ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | ЧЕЧНЯ И ДАГЕСТАН В ПЕРИОД ЗАВОЕВАНИЯ ИХ РУССКИМ ЦАРИЗМОМ 7 страница Гази-Мухаммеду приходилось преодолевать целый ряд трудностей в борьбе против русского царизма и местной феодальной знати, значительная часть которой лакейски, рабски прислуживалась к царским генералам. Так например, аварские ханы отбили атаку одного из сподвижников Гази-Мухаммеда, Гамзад-бека, за что «получили от Николая I Георгиевское знамя». Гази-Мухаммед с невероятным упорством вел борьбу против всех, кто преграждал путь к собиранию сил для газавата. Так, он объявил жителям Аракана, «чтобы они непременно приняли шариат и шли на газават, в противном случае не только истребит, сожжет все селение, но велит перебить всех жителей от ребенка до старика. Араканцы должны были покориться и дали ему 30 аманатов. Затем к нему (накануне наступления на Хун-зах) присоединились Койсубу, Гумбет, Андия и почти вся Авария». 2 На подступах к Хунзаху в рядах Гази-Мухаммеда насчитывалось до 8 тыс. мюридов, представленных в подавляющем большинстве местными узденями. Собирание горских племен в мюридистские отряды под знамя «священной войны» происходило, конечно, не на основе проповедей и призывов; это было только в самом начале движения. Горские племена вливались в отряды Гази-Мухаммеда благодаря его решительным вооруженным выступлениям против русского царизма. Когда под Хунзахом Гази-Мухаммед потерпел поражение, он стал применять тактику внезапных нападений на отряды царской армии и на резиденцию местных ханов. Одновременно с ним по его поручению действовали Ших-Шабан и Гамзад-бек, которые нападали на Закаталы. Под натиском русского царизма горские племена пришли в движение. Имевшие место неудачи и измена койсубилинцев обессилили Гази-Мухаммеда, но не привели его в уныние. Он вновь и вновь призывал к смелым походам против русского царизма. В своем воззвании он говорил, что мюридам нечего бояться царских войск и «должны идти на них смело, напасть на Тарки, потом на Андреевскую деревню, освободить своих братьев и действовать далее».3 Койсубулинцы, испытав на себе «прелести» царского подданства, снова перешли на сторону Гази-Мухаммеда. Сбор мюридов в Чумкескенском лесу (Шамхальское владение) вызвал беспо- 1 М а г о м е т-Т а г и р. Три имама, стр. 4—5. 2 Пружановский. Исторические записки. ЦВИА, ВУА, № 6512. 3 Там же. койство генерала М. Бековича. Последний выступил в поход с войском, но возвратился, не приняв боя. Это обстоятельство окрылило надеждой мюридов, и к Гази-Мухаммеду стали стекаться новые силы. «Храбрейшие из дагестанцев начали собираться в стан Газия-Магомета. В числе их прибыл из Чечни родственник шамхала Ирази, бывший владелец Казанищ. С появлением Ирази шамхальские селения начали одно после другого переходить на сторону мюридов». 1 В 1831 г. Гази-Мухаммед разгромил царские войска при Атлы-Боюне, затем разорил Параул (тогдашнее местопребывание шамхала), взял с боя Тарки, осадил крепость Бурную и нанес сильное поражение царской армии между селением Андреевским и разрушенным аулом Акташ. Учтя слабые места царизма у Дербента, Гази-Мухаммед явился с мюридами на Самое (место общественных собраний кайтахцев на дороге от Великента в Меджилис), где к нему присоединились все тамошние народы за исключением Южной Табасарани, которая осталась в подданстве царской России, за что селения ее были обречены мюридами на «совершенное разорение». 