МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ЧЕЧНЯ И ДАГЕСТАН В ПЕРИОД ЗАВОЕВАНИЯ ИХ РУССКИМ ЦАРИЗМОМ 6 страница





«Враждебность горцев к царскому владычеству» в период за­воевания коренилась в политике экономического ограбления и мо­рального унижения, проводимой царизмом по отношению к ним; и то, что борьба горцев Дагестана и Чечни за независимость про­ходила под флагом мюридизма, объясняется не их религиозным фанатизмом, как утверждали царские лазутчики и обозреватели, а историческими особенностями Дагестана и Чечни, своеобразно сложившимися там социально-экономическими и классовыми отношениями в первой половине XIX в., когда основные мусуль­манские нормы приобрели политическое значение. В силу отста­лости экономической и политической жизни Дагестана и Чечни «политический протест» горцев и затем вся их последующая борьба за независимость против русского царизма выступали под религи­озной мюридистской оболочкой.

Между отдельными родственными племенами создавались союзы, которые вызывались к жизни главным образом задачами вооружен­ного сопротивления русскому царизму и распадались по минова­нии в них надобности.

Нечто аналогичное происходило на основе мюридистского дви­жения, возглавляемого вначале Гази-Мухаммедом, а затем Шами­лем (т. е. с конца 20 годов XIX в. до 1859 г.).

Это движение, связанное с борьбой горцев Дагестана и Чечни за независимость, исторически сложилось в исключительно своеоб­разных условиях.

Во-первых, Дагестан, Чечня и Ингушетия долгое время стояли в стороне от мирового хозяйства и мировой истории.

Во-вторых, наличие ярко выраженных местных особенностей и остатков патриархальной замкнутости и разобщенности крайне затрудняло и усложняло налаживание широких экономических связей и взаимоотношений между разрозненными племенами Даге­стана, Чечни и Ингушетии.

В-третьих, существовавшие экономические и политические связи между отдельными частями Дагестана, Чечни и Ингушетии сложились в далеком историческом прошлом и ни в какой мере не отвечали новым хозяйственным и политическим задачам, которые выдвинулись в первой половине XIX в.

В-четвертых, ряд политических центров Чечни и Дагестана (Хунзах, Дербент, Цудахар и др.) в той или иной мере исторически складывались под влиянием исламизма еще со времен арабского завоевания. Но позже, в XIX в., решающее влияние на общест­венную жизнь Дагестана и Чечни оказывал русский капитализм, который «втягивал... Кавказ в мировое товарное обращение, нивелировал его местные особенности — остаток старинной патриархальной замкнутости, — создавал себе рынок для своих фаб­рик». 1

В-пятых, как показывает нам история Восточного Кавказа, большинство социальных движений там проходило под религиоз­ным покровом. Массовое движение мюридов в Дагестане и Чечне в первой половине XIX в., как и ряд предшествующих ему, более или менее сходных с ним движений, имело религиозную окраску.

Если содержание мюридистского движения определялось фак­тами полного экономического разорения горцев русским цариз­мом и борьбой их за независимость, то форма этого движения была тесно связана с традициями мюридизма.

Местные историографы указывают на несомненную связь истоков мюридизма с традициями ислама еще в пору арабского халифата.

«Историки пишут, что в 851 г. гиджры, соответствующем 1447 г. христианской эры, некийученый благочестивец по имени Шейх-Джунейд, который теперь похоронен в сел. Хазри, выступил из города Ардебиля с некоторым числом своих мюридов и учеников, перешел через Ширван и направился сюда. Собственно Шейх-Джунейд объявил, что он отправится в страну черкесов воевать за веру, но тогдашний ширваншах Султан-Халил, боясь, что если Шейх-Джунейд в Дагестане приобретет силу и власть, то и Шир-ванская область также перейдет к нему, послал в Дагестан своих людей и подготовил табасаранцев и других, чтобы они вступили в войну с Шейх-Джунейдом и не дали дороги туда». 2

Поразительно сложная религиозная догматика газавата и тог­да, в эпоху борбы горцев за независимость, принижала это дви­жение, ограничивала его, затемняла политический характер борь­бы горцев.

