МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ЧЕЧНЯ И ДАГЕСТАН В ПЕРИОД ЗАВОЕВАНИЯ ИХ РУССКИМ ЦАРИЗМОМ 2 страница





Русско-турецкие войны 1768—1774 и 1787—1791 гг. в значи­тельной степени задержали продвижение царизма в Дагестан , и Чечню. Тем не менее в течение 1777—1780 гг. были организо­ваны укрепленные линии от Моздока до Азова, в виде форпостов.

Рис. 1. КАРТА КАВКАЗА

Екатерина II щедро раздавала кавказские земли «российскому дворянству» (указ 1782 г.). В 1791 г. Кавказская линия была перенесена на р. Кубань, и в результате этого захваченные земли были заняты запорожскими казаками, переселенными с Буга. Из них позднее было создано Черноморское казачье войско. И в этот период почти во всех главных направлениях проводи­лись основные линии русской политики, намеченные Петром I. Дальнейшее завоевание Чечни и Дагестана было связано для царизма с большими трудностями. На попытку царизма по­корить Большую и Малую Чечню местное население ответило крупным восстанием 1785 г. Это было началом активного выступ­ления горских народов против политики русского царизма. На­роды Дагестана, Чечни и Ингушетии героически отстаивали свою независимость. Они покрыли себя «наибольшей славой» в борьбе против русского царизма, который, использовав все приемы и методы завоевания первого и второго периодов, в част­ности подкуп местной феодальной верхушки, готовился перейти к систематическому политическому завоеванию, т. е. к третьему периоду завоевательной политики в Дагестане и Чечне. Этот период закончился в конце 50-х годов XIX в., после чего царизм приступил к экономическому завоеванию Чечни и Дагестана. Само собой разумеется, что грани между отдельными периодами завоевательной политики русского царизма в Дагестане и Чечне нельзя четко провести. Предшествующие периоды связаны с после­дующими. При этом в основу периодизации положены в первую очередь наиболее характерные черты, а не отдельные эпизоды истории того или иного периода завоевательной политики рус­ского царизма.

В начале XIX в. русский царизм одержал ряд крупных побед на Кавказе. В 1801 г. была присоединена к России Грузия. г Результатом ряда военных экспедиций в лезгинские поселения Закавказья — Джаро-Белоканы было открытие доступа русскому царизму в Дагестан с юга. Снова были завоеваны Баку и Дербент. Все прикаспийское побережье до р. Куры было присоединено к России. Иран, обессиленный внутренними затруднениями и обостренной классовой борьбой, был разгромлен царской Рос­сией.

По Гюлистанскому миру (1813) Иран отказался в пользу России от притязаний на ханства Карабахское, Ганджинское, Шекинское, Ширванское, Дербентское, Кубинское и Бакинское. Затем он отказался от Дагестана, Грузии, Имеретии, Гурии, Мингрелии и обязался не держать военных судов на Каспийском море. 2

В итоге этих событий царская Россия развязала себе руки для систематического политического завоевания Дагестана и Чечни в первые десятилетия XIX в.

II

После разгрома Наполеона, занятия ряда важнейших обла­стей Кавказа (присоединения Грузии), разгрома Ирана — ца­ризм приступил к систематическому порабощению народов Да­гестана, Чечни и Ингушетии методами политического завоева­ния. «Войны в Европе кончились, и Россия, перебросив скипетр на снега Колхиды, не замедлила развить знамена свои в недрах

1 «Материалы к преподаванию истории СССР», стр. 7. 1937.

2 Ленинский сборник, XXIX, стр. 349—351.

Персии и Малой Азии». * После «сих успехов», — по словам то­го же обозревателя, — «Россия обратилась к укрощению (?!) горских народов, которые через устроение наших укреплений, лишившись пастбищ для рогатого скота своего, беднели».

Так начался третий период завоевательной политики на Кав­казе со стороны русского царизма, выполнявшего роль «жандар­ма Европы» и «палача Азии».

При Ермолове (1816—1827) царизм проводил на Кавказе, и в частности в Дагестане, особенно активную политику насту­пательной войны. «Настоящее последовательное стремление к по­корению Дагестана, — писал Добролюбов, — началось у нас с начала нынешнего столетия, вскоре после подданства Грузии». а

Русский царизм при завоевании Дагестана применял самые жестокие, изуверские методы порабощения горских народов: сожжение непокорных аулов, массовое уничтожение посевов, увод скота, захват лучших земель и пастбищ в пользу русских дворян и казаков, почти поголовные убийства и казни горского мужского населения в непокорных аулах. В течение длительного исторического периода царизм совершенствовался в этой пала­ческой роли.

