МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ЧЕЧНЯ И ДАГЕСТАН В ПЕРИОД ЗАВОЕВАНИЯ ИХ РУССКИМ ЦАРИЗМОМ 5 страница





Вообще по дагестанским провинциям беки, имеющие в своем управлении деревни, имели полное право распоряжаться их насе­лением как своими подданными, с той только разницей, что бек не имел права продать из деревни ни одного человека; поселяне же обязаны были во всем повиноваться своему беку, исполнять все его приказания и платить наложенную на них подать. В случае виновности бекское достоинство у него не отнималось; он мог на-

1 См. «Красный архив», кн. 6, «Земельные отношения в дореволюцион­ном Дагестане», стр. 114—115. 1936.

 

деяться снова заслужить у хана все, что потерял. По смерти отца бекские дети не лишались имения и управления. Об этом довольно подробно сказано у Неверовского: «Относительно зависимости про­стой народ во владениях весьма сходствует с нашим крепостным состоянием. Он должен вносить деньгами или хлебом определен­ную владетелем подать и вообще исполнять беспрекословно все его приказания. Разница между крепостным и этим классом людей состоит в том, что владельцы не имеют права их продавать, но зато они имели прежде право жизни и смерти над своими подвластными,

Рие. 10. СЕВЕРНЫЙ ДАГЕСТАН. ЖИТЕЛИ ШАЫХАЛЬСТВА СЕЛ. КАЗИНИШИ С литографии из альбома Г. Гагарина

не говоря уже о телесных и различных исправительных наказа­ниях». г

Раятская зависимость встречается и в других частях Дагеста­на; так, например, в сел. Параул, Дургеш, Верхние Казаниши была развита денежная раятская повинность. В нескольких селе­ниях Кюринского ханства денежная повинность существовала на ряду с натуральной — в размере 1 коп. ежегодно с каждого барана. В районах Кайтага, Табасарани, Кюринского ханства зависимое от беков население отбывало натуральные повинности продуктами сельского хозяйства и личной работой одновременно. Только в небольшой части Кюринского владения существовала исключительно зерновая повинность. «Зависимое население до­ставляло бекам пшеницу, ячмень, чалтик, орехи, сено, саман, виноград, фрукты, мед, масло, яйца, кур, баранов, дрова».

1 Неверовский. Краткий взгляд на Северный и Средний Даге­стан, стр. 26. СПб. 1847.

Повинность зависимого населения в пользу беков личной рабо­той состояла в выполнении основных сельскохозяйственных работ: распашка бекских земель, жатва, уборка хлебов и сена, молотьба, доставка зерна на мельницу и на дом беку, доставка сена с поля на дом беку, исправление и очистка бекских оросительных канав, поставка арб для надобностей бека и т. п.

Зависимость населения особенно усилилась после завоевания

этих областей русским царизмом.

«Тяжесть повинно­стей усиливалась тем, что размер их и поря­док взысканий не были урегулированы. Можно сказать безошибочно, что раяты были предо­ставлены полному бес­контрольному усмотре­нию беков и их управ­ляющих и приближен­ных, которым предо­ставлялось самостоя­тельное взыскание по­винностей и нередко в их же пользу; послед­ние проявляли при взы­скании недостаточную умеренность ипроизвол, не сообразуясь ни с ус­ловием времени, ни с экономическим положе­нием раят». 1 Русский царизм всячески кон­сервировал разнообраз­ные формы феодальной эксплоатации. Размеры

л.

Рис. 11. аварские женщины феодальных повинно-

стей определялись, вы­ражаясь фигурально, «объемом желудка феодала». «Размеры по­датей и повинностей, — замечает П. Гидулянов, — зависели от различных причин, как то: характера населения, силы и могу­щества бека и т. п.» 2

Наиболее тяжелые формы крепостнической эксплуатации за­висимого населения со стороны феодальной верхушки имели место

1 «Красный архив», кн. 6, «Земельные отношения в дореволюционном Дагестане», стр. 116—117. 1936.

2 Гидулянов. Сословно-поземельный вопрос в Дагестане. Этно­графическое обозрение, № 1—3. 1901.

