МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ЧЕЧНЯ И ДАГЕСТАН В ПЕРИОД ЗАВОЕВАНИЯ ИХ РУССКИМ ЦАРИЗМОМ 7 страница





Гази-Мухаммеду приходилось преодолевать целый ряд труд­ностей в борьбе против русского царизма и местной феодальной знати, значительная часть которой лакейски, рабски прислужи­валась к царским генералам. Так например, аварские ханы от­били атаку одного из сподвижников Гази-Мухаммеда, Гамзад-бека, за что «получили от Николая I Георгиевское знамя».

Гази-Мухаммед с невероятным упорством вел борьбу против всех, кто преграждал путь к собиранию сил для газавата.

Так, он объявил жителям Аракана, «чтобы они непременно приняли шариат и шли на газават, в противном случае не только истребит, сожжет все селение, но велит перебить всех жителей от ребенка до старика. Араканцы должны были покориться и дали ему 30 аманатов. Затем к нему (накануне наступления на Хун-зах) присоединились Койсубу, Гумбет, Андия и почти вся Ава­рия». 2 На подступах к Хунзаху в рядах Гази-Мухаммеда насчи­тывалось до 8 тыс. мюридов, представленных в подавляющем боль­шинстве местными узденями.

Собирание горских племен в мюридистские отряды под знамя «священной войны» происходило, конечно, не на основе проповедей и призывов; это было только в самом начале движения. Горские племена вливались в отряды Гази-Мухаммеда благодаря его реши­тельным вооруженным выступлениям против русского царизма.

Когда под Хунзахом Гази-Мухаммед потерпел поражение, он стал применять тактику внезапных нападений на отряды цар­ской армии и на резиденцию местных ханов. Одновременно с ним по его поручению действовали Ших-Шабан и Гамзад-бек, которые нападали на Закаталы. Под натиском русского царизма горские племена пришли в движение. Имевшие место неудачи и измена койсубилинцев обессилили Гази-Мухаммеда, но не привели его в уныние. Он вновь и вновь призывал к смелым походам против русского царизма. В своем воззвании он говорил, что мюридам нечего бояться царских войск и «должны идти на них смело, на­пасть на Тарки, потом на Андреевскую деревню, освободить своих братьев и действовать далее».3

Койсубулинцы, испытав на себе «прелести» царского поддан­ства, снова перешли на сторону Гази-Мухаммеда. Сбор мюридов в Чумкескенском лесу (Шамхальское владение) вызвал беспо-

1 М а г о м е т-Т а г и р. Три имама, стр. 4—5.

2 Пружановский. Исторические записки. ЦВИА, ВУА, № 6512.

3 Там же.

 

койство генерала М. Бековича. Последний выступил в поход с войском, но возвратился, не приняв боя. Это обстоятельство окрылило надеждой мюридов, и к Гази-Мухаммеду стали сте­каться новые силы. «Храбрейшие из дагестанцев начали соби­раться в стан Газия-Магомета. В числе их прибыл из Чечни род­ственник шамхала Ирази, бывший владелец Казанищ. С появле­нием Ирази шамхальские селения начали одно после другого пе­реходить на сторону мюридов». 1 В 1831 г. Гази-Мухаммед раз­громил царские войска при Атлы-Боюне, затем разорил Параул (тогдашнее местопребывание шамхала), взял с боя Тарки, осадил крепость Бурную и нанес сильное поражение царской армии между селением Андреевским и разрушенным аулом Акташ.

Учтя слабые места царизма у Дербента, Гази-Мухаммед явился с мюридами на Самое (место общественных собраний кайтахцев на дороге от Великента в Меджилис), где к нему присоединились все тамошние народы за исключением Южной Табасарани, ко­торая осталась в подданстве царской России, за что селения ее были обречены мюридами на «совершенное разорение». 2 Отсюда Гази-Мухаммед двинулся на Дербент, «продержав оный восемь дней в блокаде» (а по сведениям Магомета Карахского — даже 15 дней). Здесь произошло большое сражение, после которого он во главе многочисленного отряда мюридов двинулся через Чечню на Кизляр. Кизляром он овладел без особых препятствий, забрал в плен часть жителей, захватил скот и всякого рода иму­щество.

