МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ЧЕЧНЯ И ДАГЕСТАН В ПЕРИОД ЗАВОЕВАНИЯ ИХ РУССКИМ ЦАРИЗМОМ 4 страница





3 Кастильон. Письма к Гизо («Историк-марксист», № 5, стр. 115. 1936).

 

ностью», общественный строй имел сходство с феодальным. В районах Нагорного, Северного и Среднего Дагестана феодаль­ные отношения находились в состоянии становления, в стадии складывания и оформления. Этот процесс был ярче выражен в тех районах, которые соприкасались с царской Россией и Приморским Дагестаном. В этом и состояло одно из отличий Северного и На­горного Дагестана, где население подразделялось, так оке как и в Чечне, на три группы: 1) родовую знать и духовенство, становив­шиеся сравнительно состоятельными земледельцами и скотовла­дельцами, 2) так называемых зажиточных узденей и 3) рабов — бесправных и обездоленных.

Что касается имущественного состояния родовой знати в рай­онах Северного и Нагорного Дагестана, то оно было очень разно­образно по степени владения землею и скотом. В Салатау жители, как мы указывали выше, содержали огромные стада баранов, коз и крупного рогатого скота. В Андии некоторые жители из числа состоятельных владели большим числом пленных: «богатели от торга людьми — пленными».1 В вольном обществе Багулале «богатые имеют до 20 голов рогатого скота и до 300 баранов».1 «Некоторые зажиточные хозяева вольного общества Ратлу-Ахвах имели до 100 голов рогатого скота и до 1 тысячи овец». 1 Среди населения этого общества встречалось «весьма много куп­цов». 1 «Богатые члены общества Унхада имеют до 10 голов круп­ного рогатого скота и до 200 баранов». 1

В обществе Карах зажиточные содержат «до 40 голов крупного рогатого скота и до 150 и больше баранов». 1

Эта «родовая знать», «богачи», «зажиточные», вкупе с духо­венством, составляли социальный слой, который по своему иму­щественному положению выходил далеко за рамки патриархально-родового быта. Богатая знать держала в фактической зависимо­сти так называемых «свободных граждан», узденей, живших на своих собственных землях. Уздени Северного Дагестана, в отличие от чеченских узденей, «управлялись беками», «которым издавна присвоено право полицейской расправы над этими поселениями с вознаграждением от них некоторыми полевыми работами» и «выполнением разных обычных повинностей».2

В ряде обществ Дагестана, как и в Чечне, имелись рабы. «Первое место среди невольников в Дагестане занимают, как со­общает лазутчик Мочульский, пленные тушинцы, потом следуют грузины, русские. За тушинца платят до 50 и более рублей серебром.

В Сильдии, Джамаляле и Тиндале преимущественно содер­жатся тушинцы, в Анкрахе — грузины, а в Бактуляле, Койсубу

1 Мочульский. Война на Кавказе и Дагестан, ч. II, топогра­фическая. ЦВИА, ВУА, 6528.

2 «Сведения о видах крепостной зависимости, существующих у туземно­го населения Дагестанской области». Из архива канцелярии Наместника на Кавказе.

 

и Андаляле — русские» Ч «Личные рабы (куллы) приобретались двояким путем: 1) из захваченных во время войны и. набегов воен­нопленных, 2) из детей, купленных у свободных родителей, вынужденных крайностью продать свое дитя». Первая группа рабов встречалась почти во всех обществах Дагестана, вто­рая — в ханствах и владениях Дагестана. Личные рабы (кул­лы) первой группы могли быть выкуплены и возвращены на прежнее место.

В общественной и политической жизни вольных обществ Да­гестана большую роль играл джаамат.2 В отличие от Чечни, здесь он собирался не от одного общества, а от нескольких. «В слу­чаях весьма важных, как например, по совещаниям для защиты края или по воззваниям ко всем дагестанским обществам от какого-либо известного военного представителя, посланные из несколь­ких дагестанских обществ съезжаются на общем сборном пункте, и там решаются общие дела; по большей части для сего избираются узлы дорог или площади при мостах. Тогда сбор простирается до нескольких сот человек. Каждый присутствующий имеет право подавать свое мнение, но старшины только могут решать дело. По принятии какого-либо решения оно обыкновенно тотчас же приводится в исполнение, и все находившиеся на джаамате отправ­ляются, куда предводители им назначат».1

