МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ЧЕЧНЯ И ДАГЕСТАН В ПЕРИОД ЗАВОЕВАНИЯ ИХ РУССКИМ ЦАРИЗМОМ 3 страница





1 У. Лаудаев. Чеченское племя, стр. 15.

2 И. И. Норденштамм. Краткое военно-статист, и экономич. описание Чечни. ЦВИА, ВУА, № 18507. 1834.

3 Кастильон. Письма к Гизо. «Историк-марксист», № 5, стр. 115. 1936.

4 У. Лаудаев. Чеченское племя, стр. 24.

5 Дубровин. История войны и владычества русских на Кавказе, кн. I, стр. 451.

происходит от слов езю — от и дан — себя, т. е. не зависящий от других».

Но в то же время процесс разложения патриархально-родо­вого быта в Чечне уже начался — задолго до завоевания ее рус­ским царизмом — и шел самыми различными путями. Отметим главные из них на основе имеющихся в нашем распоряжении фактических данных.

Лаудаев, Кастильон и другие авторы указывают на склады­вание индивидуальной поземельной собственности в тогдашней Чечне. Земля захватывалась различными способами: «покупкою, силою оружия или тяжбами». «Менее счастливые оставались без нее (земли. — С. Б.) и назывались безземельными (мохк-бацу)». 1 Отсюда вытекали постоянные «несогласия и раздоры за поземельные участки». 2 Вся история Чечни того времени на­сыщена борьбой между сильными, состоятельными и безземель­ными. Один из исследователей, специально выясняя зависимые отношения в Чечне до царского завоевания, указывал на имев­шие место почти во всех обществах Чечни захваты общественной земли и, в связи с этим, недовольство, которое выказывали при этом безземельные классы, т. е. разорявшиеся уздени. «Вопрос о захватах общественной земли очень серьезный и важный. Он существует во всех обществах. Многие зажиточные члены общества, не имея права занимать новые земли, но желая уве­личить свои владения, делали это незаметно, прибавляя к суще­ствующим уже займищам смежные неразработанные земли.

Безземельный класс в обществах очень недоволен положением, занятым имущим классом».3

Родовая знать, сосредоточившая в своих руках обществен­ные земли и скот, ускоряла разложение патриархально-родовых отношений в Чечне. Все меньше и меньше становилось общин­ной земли, занятой выгонами и пастбищами. Родовые учреждения уступали место совету зажиточных представителей родовой знати и духовенствамулл, которые также были сравнительно состоятельными владельцами «движимого и недвижимого иму­щества» .

«Мечети владели загонами («меджик каа») и мечетными по­косами («меджик дуана»), а также стадами «мечетных овец» («мед­жик джа»). В каждом обществе, состоящем из нескольких селе­ний, имеется одна главная и несколько второстепенных мечетей. При главной мечети живет мулла, и здесь собирается обществен­ный собор для решения духовных, общественных и администра­тивных дел. Экономическое положение муллы отчасти зависит от доходов мечети, от ее имущества, а также от пожертвований прихожан на благотворительные дела или «заката», которые они обязаны делать ежегодно в размере одной десятой части

1 У. Лаудаев. Чеченское племя, стр. 14.

2 Там же, стр. 12.

3 Иваненков. Горные чеченцы, стр. 48—49. Владикавказ 1910.

 

с урожая хлеба и такой же части скота и овец». 1 Абдурахман в своих воспоминаниях указывает, что у мулл «доходов много, а дел мало».

Среди многоплеменного населения Чечни в первой половине XIX в., уже в 20—40-х годах, были «богатые», становившиеся зажиточной феодализирующейся верхушкой, и бедные, мало обеспеченные землей и скотом. В это время в Чечне существовало и рабство, выгодами которого пользовалась опять-таки зажиточ­ная родовая знать. Этот немногочисленный класс личных рабов

Ряс. 2. ЧЕЧЕНСКИЙ АУЛ фототипия us альбома Горшельта

образовался из военнопленных, постоянно захватываемых че­ченцами во время военных набегов. Рабов подразделяли на две группы: лаев и ясыров.