Весной 1832 г. Гази-Мухаммед предпринял поход в Чечню. «Мюриды вторглись в глубь Чечни».3

Анализируя операции Гази-Муяаммеда под Хунзахом, Тарками, Бурной, Дербентом и Кизляром, можно придти к выводу, что такая тактика налетов была вызвана желанием нанести внезапный и чувствительный удар царизму и местным феодалам. Иначе трудно объяснить столь отдаленные друг от друга опера­ции мюридов в совершенно противоположные стороны без созда­ния крупного, решающего, хорошо укрепленного пункта, что всегда подвергало трагическому риску все достигнутые успехи. Эта тактика выхода небольшими отрядами на далекие расстояния без прочно закрепленных пунктов и достаточно укрепленного тыла, благодаря которой феодальная знать Дагестана в любую минуту могла воспользоваться неудачами мюридов для их разгрома, крайне истощала силы Гази-Мухаммеда. Командование русской армии учло это слабое место мюридов. В начале 1832 г. корпусный командир барон Розен вступил в Чечню и «предал ее всеобщему

1 Пружановский. Исторические записки. ЦВИА, ВУА, № 6512.

2 См. Краткий обзор географического положения и политического со­стояния Дагестана («Материалы по истории Чечни и Дагестана 1-й пол.XIX в.», вып. 1). 1831.

3 М а г о м е т-Т а г и р. Три имама, стр. 11.

 

разорению» — было сожжено до 60 аулов.1 Царские войска, подступив к Гимрам, сжали их плотным кольцом, и мюриды по­терпели сильное поражение. Гази-Мухаммед вместе с Шамилем и небольшим отрядом мюридов оказался осажденным в Гимринской башне. Силы мюридов быстро иссякали, русские войска пробрались на крышу башни, положение мюридов оказалось без­надежным. Гази-Мухаммед с шашкой в руках «ринулся из башни в самую гущу неверных»; 2 тут он и был заколот штыками русских солдат и погиб вместе с самыми преданными и храбрыми своими мюридами. Труп Гази-Мухаммеда был потом выставлен его сто­ронниками на показ всему мусульманскому населению для подъема энтузиазма в деле продолжения борьбы с царскими войсками.

Современник эпохи движения мюридов Абдурахман пишет, что <<после смерти имама Гази-Мухаммеда народ избрал имамом Гамзада».

Имам уль — Аазам Гамзад-бек родился в аварском селении Новый Гоцатль. Род его происходил от аварских беков, а сам он считался чанкой (или джанка), отец его был беком, а мать — простой татаркой. В 1801 г. в 12-летнем возрасте Гамзад-бек был отдан к мулле Махад-эфенди в селение Чох для обучения араб­скому языку; обладая хорошими способностями, он делал боль­шие успехи. Проучившись 12 лет, Гамзад-бек вынужден был пре­кратить учение, так как мулла Магомет умер; имея желание учить­ся дальше, ои отправился в Хунзах и брал там уроки у кадия Hyp-Магомета. Аварская ханша поместила его у себя за предан­ность его отца ханскому дому, «обходилась с ним, как с ближай­шим родственником, и постоянно была к нему ласкова». 3

В ряде биографических записок Гамзад-бек рисуется челове­ком весьма умным, с большим характером, настойчивым в до­стижении чего-либо, решительным и веселым. * Тесть Гамзад-бека настаивал на его присоединении к Гази-Мухаммеду. Об этом в биографии ГамзаД-бека б рассказывается следующее: «Однажды Иман-Али, беседуя с Гамзад-беком, сказал ему: ты происходишь от беков, твой отец был храбрый человек и делал много добра на­шему народу, а ты не только не хочешь последовать его примеру, но предался еще развратной жизни (имеются в виду частые пируш­ки и пьянство. — С. В.) Время опомниться. Вот пример тебе —

1 О действиях Гази-Мухаммеда в Дагестане и Чечне и экспедиции ба­рона Розена в Чечню см. «Материалы по истории Чечни и Дагестана 1-й пол. XIX в.», вып. 1.

2 Магомет-Таг и р. Три имама стр. 13.

3 Из «Краткой биографии Гамзад-бека», находящейся в сборнике ма­териалов по истории Чечни и Дагестана, вып. 1.

4 См. «Асари-Дагестан»; X ад ж и-А л и, Сказание очевидца о Шамиле; М а г о м ет-Т а г и р, Три имама; Абдурахман, Воспоминания; П р у жанский, Исторические записки, и др.

