ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | ЧЕЧНЯ И ДАГЕСТАН В ПЕРИОД ЗАВОЕВАНИЯ ИХ РУССКИМ ЦАРИЗМОМ 6 страница «Враждебность горцев к царскому владычеству» в период завоевания коренилась в политике экономического ограбления и морального унижения, проводимой царизмом по отношению к ним; и то, что борьба горцев Дагестана и Чечни за независимость проходила под флагом мюридизма, объясняется не их религиозным фанатизмом, как утверждали царские лазутчики и обозреватели, а историческими особенностями Дагестана и Чечни, своеобразно сложившимися там социально-экономическими и классовыми отношениями в первой половине XIX в., когда основные мусульманские нормы приобрели политическое значение. В силу отсталости экономической и политической жизни Дагестана и Чечни «политический протест» горцев и затем вся их последующая борьба за независимость против русского царизма выступали под религиозной мюридистской оболочкой. Между отдельными родственными племенами создавались союзы, которые вызывались к жизни главным образом задачами вооруженного сопротивления русскому царизму и распадались по миновании в них надобности. Нечто аналогичное происходило на основе мюридистского движения, возглавляемого вначале Гази-Мухаммедом, а затем Шамилем (т. е. с конца 20 годов XIX в. до 1859 г.). Это движение, связанное с борьбой горцев Дагестана и Чечни за независимость, исторически сложилось в исключительно своеобразных условиях. Во-первых, Дагестан, Чечня и Ингушетия долгое время стояли в стороне от мирового хозяйства и мировой истории. Во-вторых, наличие ярко выраженных местных особенностей и остатков патриархальной замкнутости и разобщенности крайне затрудняло и усложняло налаживание широких экономических связей и взаимоотношений между разрозненными племенами Дагестана, Чечни и Ингушетии. В-третьих, существовавшие экономические и политические связи между отдельными частями Дагестана, Чечни и Ингушетии сложились в далеком историческом прошлом и ни в какой мере не отвечали новым хозяйственным и политическим задачам, которые выдвинулись в первой половине XIX в. В-четвертых, ряд политических центров Чечни и Дагестана (Хунзах, Дербент, Цудахар и др.) в той или иной мере исторически складывались под влиянием исламизма еще со времен арабского завоевания. Но позже, в XIX в., решающее влияние на общественную жизнь Дагестана и Чечни оказывал русский капитализм, который «втягивал... Кавказ в мировое товарное обращение, нивелировал его местные особенности — остаток старинной патриархальной замкнутости, — создавал себе рынок для своих фабрик». 1 В-пятых, как показывает нам история Восточного Кавказа, большинство социальных движений там проходило под религиозным покровом. Массовое движение мюридов в Дагестане и Чечне в первой половине XIX в., как и ряд предшествующих ему, более или менее сходных с ним движений, имело религиозную окраску. Если содержание мюридистского движения определялось фактами полного экономического разорения горцев русским царизмом и борьбой их за независимость, то форма этого движения была тесно связана с традициями мюридизма. Местные историографы указывают на несомненную связь истоков мюридизма с традициями ислама еще в пору арабского халифата. «Историки пишут, что в 851 г. гиджры, соответствующем 1447 г. христианской эры, некийученый благочестивец по имени Шейх-Джунейд, который теперь похоронен в сел. Хазри, выступил из города Ардебиля с некоторым числом своих мюридов и учеников, перешел через Ширван и направился сюда. Собственно Шейх-Джунейд объявил, что он отправится в страну черкесов воевать за веру, но тогдашний ширваншах Султан-Халил, боясь, что если Шейх-Джунейд в Дагестане приобретет силу и власть, то и Шир-ванская область также перейдет к нему, послал в Дагестан своих людей и подготовил табасаранцев и других, чтобы они вступили в войну с Шейх-Джунейдом и не дали дороги туда». 