Первые проповедники мюридизма были люди разносторонне мусульмански образованные, сведущие в вопросах истории и со­держания мюридизма. Их мировоззрение определялось и истори­ческой обстановкой того времени и исторически сложившимися связями с Бухарой и Закавказьем. В ряде записок и обозрений по истории мюридизма прямо указывается, что Бухара и Ширван являются колыбелью мюридизма. 3

При изучении истории возникновения и развития мюридизма в Дагестане и Чечне явственно выступает его связь с традициями ислама и с борьбой горцев за независимость. Для выяснения дан-

1 В. И. Ленин. Соч., т. III, стр. 487.

2 «Асари-Дагестан», стр. 41.

3 Пружановский. Исторические записки. ЦВИА, ВУА, № 6512

 

ного вопроса нами были использованы почти все записки о мюридизме, хранящиеся в главных архивах Москвы, а так­же труды местной дагестанской историографии 1 и местные источники. 2

В Дагестане и Чечне были десятки проповедников мюридизма, которые путешествовали по Бухаре иШирвану. Они переходили из аула в аул, проповедуя основные положения корана, которые только в борьбе горцев за независимость против русского царизма приобрели политическую значимость благодаря удобной формуле деления людей на правоверных и неверных. «Коран и основанное на нем мусульманское законодательство сводят географию и этно­графию народов всего мира к простой и удобной формуле деле­ния на две половины: правоверных и неверных. Неверный — это «гяур», это — враг. Ислам проклинает нацию неверных и создает состояние непрерывной вражды между мусульманами и невер­ными».3

Священная война — «газават» в Дагестане и Чечне в первой половине XIX в. была только частью общего повстанческого дви­жения горцев против царизма. Оформление мюридистского движе­ния совпало как раз с периодом систематического продвижения русского царизма в Дагестане, когда общее повстанческое движение горцев, будучи разрозненным, выковывалось мюридами под фла­гом мюридизма и газавата в то широкое движение, каким оно стало впоследствии.

Заслуживает особого внимания характеристика мюридизма, данная Р. А. Фадеевым. 4 Он считает, что мюридизм потому так развился и принял характер массового движения, что он «служил выражением главной страсти и главной черты исламизма — не­нависти к неверным в стране, занятой неверными».

Осуществление нового, «реформированного» мюридизма при Гази-Мухаммеде и Шамиле было связано с проведением своеобраз­ного равенства среди мусульманского населения. Владетели, дворяне (где они были), наследственные старшины, люди уважа­емых родов или просто уважаемые лично — до появления мю­ридизма были вырезаны один за другим, и в горах действительно установилось на время совершенное равенство, потому что не оста­лось никого, кроме черных людей. Безусловное повиновение стар­шему духовному, как в монастыре, сделалось первым долгом. Во всех горах за всеми домами и бытом людей, подчиненных мюридам, был установлен строгий контроль. Подчинив себе человеческую жизнь во всей ее целости, обратив или стремясь обратить своих

1 1) Книга «Асари-Дагестан» — исторические сведения о Дагестане, составил Мираа Гасан-эфенди, сын Хаджи-Абдулла-эфенди Алкадари-Дагестани. 2) Али Г а с а н о в. Краткая история Дагестанской АССР.

2 1) «Три имама» — мемуары мюрида Шамиля — Магомет-Тагира из Караха. 2) «Сказание очевидца о Шамиле» — Хаджи-Али. 3) Воспоминания Абдурахмана Ибн-Устаз-шейх тариката Джамалудин-аль-Гусейни.

3 Маркс и Энгельс. Соч., т. X, стр. 6.

4 Соч., т. I, ч. 1, стр. 21—25.

 

последователей в слепые орудия того, что он называл волею божиею, мюридизм кроме того окружил себя людьми, оторванными от общества, предавшимися мюридизму с закрытыми глазами, принес­шими клятву биться до последнего издыхания и резать всякого, на кого им укажут. Эти люди стали посвященными братьями духовного ордена, пастухами человеческого стада, покоренного мю­ридизмом, им одним принадлежали власть и почет. Во главе мюридистского движения стоял имам, «посредник между богом и верую­щими», соединявший в себе власть духовного, военного и админи­стративного вождя (Фадеев).

