ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | ЧЕЧНЯ И ДАГЕСТАН В ПЕРИОД ЗАВОЕВАНИЯ ИХ РУССКИМ ЦАРИЗМОМ 3 страница 1 У. Лаудаев. Чеченское племя, стр. 15. 2 И. И. Норденштамм. Краткое военно-статист, и экономич. описание Чечни. ЦВИА, ВУА, № 18507. 1834. 3 Кастильон. Письма к Гизо. «Историк-марксист», № 5, стр. 115. 1936. 4 У. Лаудаев. Чеченское племя, стр. 24. 5 Дубровин. История войны и владычества русских на Кавказе, кн. I, стр. 451. происходит от слов езю — от и дан — себя, т. е. не зависящий от других». Но в то же время процесс разложения патриархально-родового быта в Чечне уже начался — задолго до завоевания ее русским царизмом — и шел самыми различными путями. Отметим главные из них на основе имеющихся в нашем распоряжении фактических данных. Лаудаев, Кастильон и другие авторы указывают на складывание индивидуальной поземельной собственности в тогдашней Чечне. Земля захватывалась различными способами: «покупкою, силою оружия или тяжбами». «Менее счастливые оставались без нее (земли. — С. Б.) и назывались безземельными (мохк-бацу)». 1 Отсюда вытекали постоянные «несогласия и раздоры за поземельные участки». 2 Вся история Чечни того времени насыщена борьбой между сильными, состоятельными и безземельными. Один из исследователей, специально выясняя зависимые отношения в Чечне до царского завоевания, указывал на имевшие место почти во всех обществах Чечни захваты общественной земли и, в связи с этим, недовольство, которое выказывали при этом безземельные классы, т. е. разорявшиеся уздени. «Вопрос о захватах общественной земли очень серьезный и важный. Он существует во всех обществах. Многие зажиточные члены общества, не имея права занимать новые земли, но желая увеличить свои владения, делали это незаметно, прибавляя к существующим уже займищам смежные неразработанные земли. Безземельный класс в обществах очень недоволен положением, занятым имущим классом».3 Родовая знать, сосредоточившая в своих руках общественные земли и скот, ускоряла разложение патриархально-родовых отношений в Чечне. Все меньше и меньше становилось общинной земли, занятой выгонами и пастбищами. Родовые учреждения уступали место совету зажиточных представителей родовой знати и духовенства — мулл, которые также были сравнительно состоятельными владельцами «движимого и недвижимого имущества» . «Мечети владели загонами («меджик каа») и мечетными покосами («меджик дуана»), а также стадами «мечетных овец» («меджик джа»). В каждом обществе, состоящем из нескольких селений, имеется одна главная и несколько второстепенных мечетей. При главной мечети живет мулла, и здесь собирается общественный собор для решения духовных, общественных и административных дел. Экономическое положение муллы отчасти зависит от доходов мечети, от ее имущества, а также от пожертвований прихожан на благотворительные дела или «заката», которые они обязаны делать ежегодно в размере одной десятой части 1 У. Лаудаев. Чеченское племя, стр. 14. 2 Там же, стр. 12. 3 Иваненков. Горные чеченцы, стр. 48—49. Владикавказ 1910. с урожая хлеба и такой же части скота и овец». 1 Абдурахман в своих воспоминаниях указывает, что у мулл «доходов много, а дел мало». Среди многоплеменного населения Чечни в первой половине XIX в., уже в 20—40-х годах, были «богатые», становившиеся зажиточной феодализирующейся верхушкой, и бедные, мало обеспеченные землей и скотом. В это время в Чечне существовало и рабство, выгодами которого пользовалась опять-таки зажиточная родовая знать. Этот немногочисленный класс личных рабов  Ряс. 2. ЧЕЧЕНСКИЙ АУЛ фототипия us альбома Горшельта образовался из военнопленных, постоянно захватываемых чеченцами во время военных набегов. Рабов подразделяли на две группы: лаев и ясыров. Лаями назывались те пленные, которые уже забыли свое происхождение. Эта своеобразная социальная группа пополнялась потомством, происходящим от браков и связей лаев с пленницами. Лай никогда не мог быть выкуплен, он считался «неотъемлемою собственностью владельца». «Положение лаев в Чечне, — как указывает Берже, — со временем превратилось в то безусловное рабство, какое существовало в древнем мире. Лай считался «вещью своего господина», который имел над ним безграничную власть. Лай мог быть продан, наказываем по произволу, лишаем жизни по прихоти своего господина». 