2 Поразительно сложная религиозная догматика газавата и тогда, в эпоху борбы горцев за независимость, принижала это движение, ограничивала его, затемняла политический характер борьбы горцев. Первые проповедники мюридизма были люди разносторонне мусульмански образованные, сведущие в вопросах истории и содержания мюридизма. Их мировоззрение определялось и исторической обстановкой того времени и исторически сложившимися связями с Бухарой и Закавказьем. В ряде записок и обозрений по истории мюридизма прямо указывается, что Бухара и Ширван являются колыбелью мюридизма. 3 При изучении истории возникновения и развития мюридизма в Дагестане и Чечне явственно выступает его связь с традициями ислама и с борьбой горцев за независимость. Для выяснения дан- 1 В. И. Ленин. Соч., т. III, стр. 487. 2 «Асари-Дагестан», стр. 41. 3 Пружановский. Исторические записки. ЦВИА, ВУА, № 6512 ного вопроса нами были использованы почти все записки о мюридизме, хранящиеся в главных архивах Москвы, а также труды местной дагестанской историографии 1 и местные источники. 2 В Дагестане и Чечне были десятки проповедников мюридизма, которые путешествовали по Бухаре иШирвану. Они переходили из аула в аул, проповедуя основные положения корана, которые только в борьбе горцев за независимость против русского царизма приобрели политическую значимость благодаря удобной формуле деления людей на правоверных и неверных. «Коран и основанное на нем мусульманское законодательство сводят географию и этнографию народов всего мира к простой и удобной формуле деления на две половины: правоверных и неверных. Неверный — это «гяур», это — враг. Ислам проклинает нацию неверных и создает состояние непрерывной вражды между мусульманами и неверными».3 Священная война — «газават» в Дагестане и Чечне в первой половине XIX в. была только частью общего повстанческого движения горцев против царизма. Оформление мюридистского движения совпало как раз с периодом систематического продвижения русского царизма в Дагестане, когда общее повстанческое движение горцев, будучи разрозненным, выковывалось мюридами под флагом мюридизма и газавата в то широкое движение, каким оно стало впоследствии. Заслуживает особого внимания характеристика мюридизма, данная Р. А. Фадеевым. 4 Он считает, что мюридизм потому так развился и принял характер массового движения, что он «служил выражением главной страсти и главной черты исламизма — ненависти к неверным в стране, занятой неверными». Осуществление нового, «реформированного» мюридизма при Гази-Мухаммеде и Шамиле было связано с проведением своеобразного равенства среди мусульманского населения. Владетели, дворяне (где они были), наследственные старшины, люди уважаемых родов или просто уважаемые лично — до появления мюридизма были вырезаны один за другим, и в горах действительно установилось на время совершенное равенство, потому что не осталось никого, кроме черных людей. Безусловное повиновение старшему духовному, как в монастыре, сделалось первым долгом. Во всех горах за всеми домами и бытом людей, подчиненных мюридам, был установлен строгий контроль. Подчинив себе человеческую жизнь во всей ее целости, обратив или стремясь обратить своих 1 1) Книга «Асари-Дагестан» — исторические сведения о Дагестане, составил Мираа Гасан-эфенди, сын Хаджи-Абдулла-эфенди Алкадари-Дагестани. 2) Али Г а с а н о в. Краткая история Дагестанской АССР. 2 1) «Три имама» — мемуары мюрида Шамиля — Магомет-Тагира из Караха. 2) «Сказание очевидца о Шамиле» — Хаджи-Али. 3) Воспоминания Абдурахмана Ибн-Устаз-шейх тариката Джамалудин-аль-Гусейни. 3 Маркс и Энгельс. Соч., т. X, стр. 6. 