ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | ЧЕЧНЯ И ДАГЕСТАН В ПЕРИОД ЗАВОЕВАНИЯ ИХ РУССКИМ ЦАРИЗМОМ 5 страница Вообще по дагестанским провинциям беки, имеющие в своем управлении деревни, имели полное право распоряжаться их населением как своими подданными, с той только разницей, что бек не имел права продать из деревни ни одного человека; поселяне же обязаны были во всем повиноваться своему беку, исполнять все его приказания и платить наложенную на них подать. В случае виновности бекское достоинство у него не отнималось; он мог на- 1 См. «Красный архив», кн. 6, «Земельные отношения в дореволюционном Дагестане», стр. 114—115. 1936. деяться снова заслужить у хана все, что потерял. По смерти отца бекские дети не лишались имения и управления. Об этом довольно подробно сказано у Неверовского: «Относительно зависимости простой народ во владениях весьма сходствует с нашим крепостным состоянием. Он должен вносить деньгами или хлебом определенную владетелем подать и вообще исполнять беспрекословно все его приказания. Разница между крепостным и этим классом людей состоит в том, что владельцы не имеют права их продавать, но зато они имели прежде право жизни и смерти над своими подвластными,  Рие. 10. СЕВЕРНЫЙ ДАГЕСТАН. ЖИТЕЛИ ШАЫХАЛЬСТВА СЕЛ. КАЗИНИШИ С литографии из альбома Г. Гагарина не говоря уже о телесных и различных исправительных наказаниях». г Раятская зависимость встречается и в других частях Дагестана; так, например, в сел. Параул, Дургеш, Верхние Казаниши была развита денежная раятская повинность. В нескольких селениях Кюринского ханства денежная повинность существовала на ряду с натуральной — в размере 1 коп. ежегодно с каждого барана. В районах Кайтага, Табасарани, Кюринского ханства зависимое от беков население отбывало натуральные повинности продуктами сельского хозяйства и личной работой одновременно. Только в небольшой части Кюринского владения существовала исключительно зерновая повинность. «Зависимое население доставляло бекам пшеницу, ячмень, чалтик, орехи, сено, саман, виноград, фрукты, мед, масло, яйца, кур, баранов, дрова». 1 Неверовский. Краткий взгляд на Северный и Средний Дагестан, стр. 26. СПб. 1847.  Повинность зависимого населения в пользу беков личной работой состояла в выполнении основных сельскохозяйственных работ: распашка бекских земель, жатва, уборка хлебов и сена, молотьба, доставка зерна на мельницу и на дом беку, доставка сена с поля на дом беку, исправление и очистка бекских оросительных канав, поставка арб для надобностей бека и т. п. Зависимость населения особенно усилилась после завоевания этих областей русским царизмом. «Тяжесть повинностей усиливалась тем, что размер их и порядок взысканий не были урегулированы. Можно сказать безошибочно, что раяты были предоставлены полному бесконтрольному усмотрению беков и их управляющих и приближенных, которым предоставлялось самостоятельное взыскание повинностей и нередко в их же пользу; последние проявляли при взыскании недостаточную умеренность ипроизвол, не сообразуясь ни с условием времени, ни с экономическим положением раят». 1 Русский царизм всячески консервировал разнообразные формы феодальной эксплоатации. Размеры л. Рис. 11. аварские женщины феодальных повинно- стей определялись, выражаясь фигурально, «объемом желудка феодала». «Размеры податей и повинностей, — замечает П. Гидулянов, — зависели от различных причин, как то: характера населения, силы и могущества бека и т. п.» 2 Наиболее тяжелые формы крепостнической эксплуатации зависимого населения со стороны феодальной верхушки имели место 1 «Красный архив», кн. 6, «Земельные отношения в дореволюционном Дагестане», стр. 116—117. 1936. 2 Гидулянов. Сословно-поземельный вопрос в Дагестане. Этнографическое обозрение, № 1—3. 