Лаями назывались те пленные, которые уже забыли свое проис­хождение. Эта своеобразная социальная группа пополнялась потомством, происходящим от браков и связей лаев с пленни­цами. Лай никогда не мог быть выкуплен, он считался «неотъемле­мою собственностью владельца». «Положение лаев в Чечне, — как указывает Берже, — со временем превратилось в то безуслов­ное рабство, какое существовало в древнем мире. Лай считался «вещью своего господина», который имел над ним безграничную власть. Лай мог быть продан, наказываем по произволу, лишаем жизни по прихоти своего господина». 2 Эта группа населения была совершенно бесправной. В редких случаях «лай от страха

1 Иваненков. Горные чеченцы, стр. 88. Владикавказ 1910.

2 Берже. Чечня и чеченцы, стр. 90. Тифлис 1859.

жестокого наказания покидал своего господина и прибегал под защиту другого, более сильного». 1 Последний давал ему иногда прибежище и уговаривал лаевладельца смягчить наказание. Защитник лая не мог удержать его у себя против воли лаевладель­ца из опасения навлечь на себя преследование за нарушение права собственности.

Рост личной поземельной собственности и вместе с ней иму­щественного неравенства усиливал процесс феодализации за­житочной верхушки, которая, на ряду с общинной землей, кон­центрировала в своих руках также и рабов.

Вторую группу рабов составляли ясыры. Эта группа состояла из пленных, которые могли еще надеяться на выкуп. Ясыровла-делец мягче обходился с порабощенным ясыром, потому что на­деялся получить за него выкуп. По мере того как уменьшалась надежда на выкуп, ясыр лишался некоторых «снисходительных прав» господина и приравнивался к лаю. И тот и другой находи­лись в состоянии полного сословного бесправия и были прикреп­лены к своим владельцам. Нужно отметить, что у чеченцев вошло в правило отпускать рабов на волю. В таких случаях отпущен­ный на волю раб, а также и его дети пользовались правами ко­ренных жителей и со дня своего увольнения сразу становились в равные отношения со всем обществом. Но это были только фор­мально равные отношения при фактическом неравенстве. На это указывают Дубровин, Иваненко и Берже.

В ряде мест Чечни к началу завоевания ее царизмом уже складывались типичные для феодализма повинности (подати, «ясак»), складывались различные формы личной зависимости узденства, часть которого уже стала безземельной, от родовой знати, становившейся личными владельцами земли, т. е. феодалами. •

Население «плодоносной Ичкерии» платило аварскому хану ясак, ила подать, с определенных земельных участков. «Ясак, или подать, платили по условиям хана с жителями; условия эти, смотря по обстоятельству, т. е. большему или меньшему влиянию хана на страну, изменялись, т. е. подати увеличивались или уменьшались в зависимости от соотношения сил. Обыкновенно платили от количества голов рогатого скота, овец, лошадей и пр. Бывали примеры, что от овец платили 3%, от скота 1%; случа­лось, что от овец давали только 1 %, а от скота ничего не платили. Многое здесь зависело от соотношения сил той и другой стороны. Было даже так, что от слабых фамилий брали подать, по условиям их с ханом, тогда как сильные фамилии не выполняли этих усло­вий и ничего не давали, а в случае востребования сопротивля­лись силою своего оружия. Усилившись в Ичкерии, они стали нерадеть об уплате ясака, со временем же вовсе перестали его давать, завладев землею, как своей собственностью».2 Родо-

1 Берже. Чечня и чеченцы, стр. 91. Тифлис 1859.

2 У. Лаудаев. Чеченское племя, стр. 13.

 

вая знать в Чечне, опираясь на свое, экономическое превосход­ство, претендовала на сбор ясака с местного населения в свою пользу.

На разложение патриархально-родового быта в Чечне сильно влияла также торговля, которая велась через посредство кизлярских купцов. Они вкупе с ростовщиками ускоряли разло­жение патриархально-родовых отношений, способствуя тем са­мым складыванию феодализма.

Отношения между родовой знатью, зажиточной верхушкой и муллами, с одной стороны, и так называемыми «вольными узде­нями» и рабами, с другой, порождали острые противоречия, при­водившие к постоянным столкновениям и классовым конфлик­там. Правда, источники умалчивают об этом, упоминая лишь мимоходом, что в таком-то селении прогнали муллу, сменили родоначальника, устранили старшину. Глухо упоминают от­дельные исследователя и о «ропоте населения на богачей, кото­рые захватили общинные земли». Приводятся отдельные случаи борьбы лаев и ясыров против их владельцев. Подробно освещена деятельность «мирской сходки» в Чечне, в известной мере отра­жавшая классовую борьбу.