4 Соч., т. I, ч. 1, стр. 21—25. последователей в слепые орудия того, что он называл волею божиею, мюридизм кроме того окружил себя людьми, оторванными от общества, предавшимися мюридизму с закрытыми глазами, принесшими клятву биться до последнего издыхания и резать всякого, на кого им укажут. Эти люди стали посвященными братьями духовного ордена, пастухами человеческого стада, покоренного мюридизмом, им одним принадлежали власть и почет. Во главе мюридистского движения стоял имам, «посредник между богом и верующими», соединявший в себе власть духовного, военного и административного вождя (Фадеев). Первым проповедником реформированного мюридизма в Дагестане в тот период был мулла Магомет, родом из сел. Яраг, из группы сподвижников которого вышли все почти крупнейшие предводители горцев в борьбе за независимость. Я имею в виду Гази-Мухаммеда, Шамиля и др. Все они вышли из этой «школы», из этой группы. Мулла Магомет впервые придал мюридизму политическое значение. Ужасные последствия зверской политики Ермолова на Восточном Кавказе «стали теми бороздами, в которые муршиды Дагестана посеяли семя новой религии. Назначение этого учения, суфизма, видоизмененного сообразно требованиям момента, было примирить всякие раздоры и раскол, побороть страшное чудовище — кровавую месть и связать все народы Дагестана в общем стремлении». 1 На свирепость и жестокость Ермолова горцы ответили массовым выступлением под флагом мюридизма. Мулла Магомет из Ярага и Хади-Измаил из Курдомира (Ширван), опираясь на коран, начали в 20 гг. проводить реформу ислама, с тем чтобы создать «крепкие узы» объединения разноплеменного, враждующего между собой населения Дагестана, с тем чтобы поднять горское население против ужасов колониальной политики русского царизма. Ермолов, этот свирепый и жестокий генерал, всячески использовал вражду, имевшую место среди многочисленных племен Дагестана и Чечни. Ермолов бросил факел раздора между враждебными племенами и помогал более слабым против более сильных, вызывая у первых благодарность и используя их для подчинения последних. «Никогда еще победитель не хозяйничал более грозно в стране побежденных, ив тоже время никогда еще имя победителя не осталось в такой страшной памяти у врагов, как имя Ермолова у горцев». 2 Ермолов сумел использовать внутренние раздоры между отдельными племенами. «Он перессорил племена между собой; одних привлек к себе узами благодарности, других связал страхом и вообще придерживался политики, выражающейся словами: „разделяй и властвуй". Горцам Ермолов внушал такой ужас, что на Кавказе ему дали прозвище чорта». 3 1 Bodenstedt. Die Volker des Kaukasus... Кар. XI. 2 Там же. 3 Там же. Мулла Магомет со своими учениками искал средств, чтобы вызвать в среде горцев массовый отпор царизму. Все эти проповедники переходили из аула в аул, распространяя среди населения не только стихи корана, но и слухи о жесток остях и издевательствах русских генералов над населением. «Все это было рассчитано на раздувание в яркое пламя тлеющей в народе ненависти против русского царизма». г В многочисленных речах муллы Магомета указывалось на то, что «мусульманская религия глубоко потрясена во всех направлениях и идет по неправильному и опасному пути. Мусульмане забыли хорошие, добрые нравы, и их место заняли ложь, воровство,, обман, обжорство и пьянство». 2 Сущность этих проповедей виднейшего представителя мюридизма заслонялась крайне сложной паутиной «суфизма» — учения, по которому человек, стремящийся к совершенству, истине, божеству, только тогда сливается с последним, когда он лишается чувственных ощущений внешнего мира. Эта религиозная фантастика имела четыре ответвления: шариат, тарикат, хакикат, маарикат. 3 Шариат — внешний закон, и исполнение его в отношении всех его предписаний относительно молитвы (сагаат), раздачи милостыни (зекат), поста (саум), паломничества (хаджи), очищений (таарет), а также постановления обо всех правовых отношениях, научная система всех этих постановлений—называются ильмульфик (юриспруденция).4 Шариат является первой ступенью религиозного совершенства, обязательной для всех мусульман. На этой ступени, согласно новому учению мюридизма, стоит «вся масса народа», для которой «требуется высокое руководство» и «строжайшее проведение норм шариата». Этой первой и вместе с тем низшей ступени соответствует состояние «насут» (человечества), с эмблемами: «тело», «земля», «ночь», «корабль» и т. д. 1 Там же. 2 Там же. 3 См. «Суфизм или пантеистическая теософия персов», Берлин 1821; Шмельдерс, Опыт