МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Что такое качество, соответствующее требованиям проекта.





а) планируемый контроль качества;

б) планируемое качество;

в) качество исполнения.

 

 

 

 

 

ГЛОССАРИЙ

А

Аккредитация (лабораторий) - официальное признание того, что испытательная лаборатория имеет право осуществлять конкретные испытания.

Аккредитованная лаборатория – испытательная лаборатория, прошедшая аккредитацию.

Аттестация (лабораторий) — проверка испытательной лаборатории с целью определения ее соответствия установленным критериям аккредитации лабораторий.

Аудит качества – систематический, независимый и документированный процесс получения доказательств и оценки их объективности в целях определения степени соответствия качества продукции, процессов производства или системы управления требованиями качества.

Б

Безопасность - состояние, при котором риск вреда (персоналу) или ущерб ограничен допустимым уровнем.

Бенчмаркинг – процесс измерения и сравнения бизнес-процессов организации с бизнес-процессами лидирующих фирм (отрасли, мира) с целью получения информации, которую можно использовать для улучшения.

В

Видение— представление о том, какой фирма хочет стать в буду­щем, а также способ, которым она планирует этого достичь.

Воспроизводимость— способность процесса обеспечивать бли­зость характеристик в разные периоды времени.

Восхищающее качество— качество (набор характеристик), кото­рого потребитель не ожидает обнаружить в товаре, но которое очень сильно его восхищает, если оно в товаре присутствует.

Время выполнения заказа— период времени между появлением желания потребителя приобрести товар и временем его фактического получения. Данное понятие используется в случае изготовления това­ров на заказ.

Время цикла— время выполнения определенного процесса от на­чала до конца.

Всеобщий менеджмент качества (TQM)- современная интегри­рованная концепция качества, рассматривающая качество как резуль­тат мероприятий и операций, осуществляющихся на протяжении все­го производственного цикла и охватывающих технологический про­цесс, экономическую и социальную сферы. TQM направлен на улучшение производственных процессов, устранение слабых мест, анализ производственной ситуации как на производстве, так и в ор­ганизации в целом.

Г

Глубинные знания— теория Деминга об основных группах зна­ний и навыков, необходимых менеджеру для успешной работы (сис­темный подход, теория вариаций, теория знаний, психология).

Д

Декларация о соответствии – декларация поставщика о том. что продукция, процесс или услуга соответствуют конкретному стандарту или другому нормативному документу.

Дефект - невыполнение заданного или ожидаемого требования, касающегося объекта, а также требования, относящегося к безопасности.

Доказательства по аудиту— протоколы, а также заявления, под­тверждающие факты, или другая информация, относящаяся к аудиту.

Ж

Желаемое качество— качество (набор характеристик), которое потребитель ожидает получить в товаре. Это то, ради чего он приоб­ретает товар.

З

Заинтересованные стороны- группы людей, которые, так или иначе, заинтересованы в деятельности фирмы, в ее успехе. Принято выделять пять групп заинтересованных лиц. Это потребители, акцио­неры, работники, поставщики, общество.

Затраты на качество— все затраты, которые необходимо произ­вести, чтобы сделать качественный товар.

Затраты на устранение дефектов, связанных с внутренними про­блемами («внутренние» затраты)- затраты на обеспечение TQM, призванные скорректировать процесс и сделать, несмотря на неуда­чи, продукцию, приемлемую для заказчика (потребителя). К ним от­носятся отбраковка, ремонт, устранение дефектов.

Затраты на устранение дефектов, связанных с требованиями за­казчика / потребителя («внешние» затраты),— затраты по обеспечению TQM, вызванные неудовлетворительным качеством выполне­ния требований заказчика. К ним относятся возврат продукции, жа­лобы потребителя, необходимые ответные меры.

Заявитель (в области сертификации) – лицо, которое обращается с заявкой на получение сертификата о компетентности органа по сертификации.

Знак соответствия(для сертификации) – защищенный в установленном порядке знак, применяемый или выданный в соответствии с правилами системы сертификации, указывающий, что данная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.

И

Измерение— совокупность действий, имеющих целью определить значение количественной характеристики.