2 Отсюда Гази-Мухаммед двинулся на Дербент, «продержав оный восемь дней в блокаде» (а по сведениям Магомета Карахского — даже 15 дней). Здесь произошло большое сражение, после которого он во главе многочисленного отряда мюридов двинулся через Чечню на Кизляр. Кизляром он овладел без особых препятствий, забрал в плен часть жителей, захватил скот и всякого рода имущество. Весной 1832 г. Гази-Мухаммед предпринял поход в Чечню. «Мюриды вторглись в глубь Чечни».3 Анализируя операции Гази-Муяаммеда под Хунзахом, Тарками, Бурной, Дербентом и Кизляром, можно придти к выводу, что такая тактика налетов была вызвана желанием нанести внезапный и чувствительный удар царизму и местным феодалам. Иначе трудно объяснить столь отдаленные друг от друга операции мюридов в совершенно противоположные стороны без создания крупного, решающего, хорошо укрепленного пункта, что всегда подвергало трагическому риску все достигнутые успехи. Эта тактика выхода небольшими отрядами на далекие расстояния без прочно закрепленных пунктов и достаточно укрепленного тыла, благодаря которой феодальная знать Дагестана в любую минуту могла воспользоваться неудачами мюридов для их разгрома, крайне истощала силы Гази-Мухаммеда. Командование русской армии учло это слабое место мюридов. В начале 1832 г. корпусный командир барон Розен вступил в Чечню и «предал ее всеобщему 1 Пружановский. Исторические записки. ЦВИА, ВУА, № 6512. 2 См. Краткий обзор географического положения и политического состояния Дагестана («Материалы по истории Чечни и Дагестана 1-й пол.XIX в.», вып. 1). 1831. 3 М а г о м е т-Т а г и р. Три имама, стр. 11. разорению» — было сожжено до 60 аулов.1 Царские войска, подступив к Гимрам, сжали их плотным кольцом, и мюриды потерпели сильное поражение. Гази-Мухаммед вместе с Шамилем и небольшим отрядом мюридов оказался осажденным в Гимринской башне. Силы мюридов быстро иссякали, русские войска пробрались на крышу башни, положение мюридов оказалось безнадежным. Гази-Мухаммед с шашкой в руках «ринулся из башни в самую гущу неверных»; 2 тут он и был заколот штыками русских солдат и погиб вместе с самыми преданными и храбрыми своими мюридами. Труп Гази-Мухаммеда был потом выставлен его сторонниками на показ всему мусульманскому населению для подъема энтузиазма в деле продолжения борьбы с царскими войсками. Современник эпохи движения мюридов Абдурахман пишет, что <<после смерти имама Гази-Мухаммеда народ избрал имамом Гамзада». Имам уль — Аазам Гамзад-бек родился в аварском селении Новый Гоцатль. Род его происходил от аварских беков, а сам он считался чанкой (или джанка), отец его был беком, а мать — простой татаркой. В 1801 г. в 12-летнем возрасте Гамзад-бек был отдан к мулле Махад-эфенди в селение Чох для обучения арабскому языку; обладая хорошими способностями, он делал большие успехи. Проучившись 12 лет, Гамзад-бек вынужден был прекратить учение, так как мулла Магомет умер; имея желание учиться дальше, ои отправился в Хунзах и брал там уроки у кадия Hyp-Магомета. Аварская ханша поместила его у себя за преданность его отца ханскому дому, «обходилась с ним, как с ближайшим родственником, и постоянно была к нему ласкова». 3 В ряде биографических записок Гамзад-бек рисуется человеком весьма умным, с большим характером, настойчивым в достижении чего-либо, решительным и веселым. * Тесть Гамзад-бека настаивал на его присоединении к Гази-Мухаммеду. Об этом в биографии ГамзаД-бека б рассказывается следующее: «Однажды Иман-Али, беседуя с Гамзад-беком, сказал ему: ты происходишь от беков, твой отец был храбрый человек и делал много добра нашему народу, а ты не только не хочешь последовать его примеру, но предался еще развратной жизни (имеются в виду частые пирушки и пьянство. — С. В.) Время опомниться. Вот пример тебе — 1 О действиях Гази-Мухаммеда в Дагестане и Чечне и экспедиции барона Розена в Чечню см. «Материалы по истории Чечни и Дагестана 1-й пол. XIX в.», вып. 1. 2 Магомет-Таг и р. Три имама стр. 13. 3 Из «Краткой биографии Гамзад-бека», находящейся в сборнике материалов по истории Чечни и Дагестана, вып. 1. 