о философских школах арабов; Малькольм, История Персии, II; Г р э х э м, Бомбейские труды, т. I. 4 Шариат — религиозное право мусульманских народов, определяющее религиозные, брачно-семейные, имущественные, правовые и морально-бытовые отношения мусульман. Шариат имел глубокие корни в широких массах населения в Чечне, Ингушетии и среди мусульман Осетии. Как раз во время созыва Учредительного съезда советов Горской республики (апрель 1921 г.) явные и тайные враги советской власти в союзе с мусульманским духовенством развили среди отсталых масс горских народов бешеную агитацию против советской власти, утверждая, что советская власть не может допустить шариат. Единственно правильной политикой советской власти в этот период было, разрешая шариат, вести линию на постепенное перевоспитание горских масс. В настоящее время шариат как религиозно-правовой кодекс в СССР нигде не применяется. См. Киров, Избранные статьи и речи, стр. 77—84, речь на Учредительном съезде советов Горской ССР 21 апреля 1921 г. Для «более «глубоких умов», «способных и испытывающих потребность» стать в более близкие отношения с божеством, существует «путь к совершенству», «тропы» — тарикат. Исполнением тариката «глубокий ум», отрешаясь от чувственного внешнего мира, поднимается до «духовного и внутреннего поклонения богу». Второй ступени совершенства соответствует состояние «мелькут» — мир духов с эмблемами: «язык», «дыхание», «звезды», «море». Духовная сила тарикатора, согласно этому новому учению (своеобразной разновидности ислама), все увеличивается путем не-  Рис. 13. ДАГЕСТАН. ЧТЕНИЕ ШАРИАТА В ХИОСРАХ О литографии из альбома Г. Гагарина прерывного погружения в природу и непосредственного познавания существа вещей, вплоть до экстатического созерцания — хакиката, которому соответствует состояние «джебрут» — всемогущества с эмблемами: «разум», «свет», «месяц» и «раковина). Эта третья ступень, являясь предпоследним этапом на пути к полному совершенству, в котором человек вступает в непосредственное реальное единение с богом, называется маарикатом, соотвествующим ему состоянием — «лахут» (божество), с эмблемами: «мозг», «глаза», «огонь», «солнце» и «жемчужина». Такова в самых общих чертах идеалистическая концепция учения, разработанного проповедниками мюридизма и приспособленная ими к тому, чтобы объединить различные племена Дагестана и Чечни против русского царизма. Под этой религиозной оболочкой скрывался политический протест, борьба горцев за независимость против русского царизма. История борьбы горцев за независимость проходила через противоречия: за реакционной своеобразной исламистской религиозной оболочкой скрывался положительный факт — борьба свободолюбивого горского населения за отстаивание независимости. Но, как и везде, форма не была безразличной к содержанию. В конечном счете это теософическое учение — мюридизм на практике, в действительности, отлился в своеобразную иерархию, которая впоследствии послужила прототипом государственного устройства при Шамиле. Ступени со- Состояния Эмблема Доступность вершенства Шариат Человечество «Корабль» Всему народу Тарикат Мир духов «Море» Мюридам Хакикат Всемогущество «Раковина» Наибам Маарикат Божество «Жемчужина» Имаму Этот реакционный дурман сильно принижал политический протест горских народов в их борьбе против царизма. Он заслонял собой цель борьбы горцев за независимость. Религиозная оболочка давила всей тяжестью на внутреннее политическое содержание мюридизма, и не удивительно, что это вскоре использовало духовенство в своих корыстных интересах. В ходе борьбы с русским царизмом, с ужасным гнетом и насильственными методами колониального завоевания Ермолова, Гази-Мухаммед положил начало своего могущества».1 Основав новое учение, подобно ветви веры, привитой к старому дереву ислама, вначале Гази-Мухаммед, потом его ученик Шамиль примирили «пламенную ненависть сторонников Омара и Али, которые до тех пор ожесточенно боролись между собой». Это «связало разрозненные дагестанские племена узами единой религии. Так был сделан первый и самый важный шаг, потому что единая религия скоро стала основанием общей ненависти к царским насильникам».2 Это последнее обстоятельство заставляет нас более подробно останавливаться на этом явлении в истории Дагестана, Чечни и Ингушетии первой половины XIX в. Первая крупная волна мюридистского движения, объединившая различные горские племена, поднялась в 20-х годах XIX в. . при Гази-Мухаммеде и была ответом на наступление русского царизма на Дагестан. 