячу и согласования работы отдельных звеньев тела в ударном движении.

Примерные упражнения для обучения:

1. Принятие правильного исходного положения.

2. Имитация изучаемого способа подач.

3. Освоение структуры движения при подбрасывании мяча.

4. Из положения руки с мячом чуть ниже пояса — вскинуть мяч вперед-вверх (но не заносить за голову); в конце вскидывания небьющую руку отвести от мяча и выполнить бросок мяча вперед (для верхних прямых подач).

5. Подброс мяча перед собой на высоту чуть выше вытянутой руки. В момент подброса замах для удара и удар по мячу с поддерживанием мяча небьющей рукой (для верхних прямых и боковых подач)

6. В исходном положении после подброса мяча имитация ударного движения мимо мяча (для нижних подач).

7. Подача в стенку, партнера, через сетку с 3, 6, 9 м.

Ошибки при обучении:

— подброс мяча неоптимальный по высоте;

— подброс мяча не в сагитальной плоскости;

— удар по мячу неточный;

— скорость бьющей руки незначительна;

— встреча бьющей руки с мячом не на оптимальной высоте;

— неправильное исходное положение.

 

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ В СПОРТИВНЫХ ИГРАХ НА ПРИМЕРЕ ОДНОГО ВИДА СПОРТА(БАСКЕТБОЛА, ВОЛЕЙБОЛА, ГАНДБОЛА, ФУТБОЛА). СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ ОТДЕЛЬНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ПРИЕМА.

БАСКЕТБОЛ

Овладение спортивной техникой в процессе обучения осуществляется по следующей схеме (для всех технических приемов игры):

1. Терминологически правильно назвать прием.

2. Показ приема тренером или на слайдах, плакатах, видеотехнике с комментариями о его роли в игре.

3. Объяснить технику выполнения приема с демонстрацией (положение звеньев тела до выполнения, в момент выполнения, после выполнения технического приема).

4. Делаются попытки практического выполнения приема — исходное положение (стойка), перемещение, имитация в целом или по частям.

5. Упражнения с мячами с партнером в самых простых условиях.

6. Работа на тренажерах, специальном оборудовании (если необходимо) с мячами и без мячей.

7. По мере усвоения двигательных действий условия выполнения упражнений усложняются (увеличение количества мячей, партнеров, дополнительные задания и т.д.).

8. Выполнение технического приема (приемов) в условиях, приближенных к игре.

аиболее характерной чертой начального обучения технике является изучение каждого приема изолированно, а затем соединение изученных приемов в простые сочетания, состоящие главным образом из двух и иногда трех приемов.

Особое внимание нужно обращать на точность исходных положений, амплитуду движений и их согласованность по фазам. Обучение каждому приему ведется в наиболее благоприятных для его выполнения условиях, применяются упражнения, позволяющие охватить активными действиями одновременно наибольшее количество занимающихся и в то же время каждому занимающемуся действовать совершенно самостоятельно. При этом необходимо использовать ряд основных построений (в шеренги, колонны и т. д.).

При подборе упражнений должны сохраняться методические требования - от легкого к трудному, от известного к неизвестному. Однако изолированное изучение приемов проводится только в самом начале. В дальнейшем идет параллельное изучение нескольких приемов и их сочетаний.

Ниже приведена примерная последовательность изучения элементов баскетбола. В зависимости от условий работы преподаватель на основе этой последовательности может сам подобрать разнообразные упражнения и эстафеты для овладения техническими приемами и применения их на большой скорости.

В учебно-тренировочном процессе групп применяются следующие упражнения для отработки техники и результативности штрафного броска [10]:

1) броски между выполнением различных игровых упражнений;

2) броски с задачей попасть два или три раза подряд;

3) броски с задачей как можно больше попаданий подряд;

4) броски с применением мячей разного веса и диаметра: баскетбольные, волейбольные, гандбольные, футбольные;

5) броски с закрытыми глазами;

6) броски с различных исходных положений: стоя, сидя, стоя на коленях и т.д.,

7) броски, приближенные к игровой обстановке, после промаха - ускорение к противоположной лицевой линии и обратно, сгибание, и разгибание рук в упоре лежа и т.д.

 

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ В СПОРТИВНЫХ ИГРАХ НА ПРИМЕРЕ ОДНОГО ВИДА СПОРТА(БАСКЕТБОЛА, ВОЛЕЙБОЛА, ГАНДБОЛА, ФУТБОЛА). СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ ОТДЕЛЬНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ПРИЕМА

ФУТБОЛ

Овладение спортивной техникой в процессе обучения осуществляется по следующей схеме (для всех технических приемов игры):

1. Терминологически правильно назвать прием.

2. Показ приема тренером или на слайдах, плакатах, видеотехнике с комментариями о его роли в игре.

3. Объяснить технику выполнения приема с демонстрацией (положение звеньев тела до выполнения, в момент выполнения, после выполнения технического приема).

4. Делаются попытки практического выполнения приема — исходное положение (стойка), перемещение, имитация в целом или по частям.

5. Упражнения с мячами с партнером в самых простых условиях.

6. Работа на тренажерах, специальном оборудовании (если необходимо) с мячами и без мячей.

7. По мере усвоения двигательных действий условия выполнения упражнений усложняются (увеличение количества мячей, партнеров, дополнительные задания и т.д.).

8. Выполнение технического приема (приемов) в условиях, приближенных к игре.