 

в южных районах Дагестана (Кайтаг, Табасарань, Казикумык, Кюринское ханство), где зависимое население подпадало уже со второй половины XIX в. под власть денег. Отношения эти по ко­личеству зависимых селений, по объему повинностей поселян и по разнообразию своему получили наибольшее развитие в при­каспийской части Дагестана, и главным образом в южном ее рай­оне. Царизм после завоевания этих областей сохранил и оставил в неприкосновенности эти зависимые отноше­ния, угнетая совместно с местными феодалами трудящееся население. В этих частях Дагеста­на «зависимые отноше­ния достигли наиболь­шего развития, вследст­вие чего и население получило специальное наименование людей низких и подневоль­ных». 1

Обобщая все сказан­ное, можно сделать вы­вод, что общее количе­ство повинностей, взи­маемых ежегодно с каж­дого селения, не нахо­дилось в соответствии с размером площади земли, которой владели поселяне, а определя­лось непосредственно числом дымов в селении и степенью обеспечен­ности жителей рабочим

скотом. Поэтому беки

Рис. 12. КУМЫКСКИЕ ЖЕНЩИНЫ

мало были заинтересо­ваны в размере земель­ных участков, состоящих в пользовании крестьян: «так, например, при разделе между сонаследниками прав на получение повинно­стей они распределяют их не по количеству земли, на которой живут зависимые поселяне, а по числу дворов». 2

1 Не случайно, что из этих районов Шамиль черпал значительные ре­сурсы в своей борьбе за независимость против русского царизма. Ср. Ф а д е е в. 60 лет Кавказской войны.

2 «Красный архив», кн. 6, стр. 110, «Земельные отношения в дорево­люционном Дагестане». 1936.

 

Феодальные повинности в Дагестане в рассматриваемый период складывались в исключительно сложной исторической обстановке, которая определялась во многом не только внутренним соотно­шением классовых сил, но и внешними событиями, иноземными нашествиями (монгольские ханы, иранские шахи, турецкие сул­таны и русские цари). Каждый из этих поработителей накладывал тот или иной отпечаток и на внутренние социально-экономические, классовые отношения народов, населявших территорию тогдашнего Дагестана. Наследственные правители (хан, шамхал, майсум, уцмий), взимающие с зависимого населения различные подати и повинности, раздавали членам своих семейств или приближен­ным лицам в управлении отдельные районы своих владений, предоставляя этим второстепенным управителям — бекам владе-тельские доходы с подчиненных им деревень. «Этим объясняется то обстоятельство, что в Северной Табасарани взимателями раят-ских повинностей являются потомки бывшего правителя Табаса­рани — кадия; в Нижнем Кайтаге — потомки бывшего владетеля— уцмия, беки уцмиевы; в южной Табасарани в числе других — беки майсумовы, потомки местного майсума, и т. д., т. е. совершенно так же, как в Закатальском округе, где раяты отбывают повин­ности членам бывшего владетельного дома» х.

Русский царизм закреплял всю эту сложную систему зависи­мых отношений в феодальных владениях Дагестана в интересах господствующего меньшинства, в интересах неограниченного полновластия ханов, беков, шамхалов, уцмиев, майсумов и частично чанок, на которых он опирался в своей завоевательной политике.

Таковы некоторые характерные черты социально-экономиче­ской жизни в феодальных владениях Дагестана. Здесь мы встре­чаем на ряду с чрезвычайно простыми формами зависимости угне­тенного населения и крайне сложные формы ее. Здесь мы встре­чаем самые разнообразные степени зависимости от мулл, ханов, беков, шамхалов, уцмиев, майсумов — начиная от формально свободного состояния и кончая сословной неполноправностью, «холопским положением» угнетенного населения. Особенно это характерно для феодальных владений, где подавляющее большин­ство трудящегося зависимого населения было бесправно, обездо­лено, где крепостное, зависимое положение угнетенного населения принимало наиболее грубые формы и в ряде случаев ничем не отличалось от рабства.