Джаамат происходил обычно на месте, считавшемся священ­ным, под каким-нибудь, старым высоким деревом. Собирался он большей частью вечером и затягивался подчас до глубокой ночи. На эти собрании все являлись в лучших платьях и молча ждали начала обсуждения. Старики и почетные лица садились на землю в середине круга, остальные окружали их на некотором расстоя­нии по старшинству. Наружную линию составляли самые млад­шие, верхом на конях. Первыми высказывали свое мнение стар­шие, и с них начиналось голосование. Молодежь голосовала пос­ледней. Решения джаамата принимались большинством голосов и выполнялись как закон».3

Джаамат существовал почти во всех обществах Дагестана, что указывает на сильное еще влияние патриархально-родового быта. Хотя в указанных выше районах патриархально-родовой быт находился в стадии разложения, в стадии перехода к феода­лизму, но тем не менее джаамат оставался еще важнейшим ин­ститутом, сыгравшим не малую роль в истории борьбы горцев за независимость. Это был, за некоторыми исключениями, родо­вой совет, «демократическое собрание всех взрослых мужчин и женщин, располагавших равным правом голоса». Только рабы не

1 М о ч у л ь с к и й. Война на Кавказе и Дагестан, ч. I, политиче­ская. ЦВИА, ВУА, № 49774.

2 Народное собрание, сход.

3 D,t Kaukasus, seine Volkcrschaften, dcren Kampfe etc. nebst eincr ChaiMkt-ristik Schamyls. Wien 1854.

 

принимали участия в джаамате, — они исключались из полити­ческой жизни.

Здесь мы встречаем устойчивые пережитки патриархального демократизма. Это определяло во многом сплоченность и героизм горцев в партизанской борьбе против царизма. Недаром царские военные власти предлагали бесчисленные рецепты для искорене­ния остатков родового демократизма в вольных обществах и насаж­дения в них ханских порядков, с сохранением всех привилегий зажиточной верхушки местного населения.

Название вольных Место Название вольных Место

обществ Северного сбора обществ Северного сбора

и Нагорного Даге- джа- и Нагорного Даге- джа-

стана амата стана амата

Салатау — Анцух Сел. Чодоколо

Гумбет — Капуча —

Койсубу — Джурмут Сел. Карати

Андия — Анцросс Черельская долина

Киндаляль Сел. Болихо Богнада Сел. Хиндй

Калаляль » Аллахо Унхада >> Тлихи

Чамалял » Хукуара Таш » Черели

Бугалял Хуштада, Хуш- Кель » Рухельда (стар-

тадский мост шины собирают-

Ункратль — ся в Карахе)

Дидо — Гид —

Ахвах — Куяда —

Ратлу — Карах Сел. Хрчады (общий

Томе — джаамат в Хидатле)

Лазутчики царской армии в своих обзорах и донесениях уде­ляли большое внимание пунктам сбора джаамата, указывая на моральное значение их как важнейших оборонных пунктов в борьбе против царизма. Они стремились к взятию этих пунктов с целью превращения их в военные укрепления.

Значительная часть дагестанских племен в интересах защиты края объединялась в союзы, из коих каждый заключал в себе не­сколько обществ, клятвенно обязавшихся с давнейших времен защищать друг друга (Мочульский). К таким обществам следует отнести Анкратль. Этот союз состоял из нескольких лезгинских обществ, расположенных между pp. Самуром и Чаир-ор (Джур-мут, Унхада, Богнада, Анцросс, Анцуг). Сборный пункт этого союза обществ находился в Черельской долине. В прошлом Богозский и Акоринский союзы играли крупную роль в защите от нападений грузинских царей.

Наряду с Анкратльским союзом на территории Дагестана был ряд не менее крупных союзов, как то: Анцратльский (Карах, Хенсрух, Анцратль и Келесы), Хидатльский (Томсуда, Тану, Ратлу), Тилитльский (Тилитль, Зиор, Ури), Андаляльский (Анда-ляль, Куяда).