Информационные (текущие) затраты— затраты по обеспечению TQM, связанные с желанием заказчика (потребителя) убедиться в том, что процесс развивается в нужном направлении. К ним можно отнести инспекционные проверки, лабораторный контроль, операци­онный контроль.

Испытание – техническая операция, заключающаяся в установлении одной или нескольких характеристик данной продукции, процесса или услуги в соответствии с установленной процедурой.

Испытательная лаборатория – лаборатория, которая проводит испытания.

К

Калибровка— совокупность операций, устанавливающих соотно­шение между значением величины, полученным с помощью данного средства измерений, и соответствующим значением величины, опреде­ленным с помощью эталона.

Качество — совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые потребности.

Квалиметрия – наука о способах измерения и количественной оценке качества продукции и услуг.

Контроль - деятельность, включающая проведение измерений, экспертизы, испытаний или оценки одной или нескольких характеристик объекта и сравнение полученных результатов с установленными требованиями.

Контроль качества— деятельность по обеспечению выполнения требований к качеству.

Контрольные инструкции— элемент документации системы качест­ва, регламентирующий порядок контроля качества рабочих процессов.

Контролирующий орган(для сертификации) – орган, осуществляющий по поручению органа по сертификации инспектирующую деятельность.

Корректирующее действие— действие, предпринимаемое в целях устранения причин выявленного несоответствия или другой имевшей место нежелательной ситуации.

Критерии аудита— совокупность политики, процедур и требова­ний, по отношению к которым проводится сравнение собранных до­казательств по аудиту.

Кружки качества— небольшие группы работников одного цеха/отдела/подразделения, занимающиеся на добровольных нача­лах проблемами улучшения качества.

Л

Лицензия (для сертификации) (сертификационная лицензия) – документ изданный в соответствии с правилами системы сертификации, посредством которого орган по сертификации наделяет лицо или орган правом использовать сертификаты или знаки соответствия для своей продукции, процессов или услуг согласно правилам соответствующей системы сертификации.

М

Менеджмент качества— скоординированная деятельность по ру­ководству и управлению организацией, относящаяся к качеству.

Метод испытания – установленные технические правила проведения испытаний.

Методологическая инструкция— документ системы менеджмента качества, регламентирующий требования к качеству проектирования, разработки, производства, монтажа, обслуживания по совокупности стандартных элементов.

Метрология— наука об измерениях, методах и средствах обеспе чения их единства и способах достижения точности.

Миссия— основная общая цель организации, четко выраженная причина ее существования.

Мода— мера, образ, способ, правило, предписание, определя­ющие продолжительность их господства во вкусах людей.

Н

Надежность — свойство изделия сохранять значения установленных параметров функционирования в определенных, установленных пределах.

Надзор за качеством – непрерывное наблюдение и проверка состояния объекта, а также анализ протоколов с целью установленные того, что установленные требования выполняются.

Несоответствие - невыполнение установленных требований.

Нормативный документ – документ, устанавливающий правила, руководящие принципы или характеристики различных видов деятельности или их результатов.

Примечания

1. Термин "нормативный документ" является общим термином для таких документов, как стандарты, технические условия, своды правил и регламенты.

2. Под документом следует понимать любой носитель информации, записанной в нем или на его поверхности.

Термины, обозначающие различные виды нормативных документов, определяются в дальнейшем исходя из того, что документ и его содержание рассматриваются как единое целое.

Ноу-хау— совокупность не патентуемых характеристик производ­ства и технологий управления.

О

Обеспечение качества - все планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности в рамках системы качества или необходимые для создания достаточной уверенности в том, что объект будет соответствовать требованиям по качеству.

Объект - то, что может быть индивидуально описано и рассмотрено.

Ожидаемое качество— качество (характеристики качества), которое потребитель считает очевидно присутствующим в товаре.

Орган по аккредитации (лабораторий) – орган, который управляет системой аккредитации лабораторий и проводит аккредитацию.

Орган по сертификации – орган, проводящий сертификацию соответствия.

Оценка качества - систематическая проверка, насколько объект способен выполнять установленные требования.