1 Bodenstedt. Die Volker des Kaukasus... Кар. XI. 2 Там же. После разгрома Ирана в 1825 г. русский царизм был окрылен надеждой на дальнейшую победу в своем продвижении на Ближний Восток. По Туркманчайскому миру Иран уступил царской России Нахичевань, Эривань, уплатив при этом З1^ миллиона фунтов стерлингов военного вознаграждения.1 Русский царизм чрезвычайно усилил свою агрессию в Дагестане. Николай I указал Паскевичу (который заменил Ермолова) на необходимость «усмирения навсегда горских народов или истребления непокорных». Осуществление этого кровавого замысла в Дагестане как раз совпадает с первым блеском сабель газавата при Гази-Мухаммеде в 1828 г. Именно при нем происходит объединение военных групп горцев под руководством имама, именно при нем выделяются и складываются «союзы родственных племен» из общего повсеместного, но разрозненного повстанческого движения горцев Дагестана и Чечни за независимость, именно при нем мюридизм приобретает политическое значение, становится знаменем борьбы против планов царизма. Гази-Мухаммед,2 первый имам Дагестана и Чечни, родился в 1794 г. в ауле Гимры. Он обучался разным наукам и в совершенстве знал коран. У него было много муталимов (учеников) из разных аулов Дагестана; среди них «был его дорогой друг Шамиль», — последний был его соседом, и они с детства знали друг друга. Гази-Мухаммед считался одним из известных, крупных мусульманских ученых и храбрецов дагестанских аулов. Многому в этом он был обязан своему учителю мулле Магомету из селения Яраг, который благодаря обширному уму считался в числе дагестанских алимов. У него в течение ряда лет и воспитывался Гази-Мухаммед. «Учился он весьма прилежно, особенно же достиг больших успехов в арабском языке. Знал многое из мудрости бухарских алимов, неизвестной в странах Дагестана» (Абдурахман). Мусульманские философы различным образом толковали коран, что зачастую использовалось при политических переворотах и что имело место также при возникновении борьбы горцев Дагестана и Чечни за независимость, когда под религиозной оболочкой выступал политический протест против колонизаторской политики русского царизма.3 1 См. Ленинский сборник XXIX, стр. 351. Собр. законов (текст Туркманчайского мира) и Полное собр. законов Российской империи, т. III, стр. 125, 1828. 2 См. Shamyl the sultan, ch. I, V, VI. 1854. 3 «Только там, где речь идет о трех доныне существовавших всемирных религиях: о буддизме, о христианстве и об исламе, можно сказать, что великие исторические повороты сопровождались переменами в религии. Старые, естественно возникшие племенные и национальные религии не имели пропагандистского характера и лишались всякой силы сопротивления, едва только погибала независимость тех племен и народов, которым они принадлежали». «Только по поводу этих более или менее искусственно возникших мировых религий, особенно по поводу христианства и ислама, можно сказать, что общие исторические движения принимают религиозную окраску» (Энгельс. Людвиг Фейербах, гл. III.M. и Э. Соч., т. XIV, стр.656). Гази-Мухаммед овладел мусульманскими религиозными познаниями при помощи муллы Магомета Ярагского и эффендия Гаджи Исмаила. Отказ от мирских благ выражался у него в том, что он никогда не имел имущества. Больше того—будучи имамом, он не пользовался правом брать имущество из байтул-мала (общественной казны мюридов). Гази-Мухаммед превзошел своих учителей. Он, как указывает Абдурахман в своих воспоминаниях, «дошел до совершенства в науках и