Первым проповедником реформированного мюридизма в Даге­стане в тот период был мулла Магомет, родом из сел. Яраг, из группы сподвижников которого вышли все почти крупнейшие пред­водители горцев в борьбе за независимость. Я имею в виду Гази-Мухаммеда, Шамиля и др. Все они вышли из этой «школы», из этой группы. Мулла Магомет впервые придал мюридизму поли­тическое значение.

Ужасные последствия зверской политики Ермолова на Во­сточном Кавказе «стали теми бороздами, в которые муршиды Да­гестана посеяли семя новой религии. Назначение этого учения, суфизма, видоизмененного сообразно требованиям момента, было примирить всякие раздоры и раскол, побороть страшное чудо­вище — кровавую месть и связать все народы Дагестана в общем стремлении». 1 На свирепость и жестокость Ермолова горцы отве­тили массовым выступлением под флагом мюридизма. Мулла Ма­гомет из Ярага и Хади-Измаил из Курдомира (Ширван), опираясь на коран, начали в 20 гг. проводить реформу ислама, с тем чтобы создать «крепкие узы» объединения разноплеменного, враждую­щего между собой населения Дагестана, с тем чтобы поднять горское население против ужасов колониальной политики рус­ского царизма. Ермолов, этот свирепый и жестокий генерал, всячески использовал вражду, имевшую место среди многочис­ленных племен Дагестана и Чечни. Ермолов бросил факел раз­дора между враждебными племенами и помогал более слабым против более сильных, вызывая у первых благодарность и исполь­зуя их для подчинения последних. «Никогда еще победитель не хозяйничал более грозно в стране побежденных, ив тоже время никогда еще имя победителя не осталось в такой страшной памяти у врагов, как имя Ермолова у горцев». 2 Ермолов сумел использо­вать внутренние раздоры между отдельными племенами. «Он перессорил племена между собой; одних привлек к себе узами бла­годарности, других связал страхом и вообще придерживался поли­тики, выражающейся словами: „разделяй и властвуй". Горцам Ермолов внушал такой ужас, что на Кавказе ему дали про­звище чорта». 3

1 Bodenstedt. Die Volker des Kaukasus... Кар. XI.

2 Там же.

3 Там же.

 

Мулла Магомет со своими учениками искал средств, чтобы вызвать в среде горцев массовый отпор царизму. Все эти пропо­ведники переходили из аула в аул, распространяя среди населения не только стихи корана, но и слухи о жесток остях и издеватель­ствах русских генералов над населением. «Все это было рассчи­тано на раздувание в яркое пламя тлеющей в народе ненависти против русского царизма». г

В многочисленных речах муллы Магомета указывалось на то, что «мусульманская религия глубоко потрясена во всех направле­ниях и идет по неправильному и опасному пути. Мусульмане за­были хорошие, добрые нравы, и их место заняли ложь, воровство,, обман, обжорство и пьянство». 2

Сущность этих проповедей виднейшего представителя мюри­дизма заслонялась крайне сложной паутиной «суфизма» — уче­ния, по которому человек, стремящийся к совершенству, истине, божеству, только тогда сливается с последним, когда он лиша­ется чувственных ощущений внешнего мира.

Эта религиозная фантастика имела четыре ответвления: ша­риат, тарикат, хакикат, маарикат. 3

Шариат — внешний закон, и исполнение его в отношении всех его предписаний относительно молитвы (сагаат), раздачи мило­стыни (зекат), поста (саум), паломничества (хаджи), очищений (таарет), а также постановления обо всех правовых отношениях, научная система всех этих постановлений—называются ильмульфик (юриспруденция).4 Шариат является первой ступенью религиоз­ного совершенства, обязательной для всех мусульман. На этой ступени, согласно новому учению мюридизма, стоит «вся масса народа», для которой «требуется высокое руководство» и «стро­жайшее проведение норм шариата». Этой первой и вместе с тем низшей ступени соответствует состояние «насут» (человечества), с эмблемами: «тело», «земля», «ночь», «корабль» и т. д.

1 Там же.

2 Там же.