Тяжбы и спорные вопросы решались в Чечне советом стар­шин, причем решения совета старшин не всегда приводились в исполнение, а нарушались зажиточными и состоятельными. «Кулачное право» -г- право сильного и влиятельного — брало верх. Сходки сопровождались шумом, криком и нередко закан­чивались жесточайшими драками. Часто ссоры так обострялись, что все население делилось на две враждебные части; побежден­ные бывали вынуждены оставить свое место жительства и се­литься на новых местах. Общественные сходки у чеченцев были важнейшим институтом в их общественной жизни; влияние их сохранялось даже в период разложения родовых отношений, в период складывания феодализма (Дубровин, Берже, Фрейтаг, Иваненков).

II

С экономическим и социальным строем Чечни имели ряд сход­ных черт прилегающие к ней районы Северного и Среднего Да­гестана.

В общем горцы Дагестана в сравнении с горцами Чечни были менее зажиточны. Их сельское хозяйство было крайне раздроб­лено, и техника его стояла на весьма низком уровне. Голодные годы в этих местах были частым явлением. Главнейшими сельско­хозяйственными культурами были просо, составлявшее «почти единственную пищу горцев», рожь и ячмень, дающие небольшой урожай: рожь сам 3—4, ячмень сам б—8. В более умеренных полосах Дагестана сеяли в небольшом количестве овес, горох и кукурузу. Пшеницу сеяли только в восточной половине Дагестана, но хорошие урожаи она давала редко. «Большая часть дагестанцев получают от своих полей хлеба только на три месяца или на полгода, для остального времени выменивают через посред­ничество своих соседей». 1

Местное население нуждалось в сырьевых сельскохозяйствен­ных ресурсах Чечни. «Гористая и скалистая природа дагестан­ских племен не изобиловала хлебом, а потому они меняли на чеченский хлеб свои произведения: фрукты, ковры, шелк и пр.» 2

Помимо Чечни дагестанцы вывозили также хлеб из Кахетии, Джар, Казикумыхского и Мехтулинского ханств, из владений шамхала тарковского и султана элисуйского, из Нухи и даже с Кавказской линии. Огородничество в Дагестане было развито слабо, фруктовые сады имелись преимущественно в обществах, прилежащих к прибрежной полосе Каспийского моря.

В районах Северного и Среднего Дагестана основным сред­ством существования было скотоводство. Особо важное значе­ние имело разведение овец, из шерсти которых ткали разные грубые материи, а также выделывали войлоки и бурки. Нужно отметить, что войлоки и бурки — один из предметов сбыта гор­цев. Дагестанские бурки оценивались от 2 до 15—20 руб. сер., особенно белые, которые считались предметом роскоши. Молоч­ные продукты — масло и сыр — в значительном количестве шли на продажу. Из шкур рогатого скота горцы выделывали кожи. Значительное место в жизни горцев Дагестана занимала охота. Из шкур оленей и туров выделывали обувь и другие предметы домашнего обихода.

Для торговли жители Дагестана ездили в Кизляр, Тарки, Хунзах, Кумых, Цудахар, Анди, Акушу, Кубечи, Дербент, За-каталы, Телав, Сигнах и даже Тифлис, где меняли продукты своего натурального хозяйства — бурки, кинжалы, шерсть и шерстяные ткани, масло, сыр, сырые кожи на хлопчатобумажные и шелковые ткани.

М. Н. Покровский утверждал, что «Дагестан никогда не в со­стоянии был прокормиться своим хлебом», и считал Чечню «жит­ницей Дагестана». 3 Это не совсем верно, ибо в самом Дагестане, не говоря уже о приморской его части, такие районы, как, на­пример, Ратлу-Ахвах, Кель, Андаляль и отчасти Дарго, не нуж­дались в привозном хлебе, так как он там производился в доста­точном количестве. Вследствие неблагоприятных условий транс­порта — бесчисленного количества трудных горных перевалов на пути из Чечни в Дагестан, хлеб в Дагестан доставлялся преиму­щественно из приморских его областей и земледельческих районов Северного Кавказа.

1 Мочульский. Война на Кавказе и Дагестан, ч. I, политиче­ская. ЦВИА, ВУА, 49741.