 

 

18.ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В СПОРТИВНЫХ ИГРАХ И ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ НА ПРИМЕРЕ ОДНОГО ВИДА СПОРТА (БАСКЕТБОЛА, ВОЛЕЙБОЛА, ГАНДБОЛА, ФУТБОЛА).

ВОЛЕЙБОЛ

Тактика игры — это целесообразные, согласованные действия игроков, направленные на достижение победы в соревнованиях

Основными задачами тактической подготовки волейболистов являются:

1. Развитие психофизиологических способностей и физических качеств

2. Приобретение тактических знаний (общие основы теории тактики волейбола, анализ тактических действий, основы взаимодействия 2-х, 3-х, 4-х игроков, тактика сильнейших спортсменов и команд и др.).

3. Обучение практическому использованию приемов, элементов, вариантов тактики.

4. Совершенствование тактического умения с учетом игровых функций волейболистов.

5. Формирование умения быстро переходить от нападения к защите и наоборот.

6. Формирование умения эффективно использовать технические приемы и тактические действия в различных игровых ситуациях.

7. Изучение применяемых игровых систем в защите и нападении и их вариантов.

8. Изучение команд соперника (технико-тактическая и волевая под-готовленность)

9. Анализ участия в соревнованиях.

Общие и специальные знания составляют необходимую предпосылку изучения тактических действий и развития тактических навыков. Источники знаний в области тактики многообразны: литература по волейболу, лекции, беседы, семинары, наблюдения на соревнованиях, практические занятия и их анализ и др.

Обучение тактике и совершенствование в ней основываются на правилах и положениях образования двигательных навыков (подразд. 5.5.1).

Ведущее место в тактической подготовке занимают упражнения по тактике (индивидуальные, групповые, командные) двусторонние, контрольные, календарные игры, теория тактики волейбола, а также подготовительные упражнения для развития быстроты реакции и перемещения, ориентировки, подвижные и спортивные игры, упражнения на переключение внимания и др.

Тактическое мышление развивается с помощью абстрактных, наглядных пособий и практических упражнений.

Становление тактического действия идет в следующей последовательности:

— образование тактического навыка (автоматизированный ряд движений) в стандартных условиях;

— проявление вариантов тактического навыка (в определенных ситуациях различные способы решения тактических задач);

— самостоятельное творческое мышление, благодаря которому игроки находят субъективно новые решения.

Такой подход к становлению тактического действия позволяет соблюдать основные принципы спортивной тренировки: от известного к неизвестному, от легкого к трудному, принцип профилизации и др.

В период начального обучении и на этапах совершенствования разучиваемые тактические действия и комбинации внедряются в практику соревнований не сразу, а по мере постепенного количественного накопления знаний и тактического опыта.

Освоение и совершенствование волейболистами тактических действий должно идти в следующей последовательности (организация упражнений):

— без сопротивления партнеров;

— с пассивным сопротивлением;

— с активным «управляемым» противником;

— в соревновательной форме с партнерами по команде;

— в соревновательной форме с противником;

Период начального обучения тактике условно можно разделить на 4 этапа:

I этап — главное внимание уделяется развитию специальных качеств, необходимых для реализации тактических действий в игре — быстроты сложных реакций, быстроты отдельных движений и действий, ориентировки, быстроты перемещений, наблюдательности, переключения с одних действий на другие (основу тренировки составляют задания в ответ на зрительные и слуховые сигналы).

II этап — формирование тактических умений в процессе обучения

техническим приемам (выполнение упражнений по заданию, по сигналу, на точность).

III этап — обучение индивидуальным тактическим действиям с помощью упражнений по тактике (суть упражнений сводится к тому, чтобы создавать условия, при которых игроки должны выбирать действия в зависимости от направления и траектории полета мяча, от действия нападающих или защитников и др.).

IV этап — изучение групповых тактических действий и на этой основе освоение командных тактических действий с помощью подготовительных, подводящих упражнений и упражнений по технике и тактике игры.

Тактику игры в волейбол принято делить на тактику нападения и тактику защиты, а в зависимости от принципа организации действий игроков различают индивидуальные, групповые и командные действия.

 

ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В СПОРТИВНЫХ ИГРАХ И ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ НА ПРИМЕРЕ ОДНОГО ВИДА СПОРТА (БАСКЕТБОЛА, ВОЛЕЙБОЛА, ГАНДБОЛА, ФУТБОЛА).

БАСКЕТБОЛ

Хорошо подготовленные игроки, владеющие современной техникой, не всегда могут победить противников. Успех в достижении победы определяется умением вести борьбу на спортивном поле, правильно используя технику и свои физические возможности. Для этого необходима тактическая подготовка, позволяющая передвинуть пути борьбы с противником и наиболее эффективное использование средств.[20]

«Тактика» - изучает закономерности развития игры, средства, способы и формы ведения спортивной борьбы и их рациональное применение против конкретного соперника.[10]

Тактика игры в баскетболе определяет, что должна делать команда, владеющая мячом, и что нужно делать команде, когда мяч у соперников.

Команда, владеющая мячом, организует нападение с помощью индивидуальных действий игроков, групповых или командных действий. Нападающей команде предстоит дезорганизовать защитную игру соперников и бросить мяч по корзине. Обороняющаяся команда, напротив, имеет задачу не допустить атаки своей корзины нападающим из удобного положения.