3 См. «Суфизм или пантеистическая теософия персов», Берлин 1821; Шмельдерс, Опыт о философских школах арабов; Малькольм, История Персии, II; Г р э х э м, Бомбейские труды, т. I.

4 Шариат — религиозное право мусульманских народов, определяю­щее религиозные, брачно-семейные, имущественные, правовые и морально-бытовые отношения мусульман. Шариат имел глубокие корни в широких массах населения в Чечне, Ингушетии и среди мусульман Осетии. Как раз во время созыва Учредительного съезда советов Горской республики (апрель 1921 г.) явные и тайные враги советской власти в союзе с мусульманским духовенством развили среди отсталых масс горских народов бешеную аги­тацию против советской власти, утверждая, что советская власть не может допустить шариат. Единственно правильной политикой советской власти в этот период было, разрешая шариат, вести линию на постепенное пере­воспитание горских масс.

В настоящее время шариат как религиозно-правовой кодекс в СССР нигде не применяется. См. Киров, Избранные статьи и речи, стр. 77—84, речь на Учредительном съезде советов Горской ССР 21 апреля 1921 г.

 

Для «более «глубоких умов», «способных и испытывающих по­требность» стать в более близкие отношения с божеством, суще­ствует «путь к совершенству», «тропы» — тарикат. Исполнением тариката «глубокий ум», отрешаясь от чувственного внешнего мира, поднимается до «духовного и внутреннего поклонения богу». Второй ступени совершенства соответствует состояние «мелькут» — мир духов с эмблемами: «язык», «дыхание», «звезды», «море». Духовная сила тарикатора, согласно этому новому учению (свое­образной разновидности ислама), все увеличивается путем не-

Рис. 13. ДАГЕСТАН. ЧТЕНИЕ ШАРИАТА В ХИОСРАХ О литографии из альбома Г. Гагарина

прерывного погружения в природу и непосредственного позна­вания существа вещей, вплоть до экстатического созерцания — хакиката, которому соответствует состояние «джебрут» — все­могущества с эмблемами: «разум», «свет», «месяц» и «рако­вина).

Эта третья ступень, являясь предпоследним этапом на пути к полному совершенству, в котором человек вступает в непосред­ственное реальное единение с богом, называется маарикатом, соотвествующим ему состоянием — «лахут» (божество), с эмбле­мами: «мозг», «глаза», «огонь», «солнце» и «жемчужина».

Такова в самых общих чертах идеалистическая концепция учения, разработанного проповедниками мюридизма и приспособ­ленная ими к тому, чтобы объединить различные племена Даге­стана и Чечни против русского царизма.

Под этой религиозной оболочкой скрывался политический протест, борьба горцев за независимость против русского царизма. История борьбы горцев за независимость проходила через противо­речия: за реакционной своеобразной исламистской религиозной оболочкой скрывался положительный факт — борьба свободолю­бивого горского населения за отстаивание независимости.

Но, как и везде, форма не была безразличной к содержанию. В конечном счете это теософическое учение — мюридизм на практи­ке, в действительности, отлился в своеобразную иерархию, кото­рая впоследствии послужила прототипом государственного устройства при Шамиле.

Ступени со- Состояния Эмблема Доступность

вершенства

Шариат Человечество «Корабль» Всему народу

Тарикат Мир духов «Море» Мюридам

Хакикат Всемогущество «Раковина» Наибам

Маарикат Божество «Жемчужина» Имаму

Этот реакционный дурман сильно принижал политический протест горских народов в их борьбе против царизма. Он заслонял собой цель борьбы горцев за независимость. Религиозная оболоч­ка давила всей тяжестью на внутреннее политическое содержание мюридизма, и не удивительно, что это вскоре использовало духо­венство в своих корыстных интересах.

В ходе борьбы с русским царизмом, с ужасным гнетом и насиль­ственными методами колониального завоевания Ермолова, Гази-Мухаммед положил начало своего могущества».1

Основав новое учение, подобно ветви веры, привитой к ста­рому дереву ислама, вначале Гази-Мухаммед, потом его ученик Шамиль примирили «пламенную ненависть сторонников Омара и Али, которые до тех пор ожесточенно боролись между собой». Это «связало разрозненные дагестанские племена узами единой религии. Так был сделан первый и самый важный шаг, потому что единая религия скоро стала основанием общей ненависти к царским насильникам».2

Это последнее обстоятельство заставляет нас более подробно останавливаться на этом явлении в истории Дагестана, Чечни и Ингушетии первой половины XIX в.

