ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Ключ к тесту «Определение стиля познания» Чтобы определить свой метод познания, основанный на четырех параметрах, замените буквы, обозначающие варианты ответов, на баллы, которые вы присвоили этим ответам, а затем сложите баллы в каждой строке, в соответствии с приведенным ниже ключом. Затем нанесите эти результаты на рис. 1 «Диаграмма результатов тестирования по LSI». Параметры метода познания | Пункты | | | | | | | | | | | | | | | | Конкретный опыт | a | c | d | a | a | c | b | d | b | b | a | b | Общее КО | Рефлексивное наблюдение | d | a | c | c | b | a | a | c | a | a | b | c | Общее РН | Абстрактная концептуализация | b | b | a | d | c | d | c | b | d | d | c | a | Общее АК | Активное экспериментирование | c | d | b | b | d | b | d | a | c | c | d | d | Общее АЭ | На рис. 1 представлена рейтинговая диаграмма, по которой вы сможете оценить результаты, показанные вами при прохождении теста LSI. На вертикальной оси КО отложите значение, соответствующее вашему результату по этому измерению. Аналогично, отложите значение полученных вами результатов на других осях (PH, АК, АЭ). При соединении этих точек вы получите профиль, отдаленно напоминающий воздушного змея. Этот профиль позволит вам осознать присущий вам стиль познания. Данная диаграмма использовалась для тестирования полутора тысяч практикующих менеджеров и студентов старших курсов школ бизнеса. Если ваш результат по оси КО будет превышать 31 балл, значит, вы показали более высокий результат, чем 80% этих менеджеров и студентов. Если вы набрали менее 19 баллов, значит, вы находитесь в последней, двадцатипроцентной зоне. Используя данную диаграмму, вы можете определиться с собственными предпочтениями и склонностями. Найдя квадрант рис. 1, в котором будет находиться самая обширная часть вашего «воздушного змея», вы, тем самым, определитесь и со своим стилем познания. Исследования, проводившиеся в течение 30 последних лет, показали, что всех студентов в зависимости от свойственного им стиля познания можно разделить на четыре основные группы: с дивергентным, ассимилирующим, конвергентным и аккомодационным стилем познания (Kolb, 1984, 1999). Дивергентный стиль. Для дивергентного стиля познания характерны доминирующие значения в области конкретного опыта (КО) и рефлексивного наблюдения (PH). Лица с подобным стилем познания лучше всего подходят для визуализации конкретных ситуаций, точки зрения на которые многочисленны. Данный стиль назван дивергентным постольку, поскольку такие индивиды уверенно чувствуют себя в ситуациях, требующих генерации новых идей и выработки альтернативных перспектив. Им нравится творческая активность, связанная со всесторонним рассмотрением проблем. Лицам с таким стилем познания нравится поиск всевозможной информации и проведение «мозговых штурмов». Они, как правило, используют методы индукции и отличаются необычайной широтой интересов. Согласно данным исследований, для этих людей характерно развитое воображение, эмоциональность, тяга к искусству и стремление к работе в группах, участники которых могут придерживаться самых разных мнений. Представители этого стиля предпочитают заниматься искусством, историей, политическим науками, языком и психологией. Они могут сделать карьеру в сфере социального обслуживания (психология, уход за больными, государственная политика и так далее), в искусстве и в сфере коммуникаций (театр, литература, журналистика). Более всего они ценят работу, связанную с живым общением (Kolb, Boyatzis, & Mainemelis, 2000). Ассимилирующий стиль. Для ассимилирующего стиля характерны рефлексивное наблюдение (PH) и абстрактная концептуализация (АК). Люди с таким стилем познания лучше всего подходят для обработки больших объемов информации и изложения ее в точной, компактной и логичной форме. Они не склонны к получению информации при взаимодействии с другими людьми, предпочитая работать с абстрактными идеями и концепциями. Они широко используют методы индукции и стремятся к осмыслению всей наличной информации. Логическую безукоризненность теории они ставят выше ее практической, или прикладной, ценности. Исследования показывают, что «ассимиляторы» любят работать в сфере науки и информатики; им нравятся лекции, чтение, работа с аналитическими моделями и когда у них достаточно времени на размышления. Они обычно учатся на экономических, математических, социологических и химических факультетах. Скорее всего, они делают карьеру в информатике и в исследовательских организациях (педагогические исследования, законотворчество, теология) и предпочитают заниматься работами, основным элементом которых является получение информации (поиск и анализ) (Kolb, Boyatzis, & Mainemelis, 2000). Конвергентный стиль. Для конвергентного стиля характерны абстрактная концептуализация (АК) и активное экспериментирование (АЭ). Лица, которым присущ такой стиль, умело используют на практикет разного рода идеи и теории. При решении проблем и принятии решений они предпочитают иметь дело скорее