4 См. «Асари-Дагестан»; X ад ж и-А л и, Сказание очевидца о Шамиле; М а г о м ет-Т а г и р, Три имама; Абдурахман, Воспоминания; П р у жанский, Исторические записки, и др. 6 Краткая биография Гамзад-бека: «Материалы по истории Чечни и Дагестана 1-й пол. XIX в.», вып. 1. Гази-мулла, простой горец, взгляни на дела его. А ты знатней его родом, для чего ты учился?» После этого, по словам этого же биографа, Гамзад-бек уехал в Гимры, где находился тогда Гази-Мухаммед. Гази-Мухаммед принял Гамзад-бека с восточными приветствиями и предложил ему действовать вместе с ним; «Гамзад-бек принял предложение его с охотою и сделался ревностным его помощником». Гази-Мухаммед доверял Гамзад-беку и поручал ему ведение самостоятельных военных операций. Гамзад-бек был предводителем большого отряда, значительная часть которого состояла из джаробелоканцев. На его воззвания в новый Гоцатль «стекались правоверные в мечеть для молитвы аллаху; Гамзад-бек в первый раз увидел себя повелителем огромного скопища».1 Гамзад-бек одержал ряд побед над отдельными отрядами армии русского царизма. В одном из столкновений с царскими войсками под командой ген. Стрекалова Гамзад-беку надо было перейти Кавказский хребет, что было совершенно невозможно, и по этой причине он начал вести переговоры с ген. Стрекаловым. Последний предложил ему явиться для переговоров в Закаталы, куда он и прибыл с несколькими нукерами. Нам кажется, что его поведение в данном случае определялось создавшейся обстановкой, которая делала невозможным возвращение его с мюридами в Дагестан. «Глубокий снег мешал дальнейшим его действиям», и поэтому, очевидно, он предпочел сдаться царским войскам, не оказывая активного сопротивления. Ген. Стрекалов, арестовав Гамзад-бека, отправил его в Тифлис к главнокомандующему гр. Пасскевичу-Эриванскому. Вследствие содействия, оказанного Аслан-ханом Кюринским, Гамзад-бек был скоро возвращен из Тифлиса на родину. По возвращении в Дагестан он стал активным предводителем мюридов и совместно с Гази-Мухаммедом участвовал в «священной войне», вступая в ряд сражений с армией русского царизма. После смерти Гази-Мухаммеда он обратился с речью к правоверным мусульманам, в которой призывал их следовать примеру Гази-Мухаммеда. «Из вас, правоверные мусульмане, может всякий быть вместе с ним, если будете следовать его примеру. Он свято исполнял шариат, как повествует о нем биограф, первый объявил газават противу царизма и умер с теплою за нас молитвою, умер с оружием в руках, защищая родину». 2 Но в деятельности Гамзад-бека были эпизоды, которые заставляют нас точнее проверить ряд положительных оценок, данных ему некоторыми авторами. Нам кажется, что в поведении его как имама, в отличие от Гази-Мухаммеда, не говоря уже о Шамиле, был целый ряд элементов непоследовательности, выражавшихся 1 Из «Краткой биографии Гамзад-бека» («Материалы по истории Дагестана и Чечни 1-й пол. XIX в.», вып. 1). 2 Там же. в якшаньи его с беками и ханами (боролся с одними, потворство' вал другим). Нам не ясно и то обстоятельство, почему Гамзад-бек задержался на горе Наратов, с которой виден был отряд русских, штурмовавший Гимры, где героически гибли мюриды под предводительством Гази-Мухаммеда. И мы совсем не знаем, какие группы выступали против избрания Гамзад-бека в имамы. Абдурахман в своих воспоминаниях прямо указывает на то, что после избрания Гамзад-бека имамом «образовались две партии. Одна из них покорилась ему, другая же не признала его и стала с ним воевать». О самом избрании Гамзад-бека в имамы Абдурахман рассказывает, что по этому поводу «раздалось несколько противоречащих голосов. В толпе старшин послышался ропот. Не давая времени слиться в один голос нерешительному шепоту между собой правоверных, Гамзад-бек дал знак рукою к молчанию и величаво и решительно сказал им: «Мусульмане, вижу, что вера начала ослабевать в вас; мой долг, долг имама, велит мне навести вас на тот путь, с которого вы совратились. Я требую от вас повиновения, или Гамзад принудит вас повиноваться силою оружия». Не были ли эти «противоречащие голоса» обвинительными голосами против того, что Гамзад-бек не оказал помощи мюридам, боровшимся в Гимрах? И могли ли быть довольны мюриды Гамзад-беком, когда последний был близко связан с Аслан-ханом и представителями бекского сословия? Было бы не совсем точно, если бы мы ограничились