В этой исключительно сложной социально-экономической об­становке с преобладающим господством докапиталистических форм, с сетью мелких местных рынков, связывающих крохотные группы мелких производителей, раздробленных и своим обособлен­ным хозяйничаньем, и массой средневековых перегородок между ними, и остатками средневековой зависимости — происходила многолет-

1 Там же, стр. 137.

 

няя борьба горцев за независимость против русского ца­ризма.

В социально-экономическом отношении Чечня и Дагестан представляли сложнейший узел, который пытался разрубить Шамиль в ходе борьбы за независимость. Но отсталые социально-экономические условия помешали ему решить эту трудную задачу, стоявшую (по конечной цели) в одном ряду с освободительным дви­жением того времени.

Продолжительная и упорная борьба горцев Чечни и Дагестана за независимость в первой половине XIX в. выходила далеко за местные рамки Кавказа. Эта борьба была серьезным фактором, оказывающим сильное влияние в течение почти 30 лет на между­народные отношения европейских (Россия, Англия, Франция) и азиатских стран (Турция, Иран). Необходимо учесть и то, что упорная и продолжительная борьба горцев в течение долгого вре­мени ослабляла царскую крепостническую Россию — жандарма Европы. Недаром Маркс и Энгельс с таким вниманием следили за ходом этой борьбы, 1 которая, по оценке Энгельса, «покрыла горцев наибольшей славой». 2

1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. IX—XI, XXII, XXIII.

2 Там же, т. XI, ч. I, стр. 177.

 

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

БОРЬБА ГОРЦЕВ ДАГЕСТАНА, ЧЕЧНИ И ИНГУШЕТИИ ЗА

НЕЗАВИСИМОСТЬ

НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП БОРЬБЫ

«Выступление политического про­теста под религиозной оболочкой есть явление, свойственное всем на­родам на известной стадии их раз­вития».

Л е н и н, т. II, стр. 541. I

История мюридистского движения в Восточном Кавказе в пер­вой половине XIX в. очень сложна и своеобразна.

Некоторые исследователи при рассмотрении истории борьбы гор­цев Дагестана и Чечни за независимость в первой половине XIX в. пытаются свести все дело к влиянию ислама, газавата, мюридизма.1 Это не совсем верно. Безусловно, традиции исламизма и мюри­дизма были издавна распространены среди многоплеменного населения Дагестана, Чечни и Ингушетии. Со времен господства арабского халифата (появление арабов относится к 644 г. н. э. 2). этот факт имеет место в исторической действительности Дагестана и Чечни. Но в этом только часть вопроса.

Основная причина и корни борьбы горцев Дагестана и Чечни за независимость против русского царизма и его лакеев — мест­ных ханов—заключались прежде всего в экономическом положении

1 Мюридизм (от арабского мюрид — «послушник», обязывающийся отдаться в повиновение наставнику, высшему избранному лицу — имаму) — магометанское религиозно-политическое движение горцев Кавказа за не­зависимость против русского царизма в 20—50-е годы XIX в. В настоящее время используется буржуазными националистами, духовенством как ору­дие борьбы против укрепления дружбы народов СССР, против ленинско-сталинской национальной политики.

2 Б а к и х а н о в, Гюлистан-Прам, стр. 37. Баку. 1926.

местного населения, которое в ряде районов, как мы видели, было буквально ограблено, обездолено, порабощено. В борьбу против русского царизма частично включились даже (правда, вре­менно и непрочно) некоторые из представителей феодальной вер­хушки. 1

В 1819 г. против русского царизма восстал почти весь Дагестан. В одном из донесений того времени имеется следующая лапидар­ная фраза: «в короткое время восстал весь Дагестан». В 1819 г. были подавлены восстания в Табасарани, ханстве Мехтулинском и шамхальстве Тарковском. В том же году восстали акушинцы. Все эти восстания были подавлены Ермоловым путем раздробле­ния сил повстанцев и благодаря ослаблению их вследствие неорга­низованности и несогласованности их действий. Несмотря на это, свободолюбивые народы Дагестана, Чечни и Ингушетии непре­рывно отвечали восстаниями на жестокие меры карательной политики Ермолова. В 1823 г. снова восстали мехтулинцы, но опять были подавлены Ермоловым. В том же году против рус­ского царизма и шамхала Тарковского восстали селения Каранай и Эрпели. Многоплеменное, свободолюбивое население Чечни, Ингушетии и Дагестана восставало неоднократно, но каждый раз подавлялось военными мерами. Среди этих многочисленных вос­станий особое место занимали партизанские выступления отдель­ных предводителей, как, например, Бей-Булата, который в ис­тории освободительного движения горцев играл немаловажную роль.2