6 Краткая биография Гамзад-бека: «Материалы по истории Чечни и Дагестана 1-й пол. XIX в.», вып. 1.

 

Гази-мулла, простой горец, взгляни на дела его. А ты знатней его родом, для чего ты учился?» После этого, по словам этого же био­графа, Гамзад-бек уехал в Гимры, где находился тогда Гази-Мухаммед.

Гази-Мухаммед принял Гамзад-бека с восточными приветст­виями и предложил ему действовать вместе с ним; «Гамзад-бек принял предложение его с охотою и сделался ревностным его помощником».

Гази-Мухаммед доверял Гамзад-беку и поручал ему ведение самостоятельных военных операций. Гамзад-бек был предводите­лем большого отряда, значительная часть которого состояла из джаробелоканцев. На его воззвания в новый Гоцатль «стекались правоверные в мечеть для молитвы аллаху; Гамзад-бек в первый раз увидел себя повелителем огромного скопища».1

Гамзад-бек одержал ряд побед над отдельными отрядами армии русского царизма. В одном из столкновений с царскими войсками под командой ген. Стрекалова Гамзад-беку надо было перейти Кавказский хребет, что было совершенно невозможно, и по этой причине он начал вести переговоры с ген. Стрекаловым. Послед­ний предложил ему явиться для переговоров в Закаталы, куда он и прибыл с несколькими нукерами. Нам кажется, что его пове­дение в данном случае определялось создавшейся обстановкой, которая делала невозможным возвращение его с мюридами в Да­гестан. «Глубокий снег мешал дальнейшим его действиям», и по­этому, очевидно, он предпочел сдаться царским войскам, не оказы­вая активного сопротивления. Ген. Стрекалов, арестовав Гам­зад-бека, отправил его в Тифлис к главнокомандующему гр. Пасскевичу-Эриванскому. Вследствие содействия, оказанного Аслан-ханом Кюринским, Гамзад-бек был скоро возвращен из Тифлиса на родину. По возвращении в Дагестан он стал активным предво­дителем мюридов и совместно с Гази-Мухаммедом участвовал в «священной войне», вступая в ряд сражений с армией русского царизма.

После смерти Гази-Мухаммеда он обратился с речью к право­верным мусульманам, в которой призывал их следовать примеру Гази-Мухаммеда. «Из вас, правоверные мусульмане, может вся­кий быть вместе с ним, если будете следовать его примеру. Он свято исполнял шариат, как повествует о нем биограф, первый объявил газават противу царизма и умер с теплою за нас молит­вою, умер с оружием в руках, защищая родину». 2

Но в деятельности Гамзад-бека были эпизоды, которые застав­ляют нас точнее проверить ряд положительных оценок, данных ему некоторыми авторами. Нам кажется, что в поведении его как имама, в отличие от Гази-Мухаммеда, не говоря уже о Шамиле, был целый ряд элементов непоследовательности, выражавшихся

1 Из «Краткой биографии Гамзад-бека» («Материалы по истории Даге­стана и Чечни 1-й пол. XIX в.», вып. 1).

2 Там же.

 

в якшаньи его с беками и ханами (боролся с одними, потворство' вал другим).

Нам не ясно и то обстоятельство, почему Гамзад-бек задержал­ся на горе Наратов, с которой виден был отряд русских, штурмо­вавший Гимры, где героически гибли мюриды под предводитель­ством Гази-Мухаммеда. И мы совсем не знаем, какие группы выступали против избрания Гамзад-бека в имамы. Абдурахман в своих воспоминаниях прямо указывает на то, что после избрания Гамзад-бека имамом «образовались две партии. Одна из них по­корилась ему, другая же не признала его и стала с ним воевать».

О самом избрании Гамзад-бека в имамы Абдурахман расска­зывает, что по этому поводу «раздалось несколько противореча­щих голосов. В толпе старшин послышался ропот. Не давая вре­мени слиться в один голос нерешительному шепоту между собой правоверных, Гамзад-бек дал знак рукою к молчанию и величаво и решительно сказал им: «Мусульмане, вижу, что вера начала ослабевать в вас; мой долг, долг имама, велит мне навести вас на тот путь, с которого вы совратились. Я требую от вас повинове­ния, или Гамзад принудит вас повиноваться силою оружия».