подчеркиванием только слабых сторон деятельности имама Гамзад-бека. В сравнительно короткий срок его деятельности (1832—1834 гг.) были и положительные моменты. «Он был храбрым человеком, — пишет о нем Абдурахман, — и обладал умом и рассудительностью; будучи и политиком, Гамзад-бек вступил на путь, избранный Гази-Мухаммедом для водворения шариата в Дагестане». «Затем, организовав убийства аварских ханов, он приказал мюридам овладеть всеми ценностями, какие имелись в аварском ханском доме, и этим пополнил казну мюридов (байтулмал), доставшуюся ему от Гази-Мухаммеда,1 что дало ему возможность снова развернуть военные действия против русского царизма. Благодаря этому мюриды на голову разбили милицию шамхала Тарковского, Ахмет-хана Мехтулинского и акушинского кадия в сел. Герге-биль, откуда Гамзад-бек возвратился окрыленный надеждами на успешную борьбу за независимость. Пополнив свои ряды жителями Андаляльского общества, Гамзад-бек разделил свой отряд на две части: с одной он пошел к гидатлинцам и ауховцам, а другую под начальством главного своего мюрида Шамиля отправил в общества Анкратльское, Богуляльское и Джемаляльское. Большая часть жителей этих обществ
1 Казна Гази-Мухаммеда оценивалась примерно в 19 тыс. руб. серебром в виде полученных им от матери золотых и серебряных вещей (Абдурахман). присоединилась к ним, и Гамзад-бек, увидев себя предводителем таких больших сил, решил, что наступило время для приведения в исполнение его давнишнего замысла о покорении Аварии. Летом 1834 г. Гамзад-беку удалось склонить на свою сторону почти все аварские деревни, за исключением части жителей, которые остались верными хану и ушли в столицу Аварии Хунзах. В августе 1834 г. Гамзад-бек с многочисленной партией мюридов подошел к Хунзаху, осадил его и предложил ханше принять со своими подданными тарикат, прервать связь с русскими и действовать против них. Ханша не согласилась разорвать с русскими, и Гамзад-бек, посоветовавшись с Шамилем и другими мюридами, пригласил сыновей ханши к себе и приказал убить их. От переговоров с ханшей он отказался, объявив, по словам биографа, «что между ним и ею ничего нет общего». Потом он арестовал Сурхай-хана, который был уже в чине полковника царской армии. По приказанию Гамзад-бека ханша была убита, так как Гамзад-бек опасался, что ей будет оказана помощь со стороны царизма. На другой же день был убит и Сурхай-хан. Все ценности, имевшиеся в ханском доме, пошли в казну мюридов. В дальнейшей своей деятельности по распространению шариата Гамзад-бек наткнулся на противодействие ряда обществ и снова приступил к военным приготовлениям для нападения на цудахарцев, акушинцев и Мехтулинское ханство. Гамзад-бек намечал широкие планы борьбы с русским царизмом. «В этом предположении он велел заготовлять большое количество пороха и свинца, а между тем послал главных мюридов своих: Али-бека, Ахверды Магома и Миандура в общества Койсубулинское, Гумбетовское, Андийское, Технуцальское, Ункратль-ское, Богуляльское, Джамаляльское, Киндаляльское, Аухвахское, Анцухское, Анкратльское, Тлесерухское, Мункратльское, Хидатлинское, Кегехское, Капучинское и Цунта, требуя, чтобы они шли поголовно в Хунзах». х Вскоре Гамзад-бек отступил от основной своей задачи — дальнейшего развертывания газавата — у и занялся постройкой огромной мечети в Хунзахе; больше внимания стал уделять внедрению шариата и проповеди строгого образа жизни, запретил вино и табак и сильно преследовал нарушение этого запрещения. Биограф Гамзад-бека сознательно сгущает краски, описывая недовольство населения вновь введенными нормами поведения по шариату, но при всем его преувеличении в этом, несомненно, была доля правды. Недовольством населения воспользовались сторонники аварского ханского дома, порешившие убить Гамзад-бека. Против него был подготовлен заговор, и 19 сентября 1834 г. он был убит в хунзахской мечети приверженцами аварских ханов. После убийства Гамзад-бека собранием мюридов