П

Петля качества (спираль качества) – концептуальная модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество на различных стадиях от определения потребностей до оценки их удовлетворения.

Планирование качества - деятельность, которая устанавливает цели и требования к качеству.

Подход к затратам с позиции жизненного цикла— подход, при котором учитываются не только стоимость товара при покупке, но и эксплуатационные затраты на весь период службы.

Политика в области качества - основные направления и цели предприятия в области качества, официально сформулированные высшим руководством.

Поставщик – сторона, несущая ответственность за продукцию, процесс или услугу, и способная продемонстрировать спои возможности по обеспечению качества. Это определение применимо к изготовителям, оптовикам, импортерам, монтажным организациям, службам сервиса и т. д.

Потребитель – получатель продукции "предоставляемой" поставщиком.

Предупредительные затраты— затраты по обеспечению ТОМ, направляемые на изначальное удовлетворение требований заказчика по производству продукции без дефектов. К ним можно отнести за­траты на обеспечение качества проекта изделия, обучение, програм­мы качества и др.

Предупреждающее действие— действие, предпринимаемое в це­лях устранения причин потенциального несоответствия или другой потенциальной ситуации, являющейся нежелательной.

Проверка (лаборатории) на качество проведения испытаний – установление способности данной лаборатории проводить испытания посредством межлабораторных сравнительных испытаний.

Проверка (верификация)— подтверждение и предоставление объ­ективных доказательств того, что установленные требования выпол­нены.

Программа качества - документ, регламентирующий конкретные меры

в области качества, ресурсы и последовательность действий, относящихся к конкретной продукции.

Продукция- результат деятельности или процесса.

Прорыв— резкое, значительное улучшение какого-либо показате­ля качества.

Прослеживаемость— способность проследить историю, примене­ние и местонахождение рассматриваемого объекта.

Протокол испытаний – документ, содержащий результаты испытаний и другую информацию, относящуюся к испытаниям.

Процесс - совокупность взаимосвязанных ресурсов и деятельности, которая преобразует входящие элементы в выходящие.

Процессный подход— рассмотрение каждого действия как про­цесса, который имеет определенные параметры на входе и выходе.

Р

Рабочие инструкции— элемент документации системы качества, состоящий из подробных рабочих указаний, регламентирующих тех­нологию и организацию рабочих процессов, сопутствующих созданию продукции.

Работник переднего края— работник, непосредственно выпус­кающий продукцию (рабочий) или контактирующий с потребителем (продавец). Низшая ступень управленческой иерархии.

Реинжиниринг— фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения существенных улучшений (прорыва) в таких ключевых показателях, как затраты, качество, уровень обслуживания и оперативность.

Ремонтопригодность— свойство объекта, характеризующее его способность к восстановлению, исправлению и сохранению заданных характеристик.

Руководство по качеству— документ, описывающий систему ме­неджмента качества организации. Руководство по качеству — осново­полагающий документ системы менеджмента качества, в котором за­фиксированы политика предприятия в области качества, распределе­на ответственность, охвачены все применяемые элементы стандарта на систему качества, необходимые для предприятия. В состав руко­водства по качеству входят общие положения, заявление руководства предприятия, характеристика предприятия, элементы системы качест­ва, приложения.

С

Самооценка— способ самостоятельного оценивания соответствия системы качества требованиям.

Сбалансированная система показателей— набор из четырех па­раметров, сбалансированно оценивающих деятельность организации с финансовой точки зрения, с точки зрения удовлетворенности потре­бителя, внутренних процессов, обучения и роста работников.

Сертификат соответствия - документ, указывающий, что должным

образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует

конкретному стандарту или другому нормативному документу.

Сертификация - процедура, посредством которой третья сторона дает письменную гарантию, что продукция, процесс или услуга соответствует заданным требованиям.

Система аккредитации (лабораторий) – система, располагающая собственными правилами процедуры и управления для осуществления аккредитации лабораторий.

Система качества - совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством.

Система менеджмента качества— система, предназначенная для установления политики в области качества, а также для достижения определенных целей в этой области.