2 У. Лаудаев. Чеченское племя, стр. 29.

8М. Покровский. Дипломатия и войны царской России в XIX столетии, стр. 223.

 

Теперь перейдем к рассмотрению экономической и обществен­ной жизни так называемых «вольных обществ» Северного и Сред­него Дагестана.

С а л а т а у. Вольное общество с сильно развитым ското­водством. Хорошо развито земледелие: «пшеница, ячмень и полба произрастают хорошо». «Садоводство развито в местностях, прилегающих к р. Сулаку, и состоит из разведения винограда, грецкого ореха, кураги и вишней».1

Г у м б е т. Вольное общество с сильно развитым скотовод­ством.2

Рис. 4. СРЕДНИЙ ДАГЕСТАН. ПЛОЩАДЬ В ЦУДАХАРВ С литографии мэ альбома Г. Гагарина

Жители Койсубу «живут в весьма крепких местах, при­родою укрепленных».3 Основным занятием жителей было скотоводство. В зимнее время они пасли свои стада в пределах Мех-тулинского ханства. Оттуда же путем «обмена» получали хлеб, соль и другие предметы потребления. Важнейший аул общества Гимры (родина Гази-Мухаммеда и Шамиля) играл большую роль

1 Мочупьский. Война на Кавказе и Дагестан, ч. II, топогра­фическая. ЦВИА, ВУА, № 6528. 1844.

2 Там же.

3 Краткое военно-географическое описание Дагестана, сост. при ген. штабе отд. Кавк. корпуса. ЦВИА, ВУА, № 6512, л. 79 об.

 

в борьбе горцев Дагестана за независимость при Гази-Мухаммедв и Шамиле. В районе Гимр имелось много фруктовых садов, ви­ноградников, здесь разводили шелковицу. «Пшеницы сеют мало. Кукурузу и пшеницу выменивают на фрукты». Селение Унцу-куль, «самый большой из койсубулинских аулов», считается «месторождением искусных кузнецов этого аула, особенно куз­неца Хаджи Джабраила, который лил пушки и делал кинжалы и ружья» (Абдурахман).

А н д и я. «Андия всегда была сильное общество, довольно воинственное, а главное — торговое; оно имело влияние на все мелкие общества, к западу от него лежащие, куда пути из Чечни и Гумбета пролегают через Андию».1 В первые годы XIX в. Ан­дия играла большую роль в торговле между горцами; туда сво­бодно приезжал каждый торгующий. На рынках производился торг лошадьми и оружием, привозимым из Кубечи, Ирана и Турции. «Главнейший торг, от которого богатела Андия, был торг людьми — пленными». Наличие больших нагорных нив и пастбищ способствовало развитию скотоводства и изготовлению бурок. «Нет ни одного аула, который не производил бы бурок. Их пища и одежда — все от бурок». Последние развозятся во все части Дагестана. В Андии ежегодно изготовляется до 8 тыс. бу­рок (от 3 до 18 руб.) «Андийцы — народ богатый и торговый» (Мочульский).

Ч а р б и л и. Главное занятие населения — скотоводство. Многие жители общества торговали продуктами своего сельского хозяйства.

Т е х н у с а л. Значительная часть жителей аулов (Асальта, Зиберху, Тандб, Шодрода) сеяли пшеницу, просо, ячмень и дру­гие зерновые культуры. «Скота достаточно, особенно много коз». Жители также «торгуют андийскими бурками», причем в малом количестве изготовляют их и сами. В аулах Миарсу и Ботлихе имелось не мало садов; плоды и фрукты продавали в Андии за шерсть, зерно или мануфактуру.

Чамалал — гористая плодородная местность, где сильно развито скотоводство, особенно овцеводство. Из шерсти овец жители изготовляли бурки и продавали их в Грузию. Многие жители занимались торговлей. Имелось большое количество садов, разводился виноград.

Б а г у л а л. Сильно развито скотоводство: «богатые имеют здесь до 20 голов рогатого скота и до 300 баранов». Население занималось также земледелием, продавая излишки на месте. В Хуштаде, Тлоандаде, Коандаде «имеются плодовые сады» (сливы, персики, орехи) и виноградники. Это общество, по мне­нию одного обозревателя, «менее других нуждается в своих со­седях», если не считать соли, которую получает из сел Конхи-датль, Буно, Карата и из Аварии.