2 Эта группа населения была совершенно бесправной. В редких случаях «лай от страха 1 Иваненков. Горные чеченцы, стр. 88. Владикавказ 1910. 2 Берже. Чечня и чеченцы, стр. 90. Тифлис 1859. жестокого наказания покидал своего господина и прибегал под защиту другого, более сильного». 1 Последний давал ему иногда прибежище и уговаривал лаевладельца смягчить наказание. Защитник лая не мог удержать его у себя против воли лаевладельца из опасения навлечь на себя преследование за нарушение права собственности. Рост личной поземельной собственности и вместе с ней имущественного неравенства усиливал процесс феодализации зажиточной верхушки, которая, на ряду с общинной землей, концентрировала в своих руках также и рабов. Вторую группу рабов составляли ясыры. Эта группа состояла из пленных, которые могли еще надеяться на выкуп. Ясыровла-делец мягче обходился с порабощенным ясыром, потому что надеялся получить за него выкуп. По мере того как уменьшалась надежда на выкуп, ясыр лишался некоторых «снисходительных прав» господина и приравнивался к лаю. И тот и другой находились в состоянии полного сословного бесправия и были прикреплены к своим владельцам. Нужно отметить, что у чеченцев вошло в правило отпускать рабов на волю. В таких случаях отпущенный на волю раб, а также и его дети пользовались правами коренных жителей и со дня своего увольнения сразу становились в равные отношения со всем обществом. Но это были только формально равные отношения при фактическом неравенстве. На это указывают Дубровин, Иваненко и Берже. В ряде мест Чечни к началу завоевания ее царизмом уже складывались типичные для феодализма повинности (подати, «ясак»), складывались различные формы личной зависимости узденства, часть которого уже стала безземельной, от родовой знати, становившейся личными владельцами земли, т. е. феодалами. • Население «плодоносной Ичкерии» платило аварскому хану ясак, ила подать, с определенных земельных участков. «Ясак, или подать, платили по условиям хана с жителями; условия эти, смотря по обстоятельству, т. е. большему или меньшему влиянию хана на страну, изменялись, т. е. подати увеличивались или уменьшались в зависимости от соотношения сил. Обыкновенно платили от количества голов рогатого скота, овец, лошадей и пр. Бывали примеры, что от овец платили 3%, от скота 1%; случалось, что от овец давали только 1 %, а от скота ничего не платили. Многое здесь зависело от соотношения сил той и другой стороны. Было даже так, что от слабых фамилий брали подать, по условиям их с ханом, тогда как сильные фамилии не выполняли этих условий и ничего не давали, а в случае востребования сопротивлялись силою своего оружия. Усилившись в Ичкерии, они стали нерадеть об уплате ясака, со временем же вовсе перестали его давать, завладев землею, как своей собственностью».2 Родо- 1 Берже. Чечня и чеченцы, стр. 91. Тифлис 1859. 2 У. Лаудаев. Чеченское племя, стр. 13. вая знать в Чечне, опираясь на свое, экономическое превосходство, претендовала на сбор ясака с местного населения в свою пользу. На разложение патриархально-родового быта в Чечне сильно влияла также торговля, которая велась через посредство кизлярских купцов. Они вкупе с ростовщиками ускоряли разложение патриархально-родовых отношений, способствуя тем самым складыванию феодализма. Отношения между родовой знатью, зажиточной верхушкой и муллами, с одной стороны, и так называемыми «вольными узденями» и рабами, с другой, порождали острые противоречия, приводившие к постоянным столкновениям и классовым конфликтам. Правда, источники умалчивают об этом, упоминая лишь мимоходом, что в таком-то селении