Не были ли эти «противоречащие голоса» обвинительными голо­сами против того, что Гамзад-бек не оказал помощи мюридам, боровшимся в Гимрах? И могли ли быть довольны мюриды Гамзад-беком, когда последний был близко связан с Аслан-ханом и представителями бекского сословия?

Было бы не совсем точно, если бы мы ограничились подчерки­ванием только слабых сторон деятельности имама Гамзад-бека. В сравнительно короткий срок его деятельности (1832—1834 гг.) были и положительные моменты. «Он был храбрым человеком, — пишет о нем Абдурахман, — и обладал умом и рассудительностью; будучи и политиком, Гамзад-бек вступил на путь, избранный Гази-Мухаммедом для водворения шариата в Дагестане». «Затем, организовав убийства аварских ханов, он приказал мюридам овладеть всеми ценностями, какие имелись в аварском ханском доме, и этим пополнил казну мюридов (байтулмал), доставшуюся ему от Гази-Мухаммеда,1 что дало ему возможность снова развер­нуть военные действия против русского царизма. Благодаря этому мюриды на голову разбили милицию шамхала Тарковского, Ахмет-хана Мехтулинского и акушинского кадия в сел. Герге-биль, откуда Гамзад-бек возвратился окрыленный надеждами на успешную борьбу за независимость.

Пополнив свои ряды жителями Андаляльского общества, Гамзад-бек разделил свой отряд на две части: с одной он пошел к гидатлинцам и ауховцам, а другую под начальством главного своего мюрида Шамиля отправил в общества Анкратльское, Богуляльское и Джемаляльское. Большая часть жителей этих обществ


1 Казна Гази-Мухаммеда оценивалась примерно в 19 тыс. руб. серебром в виде полученных им от матери золотых и серебряных вещей (Абдурахман).

 

присоединилась к ним, и Гамзад-бек, увидев себя предводи­телем таких больших сил, решил, что наступило время для при­ведения в исполнение его давнишнего замысла о покорении Аварии. Летом 1834 г. Гамзад-беку удалось склонить на свою сторону почти все аварские деревни, за исключением части жите­лей, которые остались верными хану и ушли в столицу Аварии

Хунзах.

В августе 1834 г. Гамзад-бек с многочисленной партией мюри­дов подошел к Хунзаху, осадил его и предложил ханше принять со своими подданными тарикат, прервать связь с русскими и дей­ствовать против них. Ханша не согласилась разорвать с русскими, и Гамзад-бек, посоветовавшись с Шамилем и другими мюридами, пригласил сыновей ханши к себе и приказал убить их. От перего­воров с ханшей он отказался, объявив, по словам биографа, «что между ним и ею ничего нет общего». Потом он арестовал Сурхай-хана, который был уже в чине полковника царской армии. По приказанию Гамзад-бека ханша была убита, так как Гамзад-бек опасался, что ей будет оказана помощь со стороны царизма. На другой же день был убит и Сурхай-хан. Все ценности, имев­шиеся в ханском доме, пошли в казну мюридов.

В дальнейшей своей деятельности по распространению ша­риата Гамзад-бек наткнулся на противодействие ряда обществ и снова приступил к военным приготовлениям для нападения на цудахарцев, акушинцев и Мехтулинское ханство.

Гамзад-бек намечал широкие планы борьбы с русским цариз­мом. «В этом предположении он велел заготовлять большое коли­чество пороха и свинца, а между тем послал главных мюридов своих: Али-бека, Ахверды Магома и Миандура в общества Койсубулинское, Гумбетовское, Андийское, Технуцальское, Ункратль-ское, Богуляльское, Джамаляльское, Киндаляльское, Аухвахское, Анцухское, Анкратльское, Тлесерухское, Мункратльское, Хидатлинское, Кегехское, Капучинское и Цунта, требуя, чтобы они шли поголовно в Хунзах». х Вскоре Гамзад-бек отступил от основной своей задачи — дальнейшего развертывания газавата — у и занялся постройкой огромной мечети в Хунзахе; больше вни­мания стал уделять внедрению шариата и проповеди строгого обра­за жизни, запретил вино и табак и сильно преследовал наруше­ние этого запрещения. Биограф Гамзад-бека сознательно сгущает краски, описывая недовольство населения вновь введенными нор­мами поведения по шариату, но при всем его преувеличении в этом, несомненно, была доля правды.