Самым ревностным исполнителем этой «зверской, волчьей» завоевательной политики был Ермолов. Этот «сардар Ермолу», по выражению горцев, вошел в историю как сторонник беспо­щадных мер в порабощении народов Кавказа.

«Кавказ, — по его мнению, — это огромная крепость, за­щищаемая полумиллионным гарнизоном. Надо штурмовать ее или овладеть траншеями». Целый ряд военных экспедиций Ер­молова в районы Чечни и Дагестана приводил в неописуемый ужас местное население своей жестокостью. Непокорные аулы уничтожались до основания, и на их местах возводились новые русские укрепления. В письмах Ермолова 3 то и дело говорится о возведении им «довольно хороших крепостей» («Неотступный стан», «Злобный окоп»). «Окончены работы по возведению кре­постей Грозной и Внезапной». «Все сие сделано малыми весьма средствами и помощью вновь покоренных народов за ничтож­ную цену, не требуя на сие ни гроша от казны денег».

«Чеченцы мои любезные, — цинично заявлял Ермолов, — в прижатом положении. Большая часть живет в лесах с семей­ствами, в зимнее время вселилась болезнь, подобная желтой го­рячке, и производит опустошения. От недостатка корма по от­нятию полей скот падает в большом количестве».

В течение продолжительного времени отрядами русских войск прорубались дороги по земле чеченской «для того, чтобы доб­раться до последних убежищ злодеев». Одной из главнейших мер

1 Мочульский. Война на Кавказе и Дагестан, ч. I, политиче­ская. ЦВИА, ВУА, № 49741.

2 «Современник», т. 78, стр. 20. 1859.

3 А. П. Ермолов. Письма. 1826.

 

политики Ермолова было взятие горцев голодом и измором. «Я не отступлю от предпринятой мной системы стеснять злодеев всеми способами. Главнейший есть голод, и потому добиваюсь я иметь путь к долинам, где могут они обрабатывать землю и спасать свои стада. Доселе дерусь для того, чтобы иметь пути свои, потом будут являться войска, когда того совсем не ожи­дают; тогда приходить станут войска, когда занят каждый рабо­той и собраться многим трудно. Для драки не будет у них до­вольно сил, следовательно, случаи драки будут у них довольно редки, а голоду все подвержены, и он поведет к повиновению».1

Остальные чины военно-административной власти царской России на Кавказе по методам расправы с коренным населением мало отличались от Ермолова. Например, кн. Бекович-Черкасский в одной из военных операций предал смерти 300 горских семейств, «из коих, — как заметил с притворным сожалением Александр I, — конечно, большая часть была женщин и детей». а

Свирепый произвол царских властей в Чечне и Дагестане в это время был основной чертой завоевательной политики рус­ского царизма. Это была политика дворянской верхушки ве­ликорусской нации: Александра I, Ермолова, Бековича — этих палачей, угнетателей горских народов во имя колонизации Кав­каза, во имя расширения и углубления крепостнической эксплуатации, расширения земельных просторов за счет завоеван­ных окраин и увеличения числа крепостных рабов, в данном слу­чае за счет Чечни и Дагестана, которые к 20-м годам почти пол­ностью были покорены. После этого гнет и произвол царских властей в Чечне и Дагестане не только не прекратились, но про­должали возрастать. Царизм совершенно не считался с нуждами и потребностями местного горского населения. В управлениях покоренных областей царили злоупотребления и насилия. Поло­жение покоренных жителей Чечни и Дагестана было крайне тягостно. Население было обременено различными налогами и поборами. Завоеватели чувствовали себя полновластными хо­зяевами, бесчинствовали и издевались над населением, не счи­таясь с местными нравами и обычаями. Разрозненное, много­племенное население Дагестана и Чечни рассматривалось рус­ским царизмом как «издавна и окончательно» принадлежавшие царской России «народцы». Русский царизм в лице Ермолова считал, что по отношению к «народцам» Дагестана не может быть иной политики, кроме политики насилия. «Здесь между наро­дами, загрубелыми в невежестве, чуждыми общих понятий, пер­вый закон есть сила». 3 «Надобно наказать горцев», — неодно­кратно подчеркивал Ермолов.—«Теперь сие довольно легко,— наставительно писал Ермолов, — но в другой раз не легко пред-

1 А. П. Ермолов. Письма. 1826.