прогнали муллу, сменили родоначальника, устранили старшину. Глухо упоминают отдельные исследователя и о «ропоте населения на богачей, которые захватили общинные земли». Приводятся отдельные случаи борьбы лаев и ясыров против их владельцев. Подробно освещена деятельность «мирской сходки» в Чечне, в известной мере отражавшая классовую борьбу. Тяжбы и спорные вопросы решались в Чечне советом старшин, причем решения совета старшин не всегда приводились в исполнение, а нарушались зажиточными и состоятельными. «Кулачное право» -г- право сильного и влиятельного — брало верх. Сходки сопровождались шумом, криком и нередко заканчивались жесточайшими драками. Часто ссоры так обострялись, что все население делилось на две враждебные части; побежденные бывали вынуждены оставить свое место жительства и селиться на новых местах. Общественные сходки у чеченцев были важнейшим институтом в их общественной жизни; влияние их сохранялось даже в период разложения родовых отношений, в период складывания феодализма (Дубровин, Берже, Фрейтаг, Иваненков). II С экономическим и социальным строем Чечни имели ряд сходных черт прилегающие к ней районы Северного и Среднего Дагестана. В общем горцы Дагестана в сравнении с горцами Чечни были менее зажиточны. Их сельское хозяйство было крайне раздроблено, и техника его стояла на весьма низком уровне. Голодные годы в этих местах были частым явлением. Главнейшими сельскохозяйственными культурами были просо, составлявшее «почти единственную пищу горцев», рожь и ячмень, дающие небольшой урожай: рожь сам 3—4, ячмень сам б—8. В более умеренных полосах Дагестана сеяли в небольшом количестве овес, горох и кукурузу. Пшеницу сеяли только в восточной половине Дагестана, но хорошие урожаи она давала редко. «Большая часть дагестанцев получают от своих полей хлеба только на три месяца или на полгода, для остального времени выменивают через посредничество своих соседей». 1 Местное население нуждалось в сырьевых сельскохозяйственных ресурсах Чечни. «Гористая и скалистая природа дагестанских племен не изобиловала хлебом, а потому они меняли на чеченский хлеб свои произведения: фрукты, ковры, шелк и пр.» 2 Помимо Чечни дагестанцы вывозили также хлеб из Кахетии, Джар, Казикумыхского и Мехтулинского ханств, из владений шамхала тарковского и султана элисуйского, из Нухи и даже с Кавказской линии. Огородничество в Дагестане было развито слабо, фруктовые сады имелись преимущественно в обществах, прилежащих к прибрежной полосе Каспийского моря. В районах Северного и Среднего Дагестана основным средством существования было скотоводство. Особо важное значение имело разведение овец, из шерсти которых ткали разные грубые материи, а также выделывали войлоки и бурки. Нужно отметить, что войлоки и бурки — один из предметов сбыта горцев. Дагестанские бурки оценивались от 2 до 15—20 руб. сер., особенно белые, которые считались предметом роскоши. Молочные продукты — масло и сыр — в значительном количестве шли на продажу. Из шкур рогатого скота горцы выделывали кожи. Значительное место в жизни горцев Дагестана занимала охота. Из шкур оленей и туров выделывали обувь и другие предметы домашнего обихода. Для торговли жители Дагестана ездили в Кизляр, Тарки, Хунзах, Кумых, Цудахар, Анди, Акушу, Кубечи, Дербент, За-каталы, Телав, Сигнах и даже Тифлис, где меняли продукты своего натурального хозяйства — бурки, кинжалы, шерсть и шерстяные ткани, масло, сыр, сырые кожи на хлопчатобумажные и шелковые ткани. М. Н. Покровский утверждал, что «Дагестан никогда не в состоянии был прокормиться своим хлебом», и считал Чечню «житницей Дагестана». 3 Это не совсем верно, ибо в самом Дагестане, не говоря уже о приморской его части, такие районы, как, например, Ратлу-Ахвах, Кель, Андаляль и отчасти Дарго, не нуждались в привозном хлебе, так как он там производился в достаточном количестве. Вследствие неблагоприятных условий транспорта — бесчисленного количества трудных горных перевалов на пути из Чечни в Дагестан, хлеб в Дагестан доставлялся преимущественно из приморских его областей и земледельческих районов Северного Кавказа. 