в сел. Ха- 1 Из «Краткой биографии Гамзад-бека». («Материалы по истории Чечни и Дагестана 1-й пол. XIX в.», вып. 8). рагит было решено избрать имамом Шамиля. К этому времени Шамиль имел значительный жизненный опыт, знал лучше, чем кто-либо другой, движение мюридов, был ближе и теснее связан с мюридами, чем Гамзад-бек, и имел более продолжительный опыт в ведении газавата и распространении шариата, чем Гази-Му-хаммед. Шамиль родился в 1798 г. в Гимрах, аварском ауле Койсу-булинского общества, в семье аварского узденя, по имени Дэнгау-Магомед. Мать его была дочерью ашильтинского бека. Отец Шамиля занимался сельским хозяйством, имел сады и угодья, которые «давали ему хорошее существование». Среди жителей аула Гимры отец Шамиля, по замечанию Абдурахмана, считался «знаменитым горцем». С юношеских лет Шамиль проявил большое усердие в шариате. Среди его сверстников не было никого, кто бы превосходил его в прыжках, борьбе, плавании, науках и других делах (Абдурахман). «Шамиль был человек ученый, набожный, проницательный, храбрый, мужественный, решительный и в то же время хороший наездник, стрелок, пловец, борец, бегун, одним словом, никто ни в чем не мог состязаться с ним. Он хорошо изучил народ и землю Дагестана в то время, как находился при Гамзад-беке. Он был способен на все, что ни задумал предпринять».1 Пружановский2 подчеркивает «предприимчивость Шамиля», его «обширный ум», благодаря чему он достигал многих успехов в «распространении мюридизма и утверждении власти своей». Такие положительные отзывы о Шамиле мы встречаем в ряде записок и обозрений даже тех авторов, служивших царизму, которые всячески пытались принизить Шамиля как героического предводителя мюридистского движения, фальсифицировать факты, касающиеся мюридизма, рассматривая в ряде случаев это движение как проявление «буйства» и «фанатизма» «изуверских» и «вероломных» горских племен. В жизни Шамиля большую роль сыграла его дружба с Гази-Мухаммедом. Он был учителем Шамиля и преподавал ему морфологию, синтаксис, стихосложение, логику, законы диспута, законоведение, комментарий корана, историю пророка Магомета, мистику и математику. Эти науки являлись основой мусульманской образованности того времени. Шамиль был одним из мусульмански образованнейших людей своего времени. 3 С ранних лет он ходил вместе со своим учителем Гази-Мухаммедом по аулам Дагестана в качестве муталима. Будучи другом Гази-Мухаммеда, Шамиль не разлучался с ним и во время егоимамства, принимая самое активное участие почти во всех военных операциях его против русского царизма и местной фе- 1 Хадж и-Али. Сказание очевидца о Шамиле («Сборник сведений окавказских горцах», вып. 7, стр. 12). 2 Пружановский. Исторические записки. ЦВИА,ВУА, JV» 6512. 3 Warner. Chamyl — le prophete du Caucase. Ptris. 1894. одальной знати. При осаде Гимр русскими Шамиль также был с Гази-Мухаммедом и после гибели последнего бежал из осажденной крепости, прорвавшись сквозь строй русских штыков, и благодаря своей ловкости, смелости и находчивости спасся, несмотря на почти смертельную штыковую рану в боку. г Залечив в Унцукуле (в течение двух месяцев) рану, Шамиль отправился в аул Ирганай к мулле Магомету Ярагскому и здесь снова занялся распространением шариата и борьбой с адатом, «с повреждением нравов». Шамиль заставлял исполнять твердо и беспрекословно нормы шариата. В этом вопросе он был педантичен и строг, одинаково бичуя как за отсутствие решительности в продолжении газавата, так и за распущенность, с его точки зрения, нравов. Шамиль пользовался большим авторитетом среди местного горского населения. Это видно из ряда источников. После смерти Гамзад-бека он, конечно, был первым кандидатом в имамы. И «на многочисленном собрании из ученых, старейших и почетных людей» он был избран имамом как «кандидат койсубулинских узденей» (Абдурахман). Магомет-Тагир пишет: «После смерти Гамзата в имамы был избран Шамиль. Он долго не соглашался принять предложенную ему честь — имамство. Но просьбы ученых и мольба народа заставили его, наконец, склониться в пользу всеобщего желания». 