Под командными тактическими действиями мы понимаем определённые расстановки, функции игроков и характер их действия в проводимой тактической системе игры нападения или защиты. Групповые действия – это игра нескольких баскетболистов, решающих одну тактическую задачу. Индивидуальные тактические действия решаются отдельными игроками.

К основным чертам тактики, характеризующейся простотой, целесообразностью и рациональностью действий, следует отнести:

Быстроту атакующих действий, требующих хорошей подготовки, ориентировки и умений взаимодействовать с партнёром на большой скорости;

Простоту комбинационного стиля игры, основанную на использовании высокой индивидуальной техники;

Интенсивные и своевременные отвлекающие действия.

Тактическая подготовка юных баскетболистов включает:

Развитие способности оценивать изменяющуюся ситуацию,

Ориентироваться в ней и быстро применять любой технический приём или игровое действие;

Овладение вариантами взаимодействий двух и трёх игроков, характерными для тактической системы игры;

Овладение тактическими комбинациями в определённый момент игры (начало игры с центра, введение мяча в игру);

Освоение систем игры и типичных для них комбинаций;

Умение переключиться с одной системы игры на другую. [31]

Принято тактику баскетбольной игры делить на тактику нападения и тактику защиты с различными системами, вариантами игры, комбинациями и взаимодействиями игроков.

 

 

ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В СПОРТИВНЫХ ИГРАХ И ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ НА ПРИМЕРЕ ОДНОГО ВИДА СПОРТА (БАСКЕТБОЛА, ВОЛЕЙБОЛА, ГАНДБОЛА, ФУТБОЛА).

ФУТБОЛ

Тактическая подготовка - это педагогический процесс, направленный на достижение эффективного применения технических приемов на фоне непрерывных изменений игровых условий с помощью тактических действий, которые представляют собой рациональную форму организации деятельности футболистов в игре для обеспечения победы над противником [1, 7, 9, 12, 13, 18, 24, и др.].

Понятие "тактическая подготовка" шире понятия "обучение тактике". Можно хорошо изучить тактику футбола теоретически, но в игре в тактическом плане действовать малоэффективно. Изучения даже всех тактических действий (индивидуальных, групповых и командных) недостаточно для достижения высокой результативности в игре. В процессе обучения тактике необходимо добиваться органического единства тактики и техники.

Поэтому успешность тактических действий футболиста в игре определяется двумя факторами [17, 26, 28]:

1) высоким уровнем развития специальных качеств в сфере интеллекта, перцепции и психомоторики (объема и переключения внимания, объема поля зрения, быстроты сложных реакций и ответных действий, ориентировки, быстроты выбора и решения, тактического мышления, быстроты перемещения и т.п.), обеспечивающих ориентировку футболистов в сложных условиях игровых ситуаций и правильность выбора решения данной ситуации;

2) высокой степенью надежности технических приемов в сложных условиях игры, совершенное владение основными приемами техники.

Следовательно, тактическую подготовку нельзя сводить лишь к обучению тактическим действиям. Основу успешных действий футболиста в игре составляют специальные качества и способности (наблюдательность, быстрота реакции, мышление и др.) а также умение гибко использовать технические приемы. Собственно же тактические действия служат своеобразной формой организации действий игроков индивидуально, в группах и командой в условиях единоборства с противником, позволяющей наиболее полно реализовать качества, умения и навыки, которые были приобретены в процессе тренировочных занятий.

Поэтому под тактической подготовкой необходимо подразумевать не только совершенствование рациональных приемов решения задач, возникающих в процессе соревнования, но и развитие специальных способностей, определяющих эффективность решения этих задач.

Данное определение позволяет рассматривать тактическую подготовку в двух аспектах: и как процесс обучения и совершенствования (т.е. приобретения знаний, умений и навыков), и как процесс развития качеств, которые в комплексе определяют специальные тактические способности.

В содержании тактической подготовки необходимо включать основной арсенал тактических действий, овладение которым позволило бы футболистам максимально использовать в игре свою техническую оснащенность, специальные качества и способности, теоретические знания и т.д.

Тактическая подготовка должна быть органически связана с другими видами подготовки. Связь с физической подготовкой (общей и специальной) выражается в применении подвижных и спортивных игр, в развитии специальных качеств, в содействии (в общих чертах) овладению принятыми в футболе групповыми и командными действиями (например, с набивными мячами - расположение занимающихся, направление передач мяча и перемещений игроков).

С технической подготовкой связь тактической проявляется в выборе действий в ответ на сигнал (ситуацию), во взаимодействии занимающихся при выполнении, как подводящих упражнений, так и упражнений по технике, а также технических приемов в рамках тактических действий.

 

19.ПОНЯТИЕ ОБ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ В СПОРТИВНЫХ ИГРАХ. ИГРОВАЯ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ. ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ПОДГОТОВКИ В РАМКАХ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ.

Интеграция имеет важное значение для спортивных игр, для повышения эффективности обучения техническим приемам и тактическим действиям, актуализации специальных знаний обучаемых в процессе освоения технико-тактического арсенала и в соревнованиях.

Интегральная подготовка призвана реализовать в тренировке, в процессе обучения .и совершенствования признак целостности соревновательной игровой деятельности с тем, чтобы тренировочные эффекты, каждый в отдельности, эффективно проявлялись в этих специфических соревновательных условиях.