1901. в южных районах Дагестана (Кайтаг, Табасарань, Казикумык, Кюринское ханство), где зависимое население подпадало уже со второй половины XIX в. под власть денег. Отношения эти по количеству зависимых селений, по объему повинностей поселян и по разнообразию своему получили наибольшее развитие в прикаспийской части Дагестана, и главным образом в южном ее районе. Царизм после завоевания этих областей сохранил и оставил в неприкосновенности эти зависимые отношения, угнетая совместно с местными феодалами трудящееся население. В этих частях Дагестана «зависимые отношения достигли наибольшего развития, вследствие чего и население получило специальное наименование людей низких и подневольных». 1 Обобщая все сказанное, можно сделать вывод, что общее количество повинностей, взимаемых ежегодно с каждого селения, не находилось в соответствии с размером площади земли, которой владели поселяне, а определялось непосредственно числом дымов в селении и степенью обеспеченности жителей рабочим скотом. Поэтому беки Рис. 12. КУМЫКСКИЕ ЖЕНЩИНЫ мало были заинтересованы в размере земельных участков, состоящих в пользовании крестьян: «так, например, при разделе между сонаследниками прав на получение повинностей они распределяют их не по количеству земли, на которой живут зависимые поселяне, а по числу дворов». 2 1 Не случайно, что из этих районов Шамиль черпал значительные ресурсы в своей борьбе за независимость против русского царизма. Ср. Ф а д е е в. 60 лет Кавказской войны. 2 «Красный архив», кн. 6, стр. 110, «Земельные отношения в дореволюционном Дагестане». 1936. Феодальные повинности в Дагестане в рассматриваемый период складывались в исключительно сложной исторической обстановке, которая определялась во многом не только внутренним соотношением классовых сил, но и внешними событиями, иноземными нашествиями (монгольские ханы, иранские шахи, турецкие султаны и русские цари). Каждый из этих поработителей накладывал тот или иной отпечаток и на внутренние социально-экономические, классовые отношения народов, населявших территорию тогдашнего Дагестана. Наследственные правители (хан, шамхал, майсум, уцмий), взимающие с зависимого населения различные подати и повинности, раздавали членам своих семейств или приближенным лицам в управлении отдельные районы своих владений, предоставляя этим второстепенным управителям — бекам владе-тельские доходы с подчиненных им деревень. «Этим объясняется то обстоятельство, что в Северной Табасарани взимателями раят-ских повинностей являются потомки бывшего правителя Табасарани — кадия; в Нижнем Кайтаге — потомки бывшего владетеля— уцмия, беки уцмиевы; в южной Табасарани в числе других — беки майсумовы, потомки местного майсума, и т. д., т. е. совершенно так же, как в Закатальском округе, где раяты отбывают повинности членам бывшего владетельного дома» х. Русский царизм закреплял всю эту сложную систему зависимых отношений в феодальных владениях Дагестана в интересах господствующего меньшинства, в интересах неограниченного полновластия ханов, беков, шамхалов, уцмиев, майсумов и частично чанок, на которых он опирался в своей завоевательной политике. Таковы некоторые характерные черты социально-экономической жизни в феодальных владениях Дагестана. Здесь мы встречаем на ряду с чрезвычайно простыми формами зависимости угнетенного населения и крайне сложные формы ее. Здесь мы встречаем самые разнообразные степени зависимости от мулл, ханов, беков, шамхалов, уцмиев, майсумов — начиная от формально свободного состояния и кончая сословной неполноправностью, «холопским положением» угнетенного населения. Особенно это характерно для феодальных владений, где подавляющее большинство трудящегося зависимого населения было бесправно, обездолено, где крепостное, зависимое положение угнетенного населения принимало наиболее грубые формы и в ряде случаев ничем не отличалось от рабства. В этой исключительно сложной социально-экономической обстановке с преобладающим господством докапиталистических форм, с сетью мелких местных рынков, связывающих крохотные группы мелких производителей, раздробленных и своим