1 Мочульский. Война на Кавказе и Дагестан, ч. I, политическая. ЦВИА, ВУА, № 49741. 2 У. Лаудаев. Чеченское племя, стр. 29. 8М. Покровский. Дипломатия и войны царской России в XIX столетии, стр. 223. Теперь перейдем к рассмотрению экономической и общественной жизни так называемых «вольных обществ» Северного и Среднего Дагестана. С а л а т а у. Вольное общество с сильно развитым скотоводством. Хорошо развито земледелие: «пшеница, ячмень и полба произрастают хорошо». «Садоводство развито в местностях, прилегающих к р. Сулаку, и состоит из разведения винограда, грецкого ореха, кураги и вишней».1 Г у м б е т. Вольное общество с сильно развитым скотоводством.2  Рис. 4. СРЕДНИЙ ДАГЕСТАН. ПЛОЩАДЬ В ЦУДАХАРВ С литографии мэ альбома Г. Гагарина Жители Койсубу «живут в весьма крепких местах, природою укрепленных».3 Основным занятием жителей было скотоводство. В зимнее время они пасли свои стада в пределах Мех-тулинского ханства. Оттуда же путем «обмена» получали хлеб, соль и другие предметы потребления. Важнейший аул общества Гимры (родина Гази-Мухаммеда и Шамиля) играл большую роль 1 Мочупьский. Война на Кавказе и Дагестан, ч. II, топографическая. ЦВИА, ВУА, № 6528. 1844. 2 Там же. 3 Краткое военно-географическое описание Дагестана, сост. при ген. штабе отд. Кавк. корпуса. ЦВИА, ВУА, № 6512, л. 79 об. в борьбе горцев Дагестана за независимость при Гази-Мухаммедв и Шамиле. В районе Гимр имелось много фруктовых садов, виноградников, здесь разводили шелковицу. «Пшеницы сеют мало. Кукурузу и пшеницу выменивают на фрукты». Селение Унцу-куль, «самый большой из койсубулинских аулов», считается «месторождением искусных кузнецов этого аула, особенно кузнеца Хаджи Джабраила, который лил пушки и делал кинжалы и ружья» (Абдурахман). А н д и я. «Андия всегда была сильное общество, довольно воинственное, а главное — торговое; оно имело влияние на все мелкие общества, к западу от него лежащие, куда пути из Чечни и Гумбета пролегают через Андию».1 В первые годы XIX в. Андия играла большую роль в торговле между горцами; туда свободно приезжал каждый торгующий. На рынках производился торг лошадьми и оружием, привозимым из Кубечи, Ирана и Турции. «Главнейший торг, от которого богатела Андия, был торг людьми — пленными». Наличие больших нагорных нив и пастбищ способствовало развитию скотоводства и изготовлению бурок. «Нет ни одного аула, который не производил бы бурок. Их пища и одежда — все от бурок». Последние развозятся во все части Дагестана. В Андии ежегодно изготовляется до 8 тыс. бурок (от 3 до 18 руб.) «Андийцы — народ богатый и торговый» (Мочульский). Ч а р б и л и. Главное занятие населения — скотоводство. Многие жители общества торговали продуктами своего сельского хозяйства. Т е х н у с а л. Значительная часть жителей аулов (Асальта, Зиберху, Тандб, Шодрода) сеяли пшеницу, просо, ячмень и другие зерновые культуры. «Скота достаточно, особенно много коз». Жители также «торгуют андийскими бурками», причем в малом количестве изготовляют их и сами. В аулах Миарсу и Ботлихе имелось не мало садов; плоды и фрукты продавали в Андии за шерсть, зерно или мануфактуру. Чамалал — гористая плодородная местность, где сильно развито скотоводство, особенно овцеводство. Из шерсти овец жители изготовляли бурки и продавали их в Грузию. Многие жители занимались торговлей. Имелось большое количество садов, разводился виноград. Б а г у л а л. Сильно развито скотоводство: «богатые имеют здесь до 20 голов рогатого скота и до 300 баранов». Население занималось также земледелием, продавая излишки на месте. В Хуштаде, Тлоандаде, Коандаде «имеются плодовые сады» (сливы, персики, орехи) и виноградники. Это общество, по мнению одного обозревателя, «менее других нуждается в своих соседях», если не считать соли, которую получает из сел Конхи-датль, Буно, Карата и из Аварии. 