Система обеспечения качества (СОК) поддерживает требуемый уровень качества при оптимальных затратах, эффективно используя технические человеческие и материальные ресурсы предприятия, создавая уверенность потребителя в получении продукции требуемого качества.

Система сертификации – система, располагающая собственными правилами процедуры и управления для проведения Сертификации соответствия.

Соответствие - выполнение установленных требований.

Сохраняемость— свойство объекта, позволяющее непрерывно со­хранять значения установленных показателей качества.

Стандарт – документ, разработанный на основе консенсуса и утвержденный признанным органом, в котором устанавливаются для всеобщего и многократного использования правила, руководящие принципы и характеристики различных видов деятельности или их результатов и который направлен на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области.

Примечание

Стандарты должны быть основаны на обобщенных результатах науки, техники и практического опыта и направлены на достижение оптимальной пользы для общества.

Стандартизация - деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач.

Стиль— устойчивая целостность или общность структуры образа объекта.

Структурирование функции качества— способ перевода требова­ний потребителей в инженерные характеристики проектируемой про­дукции.

Т

Технические условия - документ, устанавливающий требования к объекту (продукция, услуги, процесс и пр.).

Технический контроль– проверка соответствия объекта установленным техническим требованиям.

Товарный знак – объект промышленной собственности, выполненный в виде графического изображения, оригинального названия, особого сочетания цифр, букв или слов.

«Точно вовремя»— система организации бизнеса, при которой комплектующие/заготовки доставляются на следующую стадию про­изводственного цикла только тогда, когда в них возникает потреб­ность.

Требования к качеству— требования к характеристикам, внут­ренне присущим продукции, процессу или системе.

У

Улучшение качества - мероприятия, предпринимаемые повсюду на предприятии с целью повышения эффективности и результативности деятельности.

Управление качеством - методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству

Услуга - итоги непосредственного взаимодействия поставщика и потребителя по удовлетворению потребителя.

Х

Характеристика качества— внутренне присущая продукции, про­цессу или системе характеристика, устанавливаемая требованиями.

Ф

Функциональные свойства— выражают такую сторону товара, которая необходима потребителю для удовлетворения его потребности. Это физические, химические, механические, эстетические и дру­гие свойства.

 

 

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

1. *Аристов О.В. Управление качеством: учебник / О.В. Аристов. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 239 с.

2. *Басовский Л.Е. Управление качеством: учебник для вузов по экономическим специальностям / Л.Е. Басовский, В.Б. Протасьев. – М.: ИНФРА – М, 2007. – 211 с.

3. ¨Кремнев Г.Р. Управление производительностью и качеством: 17 – модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 5. – М.: ИНФРА – М, 1999.

4. *Мазур И.И. Управление качеством: учебное пособие / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро – 3-е изд., стер. - М.: Омега-Л, 2006. – 399 с.

5. *Огвоздин В.Ю. Управление качеством: основы теории и практики: учебное посбие / В.Ю. Огвоздин. - 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Дело и Сервис, 2007. – 287 с.

6. ¨Салимова Т.А. История управления качеством: учебное пособие /Т.А. Салимова, Н.Ш. Ватолкина. – М.: КНОРУС, 2005.

7. *Управление качеством: учебник для вузов / С.Д.Ильенкова, Н.Д. Ильенкова, В.С. Мхитарян и др.; под ред. С.Д. Ильенковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 334 с.

8. *Управление качеством: учебник / Е.И. Семенова, В.Д. Коротнев, А.В. Пошатаев и др.; под ред. Е.И. Семеновой. – М.: КолосС, 2005. – 183 с.

 

Дополнительная литература

1. Алексеев Ю.Г. Управление качеством на современном предприятии. – Орел, 1994.

2. Бурков В.Н., Новиков Д.А. Модели и механизмы систем в управлении качеством. – М. 1998.

3. Гиссин В.И. Управление качеством продукции: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

4. Куме Х. Статистические методы повышения качества. Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1990.

5. Ляшецкий А.П., Крайнюков А.Н. Управление качеством продукции. Саратов, 1998.