1 Кратк. военно-географ. опис. Дагестана... ЦВИА, ВУА, № 6512, л. 30

 

Д и д о, или Ц у н т а. Население в долине Ори-Цхале (где сходится ряд важнейших дорог Дагестана) занималось более всего скотоводством, земледелием, сплавом леса по р. Ори-Цхале. Между Дидо и Кахетиейпроисходили оживленный обмен и торговля.

Ратлу-Ахвах — одно из богатейших в Дагестане вольных обществ, где было сильно развито земледелие. Местные жители продавали даже хлеб в бедные дагестанские оби езтва. «Имеются хорошие пастбища, которых хватает на круглый год». Некоторые зажиточные хозяева имели до 100 голов рогатого скота и до 1 тысячи овец. Трудно представить, чтобы в этом обществе зажиточные не имели в своей зависимости менее обеспеченные груп­пы населения. Территория, занимаемая обществом, находится почти в центре Дагестана — «на узле главнейших дорог и вообще Аварского Койсу», куда съезжается «весьма много купцов и про­изводит значительную торговлю». У местных жителей находится много русских пленных «в услужении и в неволе» (Мочульский).

Томе. Земледелие в «незавидном состоянии», как и ското­водство: «кто имеет 2 быков да корову и несколько баранов, счи­тается богатым» (Мочульский).

А н ц у х. Жители бедны; основное занятие их — скотовод­ство. За неимением пастбищ большая часть населения (до 2/3) спускалась на зиму со своими стадами в Алазанскую долину. Соль покупали в Грузии, прочие необходимые предметы вымени­вали в Кахетии на шерстяные изделия и кинжалы.

К а п у ч а, или X в а н а л. Население «живет очень бедно». Почвы каменисты и малопроизводительны, поэтому земледелие развито слабо. Скотоводство тоже на низком уровне за неимением пастбищ.

Джурмут — вольное общество Северного Дагестана с развитым земледелием и скотоводством: «каждый хозяин имеет по нескольку сот баранов». Недостаток собственных пастбищ за­ставлял пасти скот в Белоканах. Соль и свинец получали из Закатал и Баку (Мочульский).

А н ц р о с с. Земледелие развито недостаточно: «едва вызре­вает ячмень, рожь, просо». Население на зиму спускалось со своими стадами к Белоканам, имея с жителями этих селений род­ство и постоянные связи. Соль и свинец получались из Тарков, прочие предметы — из Джар, Шемахи и Баку.

Б о г н а д о. Наличие плодородной почвы благоприятствовало развитию земледелия: «разводят много хлеба, преимуществ венно ярового», «скотоводство в цветущем состоянии», «живут лучше, чем соседи».

У н х а д а. Земледелие развито слабо. Скотоводство — глав­ное занятие жителей: «богатые имеют до 10 голов крупного рога­того скота и до 200 баранов». На зиму почти все население со своими стадами переселялось в Белоканы из-за недостатка паст­бищ. Леса здесь в изобилии. «Соль получают из Каррата, а сви­нец — из Тарков».

 

Т а ш. Главным источником существования жителей явля­лось скотоводство. Летом пасли стада в горах, зимой — в Бело-канах и Джарах. Скот продавался в Андаляль. Земледелие находилось в зачаточном состоянии: «озимые хлеба разводить невозможно вследствие неблагоприятных климатических условий». Лес в изобилии.

В вольном обществе К е л ь скотоводство и земледелие было значительно развито («хлеба у них хватает до нового урожая»). Сеяли преимущественно рожь. Соль и свинец получали из владе­ний шамхала тарковского, железо — из Грузии. Торговля ве­лась с жителями Андаляля.

Гид, или X и д а т л ь. Наличие просторных земель с обиль­ной зеленью, пастбищами и покосами благоприятствовало разви­тию скотоводства и земледелия. «Жители зажиточны и имеют зна­чительно развитое скотоводство». «Хлеб родится в изобилии» (рожь, пшеница). «Общество Хидатлинское изобилует пахотными полями, пастбищами». J Торговля главным образом велась с Ан-далялем.