1 Кратк. военно-географ. опис. Дагестана... ЦВИА, ВУА, № 6512, л. 30 Д и д о, или Ц у н т а. Население в долине Ори-Цхале (где сходится ряд важнейших дорог Дагестана) занималось более всего скотоводством, земледелием, сплавом леса по р. Ори-Цхале. Между Дидо и Кахетиейпроисходили оживленный обмен и торговля. Ратлу-Ахвах — одно из богатейших в Дагестане вольных обществ, где было сильно развито земледелие. Местные жители продавали даже хлеб в бедные дагестанские оби езтва. «Имеются хорошие пастбища, которых хватает на круглый год». Некоторые зажиточные хозяева имели до 100 голов рогатого скота и до 1 тысячи овец. Трудно представить, чтобы в этом обществе зажиточные не имели в своей зависимости менее обеспеченные группы населения. Территория, занимаемая обществом, находится почти в центре Дагестана — «на узле главнейших дорог и вообще Аварского Койсу», куда съезжается «весьма много купцов и производит значительную торговлю». У местных жителей находится много русских пленных «в услужении и в неволе» (Мочульский). Томе. Земледелие в «незавидном состоянии», как и скотоводство: «кто имеет 2 быков да корову и несколько баранов, считается богатым» (Мочульский). А н ц у х. Жители бедны; основное занятие их — скотоводство. За неимением пастбищ большая часть населения (до 2/3) спускалась на зиму со своими стадами в Алазанскую долину. Соль покупали в Грузии, прочие необходимые предметы выменивали в Кахетии на шерстяные изделия и кинжалы. К а п у ч а, или X в а н а л. Население «живет очень бедно». Почвы каменисты и малопроизводительны, поэтому земледелие развито слабо. Скотоводство тоже на низком уровне за неимением пастбищ. Джурмут — вольное общество Северного Дагестана с развитым земледелием и скотоводством: «каждый хозяин имеет по нескольку сот баранов». Недостаток собственных пастбищ заставлял пасти скот в Белоканах. Соль и свинец получали из Закатал и Баку (Мочульский). А н ц р о с с. Земледелие развито недостаточно: «едва вызревает ячмень, рожь, просо». Население на зиму спускалось со своими стадами к Белоканам, имея с жителями этих селений родство и постоянные связи. Соль и свинец получались из Тарков, прочие предметы — из Джар, Шемахи и Баку. Б о г н а д о. Наличие плодородной почвы благоприятствовало развитию земледелия: «разводят много хлеба, преимуществ венно ярового», «скотоводство в цветущем состоянии», «живут лучше, чем соседи». У н х а д а. Земледелие развито слабо. Скотоводство — главное занятие жителей: «богатые имеют до 10 голов крупного рогатого скота и до 200 баранов». На зиму почти все население со своими стадами переселялось в Белоканы из-за недостатка пастбищ. Леса здесь в изобилии. «Соль получают из Каррата, а свинец — из Тарков». Т а ш. Главным источником существования жителей являлось скотоводство. Летом пасли стада в горах, зимой — в Бело-канах и Джарах. Скот продавался в Андаляль. Земледелие находилось в зачаточном состоянии: «озимые хлеба разводить невозможно вследствие неблагоприятных климатических условий». Лес в изобилии. В вольном обществе К е л ь скотоводство и земледелие было значительно развито («хлеба у них хватает до нового урожая»). Сеяли преимущественно рожь. Соль и свинец получали из владений шамхала тарковского, железо — из Грузии. Торговля велась с жителями Андаляля. Гид, или X и д а т л ь. Наличие просторных земель с обильной зеленью, пастбищами и покосами благоприятствовало развитию скотоводства и земледелия. «Жители зажиточны и имеют значительно развитое скотоводство». «Хлеб родится в изобилии» (рожь, пшеница). «Общество Хидатлинское изобилует пахотными полями, пастбищами». J Торговля главным образом велась с Ан-далялем. В так называемом вольном обществе К у я д а «земельные владения были сравнительно с другими частями просторны». Значительная часть населения занималась ремеслами. Выделывали ружья, сабли, кинжалы. Жизнь населения до некоторой степени была схожа с жизнью аварцев, «хотя жители Куяды гораздо зажиточнее, чем в Аварии». 