С учетом специфики спортивных игр процесс интеграции проявляется в следующих формах:

• взаимосвязь развития физических качеств в процессе физической подготовки;

• объединение движений в целостный технический прием игры;

• взаимосвязь технических приемов в процессе технической подготовки;

• взаимосвязь тактических действий в процессе тактической подготовки;

• взаимосвязь физической подготовки с технической и тактической подготовкой: интеграция физических качеств в технические приемы и тактические действия;

• взаимосвязь технической и тактической подготовки: интеграция технических приемов в тактические действия;

• интеграция технико-тактических действий при максимальной реализации двигательного потенциала в игровую и соревновательную деятельность.

Взаимосвязь физической и технической подготовки достигается, во-первых, при развитии физических способностей, необходимых для выполнения конкретного приема игры; во-вторых, при развитии физических способностей в рамках структуры приемов; в-третьих, при развитии специальных физических способностей применительно к отдельным приемам в процессе многократного их повторения с повышенной интенсивностью, превышающей соревновательную (см. рис. 14, 15).

 

Единства технической и тактической подготовки достигают, совершенствуя технические приемы в рамках тактических дей-ствий и многократно выполняя тактические действия с повышенной интенсивностью, что содействует совершенствованию техники (см. рис. 14, 15).

Эффект интеграции этих видов подготовки достигается посредством трех типов упражнений: первый - выполнение приемов игры в рамках тактических действий (индивидуальных, групповых, командных - в нападении и защите); второй - последовательное выполнение различных тактических действий, упор делается на правильное техническое исполнение приемов игры; третий - переключение в тактических действиях различного характера на прочной «технической» основе. Для всех типов упражнений характерно продолжительное их выполнение.

Взаимосвязь двух и более видов подготовки в учебном процессе в течение года (тренировочного процесса в годичном цикле) осуществляется следующим образом. Первоначально решают специфические задачи каждого вида подготовки в отдельности, затем вопросы взаимосвязи - в пределах одного вида подготовки; содействие решению задач одного вида подготовки средствами другого вида. Взаимосвязь сторон подготовки осуществляется в определенной последовательности: в рамках одного вида подготовки; физическая и техническая; физическая и тактическая; техническая и тактическая; все три вида подготовки - в учебных и контрольных играх, соревнованиях (см. рис. 15).

Игровая и соревновательная подготовка

Подготовка игроков в спортивной игре может считаться эффек-тивной только в том случае, когда они в полной мере и уверенно применяют изученные приемы и тактические действия в сложных условиях игры и соревнований.

Обучение ведется и во время контрольных игр и соревнований с помощью «установок на игру» и последующего разбора игр. Соревнования являются высшей формой интегральной подготовки, опирающейся на сформированные взаимосвязи компонентов тренировки.

Игровая подготовка осуществляется в следующих формах:

1. Упражнения по технике в виде игр - «Эстафета у стены» (пе-редачи о стену), «Мяч водящему», «Передал - садись!», «Мяч в воздухе», «Точно в цель» (с учетом специфики спортивной игры).

2. Игры подготовительные к спортивным - в них должна быть отражена специфика конкретной игры.

3. Учебные двусторонние игры с заданиями, которые направле-ны на то, чтобы обучаемые научились уверенно применять весь объем изученных приемов игры и тактических действий. На начальном этапе в работе с детьми применяется игра «мини».

4. Контрольные игры с заданиями - установками на игру и пос-ледующим анализом игры. Контрольные игры, по существу, служат промежуточным звеном между учебными и календарными играми, официальными соревнованиями.

 

 

20.ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В СПОРТИВНЫХ ИГРАХ: ЗНАЧЕНИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ, ЮНОШЕЙ И ПОДРОСТКОВ.

Под психологической подготовкой следует понимать совокупность психолого-педагогических мероприятий и соответствующих условий спортив­

ной деятельности и жизни спортсменов, направленных на формирование

у них таких психических функций, процессов, состояний и свойств лич

ности, которые обеспечивают успешное решение задач тренировки и участия в соревнованиях.

Психологическую подготовку принято делить на общую и специальную. Суть общей психологической подготовка заключается в том. что она направлена на развитие и совершенствование у спортсменов именно тех психических функций и качеств, которые необходимы для успешных заня­

тий в избранном виде спорта, для достижения каждым спортсменом выс­

шего уровня мастерства. Этот вид подготовки предусматривает также обучение приемам активной саморегуляции психических состояний с целью формирования эмоциональной устойчивости к экстремальным условиям спортивной борьбы, воспитания способности быстро снимать последствия нервного и физического перенапряжения, произвольно управлять режимом сна и т.д.

 

Общая психологическая подготовка осуществляется в процессе тренировок. Она проводится параллельно с технической, тактической подготовкой. Но может осуществляться и вне спортивной деятельности, когда спортсмен самостоятельно или с чьей-то помощью специально выполняет определенные задания с целью совершенствования своих психических процессов, состояний, свойств личности.

Специальная психологическая подготовка направлена главным образом на формирование у спортсмена психологической готовности к участию в конкретном соревновании. Психологическая готовность к соревнованиям характеризуется (по А.Ц. Пуни) уверенностью спортсмена в своих силах, стремлением до конца бороться за достижение намеченной цели, опти­

мальным уровнем эмоционального возбуждения, высокой степенью ус­

тойчивости по отношению к различным неблагоприятным внешним и внут­

ренним влияниям, способностью произвольно управлять своими действиями, чувствами, своим поведением в изменяющихся условиях спортивной борьбы.