обособленным хозяйничаньем, и массой средневековых перегородок между ними, и остатками средневековой зависимости — происходила многолет- 1 Там же, стр. 137. няя борьба горцев за независимость против русского царизма. В социально-экономическом отношении Чечня и Дагестан представляли сложнейший узел, который пытался разрубить Шамиль в ходе борьбы за независимость. Но отсталые социально-экономические условия помешали ему решить эту трудную задачу, стоявшую (по конечной цели) в одном ряду с освободительным движением того времени. Продолжительная и упорная борьба горцев Чечни и Дагестана за независимость в первой половине XIX в. выходила далеко за местные рамки Кавказа. Эта борьба была серьезным фактором, оказывающим сильное влияние в течение почти 30 лет на международные отношения европейских (Россия, Англия, Франция) и азиатских стран (Турция, Иран). Необходимо учесть и то, что упорная и продолжительная борьба горцев в течение долгого времени ослабляла царскую крепостническую Россию — жандарма Европы. Недаром Маркс и Энгельс с таким вниманием следили за ходом этой борьбы, 1 которая, по оценке Энгельса, «покрыла горцев наибольшей славой». 2 1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. IX—XI, XXII, XXIII. 2 Там же, т. XI, ч. I, стр. 177. ГЛАВА ТРЕТЬЯ БОРЬБА ГОРЦЕВ ДАГЕСТАНА, ЧЕЧНИ И ИНГУШЕТИИ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП БОРЬБЫ «Выступление политического протеста под религиозной оболочкой есть явление, свойственное всем народам на известной стадии их развития». Л е н и н, т. II, стр. 541. I История мюридистского движения в Восточном Кавказе в первой половине XIX в. очень сложна и своеобразна. Некоторые исследователи при рассмотрении истории борьбы горцев Дагестана и Чечни за независимость в первой половине XIX в. пытаются свести все дело к влиянию ислама, газавата, мюридизма.1 Это не совсем верно. Безусловно, традиции исламизма и мюридизма были издавна распространены среди многоплеменного населения Дагестана, Чечни и Ингушетии. Со времен господства арабского халифата (появление арабов относится к 644 г. н. э. 2). этот факт имеет место в исторической действительности Дагестана и Чечни. Но в этом только часть вопроса. Основная причина и корни борьбы горцев Дагестана и Чечни за независимость против русского царизма и его лакеев — местных ханов—заключались прежде всего в экономическом положении 1 Мюридизм (от арабского мюрид — «послушник», обязывающийся отдаться в повиновение наставнику, высшему избранному лицу — имаму) — магометанское религиозно-политическое движение горцев Кавказа за независимость против русского царизма в 20—50-е годы XIX в. В настоящее время используется буржуазными националистами, духовенством как орудие борьбы против укрепления дружбы народов СССР, против ленинско-сталинской национальной политики. 2 Б а к и х а н о в, Гюлистан-Прам, стр. 37. Баку. 1926. местного населения, которое в ряде районов, как мы видели, было буквально ограблено, обездолено, порабощено. В борьбу против русского царизма частично включились даже (правда, временно и непрочно) некоторые из представителей феодальной верхушки. 1 В 1819 г. против русского царизма восстал почти весь Дагестан. В одном из донесений того времени имеется следующая лапидарная фраза: «в короткое время восстал весь Дагестан». В 1819 г. были подавлены восстания в Табасарани, ханстве Мехтулинском и шамхальстве Тарковском. В том же году восстали акушинцы. Все эти восстания были подавлены Ермоловым путем раздробления сил повстанцев и благодаря ослаблению их вследствие неорганизованности и несогласованности их действий. Несмотря на это, свободолюбивые народы Дагестана, Чечни и Ингушетии непрерывно отвечали восстаниями на жестокие меры карательной политики Ермолова. В 1823 г. снова восстали мехтулинцы, но опять были подавлены Ермоловым. В том же году против русского царизма и шамхала Тарковского восстали селения Каранай и Эрпели. Многоплеменное, свободолюбивое