В так называемом вольном обществе К у я д а «земельные владения были сравнительно с другими частями просторны». Значительная часть населения занималась ремеслами. Выделы­вали ружья, сабли, кинжалы. Жизнь населения до некоторой степени была схожа с жизнью аварцев, «хотя жители Куяды го­раздо зажиточнее, чем в Аварии». 2

Карах. Земля плодородна. Население занималось земле­делием и скотоводством. «Богатые содержат до 40 голов крупного рогатого скота и до 150 и больше баранов. Соль добывалась в озере, расположенном на своей же территории. Главная торговля велась с Джарами, немаловажное значение имела торговля молочными продуктами.

Тлесерух, или Клейсерух. Жители бедны. Хлеб­ные злаки сеяли мало из-за недостатка пахотной земли. «Ското­водство в цветущем состоянии». Соль получали от андаляльцев и из Джар. Торговля в значительной своей части велась с Джа­рами.

Андаляль. Важнейшие аулы: Ругжа, Чох, Сугратль, Хоточ и Хиндак. «Во всем Андаляле занимаются хлебопашест­вом с довольным успехом, преимущественно же в западной части».3 Сеяли главным образом ячмень и просо. Много хлеба продавали. Скотоводство также было в хорошем состоянии. Соль получали из Тарков и из Кюринского ханства. «Человек, не имеющий бара­нов, полей, покосов, скотины, не считается у нас богатым, если

1 Краткое военно-географическое описание Дагестана. ЦВИА, ВУА,
№ 6512, л. 90.

2 Мочульский. Война на Кавказе и Дагестан, ч. II, топогра­фическая. ЦВИА, ВУА, № 6528.

3 Краткое военно-географическое описание Дагестана. ЦВИА, ВУА, № 6512, л. 87.

 

даже у него в доме много разного имущества и домашнего скарба» (Абдурахман).

Д а р г о. «Даргинский народ в числе 40 тыс. жителей состоит из 6 союзных обществ или магалов: Акуши, Цудахара, Мекаго, Оракли, Мега и Ушума, и 7-го общества Кабадасарго, образовав­шегося из Кайтахского магала после падения уцмейства и всту­пившего в союз Дарго».

«Дарго прорезано многими отрогами Кавказских гор незна­чительной высоты в сравнении с горами прочего Дагестана».

Рис. 5. ЮЖНЫЙ ДАГЕСТАН. РИЧА С литографии из альбома Г. Гагарина

«Западная часть Дарго гораздо более населена, жители за­нимаются с большим успехом хлебопашеством, пастбища хотя так же бедны, но все-таки лучше, чем в восточной части. Зато лесу совершенно не имеется, кроме ничтожных перелесков в южной части Акушинского магала». Недостаток в пастбищах заставлял даргинцев большую часть года держать свои стада в приморской долине или в Сюргинских горах, что ставило их в совершенную зависимость от местных феодалов. Как ни дурна в Дарго почва земли для хлебопашества, однако столько обработана, что все селения имеют значительные запасы хлеба, сложенные в скирдах и оставшиеся еще от прежних годов». 1

1 Там же.

 

При анализе этих многочисленных районов Северного и Сред­него Дагестана поражает исключительное разнообразие этих слабо связанных образований на пространстве более 50 тыс. км с общим числом населения приблизительно около 500 тыс. До завоевания их царизмом мы находим 45 так называемых вольных обществ, из них 27 в Среднем Дагестане.

Виконт Кастильон, Неверовский, Мочульский, Пружановский, Абдурахман и другие авторы приводят многочисленные факты, характеризующие социальное и политическое положение Северного и Среднего Дагестана накануне завоевания его рус­ским царизмом. Общественную жизнь многочисленных племен Северного и Среднего Дагестана виконт Кастильон в общих чер­тах охарактеризовал следующим образом: «Это воинственный на­род, земледельческие продукты и ремесленные изделия которого достаточны для его умеренной пищи, одежды и вооружения. Его политическое устройство представляет собой демократический втрой в его самой первобытной форме, с самыми лучшими гаран­тиями его сохранения: бедностью и отсутствием пороков, разви­вающихся при более передовой цивилизации. Все вопросы Общественной пользы обсуждаются сообща. Обычаи и шариат составляют их судебный институт. Под шариатом понимают йниги, истолковывающие коран, написанные первыми последо­вателями Магомета. Решение спорных случаев предоставляют адиям и муллам. *

Эти две функции часто объединяются в одном лице. Кади, представляющий гражданскую власть, назначается по выбору. Звание муллы дается посвященным, на которое дает право знание араб­ского языка и корана». 2