Между союзами племен Дагестана и союзными соглашениями родственных племен других народов очень много общего. «Союзные соглашения между родственными племенами заключались местами под воздействием требований момента и с устранением опасности распадались. Но в отдельных местностях первоначально родственные племена, разобщенные друг от друга, вновь сплачива­лись в длительные союзы и таким образом делали первый шаг к образованию наций».1

В истории Дагестана мы можем проследить эти два момента возникновения и распадения союзных соглашений родственных племен под воздействием требований момента — борьбы против грузинских царей и агрессии русского царизма. С устранением опасности они распались, как Богозские и Акоринские союзы племен.

В процессе мощного движения горцев за свою независимость, в упорной борьбе против русского царизма, в первой половине XIX в. (Бей-Булат, Гази-Мухаммед, Гамзад-Бек, Шамиль) племе­на Дагестана и Чечни сплотились в сравнительно прочный союз.

* * *

Перейдем к рассмотрению экономической и общественной жиз­ни феодальных владений Дагестана, которые в большинстве своем, за исключением Аварского ханства, расположены на территории, прилегающей к побережью Каспийского моря.

Аварское ханство с главным городом Хунзахом — центром политической и торговой жизни — расположено почти в центре Дагестана, где сходятся основные дороги. Аварское хан­ство в начале XIX в. было сравнительно крепким феодальным вла­дением, но менее богатым, чем соседнее с ним феодальное владе­ние — шамхальство Тарковское. 2 Земля в Аварском ханстве была мало плодородна, и хлеб родился в небольшом количестве. Население покупало хлеб в соседних владениях — шамхальстве Тарковском и ханстве Мехтулинском. Сеяли главным образом озимую пшеницу, просо и ячмень. Земледелие вследствие недостат­ка удобной земли значительно усложнялось. «С торбою, привязан­ною за пояс, и с крючком двулапым, насаженным на палку, вон­зает аварец туда железные когти, как, поднявшись на вес до полшеста, вонзал он гвоздь между камнями, становился на него, забрасывал далее когти, вынимал и выше вонзал гвоздь снова, для того чтобы найти несколько шагов земли для посева горсти пшеницы» 3. Фруктовых садов было очень мало, виноградников почти не было. Скотоводство в Аварии также было в незавидном состоянии. Рогатого скота мало, и «у кого есть пара быков да 50

1 Ф. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и го­сударства, стр. 93. М. 1932.

2 Краткое военно-географическое описание Дагестана. ЦВИА, ВУА № 6512, лл. 91—91 об., 93 об.

3 «Тифлисские ведомости», 12—14, 1831. «Койсубулинцы».

 

баранов, того считали богатым». Редкий хозяин в Аварии имел более шести голов рогатого скота. Пастбищ недоставало. Осел и ишак заменяли лошадь (доставка зерна для помола на мельницу, привоз дров и др.)- Торговля была ограничена самыми необходимыми предметами (соль, хлеб, саман — мелкорубленая солома). Недостаток в Аварии ощущался во всем. К этому выводу приходи­ли почти все обозреватели и путешественники, бывавшие в Ава­рии. Авария была одним из бедных районов тогдашнего Даге­стана.

Другим крупным феодальным владением приморского Даге­стана являлось шамхалъство г Тарковское с главным городом Тарки, который «перед эпохой ислама был очень укрепленным хазарским поселением». 2 Шамхальство Тарковское было одним из обшлрных феодальных владений Дагестана с населением до 30 тысяч. Сельское хозяйство на равнинах было развито больше, чем в горах. Сеяли пшеницу, ячмень, просо. Урожаи хлеба бывали высокие, в особенности на поливных землях.(«Хлеба всякого ро­дится в изобилии».) Разводили марену, «предмет торговли с Киз­ляром и Астраханью». «Шамхальцы, живя на приморской равнине, пользуются всеми выгодами от богатой земли». 3

Наличие богатых пастбищ около берегов Каспийского моря бла­гоприятствовало развитию скотоводства. «Многие зажиточные люди имеют по нескольку тысяч овец. Почти каждый житель имеет лошадь, но, кроме шамхала Тарковского, никто не содержит та­бунов». i На территории шамхальства Тарковского находится ряд соленых озер, имеющих промышленное значение, из которых в то время ежегодно добывалось до 300 тыс. пудов соли. Торговля велась с уцмийством Каракайтагским, кумыками и акушинцами. У шам­хальства Тарковского были значительные торговые связи и с рус­скими купцами. Главными предметами торговли были скот, пшеница, мед и воск. Из шерсти местные жители изготовляли на продажу и для домашнего употребления простые сукна, ковры, а из пряжи — бумажный и пеньковый холст. Из Ирана и России получали серебро, золото, медь, свинец и железо. В ряде селений жители занимались выделкой оружия: пистолетов, сабель и кин­жалов.