2 Гаджи-Али в своих воспоминаниях подробно описывает избрание Шамиля в имамы: «По умерщвлении Гамзада власть имама перешла к Шамилю, сыну Мухаммеда Гимринского, дагестанскому узденю. Народ и ученые из некоторых деревень Хиндал (Койсубу), собравшись в Ашильту, избрали его имамом». 3 В отличие от избрания Гамзад-бека, которому пришлось применить насилие против враждебной ему партии, избрание Шамиля происходило при согласии и даже «просьбах народа» на многочисленном собрании ученых, старейшин и почетных людей — представителей дагестанского узденчества. Шамиль был избран как выдающийся представитель узденчества. Он был тесно и неразрывно связан с узденчеством Дагестана и Чечни и в течение всего последующего периода мюридистского движения. Мюридистское движение опиралось на широкие массы узденчества и отчасти на то мусульманское духовенство, которое раньше всех восприняло новое толкование мюридизма. Массы большей частью выступали объединенно под флагом газавата. Более бедная часть населения, однако, ждала от Шамиля облегчения экономического положения, а главное — решения аграрного во- V проса, который всегда, на всех этапах мюридистского движения, 1 Магомет-Тагир. Три имама, стр. 14. 2 Тамже, стр.24. 3 Хаджи-Али. Сказание очевидца оШамиле (Сборник сведений окавказских горцах, вып. 7). был наиболее уязвимым, слабым местом внутренней политики имамата. Когда мюридистское движение начало складываться в единую, многоплеменную государственную организацию с ярко выраженными военными чертами и с наличием военной родовой демократии, Шамиль осуществил ряд мероприятий, направленных к тому, чтобы укрепить эту организацию. С именем Шамиля связана целая эпоха жизни народов Дагестана, Чечни и Ингушетии, ознаменовавшаяся борьбой с местной феодальной знатью — лакеями русского царизма и с русским самодержавием—поработителем горских народов, а также проведением целой системы мероприятий, которые с полным правом могут называться реформами. Речами, воззваниями и силой оружия Шамиль принуждал многочисленные разрозненные и разобщенные племена горцев следовать за собой, с исключительной настойчивостью внедрял он шариат в массы многочисленных горских племен Дагестана, несмотря на противодействие местной феодальной знати и русского царизма, который, как огня, боялся объединения горских племен, увеличивающего силу горцев в борьбе за независимость. В ряде военных операций против русского царизма и против местных феодалов Шамиль нащупывал пути успешной борьбы за независимость, учитывая при этом весь предшествующий опыт мюридистского движения. В октябре 1834 г. Шамиль нанес поражение отряду царской армии под командованием ген. Ланского, который, заняв Гимры, вынужден был возвратиться в Темир-Хан-Шуру. «Это был первый успех Шамиля как главного предводителя тарикаторов, который возвысил его в глазах дагестанских народов». * В ответ на это из Темир-Хан-Шуры был послан в Аварию полковник фон Клюгенау с большим войском. Он прошел до самого Гоцатля, «разорив по пути многие селения», и поставил в Хунзахе правителем Аварского ханства Магомет-Мирзу, сына преданного царизму Аслан-хана Казикумыкского.2 Шамиль неоднократно пытался овладеть Аварией (имеющей важнейшее стратегическое значение как пункт, куда сходились многие дороги Дагестана), чтобы слить в одно целое обширные владения горских племен с целью создания сильной преграды для царизма в завоевании Дагестана. Все его усилия были направлены к захвату Хунзаха и вытеснению русских войск на равнину. Гаджи-Мурат с помощью русского царизма нанес мюридам ряд ударов; несмотря на это, Шамиль в 1835 г. вновь напал на Аварское ханство и овладел Гоцатлем, но вынужден был отступить. В 1836 г. Шамиль опять пытался напасть на Аварию, но недостаточно орга- 1 Пружановский. Исторические записки. ЦВИА, ВУА, № 6512. 