население Чечни, Ингушетии и Дагестана восставало неоднократно, но каждый раз подавлялось военными мерами. Среди этих многочисленных восстаний особое место занимали партизанские выступления отдельных предводителей, как, например, Бей-Булата, который в истории освободительного движения горцев играл немаловажную роль.2 Бей-Булат начал свои выступления еще в первых годах XIX в. в качестве абрека. Он со своим отрядом выступал против русского царизма, мстя ему за притеснения населения; в 1802 г. он сделал крупное нападение на гребенских казаков. Авторитет его среди чеченцев особенно возрос после его нескольких удачных нападений на войска русского царизма. В 1807 г. царские власти предлагали Бей-Булату перейти на их сторону, обещая ему при этом чин капитана и 250 руб. жалованья, но он отверг это предложение и продолжал неуклонно вести партизанскую борьбу. Это сильно беспокоило Ермолова, при котором действия Бей-Булата участились. Ермолов считал его «наиболее вредным разбойником», который «беспокоил дерзостью своих разбойств». В 1810 г. Бей-Булат предпринял большое нападение на царские войска, и, будучи вынужден сдаться в плен, он вскоре бежал, за- 1 Это было крайне редким явлением в истории Дагестана в первой половине XIX в. Как правило, местные ханы прислуживались русскому царизму (см. «Материалы по истории Дагестана и Чечни первой половины XIXв.» — документы, относящиеся к вопросу о взаимоотношениях царизма с дагестанскими ханствами и владениями). 2 Вообще мы еще очень мало знаем историю борьбы горцев Дагестана, Чечни и Ингушетии за свою независимость в период, который предшествовал деятельности Шамили; собранные нами материалы по истории Дагестана и Чечни первой половины XIX в. дают возможность подойти только к частичному решению этой задачи. хватив в свою очередь в плен русского майора Швецова. После этого он снова возобновил борьбу против царизма. В этой борьбе ему удалось поднять большие слои местного населения. В «Материалах по истории Дагестана и Чечни первой половины XIX в.» (вып. 1) имеются материалы, характеризующие способы борьбы Бей-Булата и его приверженцев против царских войск. В документах подробно указывается, что вместе с Бей-Булатом действовал некий кадий Абдул-Кадир, известный в народе по своей ненависти к царизму, читавший народу некоторые правила из алкорана и обещавший рай убитым неверными. Он предсказывал погибель русскому царю и «заклинал всех не щадить даже чеченцев, идущих с неверными, доказывая, что так как они пособляют врагам, идут с ними противу единоверцев и родственников, то и предаются проклятию...» 1 Полковник Греков рапортовал об «истреблении сей злодейской деревушки», которую решено было уничтожить «как деревню, в коей произошло начало гнусной измены и злодейства». К вечеру не осталось в деревне ни одного фруктового дерева, ни одного дома. По мнению полк. Грекова, «пример строгого наказания для чеченцев необходим более, нежели для всякого другого народа». Полк. Греков рассчитывал также на покорение горцев путем их полного экономического истощения: «Какие бы ни употребляли мошенники обольщения, не могут они вознаградить потерь, понесенных истреблением домов и садов, стоящих тысяч жителям, притом, когда пройдет исступление народа (т. е. восстание), то он лучше увидит заблуждение свое и гибель. Это пример весьма сильный для покорных нам и для неповинующихся. Сверх того, открытие дорог к полям и селениям их угрожало им ежечасно, это должно утомить и самих разбойников; а бедность, время от времени усиливающаяся, лишение скота, домов и заведений должны положить конец упрямству и водворить повиновение. Одни только закоснелые разбойники (?!), удалившиеся к подошве Черных гор с Бей-Булатом и подобными ему, никогда не оставят своего злодейства и тогда только прекратят разбои, когда большая часть их истребится и когда уже народ увидит их виною всех бедствий, вооружится противу их, заставит удалиться далее в горы и быть там в неизвестности». 