Недовольством населения воспользовались сторонники авар­ского ханского дома, порешившие убить Гамзад-бека. Против него был подготовлен заговор, и 19 сентября 1834 г. он был убит в хунзахской мечети приверженцами аварских ханов.

После убийства Гамзад-бека собранием мюридов в сел. Ха-

1 Из «Краткой биографии Гамзад-бека». («Материалы по истории Чечни и Дагестана 1-й пол. XIX в.», вып. 8).

 

рагит было решено избрать имамом Шамиля. К этому времени Шамиль имел значительный жизненный опыт, знал лучше, чем кто-либо другой, движение мюридов, был ближе и теснее связан с мюридами, чем Гамзад-бек, и имел более продолжительный опыт в ведении газавата и распространении шариата, чем Гази-Му-хаммед.

Шамиль родился в 1798 г. в Гимрах, аварском ауле Койсу-булинского общества, в семье аварского узденя, по имени Дэнгау-Магомед. Мать его была дочерью ашильтинского бека. Отец Ша­миля занимался сельским хозяйством, имел сады и угодья, кото­рые «давали ему хорошее существование». Среди жителей аула Гимры отец Шамиля, по замечанию Абдурахмана, считался «зна­менитым горцем».

С юношеских лет Шамиль проявил большое усердие в ша­риате. Среди его сверстников не было никого, кто бы превосходил его в прыжках, борьбе, плавании, науках и других делах (Абдурахман).

«Шамиль был человек ученый, набожный, проницательный, храбрый, мужественный, решительный и в то же время хороший наездник, стрелок, пловец, борец, бегун, одним словом, никто ни в чем не мог состязаться с ним. Он хорошо изучил народ и зем­лю Дагестана в то время, как находился при Гамзад-беке. Он был способен на все, что ни задумал предпринять».1 Пружановский2 подчеркивает «предприимчивость Шамиля», его «обширный ум», благодаря чему он достигал многих успехов в «распространении мюридизма и утверждении власти своей». Такие положительные отзывы о Шамиле мы встречаем в ряде записок и обозрений даже тех авторов, служивших царизму, которые всячески пытались принизить Шамиля как героического предводителя мюридистского движения, фальсифицировать факты, касающиеся мюридизма, рассматривая в ряде случаев это движение как проявление «буй­ства» и «фанатизма» «изуверских» и «вероломных» горских племен.

В жизни Шамиля большую роль сыграла его дружба с Гази-Мухаммедом. Он был учителем Шамиля и преподавал ему морфо­логию, синтаксис, стихосложение, логику, законы диспута, за­коноведение, комментарий корана, историю пророка Магомета, мистику и математику. Эти науки являлись основой мусульман­ской образованности того времени.

Шамиль был одним из мусульмански образованнейших людей своего времени. 3 С ранних лет он ходил вместе со своим учите­лем Гази-Мухаммедом по аулам Дагестана в качестве муталима. Будучи другом Гази-Мухаммеда, Шамиль не разлучался с ним и во время егоимамства, принимая самое активное участие почти во всех военных операциях его против русского царизма и местной фе-

1 Хадж и-Али. Сказание очевидца о Шамиле («Сборник сведений окавказских горцах», вып. 7, стр. 12).

2 Пружановский. Исторические записки. ЦВИА,ВУА, JV» 6512.

3 Warner. Chamyl — le prophete du Caucase. Ptris. 1894.

 

одальной знати. При осаде Гимр русскими Шамиль также был с Гази-Мухаммедом и после гибели последнего бежал из осажден­ной крепости, прорвавшись сквозь строй русских штыков, и бла­годаря своей ловкости, смелости и находчивости спасся, несмотря на почти смертельную штыковую рану в боку. г

Залечив в Унцукуле (в течение двух месяцев) рану, Шамиль отправился в аул Ирганай к мулле Магомету Ярагскому и здесь снова занялся распространением шариата и борьбой с адатом, «с повреждением нравов». Шамиль заставлял исполнять твердо и беспрекословно нормы шариата. В этом вопросе он был педан­тичен и строг, одинаково бичуя как за отсутствие решительности в продолжении газавата, так и за распущенность, с его точки зрения, нравов.