2 Карах. Земля плодородна. Население занималось земледелием и скотоводством. «Богатые содержат до 40 голов крупного рогатого скота и до 150 и больше баранов. Соль добывалась в озере, расположенном на своей же территории. Главная торговля велась с Джарами, немаловажное значение имела торговля молочными продуктами. Тлесерух, или Клейсерух. Жители бедны. Хлебные злаки сеяли мало из-за недостатка пахотной земли. «Скотоводство в цветущем состоянии». Соль получали от андаляльцев и из Джар. Торговля в значительной своей части велась с Джарами. Андаляль. Важнейшие аулы: Ругжа, Чох, Сугратль, Хоточ и Хиндак. «Во всем Андаляле занимаются хлебопашеством с довольным успехом, преимущественно же в западной части».3 Сеяли главным образом ячмень и просо. Много хлеба продавали. Скотоводство также было в хорошем состоянии. Соль получали из Тарков и из Кюринского ханства. «Человек, не имеющий баранов, полей, покосов, скотины, не считается у нас богатым, если 1 Краткое военно-географическое описание Дагестана. ЦВИА, ВУА, № 6512, л. 90. 2 Мочульский. Война на Кавказе и Дагестан, ч. II, топографическая. ЦВИА, ВУА, № 6528. 3 Краткое военно-географическое описание Дагестана. ЦВИА, ВУА, № 6512, л. 87. даже у него в доме много разного имущества и домашнего скарба» (Абдурахман). Д а р г о. «Даргинский народ в числе 40 тыс. жителей состоит из 6 союзных обществ или магалов: Акуши, Цудахара, Мекаго, Оракли, Мега и Ушума, и 7-го общества Кабадасарго, образовавшегося из Кайтахского магала после падения уцмейства и вступившего в союз Дарго». «Дарго прорезано многими отрогами Кавказских гор незначительной высоты в сравнении с горами прочего Дагестана».  Рис. 5. ЮЖНЫЙ ДАГЕСТАН. РИЧА С литографии из альбома Г. Гагарина «Западная часть Дарго гораздо более населена, жители занимаются с большим успехом хлебопашеством, пастбища хотя так же бедны, но все-таки лучше, чем в восточной части. Зато лесу совершенно не имеется, кроме ничтожных перелесков в южной части Акушинского магала». Недостаток в пастбищах заставлял даргинцев большую часть года держать свои стада в приморской долине или в Сюргинских горах, что ставило их в совершенную зависимость от местных феодалов. Как ни дурна в Дарго почва земли для хлебопашества, однако столько обработана, что все селения имеют значительные запасы хлеба, сложенные в скирдах и оставшиеся еще от прежних годов». 1 1 Там же. При анализе этих многочисленных районов Северного и Среднего Дагестана поражает исключительное разнообразие этих слабо связанных образований на пространстве более 50 тыс. км с общим числом населения приблизительно около 500 тыс. До завоевания их царизмом мы находим 45 так называемых вольных обществ, из них 27 в Среднем Дагестане. Виконт Кастильон, Неверовский, Мочульский, Пружановский, Абдурахман и другие авторы приводят многочисленные факты, характеризующие социальное и политическое положение Северного и Среднего Дагестана накануне завоевания его русским царизмом. Общественную жизнь многочисленных племен Северного и Среднего Дагестана виконт Кастильон в общих чертах охарактеризовал следующим образом: «Это воинственный народ, земледельческие продукты и ремесленные изделия которого достаточны для его умеренной пищи, одежды и вооружения. Его политическое устройство представляет собой демократический втрой в его самой первобытной форме, с самыми лучшими гарантиями его сохранения: бедностью и отсутствием пороков, развивающихся при более передовой цивилизации. Все вопросы Общественной пользы обсуждаются сообща. Обычаи и шариат составляют их судебный институт. Под шариатом понимают йниги, истолковывающие коран, написанные первыми последователями Магомета. Решение спорных случаев предоставляют адиям и муллам. * Эти две функции часто объединяются в одном лице. Кади, представляющий гражданскую власть, назначается по выбору. Звание муллы дается посвященным, на которое дает право знание арабского языка и корана». 