2 В следующем рапорте Ермолову от 6 июля 1822 г. полк. Греков" сообщал о своей кровавой расправе с чеченцами дер. Староюртовской: «Глубина воды в Сунже затрудняла сильно чеченцам переправу; те, кои заняли курганы и балки, чтобы удерживать меня, мгновенно были сбиты и бросились к переправе, тогда скот и люди и арбы перемешались. Крик женщин и детей сделался повсеместным и смятение общее. Вся лощина наполнилась народом, скотом и арбами. С пригорка начали действовать картечью, ядрами, 1 Из рапорта полк. Грекова Сталю от 24 февраля 1822 г. («Материалы по истории Дагестана и Чечни 1-й пол. XIX в.», вып. 1). 2 Там же. оружейным огнем, все стало бросаться в воду: женщины, мужчины, скот и верховые. Одни тонули, другие добирались до другого берега, скот бегал по лесу, крик, смятение превосходили вероятие, между тем град картечей и ядер направлены были на переправу. Урон должен быть у неприятеля чрезвычайно велик, ибо густота народа, смятение и ужасный со стороны нашей огонь производили жестокое поражение. Множество тел видели между арб и в окружности переправы». При этом было захвачено, по словам полк. Грекова, 1500 голов рогатого скота и 5 тыс. баранов. Всего из Староюрта бежало от царизма 131 семейство, т. е. 40% населения. «Староюртовская деревня по близости своей к Сунже и многочисленности жителей всегда имела тайные связи с непокорными чеченцами».1 Это был один из пунктов, долго сопротивлявшихся царизму. «Обращаясь 5 лет поминутно с чеченцами, нельзя мне уже не знать их со всею подробностью; все способы применял я к сему народу и удостоверился, что искренности, покойной жизни, а особенно преданности к нам от сего народа долго мы еще не будем видеть и только повелевать им можно страхом.2 Насколько энергично было сопротивление чеченцев русскому царизму, видно хотя бы из того факта, что летом 1822 г. качка-лыковские партизанские партии «собирались по меньшей мере до 70 раз». Значительное число этих стихийных выступлений горцев против русского царизма за свою независимость было окрашено в религиозный цвет. «Чеченцы другой народ, — писал Греков Ермолову, — за одного человека вся деревня погибнет и не выдаст его». Так сильна была сплоченность чеченцев в борьбе за свою независимость, так упорно боролся чеченский народ против русского царизма, выдвигая из своей среды лучших сынов. Одной из ярких фигур в тогдашнем движении чеченского народа, как мы видели, была личность Бей-Булата. Недаром за ним так пристально охотились и русское командование и преданный царской России шамхал Тарковский. В рапорте от 18 марта 1829 г. на имя Паскевича генерал Эмануэль писал о желании шамхала «содействовать к преклонению в покорность Бей-Булата». Эмануэль указывал на сильное влияние Бей-Булата среди чеченского народа и поэтому считал необходимым склонить его к покорности. «Если Бей-Булат действительно желает покориться, то отнюдь не отвергать его о сем просьбы, принять от него присягу на верноподданство и взять в аманаты из ближайших его родственников, обнадежив его не только в забвении прошедшего, но и в благосклонности к нему начальства, если только он чистосердечным раскаянием, покорностью и усердием загладит прежние свои поступки». 3 1 Из рапорта Грекова Ермолову от 17 июля 1822 г. 2 Там же. 3 Из предписания Паскевича Эмануэлю от 18 марта 1829 г., «Акты Кавк.