2 А. П. Ермолов. Записки, ч. II, стр. 193.

3 Рапорт Ермолова нач. гл. штаба Волконскому («Материалы по исто­рииДагестана и Чечни в 1-й пол. XIX в.», вып. 1).

 

ставятся подобные обстоятельства». «По достижении сей цели предложить вооруженною рукой народам, обитающим между правым берегом Терека и левым Сунжи, покорение и жизнь граж­данскую или очищение занимаемого* края от их племени. Но в обоих случаях переселить за Терек желающих казаков-каранагайцев и других обывателей Кавказской губернии по усмотре­нию начальства».1

В завоевательные планы ермоловского командования входило прежде всего насильственное покорение горских народов, при­чем он неоднократно указывал, что это «должно производиться постепенно, но настоятельно, занимая лишь то, что удержать за собою можно, и не распространяясь иначе, как став твердою ногой и обеспечив занятое пространство от покушений неприяз­ненных».

Царские власти считали, что «один только страх русского оружия может удержать горцев в покорности». В силу этого, например, во время одной из экспедиций в Чечню были уничто­жены «все значительные селения и хутора с огромными запасами хлеба». Расчет был на то, что голод и бедствия в продолжение зимы заставят горцев покориться- Кроме того у населения от­бирались оружие и земля, т. е. средства защиты и существования. Для удержания местного населения в покорности главные военные укрепления русского царизма располагались вблизи аулов, причем линией передовых военных укреплений занима­лись плодородные равнины. Эти меры должны были поставить порабощенное местное население в полнейшую зависимость от представителей самодержавной власти и «не дозволить не­покорным собирать хлеб и пасти стада свои на полях мирных аулов».

На ряду с этими методами, в прикаспийском Дагестане царизм всеми способами старался использовать внутреннюю борьбу между феодалами, снабжая свору приверженцев войсками и натравливая их на «непокорных», склоняя к покорности подку­пами в виде ценных подарков и обещаниями сохранить за фео­дальной верхушкой все ее прежние привилегии в деле эксплуатации зависимого населения.

Находясь в состоянии острой вражды, местные феодалы охотно искали поддержки более сильного и влиятельного покровителя. И эту поддержку они обрели в лице русского царизма, к кото­рому они лакейски прислуживались. В отобранных нами мате­риалах имеются факты, ярко характеризующие холуйство мест­ных феодалов перед русским царем. Их доносы царю с целью очернить соперников и выразить верноподданнические чувства полны самой бесцеремонной лести и подхалимства. Так, в доносе дербентского владельца Гассан-Али-хана на своего брата Ших-Али-хана указывается на его связь с Ираном, на его изменни-

1 Рапорт Ермолова от 19 июля 1818 г., там же.

ческое поведение, подчеркивается его «ветреность и любовь к роскошной жизни». При этом возносятся похвалы русскому царизму за его «священные щедроты».

Интересна с&ма форма обращения к царю, позаимствованная из персидского обихода: «Предстоящим пред небоподобным пре­столом всепресветлейшего, державнейшего великого императора самодержца всероссийского, славнейшего, могущественнейшего и величайшего царя царей, всемилостивейшего государя госу­дарей, одаренного славою и державою, венценосного монарха, обладающего звездочисленным воинством, победоносного вла­дыки многочисленных царств и народов, увенчанного солнечною короною, сидящего на звездном троне, повелевающего собором царей, князей и владык земных, дарующего скипетры достой­нейшим державам, умножающего великолепие монаршего своего' трона, украшающего правосудием державу свою и во всю все­ленную лучи благости своей простирающего, высокославного и великодушного монарха». 1 Далее следует признание, что «всей Персии и Турции известно, что уже несколько веков протекает, как предки мои посвятили себя служению высокославной импе­рии российской». То же самое писал в начале XIX в. посланник шамхала Тарковского Мехти-хана: «Всему свету теперь известно, что их высочества шамхалы со времени царствования блаженной и вечной славы достойной памяти его величества императора Петра Великого были всегда верноподданные покорнейшие и служители послушнейшие империи российской, коея древность теряется в вечности, и что как во время мирное, так и военное с доброю волею и совершенным повиновением принимали и соблю­дали повеления императорские, не щадя своея жизни по службе сей империи, чего и впредь чинить не преминут».