Первая крупная волна мюридистского движения, объединив­шая различные горские племена, поднялась в 20-х годах XIX в. . при Гази-Мухаммеде и была ответом на наступление русского царизма на Дагестан.

1 Bodenstedt. Die Volker des Kaukasus... Кар. XI.

2 Там же.

 

После разгрома Ирана в 1825 г. русский царизм был окрылен надеждой на дальнейшую победу в своем продвижении на Ближ­ний Восток. По Туркманчайскому миру Иран уступил царской России Нахичевань, Эривань, уплатив при этом З1^ миллиона фунтов стерлингов военного вознаграждения.1 Русский царизм чрезвычайно усилил свою агрессию в Дагестане. Николай I ука­зал Паскевичу (который заменил Ермолова) на необходимость «усмирения навсегда горских народов или истребления непокорных». Осуществление этого кровавого замысла в Дагестане как раз сов­падает с первым блеском сабель газавата при Гази-Мухаммеде в 1828 г. Именно при нем происходит объединение военных групп горцев под руководством имама, именно при нем выделяются и складываются «союзы родственных племен» из общего повсеместно­го, но разрозненного повстанческого движения горцев Дагестана и Чечни за независимость, именно при нем мюридизм приобре­тает политическое значение, становится знаменем борьбы против планов царизма.

Гази-Мухаммед,2 первый имам Дагестана и Чечни, родился в 1794 г. в ауле Гимры. Он обучался разным наукам и в совершен­стве знал коран. У него было много муталимов (учеников) из раз­ных аулов Дагестана; среди них «был его дорогой друг Шамиль», — последний был его соседом, и они с детства знали друг друга. Гази-Мухаммед считался одним из известных, крупных мусуль­манских ученых и храбрецов дагестанских аулов. Многому в этом он был обязан своему учителю мулле Магомету из селения Яраг, который благодаря обширному уму считался в числе дагестанских алимов. У него в течение ряда лет и воспитывался Гази-Мухаммед. «Учился он весьма прилежно, особенно же достиг больших успехов в арабском языке. Знал многое из мудрости бухарских алимов, неизвестной в странах Дагестана» (Абдурахман).

Мусульманские философы различным образом толковали ко­ран, что зачастую использовалось при политических переворотах и что имело место также при возникновении борьбы горцев Даге­стана и Чечни за независимость, когда под религиозной оболоч­кой выступал политический протест против колонизаторской по­литики русского царизма.3

1 См. Ленинский сборник XXIX, стр. 351. Собр. законов (текст Туркманчайского мира) и Полное собр. законов Российской империи, т. III, стр. 125, 1828.

2 См. Shamyl the sultan, ch. I, V, VI. 1854.

3 «Только там, где речь идет о трех доныне существовавших всемирных религиях: о буддизме, о христианстве и об исламе, можно сказать, что ве­ликие исторические повороты сопровождались переменами в религии. Ста­рые, естественно возникшие племенные и национальные религии не имели пропагандистского характера и лишались всякой силы сопротивления, едва только погибала независимость тех племен и народов, которым они принад­лежали». «Только по поводу этих более или менее искусственно возникших мировых религий, особенно по поводу христианства и ислама, можно ска­зать, что общие исторические движения принимают религиозную окраску» (Энгельс. Людвиг Фейербах, гл. III.M. и Э. Соч., т. XIV, стр.656).

 

Гази-Мухаммед овладел мусульманскими религиозными по­знаниями при помощи муллы Магомета Ярагского и эффендия Гаджи Исмаила. Отказ от мирских благ выражался у него в том, что он никогда не имел имущества. Больше того—будучи имамом, он не пользовался правом брать имущество из байтул-мала (обще­ственной казны мюридов).