1 О происхождении слова «шамхал» историки дают разноречивые све­дения. Одни пишут, что имя первого правителя было Шахбал, а впослед­ствии было искажено в Шамхал; другие считают, что первоначально его имя было Шах-лал, а после искажения стало Шамхал. Некоторые же пишут, что так как это лицо было жителем Сирии (Шам), селения Хал, то оба эти названия были соединены и, таким образом, ему присвоено было имя Шам­хала. В результате вошло в обыкновение этим именем называть всякого из потомков первого правителя, занимавшего должность правителя Даге­стана. («Асари-Дагестан», стр. 31).

2 «Асари-Дагестан, стр. 18.

3 Краткое военно-географическое описание Дагестана. ЦВИА, ВУА, № 6512, л. 78 об.

4 Неверовский. Краткий взгляд на Северный и Средний Да­гестан.

 

После разгрома Мехтулинского ханства Ермоловым значитель­ная часть владений ханства была предоставлена шамхалу Тар­ковскому.

Уцмейство К а р а к а й т а г с к о е. «Кайтах до 1822 г. составлял отдельное владение под названием уцмейства. Уцмеи (ханы) владели магалами Терекеме, Башлы, Мюра, Гопша, Кабадасарга, Сюрга, Ганк (Кубечи), Менджалис и всем так назы­ваемым ныне вольным Каракайтахом. Но с уничтожением уц­мейства, после уцмея Адель-хана, из одного целого кайтахского народа возникло несколько обществ, независимых одно от дру­гого и не признающих власти» 2 царского правительства.

Рис. .6. ЮЖНЫЙ ДАГЕСТАН. КАЗИ-КУМЫК
С литографии из альбома Г. Гагарина

На севере Кайтах граничил с владениями шамхала Тарковского, на юге с Дербентом и Табасаранью. Значительная часть населе­ния селилась в долинах. Земледелие едва удовлетворяло потреб­ности населения, только небольшая часть его продавала излишки хлеба. Жители уцмейства вели оживленную торговлю скотом, отчасти хлебом, медом, воском, мареной, которую продавали в Дербент и в Кизляр, и разными сукнами своего изготовления.

1 О происхождении слова «уцмий» имеется следующее предположение: «Абумуслим назначил из своего племени Амир-Гамзу старшим правителем в Кайтаг, а при нем поставил других лиц и отряд из арабов. Прозвище «усми» присваивается каждому назначавшемуся правителем в Кайтаг из потомков Амир-гамзы. Относительно причины присвоения этого прозвища некото­рые пишут, что оно произошло от изменения слова «исми», а «исми» в араб­ском языке, будучи производным от «исм», относится к обозначению похвал, вроде именитого и известного» («Асари-Дагестан», стр. 32).

2 Краткое военно-географическое описание Дагестана. ЦВИА, ВУА, № 6512, лл. 81—81 об.

 

Медь и железо получались из России, свинец из Дербента, порох изготовляли сами. Серу добывали в горах, нефть — из колодцев вблизи моря. На небольшом расстоянии от гор были расположены хутора, жители которых занимались главным образом разведением овец. Мужчины в значительной своей части были ремесленниками. Жители долин разводили шелковичные деревья. Часть жителей занималась «купеческим промыслом» и развозила свои изделия в Дербент и другие пункты Дагестана.

Ханства Казикумыкское и Кюринское. Скотоводство и земледелие были основными занятиями жите­лей. Первое место занимало скотоводство; сельскохозяйственные орудия были еще самые примитивные. Часть скотоводов имела большие стада овец. Это не относится к северо-западным районам, где вследствие недостатка пастбищ скотоводство было в жалком состоянии. Самые богатые скотоводы держали по нескольку голов крупного рогатого скота, от 200 до 300 овец, одну-две лошади и несколько ослов. Большая же часть населения едва имела по од­ной голове крупного рогатого скота, а о верховой лошади не смела и помышлять.