За верную лакейскую службу феодалы получали от царя гра­моты, ежегодные пожалованья деньгами, чинами, ценными по­дарками. Дербентскому владельцу в начале XIX в. за охрану от неприятелей было положено ежегодно по 6 тыс. руб. Рустему, уцмию каракайтагскому, за ревностную службу русскому ца­ризму и «вспомоществование против нарушителей всеобщего спокойствия производится по 2 тыс. руб. в год жалованья», а вла­дельцу табасаранскому «по 1500 руб. в год жалованья». За весь­ма усердную службу Гасан-Али-хан, например, получил саблю стоимостью в 2 тыс. руб., «мех соболий на шубу и 10 соболей на опуш, воротник и обшлага, всего ценою от 7 до 8 сот руб., парчи 20 аршин». То же примерно получали и другие владельцы. 2 Ценные и денежные подарки получали также приближенные ха­нов и члены ханских семейств. В специальной записке от 16 марта

1 Прошение дербентского хана Гассан-Али царю («Материалы по исто­рии Дагестана и Чечни в 2-й пол. XIX в.», вып. 1).

2 Записки управл. Азиатским департ. Гос. колл. иностр. дел Лашкарева, 1802 («Материалы по истории Дагестана и Чечни в 1-й пол. XIX в.в, вып. 1).

1802 г. управляющий Азиатским департаментом Лашкарев испра­шивал разные награждения для дагестанских владельцев:

Мегдию шамхалу тарковскому и хану дербентскому испра­шивалось, «сходно с его желанием и в уравнение с прочими ха­нами»,1 знамя с государственным гербом. Султан-Ахмет-хану аварскому предназначался чин ген.-майора и 5 тыс. руб. в год жалованья, а Али-хану, уцмию каракайдацкому, чин ген-майора с жалованьем в 2 тыс. руб. в год. Магомед, кадий таба­саранский, должен был получить чин полковника с жалованьем в 1500 руб. Независимым табасаранским владельцам, как менее значительным, предназначалось каждому по чину подполковника «с жалованьем по чину серебром».

Эти же меры попутно с насильственными применялись и Ермо­ловым, с большей только дифференциацией в подходе к отдель­ным ханам. Во всеподданнейшем рапорте от 20 мая 1818 г. Ермо­лов указывает на необходимость милостивого отношения к шам­халу тарковскому в связи с расположением царских войск в его владениях «для обеспечения в Дагестан дороги». В 1818 г. Ермо­лов приказал прекратить выдачу жалованья Султан-Ахмет-хану за недоставление женой его обещанных сведений о грузинском царевиче Александре.2

В целом в политике Ермолова преобладали насильственные меры оголтелого «царского колонизатора».

Царизм порабощал народы Дагестана, Чечни и Ингушетии разнообразными методами, из которых первое место занимали самые безобразные и нетерпимые способы колониального угне­тения. Русский царизм действовал с неприкрытой военной пря­молинейностью. Товарищ Сталин писал: «Политика царизма, политика помещиков и буржуазии по отношению к этим народам (не-великороссам. — С. Б.) состояла в том, чтобы убить среди них зачатки всякой государственности, калечить их культуру, стеснять язык, держать их в невежестве и, наконец, по возмож­ности русифицировать их». 2 Это особенно ярко подтверждается на примере Дагестана и Чечни.

Зверства завоевательной политики царизма и применение им самых нетерпимых форм угнетения не могли не вызвать це­лого ряда крупных стихийных возмущений со стороны порабо­щенного горского населения против русского царизма и тех местных феодалов, которые шли на поводу у последнего.

1 Записка об Аварском ханстве («Материалы по истории Дагестана и Чечни в 1-й пол. XIX в.», вып. 1).

2 Сталин. Марксизм и национально-колониальный вопрос, стр. 69— 70. М. 1937.