Компонентами психологической подготовки являются: психические качества и процессы, способствующие овладению техникой и тактикой; свойства личности, обеспечивающие стабильные выступления на соревнованиях; высокий уровень работоспособности и психической деятельности в трудных условиях тренировки и соревнований; стабильные положительные психические состояния, проявляемые в этих условиях

Содержание психической подготовки, ее построение, средства и методы определяются спецификой вида спорта. В них больше различного, чем общего. Мало что можно сказать о психической подготовке спортсмена вообще, но очень много - баскетболиста, лыжника, стрелка и т.д.

Таким образом, психической подготовкой спортсмена (команды) называется процесс усиления его (ее) потенциальных психических возможностей в объективных результатах, адекватных этим возможностям.

21.РАЗМИНКА: ЕЕ НАПРАВЛЕННОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ, РЕАКЦИЯ ОРГАНИЗМА НА РАЗМИНКУ.

Разминка - это короткая подготовка к спортивной тренировке или растяжке, проводимая непосредственно перед началом упражнений. Разминку необходимо выполнять перед силовыми, аэробными и анаэробными тренировками, а также перед растяжкой.

ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ОРГАНИЗМЕ, ПРОИСХОДЯЩИЕ ВО ВРЕМЯ РАЗМИНКИ

В ходе разминки в организме происходят такие изменения, которые наилучшим образом подготавливают его к предстоящей физической работе.

Создается оптимальная возбудимость центральной нервной системы, что улучшает качество ее работы.

Повышается скорость и интенсивность обмена веществ, увеличивается скорость распада химических веществ, расщепление которых дает энергию для мышечного сокращения. Увеличение скорости распада веществ вызывает повышение температуры тела (отсюда идет понятие «разогреть мышцы»). Повышение температуры тела ускоряет время начала потоотделения при выполнении основной работы, облегчая, таким образом, процессы вывода из организма продуктов распада и процессы поддержания температуры тела в пределах физиологической нормы.

Увеличивается деятельность органов кровообращения и дыхания.

Увеличивается эластичность мышц, связок, что снижает риск возникновения травм.

Изменяется деятельность желез внутренней секреции, в результате чего в кровь поступают гормоны, во много раз облегчающие и усиливающие необходимые предрабочие перестройки в организме.

Происходит перераспределение крови между работающими и неработающими органами. Кровеносные сосуды работающих органов (сердца, легких, работающих мышц) расширяются, и в них поступает больше крови. Кровеносные сосуды неработающих органов (органов пищеварения, неработающих мышц) сужаются, и в них поступает существенно меньше крови.

В виду слабого кровоснабжения и торможения деятельности органов пищеварения во время выполнения более или менее интенсивной физической работы не рекомендуется принимать пищу сразу после тренировки и за 1.5-2 часа до тренировки.

В результате разминки повышается текущая работоспособность организма (то есть способность выполнить работу определенной величины в настоящий момент).

Физиологические сдвиги, вызванные разминкой, не исчезают сразу после ее прекращения, а остаются еще несколько минут или несколько десятков минут в зависимости от характера выполненной разминки (чем большие изменения в организме вызвала разминка, тем дольше сохраняются ее следы).

Разминка не должна вызывать утомления и повышения температуры тела выше 38 градусов C.

Очень велико значение разминки перед соревнованиями. В этих случаях разминка не только подготавливает физиологические системы организма к предстоящей работе, но и регулирует степень нервно-психического напряжения перед стартом, предупреждая развитие стартовой лихорадки или стартовой апатии, и вызывая (как правило) так называемое состояние боевой готовности.

По данным некоторых источников, длительность разминки зависит от характера предстоящей работы, но не должна быть менее 10 и более 50 минут.

22.УПРАВЛЕНИЕ КОМАНДОЙ НА СОРЕВНОВАНИЯХ ПО СПОРТИВНЫМ ИГРАМ.

Управление командой в процессе соревнований

Различают стратегическое и оперативное управление командой.

Стратегическое» управление командой включает в себя:

а) руководство командой в процессе подготовительных и контрольных соревнований в течение всей подготовки к основному турниру сезона;

б) управление командой в конкретных соревнованиях.

Стратегическое управление предусматривает определение и корректировку тактики игры своей команды, изучение тактики игры соперников, подготовку тактических вариантов игры. Тренер знакомится с положением о соревновании, календарем (режим игровых дней, последовательность игр с соперниками и пр.), местом проведения соревнований (условия игрового и разминочного зала, раздевалки, расстояние от гостиницы до зала, места питания, транспорт и т. п.). Затем разрабатывается режим каждого дня соревнований, отдыха, продумывается вся система подготовки к игре с каждым соперником.

В связи с этим устанавливается рациональный режим дня, где учитывается сон, зарядка, питание, теоретические занятия, тренировки, соревнования, отдых, массаж и другие восстановительные мероприятия

Свободный от соревнований день необходимо использовать для восстановления и отдыха игроков, но рекомендуется провести легкую тренировку 1,5—2 ч, так как прекращение занятий с мячом зачастую отрицательно сказывается на качестве игры, проведенной после полного отдыха.

Не следует резко менять привычный режим дня. В день отдыха так же, как и в дни соревнований, целесообразны подъем в те же часы и зарядка. Больше того, практика показала, что некоторые команды или отдельные игроки даже в день соревнований (утром или вечером) в зависимости от расписания обязательно проводят легкую тренировку с мячом для сохранения мышечного игрового чувства и психологического настроя.