Бей-Булат начал свои выступления еще в первых годах XIX в. в качестве абрека. Он со своим отрядом выступал против русского царизма, мстя ему за притеснения населения; в 1802 г. он сделал крупное нападение на гребенских казаков. Авторитет его среди чеченцев особенно возрос после его нескольких удачных нападе­ний на войска русского царизма. В 1807 г. царские власти предла­гали Бей-Булату перейти на их сторону, обещая ему при этом чин капитана и 250 руб. жалованья, но он отверг это предложение и продолжал неуклонно вести партизанскую борьбу. Это сильно беспокоило Ермолова, при котором действия Бей-Булата участи­лись. Ермолов считал его «наиболее вредным разбойником», который «беспокоил дерзостью своих разбойств».

В 1810 г. Бей-Булат предпринял большое нападение на царские войска, и, будучи вынужден сдаться в плен, он вскоре бежал, за-

1 Это было крайне редким явлением в истории Дагестана в первой половине XIX в. Как правило, местные ханы прислуживались русскому царизму (см. «Материалы по истории Дагестана и Чечни первой поло­вины XIXв.» — документы, относящиеся к вопросу о взаимоотношениях царизма с дагестанскими ханствами и владениями).

2 Вообще мы еще очень мало знаем историю борьбы горцев Дагестана, Чечни и Ингушетии за свою независимость в период, который предшество­вал деятельности Шамили; собранные нами материалы по истории Даге­стана и Чечни первой половины XIX в. дают возможность подойти только к частичному решению этой задачи.

 

хватив в свою очередь в плен русского майора Швецова. После этого он снова возобновил борьбу против царизма. В этой борьбе ему удалось поднять большие слои местного населения.

В «Материалах по истории Дагестана и Чечни первой половины XIX в.» (вып. 1) имеются материалы, характеризующие способы борьбы Бей-Булата и его приверженцев против царских войск.

В документах подробно указывается, что вместе с Бей-Булатом действовал некий кадий Абдул-Кадир, известный в народе по своей ненависти к царизму, читавший народу некоторые правила из алкорана и обещавший рай убитым неверными. Он предсказы­вал погибель русскому царю и «заклинал всех не щадить даже чеченцев, идущих с неверными, доказывая, что так как они пособ­ляют врагам, идут с ними противу единоверцев и родственников, то и предаются проклятию...» 1

Полковник Греков рапортовал об «истреблении сей злодейской деревушки», которую решено было уничтожить «как деревню, в коей произошло начало гнусной измены и злодейства». К вечеру не осталось в деревне ни одного фруктового дерева, ни одного дома. По мнению полк. Грекова, «пример строгого наказания для чеченцев необходим более, нежели для всякого другого народа». Полк. Греков рассчитывал также на покорение горцев путем их полного экономического истощения: «Какие бы ни употребляли мо­шенники обольщения, не могут они вознаградить потерь, понесен­ных истреблением домов и садов, стоящих тысяч жителям, притом, когда пройдет исступление народа (т. е. восстание), то он лучше увидит заблуждение свое и гибель. Это пример весьма сильный для покорных нам и для неповинующихся. Сверх того, открытие дорог к полям и селениям их угрожало им ежечасно, это должно утомить и самих разбойников; а бедность, время от времени уси­ливающаяся, лишение скота, домов и заведений должны положить конец упрямству и водворить повиновение. Одни только закос­нелые разбойники (?!), удалившиеся к подошве Черных гор с Бей-Булатом и подобными ему, никогда не оставят своего злодейства и тогда только прекратят разбои, когда большая часть их истре­бится и когда уже народ увидит их виною всех бедствий, вооружит­ся противу их, заставит удалиться далее в горы и быть там в неиз­вестности». 2