Муллы и кадии в Северном и Среднем Дагестане, как и в Чечне, оказывали большое влияние на общественную жизнь. Чтобы сделаться почетным и влиятельным мусульманским ученым, проповедником возвышенной веры единого бога, нужно было по­стигнуть все «науки»: Коран, хадие—науку о вере и ее истории;

1 Боденштедт описывает один случай разрешения муллой спора между двумя горцами. Один из горцев дал другому корову с условием обмена мо­лока на водку. Корова отелилась, и предметом спора явился теленок, не предусмотренный при соглашении. Спорящие обратились к мулле, кото­рый многозначительно пропел им непонятный стих из корана и объяснил его следующим образом: «Джевад-Аликсер, ты виновен перед Аллахом за то, что ты гонишь водку, и вдвойне виновен за то, что выманил у соседа за этот греховный напиток корову. А ты, Амирастан, большой пьяница, пропил свое ружье и не можешь больше убить ни одного русского во славу Аллаха... Поэтому вы оба не заслуживаете этого теленка, и во избежание спора я по­велеваю вам посвятить его мечети для бедных странников. А так как в на­стоящее время здесь таковых не имеется, то приведите его мулле» (т. е. ему самому). Волей-неволей пришлось правоверным просителям отдать теленка мулле (Bodenstedt. Die Volker des Kaukasus und ihre Freiheitskampfe
gegen die Russen. 2. Aufl. 1855).

2 Кастильон. Письма к Гизо («Историк-марксист», № 5, стр. 116.

 

сари — правила чтения и объяснения арабских книг; наху— науку о всех верах на земле; аль-мул-мамтык — учение о поэ­зии: эль-мул-пикшишариат — законы гражданские и духовные; эль-мул-маан — науку «о кратком и пространном выражении своих мыслей»; эль-мул-тин (медицину) — лечение болезней ле­карствами и молитвами; эль-мул-наджул — науку о предсказа­ниях будущего, об угадывании настоящего и прошлого; эль-мул-таабир — науку о разгадке снов и т. п. Чтобы быть муллой, требовалось изучение этой сложной паутины мусульманской веры, на что требовались десятки лет. Несомненно, что эти люди должны были быть обеспеченными.

Духовенство в обществах Дагестана в количественном отноше­нии было сравнительно многочисленной группой. Каждое селение имело муллу, в больших селениях их было несколько. Незави­симо от приношений деньгами и хлебом за раздел наследства, со­вершение брака, чтение корана над умершим, привод к присяге по судебным делам и т. п., они получали также содержание от об­щества: каждый дом, в зависимости от зажиточности, давал мулле от 1 до 3 руб. в год. Помимо этого каждый мусульманин обязан был вносить ежегодно в мечеть десятую часть своей годо­вой жатвы и сотую часть своего стада. Сбор этот назывался зека-том, причем больше половины этого сбора поступало в распоряже­ние мулл. Торговцы обязаны были «жертвовать» ежегодно в ме­четь «десятый процент с годичного приращения капитала, состоит ли он в деньгах или в товаре»; значительная часть и из этих средств поступала, конечно, в собственность мулл.

Мы никогда не поймем роли духовенства в общественно-поли­тической жизни Дагестана и Чечни, если не обратим внимания на его имущественное положение. Имущественное благосостоя­ние мулл и кадиев — решающий источник их влияния на обще­ство.

В нагорных районах Дагестана, как и в Чечне, были налицо значительные патриархально-родовые пережитки, которые нахо­дились уже в стадии разложения, перехода к полупатриархаль­но-полуфеодальному быту, а в некоторых районах и к феодализму, особенно там, где границы последних соприкасались с феодаль­ными владениями, ханствами. Кастильон в своих записках прямо указывает на наличие «аристократического строя правления в Салатау»1 с князьями и феодальными повинностями. «Салатовцы— общество отдельное, будучи некогда подвластны кумыкским князьям, и ныне платят им слабый ясак». 2 У кумыков, при на­личии «аристократии»,3 которая «владела значительной собствен-

1 Кастильон. Письма к Гизо («Историк-марксист», № 5, стр. 116. 1936).

2 Описание народов, принадлежащих правлению нач. войск левого фланга Кавказской линии. ЦВИА, ВУА, № 18502, лл. 12, 13.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.