Оперативное управление включает в себя подготовку команды к предстоящей встрече, руководство командой в ходе данной встречи и подведение итогов.

В процессе подготовки команды к предстоящей встрече не исключена возможность еще раз просмотреть игру соперника. Проводится также тренировка против «моделированного противника». Составляется план игры, даются указания команде.

На основе информации о противнике разрабатывается тактический план игры, где прежде всего определяются сильные и слабые стороны соперника и сопоставляются с реальными возможностями своей команды. При этом нельзя забывать о рациональном распределении сил в течение всех дней соревнований и каждой игры.

Затем тренер определяет основную тактическую задачу на данную встречу, уточняет ее реализацию в нападении и защите, намечает стартовый состав команды и варианты возможных замен, а также распределяет задания каждому игроку при действиях в той или иной зоне.

До общего собрания некоторые детали плана тренер оговаривает с активом команды (более опытными игроками и капитаном). Кроме того, тренер проводит индивидуальные беседы с отдельными игроками.

На собрании команды тренер дает установку на игру: рассказывает о положении команды в турнирной таблице, подчеркивает значимость предстоящей встречи, характеризует команду противника и отдельных игроков, их слабые и сильные стороны, определяет главную тактическую задачу своей команды, стартовый состав команды и варианты замен, намечает ход действий каждого игрока в конкретной ситуации против определенных игроков противника.

В заключении даются организационные указания о форме игроков, о месте и времени сбора команды на игру и т. п. Задача тренера настроить команду на активную игру.

Управляемость команды основана на вере игроков в четкие действия тренера, понятные каждому игроку, вызванные данными обстоятельствами игры. И даже при поражении команды такие действия не вызовут сомнений и отрицательной реакции в ходе игры и после нее.

Большое значение при этом имеет доверие всего коллектива каждому игроку команды, если он даже в этот момент находится на скамейке запасных. Каждый должен чувствовать, что он может помочь команде. Запасным игрокам не следует засиживаться на скамейке, а надо постоянно разминаться, как бы мысленно играя на площадке. Это облегчит тренеру увереннее производить замены и решительнее действовать даже во внезапно изменившейся ситуации.

Тренер также умело должен использовать психологический фактор перерывов во время партий, между партиями и перед решающей партией. Это настолько кратковременный момент, не считая последнего перерыва, что тренер не должен .стараться сказать все и всем, о чем он думает. И ни в коем случае не «обучать» технике, как это делают некоторые.

Указания тренера должны быть конкретными и ясными: за счет чего проигрывает команда и что надо делать, что предпринять против конкретного игрока соперников, как изменить расстановку; куда выходить для игры в защите или на страховке; как изменить тактический вариант в нападении и т. п. При этом можно указывать конкретно только двум или трем игрокам. Тренер должен держаться уверенно, особенно в трудные моменты игры и всячески стараться подбодрить команду.

23.ТИПИЧНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ И РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО СПОРТИВНЫМ И ПОДВИЖНЫМ ИГРАМ.

В практике физического воспитания методы строго регламентированного упражнения подразделяются на две подгруппы: 1) методы обучения двигательным действиям; 2) методы воспитания физических качеств.

В зависимости от способа освоения структуры двигательного действия в процессе разучивания методы подразделяются на: метод разучивания упражнения по частям (расчленено-конструктивный); метод разучивания упражнения в целом (целостно-конструктивный); метод сопряженного воздействия.

Метод расчлененно-конструктивный предусматривает разучивание отдельных частей движения с последующим их соединением

Решая выше перечисленные задачи, необходимо придерживаться ряда правил. Так, согласно правилам, предложенным в 1958 г. В.В. Белиновичем [3] обучение целесообразно начинать с целостного выполнения двигательного действия, а затем в случае необходимости выделять из него элементы, требующие более тщательного изучения. Кроме этого необходимо расчленять упражнения таким образом, чтобы выделенные элементы были относительно самостоятельными или менее связанными между собой. Следует изучать выделенные элементы в сжатые сроки и при первой же возможности объединять их. Выделенные элементы надо по возможности изучать в различных вариантах. Тогда легче конструируется целостное движение [15. С. 43].

Преимущества метода разучивания по частям (расчлененно- конструктивного) во-первых, в том, что он облегчает процесс усвоения действия, т.к. к цели ученик подходит постепенно, накапливая соответствующие умения, оттачивая каждую деталь действия; во-вторых, занятие становится более конкретным; в-третьих, от многообразия подводящих упражнений занятия становятся интереснее; в-четвертых, применение этого метода способствует быстрому восстановлению утраченных навыков; в-пятых, метод незаменим при разучивании сложно координированных упражнений [8. С. 67].

Недостаток расчлененного метода заключается в том, что изолированно разученные элементы не всегда легко удается объединить в целостное двигательное действие.

Метод целостно-конструктивного упражнения применяется на любом этапе обучения. Сущность его состоит в том, что техника двигательного дейст­вия осваивается с самого начала в целостной своей структуре без расчленения на отдельные части. Целостный метод позволяет разучивать структурно несложные движения (например, бег, простые прыжки, общеразвивающие упражнения и т.п.).

Целостным методом возможно осваивать отдельные детали, элементы или фазы не изолированно, а в общей структуре движения, путем акцентирова­ния внимания учеников на необходимых частях техники.