ГЛАВА ВТОРАЯ

ЧЕЧНЯ И ДАГЕСТАН В ПЕРИОД ЗАВОЕВАНИЯ ИХ РУССКИМ ЦАРИЗМОМ

I

В Чечне и Дагестане в период завоевания их русским цариз­мом существовали и переплетались разные формы социально-экономических укладов — начиная от патриархально-родового быта (в стадии его разложения), первобытных форм полупатриар­хального, полуфеодального быта и кончая сравнительно разви­тым феодализмом с зачатками складывающихся товарно-денеж­ных отношений.

Чечня и Дагестан не представляли собой единой политически и экономически целостной территории. На сравнительно обшир­ной территории Чечни и Дагестана (почти в 70 тыс. км2) располо­жились многочисленные, исторически сложившиеся, государ­ственные и полугосударственные образования, более или менее прочно связанные и имеющие ряд общих черт. г

Чечню и Дагестан можно разбить на три группы районов в социально-экономическом и политическом отношениях: 1) Чеч­ня, 2) Нагорный и Северный Дагестан, 3) Приморский Дагестан, включая весь юг и Аварию. Это, конечно, не значит, что внутри этих групп нет специфически отличных черт одного района от дру­гого, но в нашу задачу не входит подробный анализ этого вопроса.

Чечня занимает территорию, расположенную между Осетией и Кумыкской плоскостью; населяют ее многочисленные племена:

1 Р. Ф. Розен. Описание экономич. положения и политич. состоя­ния части племен Чечни и Дагестана. 1830. И. Ф. П а с к е в и ч. Крат­кий обзор геогр. положения и политич. состояния Дагестана. 1830. Ведо­мость Кавказских народов с сведениями об их народонаселении и полити­ческом состоянии. 1833. И. И. Норденштамм. Краткое военно-статист, и экономич. описание Чечни. 1834. («Материалы по истории Чечни и Дагестана 1-й пол. XIX в.в, вып. 1).

ингуши, назрановцы, карабулаки, галашевцы, кистинцы, дже-рахи, галгаевцы, цоринцы, качкалыки, мичиковцы, ауховцы, брагуны, чабирлойцы. Главной частью Чечни является Сун­женская долина, которая, по словам Норденштамма, 1 занимает «счастливое положение в физическом и топографическом отно­шениях». Эта местность отличается «плодородием»: 2 Чечня произ­водила «более хлеба, чем нужно для прокормления жителей, которые променивают избытки оного соседям своим кистинцам и лезгинам, в бесплодных горах живущим, на шерсть, бурки, грубое сукно и другие произведения. Посевы в Чечне состоят из небольшого количества пшеницы и ячменя, а более кукурузы и проса, которые родятся очень хорошо и не требуют большой разработки земли».3 Более зажиточная часть населения прода­вала «большое количество хлеба», особенно кукурузы. На уса­дебных землях разводились овощи. «Горцам, — пишет в своих мемуарах Абдурахман, один из ближайших сподвижников Ша­миля, — много легче было выступать в Чечню, чем в районы Дагестана, всего легче было конным, так как Чеченская земля была изобильная, с дешевым фуражом и продовольствием. По­этому горцы в большинстве случаев, при выступлении против русских, сами со своими конями и животными жили за счет средств и зерна чеченцев».

«Обилие воды является главной причиной пышной раститель­ности и здорового климата, отличающих Чечню... Почва на­столько плодородна, что везде образуются буйные заросли ку­старника... Здесь встречается масса разнообразной дичи... В до­линах и на плоскогорьях превосходно растут все виды злаков. Виноградные лозы достигают необычайного роста и толщины. Трава также растет везде в пышном изобилии. Скотоводство является главным источником доходов населения. Земледелием тоже занимаются усердно, насколько это позволяет первобытная культура и неблагоприятные военные условия страны». 4

Население, живущее в Сунженской долине, разводит скот в сравнительно небольших размерах вследствие «недостатка пастбищных мест». И разводимый ими рогатый скот «мал ростом и средней доброты». 6

Помимо земледелия и скотоводства жители Чечни занимались кустарными промыслами и ремеслами: тканьем сукна для домаш­него обихода, иногда и для продажи, изготовлением разного рода ковров, войлоков, бурок и шитьем обуви.

1 И. И. Норденштамм. Краткое военно-статист, и экономич. описание Чечни. ЦВИА, ВУА, № 18507. 1834.

2 Кастильон. Письма к Гизо. «Историк-марксист», № 5, 1936.
8 И. И. Норденштамм. Краткое военно-статист, и экономич. описание Чечни. ЦВИА, ВУА, № 18507. 1834.