пожелал вступить в тарикат Халидия Накшубандия, который исходит от Халида из Сулеймания, известного шейха». Этот тайный тарикат диктует уединение и тайное служение аллаху. Подвижничество Гази-Мухаммеда разделял с ним его муталим Шамиль, и они долго находились в уединении, совершенствуясь в вопросах ислама. В конце концов шейх Магомет-эфенди дал Гази-Мухаммеду разрешение на священную войну, и с этого времени Гази-Мухаммед стал проповедовать шариат и запрещать употребление спиртных напитков, табака и игру на бубне. В это время Шамиль выступал уже не только в качестве ученика, но и как его помощник и сподвижник. С каждым днем Гази-Мухаммед расширял свою деятельность, о которой автор книги «Асари-Дагестан» того мнения, что за проповедью Гази-Мухаммеда скрывалось вполне определенное политическое требование «создать и сохранить некоторое самостоятельное управление в Дагестане».1 В начале своей деятельности Гази-Мухаммед несколько неуверенно склонял население в сторону «шариатского судопроизводства». Немного позднее он стал уже решительно препятствовать решению тяжб, споров и т. п. по адату, т. е. по обычаям, укоренившимся среди местного населения. Адат — это «обычное право», «неписанный закон», возникший в Дагестане и Чечне с отдаленных времен. «Древние обитатели гор, быв язычниками и не имев гражданского устройства, управлялись своими особенными постановлениями и обычаями» (Неверовский). Среди многоплеменного населения издавна господствовали обычные Нормы адата: 1) посреднический суд, «лишенный большею частью понудительных средств, решения которого исполнялись только по доброй воле судившихся»; 2) право мести за обиду и наказание своих врагов; 3) право канлы — кровомщение не только в отношении виновных, но и родственников («право канлы состоит в том, что родственник убитого должен умертвить убийцу или кого-нибудь из его родных; те с своей стороны опять должны отмстить за кровь кровью, и таким образом убийства продолжаются бесконечно» (Неверовский); 4) наказание за воровство (за покражу, сделанную в доме, вор обязан платить истцу двойную цену за каждую украденную вещь); очная ставка при суде адатом не требуется из опасения кровной мести; 5) члены одного дома перед судом адата считаются равными («на домашнее имуще- 1 «Асари-Дагестан», стр. 128. ство отец и сыновья имеют равное право»); б) адат устраняет дочерей от дележа имущества (по шариату дочь получает 1/з имения). Адат при Гази-Мухаммеде и Шамиле был заменен шариатом, более прогрессивными нормами, чем адат (запрещение канлы, более четкое регулирование спорных вопросов — распространение права наследования на женщин и т. д.). Гази-Мухаммед проводил усиленную работу по внедрению шариата. По мере усиления пропаганды священной войны и внедрения шариатского судопроизводства он наталкивался на сопротивление со стороны аварских ханов, шамхала Тарковского и других местных феодалов. Тем не менее ему удалось в сравнительно короткий срок сплотить вокруг себя значительные силы местного населения. В этом движении большое участие принимали широкие слои горского населения. Об этом Абдурахман говорит, как о большой победе Гази-Мухаммеда: «Он подчинил себе всех, к нему со всех сторон стали стекаться сборища людей», Сплочение большого количества горцев вокруг Гази-Мухаммеда, первого имама в Дагестане, ускорило вызревание противоречий между движением мюридов за независимость и стремлением ханов, шамхала и беков всячески противодействовать этому движению в соответствии с интересами русского царизма. О борьбе феодальной верхушки Аварии, шамхальства Тарковского и других против массового мюридистского движения говорят современники и историографы в своих мемуарах и исследованиях. Абдурахман, например, в своих воспоминаниях прямо говорит, что «шамхал Тарковский, князь Эрпелинский Утлубий мстили Гази-Мухаммеду за распространение шариата». «Гази-Мухаммед, — пишет другой современник священной войны, Магомет-Тагир из Караха,—считал аварских ханов закоренелыми врагами ислама и виновниками разложения нравов». 