2 Описание экспедиции ген. Ланского 1834 г. в Северный Дагестан, сост. Кузьминским («Материалы по истории Дагестана и Чечни 1-й пол. XIX в.», вып. 1). низованные отряды мюридов вынуждены были временно отказаться от вторжения в Аварию, усилив борьбу за тыл. В 1837 г. положение улучшается: к Шамилю примкнули Ташов-Гаджи, Кибит-Магома и значительная часть горских племен, не признававшая ранее шариата Шамиля. Этому большому событию в движении мюридов предшествовали два благоприятных факта — разгром мюридами гр. Ивелича под Ашильтами и большие потери, понесенные от Шамиля ген. Фези, которые вынудили его вступить в переговоры с Шамилем Яак самостоятельным владетелем «горного царства». «Шамиль очень хорошо постигал свое положение и, удовольствовавшись на первый раз малым успехом, желал только скорого удаления русских из пределов приверженных ему горцев». х Позиции мюридов укреплялись благодаря восстаниям среди местного населения, вспыхнувшим в Кайтаге, Табасарани и Кюринском ханстве. Это обстоятельство окрылило надежды Шамиля. После успехов в столкновениях с войсками ген. Фези, Шамиль разослал воззвание с призывом к дальнейшему ведению газавата: «Мусульмане! Вы видели, что я разбил царские войска под Ашильтами, но они не постигли силы моей: неверные вновь появились в земле вашей, они хитростью разбили наших и взяли Ахульго, так богу было угодно. Но в то же время я с горстью храбрых уничтожил царские войска под Тилитлями, заставил их все силы свои обратить противуменя; видя это, я двинул все дагестанские народы, живущие даже за Самбуром и далее до моря, и когда неверные готовы были восторжествовать свою победу надо мною,— невидимая сила заставила их в слепоте бежать из гор на спасение домов своих и имущества, награбленного у вас. Мусульмане! Будьте тверды в вашей вере, строго исполняйте шариат, пророком от бога данный, не унывайте при величайших несчастьях, молитесь, плачьте о грехах ваших и чаще повторяйте: нет бога, кроме единого бога и Магомета, его пророка». 2 В этой проповеди, как и во многих других, видны наиболее явственно две характерные черты: 1) выражение политического протеста, призыв к борьбе против гнета русского царизма и 2) подчеркивание религиозных мотивов, явно реакционных, которые причудливо переплетаются с политическими моментами, лозунгами борьбы. После кровопролитных боев под Ашильтами, Тилитлем и Ахульго мюриды окрепли. Эти победы сплотили силы мюридов и воодушевили их на борьбу против русского царизма за независимость. О результате экспедиции ген. Фези Пружановский писал как о неудаче царской армии. «Экспедиция ген. Фези без всяких существенных последствий только уверила наших противников, 1 Пружановский. Исторические записки, ЦВИА, ВУА, № 6512. 2 Там же. что Шамиль в состоянии бороться с огромными силами русского царизма и разрушить все успехи наши, и с этих пор Шамиль признан имамом, а Ташов Гаджи, домогавшийся этого звания, сам подчинился ему». 1 1 Там же. С момента избрания Шамиля имамом движение мюридов, исключая некоторые частичные неудачи, шло по восходящей линии и даже составило блестящую эпоху второго периода мюридистского движения. Успех Шамиля под Тилитлями дал ему возможность занять крепкий район, на территории которого в 1838 г. им было возведено укрепление — Новое Ахульго. Царская армия в течение 1838 г. «не предпринимала, — как указывает Пружановский, — ничего особенного» против мюридов. Это дало возможность Шамилю развернуть гораздо шире свою деятельность в деле объединения многочисленных горских племен Дагестана, а затем и Чечни.1 До 1839 г. власть Шамиля постепенно возрастала. Если тотчас после избрания его имамом власть его распространялась над очень небольшой территорией Северного и Нагорного Дагестана, то к концу 1839 г. под влиянием Шамиля были Андия, Гумбет, Салатау, Койсубу и часть Чечни (см. карту, стр. 86). Имя Шамиля среди многочисленных племен Дагестана и Чечни было в большом почете. Со всех сторон к нему стекались мюриды. |