Недостаток целостного метода заключается в том, что в неконтролируемых фазах или деталях двигательного действия (движения) возможно закреп­ление ошибок в технике. Следовательно, при освоении упражнений со сложной структурой его применение нежелательно. В этом случае предпочтение отдается расчлененному методу [15. С. 42; 8. С.67-68].

Метод сопряженного воздействия применяется преимущественно в процессе совершенствования разученных двигательных действий для улучшения их качественной основы, т.е. результативности.

Сущность метода сопряженного воздействия состоит в том, что техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличения физических усилий.

При обучении двигательным действиям детей и молодежи школьного возраста руководствуются общими дидактическими принципами и правилами методики физического образования, конкретизируя их в зависимости от возрастных, половых и индивидуальных особенностей учащихся.

Зависимость методики обучения двигательным действиям от возрастных особенностей учеников проявляется, в частности, в соотношении различных методов.

В ходе разучивания движений с детьми, особенно младшего школьного возраста, часто возникает необходимость прибегать к методическим приемам, связанным с использованием внешних регуляторов и ограничителей параметров движения, которые помогают почувствовать, правильно ли оно выполняется.

В процессе закрепления техники двигательных действий у детей требуется особенно тщательно следить за тем, чтобы приобретаемые навыки не превращались в косные стереотипы, поскольку техника движения в дальнейшем будет существенно перестраиваться в решающей зависимости от развития силы, быстроты, выносливости и других физических качеств, а также под влиянием значительного увеличения размеров тела.

С возрастом и по мере накопления двигательного опыта все более значительная роль в совершенствовании двигательной деятельности отводится соревновательному методу. Вначале это главным образом игровые формы состязаний, затем — учебные состязания на качество выполнения разученного двигательного действия, еще позже—достижение количественных результатов (прыгнуть не только как можно правильнее, но и выше и т. д.).

 

 

24.ОБЩИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИМ ПРИЕМАМ В СПОРТИВНЫХ ИГРАХ (ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ).

Обучению технике педагог должен уделять особое внимание, так как освоение правильной техники является первым условием, определяющим возможность достижения высокого спортивного мастерства. Чтобы вести игру, необходимо прежде всего уметь действовать, т. е. владеть техникой.

Под техникой в спортивной игре понимаются специальные приемы — действия игрока, необходимые ему для ведения игры.

 

Освоение основных технических приемов создает предпосылки к успешному изучению и других.

Обучение отдельным техническим приемам осуществляется в следующей последовательности:

1) общее ознакомление с техническим приемом, создание представления об изучаемом приеме;

2) спец подготовительные или подводящие упражнения

3) выполнение приема по фазам.

4) выполнение приема в целом в упрощенных условиях;

5) разучивание технического приема в усложненных условиях, близких к игровым;

6) применение его в игровых условиях

4) закрепление технического приема в двусторонней игре.

Первый этап.

Задачи. 1. Создать кондиционную базу для обучения. 2. Сформировать представление об изучаемом приеме игры. На этом этапе происходит повышение уровня развития основных и специальных физических качеств, расширение двигательного опыта, создание ориентировочной основы действия и ознакомление с основными опорными точками. Формируется образ, модель изучаемого приема игры.

Средства. 1. Общеразвивающие и подготовительные упражне-ния. 2. Аудиовизуальное средства. Общеразвивающие упражнения направлены на повышение уровня развития основных физических качеств и расширение двигательного опыта, подготовительные -на развитие специальных для конкретного приема игры качеств. При помощи аудиовизуальных средств формируется представление, «образ» приема.

Методы. 1. Методы развития силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости. 2. Методы наглядного восприятия. 3. Словес-ные методы. 4. Аудиовизуальные воздействия.

Второй этап.

Задачи. 1. Уточнить представление об изучаемом приеме игры. 2. Сформировать двигательное умение. Углубляется ориентировочная основа действия и изучаются более детально основные опорные точки. Главная задача - воспроизведение изучаемого приема в целом, со всеми входящими в него движениями.

Средства. 1. Подводящие упражнения. 2. Упражнения по технике (тактике). 3. Средства наглядности. 4. Средства первого этапа

Методы. 1. Метод расчлененного обучения. 2. Метод целостного обучения. 3. Методы развития физических качеств. 4. Методы первого этапа. На втором этапе важно своевременно разученные «части» приема игры объединять (по мере освоения), доводя до целостного выполнения приема. Одновременно осуществляется развитие физических качеств и проработка образа технического приема (тактического действия).

Третий этап. Этап совершенствования технического приема (тактического навыка выполнения приема в сложных условиях).

Задачи. 1. Детализировать представление, образ. 2. Сформировать двигательный навык приема игры. Более глубоко и детально прорабатывается представление об осваиваемом приеме игры, который выполняется уверенно и эффективно в усложненных условиях.

Средства. 1. Упражнения по технике и тактике. 2. Подготовительные упражнения. 3. Средства первого и второго этапов. На третьем этапе технический прием (тактическое действие) выполняется в целостном виде, в вариативных и усложненных условиях. Важно добиться формирования прочного навыка, эффективного в изменяющихся игровых условиях.