* Bodenstedt. Die Volker des Kaukasus undihre Freiheitskampfe gegen die Russen. 2. Aufl. 1855.

5И. И. Норденштамм. Краткое военно-статист, и экономич. описание Чечни. ЦВИА, ВУА, № 18507. 1834.

Среди жителей долины торговля была хорошо развита срав­нительно с горными районами. Через посредничество кизляр-ских купцов жители Сунженской долины покупали привозимые из Ирана и России материи, железо, медную посуду и соль.

На значительное развитие торговли в Сунженской долине в 40-е годы XIX в. указывает и ген. Пулло в своей записке: «Ежегодно до 40 тыс. горцев приходили на линию для сбыта своих продуктов, и звонкая монета... усилилась в обращении». *

Население горной Чечни (расположенной в 30 верстах от реки Сунжи) находилось в менее благоприятных экономических усло­виях. Чеченцы, живущие в верховьях Аргуна, «очень бедны и мало занимаются хлебопашеством, вследствие чего не имеют достаточно хлеба для личных потребностей. Они получают хлеб и соль от жителей нижних деревень в обмен на воск, шерсть, грубые сукна, ковры низшего разряда, звериные шкуры, бурки, сафьяны, выделанные из козлиных шкур». Жители долины, вы­гоняя свои стада в горы, «снабжают жителей оных хлебом и дру­гими произведениями, которых у них нет». «Сия меновая тор­говля большею частию производится в Брагулах и Гедермесе, а также в Новом Аксае и Андрееве».2

Одним из главных занятий чеченцев и соседних с ними пле­мен была продажа леса, который заготовлялся зимой и в поло­водье сплавлялся по Сунже и Тереку до самого Кизляра. В Киз­ляр ежегодно сплавлялось от 500 до 800 плотов строевого леса, ценой за каждый плот от 50 до 80 руб. сер., что составляло в сред­нем 25 тыс. руб. Доставка в Кизляр таркалов (кольев, поддер­живающих виноградные лозы) составляла не менее важный про­мысел чеченцев и отчасти кумыков: они ежегодно привозили в Кизляр от 5 до 6 тыс. арб таркалов, ценой за каждую арбу от 3 до 5 руб. Сравнительно значительные доходы чеченцы получали от продажи обручей и бочарных досок — 30 руб. за каждую тысячу досок (Норденштамм).

В горной Чечне было развито скотоводство. «Овец в горной части очень много, и хорошей породы; там держат также много коз, ишаков» (Норденштамм). Из шерсти овец выделывают «изрядные сукна», остальная шерсть используется, как замечает Норден­штамм, на изготовление бурок, которые чеченцы «в небольшом количестве продают андийцам и соседним другим народам». Из Дагестана и из шамхальства Тарковского чеченцы получали соль. В борьбе горцев за независимость против русского царизма районы Горной Чечни имели громадное значение как трудно­доступные для нападающей стороны. «Горы эти, покрытые ле­сом, не отличаются высотой, но следует отметить их причудливое очертание, делающее, так сказать, неприступной эту часть Чечни.

1 А. П. Пулло. Докладная записка «О положении дел на левом фланге Кавказской линии с 1834 по 1840 г.». ЦВИА, ВУА, № 6438.

3 И. И. Норденштамм. Краткое военно-статист, и экономич. описание Чечни. ЦВИА, ВУА, № 18507, л. 41. 1834.

Склоны их, которые поднимаются отвесно вдоль равнины, пред­ставляют собой недоступные горы. Единственным выходом явля­ются некоторые ущелья, недоступные для разведки и предоста­вляющие для неприятельской армии проход, столько же опасный, сколько он удобен для преграждения». х

В период систематического политического завоевания Чечни русским царизмом в ней еще были значительны остатки «форм родовых учреждений» патриархально-родового быта (в стадии их разложения). Многоплеменное население Чечни, в конце пер­вой половины XIX в. исчислявшееся примерно в 100 с лишним тыс. чел. (Кастильон, Норденштамм и др.), было «тесно связано с фамильными отношениями».