Гази-Мухаммед превзошел своих учителей. Он, как указывает Абдурахман в своих воспоминаниях, «дошел до совершенства в на­уках и пожелал вступить в тарикат Халидия Накшубандия, ко­торый исходит от Халида из Сулеймания, известного шейха». Этот тайный тарикат диктует уединение и тайное служение аллаху. Подвижничество Гази-Мухаммеда разделял с ним его муталим Шамиль, и они долго находились в уединении, совершенствуясь в вопросах ислама. В конце концов шейх Магомет-эфенди дал Гази-Мухаммеду разрешение на священную войну, и с этого вре­мени Гази-Мухаммед стал проповедовать шариат и запрещать употребление спиртных напитков, табака и игру на бубне. В это время Шамиль выступал уже не только в качестве ученика, но и как его помощник и сподвижник. С каждым днем Гази-Мухам­мед расширял свою деятельность, о которой автор книги «Асари-Дагестан» того мнения, что за проповедью Гази-Мухаммеда скры­валось вполне определенное политическое требование «создать и со­хранить некоторое самостоятельное управление в Дагестане».1

В начале своей деятельности Гази-Мухаммед несколько не­уверенно склонял население в сторону «шариатского судопроиз­водства». Немного позднее он стал уже решительно препятство­вать решению тяжб, споров и т. п. по адату, т. е. по обычаям, укоренившимся среди местного населения.

Адат — это «обычное право», «неписанный закон», возникший в Дагестане и Чечне с отдаленных времен. «Древние обитатели гор, быв язычниками и не имев гражданского устройства, управ­лялись своими особенными постановлениями и обычаями» (Неве­ровский). Среди многоплеменного населения издавна господ­ствовали обычные Нормы адата: 1) посреднический суд, «лишен­ный большею частью понудительных средств, решения которого исполнялись только по доброй воле судившихся»; 2) право мести за обиду и наказание своих врагов; 3) право канлы — кровомщение не только в отношении виновных, но и родственников («право канлы состоит в том, что родственник убитого должен умертвить убийцу или кого-нибудь из его родных; те с своей стороны опять должны отмстить за кровь кровью, и таким образом убийства про­должаются бесконечно» (Неверовский); 4) наказание за воровство (за покражу, сделанную в доме, вор обязан платить истцу двой­ную цену за каждую украденную вещь); очная ставка при суде адатом не требуется из опасения кровной мести; 5) члены одного дома перед судом адата считаются равными («на домашнее имуще-

1 «Асари-Дагестан», стр. 128.

 

ство отец и сыновья имеют равное право»); б) адат устраняет доче­рей от дележа имущества (по шариату дочь получает 1/з имения). Адат при Гази-Мухаммеде и Шамиле был заменен шариатом, более прогрессивными нормами, чем адат (запрещение канлы, более четкое регулирование спорных вопросов — распростране­ние права наследования на женщин и т. д.).

Гази-Мухаммед проводил усиленную работу по внедрению ша­риата. По мере усиления пропаганды священной войны и внедре­ния шариатского судопроизводства он наталкивался на со­противление со стороны аварских ханов, шамхала Тарковского и других местных феодалов. Тем не менее ему удалось в сравни­тельно короткий срок сплотить вокруг себя значительные силы местного населения. В этом движении большое участие принимали широкие слои горского населения. Об этом Абдурахман говорит, как о большой победе Гази-Мухаммеда: «Он подчинил себе всех, к нему со всех сторон стали стекаться сборища людей», Сплочение большого количества горцев вокруг Гази-Мухаммеда, первого имама в Дагестане, ускорило вызревание противоречий между движением мюридов за независимость и стремлением ханов, шам­хала и беков всячески противодействовать этому движению в со­ответствии с интересами русского царизма. О борьбе феодальной верхушки Аварии, шамхальства Тарковского и других против массового мюридистского движения говорят современники и исто­риографы в своих мемуарах и исследованиях. Абдурахман, например, в своих воспоминаниях прямо говорит, что «шамхал Тарковский, князь Эрпелинский Утлубий мстили Гази-Мухаммеду за распространение шариата».