1 Мюридистское движение, направленное на отстаивание независимости, имело двух основных врагов — русский царизм и его лакеев, отдельных представителей феодальной верхушки Дагестана. «Гази-Мухаммед-эфеиди, убедившись, что проживающий в Аварии в селении Хундзах род ханов будет препятствовать ему осуществить подобные решения (т. е. ведение борьбы за независимость.— С.Б.), прежде всего задумал истребить этот род совершенно. Поэтому он в 1246 г. (1831), в феврале, собрав многочисленный вооруженный отряд из своих приверженцев и пособников, совершил нападение на сел. Хунзах с целью убить малолетнего хана, а именно Нуцал-хана, его мать, вдову Паху-бике и остальных ханских детей. Но Паху-бике, собрав свое общество, позаботилась о выступлении с боем против мюридов, и они, не достигнув своей цели и не сумев ничего сделать, вернулись оттуда обратно в Гимры».2 1 М а г о м е т-Т а г и р. Три имама, стр. 6. 2 «Асари-Дагестан», стр. 129. Гази-Мухаммед был одним из первых предводителей мюридов, который превратил шариат в орудие борьбы за независимость. Он не стал на путь «кротости», «терпения» и «смирения», как того хотели лакеи русского царизма из местной феодальной знати, а пустил в ход кинжалы и сабли, разящие удары которых ослабляли мощь царской России — тюрьмы народов и жандарма европейских революций. Между прочим эта тактика мюридов стояла в явном противоречии с религиозными проповедями, которые звали не к борьбе, а к покорности. Великодержавная историография пыталась представить Гази-Мухаммеда «тупым и ограниченным фанатиком», местный историограф мирза Гасан-эфенди обвинял его в том, что он превратил тарикат в орудие для достижения власти, склонив «посредством его простой народ дагестанский на свою сторону и несправедливо дискредитировал его название». 1 При всей ограниченности и узости своей социальной программы мюридистское движение (при наличии реакционных черт — религиозный дурман исламизма) при Гази-Мухаммеде было все же шагом вперед в истории Восточного Кавказа, поскольку оно было движением значительной части дагестанского народа против русского царизма и местных феодалов, но прикрытым явно реакционной оболочкой исламизма в новой его разновидности. В своих многочисленных проповеднических речах Гази-Мухаммед призывал к «восстанию ради спасения правоверных и на погибель неверным». Гази-Мухаммед призывал к борьбе против царских насильников. «Магометанин не может быть ничьим рабом или подданным и никому не должен платить подати, даже мусульманину. Кто мусульманин, тот должен быть свободный человек, и между всеми мусульманами должно быть равенство. Кто считает себя мусульманином, для того первое дело газават (война против неверных) и потом исполнение шариата. Для мусульманина исполнение шариата без газавата не есть спасение. Кто исполняет шариат, тот должен вооружиться во что бы то ни стало, бросить семейство, дом, землю и не щадить самой жизни. Кто последует моему совету, того бог в будущей жизни вознаградит. Будучи под властью неверных или чьей бы то ни было (здесь он разумел Аслан-хана Казыкумыкского, бывшего одновременно владетелем Кюринского ханства), все ваши намазы, все урючи, все странствования в Мекку, ваш нынешний законный брак и все ваши дети бич (незаконные), самые жертвы бедным, чтение корана, памятники умершим — с прибытием царских властей ничего не значат». 2 Благодаря этим настойчивым обращениям к населению и проповедям Гази-Мухаммеду удалось собрать в большом количестве 1 Там же, стр. 131. 2 Пружановский. Исторические записки, ЦВИА, ВУА, № 6512. вокруг себя мюридов. «Применение силы оказалось необходимым: одни слабо придерживались ислама, другие совсем забыли его, большинство же народа совершенно безучастно относилось к делу спасения своих душ. Находились и такие, которые сочувственно относились к безбожию гяуров. Словом, истинно верующих было мало». 1 В первом периоде мюридистское движение не было еще таким массовым, широким, как в последующее время — в эпоху Шамиля. |