В следующем рапорте Ермолову от 6 июля 1822 г. полк. Греков" сообщал о своей кровавой расправе с чеченцами дер. Староюртовской: «Глубина воды в Сунже затрудняла сильно чеченцам пере­праву; те, кои заняли курганы и балки, чтобы удерживать меня, мгновенно были сбиты и бросились к переправе, тогда скот и люди и арбы перемешались. Крик женщин и детей сделался повсемест­ным и смятение общее. Вся лощина наполнилась народом, скотом и арбами. С пригорка начали действовать картечью, ядрами,

1 Из рапорта полк. Грекова Сталю от 24 февраля 1822 г. («Материалы по истории Дагестана и Чечни 1-й пол. XIX в.», вып. 1).

2 Там же.

 

оружейным огнем, все стало бросаться в воду: женщины, мужчи­ны, скот и верховые. Одни тонули, другие добирались до другого берега, скот бегал по лесу, крик, смятение превосходили вероятие, между тем град картечей и ядер направлены были на переправу. Урон должен быть у неприятеля чрезвычайно велик, ибо густота народа, смятение и ужасный со стороны нашей огонь производили жестокое поражение. Множество тел видели между арб и в окруж­ности переправы». При этом было захвачено, по словам полк. Гре­кова, 1500 голов рогатого скота и 5 тыс. баранов. Всего из Староюрта бежало от царизма 131 семейство, т. е. 40% населения. «Староюртовская деревня по близости своей к Сунже и многочислен­ности жителей всегда имела тайные связи с непокорными чечен­цами».1 Это был один из пунктов, долго сопротивлявшихся ца­ризму. «Обращаясь 5 лет поминутно с чеченцами, нельзя мне уже не знать их со всею подробностью; все способы применял я к сему народу и удостоверился, что искренности, покойной жиз­ни, а особенно преданности к нам от сего народа долго мы еще не будем видеть и только повелевать им можно страхом.2

Насколько энергично было сопротивление чеченцев русскому царизму, видно хотя бы из того факта, что летом 1822 г. качка-лыковские партизанские партии «собирались по меньшей мере до 70 раз». Значительное число этих стихийных выступлений горцев против русского царизма за свою независимость было окрашено в религиозный цвет.

«Чеченцы другой народ, — писал Греков Ермолову, — за одно­го человека вся деревня погибнет и не выдаст его». Так сильна была сплоченность чеченцев в борьбе за свою независимость, так упорно боролся чеченский народ против русского царизма, выдвигая из своей среды лучших сынов.

Одной из ярких фигур в тогдашнем движении чеченского на­рода, как мы видели, была личность Бей-Булата. Недаром за ним так пристально охотились и русское командование и преданный царской России шамхал Тарковский. В рапорте от 18 марта 1829 г. на имя Паскевича генерал Эмануэль писал о желании шамхала «содействовать к преклонению в покорность Бей-Булата». Эмануэль указывал на сильное влияние Бей-Булата среди чеченского на­рода и поэтому считал необходимым склонить его к покорности. «Если Бей-Булат действительно желает покориться, то отнюдь не отвергать его о сем просьбы, принять от него присягу на верно­подданство и взять в аманаты из ближайших его родственников, обнадежив его не только в забвении прошедшего, но и в благо­склонности к нему начальства, если только он чистосердечным раскаянием, покорностью и усердием загладит прежние свои поступки». 3

1 Из рапорта Грекова Ермолову от 17 июля 1822 г.

2 Там же.

3 Из предписания Паскевича Эмануэлю от 18 марта 1829 г., «Акты Кавк.археогр. комиссии», т. 7, стр. 911.

 

После длительных переговоров с русским командованием при посредничестве шамхала Тарковского и при условии получения «прощения за произведенные им до сего времени набеги и граби­тельства», Бей-Булат перешел в подданство России. Это был один из изощренных ходов царизма, направленных на обезвреживание горского партизанского движения.