«Каждая фамилия называлась именем своего родоначальника, водворившего ее в Чечне, гордилась этим именем и наблюдала фамильный интерес от ущерба со стороны других фамилий. Это были в своем роде многие мелкие республики, объединенные общим языком». 2

Боденштедт также пишет о «существующем уже несколько тысячелетий раздроблении народа на бесконечное количество мелких племен, делавших невозможным слияние их в единое целое благодаря непрерывным внутренним распрям и благодаря тому, что их разлучала дикая природа страны». 3

Многоплеменное население Чечни подразделялось на отдель­ные общества — тайпы 4 и отдельные роды — тухумы, которые, по свидетельству многих источников, носили названия тех аулов, из которых вышли их родоначальники при переселении племен на равнину. Каждый тухум управлялся отдельно и не вмешивался в дела своего соседа. Старший в роде был посредником и вместе судьею в ссорах и тяжбах, происходивших между родственни­ками его тухума. В селении, где имелось несколько тухумов, каждый из них выбирал своего старика — родоначальника. В этом случае ссоры и иски между лицами разных тухумов раз­бирались выбранными стариками по адату. Круг обязанностей стариков был весьма ограничен, и их власть не имела того зна­чения, как в далеком прошлом. Решения их уже во второй по­ловине XIX в. были необязательны, а исполнение в значитель­ной части зависело от права сильного. 6

1 Кастильон. Письма к Гизо. «Историк-марксист», № 5, стр. 114. 1936.

2 У. Лаудаев. Чеченское племя, стр. 11.

3 Bodenstedt. Die Volker des Kaukasus und ihre Freiheitskampfe gegen die Russen. 2. Aufl. 1855.

4 «Родственная связь членов фамилии по-чеченски называется тайпан,
или тайпа, что означает: одна фамилия, род или одно племя» (У. Лаудаев).

6 «Постановления эти чеченцы называли дедиль, или адиль, т. е. обы­чай. Это же выражается словом адат. Но и суд старших в фамилиях был недостаточен в вольном чеченском народе, потому что некому было блюсти 8а исполнением его постановлений; сильные фамилии отрицали его компе­тентность, а потому он существовал только между слабыми и для слабых фамилий» (У. Лаудаев).

 

«Сильный побеждал слабого, часто убивал его, чтобы завла­деть его ничтожным имуществом: оружием, платьем, конем или ослом». 1

Общественный строй Чечни накануне завоевания ее русским царизмом имел целый ряд характерных черт патриархального родового быта в стадии его разложения. «У чеченцев нет и ни­когда не было своих князей, или каких-нибудь других владете­лей: все равны. Личные достоинства и богатство одни могут дать преимущество; власти, кроме права сильного, никакой над собой не признают» 2 (Норденштамм, Розен, Пулло и др.).

Обратимся к французскому автору, виконту Кастильону, который в 40-х годах XIX в. был в Чечне и Дагестане. В своих письмах он также указывает на наличие у чеченцев «остатков патриархально-родового быта с внутренними раздорами, увеко­веченными законом кровной мести». 3 Для подтверждения этих данных об общественном строе тогдашней Чечни обратимся к мест­ному историку У. Лаудаеву.

Последний по этому поводу писал: «Чеченцы не имели князей и были равны между собой, а если случалось, что инородцы выс­ших сословий селились между ними, то и они утрачивали свой высокий род и сравнивались с чеченцами.

Чеченцы называют себя узденями (озди или уздень); слово это у них имеет другое значение, чем у их соседей. У последних узденство делилось на степени, у чеченцев же все люди стояли на одной степени узденства, различаясь между собой только качествами: умом, богатством, щедростью, храбростью, а не­редко и дурными делами, разбоями, воровством и т. д. Слово уздень, заимствованное ими от соседей, означает у чеченцев: че­ловек свободный, вольный и независимый... Соседи их жили на княжеских землях, по праву ли или силою приобретенных; у чеченцев же земля была общею, и если случалось, что они се­лились на княжеских землях, с условием платить подать, то, усилившись, переставали ее платить и завладевали землею. По понятиям об узденстве, чеченец не мог подчинить себя дру­гому лицу, ибо тогда узденство его теряло значение». 4 То же самое мы читаем и у Дубровина: 6 «Все чеченцы пользуются оди­наковыми правами и составляют один общий класс узденей, без всякого подразделения на сословия... Мы все уздени, говорят чеченцы, понимая под этим смыслом зависящих только от себя. Слово уздень на чеченском языке произносится — езюдан и





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.