Майсумство юго-восточной Та б а с а рани.1 Местные жители занимались земледелием, сеяли пре­имущественно сарачинское пшено, пшеницу, ячмень: «хлеба из­рядно родится посредством напаивания полей водопроводами». Разводились фруктовые сады («плодовые деревья разных родов»), росли ореховые рощи. В Астрахань ежегодно отправлялось от Табасарани до 6 тыс. пудов местных орехов. Торговля велась так­же с Дербентом и торговыми пунктами Закавказья.

Дербентскоеханство с главным торговым горо­дом Дербентом. 2

В начале XIX в. в Дербенте насчитывалось до 2189 домов, 15 мечетей, 450 лавок — караван-сараев, 30 шелковых фабрик, 113 мастерских. Общее число населения 10 тысяч. Городские жи­тели занимались шелководством и сеяли шафран. Жители окрест­ностей Дербента считались «прилежными землевладельцами»; «народ в окрестностях Дербента — промышленный, посвятивший себя земледелию и торговле».3 Многие жители копали дикую ма­рену и продавали ее. Жители горных местностей занимались исклю-

1 Существует объяснение слова майсум: Абумуслим, предводитель арабского халифата, завоевав Дагестан, назначил правителем Табасарани одного из бывших при нем почтенных старейшин, известного под именем Майсум; впоследствии вошло в обычай всякого, кто становился правите­лем, называть майсумом: «Абумуслим назначил в Табасарань из ученых, прибывших с ним из Аварии, двух лиц кадиями для обучения народа пред­писаниям ислама и для решения дел по шариату и установил, чтобы майсум правил делами по соглашению с этими кадиями» («Асари-Дагестан», стр. 32).

2 Дербент (в переводе — железные ворота) в далеком историческом прошлом, еще во времена римского и арабского владычеств, играл крупную роль в политической и экономической жизни.

3 Краткое военно-географическое описание Дагестана. ЦВИА, ВУА, № 6512, лл. 80—80 об.

 

Рис. 7. АСЛАН-БЕК, КАЗАК КОНВОЯ НАМЕСТНИКА КАВКАЗСКОГО С хромолитографии из альбома Горшелыпа. 11 июля 1S6S «.

чительно скотоводством и получали большие выгоды от своих стад, особенно от овец. Впрочем, и жители долин также «весьма деятельно занимаются скотоводством».

О дагестанских ханствах Горчаков (и. д. нач. Кавказской области) в 1832 г. писал как «о беспрекословно самых богатейших провинциях» и по климату своему «весьма удобных к разведению произрастаний ценных». Вообще владениям Дагестана, «с пока­занием их положения, пределов, городов и деревень, числа домов, звания народов и прочего», посвящено много обозрений и опи­саний, в которых подчеркивалась необходимость скорейшего по­литического и экономического завоевания русским царизмом.

На сравнительно обширной территории Дагестана и Чечни в первой половине XIX в. преобладала система натурального хо­зяйства, наиболее примитивная форма хозяйства, рассчитываю­щего только на собственное потребление, а не на рынок. Едва заметные ростки товарного хозяйства в так называемых вольных обществах («продажа на рынок изделий вековых кустарных про­мыслов», «увеличение продажи продуктов сельского хозяйства и животноводства») не меняли основного направления в системе натурального хозяйства, основанного на неподвижной, чрезвы­чайно застойной технике сельского хозяйства и кустарных промы­слов. Мелкое производство в земледелии и в кустарных промыслах вращалось в самых узких рамках.