Царизм не сразу покончил с Бей-Булатом, боясь вспышки на­родного восстания; он был убит через три года подосланными аген­тами царизма, якобы на почве кровной мести.1

После временного поражения движения при Бей-Булате че­ченский народ еще не раз восставал против завоевательной поли­тики царизма, которая с 30-х годов «закреплялась» введением при­ставов в местных селениях, реквизицией оружия у горского насе­ления и увеличением податей. В своей докладной записке 2 ген-майор Пулло сравнительно подробно описывает эту систему постепенного порабощения Чечни. Будучи командующим и управ­ляющим в Чечне с 1834 по 1840 г., он от каждых 10 семейств брал по 1 аманату и с каждых 10 домов по 1 ружью (всего было собрано 1900 ружей). Вблизи аулов или на месте их сооружались русские военные укрепления. Плодородные долины занимались линией передовых укреплений. Для осуществления этих мер, которые являлись не чем иным, как продолжением ермоловской завоевательной политики, в распоряжении Пулло было, кроме 4 батальонов Куринского полка, свыше 500 линейных казаков. «На все весьма значительные издержки по управлению горцами, на жалованье приставам, на содержание вооруженной стражи для них, на содержание аманатов употреблялось ежегодно до 20 тыс. руб. асе, а... на содержание приставской стражи потреблено до 20 тыс. руб. сер. в год». 3

Результатом этого натиска царизма на чеченское население в течение 30-х и 40-х годов были возникающие одно за другим восстания и вооруженные выступления. Об этом частично сооб­щает и Пулло: «Подобные мятежи, и еще в большем объеме, про­исходили в Чечне в 1825, 1830, 1831, 1834 и 1836 годах». 4

Чечня и Дагестан не переставали бурлить восстаниями почти в течение всей первой половины XIX в., т. е. во время завоевания этих районов русским царизмом. Это повстанческое движение мест­ного населения было ответом на тот гнет, который органически и неразрывно был связан с социальной природой русского царизма.

В 1831 г. вспыхнуло крупное восстание во владениях шамхала Тарковского против бесчинства русских властей и жестокой эксплуатации со стороны местных феодалов.

1 См. «Акты Кавк. археогр. комиссии», т. 7, стр. 89, 912,913,914—915,918.

2 Докладная записка нач. лев. фланга Кавк. линии А. П. Пулло. 1841 г. ЦВИА, ВУА, № 6438.

3 Докладная записка нач. лев. фланга Кавк. линии А. П. Пулло. 1841 г.ЦВИА, ВУА, № 6438, л. 15.

4 Там же, л. 18.

 

Аналогичное восстание произошло в Табасарани в 1837 г. На той же почве возникали восстания и в смежных, сопредельных районах Дагестана и Чечни. Так, в 1830 г. в Закатальском округе восстали лезгины. Главной причиной этого выступления следует считать полный произвол (или, как это скромно определяется в одной записке, 1 «недостаточная умеренность») при взыскива­нии местными феодалами податей с зависимого населения.

Все эти многочисленные, разрозненные, неорганизованные, замкнутые стихийные восстания, не освещенные ясными полити­ческими лозунгами, на крайне пестрой в социальном отношении территории Дагестана и Чечни, были направлены против систе­матической агрессивной политики русского царизма и против произвола местных феодалов. Громкое эхо этих повсеместных вос­станий горского населения против царизма отдавалось далеко за пределами Кавказа.

Повстанческое (в значительной части широкое партизанское) движение горцев было одной из характерных черт истории Дагестана, Чечни и Ингушетии первой половины XIX в. — в период завоевания их русским царизмом.

«Если бы все эти кавказские племена объединились под владычеством единого военного вождя, они могли бы предста­вить серьезную опасность даже для соседних казачьих обла­стей». 2

Из общего повстанческого движения многочисленных враждеб­ных русскому царизму кавказских племен в конце 20-х годов XIX в. на территории Дагестана, Чечни и Ингушетии выделилось мюридистское движение. Этому движению суждено было сыграть большую роль в борьбе горцев за отстаивание своей независимости. Широкое мюридистское движение все время (с 20-х по 50-е годы XIX в.) питалось, укреплялось и усиливалось повстанче­ским движением горцев, которое почти не прекращалось в течение всего периода завоевания территории Дагестана и Чечни русским царизмом; оно черпало из него силы и получало новые резервы, превращаясь в серьезную опасность для господства царской Рос­сии на Кавказе вообще.