Шамиль пользовался большим авторитетом среди местного горского населения. Это видно из ряда источников. После смерти Гамзад-бека он, конечно, был первым кандидатом в имамы. И «на многочисленном собрании из ученых, старейших и почетных лю­дей» он был избран имамом как «кандидат койсубулинских узде­ней» (Абдурахман). Магомет-Тагир пишет: «После смерти Гамзата в имамы был избран Шамиль. Он долго не соглашался принять предложенную ему честь — имамство. Но просьбы ученых и мольба народа заставили его, наконец, склониться в пользу всеобщего

желания». 2

Гаджи-Али в своих воспоминаниях подробно описывает избра­ние Шамиля в имамы: «По умерщвлении Гамзада власть имама перешла к Шамилю, сыну Мухаммеда Гимринского, дагестанскому узденю. Народ и ученые из некоторых деревень Хиндал (Койсубу), собравшись в Ашильту, избрали его имамом». 3

В отличие от избрания Гамзад-бека, которому пришлось при­менить насилие против враждебной ему партии, избрание Шамиля происходило при согласии и даже «просьбах народа» на многочи­сленном собрании ученых, старейшин и почетных людейпред­ставителей дагестанского узденчества.

Шамиль был избран как выдающийся представитель узден­чества. Он был тесно и неразрывно связан с узденчеством Даге­стана и Чечни и в течение всего последующего периода мюридист­ского движения.

Мюридистское движение опиралось на широкие массы узден­чества и отчасти на то мусульманское духовенство, которое раньше всех восприняло новое толкование мюридизма. Массы большей частью выступали объединенно под флагом газавата. Более бед­ная часть населения, однако, ждала от Шамиля облегчения экономического положения, а главное — решения аграрного во- V проса, который всегда, на всех этапах мюридистского движения,

1 Магомет-Тагир. Три имама, стр. 14.

2 Тамже, стр.24.

3 Хаджи-Али. Сказание очевидца оШамиле (Сборник сведений окавказских горцах, вып. 7).

 

был наиболее уязвимым, слабым местом внутренней политики имамата.

Когда мюридистское движение начало складываться в единую, многоплеменную государственную организацию с ярко выражен­ными военными чертами и с наличием военной родовой демократии, Шамиль осуществил ряд мероприятий, направленных к тому, чтобы укрепить эту организацию.

С именем Шамиля связана целая эпоха жизни народов Да­гестана, Чечни и Ингушетии, ознаменовавшаяся борьбой с местной феодальной знатью — лакеями русского царизма и с русским самодержавием—поработителем горских народов, а также про­ведением целой системы мероприятий, которые с полным правом могут называться реформами. Речами, воззваниями и силой ору­жия Шамиль принуждал многочисленные разрозненные и разоб­щенные племена горцев следовать за собой, с исключительной настойчивостью внедрял он шариат в массы многочисленных гор­ских племен Дагестана, несмотря на противодействие местной феодальной знати и русского царизма, который, как огня, боялся объединения горских племен, увеличивающего силу горцев в борьбе за независимость.

В ряде военных операций против русского царизма и против местных феодалов Шамиль нащупывал пути успешной борьбы за независимость, учитывая при этом весь предшествующий опыт мюридистского движения.

В октябре 1834 г. Шамиль нанес поражение отряду царской армии под командованием ген. Ланского, который, заняв Гимры, вынужден был возвратиться в Темир-Хан-Шуру. «Это был первый успех Шамиля как главного предводителя тарикаторов, который возвысил его в глазах дагестанских народов». * В ответ на это из Темир-Хан-Шуры был послан в Аварию полковник фон Клюгенау с большим войском. Он прошел до самого Гоцатля, «разорив по пути многие селения», и поставил в Хунзахе прави­телем Аварского ханства Магомет-Мирзу, сына преданного царизму Аслан-хана Казикумыкского.2

Шамиль неоднократно пытался овладеть Аварией (имеющей важнейшее стратегическое значение как пункт, куда сходились многие дороги Дагестана), чтобы слить в одно целое обширные вла­дения горских племен с целью создания сильной преграды для царизма в завоевании Дагестана. Все его усилия были направлены к захвату Хунзаха и вытеснению русских войск на равнину. Гад­жи-Мурат с помощью русского царизма нанес мюридам ряд уда­ров; несмотря на это, Шамиль в 1835 г. вновь напал на Аварское ханство и овладел Гоцатлем, но вынужден был отступить. В 1836 г. Шамиль опять пытался напасть на Аварию, но недостаточно орга-

1 Пружановский. Исторические записки. ЦВИА, ВУА, № 6512.