В руках местных феодалов были сконцентрированы «большие состояния». г На территории, занятой феодальными владениями и ханствами, издавна существовала личная зависимость «просто­го народа» от ханов. Формы и степени этой зависимости были самые различные; они складывались еще в далеком историческом прошлом. Один из авторов «Тарихи-Дербенд-Намэ», 2 Мухамед Рафи, еще в 1313 г. сообщает, что в «благословенной» (?), «пре­красной» Дагестанской стране существовали многие риды «податей, налогов и десятин» от всех обитателей Дагестана в пользу «през­ренных государей», «творцов жестоких и дурных дел». История этих феодальных владений полна классовых конфликтов между «верхами» (ханы, уцмии, майсумы, беки) и «низами» (уздени, раяты, рабы). «Авария — это место постоянных враждебных стол­кновений, убийств, кровопролитий». Помимо гнета со стороны местных ханов, трудящееся население Дагестана подвергалось так­же большим опустошениям и со стороны иноземных угнетателей. В одной из древних хроник по истории Аварии дано описание «военных вторжений арабского халифата», войска которого «разо­рили крепчайший город Дагестана Хунзах, предали смерти его воинов с союзниками, взяли в плен их жен и детей, ограбили все их имущество и сокровища». Они покорили все страны горцев т. е. Дагестан, «силой, кровопролитием и разрушением».

1 Неверовский. Краткий взгляд на Северный и Средний Даге­стан, разд. «Народное богатство».

2 «Тарихи-Дербенд-Наме», под ред. Алиханова-Аварского. Тифлис 1898.

 

В начале XIX в. Аварское ханство было самым бедным и нищим районом Дагестана, тогда как ханы и беки г вели роскошную жизнь во дворцах и отдельных владениях Хунзаха. Беки владели мелкими феодальными владениями с закрепощенными в них мел­кими производителями и находились в вассальной зависимости от ханов. В военных походах ханов беки принимали активное участие. Они освобождались от всех повинностей, но обязаны были являться на службу владетеля-хана в полном вооружении и служить без всякой платы, на собственном иждивении (Неверов-

Рис. 8. ДАГЕСТАН. ПОГРЕБАЛЬНЫЕ ЦЕРЕМОНИИ В АВАРИИ О литографии из альбома Г. Гагарина

ский). На одном положении с беками были чанки (дети ханов от жен незнатного рода). Ханы, беки и чанки вкупе с духовенством (муллами, кадиями, муфтиями) были главными представителями господствующих, эксплоататорских слоев тогдашнего Дагестана. Духовенство в Аварии было лишь одним из феодальных слоев и менее всего зависело от «выборности общества». Оно играло не менее крупную роль, чем ханы и беки. Важнейшие вопросы обще­ственно-политической жизни решались при прямом участии пред­ставителей духовенства. В весьма торжественных случаях «шейх-уль-ислам» восседал даже выше хана; верхушка духовенства за­нимала ряд главных должностей при дворе хана.

1 Беки — дети ханов, рожденные женами знатного рода.

 

В феодальных владениях оформился и развился аппарат «пуб­личной власти», судебные приставы (карти, казн), полицейские и финансовые агенты (мангуши, гаущи, дургах), которые взи­мали штрафы и налоги с зависимого населения.

Феодальная верхушка Аварии, в лице ханов и беков, обладала почти всей полнотой власти. В их руках находились администра­тивная власть, войско, суд. Почти все налоги шли в пользу хана. Каждый феодал имел вооруженную силу в лице своих «маленьких вассалов». Хан аварский чинил суд и расправу по своему усмот­рению: «ему предоставлено было право суда и расправы даже по уголовным преступлениям, учиненным в его владениях его под­властными» (Неверовский); «ханы аварские пользовались пол­ною и неограниченной властью и, имея право жизни и смерти над своими подвластными, были почти всегда страшными дес­потами».

Самым богатым владетелем из феодалов тогдашнего Дагестана являлся шамхал Тарковский. Расправа над населением в его владениях и от его имени была не менее жестокой, чем в Аварии и Табасарани. Об этом говорит целый ряд фактов из далекого исторического прошлого.1 Разнообразные подати и сборы в от­дельных феодальных владениях Дагестана исторически сложились и нашли свое выражение в своеобразных законодательных ко­дексах. Султан Ахмед-хан, правивший Кайтагомдо в 1688 г., составил кодекс законов — бай-айдат (княжеский обычай), закреплявший феодальные привилегии за господствующей вер­хушкой. Феодальные доходы шамхала Тарковского, помимо сбо­ров с подвластного ему населения, поступали также с пастбищ­ных мест и откупных статей (рыбная ловля, торговые пошлины и т. п.).