В ряде районов мюридизму удалось до некоторой степени «сковать по-военному» разобщенное, неорганизованное движе­ние горцев Дагестана и Чечни и создать государственную органи­зацию. Эта государственная организация противопоставила себя «гигантской империи» — России. Горцы, сорганизованные в мюридистские отряды Шамилем, почти три десятка лет наносили крупные поражения регулярной армии царизма, игравшего тогда роль жандарма Европы и палача Азии. И в этом смысле борьба горцев против царизма далеко выходила за местные рамки и имела международное значение.

1 См. «Красный архив», № 6, «Земельные отношения в дореволюционном Дагестане». 1936.

2Маркс и Энгельс. Соч., т. IX, стр. 533.

 

Движение мюридов составило эпоху в истории Кавказа, целую длительную полосу упорной борьбы горцев за независимость.

Эта эпопея в истории борьбы горцев за независимость прошла три стадии развития: возникнув в 20-х годах, она достигла выс­шего подъема в 40-х и кончилась в 1859 г. на Гунибе пленением Шамиля, военного «вождя мюридов» (Энгельс).

II

Главная причина так называемой «священной войны» в Даге­стане и Чечне в первой половине XIX в. заключалась прежде всего в экономическом разорении и политическом унижении горского населения царизмом. «Священная война» (газават, джихад) была ответом горцев Дагестана и Чечни на зверскую завоеватель­ную политику царизма. Тот факт, что борьба горцев за независи­мость проходила под знаменем мюридизма, объясняется вековыми традициями ислама, которые глубоко вошли в общественную жизнь многочисленных племен Кавказа еще со времен арабского завоевания, т. е. с 22 годагиджры (644 г. н. э.). Очень оригинальное соображение по этому вопросу высказали великие русские демокра­ты 60-х годов Чернышевский и Добролюбов в статье «О значении наших последних подвигов на Кавказе»: «Обыкновенно приписы­вают этому явлению (т. е. мюридизму. — С. Б.) те волнения, ко­торые начались потом в покорном нам Дагестане; но едва ли это вполне справедливо. Религия сама по себе может, конечно, сильно увлекать новообращенных; но мюридизм ведь вовсе не был новой религией. Это было то же учение ислама, давно знакомое горцам, но никогда до тех пор не исполнявшееся ими. Известно, что для всех мусульман строго обязательна только та часть корана, ко­торая называется шариат и содержит в себе гражданские поста­новления. Другая часть — тарикат, заключающая высшие нрав­ственные предписания, доступна не каждому, и ее последователи представляли всегда нечто вроде монашествующих орденов в му­сульманстве. Это-то и были мюриды, т. е. последователи истины. Строгое учение мюридизма никогда не находило себе значитель­ного круга приверженцев. Мюриды пользовались большим уваже­нием мусульман в Персии, Бухаре, но никогда не воспламеняли массы народа и не приобретали политического значения. Тем менее можно было опасаться их влияния на Кавказе среди разроз­ненных племен, да притом еще плохих мусульман.

В 1824 г. казалось, что уже ничто не могло вырвать Дагестан из наших рук, и однако же в это самое время власть наша там немедленно по водворении начинала уже колебаться. Объяснение этому нужно искать, конечно, не в успехах мюридизма; напротив — скорее самые успехи его нужно объяснять враждебностью горцев к русскому владычеству».1

1 «Современник», 1859, № 78, стр. 22—26.

 

В первой половине XIX в. за религиозной оболочкой газавата, как мы видим, скрывается политический протест горцев, напра­вленный против колониального гнета русского царизма. Это свя­зано было с особенностями той эпохи. В настоящее время газават используется агентурой империалистических, фашистских госу­дарств и остатками прежних эксплуататорских классов и групп для разжигания борьбы между народами против ленинско-сталинской национальной политики, против пролетарского интернацио­нализма.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.