археогр. комиссии», т. 7, стр. 911. После длительных переговоров с русским командованием при посредничестве шамхала Тарковского и при условии получения «прощения за произведенные им до сего времени набеги и грабительства», Бей-Булат перешел в подданство России. Это был один из изощренных ходов царизма, направленных на обезвреживание горского партизанского движения. Царизм не сразу покончил с Бей-Булатом, боясь вспышки народного восстания; он был убит через три года подосланными агентами царизма, якобы на почве кровной мести.1 После временного поражения движения при Бей-Булате чеченский народ еще не раз восставал против завоевательной политики царизма, которая с 30-х годов «закреплялась» введением приставов в местных селениях, реквизицией оружия у горского населения и увеличением податей. В своей докладной записке 2 ген-майор Пулло сравнительно подробно описывает эту систему постепенного порабощения Чечни. Будучи командующим и управляющим в Чечне с 1834 по 1840 г., он от каждых 10 семейств брал по 1 аманату и с каждых 10 домов по 1 ружью (всего было собрано 1900 ружей). Вблизи аулов или на месте их сооружались русские военные укрепления. Плодородные долины занимались линией передовых укреплений. Для осуществления этих мер, которые являлись не чем иным, как продолжением ермоловской завоевательной политики, в распоряжении Пулло было, кроме 4 батальонов Куринского полка, свыше 500 линейных казаков. «На все весьма значительные издержки по управлению горцами, на жалованье приставам, на содержание вооруженной стражи для них, на содержание аманатов употреблялось ежегодно до 20 тыс. руб. асе, а... на содержание приставской стражи потреблено до 20 тыс. руб. сер. в год». 3 Результатом этого натиска царизма на чеченское население в течение 30-х и 40-х годов были возникающие одно за другим восстания и вооруженные выступления. Об этом частично сообщает и Пулло: «Подобные мятежи, и еще в большем объеме, происходили в Чечне в 1825, 1830, 1831, 1834 и 1836 годах». 4 Чечня и Дагестан не переставали бурлить восстаниями почти в течение всей первой половины XIX в., т. е. во время завоевания этих районов русским царизмом. Это повстанческое движение местного населения было ответом на тот гнет, который органически и неразрывно был связан с социальной природой русского царизма. В 1831 г. вспыхнуло крупное восстание во владениях шамхала Тарковского против бесчинства русских властей и жестокой эксплуатации со стороны местных феодалов. 1 См. «Акты Кавк. археогр. комиссии», т. 7, стр. 89, 912,913,914—915,918. 2 Докладная записка нач. лев. фланга Кавк. линии А. П. Пулло. 1841 г. ЦВИА, ВУА, № 6438. 3 Докладная записка нач. лев. фланга Кавк. линии А. П. Пулло. 1841 г.ЦВИА, ВУА, № 6438, л. 15. 4 Там же, л. 18. Аналогичное восстание произошло в Табасарани в 1837 г. На той же почве возникали восстания и в смежных, сопредельных районах Дагестана и Чечни. Так, в 1830 г. в Закатальском округе восстали лезгины. Главной причиной этого выступления следует считать полный произвол (или, как это скромно определяется в одной записке, 1 «недостаточная умеренность») при взыскивании местными феодалами податей с зависимого населения. Все эти многочисленные, разрозненные, неорганизованные, замкнутые стихийные восстания, не освещенные ясными политическими лозунгами, на крайне пестрой в социальном отношении территории Дагестана и Чечни, были направлены против систематической агрессивной политики русского царизма и против произвола местных феодалов. Громкое эхо этих повсеместных восстаний горского населения против царизма отдавалось далеко за пределами Кавказа. Повстанческое (в значительной части широкое партизанское) движение горцев было одной из характерных черт истории Дагестана, Чечни и Ингушетии первой половины XIX в. — в период завоевания их русским царизмом. «Если бы все эти кавказские племена объединились под владычеством единого военного вождя, они могли бы представить серьезную опасность даже для соседних казачьих областей». 