Феодальная верхушка (ханы, уцмии, шамхалы, влиятельное духовенство) угнетала, порабощала, эксплуатировала широкие народные массы. Зависимое население было придавлено сложной системой податей и налогов. Это относится и к остальным феодаль­ным владениям Дагестана.

Все угнетенное население в феодальных владениях Дагестана подразделялось на четыре основные группы. 2

Уздени — так называемое свободное сельское население, ведущее мелкое хозяйство на землях, принадлежащих бекам. Уздени обязаны были отбывать трудовые повинности и платить подати; они не были полностью прикреплены к бекским землям и в целом ряде случаев еще пользовались остатками права свобод­ного переселения. Они зависели от феодалов, хотя формально были свободны.

Другой типичной группой населения в дагестанских феодаль­ных владениях были р а я т ы — сельское население, жившее на

1 «Асари-Дагестан», первые главы.

2 См. Неверовский. Краткий взгляд на Северный и СреднийДагестан, разд. «Сословия».

 

бекских землях. Раяты обязаны были платить бекам различного рода повинности за право пользования их землями. Раяты, подоб­но ч а г а р а м, являлись крепостными крестьянами. Они были лишены права перехода из одного селения в другое и более зави­сели от беков, чем уздени, — почти так же, как чагары. Послед­ние являлись бывшими дворовыми людьми из рабов, отпу­щенных для заведения собственного хозяйства на земле бека, с обязательством выходить на работы владельца по его требо­ванию. г

Рис 9. АУЛ ШАМХАЛА ТАРКОВСКОГО В ДАГЕСТАНЕ Из Кавказского календаря 1877 з.

Безземельные и малоземельные крестьяне — раяты и часть узденей — приобретали право пользования землей или промыс­лами в пределах бекского селения, что вело к усилению власти бекских элементов. Лучшие посевные угодья и фруктовые сады крестьянского населения постепенно прирезались к бекским владениям. Земельные владения зависимых сословий разделялись

1 См. «Материалы по истории Чечни и Дагестана в 1-й пол. XIXв.», вып. II (документы, относящиеся к характеристике зависимых отношений, в феодальных владениях).

 

на небольшие участки, за которые беки взимали повинности как с узденей, так и с рантов. Разница здесь только количественная. Хотя, повторяем, уздени и не были формально прикреплены к бекским землям, но фактически в отношении зависимости от фео­дальной аристократии они почти приближались к раятам. Раяты были зависимы от беков, так что их вполне можно определить как крепостное сословие или же близко стоящее к нему. Раяты обязаны были нести различного рода повинности в пользу беков. Эти по­винности составлялись из малджагата (известная доля урожая), кесамата (определенное количество хлеба, уплачиваемое ежегод­но независимо от урожая), даргалуга (определенное количество хлеба, уплачиваемое с каждого дыма или сохи в пользу бекского управляющего, отмеривающего малджагат, а также, где по не­значительности имений особых управляющих нет, —в пользу са­мого бека) и бахча-баши (плата за мюльк, находящийся во владе­ниях раята, т. е. за усадебное место с двором, садом и сенокосным участком).

Размеры этих повинностей были чрезвычайно разнообразны. Уплата малджагата колебалась по отдельным селениям от г/7 до 1/10 урожая.

Пахотные земли состояли в общинном владении и распределя­лись равными долями между всеми раятскими дымами, а в неко­торых селениях в разделе участвовали и беки, которые получали несколько долей. В некоторых селениях под распашки обращались участки по указанию беков.

Леса и пастбища в большинстве случаев состояли в общем поль­зовании раятов и беков; в некоторых же селениях леса считались только бекскими — здесь раяты пользовались лесом с разрешения беков бесплатно, а в некоторых селениях — за особое вознаграж­дение. 1

В ряде селений Дагестана (Кака-Шура, Кадар, Капчугай, Атлы-Буюон, Кумторкале, Карабудахкент, Эрпели и др.) беки пользовались исключительными привилегиями. При переделе об­щественных угодий беки получали вместо одной две доли или даже четыре. В некоторых селениях они имели еще то преимущество, что получали доли не по жребию, как все, а по собственному выбору. Кроме того они пользовались «оросительной водой, и притом преимущественно перед поселянами».





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.