6. Мазур И.И., Шапиро В.Д. и др. Реструктуризация предприятия и компаний: Справочное пособие. – М.: высшая школа, 2000.

7. Маренков Н.Л., Мельников В.П., Смоленцев В.П., Схиртладзе А.Г. Управление обеспечением качества и конкурентоспособности продукции. Серия «Высшее образование». Москва: Национальный институт бизнеса. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004.

8. Никифоров А.Д. Управление качеством: Учеб. пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2004.

9. ¨Салимова Т.А. Диверсификация управления качеством /Науч. ред. Э.М. Коротков. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2002.

10. Федюкин В.К. Управление качеством процессов. – СПб.: Питер, 2004.

11. Фейгенбаум А. Контроль качества продукции – М.: Экономика, 1986.

12. *Фомин В.Н. Квалиметрия. Управление качеством. Сертификация: Курс лекций. – М.: Тандем, 2000. – 320 с.

12. ¨Шубенкова Е.В. Тотальное управление качеством: Учебное пособие Е.В. Шубенкова. Под ред. Профессора Ю.Г. Одегова. – М.: Издательство «Экзамен», 2005.

13. *Эванс Джеймс Р. Управление качеством: учебное пособие для студентов вузов / Д.Р. Эванс; пер. с англ. Под ред. Э.М. Короткова. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007. – 637 с.

14. ¨Яблонский О.П., Иванова В.А. Основы стандартизации, метрологии, сертификации: Учебник /Серия «Высшее образование». – Ростов н/Д: Феникс, 2004.

 

 

 

 

 

КЛЮЧ к ТЕСТу ДЛЯ ЧАСТИ 1

№ вопроса правильный ответ(ы) № вопроса правильный ответ(ы) № вопроса правильный ответ(ы)
Б В А
А В Б,Г
А Б В
В А В
В В    
В А    
Б Б    
В Б    

 

 

ВОПРОСы ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К зачету

 

1. Понятие качества. Петля качества.

2. Взаимосвязь качества и надежности. Соотношение качества с ценностью и стоимостью.

3. Роль потребителя в определении качества. Стороны, заинтересованные в качестве.

4. Истоки качества.

5. «Звезда» качества.

6. Фаза отбраковки и фаза контроля качества.

7. Фаза управления качеством

8. Фаза менеджмента качества и фаза качества среды.

9. Взаимосвязь общего менеджмента и менеджмента качества.

10. Сущность системы менеджмента качества: планирование, обеспечение, контроль качества.

11. Основные положения концепции TQM.

12. Проблемы внедрение TQM на российских предприятиях.

13. Стратегия качества – порядок действий, направленных на развитие TQM.

14. Современные методы управления качеством – метод «шесть сигм», система Шинго.

15. Премии в области качества.

16. История создания стандартов качества.

17. Основные принципы и требования новой версии Международных стандартов серии ИСО 9000:2000.

18. Структура стандартов ИСО 9000:2000.

19. Технологические показатели качества продукции.

20. Комплексные показатели качества.

21. Технико-экономические показатели качества.

22. Организационно-правовые и экономические показатели качества.

23. Понятие о квалиметрии. Квалиметрическая оценка качества.

24. Классификация методов определения значений показателей качества.

25. Измерение качества. Шкала уровней, шкала интервалов, шкала отношений.

26. Методы оценки уровня качества.

27. Экспертные методы определения показателей качества.

28. Оценка экспертов.

29. Оценка согласованности мнения экспертов.

30. Структурирование функции качества.

31. Анализ последствий причин отказов (FMEA- анализ).

32. Достоинства статистических методов контроля.

33. Контрольные листы. Причинно-следственная диаграмма (диаграмма Ишикавы).

34. Гистограммы. Диаграммы разброса.

35. Анализ Парето. Стратификация.

36. Контрольные карты.

 


* Данный источник имеется в научной библиотеке ЧелГУ.

 

¨ Книги имеются в методическом кабинете факультета управления.

* Данный источник имеется в научной библиотеке ЧелГУ.

 

 

 

 

 

 

¨ Книги имеются в методическом кабинете факультета управления.

 

* Данный источник имеется в научной библиотеке ЧелГУ.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.