Методы. 1. Метод целостного выполнения приема игры в вариативных условиях. 2. Интеграция навыков и качеств в сложных условиях упражнений и игры при высокой интенсивности. 3. Методы первого и второго этапов. Очень важная задача сформировать «гибкий» навык, чтобы прием игры был эффективным в изменяющихся и сложных условиях, особенно при ограниченном времени и высокой интенсивности (физических и психических напряжениях).

Четвертый этап. Этап интеграции навыков технических приемов и тактических действий в игровую и соревновательную деятельность.

Задачи. 1. Сформировать комплексный образ технико-тактических навыков. 2. Сформировать суперумение - комплекс навыков при высоком уровне развития качеств. Отличительная особенность этого этапа в том, что здесь происходит дальнейшее совершенствование навыков приемов игры и, самое главное, сочетание нескольких технико-тактических действий в различных условиях сложной соревновательной деятельности.

Средства. 1. Технико-тактические упражнения. 2. Упражнения на сочетание совершенствования техники и развития физических качеств. 3. Упражнения на переключение в действиях.

Методы. 1. Метод совмещенных (сопряженных) воздействий. 2. Соревновательный метод. 3. Игровой метод. 4. Выполнение заданий в вариативных условиях в игре при высокой интенсивности. • 5. Методы предыдущих этапов. Характерная черта четвертого этапа: интегральное сопряжение техники с физическими качествами, техники с тактикой, отражение условий соревновательной игровой деятельности. При этом как по отношению к отдельным приемам игры, так и особенно в сочетании нескольких технико-тактических действий (одновременно, последовательно, в переключениях).

 

25.МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В СПОРТИВНЫХ ИГРАХ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ).

Методы физического воспитания - это способы применения физических упражнений. В физическом воспитании применяются две группы методов (рис. 4): специфические методы физического воспитания (характерные только для процесса физического воспитания) и общепедагогические методы физического воспитания (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

Специфические методы физического воспитания:

1) методы строго регламентированного упражнения;

2) игровой метод (использование упражнений в игровой форме);

3) соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме).

С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и воспитанием физических качеств.

Общепедагогические методы методы физического воспитания:

1) словесные методы;

2) методы наглядного воздействия.

Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике физического воспитания как наилучшим. Только оптимальное сочетание названных методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач физического воспитания.

 

 

 

 


Методы воспитания физических качеств. Методы этой группы можно разделить на методы со стандартными и нестандартными (переменными) нагрузками.

Методы стандартного упражнения в основном направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме. Стандартное упражнение может быть непрерывным и прерывистым (интервальным).

Метод стандартно-непрерывного упражнения представляет собой непрерывную мышечную деятельность без изменения интенсивности (как правило, умеренной). Наиболее типичными его разновидностями являются: а) равномерное упражнение (например, длительный бег, плавание, бег на лыжах, гребля и другие виды циклических упражнении); б) стандартное поточное упражнение (например, многократное непрерывное выполнение элементарных гимнастических упражнений).

Метод стандартно-интервального упражнения — это, как правило, повторное упражнение, когда многократно повторяется одна и та же нагрузка. При этом между повторениями могут быть различные интервалы отдыха.

Методы переменного упражнения. Эти методы характеризуются направленным изменением нагрузки в целях достижения адаптационных изменений в организме. При этом применяются упражнения с прогрессирующей, варьирующей и убывающей нагрузкой.

Упражнения с прогрессирующей нагрузкой непосредственно ведут к повышению функциональных возможностей организма. Упражнения с варьирующей нагрузкой направлены на предупреждение и устранение скоростных, координационных и других функциональных «барьеров». Упражнения с убывающей нагрузкой позволяют достигать больших объемов нагрузки, что важно при воспитании выносливости.

Основными разновидностями метода переменного упражнения являются следующие методы.

Метод переменно-непрерывного упражнения. Он характеризуется мышечной деятельностью, осуществляемой в режиме с изменяющейся интенсивностью.

Кроме перечисленных, имеется еще группа методов обобщенного воздействия в форме непрерывного и интервального упражнения при круговой тренировке.

Круговой метод представляет собой последовательное выполнение специально подобранных физических упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы.

 

27.КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕХНИКИ ИГРЫ В СПОРТИВНЫХ ИГРАХ (НА ПРИМЕРЕ БАСКЕТБОЛА, ВОЛЕЙБОЛА, ГАНДБОЛА, ФУТБОЛА).

ВОЛЕЙБОЛ

Техника волейбола по характеру действий игроков разделяется на два больших раздела: технику нападения и технику защиты. В каждом из этих разделов выделяются две группы—техника перемещений и техника владения мячом.

В каждой группе имеются приемы и способы. Способы определяют, как выполняются приемы, каков характер движения при их выполнении. Почти каждый способ имеет разновидности, которые раскрывают отдельные изменения в деталях структуры движения. На выполнение приема оказывают влияние условия, которые уточняют специфику перемещений (на месте или в движении, в опорном или безопорном положении), направление, дистанцию и т. д.

Техника игры: 1) в нападении. а) передачи (снизу, сверху в нападении, сверху в прыжке, свурху в опорном положении). б) подачи (нижние, в прыжке, верхние боковые, прямые).в) атакующие удары (обманные, с переводом, боковые, прямые). г) перемещения (прыжки, падения, двойной шаг, скачок, шагом, бег, стойки) и в защите тоже.

2) в защите. а) прием (снизу одной, двумя в падении, снизу одной, двумя в опорном положении). б) блокирование (индивидуальное, вдвоем, втроем)

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.