2 Из общего повстанческого движения многочисленных враждебных русскому царизму кавказских племен в конце 20-х годов XIX в. на территории Дагестана, Чечни и Ингушетии выделилось мюридистское движение. Этому движению суждено было сыграть большую роль в борьбе горцев за отстаивание своей независимости. Широкое мюридистское движение все время (с 20-х по 50-е годы XIX в.) питалось, укреплялось и усиливалось повстанческим движением горцев, которое почти не прекращалось в течение всего периода завоевания территории Дагестана и Чечни русским царизмом; оно черпало из него силы и получало новые резервы, превращаясь в серьезную опасность для господства царской России на Кавказе вообще. В ряде районов мюридизму удалось до некоторой степени «сковать по-военному» разобщенное, неорганизованное движение горцев Дагестана и Чечни и создать государственную организацию. Эта государственная организация противопоставила себя «гигантской империи» — России. Горцы, сорганизованные в мюридистские отряды Шамилем, почти три десятка лет наносили крупные поражения регулярной армии царизма, игравшего тогда роль жандарма Европы и палача Азии. И в этом смысле борьба горцев против царизма далеко выходила за местные рамки и имела международное значение. 1 См. «Красный архив», № 6, «Земельные отношения в дореволюционном Дагестане». 1936. 2Маркс и Энгельс. Соч., т. IX, стр. 533. Движение мюридов составило эпоху в истории Кавказа, целую длительную полосу упорной борьбы горцев за независимость. Эта эпопея в истории борьбы горцев за независимость прошла три стадии развития: возникнув в 20-х годах, она достигла высшего подъема в 40-х и кончилась в 1859 г. на Гунибе пленением Шамиля, военного «вождя мюридов» (Энгельс). II Главная причина так называемой «священной войны» в Дагестане и Чечне в первой половине XIX в. заключалась прежде всего в экономическом разорении и политическом унижении горского населения царизмом. «Священная война» (газават, джихад) была ответом горцев Дагестана и Чечни на зверскую завоевательную политику царизма. Тот факт, что борьба горцев за независимость проходила под знаменем мюридизма, объясняется вековыми традициями ислама, которые глубоко вошли в общественную жизнь многочисленных племен Кавказа еще со времен арабского завоевания, т. е. с 22 годагиджры (644 г. н. э.). Очень оригинальное соображение по этому вопросу высказали великие русские демократы 60-х годов Чернышевский и Добролюбов в статье «О значении наших последних подвигов на Кавказе»: «Обыкновенно приписывают этому явлению (т. е. мюридизму. — С. Б.) те волнения, которые начались потом в покорном нам Дагестане; но едва ли это вполне справедливо. Религия сама по себе может, конечно, сильно увлекать новообращенных; но мюридизм ведь вовсе не был новой религией. Это было то же учение ислама, давно знакомое горцам, но никогда до тех пор не исполнявшееся ими. Известно, что для всех мусульман строго обязательна только та часть корана, которая называется шариат и содержит в себе гражданские постановления. Другая часть — тарикат, заключающая высшие нравственные предписания, доступна не каждому, и ее последователи представляли всегда нечто вроде монашествующих орденов в мусульманстве. Это-то и были мюриды, т. е. последователи истины. Строгое учение мюридизма никогда не находило себе значительного круга приверженцев. Мюриды пользовались большим уважением мусульман в Персии, Бухаре, но никогда не воспламеняли массы народа и не приобретали политического значения. Тем менее можно было опасаться их влияния на Кавказе среди разрозненных племен, да притом еще плохих мусульман. В 1824 г. казалось, что уже ничто не могло вырвать Дагестан из наших рук, и однако же в это самое время власть наша там немедленно по водворении начинала уже колебаться. Объяснение этому нужно искать, конечно, не в успехах мюридизма; напротив — скорее самые успехи его нужно объяснять враждебностью горцев к русскому владычеству».1 1 «Современник», 1859, № 78, стр. 22—26. В первой половине XIX в. за религиозной оболочкой газавата, как мы видим, скрывается политический протест горцев, направленный против колониального гнета русского царизма. Это связано было с особенностями той эпохи. В настоящее время газават используется агентурой империалистических, фашистских государств и остатками прежних эксплуататорских классов и групп для разжигания борьбы между народами против ленинско-сталинской национальной политики, против пролетарского интернационализма. |