2 Описание экспедиции ген. Ланского 1834 г. в Северный Дагестан, сост. Кузьминским («Материалы по истории Дагестана и Чечни 1-й пол. XIX в.», вып. 1).

 

низованные отряды мюридов вынуждены были временно отказаться от вторжения в Аварию, усилив борьбу за тыл.

В 1837 г. положение улучшается: к Шамилю примкнули Ташов-Гаджи, Кибит-Магома и значительная часть горских племен, не признававшая ранее шариата Шамиля. Этому большому событию в движении мюридов предшествовали два благоприятных факта — разгром мюридами гр. Ивелича под Ашильтами и боль­шие потери, понесенные от Шамиля ген. Фези, которые вынудили его вступить в переговоры с Шамилем Яак самостоятельным владетелем «горного царства».

«Шамиль очень хорошо постигал свое положение и, удовольство­вавшись на первый раз малым успехом, желал только скорого уда­ления русских из пределов приверженных ему горцев». х Пози­ции мюридов укреплялись благодаря восстаниям среди местного населения, вспыхнувшим в Кайтаге, Табасарани и Кюринском ханстве. Это обстоятельство окрылило надежды Шамиля. После успехов в столкновениях с войсками ген. Фези, Шамиль разослал воззвание с призывом к дальнейшему ведению газавата:

«Мусульмане! Вы видели, что я разбил царские войска под Ашильтами, но они не постигли силы моей: неверные вновь по­явились в земле вашей, они хитростью разбили наших и взяли Ахульго, так богу было угодно. Но в то же время я с горстью храб­рых уничтожил царские войска под Тилитлями, заставил их все силы свои обратить противуменя; видя это, я двинул все дагестан­ские народы, живущие даже за Самбуром и далее до моря, и когда неверные готовы были восторжествовать свою победу надо мною,— невидимая сила заставила их в слепоте бежать из гор на спасение домов своих и имущества, награбленного у вас. Мусульмане! Будь­те тверды в вашей вере, строго исполняйте шариат, пророком от бога данный, не унывайте при величайших несчастьях, моли­тесь, плачьте о грехах ваших и чаще повторяйте: нет бога, кроме единого бога и Магомета, его пророка». 2

В этой проповеди, как и во многих других, видны наиболее явственно две характерные черты: 1) выражение политического протеста, призыв к борьбе против гнета русского царизма и 2) под­черкивание религиозных мотивов, явно реакционных, которые причудливо переплетаются с политическими моментами, лозун­гами борьбы.

После кровопролитных боев под Ашильтами, Тилитлем и Ахульго мюриды окрепли. Эти победы сплотили силы мюридов и воодушевили их на борьбу против русского царизма за незави­симость.

О результате экспедиции ген. Фези Пружановский писал как о неудаче царской армии. «Экспедиция ген. Фези без всяких су­щественных последствий только уверила наших противников,

1 Пружановский. Исторические записки, ЦВИА, ВУА, № 6512.

2 Там же.

 

 
 

что Шамиль в состоянии бороться с огромными силами русского царизма и разрушить все успехи наши, и с этих пор Шамиль при­знан имамом, а Ташов Гаджи, домогавшийся этого звания, сам подчинился ему». 1

1 Там же.

С момента избрания Шамиля имамом движение мюридов, исключая некоторые частичные неудачи, шло по восходящей ли­нии и даже составило блестящую эпоху второго пе­риода мюридистского движения. Успех Шамиля под Тилитлями дал ему возможность занять крепкий район, на территории которого в 1838 г. им было возведено укрепление — Новое Ахульго. Царская армия в течение 1838 г. «не предпринимала, — как указы­вает Пружановский, — ничего особенного» против мюридов. Это дало возможность Шамилю развернуть гораздо шире свою дея­тельность в деле объединения многочисленных горских племен Дагестана, а затем и Чечни.1 До 1839 г. власть Шамиля постепенно возрастала. Если тотчас после избрания его имамом власть его распространялась над очень небольшой территорией Северного и Нагорного Дагестана, то к концу 1839 г. под влиянием Шамиля были Андия, Гумбет, Салатау, Койсубу и часть Чечни (см. карту, стр. 86). Имя Шамиля среди многочисленных племен Дагестана и Чечни было в большом почете. Со всех сторон к нему стекались мюриды.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.