«Гази-Мухаммед, — пишет другой современник священной войны, Магомет-Тагир из Караха,—считал аварских ханов за­коренелыми врагами ислама и виновниками разложения нравов». 1

Мюридистское движение, направленное на отстаивание незави­симости, имело двух основных врагов — русский царизм и его ла­кеев, отдельных представителей феодальной верхушки Дагестана.

«Гази-Мухаммед-эфеиди, убедившись, что проживающий в Ава­рии в селении Хундзах род ханов будет препятствовать ему осуще­ствить подобные решения (т. е. ведение борьбы за независи­мость.— С.Б.), прежде всего задумал истребить этот род совершен­но. Поэтому он в 1246 г. (1831), в феврале, собрав многочисленный вооруженный отряд из своих приверженцев и пособников, совер­шил нападение на сел. Хунзах с целью убить малолетнего хана, а именно Нуцал-хана, его мать, вдову Паху-бике и остальных ханских детей. Но Паху-бике, собрав свое общество, позаботи­лась о выступлении с боем против мюридов, и они, не достиг­нув своей цели и не сумев ничего сделать, вернулись оттуда обратно в Гимры».2

1 М а г о м е т-Т а г и р. Три имама, стр. 6.

2 «Асари-Дагестан», стр. 129.

 

Гази-Мухаммед был одним из первых предводителей мюридов, который превратил шариат в орудие борьбы за независимость. Он не стал на путь «кротости», «терпения» и «смирения», как того хотели лакеи русского царизма из местной феодальной знати, а пустил в ход кинжалы и сабли, разящие удары которых ослаб­ляли мощь царской России — тюрьмы народов и жандарма евро­пейских революций.

Между прочим эта тактика мюридов стояла в явном противо­речии с религиозными проповедями, которые звали не к борьбе, а к покорности.

Великодержавная историография пыталась представить Гази-Мухаммеда «тупым и ограниченным фанатиком», местный исто­риограф мирза Гасан-эфенди обвинял его в том, что он превратил тарикат в орудие для достижения власти, склонив «посредством его простой народ дагестанский на свою сторону и несправедливо дискредитировал его название». 1

При всей ограниченности и узости своей социальной програм­мы мюридистское движение (при наличии реакционных черт — религиозный дурман исламизма) при Гази-Мухаммеде было все же шагом вперед в истории Восточного Кавказа, поскольку оно было движением значительной части дагестанского народа против русского царизма и местных феодалов, но прикрытым явно реак­ционной оболочкой исламизма в новой его разновидности.

В своих многочисленных проповеднических речах Гази-Му­хаммед призывал к «восстанию ради спасения правоверных и на погибель неверным». Гази-Мухаммед призывал к борьбе против царских насильников. «Магометанин не может быть ничьим рабом или подданным и никому не должен платить подати, даже мусульманину. Кто мусульманин, тот должен быть свободный человек, и между всеми мусульманами должно быть равенство. Кто считает себя мусульманином, для того первое дело газават (война против неверных) и потом исполнение шариата. Для му­сульманина исполнение шариата без газавата не есть спасение. Кто исполняет шариат, тот должен вооружиться во что бы то ни стало, бросить семейство, дом, землю и не щадить самой жизни. Кто последует моему совету, того бог в будущей жизни вознагра­дит. Будучи под властью неверных или чьей бы то ни было (здесь он разумел Аслан-хана Казыкумыкского, бывшего одновременно владетелем Кюринского ханства), все ваши намазы, все урючи, все странствования в Мекку, ваш нынешний законный брак и все ваши дети бич (незаконные), самые жертвы бедным, чтение корана, памятники умершим — с прибытием царских властей ничего не значат». 2

Благодаря этим настойчивым обращениям к населению и про­поведям Гази-Мухаммеду удалось собрать в большом количестве

1 Там же, стр. 131.

2 Пружановский. Исторические записки, ЦВИА, ВУА, № 6512.

 

вокруг себя мюридов. «Применение силы оказалось необходимым: одни слабо придерживались ислама, другие совсем забыли его, большинство же народа совершенно безучастно относилось к делу спасения своих душ. Находились и такие, которые сочувственно относились к безбожию гяуров. Словом, истинно верующих было мало». 1 В первом периоде мюридистское движение не было еще таким массовым, широким, как в последующее время — в эпоху Шамиля.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.