с техническими задачами и сформулированными проблемами, чем с вопросами социальных и межличностных отношений. Они умеют воплощать идеи на практике и разрешать понятные им проблемы. Исследования говорят о том, что такие индивиды обычно склоняются к карьере в инженерной и технологической сферах. При формальном обучении они предпочитают заниматься моделями, лабораторными работами и практическими приложениями результатов исследований. Они, как правило, работают в технологической области (инженерное дело, вычислительная техника, медицинское оборудование), в экономике и в экологии, предпочитая заниматься чисто техническими вопросами (Kolb, Boyatzis, & Mainemelis, 2000). Аккомодационный стиль. Основными особенностями аккомодационного стиля являются активное экспериментирование и конкретный опыт. Оптимальная сфера для этих людей – сфера практического жизненного опыта. Они четко планируют свою деятельность и любят экспериментировать с чем-то новым и содержащим вызов. Они больше Конкретный опыт (КО) Экспериментирование - 45 - 40 - 35 - 33 - 31 - 30 - 29 - 28 - 27 - 26 - 25 - 24 - 23 - 22 - 21 - 20 - 19 - 18 - 17 - 16 48 42 40 38 34 28 16 - 13 Активное | | | | | | | | | | | | | эксперименти- 16 - 14 23 27 30 34 46 рование (АЭ) 20 - Рефлексивное Действие 22 - наблюдение (РН) 23 - Размышление 24 - 25 - 40% 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 60% 31 - 32 - 80% 33 - 100% 34 - 35 - 36 - 37 - 40 - 46 - Абстрактная концептуализация (АК) Теоретизирование Рис. 1. Диаграмма результатов тестирования по LSI Источник: Copyright © 1999 by David A. Kolb, Experience Based Learning Systems, Inc. All rights reserved. полагаются не на логический анализ, а на интуицию и имеют склонность при разрешении проблем прибегать не столько к систематизированной критике, сколько к взаимодействию с другими людьми. Они выделяются в видах деятельности, где требуется риск и адаптивность, таких, как предпринимательство. Исследователями было установлено, что «аккомодаторы» часто делают хорошую карьеру в сфере маркетинга, продаж и менеджмента. В ситуации формального обучения они предпочитают заниматься распределением заданий, постановкой целей и участием в реальных проектах, а также опытной проверкой различных подходов к решению проблемы. «Аккомодаторы» обычно занимаются изучением бизнеса и менеджмента. Они, как правило, работают в бизнесе (менеджмент, финансы, маркетинг) и разного рода административных органах (правительство, государственные службы, руководство образовательными учреждениями) и предпочитают работу, содержащую компоненты лидерства и руководства (Kolb, Boyatzis, & Mainmelis, 2000). Разумеется, представленные здесь описания стилей являются обобщениями. Помимо прочего, ваш стиль познания является далеко не единственным фактором, определяющим ваше будущее. Существует множество самых разнообразных специальностей, работ и карьер, и потому вы не должны относиться к результату, показанному вами при прохождении LSI, как к чему-то непреложному. Ваш профиль познания может помочь вам при выборе оптимального для вас характера обучения, при котором вы не будете испытывать особых трудностей при усвоении и использовании информации. Этот тест, помимо прочего, поможет вам подобрать нужных людей и создать эффективную учебную команду. Другим важным аспектом модели познания Колба является объяснение того, каким образом мы можем использовать каждое из четырех названных измерений для повышения эффективности обучения. Четыре типа обучения, изображенные на рис.2, представляют собой учебный цикл, эффективность которого ныне уже не вызывает ни малейших сомнений. Исследования подтвердили, что при следовании представленному здесь учебному процессу повышается эффективность обучения, лучше запоминается материал и развиваются более действенные управленческие навыки (Kolb & Kolb, 1999). Ниже представлена последовательность стадий учебного цикла.  Рис. 2. Учебный цикл Источник: Copyright © 1999 By David A. Kolb, Experience Based Learning Systems, Inc. All rights reserved. Конкретный опыт (стадия 1, КО) вряд ли сможет научить человека чему-то существенному, если он не будет сопровождаться соответствующим рефлексивным наблюдением (стадия 2, PH). Организация информации и интерпретация ее значения также является важным этапом обучения путем экспериментирования. За этим этапом следует формирование теорий, касающихся полученной информации, соотнесение их с другими аналогичными опытами и принятие выводов об уместности и прагматической ценности данного опыта (стадия 3, АК). Обобщение данного конкретного опыта позволяет использовать его и в иных ситуациях. Окончательная проверка выводов, обобщений и сформулированных прежде теорий производится опытным путем (стадия 4, АЭ). Возникающая при этом новая учебная ситуация становится новым конкретным опытом (стадия 1) и цикл начинается снова. Индивид может войти в такой цикл с любой его стадии. Следует заметить, что обучение становится наиболее эффективным именно в тех случаях, когда цикл проходится полностью. |