2 Муллы и кадии в Северном и Среднем Дагестане, как и в Чечне, оказывали большое влияние на общественную жизнь. Чтобы сделаться почетным и влиятельным мусульманским ученым, проповедником возвышенной веры единого бога, нужно было постигнуть все «науки»: Коран, хадие—науку о вере и ее истории; 1 Боденштедт описывает один случай разрешения муллой спора между двумя горцами. Один из горцев дал другому корову с условием обмена молока на водку. Корова отелилась, и предметом спора явился теленок, не предусмотренный при соглашении. Спорящие обратились к мулле, который многозначительно пропел им непонятный стих из корана и объяснил его следующим образом: «Джевад-Аликсер, ты виновен перед Аллахом за то, что ты гонишь водку, и вдвойне виновен за то, что выманил у соседа за этот греховный напиток корову. А ты, Амирастан, большой пьяница, пропил свое ружье и не можешь больше убить ни одного русского во славу Аллаха... Поэтому вы оба не заслуживаете этого теленка, и во избежание спора я повелеваю вам посвятить его мечети для бедных странников. А так как в настоящее время здесь таковых не имеется, то приведите его мулле» (т. е. ему самому). Волей-неволей пришлось правоверным просителям отдать теленка мулле (Bodenstedt. Die Volker des Kaukasus und ihre Freiheitskampfe gegen die Russen. 2. Aufl. 1855). 2 Кастильон. Письма к Гизо («Историк-марксист», № 5, стр. 116. сари — правила чтения и объяснения арабских книг; наху— науку о всех верах на земле; аль-мул-мамтык — учение о поэзии: эль-мул-пикшишариат — законы гражданские и духовные; эль-мул-маан — науку «о кратком и пространном выражении своих мыслей»; эль-мул-тин (медицину) — лечение болезней лекарствами и молитвами; эль-мул-наджул — науку о предсказаниях будущего, об угадывании настоящего и прошлого; эль-мул-таабир — науку о разгадке снов и т. п. Чтобы быть муллой, требовалось изучение этой сложной паутины мусульманской веры, на что требовались десятки лет. Несомненно, что эти люди должны были быть обеспеченными. Духовенство в обществах Дагестана в количественном отношении было сравнительно многочисленной группой. Каждое селение имело муллу, в больших селениях их было несколько. Независимо от приношений деньгами и хлебом за раздел наследства, совершение брака, чтение корана над умершим, привод к присяге по судебным делам и т. п., они получали также содержание от общества: каждый дом, в зависимости от зажиточности, давал мулле от 1 до 3 руб. в год. Помимо этого каждый мусульманин обязан был вносить ежегодно в мечеть десятую часть своей годовой жатвы и сотую часть своего стада. Сбор этот назывался зека-том, причем больше половины этого сбора поступало в распоряжение мулл. Торговцы обязаны были «жертвовать» ежегодно в мечеть «десятый процент с годичного приращения капитала, состоит ли он в деньгах или в товаре»; значительная часть и из этих средств поступала, конечно, в собственность мулл. Мы никогда не поймем роли духовенства в общественно-политической жизни Дагестана и Чечни, если не обратим внимания на его имущественное положение. Имущественное благосостояние мулл и кадиев — решающий источник их влияния на общество. В нагорных районах Дагестана, как и в Чечне, были налицо значительные патриархально-родовые пережитки, которые находились уже в стадии разложения, перехода к полупатриархально-полуфеодальному быту, а в некоторых районах и к феодализму, особенно там, где границы последних соприкасались с феодальными владениями, ханствами. Кастильон в своих записках прямо указывает на наличие «аристократического строя правления в Салатау»1 с князьями и феодальными повинностями. «Салатовцы— общество отдельное, будучи некогда подвластны кумыкским князьям, и ныне платят им слабый ясак». 2 У кумыков, при наличии «аристократии»,3 которая «владела значительной собствен- 1 Кастильон. Письма к Гизо («Историк-марксист», № 5, стр. 116. 1936). 2 Описание народов, принадлежащих правлению нач. войск левого фланга Кавказской линии. ЦВИА, ВУА, № 18502, лл. 12, 13. |